То есть сохраним их неизглажденными до дня смерти и Суда. Слово 72. О том, чтобы молиться за других и за врагов...    Прекрасно, возлюбленные, шествовать через все заповеди Христовы, которые держатся одна за другую, словно золотая цепь. Посему тот, кто истинно желает стать учеником Христовым и сжигается огнем любви Его, должен ни в чем не преступать заповедь Его, [Col. 1644] даже если она представляется какой-то незначительной или тягостной. Ибо Он Сам сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). И опять: Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное (Мф. 5:20). Посему вчера мы, возлюбленные, рассуждали о прощении ближних, сегодня же вам напоминаем не только о прощении, но и о молитве за них, то есть призываем [к такой молитве], поскольку и то и другое нам заповедует Владыка и Спаситель. Посему пусть никто не считает тяжкими заповеди Его, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф. 11:30). И Апостол: любящим Бога все содействует ко благу (Рим. 8:28). Как и в Божественном Писании мы находим, что все святые на деле исполняли такую заповедь, а скорее — и всякую. Итак, говорит пророк Самуил народу: не буди мне еже отступити от Господа Бога моего и не вопити от вас с молением (1 Цар. 7:8). И еще: И да никакоже ми согрешити Господу, оставити еже молитися о вас (1 Цар. 12:23). Но то, что они отвергли его и уничижали, попросив себе царя (1 Цар. 8:5), всем ясно. И Иеремия пророк, столько претерпев от них, всегда за них молился. И это видно из того, что говорил ему Бог: Ты же не молися о людех сих… не услышу бо тебя (Иер. 11:14). Так же и Моисей говорил Богу: И ныне, аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея (Исх. 32:32). Но не только в Ветхом Завете делали так они, но и в Новом. Так, блаженный Иаков, брат Господень, ангельской жизнью прожив на земле, слыл праведным у всех, то есть у собрания народа. Был же [иудейский] праздник Пасхи, и многие десятки тысяч собрались в храме иудейском, вознесли его на крыло храма и сказали ему: «Просим тебя, праведник, сказать народу, чтобы он не заблуждался вслед называемого Иисусом, ибо мы тебе верим».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

А в Капернауме Иисус учил по субботам в синагоге, и привлекал внимание тем, что «слово Его было со властью». Вот и одержимый закричал (закричал-то бес, это так и бывает), прося оставить его, жалуясь на предстоящую гибель и называя Христа Божиим Святым. И было ему сказано сурово: «замолчи и выйди из него». Бес вышел, оставив несчастного невредимым. Важно нам понять, что то, что бесовское «славословие» отвергается, входит в целостное христианское воззрение и подкрепляется как минимум двумя моментами: апостол Иаков Брат Господень заметил, что бесы веруют - и трепещут, и тем более трепещут, что знают о своей грядущей гибели. Здесь не место рассуждать о том, могут ли они покаяться, хотя мне нравятся легенды об их покаянии, но что есть, то есть: Господь отвергает бесовское исповедание. И представляется, что и этот случай подпадает под сказанное достаточно жестко: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!» войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю отца Моего Небесного» (Мф 7:21). То есть никакая ложь, никакое лицемерие, никакая неискренность не могут вынести свет истины Христовой. Но еще гораздо важнее нам увидеть, какой ужас напал на свидетелей изгнания беса. Спрашивается, почему? Ведь всё время требовали от Христа знамений и чудес, и вот вам - изгнание беса, да еще и человеку никакого вреда! А вот не зря Господь говорил о том, что знамений ищет «род лукавый и прелюбодейный» (Мф 12:39; 16:4). Дело в том, что в требовании чуда кроется не только нежелание постигать, стремление получить «чего попроще», но и тенденция навязать свою волю: не говорите мне вашу Нагорную проповедь, а лучше покажите что-нибудь эффектное, такое, чтобы мне понравилось. И в этом всё и дело: желающие чуда желают в конечном итоге творить чудеса сами, как хочется, но чужими руками, потому что своих силенок нету. То есть это тот же магизм. Чудо же, явленное Богом для их просвещения и вразумления, их не устраивает, потому что не хотят ни просвещаться, ни вразумляться. Именно поэтому Божье знамение, выказывающее власть и силу, которой люди управлять не могут, вызывает страх и ярость. Ведь в этом вся суть отвержения Богочеловека человечеством: ну, допустим, это Мессия, но это не такой Мессия, который нам нужен. Поэтому мы сделаем все возможное и невозможное, чтобы обличить Его «неправильность», а если это не удастся - остается Голгофа...

http://foma.ru/znaki-budushhego-lk-416-4...

Внутренняя скорбь значит: например, памятозлобствовать или терпеть отсечение своей воли, — потому что другой никто не может знать, что у тебя внутри. А внешняя скорбь со стороны других (преп. Амвросий). Всеблагий Господь праведным посылает различные скорби, во-первых, для того, чтобы не ослабевали в подвигах благочестия и, разленившись, не уклонились в противную сторону и не погибли, как сказано у пророка Иезекииля: «Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность и сделает неправду, -то все праведные дела его не помянутся, и он умрет от неправды своей, какую сделал» (Иез.33, 13). Во-вторых, праведным Господь посылает различные скорби для того, чтобы чрез это они совершенно очистились от грехов и страстей и получили велие воздаяние в будущем веке, по сказанному: «Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную» (Прем. 3, 6) (преп. Амвросий). Ошибка и заблуждение человечества происходят оттого, что мы не понимаем как следует намерение Божие и волю Божию о нас. Господь, по благости Своей и милосердию Своему, хочет даровать нам вечное блаженство на небе, в Царствии Небесном, а мы, по слепоте своей, более желаем, ищем счастья и благополучия временного на земле. Вот Господь, по благости Своей и по любви к роду человечес­кому, и вразумляет нас разными скорбями, и болезнями, и другими бедствиями... (преп. Амвросий). ...У вас теперь хорошо, и все скорби миновались. Очень рад этому. Только вы боитесь чего-то в будущем. Если настоящее хорошо, то и будущее будет хорошо. Не даром глаголет Господь во Святом Евангелии, ободряя нас: «Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12, 32). Поэтому утвердим себя верою и упованием, что силен Господь устроить о нас все благое и полезное. Если же и придется иногда потерпеть что-либо скорбное и болезненное, в то время повторяем себе слова святого Ефрема: «боли болезнь болезненне, да мимотечеши суетных болезней болезни». И святой Апостол пишет: «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Ср.: Рим. 8, 18; 2Кор. 4,17). По этой причине святой Иаков, брат Божий, советует радоваться в находящих скорбях и печалях, чтобы и на нас исполнилось псаломское слово: «радуйтеся, праведнии, о Господе» (Пс.32, 1). А подобные мне грешные да переносим это к очищению наших согрешений. Так дело наше и будет уравновешиваться (преп. Амвросий).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Возвещается угроза истребления и рассеяние Израиля среди язычников, но с сохранением благочестивого остатка. Пророк Амос пророчествует, что все призывающие имя Господа Иисуса Христа не только иудеи, но и язычники, соединятся в один народ богоизбранный, христианский, рожденный от воды и Духа в Церкви Христовой. Это пророчество Амоса подтвердил апостол Иаков, брат Господень, в 51 году на Апостольском Соборе в Иерусалиме. В Церковь вошли язычники без обременения их обрядами закона ( Деян. 15, 10–18 ). Память святого пророка Амоса – 15 июня. 92. Пророк Авдий возвещал: и приидет Спаситель и будет Царство Господа ( Авд. 1, 21 ) не от мира сего, и во Христе все братие, и враждовать не следует. Служение пророка Авдия в 889–880 годах до Рождества Христова. Пророк обличает идумеев, которые, происходя от Исава (называвшегося Эдомом), были родственны иудеям (потомки Иакова), но враждовали против них, ибо захватывали сокровища и детей и продавали народ в рабство. Пророк предрекает за это опустошение Идумеи, что и исполнил Навуходоносор. Пророчествовал об утверждении Царства Христова на земле. Память святого пророка Авдия – 19 ноября. 93. В Книге пророка Ионы, как в зеркале, отображается ветхозаветная жизнь. При Ионе Ниневия была столицей Ассирийского царства, огромна, богата – оплот язычества. Воля Божественная и воля человеческая проявились, и Иона бежал от лица Господня в Испанию, в Фарсис, на корабле. Господь воздвиг бурю, и убоялись корабельщики, а Иона спаше и храпляше ( Иона 1, 5 ) на дне корабля. Иона решился на жертву за людей и корабль – бросился в море, и море утихло от ярости своей. Все увидели чудо и устрашились. Господь повелел большому киту поглотить Иону, и он молился во чреве китовом. Иона стал прообразом Спасителя – три дня во чреве Иона был, а Спаситель три дня по смерти был в сердце земли и потом воскрес. Служение пророка Ионы: 828–793 годы. Господь показал иудеям, что и язычники через покаяние могут спастись и что спасение – достояние как израильтян, так и язычников. Иона по чувству неприязни к ассирийцам, избегая проповеднических трудов, бежал из Яффы в Испанию, и как виновник бури, указанный по жребию, был брошен с корабля в море. Язычники были поражены проповедью, и личной историей пророка, и великим чудом с морским китом и покаялись и глас Божий был: «Мне ли не пощадить Ниневии, града великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота ( Иона 4, 11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Да не будут тебе бози инии! ПРАВОСЛАВИЕ.RU СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИЛАРИОН         Свмч. ИЛАРИОН     ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ РОССИЙСКИЙ ЦЕНТР ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ ИЗДАТЕЛЬСТВО СРЕТЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СРЕТЕНСКОЕ ВЫСШЕЕ ПРАВОСЛАВНОЕ УЧИЛИЩЕ ПУТЬ В МОНАСТЫРЬ РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ monastery@pravoslavie.ru ДА НЕ БУДУТ ТЕБЕ БОЗИ ИНИИ! СЛОВО В ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ 95-Й ГОДОВЩИНЫ ОТ ОСНОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ Быша гласи и молния, и облак мрачен на горе синайстей, глас трубный глашаше зело. Гора же синайская, дымяшеся вся (Исх. 19, 16, 18). И глагола Господь: Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене (Исх. 20, 2—3). Но и громы, и молнии оказались бессильны: не могли они удержать жестоковыйного народа от идолопоклонства, и сетует Господь Бог ревнитель устами пророка Своего: Два зла сотворили люди Мои: источник живой воды - Меня — оставили и ископаша себе кладенцы сокрушенны, иже не возмогут воды содержати (Иерем. 2, 13). Но мы, новый Израиль, род христианский, разве не знаем, что и нам то же самое говорит наш кроткий Спаситель? Он говорит без грома и молнии, но неужели поэтому можно и не слышать Его любящего гласа? Никто, говорил Христос, не может служить двум господам: ибо или одного будет любить, а другого ненавидеть. Не можете Богу служить и маммоне (Мф. 6, 24). Не знаете ли, — пишет св. апостол Иаков, брат Господень, — что дружба с миром есть вражда против Бога? Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит дух, живущий в вас (Иак. 4,4-5). И все мы еще до святого крещения отреклись от лукавого и сочетались единому Христу. Но многих ли убеждает все это в той непреложной истине, что в одно время можно покланяться только одному Богу? Все отрекались от лукавого, все сочетавались единому Христу. Но пройдите вы по стогнам мира христианского и посмотрите, единому ли Богу люди покланяются. Всякий любящий Бога не должен ли ныне, подобно великому апостолу Павлу, возмутиться духом, видя, что жизнь современных христиан полна идолов, как языческие Афины времен святого Апостола (Деян.17,16)?

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/d...

Да убоимся, услышав эту повесть. Если мучения отрекшихся от Бога страшнее, чем самых неверных, будем следить за собой, чтобы нам не отречься от Господа вершением дел тьмы и тем самым избежать такого страшного воздаяния. Ведь отречься можно не только делом или словом, но и любыми нечестивыми деяниями, даже тем, что человек исповедает Бога только на словах и лишь для видимости. Свидетель тому будет нам апостол, сказавший: Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются ( Тит. 1:16 ). 2. Брат Господень Иаков сказал: Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце (тем, что полагается на веру), у того пустое благочестие ( Иак. 1:26 ), ибо вера без дел мертва ( Иак. 2:26 ). Справедливость этих слов совершенно очевидна. Сам Бог предупредил через пророка: Горе тем, через кого имя Мое бесславится (Ср.: Ис. 52:5 ). Ведь нас называют народом Божиим, Его святым уделом и тому подобными именами. А мы своими бесчестными делами оскорбляем Бога и поступаем так, что наше доброе имя поносят неверующие. Разве за это не заслужили мы наказания как виновники этой хулы и бесчестия, причем, наказания страшнее, чем неверующие? Кроме того, Сам Спаситель, справедливый и непогрешимый Судия, сказал: Тот, который знал волю господина своего... и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал... и не сделал, бит будет меньше (Ср.: Лк. 12:47–48 ). Так что устрашимся этого, братья, и станем подвизаться по мере сил, сколько даст Господь, и доказывать нашу веру делами и совершать поступки во славу Божию, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Препрославленного. 3. Как-то авва Силуан сидел вместе с братьями, пришел в исступление, пал ниц, но вскоре поднялся и заплакал. Братья спросили: – Что с тобой, отче? Он молчал и только плакал. После долгих уговоров наконец ответил: – Я был восхищен на суд Божий и видел, что многих монахов уводят в ад, а многие миряне идут в Царство Небесное. С тех пор старец постоянно скорбел и уже больше не выходил из своей кельи. А если против воли ему приходилось покидать ее, то он закрывал свое лицо куколем.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

Другим таким свидетелем был Иаков, брат Господень. Будучи родственником Иисуса по плоти, 99 он фактически возглавлял иерусалимскую общину Его учеников; в церковное Предание он вошел как первый епископ Иерусалимский. 100 Роль Иакова как второго после Петра лидера общины явствует из описания Апостольского Собора, где он выступает с речью сразу же после Петра ( Деян. 15:7–21 ). С ним Павел тоже общается, а встреч с другими апостолами избегает. Кажется невероятным, что человек, который не видел Христа при жизни и которому суждено были стать создателем христианского богословия, уделил столь мало времени общению с теми, кто были «с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1:2 ). Мы не знаем, сколько лет провел он у ног Гамалиила, но, вероятно, речь должна идти о многих годах ученичества и внимательного вслушивания в слова учителя. Здесь же мы имеем дело с совсем иной ситуацией: Павел не припадает к ногам апостолов, не ищет общения с как можно большим числом свидетелей. Он общается только с двумя главными действующими лицами в иерусалимской общине, причем общается на равных не как ученик с учителями и как младший со старшими. И общение это оказывается совсем недолгим. Более того, в своих посланиях он будет неустанно подчеркивать, что его проповедь и свидетельство независимы от свидетельства прочих апостолов: он проповедует не то, что услышал от них, а то, что узнал сам – напрямую от Господа. Павел не только не цитирует Евангелия как письменные источники: он не ссылается даже на устные рассказы о жизни Иисуса, не пересказывает Его притчи, не повествует о Его чудесах. В тех редких случаях, когда он упоминает о конкретном событии из жизни Христа, о котором, казалось бы, он мог узнать только от очевидцев, он ссылается не на них, а на Господа. Так, например, рассказывая о Тайной Вечере, он пишет: «Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» ( 1Кор. 11:23–25 ). Весь этот материал почти дословно совпадает с тем, что мы читаем о Тайной Вечере в трех синоптических Евангелиях. Ηо Павел объявляет своими источниками не их и не устные предания, которые он мог услышать, а Самого Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Если кому доведется читать этот рассказ — внемлите и ужаснитесь: те, кто отрекся от Бога, наказываются даже страшнее неверующих! Так что постараемся не отречься от Него своими делами тьмы — и мы избежим этой ужасной кары. Ведь отрекаются от Бога не только прямо и словом: отрекаются от Него и беззаконными делами, даже если на словах хранят видимость исповедания. И свидетель тому апостол, сказавший: «Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» (Тит 1. 16). 2. А брат Господень Иаков говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце (тем, что полагается на веру), у того пустое благочестие» (Иак.1. 26), ибо «вера без дел мертва» (Иак.2. 26). И слова эти явным образом справедливы. Говорит же Бог через пророка: «Горе тем, чрез которых имя Мое «хулится во языцех» (Ис.52,5). Нас называют народом Божьим, Его святым наследием (Кол.1,12) и тому подобными именами. Ну, а если мы оскорбляем Бога бесчестными делами и своими поступками делаем так, что доброе имя, которым мы названы, хулится у неверных? Разве не справедливо покарать нас, виновников этой хулы и бесчестия, и покарать еще страшнее, чем неверующих? Во всяком случае, Сам Спаситель, справедливый и непогрешимый Судия, сказал, что «тот, который знал волю господина своего… и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал и не сделал, бит будет меньше» (Лк 12. 47–48). Так что, братья, будем страшиться этого и подвизаться по мере той силы, которую дал нам Бог. Пусть вера наша будет видна из дел и все наши поступки будут во славу Божию, чтобы люди, которые видят нас, прославляли Препрославленного 3. Как–то авва Силуан сидел с братьями и пришел в исступление. Он пал ниц, но вскоре после поднялся и заплакал. Братья стали просить его: — Скажи нам, отче, что с тобой? — но старец молчал и плакал. Братья настаивали все больше, и он сказал: — Был я восхищен на суд. И видел, что многих монахов уводят в ад, а многие миряне идут в Царство Небесное. С тех пор старец всегда скорбел и ни за что не хотел выходить из келии. А если против воли и приходилось ему выйти ради какой–то нужды — он закрывал лицо кукулем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

И ниже сказано: Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев… (Иак. 1, 19). Смотрите, как говорится: всякий человек да будет скор на слышание . Те люди, которые скоры на слышание, которые спешат слушать слова Божии, — они являются исполнителями воли Бога. Ибо слово Господне учит, что нам надо быть такими людьми: скорыми на слышание. То есть скорыми в деле слышания слова Божия, скорыми к посещению церкви. Как говорил святой царь и псалмопевец Давид: Возрадовался я, когда сказали мне: " пойдем в дом Господень " (Пс. 121, 1). То есть, когда дело касается духовной жизни, мы должны быть всегда скорыми, стремительными. А далее мы читаем, что надо быть медлительными. Когда дело касается греха, мы должны быть очень медлительными! Поэтому апостол Иаков и говорит: да будет медлен на слова ... Потому что когда мы говорим много слов, то можем сказать что-то лишнее. Надо быть медленными и на гнев . Если гнев появился — надо его успокоить, не дать ему выйти наружу, надо контролировать его. Далее мы читаем: ...ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души (Иак. 1, 20–21). Итак, гнев убираем в сторону, убираем остатки злобы (если у нас осталась на кого-то злоба) и слушаем слово Божие, о котором сказано, что оно — могущее спасти ваши души . Часть 3 Смотрите, как сказано о слове Божием: что оно как бы насаждаемое семя, оно сеется в наши сердца. И там прорастает! А когда прорастет слово Божие внутри нас, меняется и наша жизнь. И люди начинают удивляться: " Как же так, нам раньше трудно было бороться с грехами, а сейчас стало легче, Господь помогает! " Это слово Божие врачует тебя, брат или сестра! Одна женщина рассказывала мне: " Раньше было так тяжело поститься, а последние сорок лет — нормально " . Значит, слово Божие уврачевало эту женщину, которая уже сорок лет с тех пор не знает, что такое искушения во время поста! Теперь ей радостно поститься.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Именно о такой вере писал апостол Иаков, брат Господень , в своем Соборном Послании : Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упреков, — и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих (Иак 1:5–8). И снова спросим сами себя: а наши просьбы к Богу — приближаются ли они хоть немного к такому уровню? Сам Господь дал нам непревзойденный образец всякого прошения — молитву «Отче наш». В ней есть место для всего, и для «частных», индивидуальных просьб тоже: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хлеб насущный, по общему толкованию святых отцов, — это все необходимое нам для жизни: и пища, и питье, и одежда, и кров, и деньги... Но прежде всего мы просим о другом: Да святится Имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя . Да познают все люди, живущие на земле, Твою святость. Да примут Тебя в свое сердце, чтобы Царство Твое настало уже сейчас. Да будет всякое дело человеческое согласно с Твоей волей! В конечном счете верующий человек нацелен исполнить волю Божию, а не получить что-то свое всеми правдами и неправдами. Воля Божия для христианина приоритетна. Так и Господь молился в Гефсимании: впрочем не как Я хочу, но как Ты  (Мф 26:39). Духовно опытные люди советуют нам всем завершать каждую просьбу к Богу этими же словами. Ведь Господь сказал ясно: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Мф 6:33). А все прочее – приложится. Вспомним еще раз, что именно Господь обещает дать просящим у Него — Духа Святого! Исполнения меньших просьб Он нам не «гарантирует» (хотя некоторые и обижаются: Господь, дескать, «обещал», а вот ведь, не делает). Но Он твердо обещает всякому просящему несравненно большее — что всегда будет Сам пребывать рядом с ним, будет поддерживать всякое наше благое начинание. И се, Я с вами во все дни до скончания века  (Мф 28:20).

http://foma.ru/pochemu-bog-ispolnjaet-ne...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010