2220 Подр. см.: Науменко В.Е. К вопросу о церковно-административном устройстве Таврики в VIII – IX вв. (По данным Nititiae episcopatuum)//АДСВ. – Екатеринбург, 2003. – Вып. 34. – С. 130–144. 2221 См.: Кадеев В.И. Херсонес Таврический в первых веках нашей эры. – Харьков, 1981. – С. 25–36, 63,82–84,87–107; Соломоник Э.И. Латинские надписи Херсонеса Таврического. – М., 1983. – С. 19; Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. – К., 1994. – С. 41–148. 2222 Дьячков С. В. Римские граждане в Северном Причерноморье//Античный мир. Византия. Харьков, 1997. – С. 68–76. 2224 Константин Багрянородный. Об управлении... – Гл. 53. 2, 24–25, 167–168, 186, 234–235, 470, С. 246–247,254–259,270. 2225 Подр. см.: Гилевич А.М. Античные иногородние монеты из раскопок Херсонеса//НС. – 1968. – Вып. 3. – С. 33,40; Лнохин В.А. Монетное дело... – С. 87–88,91–92. 2226 Ростовцев М.И. Общество и хозяйство в Римской империи/Пер. с нем. Н.П. Стребловой. – СПб., 2000. – Т. 1. – С. 137. 2228 См., напр., надписи 370–375 гг., 392–393 гг., две надписи с посвящением императорам Гонорию и Аркадию, надпись 488 г.: IosPE, 12, 450, 655; Ростовцев М-И. Новые латинские надписи из Херсонеса//ИАК. – 1907. – Вып. 11. – С. 5–12, 16–17; Шангин М.А. Некоторые надписи Херсонесского музея//ВДИ. – 1938. – (4). – Соломоник Э.И. Латинские надписи Херсонеса Таврического. – М., 1983. – С. 28–32, Латышев В.В. Надпись о постройке херсонесской стены//ИАК. – 1901. – Вып. 1. – С. 57–59; Катышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – 2229 Латышев В.В. Жития св. епископов Херсонских: Исследование и тексты//Записки имп. АН. – Серия VIII по истор. фил. отд. – Т. 8. – – СПб., 1906. – С. 2,13–18; Гл. 5, С. 59.10 (Жития содержат одно из самых первых, если исходить из времени составления источника в третьей четверти VI в., упоминаний херсонского первенствующего – ton tes poleos.proton); Чичуров И.С. Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора/Тексты, пер., коммент. – М., 1980. – С. 40; Theophanes Continuatus е гес. I.Bekkeri. – Bonnae, 1838. – P. 123; Константин Багрянородный. Об управлении империей/Текст, пер., коммент. – М., 1989. – Гл. 42.45–46, с. 172.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Публ.: Латышев В. В. Надпись о постройке Херсонесской стены. ИАК, 1, 1901. С. 56–59 (IOSPE IV 464); Шестаков С.П. Памятники христианского Херсонеса. Вып. III. М., 1907. С. 7; IOSPE I² 450. Лит.: Косцюшко-Валюжинич К.К. Раскопки в Херсонесе 1899 г. ИАК, 1, 1901. С. 40; PLRE I 315, 972; Зубарь В.М. Херсонес Таврический и Римская империя. К., 1994. С. 142–143; Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке. МАИЭТ, 4. Симферополь, 1994. С. 550. Выс. букв: 2–3. ]πε τν δεσποτν μν, τν ων(ων) τν νεικ[ των κ Φλ(αβων) Θεοδ[ο- σου κ ρκαδου κα - πε τς πρξεως το πολ καμντος Φλ(αβου) Βτου τριβο(νου) κα τν μηχανι(κν) οκ[ο]δομθη τ τχ[ος Χ[ερ]σν[ς] vac. θηρου το [μ]εγαλο- [πρεπεσττου κμητος ? ...] Крит. апп.: C. 1: ]π Shest, Lat3; π][ρ Lat1,2; C. 8: τς Χερ]σν[ος Shest, Lat3; ...]εον[τος Lat1,2; 8: vac. Feissel, δι Lat et alii, π] Zuck; 9: κμητος ? IOSPE I² et alii; ρχοντος vel πρωτεοντος Zubar. При владыках наших, вечных августах, непобедимых, Флавиях Феодосии и Аркадии и при содействии много потрудившегося Флавия Вита трибуна и строителей построена стена Херсона при ... Евферия, велико[лепнейшего комита (?). Поверхность камня сильно расслаивается, поэтому в настоящее время на нем читаются лишь строки 1–5. Обращает на себя внимание очень низкий уровень исполнения надписи: множество орфографических ошибок (итацизм, гаплография), вплоть до пропуска букв; сами буквы неровные, их высота уменьшается ближе к концу. Последняя деталь находит себе параллель в надписи IV века из Спарты (до 333 года 75 ). Создается впечатление, что текст был высечен непривычным к этой работе человеком, возможно, кем-то из гарнизона, причем даже негреческого происхождения. В этой связи заметим, что сокращение ΦΦΛΛ, не характерное для греческих надписей (единственное исключение – Waddington 2537b), соответствует латинскому FFLL, использовавшемуся как дуалис на протяжении IV–VI веков. 76 Отметим также, что строительная формула с κοδομθη известна в ранневизантийское время преимущественно в Сирии (10 случаев, согласно PHI7 Database; также 2 раза в Египте и 1 – в Месопотамии), причем и в отношении стены (IGLS 1739). С точки зрения палеографии интересно сочетание лунарной формы эпсилона, сигмы и омеги в строках 1–4 с прямоугольной в строках 1–8. Форма альфы с ломаной перекладиной в строке 5 на прорисовке Латышева – ошибка: на камне ясно читается альфа с наклонной перекладиной.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1287 Марк Подвижник. Praecepta salutar. c. VIII, col. 1041B. Cp. E. Феофан. Цит. соч.: гнев «возникает от всего, что каким-нибудь образом тревожит ваше самолюбие». 1288 От гл. ρι’γομαι (Феодорит. Quaest. CXV In Genesin. Cp. Sufcerus. p. 504, V, или собст. оть гл. ργν (Исидор П. Lib. IV. Ер. CCXXIII. col. 1317В). В ряду восьми пороков страстная раздражительность встречается именно с этим названием большею частью как в Новом Завете (ср. Мк.3:5 . Иак.1:19 . Еф.4:31 . Кол.3:8 . 1Тим.2 (cp. Тит.1:7 ); в глагольной форме Мф.5:22, 18:34, 22:7 . Лк.14:21, 15:28 , Еф.4:26 ), так и в святоотеческой письменности (Евагрий П. De octo vitiosis cogitationibus ad Anatolium. c. I, col. 1272A; c. VI, col. 1273A. Cp. Capita practica ad Anatolium. c. XIV, col. 1225A. Нил C. De vitiis, quae opposita sunt virtutibus c. I, col. 1141 A. De octo spiritib. malitiae c. IX, col. 1153A. De diversis malignis cogitationibus c. I, col. 1201 A. И. Дамаскин. T. XCV, col. 80A. Ефрем С. T. III, p. 429B. Григорий H. De virginitate, c. XV. T. XLVI, col. 385В и др. И Златоуст. In laude. S. Pauli apost. Homil. VI. T. L, col. 508 и мн. др.). Наряду с этим именем анализируемая страсть называется также еще θυμο’ς ( Лк.4:28 . Деяен.19:28. Гал.5:20 . Еф.4:31 . Кол.3:8 . Евр.9:27 , в форме множеств. числа – θυοι’ ( 2Кор.12:20 . Гал.5:20 ). Макарий E. Homil. XV. с. L., col. 609С. Исидор П. Epist. lib. IV, 223, col. 1317. ibid., 152, col. 1237. lib. V, 144, col. 1409B. Нил C. De octo spiritibus malitiae, c. IX, col. 1153. De octo vitiis, col. 1452D, 1453A. И. Златоуст. Lib. eit), πικρι’α (разогорчение) ( Еф.4:31 . Василий B. Regulae brevius tractatae. Interr. LV. T. XXXI, col. 1120), παροξυσμο’ς. Василий B. Loc. cit. И. Златоуст. In laude S. Pauli, loc. cit). μνις и κο’τος. (И. Дамаскин. De fide orthodoxa, lib. II. c. XVI, col. 933А).–В некоторых случаях θυμο’ς и ργη’ употребляются, по-видимому, безразлично, однако, при всем сходстве, они, очевидно, заключают в себе и различие, если они употребляются даже в Новом Завете раздельно, хотя и рядом, совместно.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

– C. 621, рис. 308 (два надгробия в форме крестов из западного некрополя VI–VII вв.). В своей сводке подобных находок А. Л. Якобсон учел 15 надгробий, но эти сведения далеко не полны (Раннесредневековый Херсон. – С. 258–259). 1597 Ср.: Якобсон А. Л. Отчет о раскопках средневекового сельского поселения близ села Гончарного. – Л. 12, 14, 17–22. 1598 Византийский Херсон. – С. 83, см.: Уваров А. С. Христианская символика. Ч. 1. Символика древнехристианского периода. – М., 1908. – С. 217; Корпусова В. М. Об одной особенности христианского погребального обряда средневекового населения Восточного Крыма//Сугдея, Сурож, Солдайя в истории и культуре Руси – Украины. Материалы науч. конф. – К.; Судак, 2002. – С. 135. 1599 Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1888–1891 г., изданные В. В. Латышевым//МАР. – 1892. – Вып. 9. – С. 36, Древности южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева. – С. 49–50, Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России (Находки 1905 г.). – С. 123–125, 39; Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России (Находки 1907 года). – С. 28–31, 24,25,26 1600 Древности южной России. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России в 1895–1898 годах с объяснениями акад. В. В. Латышева//МАР. – СПб, 1899. – – С. 49–50, ср. аналогичную надпись VIII в. на небольшой плите с полукруглым верхом с изображением прочерченного в круге креста-розетки ( Виноградов А. Ю., Джанов А. В. Греческие надписи Сугдеи... – С. 413–414, 1601 Иванова А. П. Искусство античных городов Северного Причерноморья. – Л., 1953. – С. 139, рис. 49; Античная культура Херсонеса. Каталог. – К., 1976. – 248, 255, 271, 273, 284, 286, 289, 342, 371–372, 377, 378, 380, 385, 405, 408, 410, 415, 513–515; Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России//ИАК. – 1909. – Вып. 33. – С. 44, ср.: Шкорпил В. Боспорские надписи, найденные в 1908 г.//ИАК. – 1909. – Вып. 33. – С. 30–31, Латышев В. В. Эпиграфические новости из южной России (Находки 1905 года). – С. 121–123, (надпись от имени Юстина II, его супруги Софии и дуки Херсона); Соломоник Э. И. Несколько новых греческих надписей средневекового Крыма//ВВ. – 1986. – Т. 47. – Пуцко В. Г. Два фрагмента крестов- энколпионов из Крыма//АДСВ: Византия и ее провинции. – Свердловск, 1982. – С. 32–35, рис. 1–2; Pillinger R. Die Anfange des Christentums auf der taurischen Chersones (Krim) demonstriert am Beispiel von Pantikapaion/Bospor/Kerc//Fremde Zeiten. Festschrift fur Jurgen Borchardt zum sechzigsten Geburtstag am 25. Februr 1996 dargebracht von Kollegen, Schulern und Freunden. – Wien, 1996. – Bd.2. – S. 309–317, Abb.2, 4, 5, 7, 9 ,10–12; Николаева Э. Я., Десятчиков Ю. М. О распространении христианства на Боспоре//Таманская старина. – СПб., 1998. – Вып. 1. – С. 83.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Седова М.В. Ювелирные изделия Великого Новгорода X-XV вв. М., 1981. С. 49–50. Рис. 13–2, 3, 4; Мусин А.Е. Крест-тельник из Псковского Кремля (к характеристике корпуса древнейших русских крестов)//Памятники средневековой культуры. Открытия и версии. СПб., 1994. С. 154–163; Репников Н.И. Отчет о раскопках в Бежецком, Весьегонском и Демьянском уездах в 1902 г./ИАК. 1904. 6. С. 19. Табл. 3, 17; Монгайт А.Л. Старая Рязань//МИА. М., 1955. 49. С. 187. Рис. 138–23; Ханенко Б.И., Ханенко В.Н. Древности русские. Кресты и образки. Киев, 1899. Т. 1. Табл. 18, 218; Гуревич Ф.Д. Древний Новогрудок. Л., 1981. Рис. 69–3; Седов В.В. Предметы древнерусского происхождения в Финляндии и Карелии//КСИА. М., 1984. 179. С. 35; Дубов И.В. Северо-Восточная Русь в эпоху раннего средневе-ковья. Л., 1982. С. 179. Рис. 42.11; Гончаров В.К. Apxeoлoriчhu роскопки в Kuebi у 1955 р.//Археология. 1957. Т. 10. С. 122–135. Рис. 4, 2; Башенькин А.Н. Работы Северорусской экспедиции у д. Пугино на р. Суде//АО 1995. М., 1996. С. 27–28; Гендуне Ю.О. О раскопках в Корчевском уезде Тверской губернии и Лихвинском уезде Калужской губернии//Архив ИИМК РАН, д. ИАК, 1906/30; Самоквасов Д.Я. Атлас гочевских древностей. М., 1915. Табл. XVI.16; Риер Я.Г. Изучение курганов в Могилевском Поднепровье//СА. 1976. 2. С. 188–191. Рис. 8, 9; Соловьева Г. Раскопки славянских памятников XI-XII вв. в Гомельской области//АО 1968. М., 1969. С. 351–352; Седов В.В. Восточные славяне в VI-XIII вв. М., 1982. Табл. 40, 6; Переписка и сборы А.К. Жизневского//Архив Тверского област-ного краеведческого музея. Ф-1. 260; Ляудянски Л. Археалагычны досьледы у Смоленшчыны//Працы сэкцыи Археалогии Беларуской АН. 1932. Т. 3. Табл. 7–10. С. 109–110; Равдина Т.Н. Погребения с монетами X-XI вв. на территории Древней Руси. М., 1988. Табл. 8, 23; Плетнев В.А. О остатках древности и старины в Тверской губернии. Тверь, 1903. С. 387–392; Крупейченко И.И. Раскопки у д. Орехово в 1977 г.//Архив ИИМК РАН. Р-1. 7026. 7026 А; Хохлов А.Н. Отчет об охранных работах археологической экспедиции КГОМ в г. Калинине и в Кашинском районе Калининской области//АИА. Р-1. 14824/1988; Моця О.П. Населення nibдehho-pycьkux земель IX-XIII ст. (За мamepiaлaмu hekponoлib). 1993. С. 85. Рис. 32; Дяденко В.Д. Давньоруський могильник бiля с. Жовнино Чepkacьkoi обл.//Mamepiaлu XIII kohфepehцii IA АН УССР. 1972. С. 316–318; Моця О.П., Дяденко В.Д. Жовнинский могильник XI-XIII ст.//Археология. 1986. 54. С. 82–91; Кузнецов В.А. К вопросу о позднеаланской культуре Северного Кавказа//СА 2. 1959. С. 110. Рис. 13.1; Недошивина Н.Г. Об одном типе крестовидных подвесок Древней Руси.//Проблемы археологии Евразии. Труды ГИМ. Вып. 78. М., 1990. С. 102–106; Schmidelhelm M. Ein depotfund aus Tartu//ESA. IV. Helsinki, 1929. C. 265. Рис. 25; Седов В.В. Об одной группе древнерусских крестов//Древности славян и Руси. М., 1986.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

583 Шангин М.А. Новый географический текст//ВДИ. – 1938. – – С. 253,255; ср.: Цукерман К. Епископы и гарнизон Херсона в IV веке//МАИЭТ. – 1994 (1995). – Вып. 4. – С. 560, прим. 47. 584 Лавров П. Жития херсонесских святых в греко-славянской письменности//Памятники христианского Херсонеса. – Μ., 1911. – Вып. 2. – С. 154, sec. 2; Сорочан С.Б. О датировке Житий свв. епископов Херсонских//VI Боспорские чтения: Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья: Периоды дестабилизаций и катастроф. – Керчь, 2005. – С. 270–274. Для транслитерации греческого языка латиницей здесь и далее использована следующая система: а=а , β=β, γ=γ (γγ=νγ , γκ=νκ, γξ=νξ, 7%=v%y), 8=S, e=e, ζ=ζ, η=€, φ=τη , ι=ι, κ=κ, λ=λ, μ=μ (μβ=β, μπ=β), ν=ν, ξ=ξ, ο=ο, π=π, ρ=ρ, σ, γι=σ, τ=τ, υ=υ или ψ, c=7iij, χ=%], ψ=πσ, ω=ο. Ср.: Kazdan A., Sevcenko I. Transliteration of Texts//The Oxford Dictionary of Byzantium. – New York; Oxford, 1991. – Vol. 3. – P. 2108. 585 Херсонес Таврический в середине I в. до н.э. – VI в. н.э.: Очерки истории и культуры. – Харьков, 2004. – С. 532; Храпунов Н.И. Администрация византийского Боспора в VI веке//V Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья: Этнические процессы. – Керчь, 2004. – С. 381. 586 СоколоваИ.В. Медные монеты Юстина I и Юстиниана I, чеканенные в византийском Херсоне//Сообщения Гос. Эрмитажа. – 1971. – Т. 32. – С. 66–68; Анохин В.А. Монетное дело Херсонеса. – К., 1977. – С. 98–99, табл. XXII, 310–314; Соколова И. В. Монеты и печати византийского Херсона. – А., 1983. – С. 18–21, табл. I, 10–14, II, 2–9; Solomon М. Mennictwo bizantynskie. – Krakow, 1987. – S. 118–119, rys. 64–65; Сидоренко В.А. Медная чеканка византийского Боспора (590–668 гг.)//МАИЭТ. – 2003. – Вып. 10. – С. 362–363. 590 Латышев В.В. Этюды по византийской эпиграфике. I. Надпись времен императора Юстиниана, найденная на Таманском полуострове//ВВ. – 1894. – Т. 1. – С. 567–662; Латышев В.В. Греческие и латинские надписи, найденные в южной России//МАР. – СПб., 1895. – – C. 56–61, Латышев В.В. Сборник греческих надписей христианских времен из южной России. – СПб., 1896. – Латышев В.В. Надпись о постройке херсонесской стены//ИАК. – 1901. – Вып. 1. – С. 6,7; FeisselD. Nouvelles donnees sur l’institution du " pater tes poleos II Dagron G., FeisselD. Inscriptions de Cilicie. – Paris, 1987. – App. I, p. 219–220; Храпунов Н.И. Администрация византийского Боспора... – C. 379–381.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Публий Вергилий Марон (70-19 гг. до н. э.)-очень любимый Лютером древнеримский поэт. …ставит необходимость над людьми и обстоятельствами…-примером этому служат следующие строки (пер. С. Ошерова): День последний пришел, неминуемый срок наступает Царству дарданскому!… (Энеида, П, 324) Отрок несчастный,- увы! - если рок суровый ты сломишь. (Энеида, VI, 883) Пусть Лавинии рок, предназначивший деву пришельцу. (Энеида, VII, 314) Каждому свой положен предел. Безвозвратно и кратко Время жизни людской…(Энеида, X, 465) …Если б Мог быть Пергам десницей спасен - то десницей моею. (Энеида, II, 291) См.: Рим., 1, 21. Рим., 3, 4. Там же, 4, 21. 2 Тим., 2, 19. Тит., 1, 2. Евр., 2, 6. Иак., 2, 10. Плач, 4, 1. См.: Кол., 2, 9. Пс., 29/30, 4; 85/86, 13. …покаяние (satisfactio) …-кроме обычного смысла, это слово еще означает определенную компенсацию за совершенный грех, дарение, добрые дела, которые якобы возмещали, искупали вину и вели к спасению. Иезек., 13,19. См.: Рим., 13, 4. Иез., 22, 27. См.: 1 Кор., 6, 12; 10, 23. …из марпесского мрамора…- марпесский мрамор назван по горе Марпесс, из которой его добывали в Греции на о-ве Парос. Ср.: Эноида, VI, 471. Мф., 16, 26. Там же, 10, 34. Лк., 12, 49. 2 Кор., 6, 5. Пс., 2/1, 1 сл. См.: Деян., 17, 6. См.: 3 Цар„ 18, 17. Согласно библейскому повествованию, Ахав -седьмой израильский царь, жена которого, Изавель, ввела в Израиле служение чуждым богам Ваалу и Астарте. Несмотря на все предупреждения и милости божьи, Ахав продолжал жить в грехе. Мф., 24, 6. См.: 2 Цар., 22, 43. См.: Мф., 16, 26. …немало наших книг.- «О Вавилонском пленении церкви» (1520); «О свободе христианина» (1520); «О монашеских обетах» (1521). В этих сочинениях Лютер выдвигал новый церковный идеал: свободу от внешних церковных предписаний, единство внутреннего человека с богом, признание всего только двух таинств -крещения и причащения; добрые дела понимались как следствие веры в Христа, а не как самостоятельный путь к спасению. Мф., 12, 30. См.: Мих., 7, 4. См.: Гал., 5, 13.

http://sedmitza.ru/lib/text/441016/

в 1902 году. – С. 11). На дне овальной в плане гробницы (2,04 х0,53 м, глубина 0,57 м), вырезанной в глинистом пласте на глубине 0,75 м и засыпанной землей, в 1907 г. был открыт костяк, в ногах которого стоял одноручный глиняный кувшинчик «очень грубой работы», а в районе таза лежали монеты Константина VII и Романа II (подр. см.: Отчет за 1907 год. – Л. 16 об., 18 об., 20, 40, 42, 69, 71, 74, 89,95, 98, 104105, 106; Косцюшко-Валюжинич Κ. К., Скубетов М. И. Извлечение из отчета о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1907 году//ИАК. – 1911. – Вып. 42. – С. 19–85). Монета Льва VI и Александра (912–913) была найдена и в насыпи над могилами около Карантинной бухты, рядом с монастырским скотным двором (Отчет заведующего раскопками в Херсонесе К. К. Косцюшко-Валюжинича за 1896 год//ОАК за 1896 год. – СПб., 1898. – С. 193), а в насыпи некрополя на месте скотного двора оказалось 9 монет «византийского периода... от Юстиниана до Романа II» (Косцюшко-Валюжинич К. К. Отчет о раскопках в Херсонесе Таврическом в 1905 году. – С. 114). Наличие единичных монет Юстиниана I, Тиверия Константина (578–582), Маврикия (582–602), Ираклия (610–641), Льва VI (886–912), Василия I (867–886), Романа I (920–944), Константина VII (913–959), Романа II (959–963) и Василия II (976–1025), не считая многочисленных неопределенных, сильно стертых, зафиксировали здесь и в ходе раскопок 1908–1910 гг. (Репников Н. И. Дневник... – С. 183; Лепер P. X. Дневники... – С. 190, 193, 214, 216, 241, 243, 250). 1476 Ср.: Русские древности в памятниках искусства, издаваемые графом И. Толстым и Н. Кондаковым . – СПб., 1891. – Вып. 4: Христианские древности Крыма, Кавказа и Киева. – С. 24; Якобсон А. Л. Раннесредневековый Херсонес. – С. 250–266. Переоборудование в XI в. длинного склепа у Карантинной бухты, недалеко от «цитадели» под жилье, на что указывает устройство в его восточной части печи, находки множества обломков красноглиняной посуды, верхней части поливной чаши на ножке, монет Романа II (959–963) и Василия II (976–1025), не типично (Лепер P.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

– C. 77–78; ТалисД.А. Политические отношения Корсуня с Русью//Архив НЗХТ. – Д. – А. 4–6; ср.: Богданова Н.М. Херсон в X–XV вв. – С. 87–94, 101–102. 2565 Феофилакт Симокатта. История. – М., 1996. – С. 182–183 (VII. 1–10); ср.: Франчес Э. Левобережье Дуная и Византия в VI в.//ВВ. – 1961. – Т. 20. – С. 18; Сюзюмов М.Я. Византийский город (середина VII – середина IX в.)//ВВ. – 1967. – Т. 27. – С. 34. 2566 Чудеса св. Димитрия Солунского//Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 2: (VII–IX вв.)/Сост. С. А. ванов, Г.Г. Литаврин, В.К. Ронин. – М., 1995. – С. 144–151, §231–242; Иванова О.Б. Славяне и Фессалоннка во второй половине VII в. по данным «Чудес св. Дмитрия»//Славянские древности. – К., 1980.– С. 91. 2568 Бородин O.P. Византийская Италия в VIVIII вв .: Проблемы административной и социально-политической эволюции: Автореф. дис.... д-ра ист. наук/Институт всеобщей истории РАН. – М., 1997. – С. 37. 2569 Lounghis Т.С. A Deo consevrandum imperiale obsequium. Some notes concerning byzantine field troops during the Dark Ages//BS. – 1991. – T. 52. – P. 54–60. 2570 Theophanis Chronographia ex rec. C. de Boor. – Lipsiae,1883. – Vol. l: Texmm graecum continens. – P.473.32–474.11; Korres Th. To kinema ton «Elladikon»//Byzantiaka. – Thessalonike, 1981. – T. 1. – S. 39–49. 2571 Zacos G., Vedery A. Byzantine Lead Seals. – Basel, 1972. – Vol. 1. – Pts 2–3. – 1335–1337, 1419,1433,1684,1773; Zacos G. Byzantine Lead Seals/Compiled and ed. by J.W.Nesbitc. – Berne, 1984. – Vol. 2. – N 144, 336, 338, 344; Foss C. The Persian in Asia Minor and the End of Antiquity//The Englisch Historical Review. – 1975. – Vol. 90., – P. 729–730; Edwards R.fV. The Fortifications of Armenian Cilicia. – Washington, 1987. 2572 Возможно, создание здесь фемы тоже было связано со стремлением «законно» (kyrios), как в Херсоне и «его местах» (en aute topous), укрепить позиции центральной власти (ср.: Константин Багрянородный. Об управлении... – С. 172, гл. 42.41–42). 2575 Ростовцев М.И. Новые латинские надписи из Херсонеса//ИАК.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что же касается до места происхождения этого послания, то оно написано в Иерусалиме или, по крайней мере, в Палестине, потому что неизвестно, чтобы Иаков когда либо оставлял эту страну. Наконец, что касается подлинности послания Апостола Иакова, то, во-первых, на основании свидетельства предания 573 , в высшей степени вероятно, что Климент Римский читал Иаковлево послание 574 . Равно, из сравнения некоторых мест «Пастыря» Ермы с посланием Иакова представляется весьма вероятным, что писатель Пастыря знал Иаковлево послание 575 . Ириней также показывает знакомство с ним (ср.» adv. haer. IV, 16, 2. с Иакова 2, 23 576 . Климент Алекс. по Евсевию h. е. VI, 14. знал это послание 577 и Strom. VI, р. 606 ed. Syib. (p. 825 ed. Pott) довольно ясно также указывает на Иакова 2, 8 578 ; Тертуллиан также знал это послание 579 ; Ориген ясно упоминает о нем под именем послания Иакова Т. XIX. in Ioh. (Odp. vol. IV. К. p. 306 580 , также (под именем послания апо стола Иакова, даже божественного послания Апостола Иакова) hom. 13 in Genes., 3 in Exod., 2 in Levit., и Comm. in ep. ad Rom. c. 5 581 . Дионисий Алекс. упоминает о послании и ссылается на Иак. 1, 13 и 4, 1 582 ; Евсевий поместил это послание в числе соборных (h. е. 11:23); Иероним Catalog, с. 3. (2) считает это послание подлинным, а Дидим Александрийский писал на него толкование 583 . Наконец (и это самое важнейшее свидетельство) послание Иакова находится уже в древнем сирийском Пешито; это свидетельство древней сирской церкви 2-го столетия тем более имеет значения, что страна, где получил свое начало сирский перевод Пешито, граничит с тою, из которой вышло послание Иакова, и что оно повторяется и утверждается сирскою Церковью и последующего времени 584 . Правда, послание Иакова цитуется редко в первые века христианства; особенно находят странным 585 , что Евсевий h. е. 11, 23 не приводил, из Егезиппа никакого свидетельства об Иаковлевом послании 586 . Первый из Отцов Церкви, который ясно упоминает о нем под именем послания Иакова, есть Ориген , но он же упоминает вместе и о сомнении в его подлинности 587 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/v...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010