1007 . Бертье-Делагард А. Л. О Херсонесе. Крестообразный храм. – Крещальня. – Крепостная ограда/ИАК. – 1907. – Вып. 21. 1008 . Бибиков М. В. Byzantinorossica: Свод византийских свидетельств о Руси. – М.: Языки славянской литературы, 2004. – Т. 1. – 736 с. 1009 . Бибиков М. В. Византийская историческая проза. – М.: РАН, 1996. – 190 с. 1010 . Бибиков М. В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. – СПб.: Алетейя, 1999. 1011 . Бибиков М. В. Византийский историк Иоанн Киннам о Руси и народах Восточной Европы. – М., 1997. 1012 . Бибиков М. В. Историческая литература Византии. – СПб.: Алетейя, 1998. – 318 с. 1013 . Бибиков М. В. К проблеме историзма византийской агиографии//Византийские очерки. – М.: Наука, 1996. – С. 50–55. 1014 . Бибиков М. В. Тексты договоров Руси с греками в свете византийской дипломатической практики//Antidoron: К 75-летию академика РАН Г. Г. Литаврина. – СПб., 2003. 1015 . Бибиков М. В. Час в Византии: астрономический, литургический и мифологический//АДСВ. – 2009. – Вып. 39. – С. 71–86. 1016 . Бицилли П. Новгородское сказание о IV Крестовом походе//Исторические известия. – 1916. – 3–4. 1017 . Близнюк С. В. Венецианцы на Кипре в XIII-XV вв.//Bulgaria Pontica Medii Aevi/– Sofia, 1992. – Т 4. 1018 . Богданова Н. М. О времени взятия Херсона князем Владимиром//ВВ. – 1986. – Т 47. – С. 39–46. 1019 . Богданова Н. М. О значении точного прочтения источника//ВВ. – 1988. – Т 49. – С. 195–201. 1020 . Богданова Н. М. Херсон в X-XV вв. Проблемы истории византийского города//Причерноморье в средние века. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – С. 8–172. 1021 . Болгов Н. Н. Культурный континуитет в Северном Причерноморье IV-VI вв. – Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского, 2002. – 150 с. 1022 . Болгов Н. Н. Письменные источники по истории позднеантичного Северного Понта: позднеантичные тексты III-VI вв.//Античный мир. – Белгород: БГУ, 1999. – С. 117–128. 1023 . Болгов Н. Н. Поздняя античность: история и культура. – Белгород: Белгород. гос. ун-т, 2009. – 88 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

V. Конец Оный есть, чтоб показать: 1) что Бог иногда, и по каким причинам, благочестивых людей в разные ввергает бедствия; 2) что судьбы Божии всеконечно справедливы, однако часто бывают неизвестны; 3) что благочестивые в рассуждениях о путях и судьбах Божиих удобно погрешишь могут; 4) чего должно уклоняться благочестивым в оскорблениях; 5) что в благочестивых слабость находится, и искушения оную открывают; и 6) что Бог напоследок оскорбления благочестивых оканчивает, и их по достоинству награждает. Иак.5:7–11 . VI. Прообразование Иисуса Христа Оное есть Иов, который прообразил состояние как истощания, так и прославления Иисуса Христа. VII. Проречение о Иисусе Христе Иов.19:25,27 . VIII. Разделение. На четыре части разделяется сия книга. Первая содержит повествование о скорби Иова, и борении его с различными злоключениями, именно же: а. С некоторыми злоключениями внешними, лишающими его детей и всего имения. Иов.1 . б. С злоключениями внутренними, не только с болезнью телесною, но и со искушениями душевными, при стужении жены и молчании другов. Иов.2 . Вторая, Иовлево прение со вступившимися друзьями, потом с Елиусом и с Богом, где предлагается: а. Жалоба Иова о тяжести злоключений, подающая причину к следующим отражениям. Иов.3 . б. Разговор с тремя друзьями, и троекратное прение. Первое, когда друзья говорили ему, что он виновен по собственному своему преступлению. 1. С Елифазом, – где: а. Елифаз обличает Иова в нетерпеливости. Иов.4 . б. Советует быть терпеливу. Иов.5 . в. Ответ Иовлев, в котором он α. Доказывает свою невинность. Иов.6 . β. Жалуется на бедственность жизни Иов.7 . 2. С Валдатом Савхейским, об искушении благочестивых и нечестивых многое рассуждающим, дабы Иов признал судьбу Божию; а Иов предлагает свое желание, чтобы Бог открыл причину Своего негодования, – гл. 8 до 11 ( Иов.8–10 ), где: а. Речь Валдатова, в которой он защищает судьбу Божию. Иов.8 . б. Ответ Иовлев, в котором он: α. Признает за праведный суд Божий. Иов.9 . β. Умилостивляет оный и оплакивает свою бедность. Иов.10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Констанций II владел Востоком империи с 337 года, но поскольку имена его соправителей: Константина II и Константа, с одной стороны, и Юлиана, с другой, отсутствуют, то вероятней, что надпись выполнена в 350–355 годах. Надпись времен Констанция II можно было бы считать и языческой, но слово «меморий» из строки 4 типично именно для христианских надгробий. 66 Впрочем, оно встречается и в иудейских надгробиях, 67 но в данном случае никаких следов еврейской принадлежности надписи нет. Наконец, данное слово может обозначать также мартирии, то есть храмы в честь мучеников, 68 однако наша реконструкция «самому себе» это исключает. Итак, вполне вероятно, что христианство эпиграфически фиксируется в Херсоне уже в середине IV века. b. Строительная надпись времени Валента I Носитель: прямоугольный столб. Мат .: мрамор. Сост. пам .: снизу и слева обрублен, поверхность сильно повреждена. Место находки: Херсонес, средневековая стена около Карантинной бухты, недалеко от башни XXII. Обст. находки : 1905 г., раскопки К. К. Косцюшко-Валюжинича. Место хран.: НЗХТ. Инв. номер : 35263. Выс .: 118. Шир .: 60. Толщ.: 48. Датировка текста: 371–375 гг. Источник датировки : указание надписи. Шрифт : буквы вытянутые, bouletée; A с ломаной перекладиной, F курсивное, G с выгибом внизу, L заходит ниже строки, R с отставленной ножкой. Публ.: Ростовцев М. И. Новые латинские надписи из Херсонеса. ИАК, 23, 1907. С. 5. 2; IOSPE I² 449; Соломоник Э. И. Латинские надписи Херсонеса Таврического. М., 1983. С. 28–30. 3; Zuckermann C. The Early Byzantine Strongholds in Eastern Pontus. Travaux et Memoires, 11, 1991. P. 527–553. Выс. букв: 4,8–5,4. salvis d(ominis) n(ostris) tribus imperato]ribus [... ... et glorio]sissimis princip- bus Valentini]ano victoriosi[s]- simo domino et Va]lente fratre [ Valentiniani omnia] maximi et Grati[a- no filio Valentinia]n(i) nepoti Valentis perpetuis Augustis] Dom(itius) [M]odestus vir clarissimus praef]ectus pretorio et ... Iulius (?)] vi[r] clar(i)ssimus co- mes et magister n]um ini magistatiqui

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 22  голоса:  4.7 из  5) Оглавление Всяк дар совершен свыше есть. Иак. 1:17 Глаголом жги сердца людей. Пушкин, “Пророк” Зачем же ни Франция, ни Англия, ни Германия… не пророчествуют о себе, а пророчествует только одна Россия? — Затем, что сильнее других слышит Божью руку на всем, что ни сбывается в ней, и чует приближенье иного Царствия. Гоголь, “О лиризме наших поэтов” Валентин Семенович Непомнящий (р.1934) — писатель, доктор филологических наук, заведующий сектором изучения Пушкина, председатель Пушкинской комиссии Института мировой литературы Российской Академии наук (ИМЛИ РАН). Один из ведущих отечественных исследователей творчества Пушкина (первая работа о Пушкине опубликована в 1962 году), автор книг “Поэзия и судьба” (М.,1983,1987,1999) и “Пушкин. Русская картина мира” (М.,1999; удостоена Государственной премии Российской Федерации), десятков публикаций о поэте и о проблемах русской культуры. Основное качество работ В.С.Непомнящего — сочетание глубокого филологического анализа текстов с философским осмыслением Пушкина как центрального явления русской культуры, его места в отечественной истории, в судьбах России, его современного значения. В этих работах возобновился, впервые за советские десятилетия, христианский подход к проблемам, связанным с творчеством и ролью величайшего русского поэта.  От автора Пушкин — не только моя специальность, но и мой учитель и поводырь в жизни, помогший мне, уже взрослому человеку, воспитанному атеистическим режимом, обратиться к вере, вспомнить о Христе. Отсюда мой постоянный интерес к религиозным основаниям пушкинского гения и пушкинского художественного мира, к изучению, с одной стороны, художнического мышления и творческого процесса поэта, а с другой — той активной роли, какую Пушкин поныне играет в судьбах нашего Отечества и в нашей жизни. В этой книге собраны некоторые из работ, написанных начиная со второй половины 80х годов по сие время. Они объединены темой, которая обозначена в подзаголовке: “Пушкин. Россия. Мы”. К нам имеют отношение не только общенациональные духовные и культурные проблемы, затрагиваемые в книге, но и те смыслы, которые заключены в личном духовном пути поэта, в его лирике и других произведениях: нам, современным людям, слышно и понятно в Пушкине многое такое, чего не могли еще услышать и понять его современники. И себя самих, свое время, нынешние проблемы и нашу недавнюю историю мы лучше можем постигнуть с его помощью. Поэтому, наряду с размышлениями о самом поэте, о его произведениях, его художественном мире и творческой методологии, его месте и статусе в нашей истории и культуре, в книгу включен раздел VI, где на первый план выходит XX век — последний век второго тысячелетия от Рождества Христова.

http://azbyka.ru/fiction/da-vedayut-poto...

А. К. Лявданский Библейский образ И. Иов. Миниатюра из Книги Иова. 905 г. (Marc. gr. 538 (=540). Fol. 5) Иов. Миниатюра из Книги Иова. 905 г. (Marc. gr. 538 (=540). Fol. 5) Кроме Книги Иова и нескольких упоминаний в Книге прор. Иезекииля (Иез 14. 14, 20) и в Послании ап. Иакова (Иак 5. 11) об И. более в Библии не говорится. (Кратко И. упом. в лат. переводе Книги Товита (Тов 2. 10-13), в евр. тексте Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сир 49. 9).) Многочисленные иудейские, христ. и мусульм. легенды об И. (см.: Stevenson. 1947. Chap. 6) не имеют добиблейских истоков. Судя по упоминанию в Книге прор. Иезекииля (нач. VI в. до Р. Х.), имя Иов наряду с именами Ной и Даниил было обозначением (на уровне поговорки) праведника. В начале книги сказано, что И. был «непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1. 1). Называется число его сыновей, дочерей, а также количество мелкого скота и др. животных в имении, причем повторяются сакральные числа 7, 3, 5, выражающие идею совершенства, законосообразности, гармонической стабильности (Иов 1. 2-3). При встрече с сатаной Господь спрашивает: «...обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле...» (Иов 1. 8). Сатана возражает, что благочестие И. корыстно, поскольку Бог охраняет его благосостояние; и если Бог не будет ограждать его от неприятностей, то кончится и преданность И. Господь позволяет сатане начать испытание, запрещая ему только посягать на личность И. (Иов 1. 12). Четыре вестника беды поочередно сообщают И. о гибели его ослов, овец и верблюдов вместе с пастухами и погонщиками, и, наконец, сыновей и дочерей (Иов 1. 14-19). И. раздирает на себе одежду, обривает голову в знак траура, повергается на землю и произносит: «Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно!» (Иов 1. 21). Сатана, вновь представ перед Богом, предлагает испытать самого И., его «кость» и «плоть» (Иов 2. 4-5). Бог опять дает согласие, требуя только, чтобы И. была сохранена жизнь, и сатана наводит на И. страшную болезнь (традиционно понимаемую как проказа).

http://pravenc.ru/text/578142.html

2339 Отнесение А.И. Романчук упоминания в источниках ромейского чина ипата к доказательству существования самоуправления в Херсоне нельзя воспринимать иначе, как курьез или следствие описки (см.: Романчук А.И. Очерки по истории и археологии византийского Херсона. – С. 206). 2341 Ср.: Шевченко I. Peлiruйhu micii очима Biзahmii//Записки наукового товариства im. Т. Шевченка. – Льbib, 1991. – Т. 222: Пращ Icmopuko-фiлocoфcьkoi cekцii. – С. 19. 2343 Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности//Памятники христианского Херсонеса. – М., 1911. – Вып. 2. – С. 157, sec. 14. 2344 См.: Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке//МАИЭТ. – 1994. – Вып. 4. – С. 548–549. 2346 Латышев В.В. Эпиграфические новости из южной России//ИАК. 1918. – Вып. 65. – С. 16, рис. 2,1; Шангин Н.Л. Некоторые надписи Херсонесского музея//ВДИ. – 1938. – – С. 81–83, Сидоренко В.Л. К вопросу об этнической атрибуции Ай-Тодорского клада монет с подражаниями «лучистого типа»//Материалы к этнической истории Крыма. – К., 1987. – С. 138–139; Айбабин А.И. Хронология могильников Крыма позднеримского и раннесредневекового времени//МАИЭТ. – 1990. – Вып. 1. – С. 67; Храпунов Н.И. К дискуссии о греческой надписи из Херсонеса с именем императора Гонория//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси-Украины: Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 268–271. 2347 Theodosiani libri XVI constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes/Ed. Th. Mommsen, P.M. Meyer. – Berolini, 1905. – Vol. 1. P. 2. – 9.40.24 (monaxio praefecto praetorio. his, qui conficiendi naves in-cognitam ante peritiam barbaris tradiderunt propter petitionem viri reverentissimi asclepiadis chersonesitanae civitatis episcopi imminenti poena et carcere liberatis capitale tam ipsis quam etiam ceteris supplicium proponi decernimus si quid simile fuerit in posterum perpetratum. dat. VIII kai. octob. constantinopoli monaxio et plinta conss.); ср.: Corpus juris civilis. – Berolini, 1895. – Vol. 2: Codex Iustinianus/Rec. P. Krueger. – 9.47.25 (упоминание об Асклепиаде опущено): Законодательные памятники административной и финансовой политики ранней Византии. Ч. 1: период 364–491 гг./Пер., коммент., примеч. В.В. Серова. – Барнаул, 2004. – С. 285. См.: Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. – Симферополь, 1999. – С. 83: ср.: Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. – К., 1994. – С. 146; Храпунов MI. Aдмihicmpaцiя Херсона hanpukihцi IV–VI ст.//Археологiя. – 2000. – – С. 59; Храпунов Н.И. О средневековом названии города Херсона (по данным церковных источников)//Восток-Запад: межконфессиональный диалог: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2002. – С. 43.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хранить себя не оскверненным, от мира, значит иметь великую чистоту души, способной для благоугождения, и располагать свою деятельность по правилам вероучения и благочестия христианскаго, а не по правилам мира, который велит жить для себя только, который все средства, зависящия от него, направляет к одному своему я, выражая как бы то, что всякий круг имеет и должен иметь один центр, который и есть я. Отделение VI Иак. 2:1–9 Апостол увещевает иметь нелицемерную веру и, по закону любви, воздавать равную честь и уважение, как богатым так и убогим. Ст. 1. Братие моя, не на лица зряще, имейте веру ( πστιν) Господа нашего Иисуса Христа славы. Апостол увещевает иметь веру деятельную, для полноты и чистоты коей необходима полнота на практике и закона нравственнаго ( Матф. 22, 39 ), по которому не должно быть гордости, а должна быть услужливость во взаимных отношениях всех христиан и, пред выполнением котораго не имеет ни какого веса богатство, выказывающее себя в дорогой одежде и златоношении (ниже ст. 2–4). Оно может иметь вес в мире, а не у Бога и не в молитвенном собрании ( συναγωγ), где должны быть все как братья, потому что предстоят Отцу всех ( Гал. 3. 25–26 ), и где должна выказываться вера в Господа нашего Иисуса Христа не на лица зряще. Почему предосудительно оказывать предпочтение не заслугам и достоинству, а кошельку другого. Такой разборчивости не должно быть в христианине и нет места в вместилище плодов веры. Далее Апостол пишет: имейте веру в Господа нашего Иисуса Христа славы. Слово славы присовокупляет он как бы для показания, что истинная слава только у Бога. А та пышность, которою мир старается отличать себя и разукрашать для привлечения к себе слабых сердец, есть ложный блеск славы, потому что преходит мир и похоть его ( 1Иоанна 2, 17 ). Все мирское есть только пища голоднаго времени. Ст. 2. Аще бо внидет в сонмище ( ες τν συναγωγν) ваше муж, злат перстень нося ( χρυσοδαχτλιος), в ризе светил, внидет же и нищ ( πτωχς) в худе одежде, (3) И воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре ( σ χθε ε χαλς), и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем ( π τ ποπδιον μ): (4) И не разсмотристе в себе ( διεχρθητε ν αυτος), и бысте судии помышлений злых.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/opyt-o...

И в этом, наверное, и состоит причи­на того, что работы Скржинской уже не один десяток лет по-прежнему притягивают к себе читателей» (Предисловие ко второму изданию. С. 6–7). 1893 Впоследствии этот источник был издан в переводе Г. Г. Литаврина и под его редакцией; в комментировании принял участие коллектив авторов. 1894 Для сравнения: статья «Иордан и его Getica» – С. 11–61; латинский текст и перевод – С. 65–182. 1895 Неусыхин А. И. [Рец. на 1-е издание «Гетики " ]//ВВ. 1963. Т. 23; цит. по переизданию рецензии во 2-м издании Иордана; С. 462–464 (см. Приложение 1). 1896 Анфертьев А. Н. Иордан//Свод древнейших письменных известий о славянах. М., 1991. T. 1. С. 98. И совсем неуважительным по отношению к памяти Е. Ч. представляется утверждение Анфертьева о «неправдоподобных интерпретациях Скржинской», приведшего в качестве примера коммента­рий 111 Е. Ч. (Там же. С. 134). Для сравнения приведем мнение другого современного исследовате­ля «о великолепном комментарии Е. Ч. Скржинской» (Болгов H. Н. Письменные источники по истории позднеантичного Северного Понта: позднеантичные тексты III–VI вв.//Античный мир: Материалы научной конференции. Белгород, 1999. С. 128, примеч. 15). 1897 Скржинская Е. Ч. Барбаро и Контарини о России: К истории итало-русских связей в XV в. Л., 1971. С. 275. Рецензию Л. М. Брагиной, И. Г. Добродомова, В. А. Кучкина см.: История СССР. 1973. 1 (Оп. 1. Ед. хр. 225а). Подробнее об этой работе см. далее. 1899 Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России. Находки 1903–1905 гг.//ИАК. 1905. Т. 14. С. 132–133. 1900 Скржинская М. В. Вклад Е. Ч. Скржинской в изучение истории Византии (доклад, прочитанный на конференции украинских и греческих византинистов, Афины, декабрь 2000 г). Машинопись. С. 5–6; см. также об этой работе Е. Ч. в статье Η. Ф. Котляра в книге статей Е. Ч. (2000. С. 5–35: см. Приложение 2); здесь же обзор и других исследований по «русской» тематике; см. также далее. 1902       Анна Ильинична Хоментовская, урожд. Шестакова (1.Х.1881–3.Х.1942), историк-медиевист, автор 4 монографий по истории итальянского Возрождения, две из которых изданы посмертно, и многих статей. См.: Рутенбург В. И. Лоренцо Валла и его время//Хоментовская А. И. Лоренцо Валла – великий итальянский гуманист. М.; Л., 1964, С. 18–20; Каганович Б. С. 1) Анна Ильинична Хоментовская//Средние века. 1989. Выл. 52. С. 294–306; 2) Об авторе этой книги//Хоментовская А. И. Ита­льянская гуманистическая эпитафия: ее судьба и проблематика. СПб., 1994. С. 10–18; в этой же книге помещены ее автобиографический очерк «Пройденный путь» (С. 221–257) и предисловие (С. 3–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

по религиоведению: Тезисы докл. и сообщ. – Севастополь, 2001. – С. 12 (4 мужских погребения на некрополе Алмалык); Радочин В.Ю. Антропологические материалы из погребений V–IX вв. могильника у с. Лучистое//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. – С. 165 (6,2 % от общего числа исследованных черепов); Иванов A.B. О практике искусственной деформации черепов... – С. 73,74; Иванов A.B. О практике искусственной деформации головы... – С. 78–79. 745 Кропоткин В.В. Могильник Суук-Су... – С. 193; Соколова К.Ф. Антропологические материалы из раннесредневековых могильников Крыма//История и археология средневекового Крыма. – М., 1958. – С. 63; Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей: Кырк-Ор. Чуфут-Кале. – Симферополь, 1993. – С. 26–27; ср.: Зиневич Г.П. Антропологические материалы... – С. 133,135. 749 Репников Н.И. Раскопки Эски-Керменского могильника в 1928 и 1929 гг.//ИГАИМК. – 1932.– Т. 12. – Вып. 1–8. – С. 179; Айбабин А.И. Об этнической атрибуции... – С. 118–120; ср.: Новиченков В.И., Новиченкова Н.Г. Об исторической топографии «готской земли»... – С. 37–39, рис. 2. 751 Айбабин А.И. Этническая принадлежность могильников Крыма IV – первой половины VII вв. н.э.//СА. – 1977. – – С. 194; Масякин В.В. Готы//От киммерийцев до крымчаков. – Симферополь, 2004. – С. 69–70. 754 Борисова В.В. Могильник у высоты «Сахарная головка» (по раскопкам и разведкам 1951 и 1953 гг.)//X сб. – 1959. – Вып. 5. – С. 190; Зиневич Г.П. Антропологические материалы средневековых могильников... – С. 33 (в Скалистинском могильнике в VII–IX вв. число таких погребений сокращается до одного из 20, тогда как в VI–VII вв. их было здесь в пять раз больше); Рабочин В.Ю. Антропологические материалы... – С. 165 (исследователь подчеркивает, что из погребений IX в. в могильнике у с. Лучистое не получено ни одного деформированного черепа, однако связывает это «с недостаточным количеством вскрытых погребальных сооружений этого времени»). 755 Репников Н.И. Некоторые могильники области крымских готов//ИАК. – 1906. – Вып.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1010 Ср.: Пономарев A.A. Чего нет, того не сосчитать? Или сколько в Византии чеканили монет//Математическое моделирование исторических процессов/Отв. ред. А.И. Бородкин. – М., 1996. – С. 224–235. 1013 Grierson Ph. Catalog of the Byzantine Coins in the Dumbarton Oaks Collection and the Whittemore Collection. – Washington, 1968. – Vol. 2. – P. 38,381; Соколова И В. Указ. соч. – C. 27. 1014 Алексеенко H.A. Денежное обращение византийского Херсона в начале VII в.//Третья Всероссийская нумизматическая конференция: Тезисы докладов. – М., 1995. – С. 25–26. 1016 Местные херсонесские монеты и прежде в первые века н.э., сравнительно редко покидали пределы города, концентрируясь преимущественно в его ближайшей округе и Хараксе, – см. Кадеев В. И. Сорочан С.Б. Экономические связи античных городов Северного Причерноморья… – С. 77–80, 87, 93, 99. В «дальнем зарубежье», малоазийских и западнопонтийских провинциях они почти не встречались. 1018 Отчет за 1903 год//Архив НЗХТ. – Д. – Л. 4–5; Раскопки в Херсонесе//ОАК за 1903 год. – СПб., 1906. – С. 22; Косцюшко-Валюжинич К.К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1903 году//ИАК. – 1905. – Вып. 16. – С. 38, рис. 1,2; Иванов Е.Э. Херсонес Таврический. Историко-археологический очерк//ИТУАК. – Симферополь, 1912. – – С. 315. 1020 Отчет за 1904 год. – А. 30 (трапециевидная усыпальница «д» при помещении к западу от каземата крепостной артиллерии). 1022 Византийская книга Эпарха/Вступ. ст., пер., коммент. М.Я. Сюзюмова. – М., 1962. – С. 57, 81 (VIII. 2), 60,83 (X. 1,2); Granger-Taylor Н. Byzantine textiles//Byzantium. Treasures of Byzantine Art and Culture from British Collections. – London, 1994. – P. 16. 1023 Алексеенко H.A. Новые находки печатей представителей городского управления Херсона//МАИЭТ. – 1996. – Вып. 5. – С. 123, Соколова И. В. Византийские печати VI – первой половины IX вв. из Херсонеса//ВВ. – 1991. – Т. 52. – С. 206, С. 208, ср.: Шандровская В.С. Таможенная служба в Сугдее VII–X вв.//Византия и средневековый Крым (АДСВ. – Вып. 27). – Барнаул, 1995. – С. 119–123.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010