3) Крест серебреный небольшой чеканный, весь вызолощен; весу в нем 56 ½ золотников. 4) Крест серебреный чеканный вызолощенный; старинной работы большой; весу в нем 88 ½ золотников. 5) Крест серебреный чеканный, вызолощенный же весь, старинной работы, большой; весу в нем 83 ¾ золотника. 6) Крест наперсный серебреный чеканный с одной точию стороны вызлощенный; внутрь онаго в воскомастике положены частицы мощей разных Святых, о которых изображено на том же кресте, а именно: Пророка Даниила; Апостола Андрея Первозванного; Евангелиста Марка; Апостола Варнавы ; Архидиакона Стефана: Игнатия Богоносца ; Царя Константина; Феодора Стратилата; Пантелеймона Целителя; Евстафия Плакиды; Иакова Персянина; Анастасия Персянина; Мученика Меркурия: Мученика Прокопия, Мученицы Анастасии, Мученицы Марины; Феодосии девицы. 10-ть Анафорных тарелочек серебреных разной величины и веса. В) Кадильницы 1) Кадильница серебреная чеканная Московской работы с цепками отливными, верх ея крест маленький; под ея седесом три серебренные звонцы. Весу 1 фунт 51 1/8 золотника. 2) Кадильница серебренная самой простой старинной работы, весом 66 ½ золотников. 3) Кадильница медная чеканная старая Московской работы с цепками. Г) Церковные Священные книги разные 1) Евангелие новое на Александрийской веленевой бумаге Московския с киноварью печати, печатано в лето от Рождества Христова 1759, индикта 7 месяца февраля, на нем дска передняя вся серебреная на древе накладная с высокою искусною чеканкою совершенно вызлощена; на оной дске дней вверху на облацех имеющих шестерых Ангелов на наложенном треугольнике с дробною просечью вызлащенною вчерни, начертано литерами Бог; под тем облаком вычеканена статуя с Овчатем Пастыря доброго. На средине дски оныя, между золоченною дробною просечью под чернью образ Воскресения Господня; под тем подобнагож искусства чеканного, страстные орудия, а в средине тех, гридорованное с чеканьюж на гладком особо сделанном и приложенном к дске кресте Распятого Спасителя. По углам того Евангелия на просечной же позлащенной земли вчерниж изображено четыре Евангелиста.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

20 . Прп. Евфимия Вел., мчч. Васса, Евсевия, Евтихия и Василида, Инны Пинны и Риммы. 21 . Прп. Максима Исповедника , мчч. Неофита, Евгения, Кандида, Валериана, Акилы и Анастасия, мц. Агнии, прп. Максима Грека ; прп. Иакова, еп. и исповедника, претерпевшего гонение за иконопочитание при Копрониме. Раскольники говорят, что Максим Исповедник († 622), будучи архимандритом, принял Пирра, патр. Константинопольского от монофелитской ереси и присоединил его к церкви. Но по рассказу Жития, Пирр имел только прение с Максимом Исповедником и «препрен быв, приста к православию и принят церковию любезно». Прп. Максим грек († 1556) первый на Руси открыто высказал мысль о неисправности наших церковно-богослужебных книг и необходимости их исправления не только по славянским, но и греческим книгам, за что и подвергся гонениям. 22 . Св. ап. Тимофея, прмч. Анастасия Персянина, мчч. Мануила, Георгия, Петра, Леонтия, Сиония, Гавриила, Парода пресвитера и проч. 377; прмч. Анастасия, диакона Печерского. 23 . Сщмч. Климента, еп. Анкирского; мч. Агафангела, свт. Павлина, еп. Ноланского; прпп. Мавсимы Сирина, Саламана молчальника и Геннадия Костромского. Воспоминание VI Всел. Собора, бывшего в 680 г. и осудившего ересь монофелитов. 24 . Прп. Ксении, прп. Македония; мчч. Вавилы Сицилийского и двух учеников его: Тимофея и Агапия; перенесение мощей прмч. Анастасия Персянина. 25 . Свт. Григория Богослова . Празднование образу Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». Прпп. Поплия и Мара певца; мчч. Филицаты и семи сыновей ее; свт. Моисея, архиеп. Новгородского. Во время обучения в Афинах свт. Григорий Богослов , подобно другу своему Василию Вел., знал только две дороги: одну – к св. храмам и находящимся при них наставникам, а другую – к училищу. Пустыня сильно привлекала его, но он решился остаться в доме родителей, чтобы в лице их служить обществу и в то же время быть строгим аскетом. Постоянным занятием его было упражнение в слове Божием. По своему смирению, свт. Григорий Богослов неохотно принял скачала сан пресвитера, а затем епископа. По словам церковных песнопений, он был «благочестия поборник», «сеятель правых догматов всечудный, отгонитель еретичествующих зело крепчайший», «светлый светильник вселенныя, слава православия». Ради мира церковного он жертвовал своими интересами. Так, он уступил Сасимскую кафедру другому епископу, когда узнал, что туда, по проискам врагов, назначен другой епископ, и отказался от Константинопольской кафедры, на которую был избран Отцами II Всел. Собора (381), когда другие епископы стали оспаривать ее.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

15 . Чтется чудо и мучение святых исповедников (каких не сказано). 16 . Евангелиста Матфея и мученика Варлаама. 17 . Григория чудотворца . 18 . Мучеников Платона и Романа. 20 . Предпразднство Введения Богородицы. 21 . Введение Богородицы. 22 . Попразднство Введения и преподобого Фаддея Студийского. 23 . Григория епископа Акрагантского. 25 . Священномученика Петра папы Александрийского и священномученика Климента папы Римского. 26 . Мученика Меркурия и преподобного Алипия столпника. 27 . Иакова Персянина. 28 . Стефана нового и иже с ним, Петра и Павла и дружины их. 30 . Апостола Андрея. Декабрь (листы 101 оборот – 121 оборот). 4 . Великомученицы Варвары и св. Иоанна Дамаскина . 5 . Преподобного Саввы. 6 . Преподобного отца нашего (sic) Николы. 7 . Преподобного отца нашего Амвросия. 9 . Зачатие св. Анны. 11 . Преподобного Даниила столпника. 12 . Преподобного (sic) Спиридона епископа. 13 . Мученика Евстратия и дружины его. 17 . Пророка Даниила и трёх отроков. 22–24. Предпразднство Рождества Христова. 25 . Рождество Христово. 27 . Первомученика Стефана. 28 . Мучеников дву тьму. 29 . Святых младенец и св. Маркелла. 30 . Апостола Тимофея. 31 . Попразднство Рождества Христова. Январь (листы 121 оборот – 140 оборот). 1 . Обрезание Господа нашего Иисуса Христа и Василия Великого . 5 . Навечерие Богоявления. 6 . Богоявление. 7 . Собор Иоанна Крестителя и от Антиохии перенесение честный его руки. 9 . Св. Полиевкта. 10 . Св. Григория Нисского . 11 . Преподобного Феодосия. 12 . Мученицы Татианы. 13 . Попразднство Богоявления. 14 . Память отец убиенных на Синае и на (sic) Раифе. 15 . Иоанна Каливита и Павла Фивейского. 16 . Поклонение честным веригам ап. Петра. 17 . Преподобного Антония Великого . 18 . Возвращение от изгнания св. Афанасия (Александрийского) и память св. Кирилла Александрийского . 19 . Преподобного Макария Египетского . 20 . Евфимия Великого. 22 . Апостола Тимофея и мученика Анастасия («Анастаса») Персянина. 23 . Мученика Климента Анкирского. 24 . Преподобной Ксении.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Когда он молился таким образом, один из присутствовавших при казни святого, взяв нож, отсек его честную главу, и святой, окончив, таким образом, свои мученические подвиги, предал святую душу свою в руки Божии. Честное же тело его, раздробленное на части, лежало на земле до ночи. Ночью верующие, собрав все члены, погребли их вместе с телом, прославляя Отца и Сына и Святого Духа 7749 . Аминь. Тропарь, глас 4: Мучении странноужасными, и доблестию терпения всех преудивил еси многострадальне, над коимждо составом удеси резания, благодарны мольбы предивне изрекл еси Господу. Тем во страдании твоем венец прием, к престолу возшел еси небеснаго Царя Христа Бога, Иакове: Того моли спасти души наша. Кондак, глас 2: Уверився доброю сопружницею терпеливодушне, и страшнаго судища убоявся, персское повеление и страх Иакове поплевал еси и явился еси мученик честный, телом яко розга режем. 7742 Спекуляторами в Римской империи назывался отборный отряд преторианцев, обязанных служить самому императору. Здесь под именем спекуляторов нужно разуметь воинов, находившихся при Персидском царе. Осудив святого Иакова на усечение всех членов, Варахран исполнение этой казни естественно поручил находившимся при его особе воинам. 7744 Господь Иисус Христос был пригвожден ко древу в шестой день недели, начиная счет с воскресенья, и в шестой час дня (по нашему 2-ой). 7745 Когда Господа Иисуса Христа вознесли на Кресте, то Он был пригвожден четырьмя гвоздями, вбитыми в две кисти рук и в две ступни ног. Так образовалось у него четыре язвы или раны; пятая нанесена была воином после Его крестной смерти, когда воин копием пронзил Ему ребро. 7748 Левая сторона знаменует погибель вечную потому, что Сам Господь в Своем изображении Страшного Суда говорит, что Сын Человеческий поставит грешников по левую сторону Себя. 7749 Кончина св. Иакова мученика последовала в 421 г. Когда впоследствии издан был указ в Персии сожигать св. мощи мучеников, христиане отправили мощи Иакова в Иерусалим, откуда при императоре Маркиане (в половине V в.) они перенесены были Едесским епископом Петром в Тавенну, что в Египте. По другому сказанию, они перенесены были из Персии в Италию, где глава святого мученика хранится доныне в Ватиканской базилике. Есть мощи его и в Браге, в Португалии, где перенесение их празднуется 22 мая.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Алипий скончался при императоре Ираклии (610–641 гг.) близ Адрианополя Пафлагонского. Честная глава его в настоящее время находится на Афоне в монастыре Кутлумуш. Память преподобного Иакова Отшельника Иаков отшельник, подвизался близ Кира в Сирии, в V веке. Кончина его относится к 457 г. Воспоминание освящения храма великомученика Георгия в Киеве Георгиевской церкви не уцелело до настоящего времени никаких остатков. управитель от князя, низший судья; а здесь — как надсмотрщик при княжеской стройке. род древнерусской монеты, равнявшейся половине четвертака, т. е. 12,5 коп. первый митрополит на Руси из природных русских. Он избран был самим князем и собором епископов и почтен саном митрополита за свою подвижническую жизнь и учительность; управлял Русскою Церковию с 1051–1054 г. Им написано «Слово о Законе и Благодати», «Исповедание веры», а также сохранились и другие поучительные послания его и слова. же праздник святому Георгию 26 ноября существовал, как и доселе существует, и в Греции, также по случаю освящения в честь сего святого одной греческой церкви. Страдание святого мученика Иакова Персянина царствовал с 399 по 420 г.; сын его Варахран царствовал с 420 по 438 г. в Римской империи назывался отборный отряд преторианцев, обязанных служить самому императору. Здесь под именем спекуляторов нужно разуметь воинов, находившихся при Персидском царе. Осудив святого Иакова на усечение всех членов, Варахран исполнение этой казни естественно поручил находившимся при его особе воинам. притча Христова о 5 мудрых и 5 юродивых девах. (Мф.25:1 — 13) Иисус Христос был пригвожден ко древу в шестой день недели, начиная счет с воскресенья, и в шестой час дня (по нашему 2-ой). Господа Иисуса Христа вознесли на Кресте, то Он был пригвожден четырьмя гвоздями, вбитыми в две кисти рук и в две ступни ног. Так образовалось у него четыре язвы или раны; пятая нанесена была воином после Его крестной смерти, когда воин копием пронзил Ему ребро. в виду притча о талантах, под образом которых разумеются духовные дарования людей. (Мф.25:14–30).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Память 25 Ноября Житие И Страдание Святого Священномученика Климента, Папы Римского Житие И Страдание Святого Священномученика Петра, Архиепископа Александрийского Память Преподобного Петра Молчальника Память 26 Ноября Житие Преподобного Отца Нашего Алипия Столпника Память Преподобного Иакова Отшельника Воспоминание Освящения Храма Великомученика Георгия В Киеве Память 27 Ноября Страдание Святого Мученика Иакова Персянина Память Преподобного Романа Память Святого Иакова, Епископа Ростовского Память Святого Палладия, Епископа Еленопольского Память 28 Ноября Страдание Святого Преподобномученика Стефана Нового Житие Святого Отца Нашего Феодора, Архиепископа Ростовского Память Святого Мученика Иринарха Память Святых Мучеников, Со Святым Стефаном Новым За Святые Иконы Пострадавших Память 29 Ноября Память Преподобного Отца Нашего Акакия Синайского Память Святого Мученика Парамона Память Святого Мученика Филумена Память 30 Ноября Подвиги И Страдания Святого Апостола Андрея Первозванного Память Святого Фрументия, Архиепископа Индийского Жития Святых — месяц ноябрь Димитрий Ростовский ЖИТИЯ СВЯТЫХ   по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского   Месяц ноябрь Память 1 ноября Житие и чудеса святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Святые Косма и Дамиан, братья по плоти, были родом из Азии [ 1 ]. Отец их был язычник, мать же, по имени Феодотия — христианка. Пребывая по смерти своего мужа во вдовстве и проводя время в усерднейшем служении Христу, она всю свою жизнь посвятила на то, чтобы благоугодить Богу. И была она, как та вдовица, которую восхваляет Апостол: «Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь» (1 Тим.5:5). Живя богоугодно сама, она научила тому же и возлюбленных детей своих, Косму и Дамиана, ибо воспитала их в добром наставлении вере христианской и в изучении Божественных Писаний и наставила их на всякую добродетель. Придя в совершенный возраст и утвердившись в непорочной жизни, по закону Господню, Косма и Дамиан были как бы два светильника на земле, сияющие добрыми делами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Как всегда, заметное место среди публикаций нового тома занимают статьи о епархиях Русской Православной и других Поместных Православных Церквей. В том вошли материалы о двух ныне действующих епархиях Московского Патриархата — Иваново-Вознесенской и Кинешемской, Ивано-Франковской и Коломыйской (Украинская Православная Церковь). Отдельный материал посвящен Златоустовскому викариатству Уфимской (позднее Свердловской) епархии Русской Православной Церкви, в настоящее время не существующему. В 20-м томе также размещены описания Зворникской-Тузланской епархии Сербской Православной Церкви, Зихнийской и Неврокопийской митрополии Элладской Православной Церкви, а также Зугдидско-Цаишской епархии Грузинской Православной Церкви. Новый том «Православной энциклопедии» содержит ряд статей, посвященных чудотворным и чтимым иконам Пресвятой Богородицы. Среди них наиболее значимой является статья об иконе Божией Матери «Знамение», в которой рассматривается не только история знаменитого чудотворного образа из Новгорода Великого, обретенного в XII в., но и его чтимых списков, прослеживается развитие иконописного извода, лежащего в основе этой иконы. Также, благодаря 20-му тому, можно узнать о таких менее известных, но широко почитаемых на Украине иконах Пресвятой Богородицы, как «Зверинецкая» и «Зиновинская». Традиционно наибольшую часть материалов «Православной энциклопедии» составляют статьи о святых Православной Церкви. Среди публикаций агиографической тематики в томе преобладают статьи, посвященные святым, носившим имя «Иаков». В их числе — жизнеописания апостолов от Двенадцати — св. Иакова Алфеева и св. Иакова Зеведеева, а также апостола от Семидесяти, первого епископа Иерусалимского Иакова. Обращают на себя внимание статьи, рассказывающие о св. Иакове, епископе Нисибинском (IV в.), св. великомученике Иакове Персянине (V в.), св. епископе Ростовском Иакове (XIV в.), русских преподобных Иакове Железноборовском (XV в.), Иакове Галичском (XV в.), Иакове Соловецком (XVI-XVII вв.) и св. праведном Иакове Боровичском (XV в.).

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

26 . Прп. Алипия столпника; освящение церкви св. вкмч. Георгия, яже в Киеве у златых врат; прп. Иакова отшельника, свт. Иннокентия, первого еписк. Иркутского. Свт. Иннокентий Иркутский († 1731 г.) своими честными мощами убедительно доказывает раскольникам, что наша православная Церковь есть истинная Церковь Христова, полная благодати Св. Духа. 27 . Вкмч. Иакова Персянина, прп. Палладия. Знамение Пресв. Богородицы, бывшее в Великом Новеграде; Свт. Иакова еписк., Ростов. чудотв., прп. Романа чудотв.; обретение мощей св. кн. Всеволода, во св. крещении Гавриила, Псков. чудотв. Св. Иаков Персянин († 421 г.) подвергнут был за исповедание христианской веры страшным мучениям. У него, по повелению Персидского царя Исдегерда, последовательно, один за другим, отрезали все члены тела, притом так, что каждый палец рук и ног отдельно. Не смотря на страшные мучения, св. Иаков немолчно прославлял Господа и, когда отрезали у него 4-й палец ноги, сказал: «Вскую прискорбна еси, душа моя, и Вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, силою четвероконечнаго креста спасающаго мя». На чудотворной иконе Знамения Божией Матери, находящейся в Новгороде, Спаситель изображен с обращенною к Себе ладонью руки, благословляющей именословно. 28 . Прпмч. Стефана Нового; мч. Иринарха и с ним 7 жен, мчч.: Василия, Стефана, двух Григориев, Иоанна и мн. др. 29 . Мч. Парамона и с ним 370 мчч.; прп. Акакия, иже в Лествице свидетельствованного; мч. Филумена, прп. Нектария Печерского. 30 . Св. ап. Андрея Первозванного; свт. Фрументия, архиеп. Индийского. Св. ап. Андрей Первозванный был распят на четвероконечном кресте, (на подобие буквы X), но, «пришел ко кресту, не поругался, яко ныне врази Христовы поругаются», а сказал: «благословен буде кресте, иже плотию Христовою освящен»; при этом «и инии велию честь и поклонение кресту сотвориша» (Кир. кн. л. 174 об. –175). Декабрь 1 . Прор. Наума, мч. Анании, свт. Филарета Милостивого. 2 . Прор. Аввакума, прп. Афанасия, затворника Печерского; прпп.: Иоанна, Ираклемона, Андрея и Феофила; мц. Миронии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Нигде нет такого множества частиц св. мощей, как в Благовещенском соборе. 29 серебряных ковчегов вмещают в себе мощи: Василия Великого , Иоанна Дамаскина , Андрея Первозванного, Анны, Матери Пресвятой Богородицы, Архидиакона Стефана, Игнатия Богоносца , Евангелиста Марка, царя Константина, Григория Декаполита , Анастасии Римляныни, Пимена Великого , Евстафия Плакиды, Феодора Стратилата, Стефана Нового, Апостола Тита, Феодора Сикеота, Кира Бессребреника, Апостола Варнавы , Михаила Малеина, Ефрема Сирина , Иоанна Милостивого, Кн. Романа Углицкого, Преподобной девицы Феодосии, мучеников: Прокопия, Анфима, Меркурия, Анфиногена, Иакова Персянина, Пантелеймона, Георгия, Варвары, Киприана, Акепсима, Анастасия Перского, Иакова, (одного из 40), Маманта, Лукиана, Елевферия и проч. между мельчайшими частями замечательны мощи: одного из младенцев, при Ироде избиенных, пророка Даниила, Лазаря Четверодневного, Елисаветы, Матери Предтечевы; Апостолов: Иакова, брата Божия, Варфоломея, Тита, Тимофея, Прохора, Варнавы, Филиппа; Евангелистов: Матфея, Марка и Луки, Иоанна Предтечи, Василия Великого , Иоанна Златоустог о, Николая Чудотворца, Иоанна Дамаскина , Тихона Чудотворца, Иоанна Лествичника , Спиридона Чудотворца, Григория Декаполита , Первомучеников Стефана Архидиакона и Феклы, Дамиана Бессребреника, Георгия Победоносца, Димитрия Мироточивого, Игнатия Богоносца , Климента Агкирского, Григория Акрагалтийского, Никифора Исповедника, Григория Солунского, Кирилла Александрийского , Даниила Столпника, Феодора Сикеота, Феофана Нового, Феодора Тирона, Феодора и Андрея Стратилатов, кн. Михаила Черниговского, Александра Невского, Владимира Равноапостольного и Георгия. Мучеников: Арефы, Артемия, Евстратия, Мины, Варвары, Евфимии, Параскевы, Екатерины и проч. и проч. – Тут же находится серебряный кивот с страстями Спаса, где под стеклом сохраняются: 1) ароматы, коими было помазано тело Иисуса Христа, 2) часть нешвенной ризы Господней, 3) губа, которою напаяли уста Иисуса Христа, 4) Его кровь, 5) часть камени гробного, 6) часть ризы Богородицы, 7) власы из брады Христовой, 8) камень от столба, при котором привязан был Спаситель, 9) венец терновый, 10) часть багряницы, закрывавшей тело Спасителя, на кресте, 11) кровь из ребра Его, 12) хитон Его, 13) камень от яслей, где положен Он был по Рождестве, 14) часть от трости, коею били Иисуса, 15) камень от доски, на которую положено было Его тело, снятое со креста, 16) ароматы, принесенные Марфою и Мариею.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Кроме собора есть параклисы: 1) Покрова Пресвятыя Богородицы; 2) св. Архангелов; 3) св. Предтечи Господня Иоанна; 4) св. двенадцати Апостолов; 5) св. первомуч. Стефана; 6) св. сорока мучеников; 7) святителя Николая Чудотворца; 8) св. великомуч. Димитрия Солунскаго; 9) препод. Симеона и Саввы Сербских ктиторов обители и 10) св. великомуч. и Победоносца Георгия. Хилендарь основан св. Саввою, архиепископом Сербским, в конце XII и в начале XIII веков, при царственных пособиях его родители и родичей, и оставался исключительным приютом для сербов. Ныне здесь более болгары. От Хилендаря до Есфигмена три четверти часа ходу, до Кареи шесть часов. 7. Есфигмен (Киновия). Соборный храм в честь Вознесения Господня. В соборе кроме Животворящаго Древа Крестнаго есть мощи: глава св. ап. Иакова Алфеева; часть главы св. Парфения, епископа Лампсакийскаго; левая нога св. Марии Магдалины; часть главы св. Афанасия, патриарха Цареградскаго; челюсть св. Иакова Персянина; части св. Иоанна Златоустаго, св. священномуч. Харалампия и Модеста; св. великомуч. Пантелеимона; св. великомуч. Варвары, Меркурия, Евфимия; св. муч. Марины; св. Трифона; св. Стефана Архидиакона и св. Ермолая; глава препод. муч. Агафангела Новаго и другия. Кроме собора здесь параклисы: 1) Успения Богоматери; 2) св. Архангелов; 3) Григория Паламы; 4) св. Константина и Елены; 5) св. Анфима, священномуч. Никомидийскаго; 6) св. Нилов—Святогорскаго и Синайскаго; 7) св. Георгия и Геннадия, патриарха Константинопольскаго. По преданию, Есфигмен основан в V веке по Р. X. греческим Императором Феодосием и его сестрой Пульхерией. В последствии возобновлен усердием царей Сербских. Есть также предание, впрочем, недавнее, что здесь первоначально подвизался, на соседственной с монастырем горе Самаре, в пещере, препод. Антоний Киевский. Над пещерою устроена небольшая, но прекрасная церковь в честь сего святаго. От Есфигмена до Ватопеда два часа ходу, до Кареи пять часов. 8. Ватопед (Идиоритм). Соборный храм — Благовещения Пресвятыя Богородицы. Кроме частей Животворящаго Древа Креста, трости, губы, хламиды и власов Христовых, здесь находится единственная и бесценная святыня Ватопеда — пояс Богоматери и чудотворныя иконы:

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010