Господь ко Иакову: возвратися в землю отца твоего и в род твой, и буду с тобою. прожил у тестя своего Лавана в Харране 20 лет. Первые семь лет он работал на него, чтобы получить в супружество младшую дочь его Рахиль; но будучи обманут и получив вместо нее старшую Лию, Иаков согласился иметь обеих и за сие служил у Лавана еще семь лет. По прошествии второго седмилетия Иаков стал просить Лавана, чтобы он отпустил его с женами и детьми в Ханаанскую землю. Но Лавану не хотелось отпускать Иакова; он Иакову, что за него Господь благословил его его скота, и уговорил Иакова остаться у него для продолжения службы за вознаграждение. Условие состояло в агнцах и козлятах известного цвета, какие народятся в той части стада Лаванова, какая поручена будет надзору Иакова. И по благословению Божию агнцы и козлята нарождались большей частью того цвета, какой назначен был в награду Иакову. Таким образом, в течении шести лет Иаков разбогател: чрез продажу мелкого скота он приобрел себе и рабов, и верблюдов, и другого рода крупный скот. Обогащение Иакова возбудило к нему в доме Лавана. Сыновья его явно говорили, что Иаков обогатился имением отца их, и сам Лаван с завистью и недоброжелательством смотрел на зятя своего (Быт 31:1 — 2). Оставаться долее у Лавана было небезопасно и вот Сам Господь является ему и повелевает ему возвратиться в землю отца и в род свой, и обещается быть с ним: «и буду с тобою». Ближайшим образом это обещание относится к предстоящему путешествию Иакова, весьма трудному в начале и в продолжении пути, ибо и Лаван, когда узнает о тайном удалении Иакова со всем семейством и имуществом, погонится за ним, — и при вступлении в Ханаанскую землю Иаков будет бояться недружелюбной встречи с ним старшего своего брата Исава. Но в том и другом случае Господь, согласно Своему обещанию, не оставит Иакова и выручит его из затруднений, ибо и Лаван, нагнав его на пути к родине, не обидит его и расстанется с ним мирно, и Исав встретит его по-братски. |
Так оказался он верным и покорным, и записан был, как друг Господа, на небесных скрижалях. И в четвертый год ее (второй седмины) взял он сыну своему Исааку жену по имени Ревекку, дочь Вафуила (Bathuel), сына Нахорова, брата Авраама. И Авраам взял себе третью жену по имени Кетуру (Ketura), из дочерей своих домашних рабов; ибо Агарь умерла прежде Сары; и она родила ему шесть сыновей: Ценбари, и Якзана, и Мадая, и Иясбока и Зигийю 152 . Во второй год шестой седмины Ревекка родила Исааку двух сыновей, – Иакова и Исава (Esau). И Иаков был благочестив, а Исав – муж грубый, земледелец и волосатый; и Иаков жил в шатрах. И юноши подросли: и Исав научился, так как он был зсмледельцем и охотником, войне и всякому грубому занятию. И Иакова любил Авраам, а Исава Исаак. И Авраам видел занятие Исава и уразумел, что в Иакове будет наречено ему имя и семя. И он призвал Ревекку и дал ей повеление относительно Иакова, ибо он видел, что она также любила гораздо более Иакова, нежели Исава. И он сказал ей: «дочь моя! береги сына моего Иакова, ибо он будет вместо меня на земле во благословление между сынами человеческими и всему своему семени имя его будет во славу. Ибо я знаю, что Господь произведет от него народ, и он будет предпочтен пред всеми, которые на лице земли. И вот, сын мой Исаак любит Исава более, нежели Иакова, и я вижу, что ты действительно любишь Иакова. Так сделай ему еще больше добра, и да будет он твоим возлюбленным сыном, ибо он будет мне во благословение на земле, отныне до всех родов века. Да укрепятся руки твои, и да возрадуешься ты о сыне твоем Иакове, ибо я люблю его более всех моих сыновей; ибо он будет благословен во век, и семя его наполнит всю землю. Ибо как не может человек сосчитать пыль земную, так не может быть исчислено и семя его. И все благословения, которыми Господь благословил меня и мое семя, будут также уделом Иакову и его семени во все дни. И в его семени будет благословлено мое имя, и имя моих отцев Сима, и Ноя, и Еноха, и Малалела, и Сифа, и Адама. Да послужат они к тому, чтобы основать небо, и утвердить землю, и обновить светила, которые на тверди небесной» 153 . |
Иаков пошел путем своим (т. е. по разлучении с Лаваном), и встретили его Ангелы Божии. Иаков сказал: это ополчение Божие (Ст. 1. 2). Господь укрепляет Иакова видением ангелов своих в то время, когда сие подкрепление всего более было ему нужно; ибо Иаков узнал, что брат его Исав идет, к нему навстречу с 400 человек. Так, по слову Писания, ополчаются Ангелы Господни окрест боящихся его! 341 Подобным видением укреплен к ободрен был впоследствии времени пророк Елисей 342 . Но и ныне Господь невидимо посылает ангелов своих истинным к верным рабам своим 343 . И сказал Иаков,... Боже отца моего Авраама, и Боже отца моего Исаака.... избавь меня от руки брата моего! (Ст. 9–12). Так истинные рабы Божии прежде всего ищут защиты и оружия в Господе, в своем просвещении, спасителе и защитителе живота их! Гл. XXXII, 24–32. Пятое богоявление Иакову, под образом таинственного борца. И остался Иаков один (Ст. 24), переправив на ту сторону потока Иакова свое имущество. Сие сделал Иаков конечно с молитвенным намерением; ибо уединение сосредоточивает дух. Состояние же духа Иаковлева было в высшей степени смущенное и тревожное. «Может быть, всего более тревожила Иакова мысль, что Исав, убив его и детей его, истребит ту благословенную отрасль избранного рода, от которой должен придти Избавитель, и таким образом навлечет на людей вечное наказание» 344 . И боролся некто с ним, до появления зари. Цель таинственной борьбы Иакова с Богом имела, во-первых, ближайшее отношение к Иакову, – говорит Блаж. Феодорит, – влагает сей борьбой смелость в Иакова, который боялся брата. Посему то и победу уступает ему, едва не говоря: Меня одолел, и боишься человека?» 345 . Бог неоднократно употреблял в ветхом завете символические действия дли вразумления и увещания людей 346 Кром сего богоборство Иаковлево имело таинственное, Приобразовательное значение. борьба поучающимся в делах домостроительства Божия могла внушать, что правосудие Вечного не преодолеет бесконечной любви, что имеющий воплотиться в потомстве Иакова Сын Божий отвратить небесный гнев (хотя и с уязвлением своей плоти) от падшего рода человеческого» 347 . |
Встреча: такого никто не ожидал Иаков/Израиль идет навстречу брату, семь раз кланяясь до земли, но его ожидания не оправдаются. Ни он, ни читатель, ужасающийся вместе с не предвидели такого исхода: «побежал Исав к нему навстречу, и обнял его, и пал на шею его, и целовал его, и плакали» (Быт 33, 4). Обида, упорно лелеемая Исавом, и жажда мести, удерживаемая в сознании Иакова, вдруг уступают место великодушным, приязненным жестам. Исав выходит навстречу брату, обнимает его и целует. Оба плачут, умиленные и взволнованные тем, какую неожиданную форму приняла эта встреча. Тот, кто замышлял отомстить похитителю первородства и благословения, теперь готов принять и простить. Исав, по описанию косматый, почти звероподобный, движимый инстинктами, жалкий человек, отдающий первородство за тарелку супа, вроде бы идущий по стопам Каина, теперь в корне преобразился. Велико удивление и у Иакова, и у читателя: такого исхода невозможно было Иаков держится почтительно, услужливо по отношению к Исаву. Рабыни с детьми, Лия с детьми, Рахиль с Иосифом выходят и кланяются Исаву (ср. Быт 33, 6–7). Все участвуют в воздаянии чести тому, кого Иаков много раз называет «мой господин». Вопреки читательским ожиданиям, «господин» не Иаков, а Израиль, обращаясь к Исаву, так и не назовет его «братом», только «господином» (стт. 8,13,14,15). Благословение Исаака «перевернулось», и в рассказе этот переворот подчеркнут. Так, Иаков говорит брату: «если я приобрел благоволение в очах твоих, прими дар мой от руки моей, ибо я увидел лицо твое, как бы кто увидел лицо Божие, и ты был благосклонен ко мне; прими благословение мое которое я принес тебе, потому что Бог даровал мне, и есть у меня все. И упросил его, и тот взял» (Быт 33, 10-11). Иаков узнает в лице брата лицо Божие, подобно тому, как проходя Пенуэл, узнал лицо Божие в стычке с загадочным человеком. Более того: на этот раз Иаков не предлагает Исаву один дар из многих, но фактически возвращает благословение, отнятое у брата обманом. Итак, мы наблюдали радикальную перемену в Исаве: он больше не хочет убить Иакова. А теперь нам показано обращение Иакова: он возвращает то, что забрал путем мошенничества. Для Иакова эта история станет хорошим уроком. В конце жизни он благословит каждого из своих потомков, не ограничиваясь каким-нибудь одним сыном (ср. Быт 49, 28). |
(Как веру Авраама Бог показал в пример всем? Как вознаградил Господь Авраама за веру и покорность его воле Божьей?) 8. Видение Иаковом таинственной лествицы У Исаака было два сына-близнеца – и Иаков . Исав был грубый, любил на зверей, а Иаков был и за то Господь возлюбил его. В старости Исаак и благословил не Исава а Иакова, ему отец объявил волю Божию что он будет патриархом, то есть родоначальником народа Божьего. Исав стал Иакову и готов был убить брата, но Господь сохранил его. Отец и мать Иакова к своим родным в соседнюю чтобы он там женился. Иаков боялся – вот догонит его брат и убьёт. К ночи он, под голову камень, лёг отдохнуть. И видит во сне: стоит на земле высотой до и – вот по ней Ангелы восходят и нисходят, а на лестницы стоит Господь и говорит: «Я Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака, не бойся. на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему. От Потомка твоего будет для всех людей» (те родится Спаситель мира). Иаков, и принёс благодарственную жертву Богу: на камень масло, какое было на Тогда Иаков дал – уделять Богу часть что приобретёт. После того он спокойно путь. Иаков пришёл к дяде своему и здесь женился. Через 20 лет он возвратился домой с большой семьёй, и много скота было у него. Брат Исав его дружелюбно, Иаков своей его сердце. А когда отец их умер, Иакову досталась та земля, где было ему видение (Сыновья Исаака. Каковы они были, и какое было Иакову благословение от отца? Как Господь сохранил Иакова от ненависти брата? Какое утешение получил Иаков от Бога на пути? – Прибытие Иакова к дяде и возвращение в свою землю) 9. История Иосифа главы У Иакова было двенадцать 5 . Из них был юноша честный и Отец любил его за правду и ласкал паче других сынов своих. завидовали ему, а потом, когда Иосиф рассказал свои сны, неприятные братьям, – они стали его. Раз он рассказал им такой сон, мы в поле вязали и – вот мой сноп встал прямо, а ваши снопы поклонились ему». Братья с сказали: ты будешь господином над нами?» После того он рассказал другой сон, будто солнце, луна и одиннадцать звёзд поклонились ему. Тогда его. |
Исаак удивился, что добыча досталась Исаву так быстро, да и голос выдавал Иакова. Но когда он ощупал его и обонял запах от одежды, подобный аромату рая, он благословил его: – Вот запах от сына моего, как запах от поля полного, которое благословил Господь. Да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина. Да послужат тебе народы, да поклонятся тебе племена: будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыновья матери твоей. Проклинающие тебя – прокляты, благословляющие тебя – благословенны! Когда Иаков вышел от отца, то пришел Исав. Исаак был в ужасе, но отказался отнять благословение от Иакова, потому что увидел в этом волю Бога. Тогда Исав со слезами просил хотя бы как-то благословить его. И Исаак сказал: – Вот от тука земли будет обитание твое и от росы небесной свыше; и ты будешь жить мечом твоим, и будешь служить брату своему, будет же, когда воспротивишься и свергнешь иго с шеи твоей. После этого Исав возненавидел своего брата своего и сказал: – Скоро отец мой умрет, и тогда я убью брата своего. Тогда Ревекка испугалась за жизнь своих детей и решила отправить Иакова к своему брату. Исаак поддержал ее решение. Глава тринадцатая. Иаков в Харране Подчиняясь решению своих родителей, Иаков отправляется в Харран. Исаак в качестве напутствия снова благословил его и велел взять в жены одну из дочерей Лавана. Когда он шел из Беэр-Шевы в Харран, то остановился в одном месте. Там его застала ночь, и он отправился спать. В эту ночь Бог показал ему видение лестницы, уводящей в небо, по которой поднимались и опускались ангелы. Бог, стоящий на ее вершине, пообещал возвратить Иакова в Святую Землю и всегда быть с ним. Он обещал сохранять его везде, и да благословлятся в его Семени все народы земли. Лестница символизировала собой Богородицу, благодаря Которой Бог стал человекам. (Поэтому этот отрывок и читает накануне праздников в честь Богоматери). А Семя Иакова – Христос, в Котором все люди получают вечное счастье. Проснувшись от сна, Иаков воскликнул: |
В то же время, желая смягчить братнее сердце кротостью и смирением, Иаков приготовил для него дары. Приняв все меры предосторожности, Иаков обратился с пламенною молитвою к Господу о своем спасении от руки брата. И Господь не замедлил ободрить своего верного раба обещанием небесной помощи. Когда наступила ночь, Иаков остался один. К нему подошел какой-то муж и вступил с ним в борьбу, но, видя, что не может одолеть Иакова, повредил ему ногу так, что он хромал после сего всю жизнь. На рассвете незнакомец, оставляя Иакова, благословил его и сказал: «с сего времени тебя буду звать не Иаковом, но Израилем (т. е. боровшимся с Богом). Если же ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь». Это таинственное видение исполнило Иакова живым упованием на помощь Божию и рассеяло его опасения на счет предстоящей опасности. Утром он увидел шедшего к нему Исава. Иаков поспешил к нему навстречу и поклонился ему семь раз до земли. Исав, увидев брата после 20-летней разлуки, забыл о прошедшем и заключил Иакова в свои объятия; оба плакали от радости. После сего свидания Исав дружески простился с братом своим и возвратился в свою землю Сеир, Гаков же продолжал путь к Хеврону, где жил его отец. На этом Пути, около Вифлеема, Рахиль родила Вениамина и умерла. Оплакав ее, Иаков вскоре имел утешение обнять престарелого отца своего. Он оставался при нем до самой его смерти. Исаак умер 180 лет. Исав и Иаков похоронили его в одной пещере с Авраамом. 18. Дети Иакова По смерти Исаака Исав продолжал обитать в стране Сеир, на юге от Мертвого моря, и сделался родоначальником Идумеев. Иаков же остался в земле Ханаанской и сделался родоначальником народа Израильского. |
Аз же яко маслина плодовита в дому Божии: уповах на милость Божию во век, и в век века» ( Пс.51:9–10 ). Ос.12:2 И суд Господеви ко Иуде, еже отмстити Иакова: по путем его и по начинаниям ею воздаст ему. Как, наименовав Ефрема, показал, что разумеет царей из колена Ефремова, так и здесь обозначает царствовавших когда-либо из колена Иудина по имени царственного колена. Таким образом, изобличив Ефрема, или происшедших от Ефрема владык Израиля, назвав их духом злым, сказав, что они умножают «тщетная и суетная», заключая союз с Ассириянами и посылая в Египет елей, затем уже обвиняет опять Иуду и весьма уместно говорит, что Бог всяческих будет судиться с ними, как бы отмщая за Иакова, разумею патриарха, который был немало обесчещен тем, что его потомки не были единомысленными с ним, не последовали суждению отеческому, но отвергли, как нечто весьма неуместное, подражание ему. Поэтому обещает отомстить за Иакова, слава которого обесчещена худыми детьми, воздавая обесчестившим «по путем их и по начинаниям» их. Ос.12:3–4 Во утробе запя брата своего, и труды своими укрепе к Богу, и укрепе со Ангелом, и превозможе. С пользою исчисляет достоинства Иакова, употребляя их для (большей) силы обличения тех, которые предпочли и мыслить и делать нечто другое: всегда зло обличается противоположением добра и изображением похвального обыкновенно осуждается ему противоположное. Поэтому словами «во утробе запя брата своего», желает показать, что Иаков с самых пеленок, даже до рождения был благороден, потому что, если и был этот поступок действием божественной силы (конечно, не скажем, что младенец в зародыше и в ложеснах сам собою запинал Исава), все-таки Бог внушил ему исполнение этого дела по предведению, что он будет хорошим (человеком): потому и говорил: «возлюбих Иакова, Исава же возненавидех» ( Мал.1:2 ). Это было по избранию благодати, когда Бог предпочел того, кто несомненно окажется лучшим, – опять-таки в предведении. |
убийство и беззаконие против брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты погибнешь навсегда. В тот день, когда ты стоял против него, когда чужие уводили войско его в плен, и иноземцы входили в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты также был, как один из них. (LXX: За убийство и беззаконие против брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты будешь отвергнуть навсегда. С того дня, когда ты восстал против него, в тот день, когда иноплеменники уводили силу его в плен, и чужие вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, вы также были, как один из Погибнет муж на горе Исава и исчезнет мудрость в Идумее и благоразумие на горе Исава за то, что ты убивал единокровного и беззаконно поступал в отношении к брату своему, Иакову: когда халдеи и вавилоняне опустошали Иерусалим, осаждали город, входили в ворота его и бросали жребий при разделе добычи, ты был союзником их и находился в числе врагов. Другого рода объяснение: всему тому, что выше написано, подвергнешься ты, кровавый, земной и жестокий Едом, за то, что ложным и смертоносным учением и нечестивыми речами против Господа ты убивал брата своего, Иакова. У Соломона мы читаем: «бывают такие, которые говорят и убивают, [как] мечом» (Притч. 25:18). И в другом месте: «язык аспидов под устнами их» (Псал. 139:4), и: «язык их, меч остр» (Псал. 56:5). Поэтому покроет тебя стыд, и ты скажешь: «покры срамота лице мое» (Псал. 68:8), и погибнешь, но не на короткое время, а навсегда; потому что ты нанес своему брату, насколько от тебя зависело, вечную рану. Также и то будет причиною твоего наказания, что, когда чужие истребляли войско Иакова и входили чрез ворота его в Иерусалим, бывший прежде мирным, и бросали жребий для раздела добычи из него между собою, ты был одним из врагов. |
Боговдоховенным автором его Климент почитает Иуду, благочестивого брата сыновей Иосифа. Несмотря на свою близость к Господу, Иуда называет себя не братом, а рабом, слугой Иисуса Христа, Господа нашего ( ). Очевидно, Климент вместе с Епифанием Кипрским 265 , держался мнения, что составителем послания был сын Иосифа от первого брака и сводный брат Иисуса Христа. Если отношение александрийца к посланию ап. Иуды совершенно определённо, то все стремления доказать, что он знал также и послание ап. совершенно бесплодны. Ссылки на Евсевия и Фотия 266 теряют всякое значение пред фактом, что в открытых фрагментах послания этого нет. Предполагают, что содержащееся в начале комментария на послание ап. Иуды замечание о родстве Иакова, Иуды и Иосифа взято именно из а это вынуждает допустить, что существовал комментарий и на послание ап. Иакова 267 . Но такое произвольно, потому что Евсевий хранил об этом послании глубокое молчание. Ничего не говорит в пользу знания означенного послания Климентом и то, что он имел учителя из Сирии и Палестины, где раньше других стран оно было признано за подлинно апостольское и боговдохновенное 268 в каноне церкви александрийской этого послания, несомненно, в то время не было. Наконец, и предположение, будто в седьмой книге истолкование кафолических посланий начиналось именно с ап. Иакова 269 , в как справедливо выразился Гарнак. Ведь невозможно даже установить простой факт, что Климент вообще имел послание ап. Иакова под руками 270 ! Все указываемые в творениях александрийца намёки на весьма сомнительны, спорны. Обыкновенно указывают на то, будто Климент слова Господа: будет слово ваше: да, да; нет, ( ) объясняет так же, как и ап. Иаков: будет у вас да-да, и ( ) 271 . Но подобное истолкование слов Господа встречается ещё ранее у Иустина-Философа 272 и в 273 . Можно думать, что оно извлечено вовсе не из послания ап. Иакова, а из какого-либо древнейшего евангельского первотекста. |
|