Первый член Символа веры Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. Поучение 9 1) Что значит веровать в Бога? Первый член Символа Веры начинается словами: верую во единаго Бога. Остановимся на этих словах. Что значит веровать в Бога? Веровать в Бога значит – иметь живое убеждение или несомненную уверенность в Его вечном бытии, высочайших совершенствах и Божеских делах, как учит о сем слово Божие, и эту веру свидетельствовать нашими делами. Или иначе скажем: веровать в Бога значит с несомненным убеждением принимать, содержать и исповедовать словами и делами то учение о Триедином Боге и Его Божеских делах, которое преподает нам Святая Православная Церковь . Кто говорит: я верую в Бога, но не принимает Божественного учения, предлагаемого православною Церковью , тот заблуждается. Язычник говорит: я кланяюсь и служу богу, т. е. идолу, или другому какому мнимому божеству; но он есть неверующий: потому что не верует в истинного Бога. Иудей также почитает себя верующим в Бога, но он не верует в Иисуса Христа, пришедшего в мир для спасения человеков; потому и иудей есть также не верующий или заблуждающийся. 2) Что значит исповедовать православную веру? Истинная вера в Бога необходимо обнаруживается в делах; ибо вера без дел мертва есть, учит апостол ( Иак. 2:20 ); а такое необходимое дело живой и спасительной веры в Бога есть исповедание сей веры. Что значит исповедовать православную веру? – Исповедовать православную веру значит с благоговением пред Богом объявлять свою православную веру пред другими, христианами и не христианами, словами и делами, и без страха показывать, что мы содержим православную веру, говорить, когда нужно, и поступать во всем согласно с учением православной веры, и если этого будет требовать верность Господу Богу, делать это с непоколебимою твердостью, не смотря ни на какие к тому препятствия, хотя бы надлежало перенести разные оскорбления, угрозы, мучения и самую смерть. Исповедание веры есть необходимое обнаружение глубокого убеждения в святости веры и всецелой преданности сей вере: потому что мы должны прославлять Бога всем существом своим, не только душою, но и телом, не только внутренно, но и внешне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Против Николая латинянина — слово об исхождении Святого Духа «Всяко даяние благо, и всяк дар совершен свыше есть, сходяй от Отца светов» (Иак.1:17). Всякое движимое от Отца светоявление, благодатно приходящее к нам, опять, как единотворная сила, возводит нас к высоте и обращает к Отцу, как собирателю единства и боготворной простоте. Само естественное благо — Слово, гово­рит: «Дух истины, Иже от Отца исходит» (Ин.15:26). Бог есть солнце правды, как написано, которое всем просто простирает благодатные лучи; душа же каждого человека: боголюбивая подобна воску, а веществолюбивая подобна калу, который иссушается солнцем; так и душа, при­верженная к веществу и миролюбивая наказуется Богом и по причине такого своего произволения, как высохший кал, не воспринимает на себя знамения печати и стре­мится к погибели. Боголюбивая же душа, как воск умягчается и, принимая на себя изображение божествен­ных разумений, бывает «жилище Божие духом» (Ефес.2:22). Великие согрешения с самого начала злонамеренно всеял лукавый враг нашего спасения в души людей, преданных страстям, и ими возбраняет лукавый са­тана предпочитать бессмертную оную жизнь. Какие же это грехи? Это — мнение и возношение. Ты же, слушатель, не будь последователем мнения и возношения, наполняя воздух словами о том, как латиняне понимают и объясняют священное писание. Их разумение свойственно лишь последователям тщеславия и толкование их безрассудно. Ты пишешь, чтобы я об этом высказал свое мнение. Если я начну писать свое мнение по содержанию твоего послания, как ты это сделал относительно мо­его небольшого писания, то опасаюсь, чтобы лето не за­стало меня пишущим это и ничего не приобретшим. А как я слышал, что ты готовишься принять епитимию и покаяться, то примемся за дело и начнем исследование не общими выражениями, но будем заимствовать решение непостижимых вопросов из самого Священного Писания. Ибо мудрствующий из своего мнения, как сам хочет, обманывает себя, а кто поучается в Писании, тот имеет себе учителем самую истину.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3615...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Протоиерей Виктор Потапов является многолетним настоятелем Русской Православной Церкви «Свято-Иоанно Предтеченского Собора» (РПЦЗ) в столице США, в Вашингтоне. Он хорошо известен среди русской диаспоры, американцев, православных и инославных, и прекрасно знаком с жизнью и действительностью на Западе. В этой серии из шестнадцати статей отец Виктор описывает главные различия между православным и инославными учениями. 1997 г. Вступление Живя в иноверной среде, православный христианин должен быть хорошо и твердо осведомлен o своей вере, чтобы бытъ в состоянии противостоять посторонним влияниям и всегда быть готовым каждому вопрошающему c кротостыю дать ответ o нашем уповании (1Пет.3:15). В предлагаемом цикле статей мы попытаемся объяснить чем западные христианские исповедания отличаются от единой, соборной, апостольской православной Церкви. 1. Что такое православие? Прежде всего, православие есть правая вера в Бога, та могучая сила, которая делает каждого истинно верующего православного христианина непоколебимым на праведном и благочестивом пути его жизни. Быть православным значит правильно познать умом, правильно веровать сердцем, и правильно исповедывать устами всё то что Сам Бог открыл нам o Себе Самом, o мире и человеке, o задачах и целях нашей жизни в научение к достижению нашего духовного единения c Ним и нашего вечного спасения. Без такой правой веры, по слову ап. Павла, невозможно угодить Богу (Евр.11:6). Православие есть не только правая вера и правое исповедание основных истин и догматов Церкви Христовой, но и правая, на незыблемом законе основанная, добродетельная жизнь: исполнение заповедей Божиих, проникновение сердца смирением, кротостью, любовью к ближним, оказание помощи нуждающимся и несчастным, служение своей Церкви. Апостол Иаков учит: «Bepa без дел мертва есть» ( Иак.2:26 ). Сам Господь Иисус Христос, будущий всемирный Судья, обещает воздать каждому по делам его (Мф.16:27). Ап. Павел свидетельствует, что «каждый получит свою награду по своему труду» (1Kop.3:8). Вот православная точка зрения. Правая вера должна выражаться в делах, и дела должны служить проявлением веры. Одно должно быть соединено c другим тесно, неразрывно, как душа и тело. Это толъко и есть православный — правильный путь, ведущий нас к Богу.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-inoslavie

С.И. Остроумов Тексты „А кроткие наследуют землю и насладятся множеством мира». ( Пс. 36:11 ). „Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим». ( Ис. 57:15 ; Ис. 66:2 ). „Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не про-тивься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую... Благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». ( Мф. 5:38–39 и Мф. 5:44 ). „Научитесь от Меня, ибо Я кроток». ( Мф. 11:29 ). „Мудр ли кто и разумен между вами, докажи это на самом деле добрым поведением, с мудрою кротостию». ( Иак. 3:13 ). „Если, делая добро и страдая, терпите, сие угодно Богу, ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его». ( 1Пет. 2:20–21 ). „Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его». ( Рим. 8:9 ). „Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его; не будь побежден злом, но побеждай зло добром». ( Рим. 12:19–21 ). „Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправ-ляйте такового в дух кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным». ( Гал. 6:1 ). „Солнце да не зайдет во гневе вашем». (Еф., 4:26). „Кротость ваша да будет известна всем человекам». ( Флп. 4:5 ). „Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». ( Кол. 3:12–14 ). Изречения „Я часто каялся в проявлениях гнева и недружелюбия, но никогда в кротости и дружелюбии». (Импер. Рудольф I-й).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Скачать epub pdf 19 мая – память праведного Иова Многострадального. О нем рассказывается в ветхозаветной «Книге Иова». Среди ученых и богословов уже с древних времен идет спор, кто он – Иов Многострадальный? Историческое лицо или собирательный образ? Еврейские раввины Реш-Лакиш и Самуил бар-Нахман считали, что Иова никогда не существовало: «Он не был тварным человеком, но притчею, подобною той, какую Нафан предложил Давиду». Но подавляющее большинство еврейских и христианских богословов были уверены в реальности Иова. Первые ссылались на книгу пророка Иезекииля ( Иез. 14, 13–20 ), а вторые еще и на послание апостола Иакова ( Иак. 5, 2 ) 1 . Неизвестно, правда, где и когда он жил. В книге упоминается земля Уц, но где она находилась, остается только гадать. Может, в Сирии, а может, в Месопотамии 2 . Ну, а время его жизни очень условно относят к патриархальному периоду, чуть позднее Авраама, приблизительно в 19–18 веке до Р. Хр. Написана книга в эпоху после плена, возможно, около 400 года до Р. Хр. В ней еще чувствуется живой еврейский язык, и обсуждается учение о возмездии или Промысле Божием, о котором так много размышляли евреи в плену и позднее. Как действует Бог в мире, и являются ли несчастья в жизни человека наказанием за его грехи ? 3 . Иов твердо говорит «нет»! Его преданность Богу поразительна. Потеряв все имущество, детей и здоровье, он восклицает: «Наг вышел я из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь взял. Как угодно было Господу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно!» ( Иов. 1:21–22 ) 4 . Но вопрос, все-таки, остается! Как понимать Промысл Божий, и как вписываются в божественную педагогику, скорби, беды, болезни и смерть? Попробуем разобраться! Само слово промысл означает старание, попечение, заботу 5 . Самое краткое определение Промысла Божия дал Немезий, епископ Емесский (+ок. 400): «Промысл есть Божественное попечение о существующем» 6 . Конечно, когда мы называем Промысл Божий о мире и людях попечением, то говорим о Боге человекообразно. У нас просто нет более точных слов. А на деле, Промысл Божий совершенно свободен от беспокойства и трудов, обычных для наших забот 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

Скачать epub pdf Житие святого праведного Филарета Милостивого Память 1 декабря «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ), – сказал Господь. Сие сбылось на блаженном Филарете Милостивом, который за свое великое милосердие к нищим получил от Бога богатое воздаяние и в настоящей жизни и в будущей, – как свидетельствует о сем его блаженная жизнь. Блаженный Филарет жил в Пафлагонии 7933 в селении называвшемся Амние 7934 . Благородные родители его, Георгий и Анна, с детства воспитали его в благочестии и страхе Божием, и жизнь его украшалась целомудрием и всякими другими добродетелями. Достигнув совершенного возраста, Филарет вступил в супружество с благородной и богатой девицей, по имени Феозвою, от которой у него родились трое детей: сын – Иоанн и две дочери – Ипатия и Еванфия. Бог благословил блаженного Филарета, как в прежние времена праведного Иова, и умножением его имущества и изобильным богатством. Были у него и многочисленные стада и села, плодоносные нивы и изобилие во всем; сокровищницы его были полны всяких земных благ и многое множество рабов и рабынь служили при доме его. И был известен Филарет, как один из знаменитых вельмож той страны. Обладая таким великим богатством и видя, как в то же время многие бедствуют от бедности и крайней нищеты, он чувствовал к ним сострадание и, в умилении души, говорил себе: – Неужели так много благ получил я от руки Господней только ради того, чтобы самому одному ими питаться и жить в наслаждении, угождая своему чреву? Не должен ли я разделить дарованное мне Богом великое богатство с нищими, вдовами, сиротами, странниками и убогими, которых Господь на Страшном Суде перед Ангелами и людьми не постыдится назвать Своими братьями, так как Он говорит: «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф.25:40 ) 7935 ? И какую пользу принесут мне в день Страшного Суда все имения мои, если я, по скупости своей, сохраню их для одного себя, ибо на том Суде не получат милости те, кто не оказал милости ( Иак.2:13 ). Будут ли мои имения для меня в будущей жизни бессмертною пищею и питием? Послужат ли мне там мои мягкие одежды нетленным одеянием? Нет, сего не будет! Ибо так говорит Апостол: «мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести» ( 1Тим.6:7 ). Итак, если ничего из нашего земного имущества взять с собою мы отсюда не можем, то гораздо лучше отдать сие Богу, как бы взаймы, руками нищих; Бог же никогда не оставит ни меня, ни жены моей, ни детей моих. В этом уверяет меня пророк Давид, говоря: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» ( Пс.36:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Мир и мы «...В мире бе, и мир тем бысть, и мир его не позна...» ( Ин.1:10 ). «Мне же да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа, имже мне мир распятся, и аз миру...» ( Гал.6:14 ). В преддверии двух наступающих великих праздников – Рождества Пресвятой Богородицы, Которая жила в мире, но не была «от мира», почему и удостоилась стать Матерью Самого Господа, и Воздвижения Креста Господня, который напоминает нам, что и мы должны «распяться миру», – благовременно поставить нам самим себе вопрос: в каком отношении находимся сами мы к миру – к тому современному миру, который теперь так ярко, как никогда, проявляет свои явно антихристианские свойства и качества? Какая-то уступка миру, вернее – приспособление к нему, то, что называется, например, в науке пастырского богословия, «пастырским применением» конечно, неизбежно, а иногда и полезно, но то, что мы видим теперь, переходит уже всякие границы, становится уже отречением от истинного христианства, которое – «не от мира сего». Христос-Спаситель ведь не напрасно противопоставлял Себя и Своих последователей миру, говоря: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» ( Ин.15:19 ). И утешал Своих учеников: «Аще мир вас ненавидит, ведите, яко мене прежде вас возненавиде ( Ин.15:18 ); в мире скорбни будете: но дерзайте, яко аз победих мир» ( Ин.16:33 ). Равным образом и Святые апостолы, характеризуя этот мир, говорили о нем: «Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем» ( 1Ин.2:15 ) – а это потому, что «мир весь во зле лежит» ( 1Ин.5:19 ). Отметим, что это говорит ни кто иной, как «апостол любви» – возлюбленный ученик Христов св. Иоанн Богослов. А св. апостол Иаков, Брат Господень, говорит, пожалуй, еще более сильно и решительно: «Прелюбодеи и прелюбодейцы, не весте ли, яко любы мира сего вражда Богу есть? Иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает» ( Иак.4:4 ). Так смотрели на мир во все времена и все истинные христиане – подвижники христианского благочестия: чувствуя, что в миру они не могут быть подлинными последователями Христовыми, не могут спастись, они бежали от мира, чтобы угодить Богу. Бежали от мира даже тогда, когда мир перестал быть языческим, как в начале, а стал христианским.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Скачать epub pdf МОЛИТВА ОБ УСОПШИХ И ПОСЛУШАНИЕ СВЯТОЙ ЦЕРКВИ «Всё должно быть благообразно и чинно» ( 1Кор.14:40 ) «Любовь... не бесчинствует, не ищет своего» ( 1Кор.13:4–5 ) Следуя руководству Святой Церкви, мы исповедуем, что не только православные угодники Божии живут по смерти 1 , но и все верующие не умирают, но живут вечно о Господе 2 , что «из мертвых восстанием Христовым смерть уже не обладает умершими благочестиво 3 , что Господь лишь к жизни другой переселяет рабов Своих 4 , ибо по слову Христову «Бог... несть мертвых, но живых, вси бо Тому живи суть» ( Лк.20:38 ). Богослужение и молитва являются по преимуществу той сферой, где верующие вступают в теснейшее, наиболее заметное и для внешних чувств и вместе с тем возвышеннейшее и таинственное единение со Святой Церковью и друг с другом 5 . Молитва – главнейшая сила этого единения. «Молитеся друг за друга» ( Иак.5:16 ) заповедует слово Божие. И Святая Церковь чинами служб своих и принятыми Ею в употребление молитвами настойчиво и постоянно внушает нам молиться о всех, наипаче о близких. Молитва о всех является долгом каждого православного христианина, долгом в самом буквальном смысле этого слова, ибо о нем молятся, и он таким образом становится должником всех, – и живых, и умерших. Должник обязан уплачивать свой долг, в свою очередь молясь обо всех, не только о живых собратиях, которых он сам просил о молитве за него и которые, он знает, с любовью исполняют эту его просьбу, которых нередко он видит рядом с собой молящимися о нем, – но и об умерших, из которых с некоторыми еще сравнительно недавно «многажды вкупе снидохомся, и в дому Божии вкупе пояхом» 6 и которые вообще, не только праведные, но и грешные 7 продолжают молитву свою о собратиях, ибо молитва есть вместе и выражение любви, потребность любви, а истинная любовь никогда же умерщвляется 8 . Многочисленные обнаружения силы загробных молитв о живых делают последних еще большими должниками первых. Молитву о собратиях живых и усопших Святая Церковь считает необходимой, неотделимой частью как общественного богослужения, так и келейного, домашнего правила. Она сама дает соответствующие молитвословия и устанавливает чины их. В частности, она особенно побуждает молиться об усопших, когда при последнем прощании с ними, в день погребения, влагает в уста отходящего в иной мир трогательные прощальные обращения к живым: «прошу всех и молю: непрестанно о мне молитеся Христу Богу 9 . «Помяните мя пред Господом» 10 . Молю всех знаемых и другов моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь» 11 . «Воспоминаю вам, братие мои, и чада и друзи мои, не забывайте мя, егда молитеся ко Господу, молю, прошу и мил ся дею» 12 , «навыкайте сим в память и плачите мене день и нощь» 13 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скачать epub pdf (Некролог) 1 Братие, аще кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов. ( Иак.5:19–20 ). Верно это слово и всякаго приятия достойно, что своими литературными трудами вы принесли и даже по смерти будете приносить великую пользу православной Церкви. (Из адреса Братства св. Петра Митрополита архим. Павлу по случаю 25-летия присоединения его к Церкви). 27-го апреля, в 9 часов вечера, скончался настоятель Московского Никольского единоверческого монастыря архимандрит Павел Прусский . Прежде знаменитый беспоповский наставник и настоятель федосеевского монастыря в Гумбиненской области в Восточной Пруссии (отчего и получил прозвание Прусского), он в 1868 году, на 48 году своей жизни, оставил заблуждения раскола и обратился в Православие и с этих пор, в продолжении 27-ми лет, ревностно и неустанно служил Православной Церкви, исправляя и уничтожая тот вред, который прежде невольно наносил ей своею деятельностью в расколе. Жизнь о. Павла резко различается на две половины: жизнь в расколе и жизнь в Православной Церкви. Но можно положительно сказать, что и первая половина его жизни была лишь подготовкою и переходом ко второй, как это ясно будет видно из сообщаемых за сим биографических сведений о почившем. Архимандрит Павел, в миру Петр Иванович Леднев, был сыном сызраньского (Симбирской губернии) гражданина Ивана Степановича Леднева и родился в январе 1821 года. Предки его первоначально были православными 2 и даже родители его по записям числились таковыми, хотя в действительности принадлежали к беспопскому расколу федосеевского согласия. И так как родители Петра числились православными, то и новорожденный Петр был окрещен православным священником, что впоследствии, когда он присоединился к Православной Церкви, служило для него утешением. Новорожденный Петр был настолько слаб, что его едва оживили, и впоследствии о. Павел никогда не пользовался хорошим здоровьем.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Koloso...

Скачать epub pdf Слово в день пренесения нерукотворенного образа из Едеса в Царьград П речистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже наш (Песнь Церкви). В сих немногих словах церковной песни вполне выражается дух христианского иконопочитания или образопоклонения, свято соблюдаемый верными сынами Церкви от начала христианства и доныне. То есть мы, покланяясь иконе или образу, в тоже время устремляем ум и сердце свое, обеты и желания, мольбы и прошения наши к лицу изображенному на нем. Покланяясь образу Христа Спасителя, просим у Спасителя, яко благого Господа и Ходатая нашего, отпущения грехов наших и нашего временного и вечного спасения. Покланяясь изображениям Пречистой Его Матери и святых Его, просим у Богоматери и святых Божиих человеков их ходатайства и заступления нас пред единым ходатаем Бога и человеков – Богочеловеком Христом: много бо может, по словам Апостола, молитва праведных, споспешествуемая любовию ( Иак. 5:16 ), и конечно не в здешней только жизни, но наипаче в будущей, где они, разрешившись от уз плоти, соединились уже со Христом, как желал себе Апостол: желаю, говорил он, разрешитися, и со Христом быти ( Фил. 1:23 ), а пребывая со Христом, без сомнения удобнее, нежели прежде, могуть преклонить Его благость к нам недостойным. Или, чтобы точнее выразиться о сем предмете, употребим собственные слова св. страдальцев за иконопочитание. «Мы», говорит св. Тарасий, патриарх константинопольский, «приемлем и покланяемся начертаниям святых, по древнему преданию отцов наших». – «Мы почитаем», пишет святый Феодор патриарх иерусалимский, «изображения святых, как друзей Божиих, не вещество или краски чествуем, но то, что ими изображается»ûИспов. вер. деян. соб.. «Покланяюся», говорит св. Иоанн Дамаскин , «животворящему кресту, какого бы он ни был вещества; покляняюся тому, что он есть знамение Христа распятого; покланяюся изображению Сына Божия, который есть живый образ Бога невидимого; покланяюся образу Царицы всея твари и Богородицы; покляняюся не самому веществу, как Богу, но самому Творцу, который соделался для меня веществом, в нем обитал и чрез него соделал мое спасение»ûСлово об иконах 1 книг. 14. гл. 12. ист.. «Мы возжигаем пред иконами», изъясняет св. патриарх ГерманûПосл. к Фоме кн. 2 собор., «светильники и возжигаем фимиам потому, что чувственные светильники суть символ света невещественного, дарованного от Бога; а возжение фимиама знаменует искреннее и целое осенение и полноту от Св. Духа, которые во святых Божиих должны быть почитаемы умственным оком».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010