Наконец, 3-е призвание описано в истории призвания первых учеников у евангелистов Матфея и Марка. Оно значительно отличается и от истории, которую излагает ап. Иоанн, и от версии ап. Луки: «Проходя же близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков. И они тотчас, оставив свои сети, последовали за Ним. И, пройдя оттуда немного, Он увидел Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, также в лодке починивающих сети; и тотчас призвал их. И они, оставив отца своего Зеведея в лодке с работниками, последовали за Ним» (Мк 1. 16-20; ср.: Мф 4. 18-22). Здесь, в отличие от рассказа евангелиста Луки, речь идет не о 3, а о 4 учениках. В повествованиях всех синоптиков упоминаются сети: у евангелистов Матфея и Марка П. и ап. Андрей закидывают сети, а апостолы Иаков и Иоанн вместе со своим отцом чинят сети; у ап. Луки рыболовы вымывают сети. Во всех повествованиях приводятся слова Иисуса о том, что Он сделает Своих учеников «ловцами человеков»: у 2 евангелистов эти слова обращены к П. и Андрею, у Луки - к одному П. При чтении отрывков из Евангелий от Матфея и от Марка может создаться впечатление, что Иисус призывает незнакомых людей и они, бросая сети, следуют за ним. Между тем попытка гармонизации этой истории с рассказами из Евангелий от Луки и от Иоанна дает иную картину. Если соединить события, изложенные Иоанном, Лукой и др. синоптиками, в единую цепь, то получится, что Матфей и Марк рассказывают не о 1-й встрече Иисуса с П. и др. 3 учениками, а о 3-й. Все четверо, кого Иисус призывает по версиям Матфея и Марка, уже Ему знакомы: в эпизоде, рассказанном у Иоанна, фигурируют П., Андрей и предположительно сам Иоанн; в эпизоде, рассказанном Лукой,- П., Иаков и Иоанн. Следов., у евангелистов Матфея и Марка Иисус обращается к П. и ап. Андрею, а затем к апостолам Иоанну и Иакову не как к незнакомым людям, а как к тем, с кем уже раньше встречался, но теперь Он призывает их на служение. Их готовность последовать за Иисусом в таком случае также объясняется не столько тем, что Незнакомец чем-то сильно их удивил, сколько тем, что они уже ранее встречались с Ним и были внутренне готовы откликнуться на Его зов.

http://pravenc.ru/text/2580090.html

Но вот давайте поговорим о втором Послании Петра, это самый, может быть, спорный и сложный момент. Второе Послание Петра однозначно указывает на автора: «Симон Пётр, раб и апостол Иисуса Христа». Про Иоанна можно сказать, что Иоаннов было много, и так оно и есть, и мало ли кто считал себя любимым учеником, ведь он ничего не говорит о себе конкретно. Кстати, про Иаковов еще вечный вопрос, Иаковов тоже было несколько: Иаков, брат Господень, Иаков Зеведеев… Их часто путают. Послание Иакова, например, отдельная большая проблема: кто из Иаковов его написал? Вот пример контаминации, когда сливаются одноименные фигуры. Но здесь никакой проблемы нет. Совершенно точно видно, что автор себя называет Симоном Петром, апостолом, другого такого не было, чтобы одновременно Симон и Пётр, потому что именно Пётр – это не имя… Это сегодня у нас имя известное, а тогда это было слово «скала» или «камень», которое Христос дает Симону в качестве прозвища. Так что это точно он. Более того, он здесь говорит: «Это уже второе Послание пишу к вам, возлюбленные». То есть он явно отсылает нас к первому, и, видимо, это то самое Первое Послание Петра в нашем каноне, там он тоже себя называет. При этом для галилейского рыбака там очень сложное богословие: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» – говорит галилейский рыбак. Послания Павла уже широко известны не только Петру, но и его аудитории. «Брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное (как будто только что мы не видели неудобовразумительного у него самого – А.Д.), что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Значит, когда это Послание пишется, уже есть много Посланий Павла, они широко известны, и их превратно толкуют. Это Послание Петра утверждает ясно.

http://pravmir.ru/bibliya-problema-avtor...

Но все-таки просьбы просьбам рознь. Если двухлетний ребенок тянется за острым ножом, оставленным на столе, мы же отложим нож подальше, правда? И Бог — Он тоже может отказаться исполнять то, что считает для нас неполезным. У людей, полагающих, что Он должен откликаться на все их просьбы, проблема с осознанием простого факта: Бог не какая-то абстракция, а живая Личность. «Раз в Евангелии написано — должно работать», — как бы говорят они. Но Евангелие — никак не «инструкция по использованию» Бога. И Бог — повторим это еще раз — никак не автомат по обслуживанию наших прихотей. Тезис второй Мы не знаем последствий исполнения наших просьб. А Бог знает Есть в Евангелии один диалог между Христом и апостолами, который звучит на первый взгляд курьезно, а если вникнуть поглубже, так и страшновато. Вот как пересказывает его евангелист Марк: Подошли к Нему сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую, в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано  (Мк 10:35–40). Только что Христос в очередной раз предупредил учеников, что идет в Иерусалим на страдания и смерть. Но Иаков и Иоанн этого словно не слышат: им мерещится царство, в котором Иисус будет верховным правителем, а они — Его первыми помощниками, правой и левой рукой. Они так легко отвечают «Да!» на вопрос: Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?  — потому что просто не понимают: речь идет о страданиях и смертных муках. Не понимают они и того, чтó значит — сесть по правую сторону и по левую . Они еще не слышали притчи о Страшном суде , в которой правую сторону от Сына Человеческого занимают спасенные («овцы», те, кто действительно испили чашу Христову и крестились Его крещением), а левую — идущие в погибель. Апостолы просто понятия не имели, о чем просят…

http://foma.ru/pochemu-bog-ispolnjaet-ne...

Но обратившись к Петру сказал»... б) В толковании на евангелие Иоанна Ориген из сего же евангелия Назореев приводит еще слова Спасителя: « мать Моя – Дух св. взял меня за один из волосов моих и вознес на великую гору Фавор». в) Еще изречение Спасителя: « будьте добрыми купцами». 2) У Иеронима, который не только видел и читал сие евангелие, но и перевел его с сиро-халдейского на греческий и латинский, – а) сказание о крещении И.Христа: мать Иисусова и братья Его говорили Ему, пишется в евангелии Назореев, Иоанн Креститель крестит во отпущение грехов; пойдем, примем и мы его крещение. Иисус сказал им: в чем Я согрешил, чтобы идти Мне креститься от Иоанна? Если только Я говорю не по неведению. И после: Когда Иисус вышел из воды, Дух Святый сшел на Него, почил на Нем и сказал Ему: Сын мой! я ожидал Тебя во всех пророках, чтобы, когда придешь, почить мне на Тебе: ибо Ты мой покой и мой Сын Первородный, царствующий вечно. 3) Еще сказание об Иакове: по воскресении Своем Господь пришел и явился Иакову; поскольку Иаков клялся, что он не вкусит хлеба от того часа, как пил чашу Господню, доколе не увидит Его воскресшего из мертвых... и немного спустя: – Господь сказал: принесите хлеба. Принесли хлеба и Он благословил, и преломил, и дал Иакову праведному и сказал: любезный брат, вкуси от хлеба, – Сын Человеческий воскрес из мертвых. Очевидно сие сказание есть предание христиан иерусалимских, у которых Иаков был епископом. Таким образом можно судить и о других прибавлениях, находящихся в евангелии назореев. Надобно заметить, что Иероним пользовался им для объяснения себе некоторых мест в греческом переводе евангелия Матфея, напр. слова πιοσιος, – или Mф. XXIII , Захарии сына Варахиина – вместо чего в евангелии назореев стоит: Захарии сына Иоиадова, что согласно с свидетельством ветхо­заветным. Епифаний свидетельствует, что Назореи имели евангелие Матфея весьма полное; что напротив то, которым пользовались Евионеи, было очень не полно, повреждено и искажено; что родословия Иисуса Христа и всего того, что у Матфея предшествует истории крещения Иоаннова, в нем не было; что оно начиналось следующими словами: человек именем Иисус будучи около 30 лет – избрал нас: Он, пришед в Капернаум и вошед в дом Симона Петра, сказал: проходя вдоль по озеру Тивериадскому Я выбрал себе Иоанна и Иакова сынов Зеведеевых, Симона, Андрея и Фаддея, Симона Зилота и Иуду Искариотского: Я призвал и тебя, Матфей, когда ты сидел на мытнице своей и ты Мне последовал.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Остальные дни праздника пасхи и следующую за тем субботу апостолы провели в Иерусалиме и вероятно готовились уже оставить сей город, чтобы идти в Галилею, куда Господь звал их чрез первую вестницу Своего воскресения. Но так как между ними оставался один неуверенный в Его восстании: то наперед Господь хочет разрешить его от тяжкого бремени неверия, чтобы легче ему было идти туда. Увидев пред собой Господа, с Его язвами, – пришедшего только для того, чтобы удостоверить его в Своем воскресении – Фома в радости и благоговении забыл свое желание осязать своими руками Божественные язвы и только мог исповедать: Господь мой и Бог мой. А Господь в лице его имея в виду всех, которые будут с его времени обращаться к Его церкви и вступать в число Его последователей, уже не имея возможности лично обращаться с ними, сказал Фоме: блаженны не видевшие и уверовавшие, – не те только, которые не видели Его воскресения, но и те, которые вовсе Его не видели, но будут веровать в Него. Когда возвратились апостолы в Галилею, которую они так надолго оставили с последним путешествием Господа в Иерусалим, здесь Господь явился им первоначально на озере Геннисаретском при таких обстоятельствах, при которых, назад тому года три, четверо из них: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн были призваны к апостольскому служению с оставлением своего дома и обыкновенных своих занятий. Петр или строже говоря Симон-Петр (так он по большей части называется в этой истории) и двое сынов ЗеведеевыхИаков и Иоанн и с ними Фома, Нафаил и еще двое неизвестных учеников пошли на озеро Геннисаретское ловить рыбу. Как и тогда же, ловля их была неудачна: ничего не поймали. Под утро кто-то с берега спрашивал у них, есть ли у них что-нибудь съестное, (не хлеб, но что прибавляется к хлебу за столом, – здесь рыба)? Ученики отвечали: нет. Тогда стоявший на берегу посоветовал им закинуть свои сети по правую сторону лодки и обещал успех. Успех был необыкновенный; семеро не могли вытянуть сети от множества рыбы (впоследствии насчитали на каждого брата, исключая одного, по 22 большие рыбы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

«Паси овец, моих» — последнее поручение Иисуса Петру. Добрый пастырь борется с волком за свое стадо, добрый пастырь не убежит, но отдаст за овцу жизнь. Он знает всех своих овец по имени и любит их. Он знает их нужду, их слабость. Он излечит пораненное, он напоит жаждущее, поправит клонящееся упасть. Он пасет их дружелюбно и не жестокосердно. Он ведет их по правильному пути. Он ищет заблудшую овцу и приносит в стадо. Злые же пастыри владычествуют силой, они забывают про свое стадо, ища своей, выгоды. Иисус ищет добрых пастырей, но поглядите, нет никого. Это поражает Его в сердце. Его Божественное сострадание обнимает это потерянное стадо, толпу народа, что вокруг Него. По-человечески глянуть — безнадежная картина. Но не так это для Иисуса. Он видит здесь народ Божий, измученный, нуждающийся, убогий, стоящий перед Ним, спелое жниво Божье. «Жатвы много»; Урожай созрел, пора ему в закрома. Настал час, чтобы эти нищие и убогие были приведены в Царство Божье. Иисус видит восходящее над массами народа обетование Божье. Законники и ревнители закона видели здесь только потоптанное, сожженное, истомленное поле. Иисус видит спелое, колосящееся поле, созревшее для Царства Небесного. Жатвы много! Одно лишь Его милосердие видит это! Теперь нечего терять время. Жатва не терпит промедления. «А делателей мало». Это чудо, ибо ведь столь немногим подарен этот милосердный взгляд Иисуса. Кто мог бы приняться за работу, как не тот, кто принял в сердце частицу Иисуса, кто принял глаза, смотрящие Его глазами? Иисус ищет помощи. Он не может в одиночку сделать дело. Кто сотрудники, помогающие Ему? Один Бог знает их, давая им Своего Сына. Кто мог бы, исходя из себя только, предложить себя Иисусу в помощники? Сами ученики этого не смогли бы. Они должны молить Господа о жатве, чтобы послать делателей в нужный час, поскольку пора наступила. Апостолы «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его». (Матф.10:1–4) Молитва услышана. Отец открыл Сыну Свою волю. Иисус Христос призывает двенадцать Своих апостолов и посылает на жатву. Он делает их «апостолами», Своими посланниками и сотрудниками. «Он дал им власть». Здесь речь в самом деле идет о власти. Апостолы получают не только слово, не только учение, но действительную власть. Да и как бы они выполнили свою работу, не имея власти?

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

По плодам их узнаете их. Берегитесь их. Ибо возстанут лжехристы и лжепророки и прельстят многих». 14 . Из–за них–то собравшись теперь вместе мы, Петр и Андрей, Иоанн, сын Зеведеев, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, и Симон Кананит и Маттафия, причисленный к нам вместо Иуды; также Иаков, брат Господа и епископ Иеросалимский, и Павел, учитель народов, избранный сосуд, собравшись все вместе, написали вам это соборное учение для утверждения вас, которым вверено повсюдное епископство. В нем объявляем вам, что Бог Вседержитель только един, и кроме Него нет другого; что Его одного должно почитать и Ему одному покланяться чрез Иисуса Христа, Господа нашего, во Всесвятом Духе; что священными писаниями, законом и пророками должно пользоваться; что родителей должно почитать; что всякого постыдного деяния должно бегать; что воскресению должно верить; что суда и мздовоздаяния должно ожидать; что всякими творениями должно пользоваться с благодарением, как делами Божиими и ничего не имеющими в себе дурного; что вступать в супружество законное должно, ибо такой брак безукоризнен, потому что «от ЯХВЕ сочетается жена мужу», и Господь говорит: «сотворивший в начале, мужа и жену сотворил их», и сказал: «посему оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут оба одной плотью». Посему после брака непозволительно изгонять безукоризненную; ибо «сохрани, говорит, духом твоим, и жены юности твоей не оставляй, ибо она – общница жизни твоей и остаток духа твоего, ибо Я сотворил её, а не иной»; ибо Господь говорит: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает»; ибо жена есть общница жизни, соединенная Богом в одно тело из двух, а кто снова разделяет одно на двое, тот враг творчества Божия и противник Его промысла. Равным образом и кто удерживает растленную, тот нарушает закон естества; поскольку «держащий прелюбодейку безумен и нечестив»: посему «отсеки её, говорит, от плоти твоей»; ибо она не помощница, но наветница, склонившая помысел свой к другому. Сообщаем также, что и обрезывать плоть не должно, но что для верующих достаточно обрезания в сердце по духу; ибо «обрежьтесь, говорит, Богу вашему и обрежьте необрезанное сердце ваше».

http://azbyka.ru/otechnik/6/apostolskie-...

– Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. И когда был Он у Галилейского озера, то увидел двух братьев, Симона и Андрея, закидывающих сети в море. Господь подошел к ним и попросил отплыть от берега, чтобы проповедать народу Слово Божие. И так учил людей. Потом сказал Симону: – Отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. Тот ответил, зная, что днем рыба с глубины уходит: – Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. И тотчас сети наполнились множеством рыб, так, что даже начали разрываться. Он позвал своих товарищей, и те подплыли и наполнили две лодки так, что они начали тонуть. Увидев это, Симон в ужасе воскликнул: – Выйди от Меня, Господи, ибо я человек грешный. Но Христос сказал ему и Андрею: – Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами людей. Они тотчас бросили сети и пошли за Ним. Проходя дальше, Он увидел двух братьев, сыновей Зеведея, Иакова и Иоанна, которые в лодке чинили сети. Он позвал их, и они, бросив сети и отца, пошли за Христом. Позже Господь увидел сборщика податей (мытаря) Левия Матфея и сказал ему: – Следуй за Мной. Тот оставил все и пошел за Иисусом Христом. У себя дома Левий приготовил большое угощение, и в гостях у него было множество мытарей и других грешников. Фарисеи роптали и говорили: – Зачем вы едите и пьете с грешниками? Но Христос ответил: – Не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Так любовь Божия преодолела в будущих апостолах и любовь к родителям, и сребролюбие. Однажды Господь всю ночь молился Своему Отцу и затем избрал из Своих учеников двенадцать, которых и назвал апостолами (посланниками), и послал их на проповедь. Первый из них Симон, которому Христос дал имя Петр (Камень), и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, им дано имя Воанергес (то есть сыновья грома), Филипп и Варфоломей (Нафанаил), Фома и Левий Матфей, Иаков Алфеев и Иуда Левей, прозванный Фаддеем (Хвалящий), Симон Кананит (по прозвищу Зилот – ревнитель) и Иуда Искариот, который и предал Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Приближались дни страданий Христа Даже в храме Божием мы стремимся занять лучшие места, из боязни потерять их не пропускаем других, желающих подоит» к кресту или Святой Чаше. 25 апреля, 2013 Даже в храме Божием мы стремимся занять лучшие места, из боязни потерять их не пропускаем других, желающих подоит» к кресту или Святой Чаше. Приближались дни страданий Христа… В один из дней Он шел с учениками и говорил им, что надлежит Ему претерпеть мучения и умереть для спасения людей, а потом воскреснуть. Тогда подошли к Нему два сына Зеведеева, Иаков и Иоанн, и просили выполнить их просьбу. На Его вопрос, чего они хотят, они попросили Христа, чтобы Он позволил им сесть у Него по правую и левую руку во славе Его. Обличая их в стремлении стать первыми, Христос сказал им: Вы знаете, что почитающиеся князьями народов, господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими; но между вами да будет не так: а кто хочет быть большим между вами, да будет вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом (Мк. 10:42-44). Эти слова Христа и этот случай, приводимый евангелистом, обличают и нас, дорогие о Христе братья и сестры… Ведь почти каждый человек, иногда даже не отдавая себе и этом отчета, из-за своего эгоизма стремится занять первое место везде, стремится к почету, к удобству, и это почти всегда в ущерб интересам других. Как Иаков и Иоанн просили у Господа первые места, пусть даже из похвального чувства любви к Учителю, но забывая обо всех остальных, так и мы стремимся к собственному благополучию, забывая обо всех окружающих. Даже в храме Божием мы стремимся занять лучшие места, из боязни потерять их не пропускаем других, желающих подойти к кресту или Святой Чаше. Христос, показавший пример смирения от яслей до Креста, обличает нас в нашем эгоизме. Разве все невзгоды земные, раздоры, драки и споры как в государствах, так и в семьях происходят не потому, что люди забывают эти слова Создателя и Спасителя: «Кто хочет быть большим, пусть будет всем слуга» и другие: «Возлюби ближней своего, как самого себя»?

http://pravmir.ru/priblizhalis-dni-strad...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Ученики: апостол Иоанн Богослов 5 мин., 29.12.2011 Иконы и картины рисуют нам Иоанна в виде ветхого старца. Таким он и был, прожив чуть ли не сто лет. Но во времена земной жизни Христа это был юноша, молодой телом и светлый душой. Порывистый, стремительный, вместе с тем преданный Учителю и верный делу Божию. А какая жизнь! Сколько вместилось в нее почти за сто лет... Какой огромный масштаб сделанного… Юноша Иоанн (как и его брат Иаков, о котором мы говорили выше), сын Зеведея, происходил из семьи рыбаков. Отец был не беден (как рассказывается в Евангелиях, у него на рыболовном судне были наемные работники), но не позволял сыновьям проводить время в праздности. Они с юности трудились наравне со всеми. Вместе с тем семья никогда не ставила материальные вопросы на первое место. Когда на Иордане появляется пророк Иоанн, который крестит людей, возвещая начало Судных времен, отец отпускает младшего сына посмотреть своими глазами, что это за учитель, и послушать его проповедь. Впоследствии, когда Иоанн и Иаков станут учениками Иисуса, мать их, Саломия, тоже будет сопровождать Иисуса в Его странствиях и помогать общине апостолов материально. Мы впервые встречаемся с Иоанном, когда тот был у Крестителя, на Иордане. В это же время туда пришел креститься и Иисус. О Крещении галилейского Странника, о Котором Креститель говорил, что недостоин развязать ремень у Его обуви, только все и говорили. Что это за человек? И если Он больше Иоанна, то кто Он?.. На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа (Ин 1:35-39). Один из идущих был Иоанн, о котором мы сейчас говорим, второй — его друг Андрей, известный нам как Первозванный.

http://foma.ru/ucheniki-apostol-ioann-bo...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010