Всякое Писание, говорит апостол Павел, полезно для обличения, научения, наставления в праведности. Под Писанием он понимает Ветхозаветные святые словеса, знание которых и обращение к которым многое обещает проповеднику. Давайте и мы сегодня обратимся за назиданием к одному из эпизодов Ветхого Писания. Он проиллюстрирует нам ту нравственную правду, что грех «сулит злато, а дарит блато». То есть, что грех обещает неземное счастье, а дает в результате только стыд. Что «содеянный грех рождает смерть» (Иак. 1:15). Наконец, что «когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть» (Рим. 6:20-21) Вот для того, чтобы всю эту роскошь назиданий подкрепить примерами, откроем вторую книгу Царств, главу 13-ю. Там рассказывается о детях Давида. Имея одного отца, они имели разных матерей (вот они – плоды многоженства). Сын Давида от Ахиноамы – Амнон, загорелся страстью к дочери Давида от другой женщины – Махи. Имя дочери – Фамарь (Тамара, по-нашему). «Полюбил ее Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею» (2 Цар. 13:1-2) Узнаем себя, вглядываемся в написанное. Есть желание, похоть, которая, зачавшись, рождает грех. И жизнь не мила, и деться некуда, ибо огонь – внутри. И болеет человек, страдает. Оттого и состояние называется «страстью». И вот находится двоюродный брат Амнона, исполняющий службу дьявольскую. Это «Ионадав, сын Самая, брата Давидова». Он советует Амнону, как принудить Фамарь лечь с ним. «И сказал ему Ионадав: ложись в постель твою, и притворись больным; и когда отец твой придет навестить тебя: скажи ему: пусть придет Фамарь, сестра моя, и подкрепит меня пищею, приготовив кушанье при моих глазах, чтоб я видел, и ел из рук ее» (Там же 1:5) Так и случилось. Не знаю, не отсюда ли Шарль Перро взял сюжет о волке, переодевшемся бабушкой, чтобы проглотить внучку. Но было все именно так. «Взяла Фамарь лепешки, которые приготовила, и отнесла Амнону, брату своему, во внутреннюю комнату. И когда она поставила пред ним, чтоб он ел, то он схватил ее, и сказал ей: иди, ложись со мною, сестра моя» (Там же 1:10-11) Была борьба, было сопротивление, были сказаны многие слова с целью образумить Амнона. Но, куда там? Образумьте похотливого сына царя! Вы прочтете все это, когда откроете Библию на указанных страницах. А потом все же «он не хотел слушать слов ее, и преодолел ее, и изнасиловал ее, и лежал с нею».

http://pravoslavie.ru/62174.html

Разделы портала «Азбука веры» Искушение (с церковнославянского языка переводится как «испытание»): 1) соблазн ; 2) действие Божье, направленное на испытание человеческого произволения, духовно-нравственного расположения ( Быт.22:1 ); 3) внешний повод, провокация падших духов  или людей, имеющее целью расположить человека ко греху; 4) действие человека , направленное против другого человека с целью выказать его в невыгодном свете ( Мк.10:2 ); 5) внутренний помысл, мысль или желание, подталкивающие человека ко греху; 6) испытание долготерпения Божия со стороны человека ( Исх.17:2 ). Мозаики главного нефа собора в Монреале. Палермо. XII в. Если человек согрешает по искушении его Богом, то не следует ли из этого, что Бог является Причиной греха? Несмотря на то, что Священное Писание содержит указания на факты искушений праведников Господом, таких, например, как искушение Авраама ( Быт.22:1 ), искушение всего Израильского народа ( Суд.3:1-4 ), Бог никогда никого не искушал и не искушает с той целью, чтобы склонить ко греху ( Иак.1:13 ). Напротив, используя искушение для того, чтобы поставить людей перед возможностью или даже необходимостью нравственного выбора, Господь это делает исключительно из соображений добра, в частности для того, чтобы выявить, будут ли они держаться Его путей ( Суд.2:22 ), любят ли они Его от всей души, от всего сердца ( Втор.13:3 ). При этом Бог никогда не накладывает на человека бремени большего, чем тот сможет вынести. Так, искушение Авраама обнаружило искренность его веры, жертвенность, ревность о Господе. Вера патриарха была вменена ему в праведность ( Гал.3:6 ). Должное, богоугодное отношение Авраама к искушению способствовало низведению благословений не только на него самого, но и на его потомков, на его род ( Быт.22:16-18 ). Однако часто бывает и по-другому. Нередко случается, что люди, искушаемые Богом, не желают следовать Его требованиям, действуют вопреки голосу совести, используя предоставленную им свыше возможность для нравственного выбора не во благо, а на зло.

http://azbyka.ru/iskushenie

Содержание Служба о болящих Последование Святого елея, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения 2. Краткая история развития чинопоследования 3. Последование Елеосвящения 4. Общее соборование 5. Заключение     Елеоосвящение – одно из семи Таинств церковных, установленное для благодатной помощи больным самим Господом Иисусом Христом при послании апостолов на проповедь и даровании им «власти изгнания злых духов и врачевания» ( Мф.10:1–8 и Мк.6:7–13 ). Богословие этого Таинства, содержащееся в текстах его чинопоследования, связывает грехи человека и его болезни как причину и следствие: наряду с молитвами об исцелении больного произносятся молитвы об оставлении его грехов. Чинопоследование Таинства в современном виде включает в себя предваряющую службу о болящем, по структуре схожую с молебном или панихидой, в конце которой совершается само Таинство, состоящее из освящения елея (масла), символа милости Божией, семикратного помазания с чтением отрывков из Священного Писания и молитвами помазания и заключительной молитвы разрешительной с возложением Евангелия на голову больного. Таинство с самого апостольского времени предписывается совершать собору, т.е. нескольким священникам ( Иак.5:14–16 ), откуда второе наименование Таинства – Соборование, однако в случае нужды его может совершить и один священник. Контекст установления Таинства предполагает тяжелую болезнь, так что священники призываются к одру болящего: это дало основание в течение весьма долгого времени прибегать к Соборованию только перед смертью как к своего рода напутствию, а в западном христианстве это даже закрепилось в наименовании «Последнего Помазания». Однако Елеоосвящение совершается с верою в благодать исцеления, следовательно не связано лишь с ожиданием смерти: поэтому сложился обычай периодически приступать к Таинству, как правило, Великим постом, в дни особого сокрушения о своих грехах и осознания своей немощи, но также и в другое время года в случае тяжелой болезни. К Таинству Елеоосвящения приступают, предварительно очистив совесть пред духовником.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

IX. О поклонении Богу Истинными поклонниками должны называться те, которые воздают Богу поклонение, наиболее сообразное с природой как поклоняемого, т.е. Бога, так и поклоняющихся, т.е. людей. Нельзя поэтому утверждать, что поклоняться Богу должно только духом (Он есть Дух), а телом не должно (Он бестелесен). Поклонение должно быть сообразно не только с природой Того, Кому кланяются, но и с природой того, кто кланяется (всякое дыхание хвалит Господа, и, конечно, каждое так, как по природе ему свойственно). Душа и тело человека произошли от Господа и вместе пользуются Божиими дарами, следовательно, вместе они должны и поклоняться Богу, благодарить Его: 1Кор.6:20 . Вся жизнь человека должна быть служением Богу: 1Фес.5:17 ; Рим.12:1 . Правда, в составе человека душа важнее тела: тело без духа мертво: Иак.2:26 ; но поклоняться Господу мы должны и духом и телом: 1Кор.6:15:19 . Примеры поклонения духовно-телесного дал нам Сам Господь: Лк.22:41:44 ; Бог требовал и принимал такое поклонение: Мф.4:10:28:9 ; Лк.17:16–18 . Телом поклонялись и наставляли им служить Богу и апостолы: Еф.3:14 ; Деян.20:36 ; 1Тим.2:8 . Из Откровения мы видим, что и в потустороннем духовном мире существует как бы телесное Богопоклонение: Откр.4:10–11 . Наконец, припомним евангельский рассказ о поклонении Богу фарисея и мытаря, из которых первый молился внутренне, сам в себе: Лк.18:11 , а второй выражал свою молитву во внешних действиях: ст.13. Кто из них оправдан? Отвергающие внешнее Богопоклонение сами себе не верны: ведь они читают же молитвы вслух, наклоняются, коленопреклоняют, руки прикладывают к груди, отсюда ясное доказательство, что человек, заблуждающийся умом, хотя и отрицает теоретически телесное Богопочитание, вопреки природе, но на практике выполняет то, что отрицает. Итак, истинные поклонники Богу это те христиане, которые поклоняются Богу в духе, т.е. в душевном расположении к Богу, в молитве и покаянии, и истине, т.е. в истинной вере во Христа, принесшего за нас в жертву Богу Тело и Кровь Свою и заповедавшего нам «творить эту тайную жертву в Его воспоминание» ( Лк.22:19 ). Ибо всякий раз, – по слову апостола, – когда мы едим хлеб сей и пьём чашу сию, смерть Господню возвещаем ( 1Кор.11:28 ), т.е. приносим истинную навеки, достаточную жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава 1. Что всякое божественное осияние, по благости Божией разнообразно в то, о чем заботится Промысел, проходящее не только пребывает простым, но и единотворит осияваемое 1 . «Всякое даяние благое 3 и всякий дар совершенный свыше есть, сходяй от Отца светов» ( Иак.1:17 ). Но и всякое исхождение движимого Отцом светосвечения, благодатно в нас приходящее, вновь как единотворящая сила, возвышая, нас наполняет и обращает к единству и боготворящей простоте Собирателя Отца (ср. Мих.2:12; Ин. 17:21 ). «Ибо из Него 4 все и в Него», как сказало священное Слово (ср. Рим.11:36 ). 2 . Итак, призвав Иисуса, Отчий «Свет», сущий, истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир», через Которого получили мы доступ к светоначальному Отцу, восклонимся, насколько это возможно, ввысь к переданным отцами 5 осияниям священнейших Речений и, сколько есть сил, будем созерцать ими для нас символически 6 и возводительно открытые иерархии небесных умов 7 ; и начальное и сверхначальное 8 светодаяние богоначального Отца, показывающее нам в изобразительных символах блаженнейшие иерархии ангелов, невещественными и недрожащими очами разума восприняв, вновь от него устремимся к простому его сиянию. Оно никогда не покидает ведь своей единой сердцевины 9 , благолепно умножаясь и исходя для возвышающего и единотворящего смешения 10 всех, о ком заботится Промысел, пребывает внутри себя прочно и неколебимо утвержденным в неподвижном тождестве и воссиявает для восклоняющихся к нему подобающим образом, по их мере, и единотворит соответственно своему простому единству. Ибо невозможно, чтобы богоначальный луч воссиял нам иначе, нежели возводительно окутанным пестротой священных завес 11 , соестественно 12 и подходящим для нас образом Отеческим промыслом снаряженным. 3 . Почему и Совершенноначальное Священноустановление 13 , удостоив нашу преподобнейшую иерархию быть надмирным 14 подобием небесных иерарахий и испещрив упомянутые невещественные иерархии материальными образами и сочетаниями форм, предоставило нам соразмерно себе подниматься от священнейших выдумок 15 до простых и безобразных возведений и сопоставлений, поскольку невозможно нашему уму возвыситься до этого невещественного подобия небесных иерархий и их созерцания, если он не воспользуется соответствующим ему вещественным руководством 16 , понимая, что прекрасные явления 17 суть отображения невидимого благолепия, и воспринимаемые чувством благоухания – отпечатки распространения умопостигаемого, и материальные светы – образы невещественного светодаяния, и обстоятельные священные поучения 18 – способ свойственного уму насыщения созерцанием, и чины здешних порядков – отражения гармоничного с божественным свойства 19 упорядоченности, причастие в божественнейшей евхаристии – символ приобщения Иисусу; и все иное дано небесным существам надмирно 20 , а нам образно (символически).

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Areop...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не напрасен их тернистый путь…» Воскресная проповедь на Евангелие от Луки 10:1-15 17.01.2021 584 Время на чтение 5 минут В Воскресенском храме Радужного массива Киева (17.01.2021) Дорогие, братья и сестры! Как мы знаем, Христос, проходя по городам Иудеи, нес людям два величайших блага: Евангелие Царства Небесного (проповедь о спасении) и исцеление от недугов физических. Приходя к Нему, люди получали исцеление, как физическое, так и духовное. «Посылаю вас как агнцев среди волков…». Ученики Иисуса посланы во враждебное окружение. Внешне они похожи на беззащитных агнцев среди волков. Они не могут рассчитывать ни на какие преференции от этого мира, тем более, ни на какую славу или почести – но скорее всего их ожидают гонения, жестокие расправы и даже смерть. Города и селения занимали разные позиции по отношению к апостолам, но эти позиции всегда были диаметрально противоположными – либо «за», либо «против». Теплохладности почти не наблюдалось. На пути нашем христианском тоже стоят, как и тогда, эгоизм, тщеславие, самоутверждение, злоба, неприязнь – все пороки человеческие… Но ко всему прочему, наблюдается и поголовная теплохладность. К сожалению, мир ни на йоту не стал лучше со времени Иисуса Христа. Мы оснастили себя передовыми технологиями, но «сердце человека во всякое время есть ложь». Со стороны людей, не признающих Христа (а это иудеи и язычники), апостолы неизбежно должны были терпеть гонения и насмешки, неодобрение всякой бескорыстной правды. Люди не прощают добра, как это странно не звучит. Они распяли Христа, ибо Он «пришел им мешать» (Ф.М.Достоевский «Великий инквизитор»). В этом мире, где распят наш Господь, мы тоже должны быть гонимы, если мы не в дружбе с этим миром: «Дружба с миром, есть вражда против Бога» (Иак. 4:4). Отсутствие в нашей теперешней жизни страданий за Христа и за правду – печальный признак, свидетельствующий о компромиссах и об уступках миру и плоти. Но Свящ.Писание нам говорит: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Флп. 1:29). В другом месте мы читаем: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух славы, Дух Божий почивает на вас: теми Он хулится, а вами прославляется. Только бы не пострадал кто из вас как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое, а если как христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1Пет. 4:13-19).

http://ruskline.ru/analitika/2021/01/17/...

«Милость превозносится над судом …» (Иак. 2, 13) В свое время этот рассказ моего отца поверг меня в шок. Он у своих родителей был восьмым ребенком. В тридцатые годы для многих семей в советских деревнях, в большинстве которых свирепствовал голод, многодетность была настоящим бедствием. И потому от некоторых детишек пытались избавиться, в первую очередь – от более хилых по сравнению со своими братишками и сестренками (семье нужны были физически сильные работники). Как избавиться? По-разному. Например, моего отца, тогда еще младенца, клали к распахнутому окну – в осенний холод и зимнюю стужу, чтобы он простудился и умер. Но умер не он, а его близнец, коего считали более крепким и здоровым и всячески оберегали. Отец же вырос на редкость выносливым и почти никогда не болел. Обо всем этом ему рассказала его мама за несколько дней до своей смерти. Рассказала со слезами на глазах, попросив у сына прощения. – Не мне судить родителей, – сказал отец, – еще неизвестно, как бы на их месте поступил я… Историю эту я вспомнил в связи с заметкой, напечатанной в одной из центральных газет. В ней сообщалось, что некий гражданин США подал в суд на своих отца и мать за то, что, когда он был ребенком, они не согласились определить его в музыкальную школу. Из-за чего, по его мнению, в нем не состоялись по меньшей мере Бетховен или Моцарт. И в качестве компенсации за потерянные «гонорары» и «славу» этот человек потребовал со своих родителей довольно крупную сумму. Не правда ли, эти две истории разительно отличаются друг от друга. Первая говорит о «вопиющей несправедливости», даже «дикости», а вторая – об уважении к «правам личности». Попробую прокомментировать все это с позиции христианина. Возможно, кому-то будет это неприятно услышать, но это так: Бог поставил перед человечеством задачу, не имеющую ничего общего с построением на Земле уютной и комфортной жизни: «Не собирайте себе сокровищ на Земле» (Мф. 6, 19). Согласно Священному Писанию, смысл существования человека состоит в его духовно-нравственном совершенствовании (см. Мф. 5, 48), где главное – научиться прощать людей (см. Мф. 6, 14–15), сопереживать им (см. Мф. 22, 39), ощущать их «нужды и печали» как свои собственные. А для этого каждому из нас необходимо испытать определенную долю скорбей и страданий, как говорится, на собственной шкуре. Что неизбежно влечет за собой ограничение человека как в материальных благах, так и в его «правах и свободах».

http://pravoslavie.ru/726.html

монах Кирилл (Попов) Скачать epub pdf Страсть «Бог гордым противится»: о гордости по текстам Священного Писания     Прежде чем начать разговор о гордости, стоит обратиться к Священному Писанию . Несмотря на то, что в его текстах нельзя найти точное определение этого слова, в них ясно говорится, насколько страшна эта страсть, каков гордый человек и на что он обрекает себя пред Богом и перед людьми. СТРАСТЬ ГОРДОСТИ: НЕ КРАТКО, НО О САМОМ ГЛАВНОМ. ЧАСТЬ 1. В Священном Писании страсть гордости (греч. περηφανα) обозначается при помощи различных понятий, передающихся в русском переводе такими словами, как «надменность», «наглость», «высокомерие», «пустая слава», «напыщенность», «кичливость». Все они являют собой разные виды одного основного явления – гордыни. Высокомерие: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (βριν) 1 и пути лукавых; возненавидела я и развращенные пути злых ( Притч. 8:13 ). Злой от высокомерия (βρεως) 2 делает зло, а знающие себя самих – мудры. ( Притч. 13:10 ). Что принесло нам пользу высокомерие (περηφανα) 3 , и что богатство среди гордости доставило нам? ( Прем. 5:8 ). Ибо поклялся Господь Собою, говорит Господь Бог сил: ибо Я гнушаюсь всем высокомерием (βριν) 4 Иакова, и возненавидел его селения и отвергну город со всеми жителями его ( Ам. 6:8 ). Надменность: И Я накажу всю вселенную за зло (ντελομαι τ οκουμν λ κακ – букв. определю (слав. заповем) всей вселенной зло), а нечестивых за грехи их, и погублю надменность (βριν) беззаконных и смирю надменность (βριν) 5 гордых (περηφνων). ( Ис. 13:11 ). Это им за надменность (βρεως) 6 их, за то, что они поносили и величались над народом Господа Вседержителя ( Соф. 2:10 ). Господь Саваоф постановил отнять всякую надменность (βριν) 7 славных и унизить все славное на земле ( Ис. 23:9 ). Я приведу злейших из народов, и завладеют домами их. И положу конец надменности (φραγμα) 8 сильных, и будут осквернены святыни их ( Иез. 7:24 ). Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности (λαζονεαις) 9 , тщеславитесь (καυχσθε) 10 : всякое такое тщеславие (καχησις) 11 есть зло ( Иак. 4:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Разделы портала «Азбука веры» ( 84  голоса:  4.5 из  5) Оглавление Эта удивительная книга обращается к теме, о которой мало пишут в наши дни, — к таинственной, созидающей Божественной силе слова. Осознаем ли мы, что в каждом слове, которое мы произносим, — либо отблеск Вечности, Творения мира Божиим Словом, либо разрушительная энергия демонического воздействия? Как очистить живую реальность великого русского языка от греховных искажений? Книга необычна еще и тем, что ее автор — азербайджанец по национальности — фактически сложил гимн созидающей силе русского слова. Для него, как для учителя русского языка и литературы, как православного человека, русский язык стал более чем родным — он стал сутью и нервом его жизни. Книга читается на одном дыхании. На ее страницах анализируются острые современные ситуации, происходящие с нашим языком, разворачиваются почти детективные истории — и потому она способна захватить любого: и подростка, которому русский язык знаком больше по жаргону, и человека, для которого родная речь — настоящий кладезь мудрости. Она помогает нам осознать непознанную нами суть чуда — живого СЛОВА, которым жив наш народ. Предисловие. Душа России О чем эта книга, которую вы взяли в руки, быть может, из любопытства? О нашем языке? Нет — она о Боге. О Том, Который сотворил мир Своим Словом ( Ин. 1:13 ), Который Сам есть Слово. Наша будничная речь привычна для нас, как дыхание, но в то же время она либо исполнена Божественным отсветом, либо искалечена лукавой лексикой. Апостол Иаков напрямую связывал нашу речь с духовной жизнью, со спасением: “Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело” ( Иак. 3:2 ). Но язык — это и великая заповедь творчества: человек получил от Господа возможность творить посредством своего слова. Это и бесценное сокровище, которое мы часто бездумно расточаем. Все ли мы помним про нашу ответственность перед Богом за слово? А она велика, о чем предупреждают нас евангельские строки: “За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда” ( Мф. 12:36 ). Поразительно, но наше слово — станет главным свидетелем о нас на Суде Божием: “От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься” ( Мф. 12:37 ). Недаром и представители современной науки, например академик Ф. Я. Шипунов, утверждают, что раз произнесенные или воплощенные в событиях слова “запечатлеваются в любой точке Вселенной навсегда”.

http://azbyka.ru/fiction/tajna-russkogo-...

Скачать epub pdf Предисловие «Спаси меня, Господи, ибо не стало преподобного, ибо умалилась истина среди сынов человеческих», – так взывал к Богу три тысячи лет назад царь и пророк Давид ( Пс.13,2 ). Дефицит живого авторитетного слова ощущался во все времена, но особенно остро ощущается он в наше время духовного оскудения, о чем предсказывали древние святые отцы. Каждый современный христианин сталкивается на своем жизненном пути с различными трудностями, попадает в сложные с духовной точки зрения ситуации. В таком состоянии ощущается необходимость в опытном совете и руководстве. Ради такого совета верующие люди шли некогда пешком за сотни верст к старцам в Оптину, в более близкое к нам время с последней надеждой преодолевали тысячи километров, чтобы услышать исполненное любви и духовного рассуждения врачующее старческое слово, задать старцу наболевшие вопросы, а главное – попросить его молитв, ибо «много может усиленная молитва праведного» ( Иак.5,16 ). Не у всех, однако, была и есть такая возможность осуществлять поездки к старцам. Да и где их искать? В этой ситуации для некоторых из наших современников способом обращаться и задавать вопросы одному из авторитетнейших пастырей Церкви, известному духовному писателю архимандриту Рафаилу (Карелину) неожиданно стал интернет. Ежедневно уже на протяжении нескольких лет о. Рафаил отвечает на вопросы о духовной жизни на своем интернет-сайте www.karelin-r.ru. Алчущие духовного совета православные христиане находят утешение в словах мудрого пастыря, ценя уникальную возможность непосредственного общения с ним. «Я ежедневно посещаю Ваш сайт, – пишет о. Рафаилу один из них, – и без зазрения совести читаю чужие письма, и виноваты в этом Ваши мудрые ответы. Этично ли это?» «Вопросы на сайте хотя и личные, – отвечает о. Рафаил, – но они имеют настолько общий характер, что могут оказаться нужными для других». Действительно, читая преисполненные благодати и духовного рассуждения ответы, мы слышим слова, как будто бы обращенные к нам, ибо все мы сталкиваемся с одними и теми же трудностями и в семейной, и в общественной, и в духовной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010