– Наконец, я должна задать вам вопрос самый трагический, наверное, вопрос – о непоправимой вине перед другими людьми, о том страдании, которое мы им принесли в прошлом... Как к этому относиться? – Прежде всего, нужно думать о том, что мы несем нашим ближним, близким сегодня. Ведь именно сегодня мы призваны слушать свою совесть. Как пишет апостол Иаков, брат Господень, «кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (4, 17). Мы разумеем делать добро. Если мы забыли, забросили своих стариков-родителей, мы можем взять телефон и позвонить им, мы можем изменить наше отношение к ним – прямо сейчас, не откладывая, и таким образом убрать из своей жизни эту вину; ну а если родителей уже нет, что нам остается? Нам остается жизнь в Боге и молитва за усопших родителей, и добрые дела. Одним из таких дел может стать помощь кому-то другому, кто тоже не очень внимателен к своим живым еще старикам: мы можем вовремя рассказать этому человеку свою грустную историю. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Ирина 27 ноября 2019, 00:29 Ирина, благодарю вас за то, что написали об этом. У меня аналогичная история. Теперь вижу, что не одинока в беде. Андрей 24 ноября 2019, 23:53 Для Ирины. Я нашёл статью арх.Андрея (Конаноса).Вот ссылка ( напечатано в Православии.ру ) http://pravoslavie.ru/120629.html Статья называется : " Ты любишь? Тогда прости " . Там 2 части. Помоги Вам Господи. Елена 24 ноября 2019, 19:54 Спасибо автору за статью, за откровенный характер вопросов! Не дает жить прошлое, но что-то уже потихоньку меняется: не так глубоко отчаяние, больше надежды. Жаль, что на последний очень важный вопрос батюшка так и не дал полного ответа. Андрей 24 ноября 2019, 13:07 P.S к комментарию от 23 ноября 2019, 10:11 Если говорить о лучшем вместо утраченного из-за ошибки, то следует быть готовым растолковать старую историю, например: Зимой 1942-43 годов в авиаполк поступили новенькие Ла-5. Среди них был один " пятибачноЙ " - слишком тяжелый и потому обречённый в споре с люфтваффе по правилу " высота-скорость-манёвр-огонь " . Эта машина вполне могла бы служить в учебном полку, да знать кто-то выполнял план поставок истребителей Западному фронту. Эту ошибку можно было легко исправить немедленной эвакуацией самолёта, но где там: " летающий гроб " зачем то вручили молодому и сильному, но слишком уж умному и строптивому пилоту - будущему трижды герою СССР И.Н. Кожедубу.

http://pravoslavie.ru/125751.html

21 окт. Размысли глубже слова: «яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение», и всеусердно нудь себя к этому; а то устами говоришь, а делом не делаешь. Усиливайся славословить Господа, чаще подражай св. ангелам Его и св. человекам: Бог есть неизглаголанная сладость; стремись к Нему, к небу, о земном же пекись по мере нужды. 22. Жизнь земная для христианина есть подвиг и борьба; потому где нет борьбы с собой — со страстями, там не будет и награды. Равным образом, где нет борьбы, там о победе и речи не может быть. Для получения будущих благ не бежать надо от скорбей, лишений, непроизвольных и добровольных, а жаждать, искать их. Отсюда наши досадчики — самые дорогие нам люди; ибо чрез них мы видим свою ничтожность, чрез них наша душа очищается, украшается. Беда наша в том, что многие не любят об этом размышлять. 23 окт. Слава Тебе, Всещедрому Богу! Какой на сердце покой, мир и сладость! О если бы эта теплота души не охлаждалась! Думаю, что Господь разжигает сердце, да привлеку к Нему большее количество людей, а старающихся да поддержу. О, Господи, Господи, научи непокорного и ленивого раба Твоего благодарить и благословлять Твоё Пречестное, Пречудное Величество, Царь мира, Благодетель Недоведомый! Воистину, аще равночисленные песка морского песни приносим Ти, Царю Святый, ничтоже достойно совершаем, яже даруеши нам недостойным. О если бы совершенно отвергнутъся своей злой воли, ума тёмного, маловерия; о если бы жила в нас совершенная преданность Господу! Помни, окаянная душа моя, что св. апостол Иаков, брат Господень, имел колена от непрестанной молитвы настолько сухими и жестокими, что острый нож не в состоянии был бы их резать. Так благодать Божия укрепляла преданные Господу сердца. А всё это — чудеса от бесценных страданий и излиянной Пречистой, Животворящей Крови. 25 окт. Блажен раб, который воспитан с пелёнок под покровом св. Церкви, в духе христианской набожной жизни; великих духовных дарований может он сподобиться. И замечательно от юности возлюбившие Христа Бога нашего уходили от мира сего в стены св. обителей. Мы в юности не получили этих живых семян веры и любви , потому и не искали их в зрелые годы. Хорошо бы, обратившись хотя ныне на путь истинный, поревновать идти по нему и приложить серьёзнейшее старание о воспитании своих детей и чад духовных. Самая первая добродетель и спасительная — сохранение души для Царства Небесного.

http://bogoslov.ru/article/6173894

Итак, откуда – терпение в искушениях? – От знания, что это посылается ради испытания веры в Бога; так что искушения являются как бы средством проверки верных. Посему и Брат Господень Иаков, увещав нас радоваться, когда мы встречаемся с искушениями, присовокупляет: «Искушение вашей веры соделывает терпение, терпение же», говорит, «дело совершенно да имать» ( Иак.1:3–4 ). Когда взыдут на тебя искушения, говорит, пусть добродетельные дела не становятся у тебя ущербленными, но вместе с терпением пусть прибавится тебе и совершенство добродетели. Поскольку же чрез то, что не зависит от воли человека, взятое само по себе, не усовершенствуется человек, но необходимо, чтобы с этим было сопряжено и то, что зависит от его воли, как то: благоразумие, праведность, любовь к Богу и к ближним и проявления этой любви, – потому что и это нам необходимо для совершенства, – то посему в своем Послании к нам этот божественный Апостол, присовокупляет: «Терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чем лишени» ( Иак.1:4 ), говоря это прямо, как если бы говорил: если желаете веру вашу в Бога явить совершенной, то не только доблестно переносите приходящие со вне невзгоды, но и сами от себя делайте богоугодные дела, хотя бы они и были связаны с большими трудом; потому что когда деятельность идет рука об руку со страданием по причине добра, они человека делают совершенным о Бозе. Почему же он не сказал: «Радуйтесь, когда творите добродетель», но: – «когда найдетесь в искушениях»? – Потому что делание добродетели зависит от нас и находится в нашей власти; впасть же в искушения не от нас зависит. Поскольку же без них не бывает ни совершенства, ни обнаруживания веры в Бога, то поэтому когда человек стремящийся к совершенству веры, впадет в искушения, пусть радуется, как нашедший то, благодаря чему получит совершенство. Потому что искушения – полезны совершенным в вере ради проявления своего совершенства; но что еще удивительнее, так это – то, что искушения, нападая и на несовершенных, делают их совершенными; что явствует и из самых читанных сегодня Евангельских слов. Но мы предложим их вашей любви с самого начала: «Во время оно, понуди Иисус ученики Своя влезти в корабль, и варити (ожидать) Его на оном полу, дондеже отпустит народы. И отпустив народы, взыде на гору един помолитися» ( Мф.14:22–23 ). О каком «оном времени» мы сказали? – О том, когда пятью хлебами и двумя рыбами Он в таком обилии насытил пять тысяч мужей с женами и детьми, что и 12 корзин были наполнены избытком кусков, – как это мы слышали в церкви в прошлое воскресение.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

И неудивительно: по невниманию, расслабленности нашей и просто по ограниченности человеческой природы мы так часто упускаем из вида греховный груз, лежащий тяжестью на душе и как следствие — расстраивающий наши телесные силы. Помощью в подготовке к таинству нам могут послужить как будничные великопостные службы, так и более ответственное отношение к домашней молитве, с включением в неё на время поста молитвы преподобного Ефрема Сирина. Мы призываемся “зреть свои прегрешения” и освобождаться от них покаянием по крайнему снисхождению к нам Единого Человеколюбца. Конечно же, в наше время, когда приходские книжные лавки и библиотеки изобилуют православной литературой, совсем нетрудно будет, готовясь к соборованию, заранее перечитать его чинопоследование (оно есть практически во всех требниках). Действительно, задумаемся о смысле молитв и чтений из Священного Писания, установленных к этому таинству. До совершения первого помазания прочитывается весьма продолжительный подготовительный чин, включающий покаянные молитвы, канон и стихиры, раскрывающие суть совершаемого. Затем благословляется масло — вещество таинства, молитвенно призывается Господь, избавляющий “от недугов и горьких болезней”, взываем мы о помощи и к святым — “ве­ликим поборникам в бедах” наших. Но на главное место в чинопоследовании выводятся семь одинаковых по структуре “бло­ков”. Каждый из них состоит из Апостольского чтения с прокимном и аллилуарием, чтения Евангельского, сугубой ектении о душевном и телесном исцелении приступающих к таинству, особой, усиленной молитвы о них и собственно самого помазания, совершаемого при чтении молитвы “Отче Святый, Врачу душ и телес…”. В последовательности этих чтений и молитв слышится объяснение самой сути происходящего, звучат более чем сильные призывы к покаянию, даются глубокие уроки смирения, терпения, любви. Сосредоточим наше внимание на закономерном порядке того, что мы слышим от помазания к помазанию. Сначала к нам обращается апостол Иаков, брат Господень. Именно на его слова о призывании в болезни пресвитеров церковных опирается традиция таинства елеосвящения.

http://pravmir.ru/chteniya-iz-pisaniya-v...

К сожалению, и через два тысячелетия это понимают далеко не все, а попытка напомнить может вызвать всплеск ярости… Вот и тогда в назаретской синагоге присутствующие разъярились до такой степени, что прогнали Христа из города и хотели сбросить с вершины горы. А дальше — загадочная фраза: но Он, пройдя посреди них, удалился. Не сказано, что сделался невидимым, хотя и такое возможно (и бывало, см. Лк 24:31), а вот как-то прошел посреди толпы, жаждущей Его смерти, так, что никто не смог Его задержать. А как это возможно — Евангелист не сообщает, потому что Богу всё возможно. А в Капернауме Иисус учил по субботам в синагоге, и привлекал внимание тем, что слово Его было со властью. Вот и одержимый закричал (закричал-то бес, это так и бывает), прося оставить его, жалуясь на предстоящую гибель и называя Христа Божиим Святым. И было ему сказано сурово: замолчи и выйди из него. Бес вышел, оставив несчастного невредимым. Важно нам понять, что то, что бесовское «славословие» отвергается, входит в целостное христианское воззрение и подкрепляется как минимум двумя моментами: апостол Иаков Брат Господень заметил, что бесы веруют — и трепещут, и тем более трепещут, что знают о своей грядущей гибели. Здесь не место рассуждать о том, могут ли они покаяться, хотя мне нравятся легенды об их покаянии, но что есть, то есть: Господь отвергает бесовское исповедание. И представляется, что и этот случай подпадает под сказанное достаточно жестко: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю отца Моего Небесного (Мф 7:21). То есть никакая ложь, никакое лицемерие, никакая неискренность не могут вынести свет истины Христовой. Но еще гораздо важнее нам увидеть, какой ужас напал на свидетелей изгнания беса. Спрашивается, почему? Ведь всё время требовали от Христа знамений и чудес, и вот вам — изгнание беса, да еще и человеку никакого вреда! А вот не зря Господь говорил о том, что знамений ищет род лукавый и прелюбодейный (Мф 12:39; 16:4). Дело в том, что в требовании чуда кроется не только нежелание постигать, стремление получить «чего попроще», но и тенденция навязать свою волю: не говорите мне вашу Нагорную проповедь, а лучше покажите что-нибудь эффектное, такое, чтобы мне понравилось. И в этом всё и дело: желающие чуда желают в конечном итоге творить чудеса сами, как хочется, но чужими руками, потому что своих силенок нету. То есть это тот же магизм. Чудо же, явленное Богом для их просвещения и вразумления, их не устраивает, потому что не хотят ни просвещаться, ни вразумляться.

http://foma.ru/logii-hrista.html

Cit. op., S. 42). Но если Апостол сперва пошел, как бы к морю, то он доджен был бы значительно уклониться в сторону от прямой дороги в Афины, дойдя или до устья реки Haliakmon’a (Liv. XLII, 53: Plin. IV, 10; теперь – Canalovii, Aliacmon) или до лежавшего близ моря города Dion’a (Herod. VII, 22; Thucyd. IV); чрез это путь до Афин – удлинялся; а для прохождения более, чем 50 геогр. миль, потребно по меньшей мере 10–15 дней. Между тем, если от ближайшей к Верии гавани плыть к Афинам морем, то при попутном ветре, плывя день и ночь, даже при небольших остановках в встречающихся по пути гаванях, можно свободно прибыть в Афины чрез трое суток; если плыть только днем, то – через шесть (в сутки средним числом плавали в древности при хороших условиях навигации по 1.000 стадий, т.е. по 25 геогр. миль. См. Forbiger. Handbuch d. Alten Geograph. Band. 1. S. 550. Cf. Wieseler. Cit op. S. 43). Что касается безопасности путешествия от преследования иудеев, то на сухопутной дороге, на всем протяжении, ее не было; между тем морское путешествие требовало осторожности пути только до гавани, а после снятия корабля с якоря – было совершенно безопасно. Безопасность пути до гавани для Ап. Павла, по-видимому, достигалась тем, что его внезапно (εθως ττε), тотчас же, как только появились преследователи в Верее, отправили оттуда в гавань; а оставшиеся в Верее Сила и Тимофей могли на первых порах, так сказать, замаскировать отсутствие самого Апостола. Имевшие на себе обет назорейства особенно чтились среди иудеев. Есть мнение, что особенное почтение, каким окружен был со стороны иудеев св. Иаков Праведный, брат Господень, обусловливалось тем, что он был назореем, в каковом факте соединялись и отображались все лучшие качества этого праведного хранителя Моисеевых уставов. – Фаррар. Первые дни христианства. Пер. Лопухина . СПБ. 1888. Стр. 332. Renan. Paulus. (Нем. перевод) 1869. Leipzig. S. 267. – Знаком большой и искренней преданности закону Моисееву считалось даже одно принятие на себя лишь только тех издержек, которые необходимы для назореев при окончании их обета.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Таким образом, автор напрасно возвышает существующие препятствия, но и это помогает успеху работы, потому что возбуждает особенную напряженность и неослабную тщательность в научных изысканиях. Последние сосредотачиваются: а) на исагогико-экзегетических проблемах и ведут к выяснению исторического положения 2-го Фесс. и к истолкованию его б) с текстуально-филологической и в) библейско-богословской стороны. Везде здесь несомненны серьезные усилия к глубине, всесторонности и основательности освещения, хотя и не всегда они увенчиваются разными успехами, которые – в общем – удовлетворительны и достаточны ценны. Рассмотрим эти части с указанных точек зрения. В исагогическом отделе о 2 Фесс. много и подробно трактуется о его «ситуации», какой термин употребляется с удручающим пристрастием (стр. V, 25, 31 сл., 86, 90, 91, 104, 110, 114, 127, 131, 227, 277, 356, 362). Автор обстоятельно обсуждает и освещает все главные и частные вопросы, избегая неуместных излишеств, столь обычных в подобного рода трудах, между тем все это справедливо осуждается, потому что нимало не способствует экзегетическому успеху, а служит чуждым, антиквариатским интересам (Prof. Benjamin Jowett, The Epistles of St. Paulto the Thessalonians, Galatians and Romans I: Text and Notes, London 31894, p. 18). Материал дается вполне достаточный для ближайших целей, но берется он из вторых рук, почему не все сведения отличаются отчетливостью, определенностью и обоснованностью. Так, мы считаем, что «Силуана Дееписатель постоянно называет сокращенным именем – Сила» (стр. 1), а почти сейчас же говорится, что второе – «не сокращенное римское имя Силуан, но настоящее римское имя» (стр. 2). Не совсем точно обозначает он и «знаменитым предстоятелем иерусалимской церкви» (стр. 1–2), поскольку – в строгом смысле – это достоинство имел лишь св. Иаков, брат Господень. В книге Деяний (XVI, 8) совсем не упоминается, что во второе свое путешествие Апостол Павел из Троады «намерен был отправится в глубь Азии» (- если только это не Асия, провинция – ), и еще менее вероятно, что таковою была Вифиния (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Я поступил с тобою так, испытывая твою веру в Меня, когда ты находился в болезненном состоянии, в бесславии и бедности, — и ты явил себя праведным, говоря: «Аще благая прияхом от руки Господни, злых ли не стерпим?» (Иов. 2:10). Итак, откуда — терпение в искушениях? — От знания, что это посылается ради испытания веры в Бога; так что искушения являются как бы средством проверки верных. Посему и Брат Господень Иаков, увещав нас радоваться, когда мы встречаемся с искушениями, присовокупляет: «Искушение вашей веры соделывает терпение, терпение же», говорит, «дело совершенно да имать». Когда взыдут на тебя искушения, говорит, пусть добродетельные дела не становятся у тебя ущербленными, но вместе с терпением пусть прибавится тебе и совершенство добродетели. Поскольку же чрез то, что не зависит от воли человека, взятое само по себе, не усовершенствуется человек, но необходимо, чтобы с этим было сопряжено и то, что зависит от его воли, как то: благоразумие, праведность, любовь к Богу и к ближним и проявления этой любви, — потому что и это нам необходимо для совершенства, — то посему в своем Послании к нам этот божественный Апостол, присовокупляет: «Терпение же дело совершенно да имать, яко да будете совершенни и всецели, ни в чем лишени», говоря это прямо, как если бы говорил: если желаете веру вашу в Бога явить совершенной, то не только доблестно переносите приходящие со вне невзгоды, но и сами от себя делайте богоугодные дела, хотя бы они и были связаны с большими трудом; потому что когда деятельность идет рука об руку со страданием по причине добра, они человека делают совершенным о Бозе. Почему же он не сказал: «Радуйтесь, когда творите добродетель», но: — «когда найдетесь в искушениях»? — Потому что делание добродетели зависит от нас и находится в нашей власти; впасть же в искушения не от нас зависит. Поскольку же без них не бывает ни совершенства, ни обнаруживания веры в Бога, то поэтому когда человек стремящийся к совершенству веры, впадет в искушения, пусть радуется, как нашедший то, благодаря чему получит совершенство. Потому что искушения — полезны совершенным в вере ради проявления своего совершенства; но что еще удивительнее, так это — то, что искушения, нападая и на несовершенных, делают их совершенными; что явствует и из самых читанных сегодня Евангельских слов. Но мы предложим их вашей любви с самого начала: «Во время оно, понуди Иисус ученики Своя влезти в корабль, и варити (ожидать) Его на оном полу, дондеже отпустит народы. И отпустив народы, взыде на гору един помолитися» (Мф. 14:22, 23). О каком «оном времени» мы сказали? — О том, когда пятью хлебами и двумя рыбами Он в таком обилии насытил пять тысяч мужей с женами и детьми, что и 12 корзин были наполнены избытком кусков, — как это мы слышали в церкви в прошлое воскресение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Говорят богоносные отцы, что Христос пришел в мир сей и даровал людям избавление и отъятие грехов. Итак, если Христос есть избавляющий людей от греха и отъемлющий их, то как они же опять говорят, что верующие умерщвляют стремления и движения страстей чрез воздержание? На это отвечаем, что оба эти положения истинны. Ибо окрестившиеся во Христа во Христа облеклись; облекаются же во Христа благодатию от Отца исходящего Духа, а из плодов Святого Духа есть и воздержание. Плод Святого Духа, говорит божественный Павел, есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5: 22–23). Посему, когда кто воздерживается от греха, то не он воздерживается, но сие есть плод Духа, который есть воздержание. Итак, воздержный пусть не думает, что воздержание, им содержимое, есть дело его собственной силы, но дело благодати Христовой. Ибо Христос чрез Духа Святого дарует воздержание тем, которые прежде возжелали освободиться от страстей и избавиться от греха, и стали противиться ему, но все бывали побеждаемы им по слабости своей и отяжеляемы, – таковым, говорю, дарует Христос воздержание, чтобы ведали, судя по воздержанию, коим воздерживаются теперь от всякого греха, от какого великого зла они избавлены, и чтобы, когда взято будет у них самое движение на зло (сочувствие ему), прославляли смиренномудренно Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, пославшего Его для избавления народа своего. (1, ч.1, с. 471–472.) Кто верует, тот не гордится, но, подражая Господу, притрудно взыскивает смирения, как и Господь. Кто верует, тот не смеется, но рыдает и плачет о грехах своих, ибо слышит, что смеющиеся в этой жизни будут плакать и рыдать в будущей. Те, которые веруют, не бывают гневливы и вздорны, но хранят кротость, подражая Господу, Который говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11: 29). Почему и ублажает таковых, говоря: блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5: 5). Который верует, тот ненавидит неправду и любит правду, потому что Бог возлюбил правду и возненавидел неправду (см. Пс. 44: 8), и потому что, как написано: лю-бяй неправду ненавидит свою душу (Пс. 10: 5). Которые веруют, те не только сами не ссорятся между собою, но умиротворяют и тех, которые рассориваются, подражая Господу, потому что и Он то же сделал, когда нас, врагов сущих, примирил с единосущным Отцом Своим (см. Кол. 1: 21). Верующий без роптания переносит всякое искушение, будучи уверен, что за такое терпение получит венец нетленный, как говорит апостол Иаков, брат Господень: блажен муж, иже претерпит искушение, зане искушен быв, приимет венец жизни, егоже обеща Бог любящим Его (Иак. 1: 12). (1, ч.1, с. 622–623.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В Новом Завете апостол Иаков, названный брат Господень, пишет, что «всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше — ανωθεν» [то есть с неба] — «от Отца светов» (Иак. 1, 17; 1 Кор. 12, 8). Таким образом, дух художественного творчества и научной проницательности должен, в силу своей природы, освещаться отблесками Невечернего Света и Божественного Духа. Но не то мы наблюдаем в действительности. С погружением человечества в язычество и с удалением от христианства богоподобный дух его потерял остроту зрения и способность к пророческой вдохновенности и небесным восприятиям и, наоборот, стал легко доступен таинственным темным влияниям злой силы. Тонкость психической организации у гениальной или талантливой натуры доставляла к этому особенно благодатную почву. Так, повторяю, возлюбиша человецы паче тьму, неже свет (Ин. 3, 19), что демонское влияние нередко оказывалось довольно ощутительным и сказывалось в этих натурах активно или пассивно, но во всяком случае определенно — активно, когда им демоны прямо приоткрывали на основании своей изворотливости и догадок будущее или скрытое для других настоящее, направляли их таланты в ложную сторону; пассивно, когда философы, поэты, художники подвергались темному, неясному воздействию бесов без непосредственного сношения с ними. Так появились лживые пророки со способностью к так называемой дивинации 1 , от которой предостерегает Своих последователей Сам Христос (Мф. 7, 15; особенно Мф. 24, 24); у древних греков и римлян «поэт» и «прорицатель» слились в одно понятие (vates) 2 ; демонический характер творчества наложил тяжелый отпечаток на науку и искусство всех времен вплоть до сего дня 3 . Демонизм может быть разной силы и степени. Начинаясь с открытого сатанизма, он ниспадает до уровня простых предчувствий, нездорового чувственного возбуждения или ложного и извращенного понимания дела, на самом деле совершенно ясного. Само собою понятно, что влияние это на ученого или художника находится в прямой пропорциональной зависимости от его отношения к церковной жизни (и его участия в ней), к самой Церкви; верует он во Христа, принимает св. таинства, живет чисто и целомудренно — можно прислушаться к таковому 4 , а если он неверующий, в жизни похабник 5 , в Церкви (православной, разумеется) не состоит, то — беги, досточудный, от него, как от самого диавола, хотя бы за ним шла слава и всего мира и хотя бы он был одарен печатью величайшего гения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=520...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010