П.Ф. Новгородский Обративый грешника от заблуждения пути его, спасёт душу от смерти и покрыет множество грехов. ( Иак.5:20 ). Часть 1 → Содержание Обмиравшая женщина из раскола Замечательное обращение из раскола в православие крестьянина Ксенофонта в схиме Кириака Обращение к православию, совратившегося в молоканскую секту Обращение от раскола в православие, Степана Иванова Кротова, из Федосеевской секты Обращение к Церкви уклонившегося в раскол Обращение к православию из раскола Присоединение к православной церкви Иоанна Федоровича Дубровина Из повести об обращении в православие из страннической секты Николая Игнатъевича Косаткина Рассказ о возвращении к Православной Церкви, крестьянина с. Чурилкова Петра Егорова Обращение из раскола в православие. Рассказ Федора Михайловича Антонова Рассказ бывшего раскольника о своём обращении к святой православной Церкви Чудесное обращение из раскола в православие Обращение к православию двух раскольников в г. Архангельске Присоединение Алтайским миссионером Черно-Ануйского отделения священником Филаретом Синьковским к православию через святое миропомазание пятерых детей раскольника беспоповщинской секты в Сибири Обращение раскольника к православию Действие благодати Божией на закоренелого раскольника через страх смерти Рассказ раскольника Саратовской губернии о своём чудесном обращении в православие Раскольник, обращающий раскольников Дивные действия промысла Божия к утвер- ждению православия в приходе, зараженном расколом Присоединение к церкви одного из наставников страннической секты 1 2 Присоединение к православной церкви раскольника «Нетовщинской секты» Иллариона Иванова и с ним 218 мужеского и 316 женского пола раскольников Владимирской губернии в 1847 году Обратившийся в православие из секты «людей Божиих» Присоединение двух сестёр из молоканства к православной церкви     В селе Чаадаеве Муромского уезда Владимирской губернии, есть семейство крестьянина Николаева, в состав коего входят отец старик с женой и три взрослых женатых сына.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Раздел 1 Епитимии [мне]. Ежедневно размышляй о вере, надежде и любви, особенно о любви Божией к нам. Чего я пожалею для овечки, искупленной Кровию Сына Божия. Вот, мы оставили все и последовали за Тобою [ Мф. 19,27 ; Мк. 10,28 ]. Девиз священника. Степан, Владимир. Противостаньте... и убежит от вас [ Иак. 4,7 ]. Опытом дознана справедливость. Внимайте: диавол употребляет в свою пользу все немощи тела человеческого, чтобы только осквернить или внутренне мучить человека. Маминька Феодора именинница 11-го февраля. [В тот] же день деду Власию память. Ille – caput domi, tu – eius filius... 1 Кто ходит очень часто, того как можно ласковее принимай. Плоть человеческая и сердце человеческое; о их значении в жизни человека. Venite rarius et mihi svaviter accipere vos erit. 2 Крайне остерегайся совпадения двух кушаньев – каши и оладий: большой вред для желудка. Больше овощи кушай и жидкости. Не ешь вместе черного и белого хлеба: худо варится в желудке и приливы крови происходят. Сон. Я был на колокольне. Вдруг бурею несет огромную волну воды: ближе и ближе; поднялось уж на сушу, по колокольне поднимается вверх; я (душа моя) взбираюсь вверх по ступеням, смотрю в окно на море: страшная буря и потоп везде производят страшные явления: рев, на колокольне звон, все тонет – домы, суда, люди. Колокольня – мое тело; прилив воды – прилив крови в теле. И теперь чувствую себя нехорошо от этого прилива. Не есть мясного вечером. Не есть лакомой пищи, а грубую и суровую, и немного. Держать диету. Прелесть страстей. Как Авраам [...]. Книга: Напоминание священнику об обязанностях его при совершении Таинства Покаяния. Молитва – живая вода нашей души. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Да буду здрав духом и телом, да буду добрый и веселый, да демон гордыни и злобы [отбежит] от нас и ктому 3 да не внидет к нам; и исцели страсти моя лютыя и неудобь исцельныя. Да наполнится книга сия умным 4 светом во славу Триединого Бога. Аминь. Бесконечно много я тебе обязан. К услугам матери все мое достояние и все сердце. Первоначально этим языком деревенским я говорил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Разделы портала «Азбука веры» Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино… ( Ин.17:21 ) Обожение – осуществляемый в лоне Церкви процесс уподобления верующего Богу и единения с Богом. По учению Отцов Восточной Церкви, обожение (гр. – theosis) есть цель человеческой жизни. Обожение неразрывно связано с человеческим спасением. Само спасение, по слову св. Дионисия Ареопагита , достижимо только через обожение. Возможность обожения раскрывается Боговоплощением . Об этом единогласно свидетельствуют Отцы. «Сын Божий стал сыном человеческим для того, чтобы человек сделался сыном Божиим», – говорит св. Ириней Лионский . «Он вочеловечился, чтобы мы обожились» (св. Афанасий Великий ). «Твердое и верное основание надежды на обожение для естества человеческого есть вочеловечение Бога», – учит св. Максим Исповедник . Согласно общей формуле Отцов, Бог стал человеком, чтобы человек через него стал богом, Боговоплощение Сына Божия Иисуса Христа делает человека богом в такой мере, в какой Сам Бог сделался человеком. Обожение недостижимо человеческими усилиями. Как совершенный дар, исходящий от Отца светов ( Иак.1:17 ), оно установлено Богом, «желающим спасения и алчущим обожения людей» (св. Максим Исповедник ). Дар обожения – дар нетварной божественной благодати. «Не может быть тварным этот дар, – учит св. Марк Эфесский . – Если бы обожение было посевом естественного семени, то нам не нужно было бы ни возрождение (во св. Крещении), ни иных таинств, в которых действует Божественная благодать». Обожение совершается во Христе благодатью Святого Духа. Вочеловечившийся Господь в благодатных таинствах и дарах соединяется и совоплощается с верными Ему душами, вносит «душу в душу, ипостась в ипостась» (св. Макарий Великий ). Через подобное соединение человек сопричащается Нетварной Божественной Жизни Святого Духа, делается «причастником Божественного естества» ( 2Пет.1:4 ). Обоженный человек во всем уподобляется Христу, становится зеркалом Божественного Света. Через причастие божественной благодати он исполняет призыв апостола Павла: «В вас должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе » ( Флп.2:5 ).

http://azbyka.ru/obozhenie

XV. Наставления игумена Вонифатия из Феофании 12 1. О Боге. Где Бог, там нет зла. Все, происходящее от Бога, мирно и полезно и приводит человека к самоосуждению и смирению. Если ты не знаешь Бога, то не возможно, чтобы явилась в тебе любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его: ибо созерцание не предшествует богопознанию. О делах Божиих не рассуждай по насыщении своего чрева: при наполненном чреве какое может быть видение тайн Божиих? Бог есть существо неповинное и вина всех вещей. Бог есть едино существо и едино естество, а три Лица: Отец, Сын и Святой Дух; но сии три едино суть. И в сей святой Тройце первого или последнего нет, большего или меньшего; но целы три лица соприсносущны себе суть и равны. Чего ради веровать должно, что есть Тройца в единстве и единство в Тройце. 2. О вере. Вера, по учению преподобного Антиоха, есть начало нашего соединения с Богом. Истинно верующий есть камень храма Божия, уготованный для здания Бога Отца, вознесенный на высоту силою Иисуса Христа; т. е. крестом, помощью вервия, т. е. благодати Духа Святого. Вера без дел мертва есть ( Иак. 2:26 ), а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Лишь такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может оставаться без дел; кто истинно верует, тот непременно творит и добрые дела. Вера есть уповаемых извещение, вещей обличение невидимых, говорит апостол Павел. Или: вера есть не что иное, разве токмо веровать, чего не видим. 3. О надежде. Если человек не имеет излишнего попечения о себе из любви к Богу и для дел добродетели, зная, что Бог печется о нем, то таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек все упования свои возлагает на свои дела, к Богу же обращается с молитвою тогда лишь, когда его постигают непредвиденные беды, и он, не видя в собственных силах средств к отвращению их, начинает надеяться на помощь Божию, – то такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единого царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

Беседа на Преображение Господне (О том, что Божественный свет во время Преображения есть свет несозданный, но не есть сущность Божия). Святого Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского Пророк Исаия об Евангельской проповеди предсказал: яко слово сокращено сотворит Господь во всей вселенней ( Ис. 10:23 ). «Сокращенным» называется такое слово, которое в немногих словах заключает великий смысл. Посему мы снова рассмотрим те Евангельские слова, которые сегодня уже рассматривали, а также присоединим остальное, дабы лучше понять заключающийся в них смысл. Во время оно поять Иисус Петра, и Иакова и Иоанна, и возведе их на гору высоку едины. И преобразися пред ними, и просветися лице Его яко солнце ( Мф. 17:1–2 ). Се, братие, время благоприятно, это ныне – день спасения, день святой: не измеряемый часами, не увеличивающийся и не уменьшающийся, не разделяемый ночью; это – день Солнца правды, у Которого нет изменения и ни тени перемены ( Иак. 1:17 ), Которое с того дня, как извело нас из тьмы в чудный Свой свет, вечно простирает сияние Свое над главою (нашею), как Солнце незаходимое. Будучи же Солнцем правды и истины, Оно не восходит для того, чтобы светить и отражаться в придерживающихся лжи и проявляющих неправду на словах и на деле, но с верою приемлется творящими правду и любящими истину и веселит их своими лучами; об этом свидетельствует и Писание: свет возсия праведнику, и правым сердцем веселие ( Пс. 96:11 ). И Псалмопевец Пророк, предрекая о радости от того просияния, имевшей быть впоследствии для созерцавших, воспевает к Богу: Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася ( Пс. 88:13 ). А Исаия говорит: разрешай всяк соуз неправды, разрушай обдолжения насильных писаний..., и всякое писание неправедное раздери; а далее что? Тогда разверзется рано свет твой, и исцеления твоя скоро возсияют: и предъидет пред тобою правда твоя; и еще: аще от имеши от себе соуз, и рукобиение, и глагол роптания, и даси алчущему хлеб от души твоея, и душу смиренную насытиши: тогда возсияет во тьме свет твой, и тьма твоя будет яко полудне ( Ис. 58:6,8–10 ), ибо те, которых ясно освещает это Солнце, соделываются другими солнцами, потому что праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их ( Мф. 13:43 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Богослужение Православной Церкви зиждется на семи Таинствах, как дом премудрости Божией, утвержденный на семи столпах ( Притч.9:1 . 1Тим.3:15 ). Хотя неисчислимы действия благодати Божией на человека, как и Сам Господь сказал: Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит ( Ин.3:8 ); по Таинстве сем, потому что столько указано Священным Писанием и преданием. Если же действия благодати Божией беспредельны, а Таинств семь, то следует, что Таинства суть чрезвычайные средства сообщения Божества с человечеством. Таинства суть священнодействия, установленные Богом для получения, – как говорит Церковь , – высшей благодати Божией 87 , для совершенства нашей веры в Бога и любви к Нему, для совершенного примирения и единения с Ним. Ум и воля приемлющего Таинства покоряются уму и воле Творца и Спасителя, и притом не по исследованию и знанию, – ибо предмет Таинств неисследим и непостижим, – а по смиренной вере и любви. Но когда растленное естество человека, покоряясь благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей, всецело предается ей: тогда действует и совершает Бог . Веруют и бесы ( Иак.2:19 ), но чужды благодати Божией, потому что Таинства, как непосредственные действия Бога, Который есть огнь поядающий ( Евр.12:29 ), для них недоступны, – страшны для непреклонной гордости их ума и воли. «Как осуществленное некогда на самом деле Спасителем домостроительство обновило вселенную, пишет Иеремия, святейший Патриарх Константинопольский, о Таинствах, так и ныне, созерцаемое постоянно, оно соделывает душу Божественной. Но как тогда, так и теперь оно не даровало бы никакой пользы, если бы не было созерцаемо и принимаемо верой; потому оно и было проповедано. Потому и Бог бесчисленными способами приводил людей к верованию в него. Но тогда, будучи проповедуемо, оно только созидало благоговение, веру и любовь ко Христу в душах благоприемлющих; а теперь, будучи благоговейно созерцаемо душами уже верующими, оно не производит только, как в первый раз, в них веру и любовь, но сохраняет, возобновляет и возвращает эти святые чувствования, уже лежащие в сердце; оно соделывает верных крепчайшими в вере, пламеннейшими в любви: ибо то, что оно сильно было соделать из несущего сущим, оно весьма легко может сохранять, возобновлять и возвращать» 88 . Таинства в отношении к жизни верующих

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Болезнь есть дар бесценный О том, как укротить самого себя, стяжать добродетель терпения, размышляет игумен Киприан (Ященко) 06.02.2021 974 Время на чтение 13 минут Последняя проповедь протоиерея Димитрия Смирнова (1951–2020) была посвящена терпению, которое батюшка назвал фундаментом добродетелей в последние времена. «Испытание, которое Господь попустил нам сегодня, – сказал отец Димитрий, – чрезвычайно полезное явление. Эгоизм стал ужиматься, а вместо него активизировалось волонтерство, желание что-то сделать для ближнего, возросло понимание каких-то очень важных для Церкви христианских качеств души. Смерть врачей, священников означает, что эти люди отдали свою жизнь за ближнего, пережили любовь, которая превышает эгоизм». Древние отцы говорили: здоровье – Божий дар, а болезнь есть дар безценный. Ничего не предпринимая, только терпя болезнь, человек приобретает очень важное качество души по милости Божией. Апостол Иаков говорит: «С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения»(Иак. 1:2). В переводе на современный язык – когда сдаете различные экзамены. Это экзамен на наше христианство, и мы должны его сдать. Терпение – это так просто. И это фундамент нашего благочестия, потому что за терпением следует смирение, без которого спастись нельзя: только смиренным Бог дает благодать… Владимир Давыденко. Инок. 2016 Поэтому я вас призываю этот период потрудиться, чтобы взрастить терпение. Все говорят: непростое время. Что тут непростого? Ядерная война, антихрист пришел? Он просто только стучится в двери нашего сердца… Вот это будет испытание. Прекрасно никогда не будет. Прекрасно будет, когда все – и взрослые, и старики, и дети, и женщины, и мужчины войдут в Церковь и начнут самовоспитание. Но мы знаем из книги Нового Завета – Апокалипсиса – такого не будет никогда. Наоборот – мы в преддверии. Большинство из нас не доживут до этого времени – и слава Богу. Святые отцы говорили: не дай Бог дожить. Это по-настоящему непростое время, когда от нас ничего не будет зависеть. Только одно – терпение. И устоять в вере. Две задачи – терпение и стояние в вере. А сейчас – репетиция, Бог вам всем в помощь.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/06/bolezn...

Историческою основою таинства елеосвящения послужил известная заповедь ап. Иакова: «болит ли кто в вас; да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» ( Иак. 5:14–5 ). Оправдывая церковный взгляд на сакра­ментальный характер елеосвящения, приведенное место дает в то же время основание и для его обрядовой стороны: мо­литвы и помазания больного елеем несколькими священни­ками. Апостольское установление и происхождение данных элементов не подлежит никакому сомнению. Но этим и ограничиваются все сведения о первоначальном составе елеосвящения. По смыслу апостольской заповеди, таинство должно состоять из молитвы и помазания больного елеем. Но было ли так на самом деле, за отсутствием данных сказать невозможно. Еще скуднее сведения о составе елеосвящения в восточной церкви позднейшего времени. За целые семь столетий её памятники не содержат даже и тех срав­нительно недостаточных указаний, какие имеются в сочинениях некоторых западных писателей. В таком положении находится дело до VIII–IX в. И только с этого времени начинают появляться памятники, излагающие состав последования и освещающие историю развития его обрядовой стороны. Более или менее обстоятельный обзор некоторых из них дают проф. Катанский 1 в статье: «Очерк истории обрядовой стороны таинства елеосвящения» 2 ; проф. Дмитриевского в сочинении: «Богослужение в русской церкви в XVI в.», и г. Одинцов в исследовании: «Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI в.». Но первый не имел под руками всех списков таинства елеосвящения, не имел потому, что тогда они еще не были изданы; два же вторых останавливаются на составе последования за XIV–XVI вв. В силу этого не одни из ученых не исчерпал вопроса во всей его полноте: не дал полного очерка истории обрядовой стороны чина елеосвящения с её заключительным моментом, – образованием совре­менного состава. Но что было невозможно в прежнее время, то становится выполнимым теперь. Недавно изданный проф. Дмитриевским второй том «Описания литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока», содержит целый ряд списков последования елеосвящения за время от XII до XVII ст. Представляя богатый мате­рная для исследования, они дают возможность проследить историю образования обрядовой стороны данного таинства если не во всех деталях, подробностях, то по крайней мере в существенных и главных моментах. Выполнению этой задачи и посвящается предлагаемый очерк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

< >< назад > " ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ВАШЕ " ... Путь спасения " Муж двоедушен неустроен во всех путех своих " (Иак. 1:8). Св.апостол Иаков      ТАК, ЧТО ЖЕ мы на сегодня имеем? Разрушенное государство, над трупом которого вовсю пирует воронье " суверенных " князьков, растаскивая народное добро по своим " уделам " . Плохо, но это еще полбеды. Налицо также гонения на Церковь, принявшие скрытые, а потому более изощренные формы. Убедившись в невозможности разрушить Церковь путем прямого насилия, богоборцы делают ставку на ее разложение изнутри путем незаметной " прививки " к апостольскому, святоотеческому вероучению Православия еретических воззрений и мудрований. Жутко глядеть, с каким упорством и остервенением пытаются лишить Церковь ее главной спасительной силы - Божественной Истины, содержащейся в церковных недрах во всей своей полноте и определенности.       " Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, - предупреждает нас Священное Писание. - Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство " (Мф. 24: 6, 7). Это пророчество - не о мировых войнах, как думают многие. В них участвовали многие народы и царства, здесь же говорится лишь о двух. Оно - о той последней страшной брани, которую поведет в последние времена народ божий - православные христиане, вписанные в Книгу Жизни и принадлежащие Царству Божию, против народа беззаконного - богоборцев и лжеучителей, предтеч антихристовых, участников и ревнителей " тайны беззакония " , принадлежащих по духу своему царству тьмы и сатане, возглавителю этого царства. " Тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь " , - предупреждает Господь (Мф. 24: 10-12).      Возлюбленные! К нам обращены эти слова! Дабы мы, будучи предупреждены и подготовлены, не сломились бы, не возмалодушествовали и не соблазнились. Братья и сестры! Все, кому дорога Святая Русь, кто ревнует о христианском подвиге державного строительства! Паки и паки призываю вас - услышьте огненный глагол святого первоверховного апостола Петра: " Вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет " (I Пет. 2: 9). Достойны ли мы ныне этого избрания? Если же нет, то что сделать, дабы вернуть себе утраченное достоинство? Как остановить " шествие Разрушителя " ?

http://zavet.ru/book/ioanns03.htm

Незлобие и неосуждение Как мы можем ждать от Господа прощения, которого не заслужили, когда сами ближних не прощаем? Неверен наш суд о людях: они исправляются, а мы можем пасть... Надо молиться за тех, кто нас обидел; когда нас обижают – это щеточки, счищающие нашу гордость. Нельзя осуждать. Господь не велел одного оправдывать, а другого судить. «Свеча Богу. Московский старец – протоиерей Василий Серебренников» Слова, приведенные в эпиграфе, были сказаны весьма почитаемым московским старцем протоиереем Василием Серебренниковым в последние годы его жизни (†1996). Этими словами начинается данное краткое сообщение, ибо в них, как в фокусе, отразилось то, что нашло своё раскрытие в Глинском патерике приснопамятного отца Иоанна (Маслова) , с которым московский старец встречался в Глинской пустыни, беседовал, о чём и оставил свои записи. Незлобие Незлобие на оскорбителя, как и непамятозлобие определяется в Глинском патерике в свете святоотеческого богословия: «Непамятозлобие есть признак истинного покаяния, ... ибо Богу угоден тот, кто, делая добро, страдает несправедливо ( 1Пет.2:19–20 ), и блажен тот терпеливец, который может в уничижении хвалиться высотой своей ( Иак.1:9 )» (440). Мудрость в нашем отношении к тем, кто нас обижает, заключается не только в том, «чтобы знать истину в естественной последовательности, но и в том, чтобы от обижающих нас переносить зло, как своё собственное. Оставшиеся с одним первым знанием возносились гордостью, а достигшие второго стяжали смиренномудрие» (440). Главное в незлобии – прощение и прощение чистосердечное, от всего сердца, с полным изгнанием из сердца обиды. Схимонах Марк (†1893) для того, чтобы убедить своего ученика в необходимости такого прощения обидчика и, более того, даже молиться за него, рассказывал следующее из своей духовной жизни. Приведу дословно: «Несколько лет тому назад я был сильно обижен одним братом. Видя в нём действие врага спасения, стал со слезами молиться Богу, чтобы мне без гнева перенести обиду и не впасть в злопамятование, а обидчика во имя любви простить.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010