Видение Иаковом таинственной лестницы На пути Иаков остановился в поле ночевать, подложил под голову камень и уснул. И вот, он видит во сне: стоит лестница на земле, а верх ее касается неба. Ангелы Божии восходят и нисходят по ней, а на верху лестницы стоит Сам Господь. И говорит Господь Иакову: «Я Господь, Бог Авраама и Исаака. Не бойся! Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и твоему потомству. И будет потомство твое многочисленно, как песок земной, и в семени твоем благословятся все народы земли. И вот, Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь, и возвращу тебя в эту землю». Здесь под семенем или потомком его, через которого благословятся, то есть осчастливятся, все народы, разумеется Спаситель. Лестница же, соединявшая небо с землею, прообразовала Божию Матерь , через Которую Сын Божий, родившись от Нее, сошел на землю для спасения людей. Божия Матерь, как та лестница, соединила небо с землею. Проснувшись, Иаков сказал: «Страшно сие место: это – дом Божий, это – врата небесные». Камень, на котором он спал, поставил он памятником и возлил на него елей (масло) в жертву Богу. Место это он назвал Вефиль , что значит: дом Божий . После этого, с надеждою на помощь Божию, он спокойно продолжал свой путь в Месопотамию. Иаков пришел в Харран к Лавану, к брату матери своей (т. е. к шурину, или иначе, к швагеру). Иаков рассказал Лавану обо всем и остался жить и работать у Лавана. Лаван спросил Иакова, какую он хочет плату за свою работу. Иаков согласился работать Лавану семь лет за дочь его, Рахиль , чтобы потом жениться на ней, т. к. он ее полюбил. Но Лаван хитростью отдал Иакову в жену не Рахиль, а старшую свою дочь Лию , оправдываясь тем, что таков местный закон, чтобы не отдавать младшую дочь раньше старшей. Тогда обманутый Иаков согласился работать еще семь лет за Рахиль . Через двадцать лет Иаков благополучно возвратился к отцу своему, в землю Ханаанскую, с большою семьей и имуществом. Исав же, давно не видевший брата своего, радостно встретил Иакова еще на пути. Господь, при особых таинственных обстоятельствах испытав силу Иакова, дал ему новое имя Израиль , что значит «бого-борец». И стал Иаков родоначальником народа Израильского , или, что то же, Еврейского . ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию, в кн. «Бытие» ( Быт.28:10–22 ; Быт.29–35 ). Читать далее Источник: Закон Божий: для семьи и школы/сост. прот. Серафим Слободской. – Минск : Издательство Белорусского Экзархата, 2011. - 720 с. ISBN 978-985-511-297-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Slobod...

Также у Исаии мы читаем по еврейскому тексту: «Бремя Думы. Кричат мне из Сеира: сторож! сколько ночи? сторож! сколько ночи?» ( Ис. 21, 11 ). И Иеремия согласно с этим пророчеством говорит: «еда есть к тому мудрость в Фемине» ( Иер. 49, 7 )? и прочее до конца этого пророчества, где говорится: «и будет сердце сильных идумейских в той день, яко сердце жены родящия» ( Иер. 49, 22 ). За исключением измененного порядка и других кажущихся разностей, значительная часть [пророчества] Авдия заключается в книге Иеремии. Таковы горы Сеир, к которым обращает лицо пророк Иезекииль и о которых говорится: «поставлю гору Сеир пусту и опустевшу» ( Иез. 35, 7 ), и немного далее «пуста будеши, горо Сеир, и вся Идумея» ( Иез. 35, 15 ). Долго было бы пересматривать все Писания и приводить из них места, относящиеся к горам Сеир, а в особенности из Малахии, у которого непосредственно в начале книги написано: «не братом ли был Исав Иакову? – говорит Господь. – Однако Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел, и предал горы его опустошению и наследия его драконам пустыни. Если же Идумея скажет: «мы разорены, но мы восстановим разрушенное», то так говорит Господь воинств: они построят, а Я разрушу, и прозовут их пределами нечестия и народом, на который Господь прогневался навсегда» ( Малах. 1, 2–4 ). Так как нам уже известно, что земля идумейская противоположна земле обетованной, и так как мы читали, что Исав был врагом Иакова и народом, на который Господь прогневался навсегда, то мы должны соответственно законам иносказательного изъяснения знать, что речь направлена или против иудеев (которые служат врагами христиан и преследуют брата своего, Иакова, – этот народ запинателей, предвосхитивший у них первородство), или, может быть, против всех ересей и учений, противных истине, которые. хотя и кажутся близкими нам, однако более враждебны нам и стараются изгнать из отеческого наследия простых обитателей дома Иаковлева. Но Идумея, далее, значит также «земная» и, по причине красного цвета, может быть понимаема, как «кровавая».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Смерть, конечно, не оставляла попыток вернуть свое достояние. Болезнь, уродство, проказа – вот средства, чтобы человек озлобился и был несвободным. Поэтому Божественная Свобода объявила войну вселенским болезням. В этой войне Господь прибегает к чуду, то есть к нарушению физических законов, к царствованию духовного мира над дольним. Чудесное действие на самом деле представляло собой возвращение в райское бытие, когда деятельность Бога и человека была сплошь чудесной историей. Возвращение в первозданное Бытие представляло собой созидание Нового Бытия. В этом Бытии царствовал не грех, но Бог. А первыми участниками этого Царства стали Апостолы, которых избрал Христос, наделив Своей властью. «Потом взошел на гору и позвал к Себе, кого Сам хотел; и пришли к Нему. И поставил из них двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов; поставил Симона, нарекши ему имя Петр, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть " сыны громовы " , Андрея, Филиппа, Варфоломея, Матфея, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона Кананита и Иуду Искариотского, который и предал Его» (Мк. 3: 13-19). Евангелист подчеркивает творческую волю Христа, знающего путь каждого человека. Спросят: зачем был призван Иуда? Чтобы исполнить предназначение. И в то же время для того, чтобы показать, куда может завести человека свобода, не идущая вослед Богу. Собственно, это уже не свобода, но ее жалкая тень. Конечно, господь знал слабости каждого апостола, но и понимал, что наступит тот момент, когда вера их будет непоколебима, когда Царствие Божие они будут брать силою. И, конечно, любая борьба сопровождается определенными трудностями. Разве не знал Господь, что Симон еще не Петр? Безусловно, знал. Но сотворение камня требует времени, и это время когда-нибудь настанет. Разве не ведал Христос, что апостолы разбегутся? Еще как ведал! Но это бегство, это поражение странным образом вело к победоносному Царству Христову на земле.

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/28/...

Навьючив ослов пшеницей, сыновья Иакова отправились в обратный путь. На первом стане один из них, с намерением накормить осла, снял с него мешок, который как-то развязался, и увидел узелок своих денег в мешке, поверх пшеницы. Он закричал братьям: “Мои деньги мне возвращены! вот они... в мешке моем”. Ужаснулось сердце их, они смутились, и говорили друг другу: “Что Бог творит с нами?” Прибыв в землю ханаанскую, к отцу, они рассказали все случившееся с ними, говорили: “Муж, господин земли той, обошелся с нами очень сурово, даже посадил нас в тюрьму, как соглядатаев. Мы сказали ему: Нет! Господин, мы не соглядатаи! мы пришли с мирным расположением. Нас двенадцать братьев, мы сыновья отца нашего; одного из нас... не стало, а меньшой при отце, в ханаанской земле. Отвечал нам тот муж, господин земли: Вот что будет для меня доказательством, что вы не соглядатаи, а люди с мирным расположением: одного из вас оставьте здесь у меня; сами, взяв купленную для дома вашего пшеницу, идите; но меньшего брата вашего приведите ко мне. По этому узнаю, что вы не соглядатаи, но люди мирные: и тогда отдам вам брата вашего, остающегося у меня теперь заложником, и вы будете торговать свободно в египетской земле”. Когда они высыпали пшеницу из мешков, у каждого вместе с пшеницей выпал узелок с его деньгами, отданными за пшеницу. Увидев узелки своих денег, они испугались. Увидел эти узелки отец их и также испугался. “Вы, – сказал он им, – сделали меня совсем бездетным! Иосифа нет; Симеона нет: и Вениамина ли хотите взять? За вас обрушились на голову мою все эти беды”. Рувим отвечал ему: “Двух сыновей моих убей, если не приведу Вениамина к тебе обратно”. Старец отвечал: “Не пойдет сын мой с вами! Брат его умер; он остался один: если случится ему зло на дороге, в которую вы отправляетесь, то вы сведете старость мою с печалью в ад”. Голод усиливался, усиливался, одолел землю ( Быт. 43 ). Кончилась в дому Иакова пшеница, привезенная из Египта, и сказал старец сыновьям своим: “Сходите опять в Египет, купите нам сколько-нибудь хлеба”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

— Иосиф хотел царствовать над нами и по заслугам был съеден зверями. С другой стороны ты задумал украсть царскую чашу и привел это в исполнение. Не вы ли сыновья Рахили, которая похитила отцовские идолы и не призналась в этом, сказав: «Я ничего не украла». Вениамин зарыдал и в слезах проговорил: — Сам Бог отца моего, взявший, как было Ему угодно, из живых Рахиль и узнавший причину смерти брата моего, Бог, Который утешает Иакова, горюющего о Рахили и детях ее, и Который видит теперь всех нас и познает сердца наши, — Сам Он знает, что я не воровал чаши, как говорите вы, и даже не думал об этом. Клянусь тем, что не увижу седин Иакова и не услышу голоса Его; клянусь всем этим, что я не украл чаши! Горе мне! Горе мне, Рахиль! Что стало с твоими детьми! Иосиф, как говорят, съеден зверями, а я оказался вором на чужой стороне, и меня оставят здесь в рабство; Иосиф не нашел себе помощи в пустыне, когда звери поедали его; так и я, мать моя, тщетно обращаюсь к братьям своим, и никто не верит мне, сыну твоему! Не зная, что ответить начальнику, братья взяли Вениамина и возвратились в город. Они пришли к Иосифу и пали пред ним на землю. Иосиф сердито сказал им: — Так-то вы отплачиваете за мое благодеяние? Разве затем я почтил вас, чтобы вы украли чашу мою, которой я гадаю? Не правду ли я говорил, что вы не честные люди, а шпионы и соглядатаи? Иуда сказал на это: — Мы не знаем, что отвечать нашему господину, что говорить, чем оправдываться. Бог открыл грехи наши и за то наказывает нас. Поэтому все мы, господин наш, будем рабами твоими — и мы, и тот, у кого нашлась чаша. Иосиф отвечал: — Нет, я не поступлю так, как говоришь ты, ибо боюсь Бога. Тот юноша, у которого нашлась чаша, останется рабом, а вы в целости идите к отцу своему. Иуда же, подойдя к Иосифу припал к ногам его и стал просить: — Господин, не прогневайся на меня, если я скажу тебе. Господин, ты спрашивал рабов твоих: «Есть ли у вас отец или брат?» Мы ответили: «У отца было два сына, которых он любил больше нас. Одного из них разорвал в горах зверь, и отец до сих пор плачет о нем; другого же сына отец постоянно держит при себе, и этот сын служит утешением ему в старости». По твоему приказанию, господин, мы привели к тебе младшего брата нашего. Теперь мы неожиданно провинились пред тобою. Я умоляю тебя, владыка, оставить меня рабом вместо отрока, чтобы только он мог возвратиться к отцу. Ведь я взял его на свои поруки. Поэтому я не могу возвратиться домой. Я не хочу видеть горькой смерти отца нашего, который тотчас же умрет от безмерный печали, как только не увидит меж нас младшего сына своего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Навьючив ослов пшеницей, сыновья Иакова отправились в обратный путь. На первом стане один из них с намерением накормить осла снял с него мешок, который как-то развязался, и увидел узелок своих денег в мешке, поверх пшеницы. Он закричал братьям: «Мои деньги мне возвращены! вот они… в мешке моем». Ужаснулось сердце их, они смутились и говорили друг другу: «Что Бог творит с нами?» — Прибыв в землю Ханаанскую, к отцу, они рассказали все случившееся с ними, говорили: «Муж, господин земли той, обошелся с нами очень сурово, даже посадил нас в тюрьму, как соглядатаев. Мы сказали ему: «Нет! Господин, мы не соглядатаи! мы пришли с мирным расположением. Нас двенадцать братьев, мы сыновья отца нашего; одного из нас… не стало, а меньший при отце, в Ханаанской земле». Отвечал нам тот муж, господин земли: «Вот что будет для меня доказательством, что вы не соглядатаи, а люди с мирным расположением: одного из вас оставьте здесь у меня; сами, взяв купленную для дома вашего пшеницу, идите; но меньшего брата вашего приведите ко мне. По этому узнаю, что вы не соглядатаи, но люди мирные, и тогда отдам вам брата вашего, остающегося у меня теперь заложником, и вы будете торговать свободно в Египетской земле». Когда они высыпали пшеницу из мешков, у каждого вместе с пшеницей выпал узелок с его деньгами, отданными за пшеницу. Увидев узелки своих денег, они испугались. Увидел эти узелки отец их и также испугался. «Вы, — сказал он им, — сделали меня совсем бездетным! Иосифа нет, Симеона нет, и Вениамина ли хотите взять? За вас обрушились на голову мою все эти беды». Рувим отвечал ему: «Двух сыновей моих убей, если не приведу Вениамина к тебе обратно». Старец отвечал: «Не пойдет сын мой с вами! Брат его умер; он остался один: если случится ему зло на дороге, в которую вы отправляетесь, то вы сведете старость мою с печалью в ад». Голод усиливался, усиливался, одолел землю [ 40 ]. Кончилась в доме Иакова пшеница, привезенная из Египта, и сказал старец сыновьям своим: «Сходите опять в Египет, купите нам сколько-нибудь хлеба».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Здесь обращает на себя внимание то, что они в данном тексте не называются «детьми Израиля», а называются «десять братьев Иосифовых». Имеется в виду, что к тому времени они могли раскаяться в содеянном ими против брата и принять решение найти его во что бы то ни стало и вернуть домой живым и невредимым. И мы читаем далее: «И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи. Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его. И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей» ( Быт.42:7–9 ). Иосиф стремится испытать своих братьев: в каком духовном состоянии находятся их сердца? Как мы увидим далее, он не затаил на них зла, но при этом желает понять их подлинные намерения и устремления, прежде чем открыться им. С другой стороны, именно сейчас ему и стало понятно, почему Господь попустил ему оказаться в египетском рабстве. Бог послал его прежде его братьев в Египет, чтобы спасти все семейство Иакова от голодной смерти. Итак, даже зло Бог оборачивает во благо каждого верующего в Него. Вот почему и сказано от лица Божия: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» ( Ис.45:7 ). Все, что делает нам Бог, добро или зло, всегда оборачивается для нас великим благом. Нам же надо без ропота принимать все те испытания, которые Господь попускает нам пройти в этой жизни. Ведь мы не видим конечной цели наших страданий, а Богу ведомо именно всё. Иосиф, объявив своих братьев возможными соглядатаями (шпионами), помещает братьев на три дня в темницу. Они заслужили и большее наказание, ведь они виновны в рабстве (пленении) их родного брата. Даже о продаже в плен постороннего человека сказано в Законе Божием: «Кто украдет человека [из сынов Израилевых] и [поработив его] продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти» ( Исх.21:16 ). И теперь, находясь в египетской темнице, возможно в той же самой, они – братья Иосифа – могли более ясно представить себе положение их плененного брата, когда он был приведен в цепях в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010