Природную способность к учению будущий святитель развил в Киево-Братской Богоявленской школе под влиянием благочестивых наставников. Упражняясь в чтении слова Божия и писаний святых отцов и по ним устрояя свою жизнь, он возрастал и совершенствовался духом, укреплялся в зрении истин православной веры и в подвигах благочестия. Своим прилежанием, покорностью и благонравием обращал на себя внимание школьного начальства. За эти годы у святого сложилось последовательное православное богословское понимание веры, поскольку Киево-Братская Богоявленская школа являлась в то время ведущим центром борьбы Православия против нападок католического духовенства, иезуитов и униатов. Вскоре после окончания школы будущий святитель принял иноческий постриг в Киево-Печерской лавре. Преподобный Александр Свирский происходил из крестьянского рода. Он был особенным отроком: всегда послушен, кроток, избегал игр, смеха и сквернословия, носил скудную одежду и так изнурял себя постом, что вызывал беспокойство матери. Будучи уже совершеннолетним, он однажды встретил валаамских монахов, и их рассказы о подвижнической жизни так запали в душу святому отроку, что он тайно ушел на Валаам. Под видом спутника ему явился Ангел Божий, указывавший путь на остров. Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в тамбовском селе в семье священнослужителя Гренкова. Назвали его в честь благоверного князя Александра Невского. В детстве он был очень бойким, веселым и смышленым мальчиком. По обычаю того времени он учился читать по славянскому букварю, Часослову и Псалтири, каждый праздник вместе с отцом пел и читал на клиросе. Он никогда не видел и не слышал ничего худого, так как воспитывался в строгоцерковной религиозной семье. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, родители определили его в Тамбовское Духовное училище, окончив которое, он поступил в семинарию. Учился он очень хорошо и был душой общества молодых людей. В семинарии любимым занятием Александра было изучение Священного Писания, богословских, исторических и словесных наук.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Однажды язычники напали на христиан, осталась лишь одна девица, сверстница святой Агнии, по имени Эмерентиана. Она, исполнившись дерзновения, попыталась умирить язычников, но те, рассвирепев, побили камнями юную деву. И тотчас началось сильное землетрясение, молнии и страшные громы потрясли землю. С этого времени язычники больше не осмеливались притеснять верующих, идущих ко гробу Христовой мученицы Агнии, где нашла упокоение и Эмерентиана. Мученица Акилина Память 13 (26) июня Акилина была крещена еще в младенчестве и с семи лет научена христианской премудрости. Чем более приходила она в возраст, тем сильнее исполнялась Святого Духа и проповедовала Христа среди своих сверстниц. Один из рабов начальника Палестины Волусиана услышал ее речи и донес на отроковицу, которой было всего двенадцать лет. Волусиан сначала тщетно надеялся подействовать на нее ласковыми словами, а затем отдал на мучения, которых Акилина не чувствовала, поскольку Господь покрыл ее Своею благодатью. Волусиан, считая Акилину умершей, велел выбросить ее тело за город, но Господь через Ангела Своего вернул отроковицу к жизни. Исполненная новой ревностью, еще мужественнее, чем прежде, пошла она к мучителю. Тот ужаснулся, увидев ее живой, и решил, что если никакие мучения не могли повредить ей, значит, следует ее казнить отсечением главы. На месте казни Акилина со словами благодарности обратилась ко Господу. И когда окончила она молитву, раздался голос с неба: «Приди, дева избранная, поправшая ярость правителя и истершая подвигом своим диавольское жало». И по этому голосу, прежде чем палач занес над ней меч, святая мученица Христова уснула вечным сном. Кондак, глас 2 Девства твоего добротами предочистивши душу твою, на высоту мучением востекла еси, Акилино всечестная, любовию Жениха твоего Христа уязвившися, Емуже со Ангелы предстоиши, веселящися, с нимиже не престай моляся о всех нас. Мученица Евлалия Память 22 августа (4 сентября) Девица Евлалия, от младенческих лет возлюбившая Христа была почитаема за кротость, смирение и разум не по летам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Горячо любя их, он с детства укреплялся в любви к Богу: избегая суетных забав, он старался усваивать добрые нравы, постоянно ходил в церковь и с наслаждением внимал там пению и чтению, запоминал слышанное и старался уразуметь смысл оного. Однажды он сам попросил родителей: «У меня возгорелось сильное желание учиться, отдайте меня на изучение словес книжных». Родители, слыша такие слова, возрадовались, возблагодарили Бога, внушившего благое желание их детищу, подыскали учителя и отдали ему своего сына на обучение книжной мудрости. Споспешествуемый благодатью Святого Духа, он вскоре выучился так, что, будучи молодым учеником, он являлся более сведущим, нежели многомудрые учителя. Юноша нисколько не думал и не заботился об еде, питье, одежде, мало думал даже о родителях, но, всецело направив ум свой на Божественное учение, всю свою сердечную любовь и упование возложил на Господа. Достигнув же большей зрелости и строго размыслив о своем призвании, он решил оставить родительский дом и идти в путь Господень. Святитель Игнатий (Брянчанинов) был выходцем из старинного дворянского рода. В семье Брянчаниновых сохранялись добрые старинные обычаи. Димитрий – так звали в миру святого – рано выучился читать. Его любимой книгой было «Училище благочестия». Эта книга, простым и ясным языком рассказывающая о жизни и подвигах древних подвижников, оказала большое влияние на душу будущего святителя. Очень способный и не по годам серьезный отрок получил прекрасное домашнее образование и для продолжения обучения был отвезен родителями в Петербург, где поступил в Военное Инженерное училище – первым при значительном конкурсе и сразу во второй класс. Все годы учения Димитрий был первым учеником, отличался редкой скромностью, искренней набожностью и пользовался всеобщей любовью соучеников и преподавателей. С этого времени и до конца жизни продолжалась его дружба с Михаилом Чихачевым, которая являла собой образец истинно христианской дружбы, потому что основой ее были не какие-нибудь земные интересы, а единое стремление служить Христу Спасителю и взаимная поддержка на пути этого служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Определением Святейшего Синода 4 мая 1884 года за 975 акафист не был разрешен к напечатанию, о чем и послан был 21 мая 1884 года за 1687 указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету. Преосвященный Иаков исправил акафист свв. благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским и 3 января 1885 года снова представил его в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет с прошением о разрешении его и дозволении напечатать для употребления в Муромском Богородичном соборе, где почивают мощи свв. Петра и Февронии. Член комитета архимандрит Тихон, рассматривавший акафист, нашел, что замеченные в акафисте недостатки исправлены согласно с указаниями Святейшего Синода, изъясненными в указе от 21 мая 1884 года за 1687, и что акафист по своему содержанию способен возбуждать молитвенное усердие в читателе или слушателе, написан языком ясным и сообразным с предметом и может быть одобрен к напечатанию. 29 марта 1885 года за 400 было послано донесение комитету Святейшего Синода. Присутствующий в Св. Синоде преосвященный Савва, архиепископ Тверской, рассматривавший по поручению Синода означенную рукопись, одобрил оную к напечатанию и изданию. Святейший Синод 22 апреля 1885 года за 755 определил: «Согласно отзыву Преосвященного Саввы, архиепископа Тверского, разрешить к печатанию представленную Санкт-Петербургским духовно-цензурным комитетом рукопись под заглавием «Акафист свв. благоверным князю Петру и княгине Февронии " ». Указ Санкт-Петербургскому духовно-цензурному комитету был послан 29 апреля 1885 года 239 . 83 Акафист св. Иакову, чудотворцу Боровичскому 29 марта 1885 года на имя высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Санкт-Петербургского, настоятель Валдайского Иверского Богородицкого первоклассного монастыря архимандрит Леонид представил прошение, в котором писал: «В обители нашей почивают мощи св. праведного Иакова, Боровичского чудотворца; не только православные, но и зараженные расколом питают к нему великое благоговение и приносят молитвы у мощей его. При этом всегда выражают желание приобрести «службу» праведному Иакову, изъявляют сожаление о неимении «акафиста» праведному Иакову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

Ист.: ПСРЛ. Т. 37; Описание о российских святых. С. 148. Лит.: Попов А. Описание Иоанно-Предтеченского мон-ря//Вологодские ЕВ. 1865. С. 15; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 258; Верюжский. Вологодские святые. С. 47-52; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 561; Голубинский. Канонизация святых. С. 142; Власов А. Н. Устюжская литература XVI-XVII вв.: Ист.-лит. аспект. Сыктывкар, 1995. С. 34-38. А. Н. Власов Иконография Подлинники так описывают облик И. и М. под 15 или под 25 мая: «Иоанн сед, брада Богослова, не плешив, ризы прос[ты] Иоакимовы» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 165; см. также: РНБ. СПбДА. A.II.546. Л. 28 об.), к тому же тексту может быть добавлено: «...киноварь, испод голубец. А инде аки Иоаким Богоотец, брадою надсед, в рубашке, а Мария аки Иулита» (БАН. Строг. 66. Л. 110). О М. говорится: «...риза празелень, испод бакан, в правой руке крест, другая молебна» (РНБ. Погод. 1931. Л. 161). В 1683 г. в ц. Вознесения Господня в Вел. Устюге находилось 2 иконы И. и М.: одна «на гробнице святых, праведных Иоанна и Марии, писаны на краске», другая была выполнена на листовом золоте, «в облаце писан Спасов образ, а на Спасителеве образе и на Иоаннове и Марии венцы серебряные, басмяные золочены» ( Верюжский. Вологодские святые. С. 51-52). Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 128. Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: ГРИГОРИЙ, ЕВФРОСИНИЯ, АРТЕМИЙ И ДИМИТРИЙ († не позднее 1-й четв. XVII в.), праведные, Китовские, Шуйские (пам. во 2-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших, 7 июня - в Соборе Ивановских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых), иерей, его дочь и миряне АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) ДАНИИЛ АЧИНСКИЙ (Делиенко [Дёмин] Даниил Корнилиевич; 1784 - 1843), св. прав. Сибирский (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ИАКОВ (XV в.?), прав. Боровичский, Новгородский (пам. 22 мая, 23 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/471227.html

Сохранившиеся иконы И. относятся преимущественно к Новому времени. Выполненные по заказу Валдайского мон-ря или основанные на возникшей там иконографической традиции, они принадлежат к распространенному варианту с фигурой молящегося святого на фоне обители; взор И. направлен вверх, к Иверскому образу Божией Матери (иногда несомому ангелами), внизу панорама Иверского мон-ря, окруженного озером. К этому типу, который мог использоваться уже в кон. XVII - нач. XVIII в., относятся: икона кон. XVIII-XIX в. (ГИМ - Москва православная: Церк. календарь: История города в его святынях. Окт. М., 2004. С. 463. Ил.), прорись с иконы того же времени (МПИ), икона ок. 1836 г. (датируется по окладу, исполненному в Москве) с надписью о ее привозе в 1837 г. из Валдая и с необычным изображением мон-ря, показанного не с запада, а с севера (частное собрание в США - Orthodox Icons from a Modernizing Age: From the Coll. of L. M. Burgess and S. Jastak Burgess. March 11 - April 15, 1994. Newark, 1994. P. 58, 60. Ill.), икона ок. 1871 г. (датируется по окладу саратовской работы) из Саратовского гос. художественного музея им. А. Н. Радищева («Азъ есмь путь…»: Святыни путевые и паломнические: Кат. выст. Саратов, 2005. Кат. 38), 2 иконы XIX в. (НГОМЗ) и образ кон. XIX - нач. XX в. из частного собрания (Lebendige Zeugen: Datierte und signierte Ikonen in Russland um 1900: Kat./Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. Kat. 30; Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 185). Эти памятники отличаются точным воспроизведением установившейся иконографии - И. в соответствии с традицией, восходящей к эпохе патриарха Никона, почти всегда изображается со скрещенными на груди руками и в набедренной повязке (на саратовской иконе одет в рубаху). По-видимому, букв. восприятие этой иконографии привело к тому, что в народной среде И. иногда отождествлялся с тем отроком, которому принадлежал афонский чудотворный Иверский образ Божией Матери (Описание Боровичского Свято-Духова мон-ря. СПб., 1889. С. 45). Известны примеры дальнейшего развития этого извода: в одном случае вместо Валдайского мон-ря изображается Боровичская обитель (?), хотя сохраняется Иверский образ Божией Матери (икона кон.

http://pravenc.ru/text/200241.html

M.; Hrsg. R. Zacharuk. Tüb., 2005. N 103; миниатюра из лицевых святцев, ГИМ - Москва православная. 2004. С. 461. Ил.) или с открытым плечом, как у блж. Иоанна Устюжского, к-рому И. уподоблен в ряде подлинников (икона из палехского минейного комплекта 1-й пол. XIX в. в собрании И. В. Тарноградского - Св. образы: Рус. иконы XV-XX вв. из частных собр./Авт.-сост.: И. В. Тарноградский, авт. ст.: И. Л. Бусева-Давыдова. М., 2006. Кат. 106). Гораздо более редки сцены перенесения мощей святого: в виде процессии - на иконе из комплекта эмалевых святцев 2-й пол. XVIII в. (?) из ц. Воскрешения Лазаря в Ростове (ГМЗРК - Рус. искусство из собр. музеев Центр. России: Кат. М., 2000. Кат. 72. Ил. 67), в поклонении спеленутому телу И. в храме - на иконе из минейного комплекта 1-й трети XIX в. в собрании М. Е. Елизаветина (Возвращенное достояние: Рус. иконы в частных собр.: Кат./Авт. выставочного проекта: Н. В. Задорожный; науч. ред. и сост.: И. А. Шалина. М., 2008. Кат. 76). В иконописи XX в. образ И. встречается в группе Новгородских чудотворцев в композиции «Все святые, в земле Русской просиявшие» мон. Иулиании (Соколовой) (иконы 1934 г., нач. 50-х гг., кон. 50-х гг. XX в., ризница ТСЛ, СДМ - Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239), на лицевых святцах рус. святых 1959-1962 гг. того же автора (частное собрание), на иконе «Собор Новгородских святых» 60-х гг. XX в. (местный ряд нижнего иконостаса ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде). Неск. совр. икон И. создано для Валдайского и Боровичского мон-рей. Над ракой с частицей мощей святого в Боровичской обители размещен его образ в молении Иверской иконе Божией Матери на фоне Свято-Духова мон-ря (вероятно, восходит к иконе, хранящейся в НГОМЗ). В иконостасе монастырского собора находится фронтальный образ И. на фоне пейзажа с р. Мстой, со Свято-Духовым мон-рем и стоящей за его стенами ц. иконы Божией Матери «Умиление». И. представлен в рубахе и с развернутым свитком в левой руке, т. е. в соответствии с указаниями «Руководства...» Фартусова.

http://pravenc.ru/text/200241.html

это празднование (по-видимому, после смерти патриарха в 1633) было отменено. Память И. отмечена под 23 окт. в Уставе, опубликованном в Москве в 1610 г., в «Палинодии» архим. Захарии (Копыстенского) 1621 г. (РИБ. Т. 4. Стб. 850), в Святцах с летописью (М., 1646. Л. 54 об.), в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). В рукописи «Описания о российских святых», принадлежавшей П. И. Савваитову, содержатся сведения о праздновании памяти И. в Боровичском мон-ре до переноса мощей святого в валдайский Иверский монастырь: «В Бежецкой пятине, в Спаском погосте, за два девяносто поприщь от Великаго Новаграда, в Боровицком монастыри в церкви Сошествия Святаго Духа мощи чудотворца Иякова Боровицкаго лежат наверх земли, в раце древяне. Поют службу с полиелеосом» ( Барсуков. Источники агиографии. Стб. 233-234). В 1885 г. А. Ф. Ковалевский написал акафист И. В 1654 г. Боровичский мон-рь был приписан к валдайскому Иверскому мон-рю. В 1657 г. по указу патриарха Никона мощи И. были перенесены в Иверский мон-рь. В Слове о перенесении мощей И. в Иверский мон-рь необходимость перемещения святыни объясняется тем, что «обаче ово от скудости монастырю, ово за нестроение настоятелей, никимже брегомы есть честные те мощи» (Рай мысленный. Л. 54 об.- 55 об. 1-го счета). Патриарх отправил в Боровичи архим. Иверского мон-ря Дионисия, архим. Вяжищского монастыря Евфимия и игум. Спасского мон-ря в Ст. Русе Феодосия. Патриаршие посланцы стали свидетелями чудесного исцеления некоего иерея, на протяжении 3 лет страдавшего от головной боли и глухоты. И. явился болящему в тонком сне и прикоснулся к больному уху, после чего священник исцелился. За 20 верст до Иверского мон-ря, у Едрова яма, мощи И. встретили сначала Новгородский митр. Макарий , затем патриарх Никон. Патриарх стал участником 2 чудесных событий, совершившихся по молитвам к И. Во время остановки у Едрова яма некая Мария исцелилась от слепоты. Патриарх Никон ее «испытывал», показывая источники на своей мантии и спрашивая об их цвете, на все вопросы она отвечала удовлетворительно.

http://pravenc.ru/text/200241.html

В сер. XVIII в. близ архиерейского места в новгородском Софийском соборе находилась икона без оклада с образами Новгородских святителей Нифонта, Евфимия, М. и Ионы (Описи новгородского Софийского собора. 1993. Вып. 2. С. 72). В описи 1833 г. уточняется, что икона находилась на 2-м столбе и помимо святителей Новгородских на ней был образ Божией Матери «Знамение» (Опись имущества. 2003. С. 525). На иконе «Богоматерь Тихвинская, с Новгородскими святыми» 1-й четв. XIX в., вероятно «романовских писем» (из коллекции Н. П. Лихачёва, ГРМ; см.: «Пречистому образу Твоему поклоняемся…»: Образ Богоматери в произведениях из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 1995. С. 221. Кат. 139), полуфигура М. помещена в медальон, обрамленный цветочной лозой; он в светлой розоватой фелони и белом клобуке, правой рукой двуперстно благословляет, в левой держит раскрытое Евангелие. В кон. XIX в. была написана икона «Избранные Новгородские святители и прав. Иаков Боровичский», предназначенная для врезного чеканного креста-мощевика нач. XVIII в. (частное собрание). М.- вверху слева, в синем саккосе (редкая деталь) и белом клобуке, с Евангелием в руке, образ ориентирован на академическую традицию. Необычный иконографический вариант представлен на иконе «Собор русских святителей» 60-х гг. XIX в., находящейся в соборе равноап. кн. Владимира в С.-Петербурге ( Зеленина Я. Э. От портрета к иконе: Очерки рус. иконографии XVIII - нач. XX в. М., 2009. С. 237. Ил. 204): на одном клейме М. (XIX в.), изображенный вместе со святителями Симеоном и Евфимием, облачен в схиму и архиерейскую мантию, в руке - развернутый свиток с текстом: «Услыши Б[о]же мoлehie мое…» (Пс 60. 2-3); надпись: «с. Моисей схим». В кон. XVII-XIX в. образ М. (обычно в белом клобуке, с округлой бородой, место в ряду святителей варьируется) неизменно включали в композицию «Собор Новгородских чудотворцев», в частности на иконе кон. XVII в., дополненной ликами святых и новгородскими чудотворными образами (СПГИАХМЗ; см.: Иконы Сергиево-Посадского музея-заповедника: Новые поступления и открытия реставрации: Альбом-кат.

http://pravenc.ru/text/2563954.html

Поновление Владимирской иконы Пресв. Богородицы. 21 мая. 1515.             Иосиф преп., игумен Полоцкий. 9 сент. 1516.             Серапион, архиеп. Новгородский. 10 марта. 1521.             Обретение мощей пр. Макария, игумена Калязинского. 26 мая. 1522.             Иоанн, в иночестве Игнатий, князь Вологодский. 19 мая. 1525.             Празднество Смоленской иконе Пресв. Богородицы Одигитрии. 28 июля. 1526.             Иоанн новый, муч. Цареградский от Магометан. 18 апр. 1532.             Артемий праведный, Перкольский. 23 июня и 20 окт. Кирилл, преп. Новоезерский. 4 февр. Корнилий, преп. Комельский. 19 мая. 1533.             Александр преп. Свирский. 30 авг. 1539.             Обретение мощей Андрея, князя Смоленского. 27 окт. Даниил, преп. Переяславльский. 7 апр. Иаков, Боровичский чудотворец. 23 окт. 1540.             Празднование Ржевской иконе Пресв. Богородицы. 11 июля. 1550.             Арсений, преп. Комельский. 24 авг. 1552.             Василий блаж., юродивый Московский. 2 авг. 1554.             Нил, преп. Столобенский. 7 дек. 1556.             Антоний, преп. Сийский. 7 дек. 1563.             Гурий, архиеп. Казанский. 4 дек. 1565.             Геннадий, преп. Костромской. 23 янв. 1568.             Феодосий, преп. Тотемский. 28 янв. 1570.             Филипп, митрополит Московский. 9 янв. 1576.             Варсонофий, еп. Тверской. 4 окт. 1579.             Явление иконы Пресв. Богородицы в Казани. 8 июля. 1582.             Никандр пустынножитель, преп. Псковский. 24 сент. 1591.             Убиение Димитрия, царевича Московского. 15 мая. 1595.             Обретение мощей казанских чудотворцев, Гурия и Варсонофия. 4 окт. 17 век 1606.             Перенесение мощей Димитрия царевича в Москву. 3 июня. 1612.             Празднество Пресв. Богородице за избавление Москвы от Ляхов. 22 окт. 1625.             Перенесение честной ризы Господней от Персиды в Москву. 10 июля. Празднество Пресв. Богородице, ради чудес от Ее иконы Грузинской. 22 авг. 1641.            Празднество Страстной иконе Пресв. Богородицы. 13 августа.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010