Скачать epub pdf Глава 10 Послание двенадцати Апостолов на проповедь в Иудею и наставления им. Мф.10:1 . И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. «Призвав»: не об избрании учеников речь идет, а о посольстве их на проповедь в Иудее. – «Двенадцать»: «по числу двенадцати колен израильских... Дал Он им силу чудотворений, дабы, удивляя чудесами, они приобретали внимательных своему учению слушателей» (Феофил.). Мф.10:2–4 . Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его. «Апостолов»: апостол значит посланник, так как 12 избранных учеников были посланы). Господом на проповедь Его Евангелия сначала в Иудее, а потом и во всем мире. Вероятно, название учеников своих апостолами было употребляемо самим Господом ( Ин.13:16 ; Лк.6:13 ) и чрез то постепенно сделалось отличительным наименованием именно Его учеников, избранных Им для проповеди Евангелия. – «Первый Симон, называемый Петром»: не случайно, конечно, во всех перечислениях имен апостолов Симон Петр поставляется на первом месте ( Мк.3:16 и дал. Лк.6:14 и дал. Деян.1:13 ), но частью потому, что он и его брат Андрей были прежде других призваны к апостольству – первозванные ( Ин.1:41 ), частью потому, что по своим качествам он действительно был «первый между равными» (ср. Мф.16:16 и дал. Мф.17:1,24, 19:27, 26:37,40 ; Лк.8:45, 9:32, 22:31 и дал. Ин.21:15 и дал. Деян.1:15, 2:14, 5:3 и дал. Гал.1:18, 2:7 ). – «Называемый Петр»: название это значит камень), равно как и его сирохалдейское имя – Кифа ( Ин.1:42 ; 1Кор 1:12, 3:22, 15:5 ; Гал.2:9 ), каковое имя дано ему, без сомнения, в предзнаменование особенной твердости его в вере и проповеди евангельской. – «Варфоломей»: значит – сын Фоломея, а собственное его имя было Нафанаил ( Ин.1:45, 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Скачать epub pdf Неделя 5-я Великого поста. Память преподобной Марии Египетской     За Божественной литургией мы читали два Евангелия и два Апостола: воскресное и посвященное Марии Египетской, память которой сегодня празднуется. Воскресное Евангелие от Марка повествует о том, что однажды, когда Господь Иисус Христос был на пути в Иерусалим, Он подозвал учеников и «начал им говорить о том, что будет с Ним: вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; и в третий день воскреснет». Господь говорит о том, что с Ним произойдет, и как ученики реагируют на это? «Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн» – из двенадцати это самые преданные, самые любимые, глубоко Его понимающие, избранные из избранных, те, которые с Ним были всегда и везде, в самые важные, ответственные моменты Его земной жизни. Подошли «и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей». Он им говорит о том, что Его распнут, оплюют, избиют, отдадут язычникам на поругание, а они говорят: «дай нам сесть... одному по правую сторону, а другому по левую». То есть апостолы, еще не просвещенные полнотой благодати Духа Божия, не понимают, в чем заключается христианство , что значит быть учеником Христовым. Все израильтяне ждали, что придет Мессия и спасет еврейский народ. Но так как в основном они были люди плотские и душевные, то воспринимали это всё буквально. Коли Израиль был в то время порабощен римлянами, значит, Мессия будет освободителем, римлян выгонит, Сам станет царем, Своих учеников, естественно, министрами сделает. И вот Иаков и Иоанн, видя, что Господь их особенно выделяет из других учеников, говорят: сделай нас самыми приближенными к Тебе, самыми высокопоставленными людьми в том грядущем государстве, которое Ты устроишь. Он сказал: вот восхожу в Иерусалим – а они решили: в Иерусалим входит, значит, сейчас Он будет брать власть в Свои руки. Хотя Он говорит им совершенно о другом, но это проходит мимо их ушей, совершенно не застревает. Господь говорил им неоднократно, что Царствие Его не от мира сего, это Царствие духовное, и спасает Он не от всяких политических передряг и порабощения политического, а спасает от порабощения греховного, и эта свобода гораздо важней, гораздо дороже, потому что главное – свобода внутренняя. Но ученики этого вместить не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

то есть он не избежал казначейского соблазна и опускал руку в сокровищницу, но при этом несколько ранее после предложения Спасителя покинуть Его остался среди учеников:   С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго  (Ин. 6:65–69). Оставшись, Иуда подписался под словами апостола Петра. К тому же он не был исключительно корыстолюбивым человеком, о ч е м свидетельствуют деньги, которые он вернул синедриону: Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и раск аявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невин ную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился  (Мф. 27:3–5). Полагаю, что именно эти три момента и определяют суть образа мыслей, которые владели Иудой. Проблема его именно в том, что проповедь Царства не от мира сего не коснулась его души. Конечно, все  а постолы в той или иной степени соблазнялись мирской властью: Тогда подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей  (Мк. 10:35–37). Да и приглашение на Тайную Вечерю многими вполне могло быть воспринято как участие в дел е жке министерских портфелей. Но если Иоанн и Иаков готовы были пить чашу, которую пь е т Христос, и креститься крещением, которым Он крестится (см. Мк. 10:38–39), то Иуда, похоже, возомнил себя избранником, которому доверено вершить мировые судьбы. Слова Господа:  что делаешь, делай скорее  (Ин. 13:27), я полагаю, он воспринимает как согласие Христа начать восстание против Рима . То есть свой поцелуй он рассматривает как некое подталкивание Христа к активной деятельности. Так как он был уверен в победоносном завершении кампании , то и рассчитывал в грядущем государстве занять ведущую позицию. Отсюда и вс е  его разочарование, когда он бросал деньги на пол храма. Я хочу сказать, что Иуда — это второй человек, который не проявил простой человечности, не оправдав апостольского достоинства и призвания, и Царству не от мира сего предпоч е л банальную людскую славу.

http://pravmir.ru/homo-subjunctivus-do-k...

«Усердно пей поругание как воду жизни от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от похоти, ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в тебе». Аминь! Неделя 5-ая Великого поста. Марии Египетской Дорогие братья и сестры! За неделю до входа Господня в Иерусалим, в Неделю Марии Египетской читается Евангелие, в котором рассказывается о том, как Господь, направляясь из Галилеи в Иерусалим, подзывает к себе своих учеников, и говорит им, что «Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, но Он в третий день воскреснет» ( Мк. 10:33,34 ). И подошли к Нему двое из апостолов, два брата, сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и просят: «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе твоей» ( Мк. 10:37 ). Господь говорит им о Своих страданиях, о том, что Ему предстоит пройти через предательство, мучения, смерть, но похоже, что из всего сказанного Иаков и Иоанн слышат лишь последние слова о Его славном воскресении. И Господь отвечает им: «Не знаете, о чем просите, можете ли пить чашу (т.е. чашу страданий), которую Я пью?» ( Мк. 10:38 ). Мы, также приступая к евхаристической чаше, обычно просим силы, здоровья, радости приобщения к Небесной славе, и совершенно забываем о той цене, которой дарована эта чаша, о том, что мы причащаемся плоти ломимой и крови излиянной на кресте. Господь был предан, оплеван, бит и распят людьми, но ничто не смогло уничтожить Его любовь к человеку. Уже повешенный на кресте Он молится за своих мучителей: «Отче, прости им не ведают, что творят» ( Лк. 23:34 ). Он продолжает верить в человека и продолжает спасать нас. Помня об этом, будем просить у Господа и силы, и духовной радости, но не ради нашего комфорта и маленького благополучия, но чтобы, укрепляемые силой Божией, мы могли, как говорит Апостол, понести немощи немощных, без гнева, без раздражения, любовью покрывая несовершенства наших ближних.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Храм – это дом Божий, место, в котором Господь таинственным образом являет людям Свою благодатную помощь. Молитесь Господу Богу с усердием. Особенно в дни воскресные и праздничные нужно посещать храм Божий. Не ходить в эти дни в церковь и не молиться Богу – величайший грех, нарушение заповеди Божией. Глава 10. Исцеление расслабленного В Иерусалиме у Овечьих ворот была купальня с пятью крытыми притворами. Она называлась Вифездой, то есть домом милосердия. Тут лежало много больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, так как Ангел Господень по временам входил в купальню и возмущал воду. И кто из больных первым входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал. Во время праздника Пасхи Иисус Христос посетил этот дом и между больными увидел одного расслабленного, страдавшего тридцать восемь лет. Иисус Христос спросил его: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал: хочу, Господи, но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, то другой уже сходил прежде меня. Иисус Христос сказал ему: встань, возьми постель твою и ходи. Больной тотчас же выздоровел, взял свою постель и пошел. Вскоре после этого Иисус Христос встретил исцеленного и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Чудо Свое Иисус Христос сотворил в субботу. Иудеи озлобились на Него за это и искали случая убить Его. Болезни наши большей частью следствие греха; поэтому, чтобы охранить свое здоровье, необходимо вести жизнь добрую и во всем согласную с Законом Божиим. Если же кого Бог посетил какой-либо скорбью, нужно ее переносить безропотно. Глава 11. Избрание апостолов Видя против Себя озлобление иудеев, Иисус Христос вместе с учениками Своими удалился в Галилею. Здесь Он взошел на гору Фавор помолиться и пробыл на ней всю ночь. Когда настал день, Он призвал Своих учеников, избрал из них двенадцать и назвал их апостолами, то есть посланниками. Вот имена этих апостолов: Андрей и Петр, Иаков и Иоанн – сыны Зеведея, Филипп, Варфоломей, Фома, Матфей, или Левий, Иаков и Иуда – родственники Иисуса Христа по плоти, Симон Зилот и Иуда Искариотский. Глава 12. Учение о путях к блаженству. Учение о Промысле Божием. Учение о неосуждении ближнего. Учение о силе молитвы

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

Это говорит, прежде всего, о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира ( Ин.1:29 ). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.4:17 ) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне. Как относиться к так называемому «Евангелию от Иуды»? На протяжении двух тысяч лет существования христианства многократно имели место попытки посеять сомнения в души и сердца людей. Одной из таких попыток стало создание во II–IV вв. гностического апокрифа, известного как «Евангелие» Иуды. Считается, что данное произведение было написано на коптском языке. Оно входило в состав папирусного «Кодекса Чакос», найденного в Египте в 1978 г. Одна из целей этого сочинения — размыть евангельский образ Иуды — злодея-предателя — и заменить его псевдоевангельским. Возможна ли «реабилитация» Иуды? Отношение Церкви к Иуде как к послушнику диавола ясно обозначено и зафиксировано в иконографии Страшного Суда. Как фрески, так и иконы этого типа воспроизводят его с мешочком в руках (символизирующим кошелек с тридцатью сребрениками), сидящим на коленях у диавола; обоих охватывает адский огонь. Неслучайно перед евхаристической чашей православные христиане произносят: «Ни лобзание Ти дам, яко Иуда». Образ Иуды сохраняется в памяти Церкви как пример человека, переступившего последнюю черту – ту, которую человек ни при каких обстоятельствах и ни за какие деньги не должен переступать. За этой чертой – погибель, смерть. Упоминания об Иуде в Новом Завете: Евангелие по Матфею Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его.

http://azbyka.ru/iuda-iskariot

Явление в Галилее Вернувшись в свою родную Галилею, Апостолы взялись за прежнее занятие свое, рыбную ловлю. И вот, при море Тивериадском, которое называлось также озером или морем Галилейским, собрались Симон Петр, Фома, по прозванию Близнец, Нафанаил, который был родом из Каны Галилейской, сыновья Зеведеевы, Иаков и Иоанн, и еще два ученика, не поименованные Евангелистом; полагают, что это были Андрей и Филипп. Симон сказал, что идет ловить рыбу, и все пошли за ним; вошли в лодку, отъехали от берега, закинули сети, проработали всю ночь, но ничего не поймали. Утром, приближаясь к берегу, они увидели стоявшего там Человека, Который обратился к ним с такими словами: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет; а Он сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете (Ин. 21, 5-6). Они послушались, закинули сети, и когда стали их тянуть, то не могли вытащить от множества попавшей в них рыбы. Тогда Петр, Иаков и Иоанн вспомнили, как три года назад на том же озере, они, по повелению Иисуса, закинули сети после неудачного ночного лова, и как сети их наполнились множеством рыб; посмотрел Иоанн на стоявшего на берегу Человека, узнал в Нем Иисуса и сейчас же сказал Петру: это Господь! (Ин. 21, 7). Смотрит Петр на берег, видит — точно Он! Вне себя от радости, он схватывает первую попавшуюся одежду, опоясывает ею свое нагое тело и бросается в воду, чтобы поскорее доплыть до берега. Хотя до берега было и не далеко, всего около двухсот локтей (или ста метров), но лодка не могла скоро причалить, так как сидевшие в ней должны были тащить перегруженную рыбой сеть. Петр доплыл или дошел вброд до берега и остался с Иисусом, а остальные Апостолы тянули сеть к берегу. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб (Ин. 21, 9). Когда собрались все, Иисус сказал: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел с остальными Апостолами и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три. Усматривая в этом обильном улове несомненное чудо, Евангелист говорит:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

160. И если никто из людей даже себя не в состоянии спасти, то кто мог спасти человечество, сняв с него проклятие греха? Чтобы спасти человечество, сняв с него проклятие греха, было необходимо, чтобы Сам Бог снисшел к людям и совершил их спасение. 161. Был Господь Иисус Христос безгрешен? Господь Иисус Христос был безгрешен, ибо: 1) Своим противникам Он сказал: «Кто из вас обличит Меня в неправде?..» ( Ин.8:46 ); 2) никто не мог найти в Нем греха. 162. Засвидетельствовали ли также апостолы безгрешность Господа Иисуса Христа? Безгрешность Господа Иисуса Христа засвидетельствовали также апостолы, например: 1) апостол Петр говорил, что «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его» ( 1Пет.2:22 ); 2) апостол Иоанн написал, «что в Нем нет греха» ( 1Ин.3:5 ). 163. Как исполнял Господь Иисус Христос послание Искупителя? Как Искупитель Господь Иисус Христос исполнял Свое послание таким образом, что, странствуя по Своему отечеству, Он проповедовал Евангелие, или благовестие Нового Завета. 164. Чем подтверждал Господь Иисус Христос истину Своего учения? Господь Иисус Христос подтверждал истину Своего учения тем, что вел безгрешную жизнь и творил чудеса. 165. Что такое чудеса? Чудеса – это деяния, человеку непостижимые, которые может творить только Всемогущий Бог и тот, кому дана Богом такая власть. в) Вера в Господа Иисуса Христа 166. Как назывались люди, которые поверили в Господа Иисуса Христа? Люди, поверившие в Господа Иисуса Христа, назывались Его учениками. 167. Кто были первые четыре ученика Господа Иисуса Христа? Первые четыре ученика Господа Иисуса Христа были: 1) Андрей, именуемый Первозванным, потому что его первого призвал Господь Иисус Христос словами: «Пойдите и увидите» ( Ин.1:39–40 ); 2) брат Андрея Симон, которого Андрей привел к Господу Иисусу Христу и который от Него получил имя Петр ( Ин.1:42 ); 3) Иаков, сын Зеведея; 4) брат Иакова Иоанн, который был позже назван любимцем Господа Иисуса Христа ( Мк.1:19–20 ; Ин.13:23 ). 168. Кем были сначала эти четыре ученика Господа Иисуса Христа?

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

16 Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. 17 И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. 18 И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. 19 И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; 20 и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним. /Экзегетические замечания:/ Мк.1:16 : «закидывающих сети» μφιβλλοντας. Мк.1:17 : «Идите за Мною» – δεûτε πσω μου; «Я сделаю» – ποισω; «рыболовы» ( Мк.1:16 ) и «ловцы человеков» – λιει ς и λιει ς νθρπων, «рыболовы и человеколовы» – игра слов. Но с того времени ловля рыба в сети стала символом миссии. Мк.1:18, 20 : «тотчас». Мк.1:19 : Иаков и Иоанн имеют лодку в отличие от Симона и Андрея. Мк.1:20 : Отец оставлен! Но не один, а «с работниками». Евангелист Марк не интересуется вопросами, корорые интересовали других евангелистов. Например, он не сообщает нам, как долго Иисус возвещал Евангелие в Галилее в одиночестве, без учеников (согласно Лк 4:14–44 у Иисуса вначале учеников не было). Марк не сообщает, имел ли Иисус контакты с теми, кого он позже призвал к следованию Ему (о таких контактах написано в Ин 1,35–51 или Лк 4:38–39, 5:1–11 ). Для Марка гораздо важнее было другое, и об этом он желал сообщить своим читателям. И около 70-го года, когда было написано Евангелие от Марка, христианские общины в Римской империи были довольно редким явлением. Они ведь возникли относительно недавно по сравнению с прочими религиозными объединениями. Они были новичками. Тем не менее они при императоре Нероне успели претерпеть первые преследования. Не удивительно, что христиане, к которым в равной степени враждебно относились римляне и иудеи (ср. Деян 14,4–6, 18:2–3 ), спрашивали себя: В чем собственно причина нашего особого положения? Чем это объяснить? На эти и подобные принципиальные вопросы Марк отвечает сообщением о призвании первых учеников. Из этих повествований следовало, что общество учеников Иисуса возникло в мгновение ока, когда Иисус у Галилейского моря призвал следовать Ему две пары братьев: Симона и Андрея и Иакова и Иоанна. Иначе говоря,/первые христианские Церкви имеют только одно основание, одно начало – Слово Иисуса./– В этом специфика особого положения христиан в окружающем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

1:15–26), чем подчеркнута сакраментальная значимость самого числа двенадцать (см. ниже). Ученики и спутники Иисуса, призванные Им, «чтобы посылать их на проповедь и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мк. 3:14–15), апостолы фигурируют рядом с Ним во многих новозаветных сценах, начиная с призвания первых из них. Первыми были призваны Иисусом, проходившим близ «моря Галилейского», рыбаки — братья Симон (Петр) и Андрей, закидывавшие сети в море, а затем два других брата–рыбака — Иаков Зеведеев и Иоанн (Мф. 4:18–22; Мк. 1:16–20); Евангелие от Луки содержит также рассказ о «чудесном улове»: рыбаки, рыбачившие всю ночь и ничего не поймавшие, по слову Иисуса вновь закидывают сети и на этот раз вылавливают «великое множество рыбы»; пораженные, они оставляют все свои дела и следуют за Иисусом. Особенно значительно участие апостолов в таких сценах, как Христос в Гефсиманском саду, Тайная Вечеря. Они присутствуют при Вознесении Христа, и именно им Ангелы возвещают Его грядущее Второе Пришествие (Деян. 1). Когда по случаю дня Пятидесятницы Д. а. собираются в одном из домов Иерусалима, они внезапно слышат страшный шум, над их головами появляются огненные языки, а сами они, исполнившись Духа Святого, вдруг начинают говорить на незнакомых языках («сошествие Духа Святого на апостолов», Деян. 2). С дальнейшей деятельностью Д. А. (и Павла) христианское предание (изложенное в «Деяниях апостолов» и в апокрифических житиях апостолов) связывает распространение христианства. Высказываемые некоторыми исследователями сомнения в историчности апостолов (бродячих проповедников христианства, существование которых засвидетельствовано многими источниками) гиперкритичны. Число 12 носит символический характер. Оно ближайшим образом связано с числом двенадцати сыновей Иакова и, по аналогии, колен Израилевых: Д. А. как бы суммируют для акта «нового избрания» всю двенадцатичастную полноту «избранного народа»; в час эсхатологического суда (см. Страшный Суд) им предстоит «на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых» (Мф.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010