Искушение Искушение не происходит от Бога: В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом, и Сам не искушает никого ( Иак.1:13 ). Диавол есть виновник искушения: Я послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель ( 1Фес.3:5 ). Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:9 ). Искушенье попускается для испытания а) нашей веры: Благословен Бог, возродивший нас к упованию живому, чрез веру соблюдаемых ко спасению. О сем радуйтесь, поскорбевши теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого, золота ( 1Петр.1:3,5–7 ); б) нашего повиновения и любви к Богу: Помни весь путь, которым вел тебя Господь Бог твой, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем будешь ли хранить заповеди Его, или нет, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей ( Втор.8:2 ; Втор.13:3 ); в) нашей нестяжательности: Сатана сказал Господу: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его и дом и все, что у него? Дело рук его Ты благословил и стада его распространяются по земле; но простри руку Твою и коснись всего, что у него, благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот все, что у него, в руке твоей, только на него не простирай руки твоей. И отошел сатана от лица Господня ( Иов.1:9–12 ). Бог не попускает, чтобы мы подвергались искушению выше наших сил: Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении дает и облегчение, так, чтобы вы могли перенести ( 1Кор.10:13 ). Верные должны а) бодрствовать против искушений: Братия! наблюдайте каждый за собою, чтобы не быть искушенным ( Гал.6:1 ). Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища кого поглотить; противостойте ему твердою верою ( 1Петр.5:8–9 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1. Понятие о таинстве елеосвящения Елеопомазание, как христианское таинство, ведет начало свое от Самого Иисуса Христа. Когда Господь, избрав 12-ть апостолов, послал их с проповедью по городам иудейским, они многих недужных помазывали маслом, и те исцелялись ( Мк. 6:13 ). Без сомнения посланные Господом апостолы совершали это по данной им власти от Господа, согласно с его волею, и таким образом елеопомазание представляется здесь, как учреждение Господа. Неясно высказанная здесь воля Господа о сем вполне ясною должна была сделаться для апостолов по воскресении Господа, когда Он, являясь им в продолжение 40 дней, говорил им о Царствии Божием ( Деян. 1:3 ). Со всею ясностию и определенностию, об этом таинстве говорит ап. Иаков. «Болит ли кто в вас, – пишет он, – да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь: и аще грехи сотворил есть, отнустятся ему» ( Иак. 5:14, 15 ). Божественное учреждение сего таинства видно здесь из связи речи. Апостол говорит здесь о елеопомазании, не как о чем-либо новом, чего прежде не знали христиане, а только указывает им на это врачебное средство, как уже на существовавшее и общеизвестное между ними, которым и заповедуют пользоваться в случае болезней. При том известно, что апостолы ничего не проповедовали сами от себя ( Гал. 1:11, 12 ), но учили только тому, что заповедал им Господь ( Мф. 28:20 ), и что внушал им Дух Святой ( Ин. 16:13 ); и отсюда они называли себя только слугами Христовыми и строителями таин, а не установителями ( 1Кор. 4:1 ). И следовательно, и елеосвящение, заповедуемое здесь ап. Иаковом, установлено и заповедано Самим Господом. А что оно, действительно, есть таинство, видно из того, что, кроме божественного установления, ему усвояются и чувственный знак – помазание больных елеем с молитвою, и соединенное с этим внешним знаком сверх-естественное действие благодати – исцеление болезней 297 и отпущение грехов. Елеопомазание, как благоучрежденное таинство, всегда известно было в церкви Христовой. Об нем упоминается в «Церковной иерархии» Дионисия Ареопагита (Кн. 7, §8, 8): об нем упоминает Ориген (in Levim. Hom. 11, § 4); о нем говорят в 4–м веке: св. Иоанн Златоуст (О свящ. III, 6), Амвросий (de Poenim L. 1, гл. VIII, § 2), Августин (на псал. 26), Виктор, пресвитер Антиохийский (в Толк. на Ев. Марка). В требнике Геласия, еп. Римского (в конце 5-го века), есть чин освящения елея для больных, во отгнание всяких болезней, душевных и телесных. Елеопомазание находится в числе 7-ми таинств не только в «Сакраментарии» Григория Великого , но и в древнейших требниках и молитвенниках греческих; его содержат даже несториане и монофизиты, отлученные от церкви еще на 3-м и 4-м вселенских соборах в 5-м веке.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Нетерпение – 1) нежелание/неготовность/неспособность терпеть кого-либо, что-либо; непримиримость по отношению к чему-либо, кому-либо; ярко выраженное несогласие с тем или иным аспектом (объектом, фрагментом и т. п.) реальной действительности, выражающееся в мыслях, делах и поступках (пример: не терпеть беззаконие; не терпеть такого-то человека); 2) недостаточность силы воли, желания, готовности для проявления терпения ; 3) недостаток/отсутствие терпения в ожидании чего-либо, кого-либо. Нетерпение – грех ? О терпении в Священном Писании говорится как об одном из плодов Духа Святого : «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера…» ( Гал.5:22 ). В свою очередь свойственная христианину нетерпеливость может служить признаком того, что он находится на низкой ступени духовно-нравственного совершенства . Однако причины и формы проявления нетерпения могут быть различными. Можно (но не нужно – не путать!) не терпеть справедливые обличения в свой адрес со стороны праведников (как, например, это делали многие израильтяне, гнавшие пророков), а можно не терпеть беззакония, зло . Вот, например, слова Божии, переданные израильскому народу через пророка Исаию: «новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть» ( Ис.1:13 ). А вот слова пророка Иеремии: «Господь не мог более терпеть злых дел ваших и мерзостей, какие вы делали» ( Иер.44:22 ). Апостол Павел в послании к фессалоникийцам сообщает о случае, когда счел нецелесообразным терпеть: «И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни» ( 1Фес.3:1 ). Проявление христианином терпения должно быть сопряжено с благоразумием . Что ещё говорится в Священном Писании о терпении и нетерпении? В Священном Писании содержится множество утверждений относительно терпения и нетерпения. Приведём некоторые из них. «Претерпевший до конца спасётся» ( Мф.10:22 ), «Терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк.21:19 ), – говорит Господь. «Будьте долготерпеливы ко всем», – увещевает нас апостол Павел ( 1Фес.5:14 ). Апостол Иаков указывает: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели» ( Иак.5:11 ). В книге Откровения эти слова подтверждаются. После того, как Ангел сообщает об антихристе, о том, что большинство людей поклонились ему и тем самым навлекли на себя страшное наказание, он обращает внимание на тех, кто остался верен Богу: «Здесь терпение святых» ( Отк.14:12 ). Как понимать слова апостола Павла «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное»?

http://azbyka.ru/neterpenie

Молитвой Православная Церковь делает верующих причастниками великих благ. Во-первых, молитвой она питает в верующих жизнь бессмертной души, ищущей Бога. «Что есть самая молитва в сущности своей, говорит знаменитый Православный Проповедник, как не дыхание Божественной жизни в человеке, по реченному: Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ( Рим.8:26 ). Где есть хотя слабые начатки дыхания, там есть признаки жизни; а где нет дыхания, там нет и жизни. Так в ком хотя есть начатки молитвы, в том есть признаки жизни духовной; состояние человека без духа молитвы есть состояние бездыханного по внутренному человеку. Посему, как для жизни естественной прежде всего нужно возбудить дыхание; так для жизни духовной прежде всего нужно возбуждать дух молитвы» 93 . Во-вторых, молитвой Церковь укрепляет верующих в уповании на Бога, низводя ею благословение свыше на весь мир, на весь род человеческий, особенно на Христиан, как живущих, так и умерших. Ибо Господь Сам обещал исполнять прошения молящихся: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю ( Ин.14:13–14 ). Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам ( Мф.7:7 ). Он обещал молящимся с верой даровать исцеление от болезней и избавление от других бедствий ( Иак.5:6–18 ), благодать св. Духа ( Лк.11:13 ) и прочие блага духовные и телесные. Наконец, молитвой Церковь освящает и возвышает верующих. Ибо кто с кем обращается, тот такие приобретает и качества. Посему молитвой, как духовным обращением и беседой со Всевышним, Церковь освящает и усовершает душу участвующих в молитве. «Что может быть святее того, поучает св. Златоуст, кто беседует с Богом? что праведнее, что достославнее? что премудрее? Если беседующие с мужами мудрыми от частого собеседования скоро сами становятся, подобно им, мудрыми: то что сказать о тех, которые в молитве своей беседуют с Богом? Какой мудростью, какой добродетелью, ведением, добродушием, целомудрием и кротостью должно исполнить их молитвенное о сем их к Богу прошение? По истине тот не погрешит, кто признает молитву виной всякой добродетели и правды, и кто почтет невозможным, чтобы без молитвы душа сделалась благочестивой» 94 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

  разделы   рассылка  распечатать Послание Архиерейского Собора клиру, монашествующим, мирянам и всем верным чадам Русской Православной Церкви Документ принят 4 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Возлюбленные о Господе всечестные отцы, дорогие братья и сестры – верные чада Русской Православной Церкви! Освященный Архиерейский Собор, состоявшийся 2-4 февраля 2011 года во граде Москве, призывает на всех вас милость, мир и любовь Божию, вместе с апостолом прославляя Господа нашего и Создателя, " по великой Своей милости возродившего нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому, к наследству нетленному, чистому, неувядаемому, хранящемуся на небесах для вас " (1 Пет. 1, 3-4). Милостью Господа свидетельство Истины Христовой продолжает совершаться. Церковь, исполняя заповедь своего Божественного Основателя о проповеди Евангелия всему творению (см.: Мк. 16, 15), обращает свой голос к самому широкому кругу людей. Стремясь воплотить благую и совершенную волю Вседержителя, желающего, дабы все люди " спаслись и достигли познания истины " (1 Тим. 2, 4), она делает все возможное для того, чтобы эта воля осуществлялась в жизни людей и человеческих сообществ. Собор обращается к каждому православному христианину с призывом помнить о том, что, по слову Священного Писания, " вера без дел мертва " (Иак. 2, 26), и посему мы должны служить " друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией " (1 Пет. 4, 10). Все, чем живет Церковь, все, что она делает, проникнуто заботой о спасении человека. Живя на земле, православные люди стремятся к Небу. Когда их волнует происходящее в обществе, когда они проявляют заботу о страдающих и обездоленных, когда они размышляют о путях лучшего устроения церковной жизни – все это является зримым продолжением их молитвенного дерзновения и участия в спасительных Таинствах, соединяющих человека с Богом. Наши слова и поступки должны являть нас как " соль земли " и " свет мира " (Мф. 5, 13-14), дабы все окружающие, видя жизнь православных христиан, прославляли Отца Небесного (см.: Мф. 5, 16).

http://religare.ru/2_83169.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf О пути ко спасению (Пересказ отрывков из книги протоиерея Григория Дяченко «Полный годичный круг кратких поучений», II том) Люди, которые хотят достичь спасения своей души, должны принадлежать к единой Святой Православной Церкви, должны быть её послушными детьми и выполнять её установления, такие как: выполнение поста, посещение храма Божьего, почитание духовных пастырей и т.д. Человек, не повинующийся церкви, подобен идолопоклоннику. «Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Матф.18:17 ). Раскольники и еретики не приемлют смирения, как не приемлет его злой дух. «Истинное смирение происходит от послушания» – говорил Святой Иоанн Лествичник . Кто не проявляет смирения, тот не есть ученик Христов. Господь, Иисус Христос явил Свое смирение тем, что был послушен. «Смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» ( Флп.2:8 ). А без смирения нет и спасения. «Милостив Господь и праведен, и милосерд Бог наш» ( Пс. 114:5 ). Если человек хочет достичь спасения, то должен молиться Богу. Если в будничные дни человек не может посетить храм Божий, из за служебных и бытовых дел, то должен молиться Богу в доме своем. Молиться нужно утром после сна и перед сном, перед вкушением пищи, и по воскресеньям нужно принимать участие в коллективных богослужениях при храме Божьем. Давид несмотря на то, что был царь и пророк, усердно молился Богу. «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать [святый] храм Его» ( Пс.26:4 ). Святые отцы называли молитву матерью всех добродетелей за то, что через неё можно испросить у Бога все остальные добродетели и все блага, временные и вечные. Сам Господь об этом сказал так: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете» ( Матф.7:7 ). Для того, чтобы достичь спасения своей души, человек должен совершать милостыню, душевную и телесную, любить ближних как самого себя и заботиться о них. Душевная милостыня проявляется в том, что человек прощает своих ближних, причинивших ему огорчения и обиды, оскорбления и неприятности. Душевная милостыня проявляется и в заботе о спасении душ ближних, что выражается в просвещении их ума учением Христовым, наставлением их на путь истинный, научению их в делании добра. Телесная милостыня проявляется в том, что человек помогает нуждающимся ближним, давая им бесплатно хлеб, одежду, деньги, еду. Господь о людях, творящих милостыню, говорил, что они будут помилованы, то есть спасутся. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Матф.5:7 ). И наоборот, немилостивых людей ждет суд Божий без милости. И для таких людей нет спасения. «Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом» ( Иак.2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Разделы портала «Азбука веры» Всесовершенство — сущностное свойство Божье (одно из «наиболее общих» сущностных свойств Божьих), выражаемое в том, что Бог безмерно обладает полнотой всех совершенств . Почему мы считаем Бога всесовершенным? Всесовершенство – одно из наиболее общих Божественных сущностных свойств. О Божественном совершенстве нам известно из Божественного Откровения. Так, обращаясь к ученикам с заповедью о совершенствовании, Господь Иисус Христос указал на Небесного Отца (Бога) как на Образец совершенства: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). Помимо свидетельства об общем совершенстве Вседержителя, Священное Писание содержит свидетельства о совершенстве отдельных, свойственных Богу качеств, например, о присущем Ему совершенном ведении ( 2Мак.6:30 ), о том, что «воля Божия, благая, угодная и совершенная» ( Рим.12:2 ), что радость Его совершенная ( Ин.17:13 ). От Бога, утверждается в Священном Писании, источается «совершенная благость и совершенная премудрость» ( 3Ездр.8:52 ), и вообще «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Иак.1:17 ). Кроме того Писание свидетельствует о совершенстве Его установлений: «Закон Господа совершен» ( Пс.18:8 ; Ср.: 3Ездр.5:27 ); «Откровения Твои, которые Ты заповедал, – правда и совершенная истина» ( Пс.118:138 ). Между тем, Церковь Христова учит о том, что Бог не просто совершенен, а всесовершенен. Почему? Дело в том, что совершенства, которые присущи Богу-Троице, присущи Ему не в ограниченной мере, а безмерно: то есть Бог-Троица обладает всеми возможными совершенствами, причем, обладает всесовершеннейшим образом. Ведь Бог – в принципе беспределен; беспределен и в Своих совершенствах. Поэтому мы и говорим: Он – всесовершенен. Если Бог всесовершенен, то почему Он не создал человека неспособным ко греху? Вопрос о том, почему Бог не создал человека таким, чтобы он в принципе не был способен вершить зло , возникает у многих людей. Атеисты нередко используют этот вопрос для того, чтобы доказать несостоятельность учения Церкви о Боге, мол, если бы Бог и действительно был всесовершенным, он смог бы найти возможность создать человека настолько совершенным, чтобы тот никогда не стал грешником.

http://azbyka.ru/vsesovershenstvo

Разделы портала «Азбука веры» Здравствуйте. Я бы очень хотела петь дома молитвы, тропари, кондаки и т.п. дома. Регентского образования у меня нет, только муз. школа, и я не являюсь певчей в храме, к сожалению, однако осознала для себя, что хочу не просто читать молитвы, а петь их, хотя бы дома, поскольку считаю, что это влияет благотворно как на мою душу, так и на всю нашу семью. Но я не знаю, можно ли это делать дома или это разрешено только певчим в храме. Спасибо за Ваш ответ, благослови Вас Господь! 7 Ответов Замечательное желание! Пойте в удовольствие. Я, например, часто напеваю тропари, когда что-то делаю, на прогулке, или в ду’ше. В этом случае в некоторой части исполняется призыв: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за всё благодарите 1Фес. 5:16–18 Вспомним, что царь Давид смог лучше всех воспеть Господа, и его Псалтирь это молитвенная певческая книга, которой пропитано всё наше богослужение. Певчие в храме поют от имени прихожан, и ограничения с подпевкой связаны с необходимостью сохранения строя богослужений. Здравствуйте! Это нормальное желание. Только не превращайте его в душевную страсть, уделяя внимание и обычным молитвам, а так же изучению веры, жизни подвижников благочестия. Совмещая с трудом. Есть несколько разновидностей содержания ума в Господе: - слова молитв, используемых в Церковной практике и краткая молитва в таком же стиле своими словами - пение богослужебных песнопений в уме или голосом - память и размышление о Боге и Делах Его - совершение дел милосердия Помощи Божией! Здравствуйте! Да, это нормально. Апостол Иаков пишет, например: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы ( Иак.5:13 ). Конечно, пойте. Это хорошее дело. Для этого не существует никаких запретов или препятсвий. Только молитва в вашем исполнении должна остаться молитвой, то есть обращением к Богу, а не превратиться в музицирование. С уважением, Конечно, пойте, это помогает нам чаще вспоминать о Боге и славить Его. Однако церковные молитвы надо стараться петь правильно. Для этого можно позаниматься с регентом, пойти на специальные курсы для мирян, которые нередко организуют в епархиях или на приходах или, наконец, постараться позаниматься самостоятельно. Например, по этому образцу . Или этому .

http://azbyka.ru/vopros/mozhno-li-pet-mo...

2.9. Способ исполнения Псалтири Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Псалмы предназначены для пения: «Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы» (Иак. 5:13). Итак, не просто читать Псалтирь, а петь. Святитель Афанасий Великий в этой связи говорит следующее (Свт. Афанасий, посл. к Маркеллину об истолковании псалмов): «необходимо не преходить молчанием и того, почему таковые словеса поются плавным и песенным напевом. Ибо некоторые у нас из людей простых, хотя веруют, что самые изречения богодухновенны, однакоже думают, что поются псалмы по благозвучию для услаждения слуха. А это несправедливо. Ибо Писание не заботится о приятности и сладкоречии, да и пение установлено для пользы душевной, как вообще, так, в особенности, по двум следующим причинам» c. 29]. «Во-первых, прилично было, чтобы Св. Писание песнословило Бога не только последовательной [прозаической] речью, но и не имеющею строгой последовательности [поэтической]. Так, речью связною сказано принадлежащее к закону и пророкам и все повествовательное, со включением Нового Завета. Не имеющею же строгого порядка речью сказано заключающееся в псалмах и песнопениях. А этим и соблюдается требуемое Законом, чтобы люди любили Бога всею крепостию и силою» с. 29]. Во-вторых, поскольку в душе бывают различные движения ума, воли и сердца, то Писание требует, чтобы эти способности не были в разногласии и раздоре, но чтобы человек всецело, во всех движениях, служил воле Божией. «Подобием же и образом такого безмятежного и спокойного состояния помыслов служит приведенное в стройную меру произношение псалмов; потому что, как душевные помышления свои мы делаем известными и выражаем посредством произносимых нами слов, так и Господь, желая, чтобы сладкозвучие слов служило символом духовной стройности в душе, установил петь чинно и произносить псалмы нараспев» c. 31]. «Посему, не таким способом читающие Божественные Песни псалмопевствуют неразумно, услаждают же сами себя, и навлекают на себя порицание, что “не красна похвала во устех грешника” (Сир. 15:9). Но поющие сказанным выше способом, – так что благозвучие речений происходит у них от благонастроенности души и от согласия ея с духом, – хотя поют устами, но, воспевая вместе и умом, великую доставляют пользу не только себе, но и желающим их слушать. … Таким образом, кто поет хорошо, тот приводит в стройность душу свою и как бы из неровной делает ровною, и душа, пришедши в состояние, сообразное с ее природой, ничего не боится, но делается тем паче способною к живости представлений и приобретает большее желание будущих благ; потому что настроенная благозвучием речений, забывает страсти, и, помышляя лучшее, с радостью обращается к уму, сущему во Христе» c. 31–32].

http://sedmitza.ru/lib/text/431345/

XXIII. Живой путь – Иисус Христос Даже от верующих можно иногда услышать восклицание: «Так трудно жить по Евангелию! Просто невозможно выполнять ныне того, что оно предписывает!» Так ли это? Разве не об этих предписаниях в самом Евангелии говорится: «Иго Мое благо и бремя Мое легко есть»?! Да и Кто это говорит? Тот, Кто есть Истина, Кто солгать не может – Иисус Христос! Трудно, конечно, идти по пути евангельскому. Но множество людей уже прошло этим путем, людей обладающих нашим естеством, подобных нам (ср.: Иак.5:17 ). Почему же, однако, они прошли по пути Христову, а мы не идем – трудно?! Почему для тех людей иго Христово было действительно благим, а для нас бремя евангельских заповедей оказывается непосильным, и мы не ощущаем блага в жизни по Евангелию? Ответ простой: потому что те люди с любовью шествовали по пути Христову, а у нас недостает любви. Несомненно, путь Христа Спасителя – путь смирения, терпения, страдания, любви – труден. Но ведь иного – спасительного пути – нет! Ведь Иисус Христос – один единственный Богочеловек, и именно Он есть Путь живой, Которым все приходят к Богу. Христос говорит: «Я есмь Путь». Наше сознание довольно легко принимает Спасителя в качестве Образца все-святой жизни и Доброго Пастыря. Но наше сознание определенно останавливается в недоумении перед возможностью отождествления «пути», «тропинки» со Христом. А ведь наличие узкого пути, ведущего в Царство Небесное, есть предварительное и главное условие доступа туда. Ибо без «пути» оказались бы малопригодными все пастыри и образцы жизни. Узкий путь к Богу – путь Божий есть во Христе, ибо «Он от Бога исшел и к Богу отходит» ( Ин.13:3 ). Если есть дорога, соединяющая два населенных пункта, то можно по ней пройти из одного в другой. А если нет дороги, если между городами пропасть, тогда пешеход, живущий в одном городе, никак не может достичь другого. После грехопадения между Богом и нами образовался разрыв-пропасть, и мы оказались прозябающими на дне этой пропасти. Нет никакого выхода из нее; повсюду слезы, скорби, страдания, стоны; повсюду проклятья, мрак, смерть. И только в вышине порой кусочек неба выглянет, иль звездочка блеснет, иль солнца луч. Так было в мире до ночи Рождества Христова. По смиренному снисхождению Бог воплощается, рождается, приходит в мир как Человек; и в тени и сени смертной – бездонной пропасти падшего мира – тогда начинает сиять свет Его Любви Божественной на всех. «Я есмь Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ). Нельзя достичь Жизни Вечной, нельзя прийти к Богу Отцу, не приняв спасения чрез веру в Спасителя Христа Бога, не восприняв искупления содеянного Христом.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010