«Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем, призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» 1323 . Это таинство берет свое начало от апостолов, которые, получив власть от Иисуса Христа, многих больных мазали маслом, и исцеляли ( Мк.6:13 ). Ап. Иаков свидетельствует, что это таинство совершалось в Церкви уже в апостольский период ее истории. Причем очевидно, что ап. Иаков ни в коей мере не выступает как установитель нового священнодействия; для него елеосвящение – такое же обычное явление церковной жизни, как молитва или пение псалмов (см.: Иак.5:13 ): Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). Из этих слов апостола видно, что таинство елеосвящения должно совершаться несколькими священнослужителями и включать в себя молитву над болящим и его помазание елеем. То, что речь у апостола идет не просто о некотором врачебном действии, а именно о церковном таинстве, следует из того, что 1) это действие совершается пресвитерами Церкви, а не врачами; 2) елей не является врачебным средством от всех болезней; 3) в этом священнодействии болящему подается не только исцеляющая благодать, он получает также и прощение грехов. Однако елеосвящение не заменяет собой таинства покаяния. Прощение грехов в этом таинстве есть «восполнение отпущения грехов в таинстве покаяния, – восполнение не по недостаточности самого покаяния для разрешения всех грехов, а по немощи больных воспользоваться этим спасительным врачевством во всей его полноте и спасительности» 1324 . По причине внутренней связи елеосвящения с покаянием и отпущением грехов с древнейших времен это таинство преподавалось не только собственно болящим, но также и кающимся 1325 . Вещество этого таинства – елей, смешанный с красным вином. Елей – это символ Божественной милости, которой в таинстве приобщается болящий человек. Кроме того, елей и вино, будучи древнейшими медицинскими средствами, являются символами исцеляющей Божественной благодати (ср.: Лк.10:34 ). Елей, используемый при совершении таинства, освящается священнослужителями в начале чинопоследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

§ 376. По рассуждению учителей церковных, грех двоякий. Одни – владеющий человеком, о каком говорит апостол: «да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его» ( Рим.6:12 ), этот грех иначе называется самопроизвольным, ибо делается с желанием, советом, умыслом, знанием и предварительным рассуждением, и он бывает против совести, которую и уязвляет и беспокоит, – например, соблудить, похитить, украсть чужое, обмануть, прельстить ближнего, озлобиться на него, и прочее. Этот грех называется смертным, ибо смерть вечную согрешающему, если не покается, соделовает, по учению апостольскому: «возмездие за грех – смерть» ( Рим.6:23 ); и еще: «сделанный грех рождает смерть» ( Иак.1:15 ). Вместе с таковым грехом вера и благодать Святого Духа в человеке быть не может, но изгоняется через него, и согрешающий человек так лишается всех благ, через Христа приобретенных, и Христос ему ни приносит никакой пользы, пока так грешить не перестанет. От таковых грехов истинные христиане берегутся, верою и благодатью Святого Духа подвизаются против них. (О таковых грехах поминается в 1Кор.6:9–10 ; Гал.5:19–21 и в прочих местах Писания). Другой грех – это грех, живущий в человеке, но не обладающий человеком, и он не что иное, как немощь природная, плоть со страстями и похотями (см. Гал.5:24 ), восстающая на духа, растление и злость, с человеком родившаяся. Этому греху силою веры и духа противятся благочестивые, и не попускают владеть собою. Например, восстает похоть, побуждающая к нечистоте, или к отмщению, или к ненависти, или к обиде ближнего, и прочее, – они ту похоть укрощают, усмиряют и побеждают. И хотя сему греху противятся благочестивые, однако, немощью убеждаемые, часто делают, чего не хотят и не знают ( Рим 7:19 ). § 377. Из святого Божиего Слова познаем, что и самые благочестивые и свято живущие согрешают, и согрешают много. «Все мы много согрешаем», – говорит апостол ( Иак.3:2 ). И святой Иоанн исповедует: «Если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

Не исполнение Закона приводит ко Христу, а вера во Христа, которая от дел Закона никак не зависит. Эти слова апостола можно понимать и шире. Дела не нужны в качестве внешнего по отношению к вере придатка, того, что лежит вне области веры, что ею не вдохновлено, ибо доброе дело не есть заслуга, которая дает человеку право на получение благодатных даров. Кроме того, по учению апостола, вера не является постоянной величиной. Известно, что всякий орган без упражнения неизбежно атрофируется, отмирает. И вера не есть исключение. Мы знаем, что она может возрастать ( 2Фес.1:3 ), она может ослабевать и даже полностью исчезать, в 1Тим.1:18 ап. Павел говорит о людях, которые потерпели кораблекрушение в вере, т. е. полностью утратили веру. Чем возможно укреплять, упражнять веру? Естественно, не чем иным как делами в соответствии с верой. Об этом говорит ап. Иаков: «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» ( Иак.2:17 ). Иными словами, добрые дела и вера связаны между собой по принципу обратной связи, вера вдохновляет человека на добрые дела, а дела укрепляют и углубляют веру. О праотце Аврааме ап. Иаков говорит: «Вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства, поэтому, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» ( Иак.2:26 ). Если обратиться к Евангелию, то станет очевидно, что учение ап. Павла находится в полном соответствии с учением Самого Господа Иисуса Христа. Господь так же говорит о необходимости веры для спасения. Например: – «кто будет веровать и креститься, спасен будет, и кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк.16:16 ); – «вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ). Но Господь говорит и о недостаточности только веры, о необходимости для спасения также и добрых дел: – «не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! Войдет в Царствие Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» ( Мф.7:21 ); – «Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин.8:15 ). О необходимости подвига в христианской жизни Христос говорит совершенно определенно: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» ( Мф.16:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Им принадлежало право и крестить; так некто Анания крестил ап. Павла ( Деян. 22:16 ); Фипипп, научив вере во Христа евнуха, «приказал остановить колесницу; и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его» ( Деян. 8:38 ). Крестил Филипп и самарян ( Деян. 8:1–16 ). Преемникам Апостолов дано право совершать преломление до скончания мира; «всякий раз, говорит ап. Павел, не бывший на тайной вечери, но совершавший преломление ( Деян. 20:11 ), когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он прийдет» ( 1Кор. 11:26 ). Св. ап. Павел не был среди одиннадцати Апостолов, в то время, когда они получили непосредственно от Христа право прощать грехи, однако и к нему «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои» ( Деян. 19:18 ); не был там и епископ Тимофей, судивший однако грехи грешников не только мирян, но и пресвитеров Церкви ( 1Тим. 5:19–20 ). Но сектанты, отвергая власть законных епископов и пресвитеров Церкви Христовой отпускать грешникам их грехи, сами позволяют своим незаконным лжепресвитерам совершать крещение, преломление, браки, позволяют им учить себя, хотя на все это никто никогда не давал им права. 8) Сектант: Нужно каяться не пред священниками, а пред каждым христианином, особенно пред которым мы согрешили, как и учит ап. Иаков: «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться; много может усиленная молитва праведника» ( Иак. 5:16 ). Объяснения православного: Приведенное место св. Писания говорит против самих же сектантов, ибо слова ап. Иакова: «признавайтесь друг пред другом в проступках»как это видно из предшествующих слов св. Апостола, говорят о необходимости признания в грехах именно пред пресвитерами. Раньше Апостол говорит: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящаго, и возставигь его Господь, и, если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак. 5:14–15 ). Сказав, что по молитвам пресвитеров болящий исцелится и получит прощение грехов, Апостол далее говорит, чтобы христиане не скрывали пред пресвитерами грехов, а признавались в них друг другу, (ст. 16), то есть пресвитерам. Если больной не исповедует грехи пред пресвитерами, то и не получит прощения, ибо, не зная грехов больного, как пресвитер простит их ему? Вот почему Апостол и велит признаваться в грехах друг другу, разумея здесь больного и молящихся о нем пресвитеров. Св. Иоанн Златоуст так объясняет разсматриваемые слова ап. Павла: «вы, болящие, исповедуйте пред пресвитерами согрешения ваши, а вы, пресвитеры, молитесь за болящих» (слово о священстве 1:3).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

До праздника старые ветки вербы сжигают, а новые ставят в красный угол рядом с иконами. Прощаются ли при соборовании забытые грехи? иеромонах Иов (Гумеров) Таинство Елеосвящения (соборование) – одно из семи таинств, в котором совершается врачевание души и тела через молитвенное призывается на больного благодати Божией и семикратное помазание святым елеем. Таинство это было установлено Господом нашим Иисусом Христом ( Мк. 6:13 . О существовании его в древней Церкви свидетельствует Соборное послание св. апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне ( Иак. 5:14 . В этом же Послании говорится и о прощении грехов: И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему( Иак. 5:15 . О прощении грехов в таинстве соборования пишут святые отцы: «Сила Таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие» (Преподобный Амвросий Оптинский . Собрание писем в 3-х частях, Сергиев Посад, 1908, ч.1, с.80). Зачем на праздник Сретения Господня освящают свечи? иеромонах Иов (Гумеров) Великий двунадесятый праздник Сретения Господня был установлен в Византии в царствование благоверного царя Юстиниана I в 542 году после страшной моровой язвы, поразившей империю в октябре 541 года, а в Римской Церкви – в 496 году при папе Геласии (другие исследователи считают – при святом Григории Великом (590–604)). Тогда же возник обычай совершать массовые шествия со светильниками (свечами). Происхождения этих процессий, по-видимому, связаны со словами, произнесенными святым праведным Симеоном Богоприимцем: Яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей: свет во откровение языком ( Лк. 2: 30–31 ). Обычай этот укоренился на Западе. Митрополит Вениамин Федченков (1880–1961) писал: «В настоящее время в Католической Церкви в праздник Сретения Господня (2 февраля н. ст.) в храмах совершается благословение сретенских свечей и крестный ход с ними. Существует также традиция зажигать эти свечи во время мессы при чтении Евангелия и Евхаристического канона» (Письма о двунадесятых праздниках. М., 2004. С.219).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Касательно таких людей св. Иоанн Златоуст пишет: «Иисус не сам пришел, а был возведен в пустыню («искуситися от диавола») по Божественному смотрению, чем показывается, что и мы не должны сами вдаваться в искушения, но когда будем вовлечены в них, то должны стоять мужественно» 91 . Наконец, бывают люди, которые, по какому-то странному заблуждению и бесстыдству, дерзают просить у Бога и надеются на получение от Него таких благ, которые противоречат Его святости и любви. В обличение таковых ап. Иаков говорит: «просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» ( Иак. 4:3 ). Но особенно широко и безрассудно раздвигает рамки христианской надежды так называемая самонадеянность, по которой человек стремится к стоическому sufficere sibi, к языческой самодовлеемости, а потому не считает нужным уповать на Бога и просить Его помощи, рассчитывая лишь на свою собственную силу, на свое богатство, на свою мудрость в делах жизни духовной и естественной ( 1Тим. 6:17 ; Иер. 9:23 ; Прит. 3:5 ), или на силу, богатство и мудрость великих и сильных земли, могущих быть ему полезными ( Пс. 145: 3–4 ). «Вы, – пишет ап. Иаков, – в своей излишней самонадеянности говорите: сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль; вы которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий». Между тем «вместо» этого «вам» следовало бы «говорить: если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое» ( Иак. 4:13–15 ). Таким образом самонадеянность всегда есть противопоставление надежды на сей скоропроходящий мир, с его земными благами, надежде на Бога, Который один неизменяем и непреложен. XXXIII. Любовь к Богу Вопрос об этом отношении любви к вере и надежде весьма важен для решения старинного спора протестантов с католиками о преимуществе или исключительном значении в деле спасения веры, или добрых дел. Тогда как последователи Лютера говорили, что человек спасается одною верою без добрых дел и следовательно вере усвояли первенствующее значение в деле спасения; поборники римского католичества, напротив, давали и дают первенство в этом отношении добрым делам.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Ап. Иаков говорит: Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью (1:14). Но этим внутренним искусителем не исключаются внешние искусители: именно – мир, который, по слову апостола, весь во зле лежит ( 1Ин. 5:19 ), и диавол, который ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ); наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( Еф. 6:12 ). Диавол искушал Иова, искушал Ананию ( Деян. 5:3 ), искушал самого Господа Иисуса Христа ( Матф. 4:1 ). Бог же может только испытывать человека, но не искушать. Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого ( Иак. 1:13 ). Различие между испытанием и искушением заключается в цели. При испытании человека имеется в виду добрая цель, именно – укрепление воли в добре и оправдание добродетели ( 2Пет. 1:10 ). В этом смысле надо понимать слова ап. Иакова, который говорит в утешение христианам, находящимся в скорбях: С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения ( Иак.1:2 ). При искушении же имеется в виду злая цель, именно – вовлечения человека в грех . В этом смысле надо понимать слова Господа Иисуса Христа, который научил нас молиться небесному Отцу: не введи нас во искушение. Искушаемость сама по себе еще не есть грех . Можно быть искушаемым и не согрешить. Пример видим в лице Господа Иисуса Христа. Грех начинается тогда, когда воображение и чувство услаждаются и пленяются предметом искушения, когда воля соизволяет искушению и увлекается им. Пример видим в лице нашей праматери Евы. Потому-то ап. Иаков говорит, что грех рождается тогда, когда похоть зачнет: Похоть же зачавши рождает грех (1:15). А грех производит смерть, т.е. внутреннее и внешнее бедствие, во свидетельство того, что грех обещал обманчивое счастье: содеянный грех рождает смерть (там же). Вследствие повторения греха человек приобретает навык к прегрешению, грех становится привычкой, и в то же время в человеке укрепляется сила страсти.

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

Но смотри и берегись, чтобы и тебя Христос Господь твой не постыдился, если ты смирения и кротости Его стыдишься. Говорит: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк.8:38 ). Стыдится же Христа и слов Его тот, кто не следует Его смирению, кротости, терпению, а с миром хочет в гордости царствовать. 7) «Бойся, – говорит Василий Великий гордящемуся, – падения, подобного дьяволу, который против человека вознесшись, ниже человека пал, и которого попирал, тому в попрание отдан» (В слове о смирении). § 76. Худо и мерзко пред Богом гордиться всякому по вышеуказанным причинам; но хуже тому, которого и состояние несчастья должно приводить в смирение. Худо гордиться сановитому, благородному господину, богатому; но хуже того – простому, худородному, рабу, нищему. Так и о прочих разумей, как всякий это может признать. § 77. Поскольку, как сказано выше, так глубоко в сердце нашем смертоносный гордости яд укоренился, то должно часто взирать на глубочайшее смирение Сына Божия и тому учиться у Него, как Он Сам говорит: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» ( Мф.11:29 ). Должно притом и просить Его усердно, чтобы, пагубный тот яд лечением благодати Своей выгнав, подал дух смирения, за которым воспоследуют и прочие Его дарования. Ибо «смиренным Бог... дает благодать» ( Иак.4:6 ). Глава 2: О зависти «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое» ( Иак.3:14–16 ). § 78. «Зависть есть печаль о благополучии ближнего», – говорит Василий Великий в Слове о зависти. Опечалился Каин, и поникло лицо его. А отчего? Поскольку видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он из-за своей лености отринут. Старший брат блудного сына, как, идя с поля, услышал ликование и пение в доме отца своего и узнал, что веселье то было из-за брата его, которого благоутробный отец здоровым вновь обрел, «осердился и не хотел войти» в дом отца своего, и быть участником веселья того ( Лк.15:25–30 ). Праведна причина веселья: брат его «был мертв и ожил, пропадал и нашелся». Но он на то не смотрит, то ему не любо, что ради брата его телец упитанный заколот и ради благополучия его отец его со всем домом ликует. Так зависть печалится о добре ближнего и благополучие брата своим неблагополучием считает! Эту печаль бесполезную приписывает зависти и святой Златоуст, говоря: «Зависть благополучие ближнего своего считает своим неблагополучием» (Беседа 52 на Книгу Бытия).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

– Но лучше всего – научиться постоянно жертвовать собой ради других. Только так вы сможете остаться в живых. Смерть боится добрых людей». 68. «Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.» (Иак. 3:14). Злобная собачка Когда у мужа был выходной, и супруги оставались дома, они часто ссорились и в раздражении говорили друг другу много обидного. Не в силах сдержать гнев, муж уходил из квартиры, чтобы прийти в себя. Возле подъезда, на лавочке, когда погода была хорошая, часто сидела старушка в то время, как ее маленькая собачка бегала неподалеку. И вот муж заметил, что иногда эта собачка злобно лает на него, а иногда, когда он возвращается с работы, не обращает никакого внимания. Он решил спросить старушку о странном поведении ее собаки. «Ах, мой дорогой, – рассмеялась старушка. – Моя воспитанница хорошо чувствует людей, которые разгневаны или раздражены, и всегда лает на них. А когда люди спокойны, она их даже не замечает». 69. «…И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.» (Мф. 6:4). Тайное и явное К больному приходят мысли о его болезнях, К здоровому – о его женитьбе. К любителю удовольствий приходят мысли о наслаждении, К ищущему Бога – мысли о спасении. 70. «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.» (Иак. 4:17). Причины вещей Оттого, что ветер дует, на мельнице мука мелется, Оттого, что мяч круглый, он всем нравится, Оттого, что человек мягкий, с ним можно дружить, Оттого, что человек верный, ему можно доверять. 71. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить.» (1Петр. 5:8). Если не быть осторожным Ветхая стена когда-нибудь обрушится, Высокая сосна когда-нибудь упадет, Змея, заползшая в дом, когда-нибудь укусит, Дурная мысль, если не быть осторожным, непременно доведет до гибели. 72. «Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.» (Пс. 15:8). Непоколебимость Струи водопада непрерывно падают вниз, Но сам водопад не падает.

http://isihazm.ru/?id=105

Исх.9:12 , ср. 10:1 . «Но Господь ожесточил сердце фараона, и он не послушал их, как и говорил Господь Моисею». Объясн. По свойству ветхозаветного языка, эти слова означают то, что Бог предвидел состояние тех людей, допустил оное для Своих целей и назначил последствия их; само же состояние людей зависело от воли тех людей: Исх.7:15:22–23:8:15:19 ; 1Цар.6:6 ; 2Пар.36:13 ; Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 3Цар.12:15 . «И не послушал царь народа; ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось Слово Его, которое изрёк Господь...». Объясн. Опять-таки эти слова означают, что Бог предвидел ожесточение тех людей, попустил оное по упорству и нераскаянному состоянию их, каково, например, было ожесточение Фараона: Исх.7:15 , или Навуходоносора: 2Пар.36:13 ; ср. Евр.3:8 ; Рим.2:5 . 21) О труждающихся и обремененных Мф.11:28–30 . «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим; ибо иго Моё благо, и бремя Моё легко». Объясн. Найдут покой душам своим те, которые подвергаются бедствиям не за преступления заповедей, а за любовь к Господу: 1Кор.15:30–31 ; Рим.8:35–39 ; и для всех людей не всегда бывает легка земная жизнь: Еккл.1:13–14 , но пользу от тяжёлых условий жизни приобретают взявшие на себя «иго Христово», последователи за Христом: Мф.19:28 . 22) О сохранении христианского звания Тит.3:8 . «Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно человекам». Объясн. Здесь указывается, что однажды получивши (в крещении) избавление и очищение от всякого беззакония, т.е. получивши возрождение и обновление, мы должны затем с помощью данной нам благодати, путём подвигов и добрых дел: Иак.2:22–24 , показать себя достойными своего звания: Еф.4:1–3 , чтобы в противном случае не отпасть от Него: Евр.6:4–6 . 23) О хождении прямым путём Евр.12:13 . «И ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010