«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Протоиерей Иоанн ХРИССАВГИС, американский православный богослов, декан Греческой Православной Богословской школы Святого Креста Покаяние является примирением и восстановлением в Теле Христовом того единства, которое было разорвано грехом. Ведь «если страдает один член, страдают с ним все члены» (1 Кор. 12, 26). «Исповедайте друг пред другом грехи ваши,… чтобы исцелиться» (Иак. 5, 16). Вся Церковь выражает стремление к покаянию, повторяя слова псалмопевца, которые обычно называют «покаянным псалмом» (Пс. 50). Именно благодаря вере сообщества совершается новое принятие и прощение индивидуума. «И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои» (Лк. 5, 20; ср. Мф. 9, 2 и Мк. 2, 5). «Оправдание» в Новом Завете не означает урегулирования проблемы путем достижения компромисса - своего рода сделки; оно не поддается механическому определению. Это непрерывная реализация свободы, движение вперед, происходящее из вновь осуществляемого выбора и ведущее к восстановлению. Цель христианина - даже не оправдание, но новое вхождение (как грешника, так и святого) в общение, где вновь встречаются Бог и человек, где становится возможным личный опыт божественной жизни. И блудный сын, и святой - «кающиеся грешники». Дар разумения Покаяние не следует путать с простым угрызением совести, с личным чувством вины за дурное деяние, представляющими собой не состояние, но предварительную ступень, начало. Покаяние - это приглашение к новой жизни, открытие новых горизонтов, обретение нового видения. Христианство заявляет, что прошлое может быть изменено. Оно знает тайну изглаживания или, скорее, обновления памяти, тайну прощения и возрождения, отмены четкого разделения между «хорошим» и «плохим» человеком, благочестивым и непокорным, верующими и неверующими. Действительно, «последние» могут стать «первыми», грешник может достичь святости. Человек кается не потому, что он благочестив, но потому, что человеческая природа может изменяться, потому что невозможное человеку возможно Богу. Мотивом для покаяния всегда было смирение, самонедостаточность, - а не желание оправдания человека, реализация некой абстрактной идеи добродетели или получение награды в будущей жизни. Подобно тому как сила Божия открывается в высшей уязвимости Его Сына на Кресте, то и величайшая сила человека включает в себя его слабость: «ибо сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12, 9). Поврежденность человека - это нелогичная, даже сверхъестественная характеристика, в которой он неожиданно встречает Бога.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/40...

Смирение есть основа и сущность христианства. Божия Матерь весьма любит смиренных. Слово в день празднования Казанской иконе Божией Матери Архиепископ Серафим (Соболев) Икона Божией Матери Казанская «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим… уничижил Себя Самого, приняв образ раба… смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Флп. 2:5-9). Спасительно нам знать, мои возлюбленные о Христе чада, почему Святая Церковь во дни Богородичных праздников обращает наше внимание за Литургией на эти апостольские слова, в которых говорится о превознесении Богом Отцом Своего Божественного Сына ради Его неизреченного смирения. Потому что и Пречистую Божию Матерь Господь превознес и даровал Ей имя, т.е. такую великую славу, которой не дал никому из созданных Им разумных существ. Недаром Православная Церковь ублажает Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим. Но славу сию Божия Матерь получила за то, что в великом смирении Своем Она уподобилась Самому Спасителю. Эта истина засвидетельствована Ею в словах, которые Пречистая Божия Матерь сказала праведной Елисавете: «Яко призре на смирение рабы Своея» (Лк. 1:48). Спрашивается, какой же следует отсюда для нас, возлюбленные, спасительный вывод? Мы с вами также призваны к великой небесной славе Царства Христова, к его вечному райскому блаженству. «Отче… хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне… прежде основания мира» (Ин. 17:24), сказал Господь в Своей Первосвященнической молитве. Но путь к этому нашему превознесению, к нашей будущей небесной славе, тот же самый, которым прошел Господь, которым шли Пречистая Его Матерь и все святые. Это путь узкий, скорбный и тернистый, путь смирения Христова. Поэтому, если мы хотим идти по своему божественному предназначению, то должно осуществлять слова ап. Павла, сказавшего «последуйте смиренным» (Рим. 12:16), т.е. мы должны подражать смиренным, должны иметь это смирение. В нем заключается основа и вся сущность христианства по учению преп. Макария Египетского. Оно есть наше возрождение, обновление и спасение. Только за него Господь дарует нам Свою спасительную благодать, ибо Ему угодно было возвестить через Свое Откровение: «Господь гордым противится, смиренным же дает благодать» (Иак. 4:6, ср.: 1 Петр. 5:5, Притч. 3:34).

http://pravoslavie.ru/49500.html

Православие или мир. 27.04.2018 15:51:16 Игумен Даниил (Гридченко) Мир (мipъ) – субстанция немирная. По определению… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин.2:16). И похоть во всём своём безобразном многообразии, и гордость, по сути своей эгоистичны, эгоцентричны, и уже потому ни мира, ни любви в себе не заключают. Причём, нелюбовь тут взаимная. Сам Христос устами апостола Иоанна Богослова заповедуя нам любить друг друга ( сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15:12)); отвергает любовь к миру ( не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1Ин.2:15)). Парадоксальным образом нам рекомендовано не любить среду собственного обитания. Однако, не мир, как Божие творение, но то, во что его превратили грехи человеческие - производное безумия и порока. Уже одно это делает христианина нонконформистом, притом, в какие бы времена он не жил. Даже в так называемые золотые века христианства спасающихся было «малое стадо» (Лк. 12:32). Ибо и тогда похоть и гордость не переставали оставаться неотъемлемой частью «лежащего во зле» (1Ин.5:19) мира. В попытках договориться с ним (какими бы высокими целями эти усилия не оправдывались), найти с ним общий, «понятный» язык всегда есть доля отвержения «любви Отчей», потеря собственной идентичности, своего лица, необратимо вырождающегося в глумливую физиономию. Сложно быть убедительным, не будучи убеждённым. Трудно не превратиться в «эллина» и «иудея» в стремлении  «быть с эллином, как эллин, и с иудеем, как и иудей» (1Кор.9:20-21) во что бы то ни стало, не став предварительно «апостолом Павлом». И в этом процессе «потери своего лица» православные не оригинальны. Печальная картина самоликвидации западного христианства пред глазами… Но, увы, если даже собственный негативный опыт учит не всегда, то, тем более, чужие ошибки. «Если Церковь не гонима, она и не Христова», -  слова, приписываемые Тертуллиану, лишь на первый взгляд звучат шокирующе. Ибо вот что сказано, - да и все , желающие благочестиво во Христе Иисусе жить, будут гонимы (2Тим.3:12).  Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4). Вполне определённо дружба с миром именуется апостолами духовным прелюбодеянием. И уже по одной простой причине: христианство, по сути, радикально. Оно не терпит полутонов, гнушается экивоков: либо мы служим Богу, либо мамоне; или со Христом, или с вельзевулом, князем мира сего.

http://radonezh.ru/2018/04/27/pravoslavi...

Сколько всего случится за год, и не сосчитать, — а между тем год быстро проходит. 25 ноябрья — день Тезоименитства отца Иоанна Миронова — время идти к батюшке: и с поздравлениями, и с расспросами. За год встречались с ним не раз, спрашивали о многом, а о чём-то главном спросить забыли; теперь самое время наверстать упущенное. Хочется поговорить с батюшкой обстоятельно, и в спокойной беседе за домашним столом отец Иоанн Миронов , духовник нашей редакции, ответит на каждый наш вопрос. — Батюшка, какой одной фразой вы могли бы рассказать о вашей длинной и непростой жизни? — Пословицей могу сказать: «Жизнь прожить — не поле перейти». А если своими словами, то вот как: «Вся жизнь в скорбях и страданиях; одна радость — когда встречаюсь со своими чадами духовными в храме Божием, а так везде скорби, даже в доме родном». Как и Господь говорит: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16:33). — Отче, бывают ли случаи, когда вы отказываете людям в молитве? — За людей вообще страшно молиться. Приходят ко мне и некрещёные, и наркоманы, и убийцы… Это страшно — молиться за таких… Даже монахи афонские, не нам немощным чета, когда им присылали пожертвования безчестные люди, отсылали эту лепту обратно, не молились за таких жертвователей. Но, с другой-то стороны: «Молитесь друг за друга, да исцелеете» (Иак.5:16). Конечно, скорбную душу принять надо, облегчить надо, сказать: «Сама молись, не ленись!» Чем-то надо человека утешить. Как можно отказать? «Батюшка, помолитесь — мой родственник пропал!» Ну, конечно, молишься… Потом приходят, благодарят: «Батюшка, нашёлся». Это большая радость и для меня, и для них. — Недавно позвонила православная женщина, у которой только что родился четвёртый ребёнок. Жаловалась, что супруг познакомился с некой самозваной «старицей» и теперь полностью в её власти, забыл про жену, детей. Очень хотела она услышать от вас мудрый совет. Что бы вы посоветовали ей в таком положении? — Она уже приходила ко мне, просила принять мужа, побеседовать с ним. А я сказал: «Пребывай, как пребывала, — в любви к мужу! Молись за него. Господь вернёт его тебе».

http://pravoslavie.ru/37888.html

О том, как следует каждому готовиться, когда он хочет исповедоваться Прежде всего, расспроси и узнай, какой духовник самый опытный из всех, ибо великий Василий говорит, что, как болезни и раны телесные люди открывает не каждому, но опытным врачам, знающим, как их исцелить, так и грехи подобает открывать не первому попавшемуся, но могущим их исцелить 21 декабря, 2012 Прежде всего, расспроси и узнай, какой духовник самый опытный из всех, ибо великий Василий говорит, что, как болезни и раны телесные люди открывает не каждому, но опытным врачам, знающим, как их исцелить, так и грехи подобает открывать не первому попавшемуся, но могущим их исцелить AgionOros.ru начинает публиковать отрывки из «Книги об исповеди» преподобного Никодима Святогорца, которая будет издана в 2013 году Издательским Домом «Святая Гора». «Книга об исповеди» содержит советы духовникам и мирянам и является одним из наиболее полных практических руководств по Таинству Покаяния. Это произведение Никодима Святогорца издано во многих странах, но на русский язык переведено впервые. О том, что есть покаяние Исповедайте… друг другу согрешения. Иак. 5, 16 . Брат мой грешник, когда ты хочешь покаяться и исповедоваться, тебе нужно совершить следующее приготовление. Знай, прежде всего, что покаяние, согласно божественному Иоанну Дамаскину 1 , есть обращение от диавола к Богу, совершающееся с трудом и подвигом. Итак, и ты, возлюбленный мой, если хочешь покаяться как подобает, должен оставить диавола и дела диавольские и возвратиться к Богу и жизни по Богу, оставить грех, противный естеству, и вернуться к добродетели, свойственной естеству, возненавидеть зло столь сильно, чтобы и ты говорил с Давидом: Неправду возненавидех и омерзих 2 , и, напротив, возлюбить добро и заповеди Господни столь сильно, чтобы говорить с ним же: Закон же Твой возлюбих 3 и ещё: Сего ради возлюбих заповеди Твоя паче злата и топазия 4 . Говоря кратко, Дух Святой, говоря через премудрого Сираха о том, что есть истинное покаяние, дает тебе такой совет: Обратися… ко Господу и остави грехи… восходи к Вышнему и отвратися от неправды, и зело возненавиди мерзость 5 . Каково же истинное покаяние и плоды его, смотри в слове, помещенном в конце.

http://pravmir.ru/o-tom-kak-sleduet-kazh...

Вступительное слово Святейшего Патриарха Алексия к брошюре «Участие Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом» 25 мая 2007 г. 21:05 Вышла в свет брошюра «Участие Русской Православной Церкви в борьбе с распространением ВИЧ/СПИДа и работе с людьми, живущими с ВИЧ/СПИДом». Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II обратился к читателям издания. На протяжении почти уже двух тысяч лет своего исторического бытия Святая Церковь следует заповеди Господа нашего Иисуса Христа о любви: «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15. 12-13). Совершенный пример этой жертвенной любви — Сам Бог: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16). Вдохновляясь этой заповедью, следуя по стопам своего Спасителя, Который отдал жизнь Свою за жизнь мира (Ин. 6. 51) и ранами Которого мы исцелились от греха (1 Петр. 2. 24), верные чада Церкви Христовой со времен апостольских полагали в качестве одного из важнейших своих служений творение дел милосердия по отношению ко всем страждущим и нуждающимся. Это служение включало в себя попечение о вдовах и сиротах, престарелых и обездоленных, недугующих и беззащитных. По примеру и по прямой заповеди Спасителя (Мф. 10. 8) Церковь благодатью Духа Святого исцеляла больных (Иак. 5. 14), оказывала им духовную поддержку, врачебную заботу. Во времена эпидемий и массовых бедствий Церковь делала все возможное для их преодоления, разделяя страдания больных и утешая страждущих. И сегодня, когда многие страны мира, в том числе те, где несет свое служение Русская Православная Церковь, столкнулись с распространением ВИЧ/СПИДа, Церковь простирает руку помощи и солидарности людям, пораженным этим тяжким недугом. Священнослужители и миряне, епархии и духовные школы, приходы и монастыри принимают участие в борьбе с распространением этой болезни и в помощи пострадавшим от нее.

http://patriarchia.ru/db/text/249229.htm...

Книга шведского православного писателя Тита Коллиандера (1904–1989) " Узкий путь " , вышедшая в издательстве Сретенского монастыря, посвящена важнейшей теме духовной жизни христианина — ежедневному аскетическому подвигу борьбы со страстями и очищения сердца ради обретения Царствия Божия. Тот, кто начал внутреннюю брань, нуждается каждое мгновение в смирении, внимании, противостоянии и молитве. Ибо ему предстоит с помощью Божией овладеть мысленными эфиопами и отгонять и разбивать их у дверей сердца, как младенцев о камень (ср.: Пс. 136: 9). Для ведения внутренней борьбы необходимо стяжать смирение, потому что гордому противится Бог (ср.: Иак. 4: 6). Внимание необходимо для того, чтобы сразу приметить врага и охранить сердце. Противодействием должно встречать каждого врага, как только он будет узнан. Но без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5), поэтому молитва есть основа всей нашей брани. Пусть будет для тебя наставлением следующий пример. Своим вниманием ты обнаруживаешь врага, приближающегося к дверям твоего сердца, например, желание помыслить зло о твоем ближнем. Противостоянием воли ты избегаешь этого соблазна. Но в следующую же минуту ты попадаешь в ловушку приятной самодовольной мысли: какой я внимательный! Твоя мнимая победа оказалась поражением, ей недоставало смирения. Молитвой ты как бы передаешь борьбу в руки Божии, и у тебя уже не будет повода к самодовольству. И вскоре ты убедишься, что нет сильнее оружия, как имя Господне . Борьбу нужно вести беспрерывно Этот же пример показывает, что борьбу нужно вести беспрерывно. Бурным потоком врываются вражии помыслы, их надо как можно скорее остановить. Апостол Павел в своем Послании к Ефесянам сравнивает злые помыслы с раскаленными стрелами лукавого (ср.: Еф. 6: 16), который безостановочно посылает их. Беспрерывна должна быть и наша молитва к Господу, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (Еф. 6: 12).

http://pravoslavie.ru/108626.html

Кто-то должен помогать добираться до храма, заниматься ребенком в храме, или остаться с ребенком дома и отпустить маму в храм. Можно помочь провести именины и другие праздники. Братья и сестры болящих детей, если они есть, также испытывают дополнительные трудности, родители часто вынуждены жертвовать их интересами, им может не хватать внимания, любви. Для них тоже нужна помощь. Хотя, опыт показывает, что в такой ситуации несколько детей – гораздо лучше, чем один. Настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Пучково Наро-Фоминского р-на М.о. протоиерей   Леонид Царевский Доклад на 16 Рождественских образовательных чениях «…не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?» (Иак.2:5) «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25:40) Дорогие братья и сестры! Строго говоря, мой доклад должен быть предложен несколько иной аудитории. Находящиеся здесь, думаю, прекрасно ориентируются в проблемах семей с детьми-инвалидами. Скорее профессиональным миссионерам, приходским священникам необходимо пройти курсы коррекционной педагогики, ознакомиться с особенностями восприятия мира Божьего людьми с так называемыми «ограниченными возможностями». Вообще, миссия Церкви заключается в спасении людей, приобщении их ко Христу-Спасителю. Поэтому, главным делом миссии является проповедь Евангелия, научение вере: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел (по-славянски – заповедах ) вам» (Мф. 28:19-20). Если толковать эти слова Христа упрощенно, по-протестантски, то мы можем решить, что нельзя, например, крестить младенцев, так как они не могут понять вероучение. В подобном же состоянии могут оказаться и многочисленные инвалиды, воспринимающие действительность не так, как «нормальные» миссионеры. Но суть христианской проповеди не в передаче некой «суммы знаний», а в том, чтобы подготовить почву для встречи человека с Богом. Даже если мы вдохновим кого-то словами Евангелия, а потом проявим холодность и безразличие, это может послужить большим искушением для человека. Ведь известно множество случаев ухода людей из Церкви, когда они натыкались на противоречие дел и слов. Известные слова из послания ап. Иакова: «Вера без дел мертва» имеют в виду не только недейственность веры, но и умаление, убивание ее при отсутствии дел.

http://pravmir.ru/kak-govorit-o-xriste-s...

О таинствах. Таинство Покаяния ПОНЯТИЕ О ТАИНСТВЕ Покаяние есть таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом (Катехизис). НАЧАЛО УСТАНОВЛЕНИЯ ТАИНСТВА По своему началу покаяние, как и другие таинства Православной Церкви, есть учреждение Божественное. Благодать вязать и решить грехи была обещана апостолам Иисусом Христом еще во время Его земной жизни. Так, Господь в беседе о прощении согрешающим говорил апостолам: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси, и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). Эта благодать и была преподана апостолам и их преемникам Иисусом Христом по воскресении, когда он часто беседовал с учениками об устройстве Своей Церкви и учреждал для нее таинства. Однажды, явившись ученикам после воскресения, Спаситель сказал: «Мир вам: якоже посла Мя Отец, и Аз посылаю вы. И сие рек, дуну и глагола им: приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите, держатся» (Ин. 20, 21—23). Здесь благодать и власть вязать и решить грехи названа Духом Святым, и, таким образом, разрешение или удержание их представляется делом Божиим. В этом и состоит таинство. ИСТОРИЯ ЛИТУРГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ ТАИНСТВА О таинстве Покаяния у христиан апостольского времени мы находим указания в книгах Священного Писания (Деян. 19, 18; Иак. 5, 16). По объяснению толкователей, эти места Свящ. Писания показывают, что исповедь была общеизвестна христианам апостольского времени и что они исповедовали грехи свои пред строителями таин Божиих (1 Кор. 4, 1). Уже в апостольский век исповедание грехов, смотря по обстоятельствам, было или тайное, или открытое, публичное. Публичное покаяние требовалось от тех христиан, которые своими грехами производили соблазн в Церкви. Исповедание грехов соединялось с духовными наказаниями, которые были трех видов: 1) лишение на определенное время права делать приношения и участвовать в причащении (назначалось за менее важные преступления);

http://pravoslavie.ru/2121.html

Пастырь стада Христова Протоиерей Иоанн Миронов Служение пастыря, совершаемое от основания Церкви, есть продолжение служения Самого Спасителя. Церковь возлагает на пастырей особую миссию приобщения пасомых к благодатным дарам Святого Духа. Пастыри должны руководить народ Божий на пути к спасению, научая его Божественным истинам, а через священнодействия помогать людям очищаться от греха. О значимости пастырской деятельности как духовного руководства говорит святой апостол Иаков: «Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5: 16). С самого начала существования Церкви Христовой прослеживается тесная связь между духовным руководителем и нравственным состоянием христианина. Расцвет или оскудение духовной жизни общества всегда были следствием возрастания или умаления роли духовного руководства, которое берет свое начало от святых апостолов. Высшее проявление духовного руководства – старчество. Старец – богопросвещенный советник и наставник, имеющий дар рассуждения. Какая же разница между деятельностью старца и духовника? Духовник прежде всего совершитель таинства покаяния, а старец может и не быть священником, но он всегда является «изъявителем воли Божией, он должен быть непосредственно водим Святым Духом» . Старец является нравственным вождем потому, что ему открывается воля Божия, и приходящие с вопросом могут узнать эту волю из его ответов. В наше время нового подъема церковной жизни далеко не всем молодым священникам хватает осторожности и трезвости при оценке своих полномочий в духовном руководстве душами христиан. Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 28 декабря 1998 года вынужден был вынести специальное суждение «об участившихся в последнее время случаях злоупотребления некоторыми пастырями вверенной им от Бога властью “вязать и решить”». Было отмечено, что «отношения между духовником и духовными чадами должны строиться на основе взаимного уважения и доверия». «В этом смысле, – считает иеромонах Мефодий (Зинковский), благочинный Санкт-Петербургских духовных семинарии и академии, – пример отца Иоанна Миронова имеет особое значение, так как будучи очень опытным и благодатным пастырем, он никогда не навязывает своих мнений духовным чадам, ценя свободу человека, желая послушания, как говорится, не за страх, а на совесть, то есть по доверию. Ибо послушание без доверия и любви бесплодно и подчас даже губительно».

http://pravoslavie.ru/773.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010