Будьте, по сердоболию своему, сострадательны ко мне, братия. Ибо не напрасно сказало божественное Писание: брат от брата помогаемь, яко град тверд и высок, укрепляется же, яко основаное царство (Притч.18:19). И еще говорит: исповедайте друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак.5:16). Итак, избранники Божии, склонитесь на воззвание человека, который обещался благоугождать Богу и солгал Сотворившему его, - склонитесь, чтоб ваших ради молитв избавиться мне от обладающих мною грехов, и, соделавшись здравым, восстать с одра тлетворного греха; потому что еще с детства стал я сосудом непотребным и нечестным. И теперь, когда слышу о суде, не обращаю на сие внимания, как будто стою выше падений и обвинений. Других увещеваю удерживаться от вредного, а сам в двойной мере делаю это. Увы мне? какому подпал я осуждению! Увы мне, в каком я стыде! Увы мне! Сокровенное мое не таково, как видимое. Поэтому, если не воссияют для меня вскоре щедроты Божии, то нет у меня никакой надежды спастись делами. Ибо говорю о чистоте, а думаю о непотребстве; веду речь о бесстрастии, а помышление у меня и день и ночь о бесчестных страстях. Какое же буду иметь оправдание? Увы мне, какое готовится мне истязание! Подлинно у меня образ только благочестия, а не сила его. С каким же лицом приду к Господу Богу, который знает сокровенности сердца моего? Подлежа ответственности за столько худых дел, когда и на молитве стою, боюсь, чтобы не сошел с неба огонь, и не потребил меня. Ибо если в пустыне принесших огнь чужд попалил исшедший от Господа огнь (Лев.10:1.2): то чего буду ожидать себе я, на котором лежит такое бремя прегрешений? Итак, что же? Отчаиваться ли мне в своем спасении? Ни мало. Ибо сего только и домогается противник. Как скоро доводит он кого до отчаяния, тотчас низлагает его. А я не отчаиваюсь в себе, но твердо полагаюсь на Божии щедроты и на ваши молитвы. Почему не переставайте умолять человеколюбца Бога, чтоб сердце мое освободилось от рабства бесчестным страстям.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/824/...

Глава 1. Что всякое божественное осияние, по благости Божией разнообразно в то, о чем заботится Промысел, проходящее не только пребывает простым, но и единотворит осияваемое 1 . «Всякое даяние благое 3 и всякий дар совершенный свыше есть, сходяй от Отца светов» ( Иак.1:17 ). Но и всякое исхождение движимого Отцом светосвечения, благодатно в нас приходящее, вновь как единотворящая сила, возвышая, нас наполняет и обращает к единству и боготворящей простоте Собирателя Отца (ср. Мих.2:12; Ин. 17:21 ). «Ибо из Него 4 все и в Него», как сказало священное Слово (ср. Рим.11:36 ). 2 . Итак, призвав Иисуса, Отчий «Свет», сущий, истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир», через Которого получили мы доступ к светоначальному Отцу, восклонимся, насколько это возможно, ввысь к переданным отцами 5 осияниям священнейших Речений и, сколько есть сил, будем созерцать ими для нас символически 6 и возводительно открытые иерархии небесных умов 7 ; и начальное и сверхначальное 8 светодаяние богоначального Отца, показывающее нам в изобразительных символах блаженнейшие иерархии ангелов, невещественными и недрожащими очами разума восприняв, вновь от него устремимся к простому его сиянию. Оно никогда не покидает ведь своей единой сердцевины 9 , благолепно умножаясь и исходя для возвышающего и единотворящего смешения 10 всех, о ком заботится Промысел, пребывает внутри себя прочно и неколебимо утвержденным в неподвижном тождестве и воссиявает для восклоняющихся к нему подобающим образом, по их мере, и единотворит соответственно своему простому единству. Ибо невозможно, чтобы богоначальный луч воссиял нам иначе, нежели возводительно окутанным пестротой священных завес 11 , соестественно 12 и подходящим для нас образом Отеческим промыслом снаряженным. 3 . Почему и Совершенноначальное Священноустановление 13 , удостоив нашу преподобнейшую иерархию быть надмирным 14 подобием небесных иерарахий и испещрив упомянутые невещественные иерархии материальными образами и сочетаниями форм, предоставило нам соразмерно себе подниматься от священнейших выдумок 15 до простых и безобразных возведений и сопоставлений, поскольку невозможно нашему уму возвыситься до этого невещественного подобия небесных иерархий и их созерцания, если он не воспользуется соответствующим ему вещественным руководством 16 , понимая, что прекрасные явления 17 суть отображения невидимого благолепия, и воспринимаемые чувством благоухания – отпечатки распространения умопостигаемого, и материальные светы – образы невещественного светодаяния, и обстоятельные священные поучения 18 – способ свойственного уму насыщения созерцанием, и чины здешних порядков – отражения гармоничного с божественным свойства 19 упорядоченности, причастие в божественнейшей евхаристии – символ приобщения Иисусу; и все иное дано небесным существам надмирно 20 , а нам образно (символически).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

монах Кирилл (Попов) Скачать epub pdf Страсть «Бог гордым противится»: о гордости по текстам Священного Писания     Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию . Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1. В Священном Писании страсть гордости (греч. περηφανα) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления – гордыни. Высокомерие: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (βριν) 1 и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых ( Притч. 8:13 ). Злой от высокомерия (βρεως) 2 делает зло, а знающие себя самих – мудры. ( Притч. 13:10 ). Что принесло нам пользу высокомерие (περηφανα) 3 , и что богатство среди гордости доставило нам? ( Прем. 5:8 ). Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (βριν) 4 Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его ( Ам. 6:8 ). Надменность: И Я накажу всю вселенную за зло (ντελομαι τ οκουμν λ κακ – букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (βριν) беззаконных и смирю надменность (βριν) 5 гордых (περηφνων). ( Ис. 13:11 ). Это им за надменность (βρεως) 6 их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя ( Соф. 2:10 ). Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (βριν) 7 славных и унизить все славное на земле ( Ис. 23:9 ). Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φραγμα) 8 сильных, и будут осквернены святыни их ( Иез. 7:24 ). Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности (λαζονεαις) 9 , тщеславитесь (καυχσθε) 10 : всякое такое тщеславие (καχησις) 11 есть зло ( Иак. 4:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 22 дня Афонские старцы о коронавирусе (2 часть). ДУХОВНОЕ СЛОВО К ВЕРУЮЩИМ: ВСЕОБЩАЯ МОЛИТВА ЗАЩИТИТ МИР ДУХОВНОЕ СЛОВО К ВЕРУЮЩИМ: ВСЕОБЩАЯ МОЛИТВА ЗАЩИТИТ МИР «Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» (Иак.5:16). Чем дальше человек от Бога, тем больше он грешит. Чем больше человек грешит, тем он опаснее для общества, тем неизбежно, рано или поздно, он заболевает, либо телесно, либо душевно. Так болезнь делается зримым образом его предыдущих греховных действий и дурных поступков. Совершенные грехи неизменно влекут за собой последующие страдания, поэтому заболевший страдает как безрассудно нарушивший Божественные заповеди и установления. Средством для выздоровления и избавления от страданий тогда становится усиленное покаяние и воздержание от греха, как телесное, так и душевное: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши»(Деян.3:19). Если же человек не исправляется, то он умирает, сначала душевно, а потом и телесно, сам себе становясь наказанием.   Когда безбожие, подобно тьме, распространяется среди людей, то это множество людей совершает безчисленное количество дурных поступков, вплоть до впадения в различные извращения, которые нарушают Божественный закон и мерзки в очах Божиих. Возникновение массовых заболеваний и эпидемий, войн и катастроф делается прямым проявлением греховной жизни большого сообщества людей. Поэтому единственным средством выздоровления человечества являются всеобщая молитва и покаяние, вместе с полным воздержанием от грехов, если не добровольным, то принудительным. Сопротивляющиеся Божественным установлениям не имеют сил для своего выздоровления, несмотря на все ухищрения медицины. Всякий грех - это подчинение диаволу. Внутреннее подчинение ума диавольским внушениям становится внешним рабством. Человеческое сообщество, все более подчиняясь диктату диавола, впадает в рабскую зависимость от сил зла. Внешним проявлением этого подчинения злу делается новая форма общественного существования, вплоть до появления электронного концлагеря с его поголовной вакцинацией и чипами.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=0&iid=31...

Обличение самому себе и исповедь Будьте, по сердоболию своему, сострадательны ко мне, братия. Ибо не напрасно сказало Божественное Писание: Брат от брата помогаемь, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основаное царство (Притч. 18, 19). И еще говорит: Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да изцелеете (Иак. 5, 16). Итак, избранники Божии, склонитесь на воззвание человека, который обещал благоугождать Богу и солгал Сотворившему его; склонитесь, чтобы ваших ради молитв избавиться мне от обладающих мною грехов и, соделавшись здравым, восстать с одра тлетворного греха, потому что еще с детства стал я сосудом непотребным и нечестным. И теперь, когда слышу о Суде, — не обращаю на это внимания, как будто стою выше падений и обвинений. Других увещаваю (убеждаю) удерживаться от вредного, а сам в двойной мере делаю это. Увы мне, какому подпал я осуждению! Увы мне, в каком я стыде! Увы мне! Сокровенное мое не таково, как видимое. Поэтому, если не воссияют для меня вскоре щедроты Божии, то нет у меня никакой надежды спастись делами. Ибо говорю о чистоте, а думаю о непотребстве; веду речь о бесстрастии, а помышление у меня и день и ночь о бесчестных страстях. Какое же буду иметь оправдание? Увы мне, какое готовится мне истязание! Подлинно у меня образ только благочестия, а не сила его. С каким же лицом прииду ко Господу Богу, Который знает сокровенности сердца моего? Подлежа ответственности за столько худых дел, когда и на молитве стою, боюсь, чтобы не сошел с неба огонь и не потребил меня. Ибо если в пустыне тех, кто принес огнь чуждь, попалил исшедший огнь от Господа (Лев. 10, 1–2), то чего буду ожидать себе я, на котором лежит такое бремя прегрешений? Итак, что же? Отчаиваться ли мне в своем спасении? Нисколько. Ибо этого только и домогается противник. Как скоро доводит он кого до отчаяния, тотчас низлагает его. А я не отчаиваюсь в себе, но твердо полагаюсь на Божии щедроты и на ваши молитвы. Поэтому не переставайте умолять Человеколюбца Бога, чтобы сердце мое освободилось от рабства бесчестным страстям.

http://pravoslavie.ru/2154.html

Разделы портала «Азбука веры» Искушение (с церковнославянского языка переводится как «испытание»): 1) соблазн ; 2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения ( Быт.22:1 ); 3) внешний повод, провокация падших духов  или людей, имеющее целью расположить человека ко греху; 4) действие человека , направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете ( Мк.10:2 ); 5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху; 6) испытание долготерпения Божия со стороны человека ( Исх.17:2 ). Мозаики главного нефа собора в Монреале. Палермо. XII в. Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха? Несмотря на то, что Священное Писание содержит указания на факты искушений праведников Господом, таких, например, как искушение Авраама ( Быт.22:1 ), искушение всего Израильского народа ( Суд.3:1-4 ), Бог никогда никого не искушал и не искушает с той целью, чтобы склонить ко греху ( Иак.1:13 ). Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, Господь это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей ( Суд.2:22 ), любят ли они Его от всей души, от всего сердца ( Втор.13:3 ). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести. Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность ( Гал.3:6 ). Должное, богоугодное отношение Авраама к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род ( Быт.22:16-18 ). Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.

http://azbyka.ru/iskushenie

Скачать epub pdf Предисловие «Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих», – так взывал к Богу три тысячи лет назад царь и пророк Давид ( Пс.13,2 ). Дефицит живого авторитетного слова ощущался во все времена, но особенно остро ощущается он в наше время духовного оскудения, о чем предсказывали древние святые отцы. Каждый современный христианин сталкивается на своем жизненном пути с различными трудностями, попадает в сложные с духовной точки зрения ситуации. В таком состоянии ощущается необходимость в опытном совете и руководстве. Ради такого совета верующие люди шли некогда пешком за сотни верст к старцам в Оптину, в более близкое к нам время с последней надеждой преодолевали тысячи километров, чтобы услышать исполненное любви и духовного рассуждения врачующее старческое слово, задать старцу наболевшие вопросы, а главное – попросить его молитв, ибо «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5,16 ). Не у всех, однако, была и есть такая возможность осуществлять поездки к старцам. Да и где их искать? В этой ситуации для некоторых из наших современников способом обращаться и задавать вопросы одному из авторитетнейших пастырей Церкви, известному духовному писателю архимандриту Рафаилу (Карелину) неожиданно стал интернет. Ежедневно уже на протяжении нескольких лет о. Рафаил отвечает на вопросы о духовной жизни на своем интернет-сайте www.karelin-r.ru. Алчущие духовного совета православные христиане находят утешение в словах мудрого пастыря, ценя уникальную возможность непосредственного общения с ним. «Я ежедневно посещаю Ваш сайт, – пишет о. Рафаилу один из них, – и без зазрения совести читаю чужие письма, и виноваты в этом Ваши мудрые ответы. Этично ли это?» «Вопросы на сайте хотя и личные, – отвечает о. Рафаил, – но они имеют настолько общий характер, что могут оказаться нужными для других». Действительно, читая преисполненные благодати и духовного рассуждения ответы, мы слышим слова, как будто бы обращенные к нам, ибо все мы сталкиваемся с одними и теми же трудностями и в семейной, и в общественной, и в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Суд I. ПОНЯТИЕ 1) в ВЗ право С. принадлежит Богу. Вершить С. означает прежде всего «устанавливать или восстанавливать справедливость». Так, праведники могут ожидать справедливости именно от С. Божьего ( Пс. 57:12 ; Иер. 17:10 ). Судящий Бог – защитник гонимых, вдов и сирот ( Исх. 22:21–23 ; Исх. 23:7 ; Пс. 25:1 ; Пс. 67:6 ; Пс. 118:52 ). Но горе тем, кто творит неправду! Божий С. над ними будет суров ( Лев. 26:14 ; Втор. 28:15 ; Иер. 28:16 ); 2) в НЗ греч. слово крисис в первую очередь означает «разделение», «различение», и лишь затем – «решение, постановление суда», «суд». Отделять свет от тьмы (см. Быт. 1:4 ) – неотъемлемое свойство самой сущности Бога; «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» ( 1Ин. 1:5 ; Иак. 1:17 ). В Нем нет места греху, который является частью тьмы. Поэтому Бог побуждает представлять сокрытые грехи и злые дела на всеобщее обозрение, тогда как грешникам присуще скрывать тайные дела тьмы ( Ин. 3:19 ). «Все, делающееся явным, свет есть» ( Еф. 5:11–23 ). Когда вершится Божий С., все сокрытое, согл. Его воле, должно быть явлено на свет. II. БОЖИЙ СУД И ЕГО ЛЮБОВЬ 1) все подчинено Божьей воле к спасению человечества. «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин. 3:17 ). Поэтому Иисус говорит о Себе: «Я не сужу никого» ( Ин. 8:15 ). Его цель – спасение человечества, а не его уничтожение ( Лк. 9:56 ; Ин. 12:47 ). Божья воля к спасению засвидетельствована в Библии ( Иез. 33:11 ; Лк. 5:32 ; Лк. 19:10 ; 1Тим. 1:15 ; 1Тим. 2:4 ). Но Божье спасение и Божий С. не является взаимоисключающими понятиями. Напротив, для исполнения Богом спасит. миссии Ему необходимо вершить С. Без С. спасение невозможно; 2) никто не приобщится к Божьему вечному спасению, пока над ним не свершится С., который отделит свет от тьмы, добро от зла. И Христос послан на землю для вынесения всем людям приговора, согл. которому одни «восстанут», другие же «падут» ( Лк. 2:34 ). Он пришел в мир сотворить спасение, но Его приход обернулся С. над миром, ибо «люди более возлюбили тьму, нежели свет» ( Ин. 3:19 ). Смерть Иисуса стала осуждением для Его судей. Те, кто рассчитывал судить Иисуса, сами оказались под С. ( Ин. 12:31 ). Т.о., приход Иисуса имеет для человечества двойное значение:

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Постоянство Постоянство необходимо для спасения: Претерпевший до конца спасется ( Мф.10:22 ). Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно, ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя ( 1Тим.4:16 ). Пример Иисуса Христа должен поощрять нас к постоянству: С терпением будем проходить предлежащее нам поприще, взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который претерпел крест. Помыслите о Претерпевшем, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими ( Евр.12:1–3 ). Верные должны иметь постоянство а) в искании Бога и служении Ему: Взыщите Господа и силы Его, ищите непрестанно лица Его ( 1Пар.16:11 ; Пс.104:4 ). Бойтесь Господа и служите Ему истинно, от всего сердца вашего ( 1Цар.12:24 ); б) в научении евангелию: Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики ( Ин.8:31 ). Стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим. Сам же Господь да утвердит вас во всяком слове и деле благом ( 2Фес.2:15–17 ). Пребывай в том, чему научен; ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение ( 2Тим.3:14–15 ); в) в вере: Апостолы, утверждая души учеников, увещевали пребывать в вере ( Деян.14:22 ). Стойте в вере, будьте тверды ( 1Кор.16:13 ). Трезвитесь, бодрствуйте, противустойте диаволу твердою верою ( 1Петр.5:8–9 ); г) в любви Божией: Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей ( Ин.15:9–10 ); д) в сохранении твердой надежды: ( Ос.12:6 ). Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен обещавший ( Евр.10:23 ); е) в благодати Божией: Будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом ( Евр.12:28 ); ж) в молитве: Должно всегда молиться и не унывать ( Лк.18:1 ). В скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны ( Рим.12:12 ). Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом и старайтесь о сем самом со всяким постоянством ( Еф.6:18 ); з) в послушании заповедям: Буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки ( Пс.118:44 ). Кто вникнет в закон совершенный и пребудет в нем, тот, будучи не слышателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действовании ( Иак.1:22–25 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Зачем молиться святым? Можно ведь напрямую Богу. Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 7 Ответов Также можно сказать и о живых: зачем просить своих братьев и сестер по вере молиться за себя? Потому что это проявление любви по отношению друг другу. Через молитву друг за друга Бог объединяет нас и подаёт Свои благодеяния. Святые живы и они в своем нынешнем состоянии находятся непосредственно рядом с Богом, и  многое может усиленная молитва праведного  ( Иак.5:16 ). Возникает встречный вопрос: а почему не помолиться? Что мешает, кроме гордости? Тем более, что помощь святых, это не просто теория, это практика всей истории Церкви Божьей! Очевидно, что это угодно Богу! И здесь неуместен юношеский максимализм: либо/либо, одно не исключает, а дополняет другое. И вспомним сотника, который посчитал себя недостойным обратиться напрямую ко Христу ( Лк.7:1–16 ). Все мы, обычные грешники, просим друг у друга молитв. Почему же мы не можем просить о том же и тех членов Церкви, кто обрёл святость и предстоит Богу? Практика показывает, что они нас слышат и молятся. Почитание святых основано на Священном Писании. Святые становятся нашими сомолитвенниками к Богу. “Сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя… раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас ( Иов. 42.8 ). Господь желает скорее исполнить молитву одного праведника, чем трёх грешников, на что Сам и указывает. Согрешил Авимелех и молится Богу, и кается, и оправдывается пред ним как может, но Бог, указывая на Авраама, говорит Авимелеху: Он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив ( Быт. 20:7 ). Так Господь Сам нас учит прибегать к святым, прося их молитв. Ведь Авимелех первоначально молил Бога, как говорится, “напрямую” ( Быт. 20:4–5 ). Но Сам Бог повелевает ему обратиться к ходатайству праведника”.….… “Иуда Маккавей видел в видении Онию, умершего первосвященника, видел, что он, простирая руки, молился за весь народ иудейский. Потом явился другой муж, украшенный сединами и славою, окруженный дивным и необычайным величием. И сказал Ония: это братолюбец, который много молился о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий ( 2Мак.15:12–14 )”.

http://azbyka.ru/vopros/zachem-molitsja-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010