Введение Предварительные Понятия. 1. ЧТО ТАКОЕ ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС? Православный катехизис есть наставление в православной христианской вере, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души. 2. ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЛОВО “КАТЕХИЗИС”? Катехизис в переводе с греческого языка значит оглашение, устное наставление. С апостольских времен этим словом по традиции обозначается первоначальное учение о православной вере, необходимое каждому христианину (см. Лк 1:4, Деян 18:25). 3. ЧТО НУЖНО ДЛЯ БЛАГОУГОЖДЕНИЯ БОГУ И СПАСЕНИЯ ДУШИ? Для благоугождения Богу и для спасения души нужно: познание истинного Бога и правильная вера в Него; жизнь по вере и соответствующие ей добрые дела. 4. ПОЧЕМУ В НАЧАЛЕ НУЖНА ВЕРА? Вера нужна потому, что, как свидетельствует слово Божие, без веры угодить Богу невозможно (Евр 11:6). 5. ПОЧЕМУ КРОМЕ ВЕРЫ НУЖНЫ ЖИЗНЬ ПО ВЕРЕ И ДОБРЫЕ ДЕЛА? С верой должны быть нераздельны жизнь по вере и добрые дела потому, что, как свидетельствует слово Божие, вера без дел мертва (Иак 2:20). 6. ЧТО МЫ НАЗЫВАЕМ ВЕРОЙ? По объяснению ап. Павла: вера есть… осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр 11:1). То есть: уверенность в невидимом, как бы в видимом, и уверенность в желаемом и ожидаемом, как в настоящем. 7. В ЧЕМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ВЕРОЙ И ЗНАНИЕМ? Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом ощутимое и познаваемое, а вера — невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте и исследовании предмета, а вера — на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце; вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях. 8. ПОЧЕМУ В УЧЕНИИ БЛАГОЧЕСТИЯ НУЖНЫ НЕ ТОЛЬКО ЗНАНИЯ, НО И ВЕРА? В учении благочестия требуется не только знание, но и вера потому, что главным объектом изучения является Бог, невидимый и непостижимый, и премудрость Божия, окружённая тайной. Поэтому многое в этом учении не может быть охвачено знанием, а может быть воспринято только верой. “Вера,— говорит св. Кирилл Иерусалимский,— есть зрение, освящающее совесть; она даёт человеку ведение. Если вы не верите, то потому, что вы не удостоверены” (Ис 7:9; Огласительное поучение, 5).

http://sedmitza.ru/lib/text/432169/

Разделы портала «Азбука веры» Искушение (с церковнославянского языка переводится как «испытание»): 1) соблазн ; 2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения ( Быт.22:1 ); 3) внешний повод, провокация падших духов  или людей, имеющее целью расположить человека ко греху; 4) действие человека , направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете ( Мк.10:2 ); 5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху; 6) испытание долготерпения Божия со стороны человека ( Исх.17:2 ). Мозаики главного нефа собора в Монреале. Палермо. XII в. Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха? Несмотря на то, что Священное Писание содержит указания на факты искушений праведников Господом, таких, например, как искушение Авраама ( Быт.22:1 ), искушение всего Израильского народа ( Суд.3:1-4 ), Бог никогда никого не искушал и не искушает с той целью, чтобы склонить ко греху ( Иак.1:13 ). Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, Господь это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей ( Суд.2:22 ), любят ли они Его от всей души, от всего сердца ( Втор.13:3 ). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести. Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность ( Гал.3:6 ). Должное, богоугодное отношение Авраама к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род ( Быт.22:16-18 ). Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.

http://azbyka.ru/iskushenie

САМОПОЗНАНИЕ Самопознание есть познание, что делается в душе (2:6, см. ХРИСТИАНИН , 1115). Самопознание есть начало СПАСЕНИЯ Познать себя и свое окаянство начало спасения есть: понеже познание своея бедности приводит к исканию способа, дабы избавиться от беды. Тако сотворил блудный сын, удалившийся от отца своего и находясь в беде глада, который, «в себе пришед, рече: колико наемником отца моего избывают хлебы, аз же гладом гиблю!.. И востав иде ко отцу своему» ( Лк. 15, 17 и 20). Тако грешный человек, размышляя о своей бедности и благости небеснаго Отца, которою вси работающии Ему наслаждаются, приходит в себе и глаголет: «Коль многие у Бога получают милость истинным покаянием; я же той лишаюся своим небрежением. Востав пойду и я к Богу, возвращуся к Нему покаянием» (2:222) (также 2:100, см. СЛЕПОТА , 888). Тщаться познавать растление и окаянство сердца своего. От познания бо себя самого последует СМИРЕНИЕ и ТЩАНИЕ о исправлении себя самого: ибо надобно прежде познать НЕМОЩЬ немощному, и тогда исцеления искать. Начало здравия – познание немощи: и начало исправления – познание бедствия и окаянства своего. Кто бо, видя яд в себе смертоносный крыющийся, не со усердием пожелает от того свободиться? И кто, видя погибель свою, не будет тщаться от тоя избыть? Познать убо себя начало СПАСЕНИЯ есть. Познай убо себя, человече, и нелицемерно признай свою бедность и окаянство пред Богом; и отдай себя в руце Христовы, как немощный отдает себя лекарю: и тогда Христос исцелит тебе! (4:134). Начало благополучия – познать свое неблагополучие: якоже начало здравия – познать свою немощь. Христианине! познай свою бедность и признай: и будеши благополучен, яко будеши смирен. «Бог гордым противится: смиренным же дает благодать. Всяк возносяйся смирится: смиряй же себе вознесется " ( 1Пет. 5, 3 ; Лк. 18, 14 ) (4:196). Посматривай убо, человече, чаще в СЕРДЦЕ твое, да познаешь его: от того бо зависит начало исправления. Чем чаще будешь в него приникать и разсматривать, тем более его будешь познавать; чем более сердце будешь познавать, тем более будешь познавать зло, в нем крыющееся; чем более зло в себе будешь познавать, тем более будешь познавать бедность свою и окаянство. Познание бедности и окаянства убедит тебя СМИРЯТЬСЯ, и искать ПОМОЩИ и избавления у Христа, Который все может – и из злаго доброе сделать. «Смиренным Бог дает благодать» ( Иак. 4, 6 ) (4:135–136).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Глава 15 Бог ободряет Аврама Быт.15:1 . После сих происшествий Довольно обычное, хотя в то же время слишком общее хронологическое указание. было слово Господа к Авраму Экзегеты обращают внимание на данное место, как на первый случай того, как в Библии под термином dabar «слово» предлагалось таинственное предуказание на боговоплотившееся Слово, т.е. на Господа нашего Иисуса Христа ( Исх. 9:20 ; 1Цар. 3:21 , Пс. 32:6 и др.). в видении [ночью], Последнее указание, стоящее в скобках, есть у LXX (не во всех кодексах, см. у Гольмеса); еврейский же подлинник его не имеет и большинство комментаторов считают его позднейшим добавлением. Но если даже и допустить, что это богоявление происходило ночью, то, во всяком случае, несомненно, что Аврам, воспринимая это откровение, находился не в сонном, а в бодрственном состоянии, как это ясно видно из всего контекста ( Быт. 15:2, 5, 9–11 ). Точнее определяя это состояние, бытописатель называет его «видением», т.е. особо восторженным, приподнятым и, так сказать, экстатическим состоянием, подобным тому, в котором находился пророк Исаия в момент призвания его к пророческому служению ( Ис. 6 ) или Апостол Павел, когда восхищен был в рай и слышал неизреченные глаголы ( 2Кор. 12:3–4 ). и сказано: не бойся Аврам; Я твой щит; Не бойся, прежде всего, мести от тех врагов, над которыми ты недавно одержал столь блистательную победу, а также не страшись недоброжелательства и зависти к твоему военному успеху и возрастающему благосостоянию со стороны окружающих тебя хананейских владетелей; не бойся ничего подобного, – говорит Господь: «ибо Я твой щит», т.е. покровитель и защитник ( Пс. 3:4, 5:13, 83:12, 118:114 и др.). награда твоя [будет] весьма велика. В награду за все возвышенные и благородные свойства высокой души Аврама, в особенности за его послушание и веру, Господь не только даровал ему целый ряд обетований, как временных, так и вечных благ, но и удостоил его особенной близости к Себе, которая дала Апостолу Иакову ( Иак. 2:23 ) основание назвать его даже другом Божьим, в чем нельзя не видеть высочайшей награды для человека. Аврам скорбит об отсутствии у него потомства

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Гордость Гордость а) воспрещена: Не умножайте речей надменных, дерзкие слова да не исходят из уст ваших ( 1Цар.2:2–3 ). Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой ( Притч.27:2 ). Не выставляй себя слишком мудрым ( Еккл.7:16 ). Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим ( Иер.9:23 ). Слушайте и внимайте: не будьте горды ( Иер.13:15 ). Не высокомудрствуйте и не мечтайте о себе ( Рим.12:16 ); б) есть грех: Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых – грех ( Притч.21:4 ). Начало греха – гордость, и обладаемый ею изрыгает мерзость ( Сир.10:15 ). Послушайте вы, говорящие: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год и будем торговать и получать прибыль; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорит: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое, – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло ( Иак.4:13–16 ). Бог ненавидит гордость: вот, что ненавидит Господь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый… ( Притч.6:16–17 ). Гордость и высокомерие Я ненавижу ( Притч.8:13 ). Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем: можно поручиться, что он не останется ненаказанным ( Притч.16:5 ). Гордость ненавистна и Господу, и людям, и преступна против обоих ( Сир.10:7 ). Вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши: ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом ( Лк.16:15 ). Гордость а) осуждена Господом: Приступила к Нему мать сынов Зеведеевых с сыновьями своими и говорит: скажи, чтобы сии два сына мои сели у Тебя один по правую сторону, а другой по левую в царстве Твоем. Иисус же, подозвав прочих учеников, сказал: вы знаете, что князья народов господствуют над ними; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою ( Мф.20:20–27 ). Господь спросил учеников: о чем дорогою вы рассуждали между собою? Они молчали, потому что рассуждали, кто больше. И сказал им: кто хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугою ( Мк.9:33–35 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Крэйг Кинер (протестант) ПЕРВОЕ ПОСЛАНИЕ ПЕТРА ВВЕДЕНИЕ Авторство. Одни комментаторы ставят под сомнение авторство Петра, другие реши тельно выступают за него; ситуация, которая предполагается в послании, хорошо согласуется с той, которая существовала при жизни Петра. Предания о мученической смерти Петра в Риме практически не подвергаются сомнению никем. В конце I в. н. э. в Первом послании Климента послание Петра принимается как подлинное, а раскопки показали, что в Риме был установлен памятник мученику Петру. В других христианских преданиях это также подтверждается, как и то, что Петр был автором данного послания; на него ссылаются писатели с начала II в. н. э. Учитывая предание о мученической смерти Петра в Риме, огромную вероятность, что послания, которые он написал, сохранились, и тот факт, что большинство посланий были либо подлинными, либо написаны спустя долгое время после смерти подразумеваемого автора, то искать доказательства придется тем, кто пытается отрицать авторство Петра. Например, один комментатор (Selwyn) считает, что ему удалось выявить в 1 Фес. и 2 Фес. нечто общее со стилем Силуана (5:12). Этот аргумент весьма неубедителен, но доводы против авторства Петра даже еще слабее (о тех, которые основаны на анализе греческого стиля, см. во введении к Иак.). Дата написания. Датировка послания основана на трех главных периодах преследований – в правление императоров Траяна (начало II в.), Домициана (см. введение к Отк.) и Нерона, когда Петр принял мученическую смерть. Его послание указывает на атмосферу жестоких репрессий, а не официальных судебных процессов в эпоху правления Траяна. Характеристика церковного руководства в послании (5:1,2) в большей мере согласуется с моделью I в., чем с более поздней датой. Маловероятным представляется предположение о послании под псевдонимом, которое приписывается Петру, еще в период Флавиана (после Нерона, но еще в I в. н. э.). Единство послания. В первой части 1 Пет. (1– 4:6) о начавшихся преследованиях ясно не говорится; во второй же части (4– 5:14) весть об этом звучит более определенно. Некоторые исследователи, основываясь на этом, делят послание на две части, обычно рас сматривая первый его раздел как проповедь на тему крещения (вследствие многочисленных параллелей с другими частями Нового Завета). Однако ситуация в этих двух разделах не слишком отличается, чтобы говорить об этом, к тому же для такого деления нет другихвеских причин.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Часть восьмая Симонопетра 1 Хочешь научиться молитве? Все свои скорби и радости обращай в молитву. 2 Хочешь научиться смирению? Научись хранить мир души, когда тобою пренебрегают. 3 Хочешь научиться безпопечительности? Живи там, куда приведет тебя Бог. 4 Хочешь научиться безстрастию? Научись спокойно выслушивать все, что тебе говорят. 5 Хочешь войти в тайну Божества? Преодолей мирское мудрование, и Бог не замедлит открыться тебе: «ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир» (1 Ин. 5: 4). 6 Как бычок ни рвется, а все равно возвращается отдохнуть к колышку, к которому он привязан; куда бы твой ум ни уклонялся, все равно ему придется научиться непрестанной молитве, чтобы найти покой в Боге. 7 Этот мир – не мир жизни, как он нам видится. В действительности, это мир смерти, и действительно живых в этом мире очень мало, ибо мертвые обещают мертвым «свободу, будучи сами рабы тления» (2 Пет. 2: 19). 8 Когда монах один, он ищет утешения в Боге; а когда монах не один, он ищет утешения в ближних. 9 Главное не то, какие мы есть, когда читаем духовную книгу, а то – какие мы есть, когда ее закроем. 10 Сначала мы не способны на добро, а потом, по мере очищения сердца, становимся не способны на зло. 11 Разожми руки, которыми ты ухватился за этот ненадежный и обманчивый мир. Вспомни, где ты находишься и куда ты уйдешь. 12 Мягкое и слабое – смирение – прогоняет сильное и жесткое – гордость и диавола. 13 Пища монаха – молитва. Как человек слабеет без пищи, так и монах – без молитвы. 14 Чтобы монашество было плодотворным, оно должно открывать душе все возможности для ее развития. 15 Ты гибнешь от сребролюбия? Тогда не вини деньги, вини свою привязанность к ним, которая «съест плоть вашу, как огонь» (Иак. 5: 3). 16 Тот, кто жалуется, не имеет помощи от людей; кто ропщет, не имеет помощи от Бога. 17 Когда мы живем без Бога, наше сердце подобно железу. Когда мы устремляемся к Богу, наше сердце становится сырой глиной, из которой оно было когда-то сотворено, а затем оно уподобится мягкому чистому воску, на котором отпечатается Лик Христов.

http://isihazm.ru/1/?id=203

Разделы портала «Азбука веры» Первородный грех тяготеет на всех людях без исключения, следовательно и на младенцах “И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время” ( Быт.6:5 ). “… и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его…” ( Быт.8:21 ). “Проклят будет плод чрева твоего” ( Втор.28:18 ). “Кто родится чистым от нечистого? Ни один” ( Иов.14:4 ). “И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною?” ( Иов.25:4 ). “Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя” ( Пс.50:7 ). “Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного” ( Пс.13:3 ). Мы видим, что грехом первого человека — грех вошел в род человеческий, а также и смерть, смерть перешла от Адама ко всему роду человеческому: “…как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили” ( Рим.5:12 ). “мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие” ( Еф.2:3 ). “И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших” ( Мф.27:25 ). Зачатие детей сопровождается похотливым, страстным движением крови: “Которые (родились) ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа…” ( Ин.1:13 ). “… похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть” ( Иак.1:15 ). Чтобы очиститься от первородного греха, младенцы должны родиться от воды и Духа, т.е. креститься: ( Ин.3:5 ). Младенцы должны быть крещены по прообразам: “Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола… Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей (в восьмой день), истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой” ( Быт.17:12-14 ) (Сам младенец конечно не мог обрезать себя его обрезывали родители. Но наказание постигало младенца, он нарушал завет.)

http://azbyka.ru/o-kreshhenii-mladencev-...

Содержание а. Сколькими способами мы видим божественный рай чувственно воспринимаемым при благочестивом созерцании б. С другой стороны, сколькими способами мы видим рай умопостигаемым через логосы созерцания и какие в нем насаждения в. Каковы плоды обоих насаждений умопостигаемого рая? г. Иначе: божественный поворот из созерцания в созерцание д. Через аллегории, иное, более возвышенное, созерцание поручения и заповеди Бога для Адама е. Другое самое мудрое и возвышенное созерцание умопостигаемого рая и каковы врата, вводящие в него, каковы выводящие и какие в нем божественные насаждения ж. Каково делание и хранение умопостигаемого рая и ходатаем чего становится причастие ею плодам для различно возделывающих в нем? з. Каким образом Слово установило (только) двое, а не много врат в этом раю, обращающихся так же, как и Херувимы, и что за различие действия каждых из этих (врат)?     1. Итак, давайте поразмышляем о рае! Ибо это цель нашего трактата 1 , ради которой я и погрузился в труды 2 над ним после трактата, написанного мною о душе. Однако, если угодно, давайте так [и] рассмотрим все, сообразно цели, согласно исходному значению 3 , ибо сначала нам необходимо исследовать: – каким образом божественный рай создан осязаемым для нас и одновременно умопостигаемым; – каковы плоды обоих божественных насаждений умопостигаемого рая; – что такое возделывание и хранение умопостигаемого рая; – и ходатаем 4 чего становится причастие его плода для различно 5 возделывающих в нем; – каким образом Слово установило (только) двое, а не много, врат в этом раю, обращающихся так же, как и Херувимы ( Быт.3:24 ); – и что за различие действия каждых из этих (врат); – затем (нам необходимо) также поразмышлять о Древе Жизни и точно так же о Древе знания, которое называется «Познанием добра и зла» ( Быт.2:9 ). Ибо, таким образом, насколько нам доступно, мы сами узнаем, согласно божественному апостолу, каково «богатство благости» Божией на нас ( Рим.2:4 ), и каковы благодеяния нам свыше от Него ( 1Кор.2:12 ; Иак.1:17 ), и почему мы отпали и отпадаем 6 от божественных даров 7 дурным расположением воли 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 45. О ДАРЕ МУДРОСТИ Далее мы должны исследовать дар мудрости, который соотносится с любовью к горнему; [при этом мы рассмотрим], во-первых, саму мудрость и, во-вторых, противоположный [ей] порок. Под первым заглавием наличествует шесть пунктов: 1) должно ли полагать мудрость одним из даров Святого Духа; 2) каков ее субъект; 3) является ли мудрость только созерцательной или же ещё и практической; 4) совместима ли являющаяся даром мудрость со смертным грехом; 5) обладают ли ею все те, кто наделен освящающей благодатью; 6) какое блаженство ей соответствует. Раздел 1. ДОЛЖНО ЛИ ПОЛАГАТЬ МУДРОСТЬ ОДНИМ ИЗ ДАРОВ СВЯТОГО ДУХА? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что мудрость не должно полагать одним из даров Святого Духа. В самом деле, как уже было сказано (II-I, 68, 8), дары совершеннее добродетелей. Но добродетель определена исключительно к благу, в связи с чем Августин говорит, что «никто не пользуется добродетелью дурно» 516 . Поэтому дары Святого Духа тем более должны быть определены исключительно к благу. Но мудрость может быть определена и к злу, поскольку, как сказано [в Писании], бывает мудрость «земная, плотская, бесовская» 517 ( Иак. 3, 15 ). Следовательно, мудрость не должно полагать одним из даров Святого Духа. Возражение 2. Далее, как говорит Августин, «мудрость – это знание божественного» 518 . Но нами ранее уже было разъяснено (4, 5; II-I, 62, 3), что то знание божественного, которое человек может приобретать посредством своих природных дарований, принадлежит мудрости, которая является умственной добродетелью, в то время как сверхъестественное знание божественного принадлежит вере, которая является теологической добродетелью. Следовательно, мудрость правильнее называть добродетелью, а не даром. Возражение 3. Далее, [в Писании] сказано: «Вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум» ( Иов. 28, 28 ). Согласно же переводу семидесяти толковников, который цитирует Августин, в этом месте сказано: «Премудрость есть благочестивое созерцание» 519 . Но и страх, и благочестие являются дарами Святого Духа. Следовательно, мудрость не должно рассматривать как один из даров Святого Духа, как если бы она была чем-то отличным от других.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010