Открывая эту, уже четвертую по счету, патрологическую конференцию Общецерковной аспирантуры и докторантуры, я хотел бы предложить вниманию собравшихся обзор жизни и учения прп. Ефрема Сирина. Говоря об учении святого отца, я уделю особое внимание его концепции Божественных имен.   Жизнь О жизни преподобного Ефрема мы знаем значительно больше, чем о жизни большинства других сирийских отцов. Лирическо-аскетический характер творчества прп. Ефрема (неслучайно греческие современники воспринимали его прежде всего как учителя плача и покаяния, а его творения — как образец покаянного исповедания) проявлялся, в частности, в пространных автобиографических размышлениях преподобного, которые выступают наиболее достоверным источником сведений о нем. Многочисленные сообщения о жизни прп. Ефрема содержатся у греческих и латинских авторов: Епифания Кипрского, блж. Иеронима Стридонского, еп. Палладия Еленопольского, блж. Феодорита Кирского, Созомена, Геннадия Марсельского и некоторых других. Считается, что греческие источники во многом повлияли на сирийский текст его жития, датируемый VI в. по Р. Х. (случай этот, по-видимому, уникальный для сирийского святого) . Помимо жития, западносирийская традиция, в которой имя прп. Ефрема было неизменно окружено авторитетом, содержит несколько независимых от греческих источников сообщений о прп. Ефреме, наиболее значимое из них — панегирик Иакова Саругского. Наше изложение мы построим на основании свидетельств обоих типов — автобиографических и житийных, отдавая себе отчет в том, что последние нуждаются в критическом анализе. Исходя из названных источников, перед нами вырисовывается следующая картина. Преподобный Ефрем родился около 306 г. в Нисибине в бедной христианской семье . Родители воспитали мальчика в страхе Божием, однако, по свидетельству самого св. Ефрема, в юности он вел легкомысленную жизнь. Однажды, когда он ночевал в лесу вместе с пастухами, на стадо напали волки и растерзали овец. Хозяин стада обвинил Ефрема в краже и посадил его в тюрьму. Находясь в темнице, прп. Ефрем глубоко пережил свои прежние грехи и дал обет посвятить оставшуюся жизнь покаянию. После семидесяти дней заключения он предстал перед судом, на котором был оправдан. Немедленно по выходе из тюрьмы он удалился в горы и присоединился к живущим там отшельникам, став учеником знаменитого подвижника Иакова Нисибинского.

http://bogoslov.ru/article/5350926

Исповедание веры и мучение Гурия и Самона. Фрагмент росписи придела святых Гурия, Самона и Авива ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Исповедание веры и мучение Гурия и Самона. Фрагмент росписи придела святых Гурия, Самона и Авива ц. прор. Илии в Ярославле. Посл. четв. XVII в. Большинство исследователей признают историческую ценность актов мученичества Г. и С., первоначальная версия к-рых была создана на сир. языке вскоре после события. Она не сохранилась и известна лишь по древним переводам на греч., древнеарм. и лат. языки. Дошедший до нас сир. текст Мученичества был обнаружен в рукописи XV в. и издан в кон. XIX в. патриархом Антиохийским Игнатием II Рахмани (BHO, N 363). В тексте есть имя автора - Феофил Эдессянин, к-рый сообщает о себе, что по рождению был язычником, но перешел в христианство и составил повествование через 5 дней после мученичества Г. и С. Ему же принадлежит и отдельное Мученичество А. Возможно, что работа Феофила над 2 текстами связана с возведением в Эдессе по инициативе еп. Авраама храма, посвященного 3 мученикам, в к-ром были помещены их мощи. По сообщению Эдесской хроники VI в. и анонимной сир. хроники XIII в., это строительство происходило в 345 г. Святые считались покровителями Эдессы. Позже был возведен еще один храм в честь мучеников, к-рый находился у зап. ворот города. Видимо, совместное почитание 3 святых также возникло очень рано. Исследователи датируют оба сир. Мученичества временем до 360 г., поскольку подвиги 3 святых были воспеты в одной из гомилий прп. Ефрема Сирина ( Ephraemi Syri Hymni et sermones/Ed. Th. Lamy. Mechliniae, 1889. T. 3. P. 855), а позже в похвальном слове сир. богослова Иакова Саругского (451-521) (BHO, N 366). В древнейшем сир. месяцеслове указаны памяти 3 мучеников - Г. и С. 15 числа месяца тешри второго (нояб.), А.- 2 числа месяца илула (сент.). В 1-й пол. VI в. Мученичества получили лит. продолжение в агиографическом произведении «История о Евфимии, дочери Софии, и о чуде, которое совершили с ними исповедники Самон, Гурий и Авив».

http://pravenc.ru/text/168390.html

В Киевской духовной академии обсудили актуальные проблемы пастырского служения 21 октября 2021 г. 15:42 Проблемы пастырского служения в современном мире обсудили участники XIII Международной научно-практической конференции «Духовное и светское образование: история взаимоотношений — современность — перспективы», которая состоялась 19 октября 2021 года в актовом зале Успенской Киево-Печерской лавры , сообщает  сайт   Киевской духовной академии и семинарии . Конференция началась пленарным заседанием и представлением президиума, в состав которого вошли: управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний , митрополит Черкасский и Каневский Феодосий , глава Учебного комитета при Синоде Украинской Православной Церкви митрополит Нежинский и Прилукский Климент , ректор КДАиС епископ Белогородский Сильвестр и проректор по воспитательной работе епископ Згуровский Амвросий . После вступительной речи владыки Сильвестра митрополит Антоний зачитал приветственное слово Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия к организаторам, участникам и гостям конференции. Затем владыка выступил с докладом на тему «Вклад Киевских духовных школ в развитие пастырского богословия (XVIII — начало ХХ века)». Далее прозвучали доклады: митрополита Черкасского и Каневского Феодосия — «Пастырский кризис: предпосылки, причины и профилактика»; преподавателя Одесской духовной семинарии протоиерея Андрея Сулакова — « " Движение колливадов " в контексте возрождения православного пастырства во второй половине XVIII века»; преподавателя КДА Сергея Ковача — «Концепт сна в религиозной танатологии преподобного Ефрема Сирина и Мар Иакова Саругского». После пленарного заседания работа научной конференции продолжилась в восьми секциях: «Современные проблемы пастырского служения», «Библеистика и богословие: исторический опыт и современные вызовы», «История Церкви и богословского образования: источники, историография, новые научные дискурсы», «Церковно-практические дисциплины: исторический опыт и перспективы», «Студенческая наука в духовной школе: библеистика», «Студенческая наука в духовной школе: богословие», «Студенческая наука в духовной школе: церковно-исторические дисциплины» и «Студенческая наука в духовной школе: церковно-практические дисциплины». На секциях выступили более 50 докладчиков, в их числе представители духовных и светских учебных заведений из Украины, России, Белоруссии, США, а также преподаватели и студенты Киевских духовных школ. Для иногородних и иностранных докладчиков секции работали в онлайн-режиме. «Православная жизнь» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5854719.ht...

1977. Vol. 35. P. 127-131), представляющее известное только на древнегруз. языке письмо блж. Иеронима Стридонского переводчику произведений блж. Иеронима на греч. язык Софронию; «Слово Иулиана, еп. Тавийского, о крещении Иоанном Господа нашего Иисуса Христа» (Monumenta. 1918. Т. 1. Ч. 1. С. 10-15); гомилии Иакова Саругского «О жизни Богородицы и Рождестве Христовом» (Ibid. С. 174-188), сир. оригинал к-рой издан П. Беджаном в составе трудов Сахдоны (Мартирия) (Martyrii, qui est Sahdona, quae supersunt omnia/Ed. P. Bedjan. P., 1902. P. 720-774 [гомилия 6]; франц. пер. груз. текста: Pataridze T. La version géorgienne d " une homélie de Jaques de Saroug sûr la Nativitée//Muséon. 2008. Vol. 121. P. 389-402); «Слово о праздниках, посланное в Иерусалим православным имп. Юстинианом, о Благовещении, Рождестве, Сретении и Крещении» (Monumenta. 1946. Т. 1. Ч. 2. С. 67-71; лат. пер.: Esbroeck M., van. La lettre de l " empereur Justinien sur l " Annonciation et la Noël en 561//AnBoll. 1968. Vol. 86. P. 356-362); фрагмент «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Monumenta. 1946. Т. 2. С. 87-114). Отдельное место в груз. историографии занимают труды К. по истории грузинской литературы. В 1-й четв. XX в. были известны только устаревшие сочинения А. Хаханашвили (Хаханова) «Очерки по истории грузинской словесности» (Тифлис, 1895-1906. 4 т.) и «Краткая история грузинской словесности» (Тифлис, 1904). К. изучил труды А. Цагарели, Ф. Жордании , Марра, прав. Евфимия Такаишвили, Джавахишвили и др., составил библиографический очерк «Иностранные авторы в древнегрузинской литературе» (1927), разработал отдельные разделы древнегруз. письменности, исследовал груз. переводы Библии, агиографические, канонические, гомилетические, аскетические, гимнографические памятники и др. Результатом обширной работы стала 2-томная «История грузинской литературы» (1923-1924), выдержавшая много переизданий с изменениями и дополнениями, в которой К. научно систематизировал значительный объем груз. лит. наследия. Во введении к изданию К.

http://pravenc.ru/text/1684111.html

Нагель, анализируя группу текстов из Наг-Хаммади, обнаружил в них 6 различных типов истории рая ( Nagel P. Die Auslegung des Paradieserzählung in der Gnosis//Altes Testament - Frühjudentum - Gnosis: Neue Studien zu «Gnosis und Bibel». B., 1980. S. 49-70)). В среде приверженцев таких дуалистических верований, как манихейство и богомильство, есть примеры того, что апокрифические произведения не только стали известными и популярными, но и были канонизированы. Одна из версий «Книг Еноха», «Книга гигантов» в переводе на среднеперсид. язык, переработанная в манихейском духе, была приписана авторству Мани и вошла в число канонических текстов манихейства. Образы «Книг Еноха» стали одними из главных источников при составлении богомильской «Тайной книги», излагающей основные положения космогонии и эсхатологии этих еретиков. А. в. внесли значительный вклад в сложение различных сторон христ. культуры. Прежде всего под их непосредственным воздействием оказалась христ. лит-ра. А. в. стали важной структурообразующей частью всемирно-исторических хроник - жанра, получившего распространение у всех христ. народов. Христ. патристика в лице христ. апологетов и экзегетов активно использовала апокрифические сюжеты и детали для толкования отдельных мест Свящ. Писания и установления интертестаментальных связей ВЗ и НЗ. Сюжеты нек-рых апокрифических сочинений стали темами гомилий прп. Ефрема Сирина , свт. Григория Богослова (Назианзина) , Севира Антиохийского , Иакова Саругского и др. Под самым непосредственным воздействием А. в. сформировались различные виды агиографического жанра (см. Житийная лит-ра ). Так, герои «4-й книги Маккавеев» рассматривались в качестве прототипов христ. мучеников, а сама книга оказала влияние на христ. жанр мартириев- мученичеств . Мотивы «Истории Иосифа и Асенефи» использованы в «Мученичестве св. Варвары», «Мученичестве св. Ирины», «Мученичестве св. Христины». А. в. нашли отражение в различных гимнографических жанрах (см. Гимнография ). Нек-рые воскресные тексты Октоиха развивают представление о том, что Крест Спасителя был сделан из 3 деревьев; кондак, исполняемый в Неделю сыропустную, описывает страдания Адама после изгнания из рая.

http://pravenc.ru/text/75608.html

Как удивились все, когда Тишендорф издал Синайский манускрипт Библии! Мы удивляемся знаменитой библиотеке Фотия, а забываем при этом, что на Афонской горе, в Константинополе, Москве и Киеве найдутся, быть может, многие из 279-ти сочинений, упоминаемых Фотием, и которые мы считаем погибшими; мы не говорим уже о позднейших сочинениях, которые могут быть не менее важны. Все это, конечно, одни надежды, основанные, впрочем, на фактах. Опасно произносить решительный приговор над тем, что сделано в тысячелетний период и что большею частью остается до настоящего времени в неизвестности. Какое, например, понятие, мы могли иметь о сирийской церкви до драгоценных научных открытий Ассемания? И как много наше понятие о ней выяснилось, благодаря тем Нитрийским сокровищам, которые находятся в Британском музее, и которые по частям обнародованы были незабвенным доктором Кюртоном, доктором Ли де Лагарди и Пэйн Смитом. Творения Евсевия, Св. Афанасия, Кирилла Александрийского были значительно пополнены, открыты сочинения Иоанна Ефесского; в скором времени и сочинения Св. Ефрема будут значительно пополнены; а сочинения епископа Едесского Рабулы, равно как и Балея, впервые войдут в отеческую литературу. 92 Таким образом, изучение Рабулы наконец откроет нам связь между Св. Кириллом (Александрийским) и Востоком. Если Бог поможет, то разработаются со временем и сочинения епископа Маруфы Тагритского и монофизитские акты разбойничьего собора, бывшего в Ефесе, в которых находятся сведения об Иве Эдесском. Равным образом и сочинения знаменитого учителя сирийской церкви, плодовитого и классического писателя Иакова Саругского, о котором еще почти ничего не напечатано, быть может, со временем будут обнародованы добросовестным Сирийцем доктором В. Врейтом. Как славно пополняется один пробел за другим в истории Сирийской церкви, о которой несколько столетий тому назад никто и не помышлял! Какая умственная жизнь, какая степень образования! Мы этого и не подозревали! И три известных монофизита Бархебрей (Абульфарач), Диониский Тельмахарийский и Иоанн Ефесский точно также нам весьма полезны, ut audiatur et altera pars.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/svet...

Амвросия Медиоланского с акцентом на установительных словах Господа: «…Хотя теперь и не видно, что Христос приносится, Он Сам приносится на земле, когда приносится Тело Христово; конечно же, Он Сам является в нас, чтобы приносить Жертву, [Тот], Чье речение освящает Жертву, которая приносится» (Idem. Expl. Ps. 38. 7. 25» Более того, это же употребление отражено и в сочинениях нецерковных: у монофизитских авторов – Иакова, еп. Саругского († 521): «…Святой Дух, Его сила, просиявает в хлебе и вине и освящает их, делает их Телом и Кровью» (сир. текст: Homiliae selectae Mar-Jacobi Sarugensis/Ed. P. Bedjan. P., 1905. Vol. 1. P. 657), у Севира Антиохийского († 521): «Хлеб, освящаемый на святых алтарях и таинственно совершаемый, есть воистину Тело Того, чьим Именем он совершается, именно Того, Кто добровольно умер и воскрес нас ради» (сир. текст и англ. пер.: PO. T. 12. Fasc. 2. P. 262-263); и, наконец, в оросе иконоборческого собора 754 года: «Он восхотел, чтобы и хлеб Евхаристии, как неложный образ (εκνα) природной плоти (φυσικς σαρκς), освящаемый через наитие Святого Духа, становился божественным Телом...» (Mansi. T. 13. Col. 261-264) Заключение Каким образом данный взгляд св. Симеона соответствует смыслу и характеру Преждеосвященной Литургии (отсутствие принесения Бескровной Жертвы), он не объясняет. Но, по нашему мнению, в данном случае Жертва и не приносится – именно в условиях совершения данного богослужения происходит как бы умножение Того, Что уже есть от полной Литургии. Так, если на Литургии мы имеем полное отсутствие Св. Даров, которое сменяется после эпиклезы Их действительным присутствием , то на ЛПД полное и совершенное присутствие Св. Даров дополняется лишь Их умножением . На вопрос, почему от соединения с Телом и Кровью не происходит тогда и освящения/преложения самой Чаши, престола и т. д., можно ответить, что в этом нет никакой надобности, т. к. по божественному установлению необходимым веществом таинства является только хлеб и вино, которые и требуют освящения/преложения для приобщения христиан Христу.   Автор выражает благодарность старшему научному редактору ЦНЦ «Православная энциклопедия» Петру Пашкову за содействие при написании статьи . Библиография Карабинов И.А. Св. Чаша на литургии Преждеосвященных Даров//Христианское чтение. Петроград, 1915. 6. С. 737-753; 7/8. С. 953-964.

http://bogoslov.ru/article/6027091

Кириллу Александрийскому. Ф. Х. Каубет Итурбе издал часть катены - на Евангелие от Матфея (CPG. С. 118; Caubet Iturbe. 1969-1970). III. Яковитская катена на Евангелия была составлена на основе копто-арабской путем добавления фрагментов толкований прп. Ефрема Сирина и яковитских писателей Филоксена , еп. Маббугского († 523), Маруты Тагритского († 649), Иакова Саругского, Дионисия бар Салиби и неизвестного по др. источникам автора - Исидора, пресв. Мелитинского (обзор рукописей см.: Graf. Geschichte. 1947. Bd. 2. S. 292-293). IV. Фрагментарная катена на нек-рые перикопы Евангелия из рукописи Vat. Borg. arab. 231. Fol. 242v - 268v, XVI в., составлена из копто-араб. катены с добавлением толкований свт. Иоанна Златоуста, Евсевия Кесарийского, свт. Кирилла Александрийского, прп. Ефрема Сирина. Пролог Евангелия от Иоанна сопровождается фрагментами комментария несторианского писателя Абдаллаха ибн ат-Тайиба аль-Ираки († 1043). Последнее сочинение имело широкое распространение среди коптов под названием «Толкования Восточного». V. Катена на Деяния св. апостолов (CPG. C. 153), соборные Послания (CPG. C. 179) и Послания ап. Павла (CPG. C. 168) из кодекса Cair. Copt. Patr. 576, XII-XIII вв., содержит в основном анонимные толкования; местами катенарные фрагменты предваряются именами авторов: свт. Иоанна Златоуста, аввы Василия (свт. Василия Великого (?)), аввы Кириака. Каждая библейская книга предваряется предисловием, повторяющим в общих чертах прологи Евфалия . Катена на Послания ап. Павла по форме и составу близка к греч. катене, приписываемой Икумению ( Staab. 1933. S. 182-183). Араб. перевод схолий свт. Афанасия Великого на псалмы не является катеной, хотя внешне похож на нее. Он сохранился в 2 рукописях - Ambros. & 1 sup., XVI в., и Copt. Monast. Abu Maqar. 469, XVIII в., и имеет важное значение для изучения греч. катенарной традиции толкования свт. Афанасия на псалмы. В XVII в. Дж. Ф. Буцци сделал букв. перевод на лат. язык с миланской рукописи (не издан; сохранился в 4 рукописях: Ambros.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

перевод произведений античных авторов: 3 сочинений Плутарха и 1 - Лукиана, нек-рых изречений Пифагора. Из 110 рукописей нового собрания 79 являются фрагментами, в их числе - 9 отрывков из книг ВЗ VI и VII вв. (Sinait. syr. Sp. 1-8, 79), 10 отрывков из Псалтири (в т. ч. Sinait. syr. Sp. 9, VII в.) и 40 отрывков из сочинений отцов Церкви и церковных писателей (свт. Амфилохия , еп. Иконийского, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, прп. Ефрема Сирина, Евагрия Понтийского, прп. Иоанна Лествичника, Иакова Саругского и др.); из них наибольший интерес представляют 2 фрагмента. 1-й (Sinait. syr. Sp. 23) содержит текст из считавшегося утраченным соч. «Главы против Гаия» сщмч. Ипполита Римского . 2-й (Sinait. syr. Sp. 37) - отрывок из «Ареопагитик» (Sinait. syr. 52). Нек-рые фрагменты содержат ранее неизвестные сир. переводы произведений греч. авторов, напр. Житие свт. Григория Чудотворца, написанное свт. Григорием Нисским (Sinait. syr. Sp. 24), и Житие прп. Евфимия Великого, созданное Кириллом Скифопольским (Sinait. syr. Sp. 36); др. фрагменты сохранили перевод утраченных греч. редакций тех или иных произведений, напр. Сказания об обретении Честного Креста Господня Иудой-Кириаком (Sinait. syr. Sp. 40) и Жития прп. Марии Египетской (Sinait. syr. Sp. 46). Нижний текст сир. палимпсеста Sinait. syr. Sp. 12 (Х в.) представляет собой арм. перевод толкования свт. Иоанна Златоуста на псалмы. В числе новых находок - 9 сир. папирусов. Старое собрание сир. рукописей включает 3 манускрипта XI в., написанные на диалекте, известном как христ. палестинский арамейский или палестинский сирийский: 2 Евангелия-лекционария, имеющие точные даты написания (1092 и 1094), и сборник святоотеческих творений. Кроме того, Профитологий (Sinait. syr. 178, Х в.) содержит 6 листов, написанных на этом диалекте, с текстом мемр (поэтических гомилий), посвященных апостолам Петру и Павлу. Предварительный каталог новых находок составлен мон. Филофеей, 79 сир. фрагментов описаны и опубликованы С. П. Броком.

http://pravenc.ru/text/Екатерины ...

Писании, ни в истории. Из св. Писания брали в основание ей Ucx. VII-X ; Anok. XVII, 1–14 . Но против первого (т.е. основания на кн. Исход) еще Августин вооружался, называя объяснение истории египетских казней применительно к состоянию церкви – одною догадкой ума человеческого. В самом деле между казнями нечестивого Египта, служившими к освобождению избранного народа из рабства, и гонениями, воздвигаемыми нечестием язычества против св. Церкви, мало соответствия. Во втором случае (Апокал.) стих 12 (и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час), прямо говорит, что десять царей, имеющие бороться с Агнцем еще не являлись; между тем по толкованию вышеупомянутых лиц в число этих десяти должны быть внесены и Нерон и Домициан, тогда как Иоанн писал свое откровение после открывшегося гонения на христиан при Домициане. – История же представляет, во первых, что многие гонения против христиан были воздвигаемы не императорами, во вторых, гонений местных и всеобщих было более десяти, а всеобщих, по указам императоров, менее десяти. – Уважение к благочестивому преданию составляет отличительную черту в ученых трудах Горского, но это уважение у него далеко было от крайностей. Если предание не выдерживало серьезной критики научной, он нисколько не сомневался отказывать ему в доверии. Так, под его критическим анализом разрешается в легенду известное сказание о семи отроках, спящих в Ефесе. В лекциях Горского встречаем по указанному вопросу очень замечательный этюд такого содержания. «История семи отроков, спящих в Ефесе, по памятникам становится известною в западной Европе через Григория турского (VI в.), который говорит, что узнал ее при помощи сирского переводчика. На сирском языке действительно известно сказание Иакова, саругского (в Месопотамии) епископа (Assem. Bibi. Orient. 1.1, р. 288), который жил во второй половине V века. Между его произведениями или беседами, писанными стихами, есть De pueris Ephesi (Assem., ibid., 335–337), которое переведено в Act.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010