РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ   16 (29) июля Священномученики Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский, Петр Гаврилов и Иоанн Можирин и преподобномученик Феодор (Никитин) Священномученик Иаков  родился 23 октября  1879 года в городе Уральске Уральской области в семье крестьянина Ивана Маскаева и в крещении был наречен Иаковом в честь апостола Иакова Алфеева. Во время обучения в Оренбургской духовной семинарии он женился на девице Валентине, круглой сироте, воспитывавшейся в семье священника. По окончании в 1901 году семинарии Иаков был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Зобове Оренбургского уезда . В том же году у них родился сын, которого они назвали Борисом. Через некоторое время, когда младенцу было два года, он смертельно заболел, и отец Иаков стал горячо молиться о его выздоровлении. Он обращался в своих молитвах за помощью ко многим святым, но особенно горячо и с большой верой к преподобному Серафиму Саровскому, дав обет, что, если мла­денец выздоровеет, он совершит паломничество в Саровский мо­настырь к мощам только что прославленного угодника Божия. По чудесном выздоровлении сына он исполнил обет и совершил па­ломничество в Саровский монастырь. Впоследствии у них с су­пругой родилось девять детей, Валентина умерла при родах по­следнего ребенка в 1918 году. Отец Иаков зарекомендовал себя как энергичный труженик на ниве Христовой; его усилиями в течение нескольких лет был вы­строен в селе новый храм в честь Казанской иконы Божией Мате­ри. Несмотря на большую семью и стесненность в материальных средствах, он был одним из самых щедрых жертвователей в епар­хии. Горячо отозвавшись на призыв Церкви и Отечества о помо­щи, он собирал и пересылал пожертвования на нужды армии и флота во время Русско-японской войны 1904–1905 годов. 8 апреля 1905 года епископ Оренбургский и Уральский Иоаким (Левицкий) наградил его набедренником. В 1909 году отцом Иаковом было выстроено здание церковно-приходской школы в деревне Воронино  Оренбургского уезда. С 1913 года он стал членом епархиального комитета Православного миссионерского общества. В 1915 году отец Иаков был награжден камилавкой. Во время начавшейся в 1914 году Первой мировой войны отец Иаков вместе со своими прихожанами щедро жертвовал на нужды воюющей армии.

http://fond.ru/kalendar/558/ioann/

Преподобный Иаков-постник провел в пустыне одиннадцать лет в посте и молитве и достиг такого нравственного совершенства, что удостоился дара чудотворений, но, как подобострастный человек, подвергся великому падению. Один богатый человек привел к нему однажды бесноватую девицу, свою дочь, и просил, чтобы он помолился об ее исцелении. Иаков согласился, и, по его молитвам, бесноватая действительно получила исцеление. Отец ее, опасаясь, чтобы бес не возвратился в нее, стал просить святого о том, чтобы он оставил дочь его у себя до совершенного выздоровления. Иаков и на это согласился, и девица осталась у него. Но тут диавол с такой силой напал на Иакова, возбудил в нем нечистую страсть, что Иаков не устоял и пал с девицей. Грех тяжкий, но за ним – новый грех ! Опасаясь ее родителей и позора, Иаков убил девицу и бежал из пустыни. В это время диавол уже хотел ввести его и в третий грех, а именно – в отчаяние, но это ему не удалось. Иаков скоро пробудился как бы от глубокого сна, горько заплакал и бил себя в грудь. Затем, исповедав в одном из монастырей перед игуменом и братией свои грехи, он вошел в одну пещеру и провел в ней долгое время в слезах о своих грехах. Человеколюбивый Господь внял, наконец, его раскаянию и не только простил его, но и возвратил ему дар чудотворения. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 111). 697. Странствующий монах видел в пещере множество злых духов, все они держали ответ перед своим князем; злейший дух доложил о низложении монаха в грех блуда; от этого известия все демонское сборище пришло в ликование См. также: Видение ; Демонские козни . Некий брат шел по пустыне. День склонился уже к вечеру. На дороге попалась пещера, брат вошел в нее, чтоб провести ночь. По обычаю он занялся псалмопением, наступила полночь. По окончании бдения он присел, чтобы дать отдых телу, и внезапно начал видеть бесчисленные полки демонов, которые отовсюду стекались в пещеру. Одни шли впереди своего князя, другие – сзади него. Князь был и выше всех ростом, и страшнее взором.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Дональд Карсон (баптист) Послание Иакова Вступление Послание Иакова не всегда оценивалось церковью по достоинству. Так, Мартин Лютер назвал его «соломенным посланием» (ссылаясь на 1Кор. 3:12 ), ибо оно не было созвучно Павлу и не отвечало главной заботе Лютера о спасении по благодати. Тем не менее Послание Иакова имеет чрезвычайно важное значение для современной церкви. Прежде всего следует отметить, что оно было адресовано церкви, переживавшей тяжелые времена. Христиане тогда еще не знали мученичества, однако страдали от экономических преследований и угнетения, и церковь сдавала свои позиции. Есть два вида реакции церкви, испытывающей на себе давление мира. Ее члены либо сплачиваются и помогают друг другу, либо идут на компромисс с миром и разделяются на враждующие группировки. Иаков хотел бы видеть в церкви первое, но чаще всего имел место второй вариант, когда люди изо всех сил старались «пробиться» в этом мире. Подобные проблемы существуют и до сих пор, что делает послание Иакова весьма актуальным и для нынешней церкви. Во–вторых, послание изобилует мыслями и высказываниями Иисуса. Никакое другое новозаветное послание не содержит столько ссылок на учение Иисуса, как это. Иаков не то чтобы непосредственно цитирует Иисуса, хотя есть и такие случаи (см.: 5:12), но просто использует Его мысли и высказывания. Читатели, помнившие большую часть учения Господа, могли без труда узнать их. Большинство использованных здесь изречений взяты из Нагорной проповеди Иисуса ( Мф. 5–7 ) и проповеди, произнесенной Им на равнине ( Лк. 6 ). Во всем Новом Завете мы не найдем другого столь же яркого примера приложения учения Господа к проблемам церкви. Поэтому и для современной церкви Послание Иакова является поучительным примером практического применения учения Иисуса. Оно открывается представлением автора: «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа». Это имя носили несколько церковных деятелей. Иаков, сын Заведеев, был казнен между 41 и 44 гг. н. э. ( Деян. 12:2 ), а Иаков, сын Алфеев ( Деян. 1:13 ), был настолько малоизвестен, что, если бы автором был он, идентифицировал бы себя более конкретно.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Что обозначает слово «патриарх»? Слово состоит из двух греческих корней: отец и господство, начало, власть. В общественной жизни слово «патриарх» служит для обозначения выдающегося в какой-либо профессиональной сфере человека и употребляется в переносном смысле. Однако в Церкви этот термин всегда имеет совершенно иное значение. Во-первых, так называют некоторых ветхозаветных святых, не только участвовавших в истории спасения, но и бывших прямыми предками Спасителя. Древних патриархов называют еще родоначальниками или праотцами; среди них особенно известны Авраам, Исаак и Иаков. А во-вторых, патриархами называют глав некоторых православных поместных Церквей. В этом значении слово «патриарх» обозначает вовсе не отдельный, наивысший чин иерархии священства, а особый церковный статус и титул. Он присваивается Церковью наиболее авторитетному епископу, возглавляющему, как правило, главную кафедру страны. Кто был первым патриархом? Первым патриархом принято считать святого Иакова, апостола из числа семидесяти учеников Спасителя и первого епископа первой по старшинству Иерусалимской Церкви. По преданию, Иаков был сыном Иосифа Обручника от первого брака, поэтому в Евангелии он называется еще братом Господним, хотя никакого родства по крови у Иисуса Христа с Иаковом нет. Новый Завет содержит одно послание, принадлежащее перу апостола Иакова, а поскольку этот апостол возглавил самую первую христианскую общину, послание это стоит в Библии первым по списку, даже перед посланиями апостола Петра. Авторитет Иакова как первого патриарха был непререкаем, что хорошо видно из описания самого первого церковного Собора, состоявшегося в Иерусалиме ( Деян.15 ). Именно апостол Иаков вынес решение по вопросу, более всего волновавшему в то время общину первых христиан: следует ли обратившимся в христианство из язычества исполнять обряды, которые заповеданы евреям в Ветхом Завете? Патриарх Иаков посоветовал не затруднять обращающихся к Богу из язычников ( Деян.15:19 ), и с тех пор практически все обрядовые постановления Ветхого Завета перестали быть для христиан обязательными. Чего не может патриарх?

http://azbyka.ru/desyat-voprosov-o-patri...

Дональд Карсон (баптист) Послание Иуды Введение Кто написал это послание? Послание начинается с кратких сведений об авторе. Его звали Иуда, по рождению он был братом Иакова, по призванию – рабом Иисуса Христа. Традиция приписывает это послание Иуде, брату Иисуса, упомянутому в Мф. 13:55 и Мк. 6:3 . Вероятно, он был младшим сыном Марии и Иосифа, наряду с Иаковом, Иосией и Симоном. Некоторые исследователи утверждают, что он был сыном Иосифа от первого брака. При жизни Иисуса братья отказывались верить в Него ( Ин. 7:5 ), однако позднее Иаков обратился, вероятно под воздействием явления Иисуса после воскресения ( 1Кор. 15:7 ). Впоследствии он стал главой Иерусалимской церкви ( Деян. 12:17 ). Именно этот Иаков традиционно считается автором новозаветного Послания Иакова, и, учитывая его высокое положение, со стороны Иуды было вполне естественно рекомендовать себя как брата Иакова. Возможно, Иуда и Иаков упомянуты как «братья Господни» в 1Кор. 9:5 . Высказывают предположение, что автором послания мог быть апостол Иуда – «Иуда Иаковлев», как он назван в Лк. 6:16 и Деян. 1:13 (Фаддей [Леввей] в Мф. 10:14 и Мк. 3:18 ). С этой точкой зрения трудно согласиться, так как, во–первых, ст. 17 едва ли мог быть написан апостолом, а, во–вторых, согласно правилам греческого языка, в Лк. 6:16 подразумевается «сын», а не «брат». Существует гипотеза, что Послание Иуды представляет собой псевдоэпиграф (см.: Введение ко 2 Пет.), но в таком случае следовало бы ожидать, что автор припишет свое послание менее загадочному персонажу или, назвавшись Иудой, воспользуется для обеспечения признания своего сочинения родством с Иисусом. Смирение, с которым автор, как и его более известный брат, избегает подобного определения, следует расценивать как знак подлинности. Где и когда написано это послание? Иуда не приводит никаких сведений о своем местонахождении в период написания послания. Из 1Кор. 9:5 мы знаем, что братья Господа много путешествовали, проповедуя Евангелие, поэтому любые наши предположения будут носить умозрительный характер.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Высокопреосвященный Иона, экзарх Грузии, митрополит (Память 22 июня). Далеко отсюда, на туманных берегах Невы, в обители св. Александра Невского, в одной из ее церквей – Феодоровской, близ местных образов есть две могилы. На скромных беломраморных плитах, когда отблеск лампадки скользнет по ним, можно прочитать внимательному посетителю имена погребенных. То – Иаков Архиепископ и Иона – Экзарх-Митрополит. Иаков – знаменитый борец против раскола. Собиравшийся по окончании семинарского курса поступить в сельские священники, Иаков был уже обручен с хорошей девицей духовного звания. Но не то судил ему Господь. Вышел раз он с своей невестой в садик погулять; разразилась гроза, ударила молния, и девушка пала бездыханной у ног жениха. Это ясно указало юноше на новый путь жизни: он принял иночество и много, много потрудился в святительском сане для церкви с честью и славой святой. Другой – Иона. И его жизнь настолько глубоко поучительна, что на ней необходимо остановиться вниманием подробнее. В лице блаженной памяти святителя Ионы нам оставлен былыми веками редкий и поучительный образ святителя, который вышел из глубокой бедной доли. Питомец старой духовной школы, бедняк-семинарист, в дни детства оприюченный бедными же, но добрыми людьми, он высокими качествами своими привлек к себе внимание духовных начальников, быстро вышел в люди, был счастливый семьянин – пастырь, потом вдовец – инок, святитель, но такой, который всегда помнил покров над собою Божией Матери, помнил самое маленькое сделанное ему добро, платил редкой по щедрости признательностью; да91;леко был от родины бедной, но не забывал ее и эту память проявлял крупными дарами, а незадолго до смерти к чудотворному образу Царицы Небесной, где некогда свя91;щенствовал и пред которым всегда молился: и в дни радости, и дни горя по потере супруги, прислал свою по91;следнюю драгоценность, какая еще оставалась у него не отданной: орденскую драгоценную звезду, в свое смирен91;ное приношение к образу Звезды Незаходимой Матери! Он был редким и чудным носителем того прекрасного чувства, которое так редко, но и так ценно и возвышенно, и которому имя «благодарность!»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иисус Христос, освятив брак, как таинство изображающее союз Его с Церковию, благоволил Своим Божественным примером и словом указать новый, совершеннейший образ жития в жизни безбрачной ради Царствия Божия: но не обязуя к нему всех, предоставил его в удел только тем, которые получили от Творца природы и Духа благодати всеосвящающей дар воздержания и чистоты. Не вси вмещают словесе сего, сказал Он ученикам Своим о жизни безбрачной, но имже дано есть ( Мф.19:11 ). Но хотя высота жизни равноангельской не для всех доступна: тем не менее сподобившиеся сего дара обязываются быть верными Божественному призванию и свято блюсти высокий дар чистоты, как и всякий дар Божий. Могий вместити да вместит, прибавил Господь к предыдущим словам Своим (ст. 12.). При изобилии даров духовных в нервенствующие времена Христианства и общей ревности к высоким подвигам, можно видеть, как плодотворно было сие указание нового пути к совершенству. Многие, родившись в Христианстве, или крестившись в юных летах, избирали себе навсегда жизнь девственную, и соединяя подвиг воздержания с другими подвигами самоумерщвления, проводили все время в посте и молитвах, иждивали свое достояние на дела богоугодные, и таким образом нераздельно посвящали Господу и самих себя и все свое. Первый пример девственной жизни, после Преблагословенной Приснодевы Богородицы, еще под Законом предначавшей свой подвиг по духу Евангелия, представляют те из Апостолов, которые, до призвания Иисусом Христом, не вступали в жизнь брачную: Иаков, брат Господень, Иоанн и брат его Иаков, и Павел. О Св. Иакове свидетельствует Егезипп, Палестинский Писатель (2 стол.), что он, посвященный Богу от чрева матери, не вкушал вина, не питался мясами животных, не намащал тела своего елеем; колена его, от частых коленопреклонений пред Богом в молитвах за себя и за других, покрыты были наростами 1 . Блаж. Иероним прибавляет к сему, что Иаков соблюдал и девство 2 . Тот же учитель Церкви свидетельствует, что девственником был и Иоанн, удостоенный особенной любви от Господа и усыновленный Им Преблагословенной Деве со креста 3 . Св. Епифаний, Епископ Кипрский, называет девственником Св. Иакова, брата Иоаннова, также одного из ближайших учеников Господних 4 . Апостол Павел сам говорит безбрачным и вдовицам: добро им есть, аще пребудут, якоже и аз ( 1Кор.7:8 ); сам свидетельствует о себе: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключим буду ( 1Кор.9:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Крэйг Кинер (протестант) ПОСЛАНИЕ ИАКОВА ВВЕДЕНИЕ Авторство. Тот факт, что Иакову, написавшему это послание, не нужно было уточнять, кто он такой, позволяет полагать, что он был самым знаменитым и хорошо известным в ранней церкви Иаковом и, согласно церковным преданиям, братом Господа ( Деян. 12:17; 15:13–21; 21:17–26 ; 1Кор. 15:7 ; Гал. 2:9,12 ). (Имя Иаков было широко распространено, а потому требовалось уточнение, о каком именно Иакове идет речь. В списке апостолов или при идентификации личности многих людей в древних деловых документах, если говорилось о личности, не пользующейся широкой известностью, напр., Иаков-младший, Платон, поэт-юморист, такие уточнения были обязательным условием.) Отточенный стиль греческого языка послания позволил некоторым исследователям усомниться в авторстве Иакова. Но при этом не принимается во внимание ряд факторов: 1) в то время риторические приемы использовались достаточно широко, а у Иакова, главного проповедника иерусалимской церкви, было более чем достаточно времени для овладения этим мастерством; 2) как сын плотника, он мог получить лучшее образование, чем крестьяне из Галилеи; 3) греческий язык и культура были достаточно распространены вПалестине (напр., Иосиф Флавий, Иустин); 4) археологические раскопки показывают, что большая часть Галилеи не была такой отсталой в своем развитии, как это иногда представляется; 5) при написании своих произведений многие пользовались услугами секретарей (писцов), которые могли, как писцы-редакторы Иосифа Флавия, помочь автору послания отредактировать греческий текст. Ситуация, описанная в послании, более всего соответствует периоду времени до 66 г. н. э. (Иудейская война с Римом), а Иаков был убит около 62 г. н. э. Все это позволяет достаточно уверенно сделать вывод, что послание принадлежит перу Иакова. К тому же псевдо-графические послания обычно появлялись спустя длительное время после смерти автора, от имени которого они фабриковались, а временной промежуток между 62-м и 66 гг. был слишком коротким для создания такого псевдографического произведения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Послание Апостола Иакова Иаков, брат Господень, прозванный Праведным, был настоятелем церкви Иерусалимской, при чем имел сношение со множеством Иудеев и христиан ( Деян.12:17; 15:13 ). Послание это обращено к обращенным из Иудейства. В нем строго осуждаются пороки, распространенные в развращенной среде Иерусалимлян и заражавшие юную христианскую общину. Послание упоминает о преследованиях, кончено в правление Ирода Агриппы ( Деян.12:1 ), от коего и Иаков приял мученическую кончину около 63 г. по Р. Х. Глава 1. Радость христианина Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, – двенадцати коленам, живущим в рассеянии. Радуйтесь, великою радостью радуйтесь, братия мои, когда впадаете в искушения различные, зная, что испытание веры вашей производит терпение. Дело же терпения в полноту да совершится в вас, чтоб вы были всецело совершенны и ни в чем не оскудели. Мудрость от Бога Если же у кого из вас не достает мудрости, да просит от Бога, дающего всем просто и без попрека, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, а кто сомневается, тот подобен морской волне, ветром возметаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что от Господа, человек двоедушный, нетвердый во всех путях своих. Богатство и бедность Да хвалится брат смиренной доли – высотою своей, а богатый – смирением своим: прейдет и он, как цвет на траве. Взошло солнце и зноем иссушило траву, и цвет ее опал, и погибла красота ее: так увядает и богатый в путях своих. Блажен человек, кто претерпит искушение: быв испытан, примет венец жизни, обещанный от Бога любящим Его. Искушения не от Бога, а от себя Когда приходит искушение, не говори так никто: «Бог искушает меня». Бог никаким злом искушаем быть не может и Сам никого не искушает; но каждый человек искушается, увлекаясь и обольщаясь своею похотью. А похоть зачинает и рождает грех; грех же содеянный рождает смерть. Не обманывайтесь, братия мои возлюбленные. Всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше исходит от Отца светов, у Негоже нет изменения или потемнения света.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

1) Книга рождения Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. 2) Авраам родил Исаака; Исаак же родил Иакова; Иаков же родил Иуду и братьев его; 3) Иуда же родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес же родил Есрома; Есром же родил Арама; 4) Арам же родил Аминадава; Аминадав же родил Наассона; Наассон же родил Салмона; 5) Салмон же родил Вооза от Рахавы; Вооз же родил Овида от Руфи; Овид же родил Иессея; 6) Иессей же родил Давида царя; Давид же царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7) Соломон же родил Ровоама; Ровоам же родил Авию; Авия же родил Асу; 8) Аса же родил Иосафата; Иосафат же родил Иорама; Иорам же родил Озию; 9) Озия же родил Иоафама; Иоафам же родил Ахаза; Ахаз же родил Езекию; 10) Езекия же родил Манассию; Манассия же родил Амона; Амон же родил Иосию; 11) Иосия же родил Иоакима; Иоаким же родил Иехонию и братьев его, в переселение Вавилонское. 12) И по переселении в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль же родил Зоровавеля; 13) Зоровавель же родил Авиуда; Авиуд же родил Елиакима; Елиаким же родил Азора; 14) Азор же родил Садока; Садок же родил Ахима; Ахим же родил Елиуда; 15) Елиуд же родил Елеазара; Елеазар же родил Матфана; Матфан же родил Иакова; 16) Иаков же родил Иосифа, мужа Марии, от которой родился Иисус, называемый Христос. 17) Итак, всех родов [generationes] от Авраама вплоть до Давида четырнадцать родов; и от Давида вплоть до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон вплоть до Христа четырнадцать родов. 18) Христово же Рождество было так: когда была обручена Матерь Его Мария с Иосифом, прежде нежели сойтись им, обретена была имеющей во чреве от Духа Святаго. 19) Иосиф же, муж Ее, поскольку был праведен и не желал предать Ее, хотел тайно отпустить Ее. 20) Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне, сказав: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21) родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет народ Свой от грехов их». 22) Все же сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, говорящего: 23) «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ), что значит: «С нами Бог». 24) Встав же от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25) и не познал Ее, доколе не родила Она Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Глава II

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010