15. Избрание двенадцати и семидесяти апостолов ( Мф.9:36–38; 10, 1–14 ; Мк.3:13–19 ; Лк.10:1–24 ; Ин.4:2 ) Видя толпы народа, которые ходили за Ним, изнуренные и рассеянные, как овцы, не имеющие пастыря, Иисус однажды сказал Своим ученикам: «Жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» ( Мф.9:37–38 ). Это значило, что кругом есть множество людей, которые нуждаются в проповеди, помощи и исцелении, а у Иисуса Христа мало помощников, которые бы разделили с Ним труд благовествования Царствия Божия и исцеления больных. Взойдя на гору, Иисус Христос провел всю ночь в молитве к Богу, а утром призвал к Себе учеников Своих. И те пришли к Нему. И Он поставил из них двенадцать и наименовал их апостолами, чтобы они с Ним были, и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов (см. Мк.3:13–15 ). «Двенадцати же апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» ( Мф.10:2–4 ). Этих двенадцать избранных апостолов Христос послал на проповедь и сказал им: «“Идите… проповедуйте, что приблизилось Царство Небесное… Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби” ( Мф.10:6–7, 16 ). Не бойтесь врагов, смело и решительно делайте Ваше дело, не жалейте ни сил, ни самой жизни вашей ради Меня и Евангелия». Выслушав это напутственное слово, двенадцать апостолов пошли на проповедь. Они крестили (см. Ин.4:2 ), проповедовали Евангелие Царствия Божия, исцеляли недуги людей. С избранием двенадцати апостолов проповедь Царства Божия стала быстро распространяться по всем городам Палестины. Духовная жажда народа была так велика, что двенадцать проповедников и целителей не успевали ее удовлетворять. Всегда было много людей, приходивших к апостолам со своими нуждами, так что у них зачастую не было времени на то, чтобы поесть хлеба (см. Мк.3:20 ). Тогда Господь избрал еще семьдесят других апостолов, дав им такую же власть и наставление, как двенадцати, и стал посылать «их по два перед лицом Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти» ( Лк.10:1 ).

http://azbyka.ru/deti/novy-j-zavet-v-izl...

28:17—18). 4. И это опять пусть сказано будет нами в более грубом смысле повествований. Но должно было сделать тонким то, что в истории кажется грубым. Перенося же предложенное к духовному созерцанию, мы опять скажем то, что новый и верующий народ, умосозерцаемый как бы в начатке, — в святых Апостолах, весьма старался избегать и удаляться от гнева убивающих, разумею иудеев. Переходя же как бы из города в город, он обручал себе общества языческие и очень желал как бы собирать их к себе посредством духовного и мысленного общения, подобно тому как и Иаков стремился к дщерям Лавана, когда Исав наводил страх на него и покушался совершить над ним дикое убийство. Когда же верующий народ успокоился во Христе, который есть «камень испытанный, краеугольный, драгоценный» (Ис. 28:16; сн.: Пс. 117:22; Мф. 21:42), — ибо это, думаю, значит то, что Иаков спал на камне, — то мы научены, что только верующие одни не будут на земле, но будут иметь союзниками и помощниками святых Ангелов, восходящих на небо и нисходящих оттуда. Сам Христос сказал в одном месте: «истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:51). Это, думаю, значит лествица, по которой восходили и нисходили святые духи, «посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1:14). На лествице же утвержден Христос, причем как бы до Него достигают святые духи и Его имеют Начальником, не как подобного им, но как Бога и Господа. Сказал же в одном месте и Давид о всяком человеке, решившемся жить в помощи Вышнего: «ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею; на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:11—13). Ибо мы попрали змиев и скорпионов и наступаем на всю силу вражию, по власти, данной Христом. Так те, которые во Христе, достойны и Боговидения и дерзновенной надежды, что Он будет с ними и защитит их, и везде спасет, и явит плодоносными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

29. Второе путешествие братьев Иосифа в Египет Голод усилился на земле. Иакову нужно было опять отправить своих сыновей в Египет, чтобы купить хлеба. Но братья не решались ехать туда во второй раз без Вениамина. Иаков же его не отпускал и даже досадовал на своих сыновей за то, что они говорили начальнику египетскому о своем младшем брате. Наконец братьям удалось упросить отца отпустить Вениамина. Четвертый сын Иакова, Иуда, поручился за него. Иаков велел своим сыновьям взять подарки египетскому начальнику и возвратить серебро, положенное им в мешки. Братья взяли подарки, серебра вдвое, чем сколько нужно было для закупки нового хлеба (чтобы возвратить то, которое им положено было в мешки, и уплатить за новый хлеб), взяли и Вениамина и отправились в Египет. Когда братья предстали снова пред Иосифом, то он очень обрадовался, увидев среди них родного брата своего Вениамина. Он велел начальнику своему ввести братьев в дом, заколоть что-нибудь из скота и приготовить обед для себя, египтян и братьев в полдень. Начальник ввел братьев в дом Иосифа, дал им воды и они вымыли ноги свои; и дал корму ослам их. А они приготовили дары к приходу Иосифа на обед в полдень, и когда он пришел, то поклонились Иосифу до земли. Иосиф вспомнил свои сны. Он спросил братьев, здоров ли их отец. А когда увидел Вениамина, то спросил: «Это брат ваш меньший, о котором вы говорили мне?» И затем проговорил, обращаясь к Вениамину: «Да будет милость Божия с тобою, сын мой!» Сказав это, Иосиф поспешно удалился, потому что вскипела в нем любовь к брату своему, и он готов был заплакать. Потом, умыв лицо, он вышел, скрепился и велел подавать кушанья. Ему подали особо, братьям особо и египтянам особо. Братья были рассажены по старшинству, и это их очень удивляло. Кушанья посылались им со стола Иосифа, а доля Вениамина была впятеро больше, чем доля каждого из них. Они ели и пили довольно. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

8:15). Итак, дух рабства (работы) был в Израиле; в нас же, происшедших от Рахили, то есть от Церкви из язычников, находится Дух Божий к сыноположению, делающий нас духовным домом. Ибо свободны происшедшие от Рахили, очи которой были красивы и прекрасны, тогда как очи Лии не были таковы; потому что не здравыми очами смотрела синагога иудейская. И засвидетельствует об этом премудрый Павел, говорящий: «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все , — как сказал опять сам же он, — открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:15—18). Понимаешь ли, что прекрасными очами и откровенным лицем созерцаем мы славу Господню? ибо светлы очи Рахили, как я сказал недавно. Итак, когда младшая Рахиль родила Иосифа, тогда божественный Иаков стал уже спешить возвращением домой. Лаван же сопротивлялся этому и говорил, что чрез него он благословлен чрезвычайным увеличением стада. Ибо мир очень нуждается в Боге, хотя, быть может, и не высказывает этого, но знает и признает, что все необходимое для жизни и благоденствия подается ему от Бога. Испрашивал также и награду блаженный Иаков, не желая более оставаться у него даром. А награда, согласно желанию его, состояла в овцах с крапинами и пепельного цвета. В прежние и прошедшие времена управляющий миром по свойственной Ему и боголепной благости Бог Слово, чрез Которого все и произошло (Ин. 1:3), оставил живущих в нем «ходить своими путями» , как написано (Деян. 14:16). Когда же Церковь родила постоянно все более и более приращающийся и новый народ, то есть чрез веру в Него уже получивших духовное возрождение, тогда Он стал требовать от мира, как бы некоторой награды за свое промышление о нем, людей более готовых к вере в Него, образом которых могут быть овцы пепельного цвета и с крапинами. Что это значит? Всегда в стадах овец и коз однообразные по цвету более приятны пастухам; а пестрые и с крапинами ставятся уже на втором месте и не в одинаковом положении с другими.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Апостол Павел однозначно свидетельствует: «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр.9:27 ), при этом термин «воскресение» встречается в Библии десятки раз, а термин «перевоплощение» – ни разу! Мог ли Мелхиседек быть предыдущим воплощением Иисуса Христа? Чтобы принять подобное утверждение, придется отвергнуть Божественность Иисуса Христа и перекроить все догматическое учение, что для христианина категорически невозможно. Мелхиседек является одной их тех исторических фигур Ветхого Завета, о которых осталось весьма немного информации. Апостол Павел, в частности, сообщает о том, что Мелхиседек был «Без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» ( Евр.7:3 ). Однако эти слова свидетельствуют о том, что не имеется никаких исторических записей, свидетельствующих о его рождении, смерти, происхождении и т. д. Но из Книги Бытия известно, что священство Мелхиседека (на тот момент) было совершенно уникальным и подобного сана, служения не было ни у кого. И в этом отношении его можно сравнивать с Иисусом Христом, с учетом того, что онтологическое бытие Бога Слова  так же было вне времени и не знало земного родства. Апостол Павел указывает на Мелхиседека, как на прообраз Христа и акцентирует внимание на соответствующие черты Грядущего Спасителя. Поэтому искать в данном месте Священного Писания какие-то реинкарнационные моменты абсурдно. Нет ли намека на реинкарнацию в словах ап. Павла о том, что Господь возлюбил Иакова и возненавидел Исава прежде, чем они родились? Ап. Павел пишет: «Когда они [Исаак и Иаков] еще не родились и не сделали ничего доброго или худого [дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего], сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего… Итак, помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:11-16 ). То есть предызбрание происходит не по причине наличия у братьев каких-то грехов в «прошлых жизнях», а вследствие всеведенья Божия, Его присутствия в настоящем, прошлом и будущем. Божественное отношение связано с аспектами будущих жизней новорожденных братьев, а не с их мнимым прошлым. Бог не является исполнителем (или заложником) каких-либо законов (в том числе и кармических), Он свободен в Своих действиях и в Своих волевых решениях, Его воление всегда свободно от каких-либо «дхарм». И в данном случае Исав прообразует богоизбранный народ – евреев, а Иаковновый народ, христиан. В контексте сказанного ап. Павлом, потеря Отцовского благословения народом Израиля и благословение Отцом христиан есть источник прообраза и описываемого события в истории Ветхого Завета. Нет ли намека на реинкарнацию в словах «Прежде, нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде, нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» ( Иер.1:5 )?

http://azbyka.ru/reinkarnaciya

В Книге Исход говорится, что закабаление, угнетение евреев начинается тогда, когда правителем становится фараон, «который не знал Иосифа». Но трудно себе представить, что какой-то фараон мог не знать, не слышать ничего про Иосифа, который спас Египет. Поэтому этот текст, что «…восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа» ( Исх.1:8 ), надо понимать так, что он не хотел его знать, он не хотел вспоминать те заслуги, которые народ Божий явно имел перед египтянами. А здесь как бы начало этой ситуации: они переезжают в Египет всем семейством. И мы читаем с вами 46-ю главу: « И отправился Израиль со всем, что у него было, и пришел в Вирсавию, и принес жертвы Богу отца своего Исаака 67 . И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! 68 Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет 69 , ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет 70 , Я и выведу тебя обратно 71 . Иосиф своею рукою закроет глаза твои » ( Быт.46:1–4 ). Вот здесь немножко непонятна ситуация: почему Бог хочет, чтобы они пошли в Египет и чтобы именно в Египте они стали народом? В Книге Бытия с 12-й по 50-ю главу излагается история одной семьи, а то, что мы называем еврейской национальностью, возникает в Книге Исход – там описываются события становления, возникновения этого народа. Почему Господь настаивает, что они должны пойти в Египет (Мицраим), оказаться в этом языческом окружении (ведь Египет – это оккультная цивилизация) и там сформироваться как народ? Чтобы нам ответить на этот вопрос, надо задать еще один: почему Господь попускает Своим людям, Своему народу страдания? Мы с вами уже говорили, когда начинали беседы о праведном Аврааме, что Бог никогда не посылает нам испытания, чтобы нас, что называется, испытать. Потому что для Бога мы абсолютно прозрачны, Ему не надо нас испытывать, проверять, перепроверять: Он знает, что у нас внутри. Сказано: «…ибо Дух все проницает, и глубины Божии. Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В нем преподобный пишет: «Подчиняйтесь отцу Феоне как мне самому, и исповедуйте ему свои помыслы». Этих слов вполне достаточно, чтобы показать нам, что в добродетели святой Феона был равен своему учителю, и потому ни кого-то другого, а именно его оставил Иаков начальником и игуменом пастве, велев им почитать его, как самого себя. Имея игуменом Феону, они должны были думать, что это Иаков, как бы его образ и отображение. В житии святого Иакова говорится, что некий иеромонах Варлаам, подвизаясь со своими учениками в монастыре, однажды преслушался игумена, которым был, по всей видимости, святой Феона, за что подвергся беснованию. Бес сильно терзал его, нападая до тридцати раз за день, причем несчастный катался по земле, испуская пену. Увидев это, братья связали его по рукам и ногам и стали ожидать прихода игумена из Солуни. Как только святой Феона узнал о случившемся, он отслужил молебен с водосвятием перед мощами святого Иакова и, напоив святой водой больного, благодатью Божией и предстательством своего учителя исцелил его. Жил же святой Феона в тысячу пятьсот двадцать пятом году от Рождества Христова. Когда он хорошо утвердил этот общежительный монастырь согласно монашескому уставу Василия Великого , упорядочил жизнь братии и построил аскитирий, он на некоторое время удалялся из обители и безмолвствовал там, молясь Единому Богу, затем снова вернулся к ученикам, многократно утешая их божественным своим учением и укрепляя их в подвигах монашеского жительства. Святой Феона исполнил обе великие заповеди: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим… возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22: 37, 39 ). И аскитирий, который он построил, и где беседовал с Богом и распалялся Его любовью, есть доказательство того, что он любил Бога всей душой, всем сердцем и всем помышлением своим. Монастырь же сей, который он построил и благодаря которому спас бесчисленное количество душ, есть живое доказательство, что он возлюбил ближнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В притчах Христа можно различать новое и старое. Старое – это те знакомые всем образы, которыми Он пользовался: сеятель, семя, плевелы, сокровище, жемчужины и прочее. Новое принадлежало Ему и было пока понятно только ученикам – это новые нравственные истины, разъясненные в притчах. Он указывает здесь поэтому просто на новый метод Своего учения, который должен быть усвоен и всяким книжником, наученным Царству Небесному, строить новое на основании старого, всем хорошо понятного и известного. Мф.13:53 .  И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. (Ср. Мк.6:1 ). Из следующего стиха видно, что Иисус Христос пошел в Свое отечество под словом «отечество» обычно понимают Назарет. Так считают Иоанн Златоуст и многие другие. Дальнейший рассказ у Матфея и Марка сходен с рассказом Луки ( Лк.4:16–30 ), но многочисленные подробности, сообщаемые Лукой, у двух первых евангелистов опущены. Евангелист, как замечает Августин, не ведет здесь своего рассказа в последовательном порядке. Тождественность рассказов Матфея и Марка с Лукой ( Лк.4:16–30 ) одними отрицается, другими признается; в последнем случае говорят, что точная хронологическая последовательность соблюдена только у Луки. Разобраться, в каком порядке следовали действительные события, здесь крайне трудно. За приточной речью у Марка рассказывается о путешествии на восточный берег озера и об исцелении дочери Иаира. Но Матфей уже рассказал об этом в 8-й и 9-й главах, теперь опускает рассказ об этих событиях и продолжает с Мк.6:1–6 . Мф.13:54 .  И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Мф.13:55 .  не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? (Ср. Мк.6:3 ). О братьях и сестрах Спасителя см. Ин.2:12 ; Мф.12:46 и параллельные места; Мф.13:55–56 и параллельные места; Ин.7:3 и сл.; Деян.1:14, 12:17, 15:13, 21:18 ; Гал.1:18–19, 2:9, 12 ; 1Кор.9:5 . Иаков (не Алфеев и не Зеведеев) был после епископом Иерусалимской церкви, а после него третий брат его Симеон (см. Евсевий Кесарийский . «Церковная История», III, 11). Он, по свидетельству Егесиппа у Евсевия (III, 32) пострадал при Траяне и консуле Аттике, кончив жизнь «почти той же смертью, какую претерпел Господь» 120 лет от роду. Это было в девятый год царствования Траяна, т.е. в 107 г. от Р.Х. Если так, то Симеон был старше Спасителя на 11 лет. Внуки четвертого брата Иуды были приведены к Домициану и отпущены им. О втором брате Спасителя, Иосии (так в русском переводе) ничего не известно, кроме одного имени, если только не принимать во внимание общих сведений о братьях Спасителя (см. о них вышеприведенные цитаты). Само имя Иосий пишется по-разному: ωσφ, ωννης, ωσ ( ς) , родит. ωστος, как у Марка ( Мк.6:3 ). Наиболее достоверное чтение у Матфея – ωσφ, а у Марка – ωστος (родительный падеж).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В силу значимости этого Сима, родословная даётся в двух главах, в 10-й и в 11-й. Сначала все потомки, затем непосредственно родословная выходит на семейство Фарры. А у Фарры три сына, и один из них Аврам. Вот этот Авраам – нерв всей истории. Сейчас Бог навсегда свяжет Своё имя с именами трёх Патриархов: Авраама, Исаака и Иакова. У Иакова 12 -ть сыновей. Но почему-то Мессианское обетование получает Иуда: « Не отойдет скипетр от Иуды, и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель» (Бы. 49:10). То есть Иудея будет пользоваться политической независимостью – самоуправлением до прихода Мессии. Так это и происходит. Затем мы видим, после Патриархов идет эпоха Судей, а к Судьям примыкает небольшая книжечка Руфь. И вот богатый землевладелец из Вифлеема Вооз становится мужем моавитянки Руфи. От этого брака идет потомство. Овид, Иессей, Давид. А Христос – сын Давидов. Мы подошли вплотную к новозаветному времени. И действительно, Новый Завет опять начинается с родословной. Матфей пишет книгу родства Иисуса Христа, сына Давидова, сына Авраамова и доводит её, эту родословную, до Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Христос. И вот я вам говорил о сенсационном открытии год или два тому назад – костница, а на ней написано арамейским шрифтом: Иаков, сын Иосифа. Вот откройте Евангелие от Матфея 13 главу. В этой 13-й главе в конце мы читаем следующее: «И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. И, придя в отечество Свое [а под отечеством разумеется Назарет], учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?» ( Мф. 13:53 ). Так вот об этих братьях протестанты, ничтоже сумняшеся, говорят, что это дети Иосифа и Марии, что после рождения Христа Она вела обычную жизнь. Это недопустимое кощунство с нашей Православной точки зрения. Мы исповедуем Приснодевство Божией Матери. И вот самое такое свидетельство: костница – большая такая гробница, где складывали истлевшие кости, а на место покойника клали нового. Так вот Иаков, вот здесь он и упоминается. И вдруг сын Иосифа. Значит, что это за братья Иисусовы? Не родные, а сводные. Это дети Иосифа от его первого брака. Ну и археология ничего не может. Это уже утвердилось и не меняется.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой. Ту землю, говорит, которую Бог обетовал даровать ему и семени его, он населил как чужую. В каком смысле чужую? Ибо он купил и могилу для Сарры (Быт. 23:4), и однако, не усомнился и не сказал: солгал Бог, но уверовал, что Обетовавший, без сомнения, дарует ее. И жил в шатрах. И жил в шатрах. Он населил землю настолько ему чужую, что не имел даже собственного дома, но жил в шатрах, что свойственно пришельцам, кои, не имея собственного участка, переходят с одного места на другое. С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. С Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования. И Исаак и Иаков, говорит, жили на ней также, как на чужой. Исааку завидовали филистимляне, и слуги Авимелеха отняли у него колодцы и его жену, и потом он переходил с одного места на другое (Быт. гл.26). Иаков же не только был гоним со страхом пред Исавом, но и на обратном пути из Месопотамии купил место, где поставил палатку, и то переходил в Вефиль, то в Ефрафу, не останавливаясь на одном месте, как пришелец (Быт. гл.35). Между тем, и они были наследниками обетования, как и их отец. Ибо сказано: дам тебе и потомкам твоим землю (Быт. 17: 8). Однако они не были неверующими. Ибо он ожидал города, имеющего основание. Ибо он ожидал города, имеющего основание. Потому, говорит, на земле той и поселились в палатках, не имеющих основания, что ожидали небесного града с истинными основаниями, всегда твердыми и никогда не гибнущими. Почему и Бог, видя, что они презирают обетования земных благ, отложил их, уготовляя им лучшие, как достойным таких, а не земных. Потом, они, получав земное обетование, пренебрегали им и стремились к небесному. Вы же, верующие, получив обетование о небесном, желаете земного; и как вам не стыдно? Которого художник и строитель Бог. Которого художник и строитель Бог. Какая похвала этому городу, что художником его является Бог! Верою и сама Сарра (будучи неплодна). Верою и сама Сарра (будучи неплодна).

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010