1. Вера и дела Мы созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять ( Еф.2:10 ). Имейте веру Божию. Ибо истину говорю вам: если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море; и не усомнится в сердце своём, но поверит, что сбудется по словам его; будет ему, что ни скажет. Потому говорю вам: всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам (Мк.11:23, 24). Иисус сказал ей (хананеянке): о женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час ( Мф.15:28 ). Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа ( Ин.17:3 ). Он (ап. Петр) скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой ( Деян.10:6 ). Слово Божие научает нас, что веру и дела за одно признавать нельзя: иное истинная вера и иное добрые дела ( Иак.2:24 сравни Евр.11:6 ). Название «вера» также имеет не один смысл: вера есть сердечное влечение человека к Богу (Мк.11:23, 24), и вера есть вероучение, или знание о Боге ( Ин.17:3 ). Истинное вероучение может быть только у послушных сынов Церкви Христовой ( Рим.10:14 . Деян.10:6 ); вера сердечная может быть не только у сынов Церкви, но и у язычников, например, у Капернаумского сотника и у Сирофиникийской женщины ( Мф.8:10, 15:28 ; Мк.7:26); дела добрые также могут быть не только у христиан, но и у язычников, например, у Италийского сотника Корнилия ( Деян.10:1, 2, 28 ). Таким образом, кто имеет даже веру сердечную и дела добрые, но не имеет истинного вероучения, тот подобен язычнику доброму, но он не есть еще истинный христианин. И штундисты и им подобные отступники от Церкви не имеют истинного вероучения (или вероисповедания), и потому они весьма заблуждаются. 2. Закон христианский Научите все народы, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:20 ). Кто соблюдает весь закон, и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всём ( Иак.2:10 ). Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф.4:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сектанты говорят: Церковь свята и в ней должны быть членами святые, оправданные, несогрешающие. Это наша Церковь . Если же кто из наших братьев согрешает, мы извергаем такого – отлучаем, по апостолу: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками... с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Ибо что мне судить внешних? Не внутренних ли вы судите? Внешних судит Бог . Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор.5:9–13 ). В Православной Церкви не отлучают грешников, посему она и не свята. Православный ответ: Ап. Павел повелевает «не сообщаться» с явно согрешающими, и не есть вместе, но не отлучает всех, как хочется сектантам. Кого же только отлучает? Одного кровосмесника за нечестие и Именея, Филита и Александра за извращение веры ( 1Тим.1:19–20 ; 2Тим.2:16–18 ). Никого, кроме сих, не отлучил, хотя были в Коринфе даже такие, которые напивались после Святого Причастия ( 1Кор.11:21 ), а также грешили даже до незнания Бога ( 1Кор.15:34 ). Так и в Православии: есть легкомысленные, хулиганы, не знающие Бога, злоречивые, хищники, пьяницы, но их увещевают, сторонятся, иногда лишают Святого Причастия, но не отлучают. Отлучению подвергаются лишь отъявленные грешники. Например, отлучили Льва Толстого за то, что он уподобился еретикам ( 2Тим.2:16–18 ) и слово его распространилось, как рак, а также в Москве отлучили «братцев» Ивана Колоскова и Димитрия Григорьева за то, что они проповедали нечестие, не жили с женами, а окружали себя девицами и творили дела, о которых и говорить стыдно. Извергаются у нас и преслушавшие Церковь , связавшиеся с еретиками, и мы «после первого и второго вразумления, отвергаемся ( Тит.3:10 ), зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» ( Тит.3:11 ). Относительно строгого сектантского суда следует иметь в виду: 1Кор.4:5 ; 1Кор.11:31–32 ; 2Кор.10:7, 17, 18 ; Рим.14:2, 10, 12, 13 ; Иак.4:12 ; Иак.2:13 ; Гал.6:1, 2–5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Но таковы ли мы, живущие в конце века сего? Будет время, – писал апостол Павел, – когда люди здравого учения принимать не будут и от истины отвратят слух, и к басням уклонятся ( 2Тим.4:3, 4 ). Не таковы ли мы ныне и есть? Не то ли самое время и настало ныне, в которое даже и учат книжному чтению детей не иначе, как по басням? Вымыслов человеческих ненавижу, – говорил пред Богом пророк Давид, – а закон Твой люблю ( Пс.118:113 ). У тех же, которые поставлены в руководители детей и презрели премудрость, сходящую свыше, все делается напротив: они предпочитают ей басни, речи и сказки про зайчиков, думая, что этими выдумками малоумных людей можно скорее человека облагородить. И не разумеют невежды, что эта образованность есть мерзость пред Богом, и вся их мудрость есть не более, как земная душевная, бесовская ( Иак.3:15 ), как говорит Писание. Зато и далеко от нечестивых спасение, как сказано, ибо они уставов Господних не держатся (Ср. Пс.118:155 ). Господь сказал: блажени слышащии слово Божие и хранящии его ( Лк.11:28 ). А посему должно признавать, что окаянны, – мерзки, противны Богу все те, которые не слушают, или и слушают, да не хранят в сердце своем слов Господних. А потому и горе, горе тем, которые забывают Бога и не размышляют о законе Вышнего! Вот еще что говорит нам совершенная истина: если кто из вас думает, что он благочестив, а не обуздывает языка своего, у того пустое благочестие ( Иак.1:26 ), – он вовсе не из числа благомыслящих, благоразумных людей. Ибо муж мудрый водит безмолвие, как сказано; а если и говорит, то не иное, как, по слову апостола Павла, что только истинно, что боголюбезно, что только добродетель ( Фил.4:8 ). О том только, что Богу угодно, говорит благоразумный; тогда как безумный умножает словеса ( Екл.10:14 ), заводит пустые речи и толкует о делах своих или о делах своего соседа. И оттого во всех помыслах его нет Бога, нет страха Божия в сердце его, – во всякое время пути его гибельны; ибо судьбы Господни далеки от него. Таков вот род забывающих Бога! И за то путь нечестивых, как сказано, погибнет; гнев Господень поглотит их и пожрет их огнь ( Пс.1:6; 20:10 ). Напротив же, блаженны те, которые ходят в законе Господнем, которые хранят в своем сердце откровения Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Ведь кто с кротким сердцем и чистыми устами творит по силам добро, тот и приводит неоспоримое доказательство своей мудрости. Ибо начало премудрости – страх Господень ( Пс 110:10 ). А кто более склонен к проповеди Слова, нежели к его исполнению, тот очень часто навлекает на себя обвинение в глупости из-за [своего] пристрастия к хвастовству и спорам, из-за склонности к витиеватости, из-за незнания кафолической истины (per ignorantiam catholicae veritatis) и зависти к другим учителям. Этому хорошо соответствует сказанное Соломоном: ибо где много слов, там часто – нужда ( Прит 14:23 ). Поэтому и здесь апостол хорошо добавляет: Иак.3:14 . Ибо если вы имеете горькую ревность и соперничество (contentiones) в своих сердцах, то не хвалитесь. Апостол называет ревность горькой (zelum amarum), потому что есть ревность сладкая (zelus dulcis), от которой апостол Симон и получил имя за совершенство [своего] сердца. Эта ревность была и у Илии, когда он говорил: ревностью возревновал я о Господе Боге сил, ибо сыны Израиля оставили Завет Твой ( 3Цар 19:10 ). И апостол Павел говорит: ибо я ревную о вас ревностью Божьей ( 2Кор 11:2 ). Есть также и благое соперничество (bona contentio), которое Господь предписывает нам иметь, говоря: подвизайтесь (contendite) войти сквозь узкие врата ( Лк 13:24 ). Не хвалитесь, говорит апостол, и не лгите вопреки истине. Ибо Сама Истина ясно показывает, что недостойны похвалы те, кто, устами изрекая премудрые слова, носят в сердце горькую ревность и пристрастие к бесплодному соперничеству. Иак.3:15 . Это не та мудрость, которая нисходит свыше, но земная, душевная, бесовская. Павел также говорит, что душевный человек не принимает того, что от Духа Божия ( 1Кор 2:14 ). Однако следует заметить, что [понятия] душевный человек (animalis homo) и душевная мудрость (animalis sapientia) происходят от [понятия] «душа», а не от [понятия] «животное» (non ab animali, sed ab anima derivatur). Апостол свидетельствует: первый человек, Адам, стал душой живущей, последний Адам – Духом Животворящим.

http://azbyka.ru/otechnik/Beda_Dostopoch...

И мы с вами знаем, братия и сестры, как русский народ уже был наказан – нам досталось действительно больше всех! Потому что для Бога мы свои, а не чужие. Когда родители видят, что их дети шалят, хулиганят – кого они будут наказывать? Соседского ребенка? Конечно, нет: они накажут своего! Более того, в Писании сказано, что верующие судятся еще здесь, на земле (см.: 1Кор.11:32 ). И слава Богу, что мы на земле получаем воздаяние за наши грехи, чтобы не быть судимыми там – на Божием суде. Не будем поэтому удивляться, что среди верующих бывает много и больных, и убогих, и малообеспеченных. Это Господь очищает нас, чтобы мы явились достойными Его вечного града – Небесного Иерусалима. Итак, могущество Божие простирается над всем творением. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью ( Иак.3:13 ). Итак, мы видим, что апостол Иаков сначала все ставит на свои места, чтобы мы поняли и разобрались, что есть правда Божия и как ее надо держаться; все, что от лукавого, мы должны отметать. А в этом стихе он обращается к верующим с призывом: Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью . Что значит – признавать только закон Божий? Это означает необходимость его соблюдать. И притом мы должны соблюдать законы Бога таким образом, чтобы те люди, которые живут по своим, писаным законам, смотрели бы на нас и удивлялись: «Какой вы удивительный народ, православные! У вас так все единодушно… Что это за законы, которые управляют вами? Научите и нас этим законам!». Вот к чему призывает апостол Иаков: чтобы все у нас было с мудрой кротостью, чтобы мы не кичились и не говорили: «Мы больше всех получили!» Да, мы больше всех получили, но, может быть, меньше всех исполнили. Об этом тоже надо помнить. В Евангелии сказано: И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут ( Лк.12:48 ). Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская… ( Иак.3:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но если взять и послушание, и нестяжательность вне монашеской общежительной формы, то разве не следует их признать общехристианскими добродетелями? Христианская истинная мудрость «послушлива» , по слову апостола Иакова ( Иак.3, 17 ). Мудрость же с завистью и сварливостью апостол называет «земной, душевной, бесовской» ( Иак.3, 14–15 ). Богатому юноше Господь сказал: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим» ( Мф. 19, 21 ). Неужели совершенным быть – это вне желаний мирянина? Ведь это лишь католики выдумали видеть здесь какой-то совет, необязательный вообще, для христиан. На то ведь католичество и есть обман, который желает соединить служение и Богу и миру. А другие слова Христовы разве к монахам только относятся: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6, 19–21 ). В притче о «домоправителе неправды» Господь богатство называет неправедным, неистинным, ненастоящим: Он противопоставляет его богатству истинному ( Лк. 16, 9–11 ). Мне думается, друг мой, и помимо монашества послушание только на общую потребу необходимо бывает и весьма полезно в жизни человеческой. Возьми семью. Разве там послушание излишне, послушание к игумену, к отцу, к главе семьи? Да думается еще мне, что в хорошей семье ее члены себе ничего не стяжают, но «разве яже на общую потребу». Там тоже возможна в общем житии сущая нищета. В хорошем монастыре не должно быть слов «мой» и «твой». Эти же слова должны быть удалены и из семейного обихода. Семья – это монастырь. Не напрасно в монастыре терминология семейная. Там отец – игумен, братия – дети духовные. Да укажи мне форму общественной жизни, где не было бы нужно послушание. Присягают подданные государю. Что это, как не обет послушания? Где только общество, там и послушание. Например, министр финансов устанавливает налоги, делает заем. Разве он себе самому стяжает? Не на общую ли потребу? И от своего ли произволения? Не от послушания ли монарху или парламенту?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Страшное поругание любви происходит сегодня в мире. Сброшены покровы с греха, и грех назвали любовью. Блудницу называют невестой и развратника — женихом. Но скверный брак не может насытить плоти, а лишь распаляет страсти. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II Страшное поругание любви происходит сегодня в мире. Сброшены покровы с греха, и грех назвали любовью. Блудницу называют невестой и развратника — женихом. Но скверный брак не может насытить плоти, а лишь распаляет страсти. «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4, 10). Этот внешний по отношению к Церкви мир живет по своим законам, поклоняется своим богам, имеет своих проповедников. «То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности. Девушки скрывали свою невинность, супруги — верность. Разрушение считалось хорошим вкусом, неврастения — признаком утонченности. Этому учили модные писатели, возникавшие в один сезон из небытия. Люди выдумывали себе пороки и извращения, лишь бы не прослыть пресными» (А.Н. Толстой «Хождение по мукам»). Кажется, что о нашем времени написаны эти слова. Таков мир, что живет рядом с церковной оградой. Мы не можем уйти от этого соседства, не можем спрятать от него наших детей. Этот мир и это время — Божия данность, определенная для испытания нашей веры. «Испытание вашей веры производит терпение» (Иак. 1, 3), а «терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10, 36), — читаем у святых апостолов. Желающий спасения может только противостоять греху,не обвиняя никого, не ропща на обстоятельства, помня, что «Бог… Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (желанием) (Иак. 1, 13 — 14). «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» (1 Ин. 2, 15), — говорит Апостол.

http://pravmir.ru/k-zhenixam-i-nevestam/

Просят за нас святые угодники, и Господь исполняет их просьбы: «чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21, 22). Они наши сомолитвенники. Мы просим их молиться с нами и за нас. Так почему же мы должны отвергнуть от себя то, что было естественно для святых   — молитву друг за друга? В православии молитвенное призывание святых основывается на том, что они такие же люди. И мы просим их о том же, о чём и других людей имеющих свободную молитву. Призывает к взаимной молитве не только Господь, но святые вторят ему. Святой Киприан Карфагенский: “Будем везде и всегда молиться друг за друга… и если кто из нас прежде отойдет туда (на небо) по благоволению Божию: да продолжится пред Господом наша взаимная любовь, и да не престанет пред милосердием Отца, молитва за наших братий”. А вот как говорит о предстательстве святых свт. Василий Великий в слове на 40 мучеников: «Сколько употребил бы ты труда найти и одного молитвенника за себя ко Господу! — и вот 40 молитвенников, возсылающих согласную молитву… святый лик! Священная дружина! Непоколебимый полк! Общие хранители человеческого рода! Добрые сообщники в заботах, споспешники в молитвах, самые сильные ходатаи, светила вселенной, цвет церквей! Вас не земля сокрыла, но прияло небо, вам отверзлись врата рая». Итак, святые молятся за нас, помощь их действенна и видна многим. Сколько у людей духовных и житейских нужд. Но не всегда Господь исполняет наши молитвенные просьбы. И это по грехам нашим: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1, 15). Бывает это и от того, что мы молимся без веры и усердия: «Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих» (Иак. 1, 8). Молитвы же святых Господь слышит и исполняет: «потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их » (1 Пет. 3, 12). Молитвы святых сильны перед Богом: «Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5, 16-18).Поэтому мы и стараемся найти себе сомолитвенников и предстателей перед Господом среди святых. И действительно, многие люди прибегают к молитвенной помощи святых в разных нуждах. И каждому святому Господь дает особую благодать помощи людям в различных ситуациях. Сколько женщин становятся счастливыми матерями после долгих лет бесплодия по молитвам Богоматери. И воистину «Кто притекая в храм твой, Богородице, не премлет вскоре исцеления?» (чинопоследование малого освящения воды). А сколько людей исцеляет от телесных недугов Господь руками вмч. Пантелеимона Исцелителя. И не перечесть всех чудес, которых творит Бог по молитвам свт. Николая Чудотворца.

http://pravmir.ru/zachem-molitsya-svyaty...

Священное Писание, несомненно, удостоверяет нас, что Елеосвящение имеет божественное происхождение и есть именно таинство. Так предзнаменование этого таинства можно видеть в той власти, получив которую, апостолы, посланные Иисусом Христом на проповедь, «изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк. 6:13 ). Косвенно на таинство Елеосвящения указывает и притча Спасителя о милосердном Самарянине ( Лк. 10:30–38 ). Но прямее и положительнее об этом таинстве говорит апостол Иаков. Он придает помазанию маслом или елеем особенную таинственную целительную силу и с совершенной ясностью заповедует верующим врачевать своих болящих чрез пастырей Церкви: Иак. 5:14–15 . Из этих слов открывается и божественное установление елеосвящения и действительность его, как таинства, так как святые апостолы не проповедовали сами от себя: Гал. 1:11 – 12 , но учили только тому, что заповедал им Христос: Мф. 28:20 , и что внушал Дух Божий: Ин. 16:13 ; Деян. 2:1–4 . Таким образом в словах апостолов с ясностью можно видеть как самое повеление помазывать болящего елеем, так и то, что помазывать должен не кто-либо по произволу, как это практикуется у молокан Донского толка, но пресвитеры церковные. В свящ. Писании хотя и не говорится прямо, когда и как установил таинство елеосвящения Господь, но весьма естественно думать, что это таинство, как и другие (крещение и покаяние), чрез которые даруется отпущение грехов, Господь установил уже по воскресении Своем, когда дана была Ему всякая власть на небе и земле: Мф. 28:18 , и когда Он в продолжение 40 дней являлся апостолам и беседовал с ними, о царствии Божии: Деян. 1:3 , т. е. об устроении своей святой Церкви, главную часть которого (устроения) и составляют таинства, а что не все то описано, чему учил Иисус Христос, – это видно из свидетельства Евангелиста Иоанна Богослова: 21:25. Мк. 6:13 . Изгоняли многих бесов, и многих больных мазали маслом и исцеляли. Иак. 5:14 . Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним помазав его елеем во имя Господне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Да поможет ему Провидение Божие и в нынешнем году столь же благополучно исполнить поручение начальства, как это было в прошедшем. Ее Превосходительству Екатерине Николаевне 565 и Наталии Петровне, 566 Ее Сиятельству Анне Егоровне и всем нашим благотворителям, всем сердцем желаю благодати и мира Божия, и всякого благополучия. 194 567 Достопочтенная госпожа и раба Христова. Дела по службе и разные немощи мои душевные, и недуги телесные, так долго препятствовали мне писать к Вам, что молчание мое может быть сделалось искушением для терпения Вашего. Но Вы помните, что говорит об искушениях Апостол Иаков: «Когда вы, братия мои, подвергаетесь различным искушениям, принимайте то с величайшею радостью, зная, что испытание вашей веры производит терпение ( Иак. 1:3 ). Заметим при этом случае, что и послание Св. Иакова имеет веру средоточием, из которого все лучи истинного учения просиявают и в котором они соединяются все. Это «вера в Господа нашего Иисуса Христа прославленного» ( Иак.2:1 ). Она испытывается искушениями, дабы соделывалась плодоноснейше. О том и Сам Спаситель глаголет ученикам Своим: Я есть истинная виноградная лоза, и Отец мой – Виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода ( Ин.15:1 −2). Ho без веры во Христа и без Христа, мы не могли бы иметь радости в искушениях, и слова апостола Иакова раскрываются и объясняются в послании Св. Павла к Римлянам ( Рим.5:1 −5) следующим образом. «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом, посредством Господа нашего Иисуса Христа, посредством которого мы получим верою доступ к той благодати, в коей стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не довольно сего, но хвалимся и в скорбях, зная, что от скорби происходит терпеливость, от терпеливости опытность, от опытности надежда. А надежда не постыжает, потому что Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам. Да умножит Господь и в вашем сердце любовь к Нему! Любящим Бога все содействует ко благу, и они, видя как им все при Божьем благословении, помогает на пути высокого предназначения ( Рим.8:28 −30), за приятное и за горестное, за свет и тьму, за день и ночь, за жизнь и смерть, за рай и ад, за все благодарят Отца своего небесного, и весьма легко, с искренним удовольствием прощают ближнего, помня, что и сами, по своим отношениям имеют так же необходимую нужду в прощении.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010