О повиновении Богу Хотя Христианин чувствует, что при всей беспредельной благодарности своей Богу, он ничем не может воздать за бесчисленные благодеяния Божии ( Пс. 49:9; 115:3 ) ( Рим. 11:35 ), впрочем, одушевленный, сколько чувством своей благодарности к Богу, столько чувством зависимости своей от Бога, и особенно из опасения оскорбить его все свое тщание прилагает к тому, чтобы всемерно угождать Богу или оказывать всевозможное повиновение святой его воле; посему Понятие о повиновении Повиновение Богу есть такая готовность и тщание в Христинине сообразоваться с волею Божиею изображенную в слове Божием, но посему по коему во всех мыслях, желаниях и расположениях непрестанно тщиться и угождать Богу всевозможным исполнением воли Божией: или по слову писания: тщится ходит вам достоине Богу во всяцем угождении и всяцем дле блазе ( Кол. 1:10 ). Отселе как первое требование от любви, есть исполнение заповедей: сия бо есть любы Божия, да заповеди его соблюдаем ( 1Ин. 5:3 ), так и вернейший признак истинной любви к Богу есть соблюдение заповедей: иже аще соблюдает слово его, поистинне в сем любы Божия совершенна есть ( 1Ин. 2:5 ), аще любите мя, говорит Спаситель, заповеди моя соблюдите ( Ин. 14:15 ), имяй заповеди моя и соблюдаяй их, той есть любяй мя ( Ин. 14:21 ), не любяй мя заповеди моя не соблюдает ( Ин. 14:24 ). Обязанность к повиновению Богу Обязанность ко всевозможному повиновению Богу открывается во 1 х из бесконечного права, какое Бог во всех отношениях имеет на повиновение человека. Ибо Бог есть во a.) Высочайший Господь и Владыка, пред величием коего все должно повиноваться: мене ли не убоитеся? рече Господь: или от лица моего не устыдитеся? ( Иер. 5:22, 23, 24 ), есть во b.) Всевластный Законодатель и Судия, спасти и погубити ( Иак. 4:12 ), есть во c.) преблагой и милосердый Отец, коему за бесконечную любовь и попечительность воздавать неповиновением есть величайшее беззаконие и неблагодарность: сан славит отца, и раб господина своего убоится: и аще Отец есмь аз, то гд слава моя? и аще Господь есмь аз, то гд есть страх мой? ( Мал. 1:6 ); во 2 х явствует из самого Закона Божия, который предписывает повиновение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Разделы портала «Азбука веры» Христос воскресе! Очень волнует тема “духовность без религии”. Есть много близких, которые верят с Бога, но… не в Православных убеждениях. К сожалению. Как бы постараться правильно с ними найти общий язык? Хочется конечно донести, что Православие — это правильно и всё понятно. Что мы спасаемся. А там все так размыто, да и веры у них, вроде как, все добрые и хорошие. Пойте, танцуйте, медитируйте, всех любите и все у всех будет хорошо.…. А смысл в чем? Вроде много общего с Православием, и любовь — это основа тоже. Но, как-то там что-то не так. Свои тёмные абстрактные силы, квантовые скачки, резонанасы, все так размыто. А Христа у них и нет.… Возможно ли на эту тему подготовить развернутую лекцию? И какую литературу можно почитать, чтобы правильно разговаривать с такими людьми? Потому что не разговаривать не получится. Близкие люди, я их люблю, да и родственники тоже такие есть. С уважением Елена. Похожие вопросы 2 Ответа Воистину Воскресе! Думаю, единственная возможность как-то повлиять на неверных близких — это собственная твердость в вере и положительный пример собственной жизни. Спросят — ответим. Готовим себя, чтобы всегда иметь возможность дать правильный ответ, предложить правильную книгу. На компромисс с их заблуждениями не идем. И молимся об их обращении. Думаю, это все, что мы можем в такой ситуации. С уважением, Елена, Ваше желание помочь ближним обрести Истину очень христианское. Каждый христианин, становясь членом Церкви, в первом же евангельском чтении слышит призыв Господа:  «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам»  ( Мф.28:19–20 ). По словам апостола Иакова: « Обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов » ( Иак.5:20 ). Первый и главный путь — наставлять ближних собственным примером и молиться об их вразумлении. Но мы должны уметь и ответить на вопросы, которые неизбежно возникают у окружающих. Отправлять их с ними к священнику или епископу было бы нелепо, кроме того, это бы свидетельствовало о том, что мы сами плохо понимаем смысл нашей веры. Поэтому прислушаемся к апостолу Петру “ Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением ” ( 1Пет.3:15 ).

http://azbyka.ru/vopros/kak-pereubedit-o...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда ли, что после таинства Соборования человек вскоре умирает? 3 мин., 18.03.2022 Нет. Представление о том, что соборование — семикратное помазание освященным маслом — совершается над тяжело больным человеком в преддверии его возможной кончины сформировалось с течением времени и не соответствует изначальному смыслу таинства. Последнее имеет евангельское происхождение, т. е. было установлено Самим Господом Иисусом Христом, и изначально совершалось над больными людьми для их исцеления. Из Евангелия от Марка мы узнаем, что апостолы, будучи посланы Христом для благовествования, пошли и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли  (Мк 6:12–13). А апостол Иаков дает конкретную инструкцию, что нужно делать в случае болезни: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему  (Иак 5:14–15). Кстати, этому отрывку таинство Соборования обязано своим названием — апостол указывает, что таинство совершается несколькими священниками, т. е. соборно. Другое его название — елеосвящение, от греческого слова елей, т. е. масло . Чин таинства Соборования развивался постепенно. В первые века он представлял собой благословение масла с чтением специальной молитвы и его последующее использование для помазания больных. Поначалу таинство совершалось на дому, куда по просьбе болящего приходили священники. Однако с VI века его совершение перемещается в храмы, а чинопоследование усложняется, в него входят другие молитвословия, а также чтения из апостольских посланий и Евангелия. Наконец, к XV веку богослужебный чин Соборования сформировался в привычном нам виде. Откуда же взялось мнение, что соборование совершается только перед смертью? Судя по всему, оно имеет западное происхождение. Вплоть до Второго Ватиканского Собора (1962–1965) в Католической Церкви Соборование называлось Extrema Unctio, или «последнее помазание», поскольку занимало последнее место в перечне других помазаний, совершаемых, например, во время крещения или при рукоположении в священный сан.

http://foma.ru/pravda-li-chto-posle-tain...

Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин.2:15-17). Вполне нетолерантное высказывание, а по нынешним временам особенно, когда похоть эта материализовавшись в своих самых гнусных проявлениях, шагает победным маршем по улицам городов когда-то христианской Европы. Странные люди, забывающие о смерти, думающие, что после того как они умрут им «ничего будет»... Христос и за них пострадал, был распят, предоставив равное право на спасение. Но всё же… Не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои (Ин.17:9)… Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? (Иак.4:4). Право не нравиться, право не оправдываться в мире ревнителей всяческих прав – наше суверенное неотъемлемое право. И особенно теперь, когда «прелюбодеи и прелюбодейцы» во всех своих многочисленных ипостасях своё право – ненавидеть Церковь, реализуют в полной мере и в самой изощрённой форме. Всё возвращается на круги своя, и после двадцатилетнего затишья становится таким, каким быть и должно. Впрочем, не всё совсем как прежде. Есть и некий феномен… Фарисействующая порочность. Тех же самых пресловутых прелюбодеев, упорно доказывающих, что и Божьи заповеди как будто бы на время, и моде подвержены. О том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф.5:12). Теперь не стыдно. А то, что было стыдно, превращается в предмет крикливой и навязчивой «нормальности». Как будто исполнение древнего пророчества о временах, когда безумствующие скажут – «ты безумствуешь» тем, кто в их безумстве участия не принимает. Они и говорят… Достаточно нагло. Так что, наивно, мягко выражаясь, доказывать «коллективной собчак», что мы не такие уж ретрограды и обскуранты. И лукавство, либерально рассуждая о понятии целомудрия, в угоду современному тренду усматривать в нём всё что угодно, кроме прямого первоначального смысла. Мир и его похоть можно любить или не любить, а вот третьего не дано... Делать то и другое одновременно, попытки объединить необъединяемое, в чём бы они ни заключались – в тонком ли общественном веянии или в отдельно взятой свободномыслящей голове – не более чем духовная шизофрения…

http://pravoslavie.ru/60432.html

Разделы портала «Азбука веры» Елеосвящение, или Соборование – Церковное Таинство , совершаемое над больным человеком собором священников (в крайнем случае — одним священником), состоящее в призвании на болящего, посредством молитв и помазания его освященным елеем, исцеляющей, очищающей благодати , врачующей телесные и душевные немощи. Елей (оливковое масло) в таинстве знаменует милость Божию, а добавляемое в него в небольшом количестве вино – искупительную Кровь Спасителя. Таинство Елеосвящения установлено Господом Иисусом Христом и совершалось уже в апостольские времена ( Мк.6:13 ; Иак.5:14-15 ). Оно служит благодатным врачеванием телесных недугов. Священника  обычно приглашают к больному домой или в больницу. Помазуются крестообразно чело, ноздри, щеки, уста, грудь, внешняя и тыльная сторона ладоней. Оставшееся после Таинства освященное масло, называемое соборным, можно при недугах душевных и телесных с верой и молитвой принимать внутрь или крестообразно помазывать больные места. Не могут участвовать в таинстве елеосвящения иноверцы, еретики и некрещенные; не совершается оно также над нераскаянными грешниками и над больными, находящимися в буйном умопомешательстве и бесновании. Верно ли утверждение, что поскольку все верующие нравственно больны, постольку все нуждаются в периодическом участии в Таинстве Соборования? В том, что все люди, живущие ныне земной жизнью, грешат, нет и не может быть ни малейших сомнений ( 1Ин.1:8 ). В этом смысле говорится, что все, включая христиан, нравственно больны. Кроме того иногда утверждается, что люди не идеальны и в отношении физического здоровья: у любого нет-нет да и найдётся хотя бы малый изъян. На этой почве и сложилось убеждение, что всем христианам необходимо время от времени собороваться, а особенно — в дни, специально назначенные духовенством . Догматическое обоснование Таинства Елеосвящения или Соборования находим в Послании апостола Иакова, где читаем: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне…» ( Иак.5:14 ). Как видно из содержания фрагмента, Таинство Елеосвящение предназначено именно для больных, причём под больными здесь подразумеваются не все люди вообще, но больные в строгом значении слова: те, кто лежит. См. подробнее:  Допустимо ли Таинство Соборования для здоровых людей?

http://azbyka.ru/soborovanie-eleosvyashh...

Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»      У живописца Питера Брейгеля-старшего есть картина «Притча о слепых». Ее сюжет основан на словах Спасителя о том, что если незрячего ведет за собой слепой поводырь, то они оба упадут в яму (см. Мф. 15, 14). Полотно нидерландского художника наглядно показывает опасность духовного пути людей, подверженных ереси. Интерпретируя эту евангельскую притчу, священномученик Игнатий Богоносец пояснял, что в будущем веке неотрадная участь одинаково ожидает и тех, кто извращает веру во Христа, и тех, кто прислушивается к их речам. Ересь же состоит в сознательной клевете на истину, когда к христианскому вероучению примешивается человеческое мнение, противоречащее Слову Божию. В притче о добром пастыре Спаситель предупреждает, как действуют лжеучители. Они входят во двор к овцам не через дверь, но подобно ворам перелазят через нее (см. Ин. 10, 1). По толкованию блаженного Феофилакта Болгарского, под образом дверей здесь нужно понимать Священное Писание. Именно через принятие Слова Божия мы приближаемся к Господу. И, наоборот, всякое противное Богу дело начинается с отрицания Евангелия, отрицания догматов. Недаром слово «ересь» происходит от греческого «раскол», «отделение». Ложные богословские течения полагают начало любой распри, происходящей в Церкви. Ведь ереси порождаются желанием приспособить христианское вероучение к социальным стандартам, соединить жизнь по Евангелию с потворством страстям (см. Иак. 4, 1–3). Еще апостол предупреждал, что «дружба с миром есть вражда против Бога» (Иак. 4, 4). Святитель Николай Сербский справедливо писал, что искажения церковного учения чаще всего появляются якобы ради общего или всенародного блага, но именно ереси часто порождали войны и общественные возмущения, поскольку истинная вера не может смешиваться с обманом. С первых веков Церковь вела борьбу с ложными течениями, которые наиболее активно возникали с IV по VIII век, в период созыва Вселенских Соборов. В это время были не только ересиархи и их последователи, но и истинные защитники веры, исполнившие заповедь Христову: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5, 11). Это и святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, лишенный людьми и восстановленный Господом в архиерейском сане за ревностную защиту догматов вероучения, а позже, во времена Диоклетиана, готовый пойти на смерть, но не отказаться от веры. Это и святитель Афанасий Великий, неоднократно терпевший ссылку, но не согласившийся признать арианство. Это и преподобный Феодор Студит, который был подвергнут тюремному заключению за организацию крестного хода с иконами во времена иконоборческой ереси. Это и тысячи клириков и мирян Церкви Русской, хранившие верность Христу в годы советского атеизма.

http://pravoslavie.ru/122008.html

О нашем спасении — диалог с сектантом Протестанты утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати. А есть ли у самого человека заслуга в деле его спасения? 13 сентября, 2012 Протестанты утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати. А есть ли у самого человека заслуга в деле его спасения? Предлагаем вниманию читателей главу из книги архимандрита Клеопы (Илие) «Путеводитель по православной Священник: Протестанты, а заодно с ними и неопротестанты, то есть наши сектанты (ибо и их учения возникли в лоне протестантизма), утверждают, что спасение человека зависит всецело от Божественной благодати (от «благодати оправдания», по Кальвину, или от «благодати веры», по Лютеру), посредством которой ему «усваиваются», или «вменяются», заслуги Спасителя нашего Иисуса Христа. Ту же мысль выражают они, когда говорят, что спасение достигается одной лишь верой, приходящей по благодати Божией, и что у самого человека никакой заслуги в деле его спасения нет. Наша же Православная Церковь учит, что в деле спасения участвуют две стороны: Бог и человек, причем со стороны Божественной дается благодать, а со стороны человеческой прилагаются вера и добрые дела. Благодать дается от Бога, потому что все согрешили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе (Рим. 3:23–24; ср. 5:15–17), и Бог же производит в нас и хотение и действие по Своему благоволению (Флп. 2:13). Благодатью вы спасены через веру , – пишет апостол ефесянам, – и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф. 2:8–9). Та же истина вытекает из слов Спасителя: Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего (Ин. 15:5). Итак, благодать Божия для нас то же, что для ветви сок, идущий к ней от лозы. Но со стороны человеческой нужна вера, вдохновляемая любовью к Богу, или действующая любовью (Гал. 5:6), без которой спасение не приходит. Веру, знающую о Боге, но лишенную добрых дел, имеют и бесы, ибо и они веруют и трепещут (Иак. 2:19).

http://pravmir.ru/o-nashem-spasenii-dial...

Православие или мир. 27.04.2018 15:51:16 Игумен Даниил (Гридченко) Мир (мipъ) – субстанция немирная. По определению… Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1Ин.2:16). И похоть во всём своём безобразном многообразии, и гордость, по сути своей эгоистичны, эгоцентричны, и уже потому ни мира, ни любви в себе не заключают. Причём, нелюбовь тут взаимная. Сам Христос устами апостола Иоанна Богослова заповедуя нам любить друг друга ( сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас (Ин. 15:12)); отвергает любовь к миру ( не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей (1Ин.2:15)). Парадоксальным образом нам рекомендовано не любить среду собственного обитания. Однако, не мир, как Божие творение, но то, во что его превратили грехи человеческие - производное безумия и порока. Уже одно это делает христианина нонконформистом, притом, в какие бы времена он не жил. Даже в так называемые золотые века христианства спасающихся было «малое стадо» (Лк. 12:32). Ибо и тогда похоть и гордость не переставали оставаться неотъемлемой частью «лежащего во зле» (1Ин.5:19) мира. В попытках договориться с ним (какими бы высокими целями эти усилия не оправдывались), найти с ним общий, «понятный» язык всегда есть доля отвержения «любви Отчей», потеря собственной идентичности, своего лица, необратимо вырождающегося в глумливую физиономию. Сложно быть убедительным, не будучи убеждённым. Трудно не превратиться в «эллина» и «иудея» в стремлении  «быть с эллином, как эллин, и с иудеем, как и иудей» (1Кор.9:20-21) во что бы то ни стало, не став предварительно «апостолом Павлом». И в этом процессе «потери своего лица» православные не оригинальны. Печальная картина самоликвидации западного христианства пред глазами… Но, увы, если даже собственный негативный опыт учит не всегда, то, тем более, чужие ошибки. «Если Церковь не гонима, она и не Христова», -  слова, приписываемые Тертуллиану, лишь на первый взгляд звучат шокирующе. Ибо вот что сказано, - да и все , желающие благочестиво во Христе Иисусе жить, будут гонимы (2Тим.3:12).  Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак.4:4). Вполне определённо дружба с миром именуется апостолами духовным прелюбодеянием. И уже по одной простой причине: христианство, по сути, радикально. Оно не терпит полутонов, гнушается экивоков: либо мы служим Богу, либо мамоне; или со Христом, или с вельзевулом, князем мира сего.

http://radonezh.ru/2018/04/27/pravoslavi...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Виктор Грозовский 15.01.2020 14.10.2023 ( 8  голосов:  3.9 из  5) Оглавление По благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира Санкт-Петербургский священник, протоиерей Виктор Грозовский — глава многочисленного семейства и опытный пастырь — рассказывает о духовной стороне болезни детей. В его рассказе раскрываются духовные способы врачевания, которые не только не препятствуют обычному лечению, но и способствуют ему. ©Священник В. Грозовский, текст, 2006 ©Издательство «Сатисъ», 2006 Предварительное слово Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. ( Иак.5,14-15 ) Мы не случайно взяли эпиграфом слова из Послания св. апостола Иакова, т.к. они являются для нас первым руководством к действию. Речь идет о том, что первым делом при заболевании ребенка должна совершаться молитва. Оставив всякую суету и растерянность (добавим — и рассеянность), родители заболевшего дитяти прежде всего должны обратиться к Всемогущему Богу, для Которого нет ничего невозможного, встать на молитву. Важный момент: молитва (обращение к Богу) произносится в состоянии полного доверия к Нему, отбросив всякое сомнение в том, что действие Божие будет спасительным для души человеческой, поскольку Он Сам говорит: Не хочу смерти грешника. В отличие от врага рода человеческого, который хочет погибели душ наших, Господь желает спасения нашего. Автор брошюры не профессиональный врач, но, воспитывая девятерых детей, которых Бог послал (за что Его от всего сердца благодарит), имеет кое-какой медицинский и духовный опыт в общении со своими детьми, как взрослыми, так и еще с несформировавшимися телесно и духовно. Конечно, этот опыт не приходит с первым и даже со вторым появившимся на свет ребеночком, но при рождении девятого начинаешь уже кое-что понимать. I Болезнь детей указывает на то, что духовно-нравственная жизнь самих родителей почти всегда находится не на должном уровне, что препятствует проникновению в души Божии благодати и, наоборот, способствует распространению греха. Это означает, что настало время каяться и повышать планку духовной жизни, дорогие родители. Но на эту тему мы поговорим чуть ниже.

http://azbyka.ru/zdorovie/esli-v-pravosl...

Для молитвы больше всего нужно сердце (версия для печати)/Православие.Ru Для молитвы больше всего нужно сердце Православие.Ru , 21 июля 2011 г. Архимандрит Арсений (Папачок) Перевела с румынского Зинаида Пейкова Вопросы задавал Архимандрит Иоанникий (Балан) 19 июля 2011 года в возрасте 96 лет отошел ко Господу архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых ныне румынских старцев. Он был представителем золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он был духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на некоторые актуальные вопросы духовной жизни. Архимандрит Арсений (Папачок) – Как можно стяжать дар смирения и слез на молитве? – Смирение не может прийти само по себе, без того, чтобы ты в духовном течении жизни не думал, что ничего не можешь сам без благодати Божией. Спаситель говорит: без Меня не можете делать ничего (Ин. 15: 5). 113-е правило Карфагенского Собора гласит: «Но если всё же кто-нибудь говорит, будто он что-нибудь может без Христа, да будет анафема» . Брат, неужели ты не знаешь, что если ты мнишь о себе и гордишься, то это от тебя отошла помощь Божия? Ибо сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4: 6; 1 Пет. 5: 5). Подумай же о том, что без благодати Божией ты – прах и пепел. А если ты полагаешь, что вот, Господь терпел тебя до сих пор и так будет всегда, тогда с великим страхом поостерегись, ибо Бог долго терпит, но иногда и предваряет события!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010