Гордость За высокоумие будут изгнаны те сыны царства (см. Мф. 8:12 ), которые хотя и не для того делают добро, чтобы показаться людям, хотя и втайне совершают свою добродетель и только один Бог знает о ней, но в уме своем они гордятся, считают себя святыми, совершенными, добродетельными и праведными; немощных, то есть грешников, они осуждают, а себя, считая добрыми, мнят уже сынами царствия. Итак, за что будут изгнаны они? Только за высокое мнение о себе (1). Скорее с грешником будет Бог, как «праведныя любяй и грешныя милуяй», ожидая обращения грешников. Скорее с грешником будет милость Божия, нежели с пустосвятом, горделивым и высокоумным. Хорошо говорит святой Иоанн Лествичник : «Пред Богом смиренный грешник лучше, чем творящий добро, но гордящийся». Бог всегда пребывает с грешником, ожидая возможности спасти его (1). Гордость и высокоумие не умеют молчать, «на небесах полагают уста свои, и язык их проходит по земле» (см. Пс. 72:9 ) (1). «Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем» ( Притч. 16:5 ). Таковой породит не плод веселья, но терние скорби, ибо гордый, с одной стороны, других колет до слез или до крови, опечаливая, преследуя и мучая, с другой же стороны, сам скоро падает в терния бедствий и скорбей. «Бог гордым противится» ( Иак. 4:6 ), а где Господь, что там может устоять? (1) Ослепляет умные очи гордость, что случилось на небе с князем тьмы мира сего, с Адамом в раю и с Навуходоносором в Вавилоне (1). Препятствуют Христову пришествию к нам холмы и горы гордых наших помыслов, слов и дел, ибо не приходит туда смиренный Христос, где есть вознесшаяся гордость, согласно словам Писания: «Мерзость пред Господом всякий надменный» ( Притч. 16:5 ), – " ибо, по апостолу, какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» ( 2Кор. 6:14–15 ). Гордость – это тьма и велиар. Велиар толкуют как «слепое светило», как бы говоря этим, что он и глядит, но не видит. Гордый человек не знает себя: он считает себя светлым, а на деле он мрачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Будем помнить свое призвание к " жизни будущаго века " через крещение» Проповедь, произнесенная 16 января в Свято-Воскресенском храме Киева 17.01.2022 662 Время на чтение 5 минут Фото: из личного архива автора Сегодня было прочитано Евангелие от Марка, 1 глава, с 1-го по 8-й стих, где говорится об Иоанне Крестителе и его предваряющей миссии, «приготовляющей путь Господу» (Мф. 3:3). Иисус и Иоанн Креститель, как мы знаем из Писания, были роставенниками, и даже обстоятельства рождения их очень схожи. Однако они не знали друг друга лично. Иисус Христос жил в Назарете Галилейском, а Иоанн обитал в пустыне Иудейской. Встретиться им до обозначенного Богом времени не пришлось. Такова была воля Всевышнего. Очевидно, необходимо было исключить всякий повод к обвинению в том, что они заранее договорились поддержать друг друга. Очевидно и то, что Иоанн был наслышан о событиях, ознаменовавших рождение Иисуса. Он знал, что в отрочестве Иисус ходил в Иерусалим, знал и о Его удивительной беседе с раввинами, был наслышан о Его безгрешной жизни и верил, что Иисус и есть обещанный Мессия. Но никаких подтверждений свой вере не имел, поскольку Иисус до сих пор никак не проявлял Своего призвания. Но Иоанн свято верил, что в определённое Богом время будет дано знамение Его божественной сущности, когда Спаситель выйдет на служение. Зададимся вопросом, зачем и для кого проповедовал Иоанн в пустыне? Бог создал человека по Своему образу и подобию, где изначально человек был безгрешным. Грехопадение повлекло за собой бесчисленные страдания для всего человечества и соделало потомков Адама грешниками перед лицом Творца: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом – смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5:12) и стали достойными Его праведного воздаяния: «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 6:23). В грехопадении, таким образом, исказилась сама природа человеческая, когда мы стали потакать низменным её потребностям и, следуя греховным желаниям и помыслам, навлекли на себя осуждение Божие (Еф. 2:3). Отныне человек стал устремлять все свои пожелания исключительно ко греху: «…каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, раждает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).

http://ruskline.ru/news_rl/2022/01/17/bu...

Книга первая Опровергает язычников, которые бедствия империи, особенно же последнее опустошение Рима готами, приписывали христианской религии, запрещающей культ богов. Рассуждает о благосостоянии и невзгодах, бывших в то время, по обыкновению, общими и для людей добрых, и для злых. Обуздывает наглость тех, которые ставили в укор христианству изнасилование христианских женщин воинами. Предисловие. О цели и содержании предпринятого сочинения В этом сочинении, любезнейший сын мой Марцеллин, тобою задуманном, а для меня, в силу данного мною обещания, обязательном, я поставил своей задачей защитить град Божий, славнейший как в этом течении времени, когда странствует он между нечестивыми, «живя верою» ( Аввак. 2:4 ), так и в той вечной жизни, которую сейчас он «ожидает с терпением» ( Рим. 8:25 ), веря, что «суд возвратится к правде» ( Пс. 93:15 ), и которую он обретет в силу несомненного ее превосходства, защитить против тех, которые ставят своих богов выше его Основателя. Велик и тяжел этот труд; но «Бог нам прибежище» ( Пс. 61:9 ). Знаю, какие нужны силы для того, чтобы убедить гордых, как велика доблесть смирения, благодаря которой все земные величия, колеблющиеся от непостоянства времени, превосходит не присвоенная себе человеческой спесью высота, а та, которая даруется божественною благодатью. Ибо Царь и Основатель этого града, о котором мы задумали говорить, открыл в Писании Своем народам определение божественного закона, в котором сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ; 1Пет. 5:5 ). Но то, что принадлежит одному только Богу, старается присвоить себе и надменный дух гордой души, и любит, чтобы ему вменяли в славу Щадить покорных, низлагая гордых. 5 Поэтому, насколько того требует предпринятый мною труд и насколько это представляется возможным, нельзя обойти молчанием и земного града, который, стремясь к господству, сам находится под властью этой страсти господствовать, хотя ему и поклоняются народы. Глава 1. О врагах имени Христова, которых варвары при опустошении Рима пощадили ради Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Пётр Заведеев Епитимии, их происхождение в Церкви и значение Под именем епитимьи разумеются наказания, налагаемые священнослужителем на некоторых из кающихся христиан для уврачевания их нравственных болезней. Власть налагать епитимии на некоторых, кающихся Церковь . получила от Господа вместе с тем, как получила власть и отпускать грехи. Епитимии, хотя, по существу своему, суть наказания, но по значению, наказания исправительные, врачебные. Это врачество от грехов, а не вознаграждения за грехи вечной Правде. Это подтверждает поступок ап. Павла, наложившего тяжкое наказание на коринфского грешника и потом, когда заметил, что оно произвело в грешнике скорбь и раскаяние, снявшего его ( 1Кор.5:1–5 снос. 2Кор.2:7 ). Божественное установление таинства елеосвящения, его действительность и употребление в Церкви. Елеосвящение есть таинство, в котором, при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Оно ведет начало от апостолов, которые мазаху маслом многи недужные и исцелеваху ( Мр. 6:13 ), получив на то власть от Христа Спасителя, Видимая сторона таинства н невидимые его действия ясно указываются ап. Иаковом ( Иак. 5:14–15 ). Видимая сторона таинства: – 1) Семикратное помазание больного освященным елеем и 2) молитва веры, произносимая священником. Невидимую сторону составляют: 1) благодатное прощение грехов и 2) исцеление от болезней. Понятие о браке. как таинстве Богоустановленном, и его действительность . Под именем брака разумеется таинство, в котором лицам брачующимся, по объявлении ими пред Церковью обета супружеской верности, преподается свыше Божественная благодать, освящающая их брачный союз, возвышающая его во образ духовного союза Христа с Церковью. Таинство брака установлено еще в раю ( Быт.1:28 ), его освятил Своим присутствием в Кане Галилейской Спаситель ( Ин.2 гл.). Из писаний Апостольских и из св. предания мы убеждаемся, что таинство брака несомненно существовало в Церкви с самого ее происхождения и ведет начало от Христа. Так, ап. Павел в послании к Ефесеям излагает обязанности супруги христианки ( Еф. 5:22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Разделы портала «Азбука веры» В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк.2:3, 5 ). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение 1  для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) 2 .

http://azbyka.ru/obshhee-soborovanie-ist...

Своими грехами мы, братие, удаляем себя от Бога, навлекаем на себя праведный гнев Его. Святые же угодники Божии ближе нас стоят к Богу и по своей любви молят за нас пред престолом Божиим. Посему и слово Божие научает нас обращаться к молитвам святых, как сильных пред Богом. Так некогда Сам Бог повелел Авимелеху царю герарскому, которому угрожала опасность умереть за свой грех, просить молитв за себя у праведного Авраама, говоря: пророк, есть, и помолится о тебе, и жив будеши ( Быт.20:7 ). Подобным образом и прогневавшим Бога друзьям Иова, чтобы отклонить последствия сего гнева, Бог повелел просить молитв сего праведника, сказав им: «пойдите к рабу Моему, Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас, и, когда они сделали так, Господь принял молитву Иова ( Иов.42:8–9 ). Посему иудеи, веруя в силу молитв праведников, просили их, чтобы они ходатайствовали за них? пред Богом, напр. Самуила; и Бог, как свидетельствует слово Божие, принимал молитву Самуила за народ ( 1Цар.7:8–9 ). Равным образом и апостолы признавали силу молитв праведников. При всей своей святости они просили у верующих молитв за себя. Молю вы, братие, писал апостол Павел Римлянам, Господем нашим Иисусом Христом и любовию духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим.15:30 ) и Солунянам: братие, молитеся о нас ( 1Сол.5:25 ). Св. апостол Иаков, наставляя верующих молится друг за друга, прибавляет: много бо может молитва праведного споспешествуема (усиленная ( Иак.5:16 ). Если же, братие, слово Божие научает обращаться к молитвам святых, пока они еще на земле, и называет эти молитвы сильными пред Богом, то тем более мы должны обращаться к молитвам святых, когда они переселяются на небо и соединяются со Христом ( Рим.8:17 ; Флп.1:23 ). Вот почему и св. пророк Давид, обращаясь с молитвою к Богу, взывал: Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших. Он призывал святых патриархов с верою, что Господь ради их услышит его молитву. Точно также и ныне, братие, Православная Церковь призывает Христа истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Скачать epub pdf Ноябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Малахию [Мал.2:6–3:5]/Пер. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1898. Т. 4. 11. С. 273–304 (1-я пагин.). (Продолжение.) —273— ственный Павел провозгласил нам: оправдившеся убо верою, мир имамы к Богу ( Рим.5:1 ). Так чтим мы, ведая, Сущего по естеству и истинного Владыку. А воздавая почтение и твари, при владычестве над нашим умом нечистого и мерзостного греха, мы противимся Владыке и как бы становимся на сражение против Него, поднимая жестокую выю и уже стараясь не повиноваться и упорствовать. И в этом удостоверит ученик Спасителя, говоря: не весте ли, яко любы мира вражда Богу есть? и иже восхощет друг быти миру, враг Божий становится ( Иак.4:4 ). Но обратившись чрез веру к Богу всяческих, с уничтожением греха, при отсутствии всякого препятствия и когда никто не отлучит нас от близости к Нему, – мы как бы соединяемся с Ним посредством всякой благопристойности, пойдем прямым путем и будем ступать по истинно прекрасной стезе, направляя на неё себя самих и других. Но стараться быть в таком состоянии всего более приличествует святым священнослужителям, о коих можно со всею справедливостью сказать: в мире исправляяй иде со Мною, и многи обрати от неправды. Ведь подчиненные всегда почти идут во след благоповедения своих начальников, и кои (из начальников) ходят прямым путем, те спасают многих и легко убеждают их, оставив жизнь необузданную и проклятую и нравы неправедные, предпочесть и любить превосходнейшее и достославнейшее, что может заслуживать похвалу у Бога и людей. Мал.2:7 . Понеже 2212 устне иереовы сохранят разум, —274— и закона взыщут от уст его: зане 2213 ангел (вестник) Господа Вседержителя есть. Каким именно образом обратил он (священнослужитель) многих и ходил исправляя мир с Богом, разъясняет говоря, что носил в устах или на языке познание (разум) всего необходимого для жизни и был наставником неразумных, учителем неопытных, неложным и истинным истолкователем велений закона для желающих научаться, не изменял извращая смысл божественных словес, ни учаще учениям, заповедем человеческим ( Мф.15:9 ; Ис.29:13 ), – но, как ангел (вестник) Божий, хорошо уясняя подчиненному народу неясное иногда откровение.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

7. О святом Крещении О святом крещении пророчествовалось в Ветхом Завете: «И возьму вас из народов... и окроплю вас чистою водою, – и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас Дух Мой»... ( Иез.36:24–27 ). «... откроется источник дому Давидову и жителям Иерусалима, для омытия греха и нечистоты» ( Зах.13:1 ). «Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» ( Мих.7:19 ). Господь обещал крещение и указал его важность: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:5 ). После Своего Воскресения Христос заповедывает крещение: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» ( Мф.28:19 ). Из чего состоит крещение? 1) Покаяние в языческой жизни: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов ( Деян.2:38 ). «покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши» ( Деян.3:19 ). Евнуху Филипп сказал: «если веруешь от всего сердца, можно» креститься ( Деян.8:37 ). " веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» ( Деян.16:31 ). 2) Вера в Спасителя и искупление: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ). 3) Познание Божией истины, научающей новой христианской жизни; посему говорится, о Боге: что «родил Он нас словом истины» ( Иак.1:18 ). Посему христиане называются – «возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающаго во век» ( 1Пет.1:23 ). Крещение посему соединяется с научением, когда говорится, что Христос освятил Церковь (т.е. верующих), «очистив банею водною (крещением – Деян.22:16 ) посредством слова» (научением Христовой истины – Ин.15:3 ). Так и ап. Павел, уверовавший в призвавшаго его Христа, был научен ап. Ананией и крещен ( Деян.9:3–18 ; Деян.22:6–16 ). Так и ныне в Церкви бывает предварительное научение (оглашение), а затем, крещение.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

архимандрит Амвросий (Юрасов) О молитве за умерших Со смертью христианина связь его с членами земной Церкви не прекращается: тело его умирает, а душа остается бессмертной. Все вместе христиане составляют единое Тело – Церковь Христову ( Еф.1:23 ; Кол.1:18 ; Евр.12:22–23 ). Внешним выражением этой связи служит молитва живых членов Церкви за умерших. Почему она необходима? Как мы знаем, никто из людей, умирая, не может сказать, что он вполне очистился от грехов, после смерти нет покаяния, и облегчение своей участи своими собственными силами грешники получить уже не в состоянии. Помочь им может только молитва живых, молитва Церкви, милостыня, а главное – бескровная Жертва, приносимая на алтаре. Эти молитвы, по учению Православной Церкви, «исхищают из уз ада души» находящихся там усопших братий наших (правосл. исповедание, отв. на вопр. 64) и «вспомоществуют им к достижению блаженного воскресения» (Простр. катехизис, II чл.), то есть помогают получить от Бога прощение грехов и перейти в лучшее состояние. Придавая такое значение молитве за умерших, Православная Церковь следует слову Божию и указаниям святых Отцов и учителей. Слово Божие, заповедует христианам: «молитесь друг за друга» ( Иак. 5, 16 ), молитесь за брата своего, «согрешившего грехом не к смерти» ( 1Ин.5:16 ), «о всех святых» ( Еф.6:18 ), т. е. о христианах, и «за всех человеков» ( 1Тим.2:1 ). А это значит, что надо молиться и за умерших, потому что у Бога «все живы» ( Лк.20:38 ), потому что «живы или умираем – всегда Господни» ( Рим.14–8 ). Почему мы должны молиться друг за друга? Потому что все мы – дети одного Отца, члены одного Тела Христова. И Господь говорит : «по тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» ( Ин.13:35 ), любовь же по словам апостола, «никогда не престает » ( 1Кор.13:8 ). «Любовь познали мы в том, – свидетельствует и апостол Павел, – что Он положил за нас душу Свою; и мы должны полагать души свои за братьев» ( 1Ин.3:16 ). Истинною любовию, – пишет апостол Павел, – члены Церкви «все возращали в Того, Который есть глава Христос» ( Еф.4:15 ). Это означает, что истинная любовь содействует духовному возрастанию христиан, очищению и прощению грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Беседа 42. Евангелие от Матфея, глава 12, 30–37. «Хула на Духа Святаго» Мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и рассмотрим две темы: «Хула на Духа Святаго» и «Дерево познается по плодам». Мы будем читать 12-ю главу Евангелия от Матфея, с 30-го по 37-й стих. Мф.12:30 . «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает». Мы уже касались ранее этого вопроса. Главное, что можно тут отметить, и об этом пишут многие истолкователи, эти слова означают, что невозможно сохранять нейтралитет между Богом и диаволом. Невозможно быть рабом Христовым и дружить с миром сим. Сказано: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: ″до ревности любит дух, живущий в нас″?» ( Иак.4:4–5 ). Мораль мира и мораль Христа – не совпадают. Ценности и нравственность мира и Христа – противоположны друг другу. Мудрость мира и мудрость Христова – совершенно несовместимые понятия. Сказано: «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их. И еще: Господь знает умствования мудрецов, что они суетны» ( 1Кор.3:19–20 ). Посему тот, кто хочет служить миру и Богу одновременно, не сможет послужить двум сразу. Мы призваны не к тому, чтобы сохранять нейтралитет с миром, или даже подстраиваться под него, идя путем компромиссов. Мы призваны воцерковить мир и вернуть его Богу! В славянском языке слово «мир» имеет два значения: «мир» – как отсутствие войны, и «мip» – как вселенная. Когда Христос, войдя дверями затворенными, сказал апостолам: «мир вам», Он принес нам мир от Бога и даровал возможность нормальной жизни на земле (нормальной, в христианском понимании этого слова). Человек и призван от начала к миссии возделывания и охранения мира (в смысле, вселенной, космоса). Сказано: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» ( Быт.2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010