" Мы веруем, " закончил свою речь Апостол, " что только благодатью Господа Иисуса Христа спасемся. " Эти мысли подробно раскрывает также св. Ап. Павел в своих посланиях к Галатам (напр., 3:10), к Римлянам (3:9-19), к Коринфянам (1 посл. 1:3...). Впечатление от слов Петровых было таково, что все собрание умолкло, то есть прения совсем прекратились. Как показывает дальнейшая история христианства, лжеучение иудействующих не было совсем сразу искоренено и долго еще продолжало волновать Церковь, но здесь на собрании оно было побеждено словами Петра, и поборники его затихли. Спокойно и молча, без перерывов слушало все собрание Варнаву и Павла, рассказывавших, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников во время их миссионерского путешествия. Все это подтверждало истину того, что говорил Петр - обращение язычников ко Христу, игнорируя жесткое соблюдение некоторых обрядовых уложений иудейского закона - есть дело Божье и, следовательно, не нужно христиан из язычников принуждать к исполнению обрядовых уложений Моисеева закона. Затем начал речь св. Иаков, брат Господень, которому, как предстоятелю Иерусалимской Церкви и вместе с тем, как председателю собора, принадлежало последнее слово. Слово его было решающим еще потому, что сам он слыл строгим ревнителем закона и получил за это не только у христиан, но и у самих иудеев, наименование " праведного. " Речь св. Иакова состоит из двух частей: в первой он подтверждает истину слов Петра пророческим словом, во второй предлагает окончательную формулу решения собора. " Бог призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое " -замечательно утверждение Иакова. До сих пор иудеи думали, что только они - избранный народ Божий; теперь св. Иаков свидетельствует, что и христиане из язычников такой же избранный народ Божий, как и евреи. В доказательство он ссылается на пророчество Амоса 9:11, в котором Бог обещает восстановить падший дом Давидов, так что он будет царствовать над всеми народами, которые обратятся к истинной вере. Здесь разумеется устроение Мессией Царства Божьего на земле, в которое войдут не только иудеи, но и язычники. Во второй части своей речи св. Иаков предлагает освободить обращающихся из язычников от исполнения некоторых обрядовых уложений закона Моисеева, и требовать от них отказа от исполнения только того, что несогласно с духом закона Моисеева и противно духу христианства.

http://sedmitza.ru/lib/text/430550/

Но вот давайте поговорим о втором Послании Петра, это самый, может быть, спорный и сложный момент. Второе Послание Петра однозначно указывает на автора: «Симон Пётр, раб и апостол Иисуса Христа». Про Иоанна можно сказать, что Иоаннов было много, и так оно и есть, и мало ли кто считал себя любимым учеником, ведь он ничего не говорит о себе конкретно. Кстати, про Иаковов еще вечный вопрос, Иаковов тоже было несколько: Иаков, брат Господень, Иаков Зеведеев… Их часто путают. Послание Иакова, например, отдельная большая проблема: кто из Иаковов его написал? Вот пример контаминации, когда сливаются одноименные фигуры. Но здесь никакой проблемы нет. Совершенно точно видно, что автор себя называет Симоном Петром, апостолом, другого такого не было, чтобы одновременно Симон и Пётр, потому что именно Пётр – это не имя… Это сегодня у нас имя известное, а тогда это было слово «скала» или «камень», которое Христос дает Симону в качестве прозвища. Так что это точно он. Более того, он здесь говорит: «Это уже второе Послание пишу к вам, возлюбленные». То есть он явно отсылает нас к первому, и, видимо, это то самое Первое Послание Петра в нашем каноне, там он тоже себя называет. При этом для галилейского рыбака там очень сложное богословие: «От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества…» – говорит галилейский рыбак. Послания Павла уже широко известны не только Петру, но и его аудитории. «Брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное (как будто только что мы не видели неудобовразумительного у него самого – А.Д.), что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Значит, когда это Послание пишется, уже есть много Посланий Павла, они широко известны, и их превратно толкуют. Это Послание Петра утверждает ясно.

http://pravmir.ru/bibliya-problema-avtor...

Вера и дело! Если дело – это вера, то, где же они разделились? Как возникло противопоставление их? «Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» ( Ин.14:11 ). Значит, дела могут возбудить в людях веру, указав на присутствие Божие в мире сем. «Вера без дел мертва» ( Иак.2:20 ) – это одна опора нашей религиозности. «Все, что не по вере, грех» ( Рим.14:23 ); «... человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса» ( Гал.2:16 ) – это другая опора нашей религиозности. Два великих апостолабрат Господень Иаков и апостол языков Павел установили эти опоры. Навершие этих опор – повеление Спасителя веровать в Него, видя Его дела. Так получены врата Спасения, чрез которые войдем в обители Отца Небесного. Не составит большого труда показать то, что апостол Иаков под делами понимает именно добрые дела, причем такие, которые ради Бога и в Боге. Для подтверждения того, что вера без дел мертва, апостол приводит в пример жертвоприношение Авраама. Но ведь это дело выше всяких дел – жертва Богу, слава Его и Истина Его. Не о суетливой деятельности говорит апостол, что де без нее вера мертва, но о том деле, которое венчает веру – веру в Спасителя и Господа. Такое дело и Господь совершил – прославил Своего Отца. Вера в Господа и дело о Господе пребывают в неразлучном единстве – «Вера содействовала делам его (Авраама), и делами вера достигла совершенства» ( Иак.2:22 ). Слово Божие вне всяких сомнений приятелъно: «Верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит» ( Ин.14:12 ). Поэтому только умозрительно мы можем отделить веру отдел о Господе, в практической жизни их отделить друг от друга совершенно невозможно. Кажется, что апостол Павел мог быть озабочен тем, что превознесение дел, причем без их различия – ради Бога или ради мира, могло спровоцировать уверенность о спасении как награде за дела. Поэтому он учит о спасении как милостивом Божьем даре – «Не от дел, но от Призывающего» ( Рим.9:12 ). Исав и Исаак, еще не выйдя из утробы матери, были исследованы Богом – они еще не изведали доброго и злого, и сами того не сотворили, но Господь вопреки первородству Исава избрал второго – Исаака.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   Сам великий «Апостол любви» св. Иоанн Богослов, который так много и трогательно учил о христианской любви, всюду на первое место ставит Истину, не допуская и мысли о любви к извратителям и гонителям этой Божественной Истины.    Христианство есть действительно религия любви. Но эта христианская любовь ничего не имеет общего со слезливой сентиментальной земной любовью, как понимает ее большинство людей, живущих вне благодати Божией. Христианство есть религия любви истинной, неразлучно связанной с Божественной Истиной Христова учения. А земная любовь, в ее обычном понимании, так же далеко отстоит от этой истинной любви, как земля от неба. Христианская любовь духовна и дается лишь при содействии благодати Божией, а земная любовь — чувство душевное и даже плотское. Она — от поврежденного грехом естества человеческого.    Вот почему так ярко и сильно учивший о любви «Апостол любви» увещевает христиан: « Не любите мipa, ни того, что в мipe». Maлo того: «Кто любит мip, в том нет любви Отчей»  (Ин. 1:15).    Не менее сильно и решительно говорит об этом и св. Апостол Иаков, Брат Господень: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мipoм есть вражда против Бога? И так, кто хочет быть другом мipy, тот становится врагом Богу»  (Иаков. 4, 4). И это потому, что «весь мip лежит во зле» (1 Иоан. 5:19).    Не ясно ли отсюда, что истинно-христианская любовь не может простираться на всех и на все, без всякого разбора? Что она есть, прежде всего, любовь к Богу и к тому, на чем лежит печать Божественной Истины, но не к тому, что погрязает в Богопротивной лжи? Мы, христиане, любящие Бога и принесенную Христом-Спасителем от Бога-Отца Божественную Истину, тем самым не можем любить тех, кто возстает против Бога и попирает Его Божественную Истину. Об этом ясно и определенно учит Слово Божие.    Сам «Апостол любви» делает различие между «детьми Божиими» и «детьми диавола» и предостерегает нас от «антихристов», которые появились уже в его время, как предтечи имеющего придти пред кончиною мipa одного главного Антихриста. Он не учит нас о любви к ним, говоря, что «они вышли от нас, но не были наши» (1 Иоан. 2:19) и что мы не должны «всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мipe» (1 Иоан. 4:1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Впоследствии многие из учеников Господних и, конечно, в том числе многие из семидесяти отпали от Христа и перестали служить ему. Святой евангелист Иоанн пишет: «Многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?» (Иоан.6:66–67) Когда же наступили дни страданий Христовых, число учеников Христа умалилось еще более, и едва ли кто из числа семидесяти остался при Нем, когда и один из двенадцати отпал от Него. По воскресении Христовом, лик святых двенадцати апостолов был восполнен Матфеем, лик же семидесяти наполнился не сразу, а мало по малу — из числа тех, кто был обращаем ко Христу двенадцатью апостолами и проповедью святого апостола Павла, свыше призванного в тот же первенствующий лик и ставшего вместе с Петром первоверховным в том лике. На основании божественного писания, предания святых отцов, древних историков и достоверных церковных повествователей, можно представить лик святых семидесяти апостолов в следующем виде. Первым из семидесяти апостолов был святой Иаков брат Господень, о котором упоминает святой апостол Павел в посланий к Галатам говоря: «ходил я в Иерусалим видеться с Петром; другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня» (Гал.1:18–19). Он был поставлен первым епископом иерусалимским по свидетельству предания, избранный к этому и посвященный Самим Христом во время его земной жизни. Проповедуя Христа в Иерусалиме, апостол Иаков был сброшен иудеями с крыши храма на землю, потом был побит камнями и скончался от удара палицею по голове [ 1 ]. Святой евангелиста Марк, написавший святое евангелие под руководством святого апостола Петра, который упоминает о нем в первом своем соборном посланий, в таких словах: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет.5:13). Тот же святой апостол Петр поставил Марка епископом в город Александрию [ 2 ], где за проповедь о Христе, идолопоклонники, связавши его, влачили по камням и били. В это время ему явился Господь Иисус Христос, призывая его к небесной славе, и апостол предал ему свой дух [ 3 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Сам великий «Апостол любви» св. Иоанн Богослов, который так много и трогательно учил о христианской любви, всюду на первое место ставит Истину , не допуская и мысли о любви к извратителям и гонителям этой Божественной Истины. Христианство есть действительно религия любви. Но эта христианская любовь ничего не имеет общего со слезливой сентиментальной земной любовью, как понимает ее большинство людей, живущих вне благодати Божией. Христианство есть религия любви истинной , неразлучно связанной с Божественной Истиной Христова учения. А земная любовь, в ее обычном понимании, так же далеко отстоит от этой истинной любви, как земля от неба. Христианская любовь духовна и дается лишь при содействии благодати Божией, а земная любовь - чувство душевное и даже плотское. Она - от поврежденного грехом естества человеческого. Вот почему так ярко и сильно учивший о любви «Апостол любви» увещевает христиан: « Не любите мipa, ни того, что в мipe ». Мало того: «Кто любит мip, в том нет любви Отчей» (Иоан. 1, 15). Не менее сильно и решительно говорит об этом и св. Апостол Иаков, Брат Господень: «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с мipoм есть вражда против Бога? И так, кто хочет быть другом мipy, тот становится врагом Богу» (Иаков. 4, 4). И это потому, что «весь мip лежит во зле»(1 Иоан. 5, 19). Не ясно ли отсюда, что истинно-христианская любовь не может простираться на всех и на все, без всякого разбора? Что она есть, прежде всего, любовь к Богу и к тому, на чем лежит печать Божественной Истины, но не к тому, что погрязает в Богопротивной лжи? Мы, христиане, любящие Бога и принесенную Христом-Спасителем от Бога-Отца Божественную Истину, тем самым не можем любить тех, кто возстает против Бога и попирает Его Божественную Истину. Об этом ясно и определенно учит Слово Божие. Сам «Апостол любви» делает различие между «детьми Божиими» и «детьми диавола» и предостерегает нас от «антихристов», которые появились уже в его время, как предтечи имеющего придти пред кончиною мipa одного главного Антихриста. Он не учит нас о любви к ним, говоря, что «они вышли от нас, но не были наши» (1 Иоан. 2, 19) и что мы не должны «всякому духу верить, но испытывать духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мipe» (1 Иоан. 4, 1).

http://ruskline.ru/analitika/2012/04/13/...

Святой апостол говорит: «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его?» Вот какой вопрос он нам задает. Потому что мы считаем себя все верующими, но вера должна проявляться не только в том, что мы приходим в храм Божий. Дальше говорит апостол: «Если брат или сестра наги, не имеют дневного пропитания, а кто–нибудь из вас скажет: иди с миром, грейся и питайся, — но не даст им потребного для тела, — что пользы?! Так и вера: если не имеет дел — мертва сама по себе. Если скажет кто–нибудь: ты имеешь веру, а я имею дела, — покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един, — хорошо делаешь; но и бесы веруют — и трепещут». Бесы веруют в Господа, однако это их не спасает. Вера от добра неотделима! «Но хочешь ли ты знать, неосновательный человек, — продолжает апостол, — что вера без дел мертва. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего»  . Что все это означает? Что, конечно, своими подвигами, своими заслугами и никакими обрядами человек спасение получить не может! Потому что нет на земле спасения силой человеческой. Спасаемся мы только силой Божией! Поэтому вера — единственное, что нас связывает с Богом. Только верою спасаемся и приобщаемся к Богу. Но если наша вера ни во что не изливается, если она в жизни никак не проявляется, остается только на языке, — тогда это не вера, и она теряет свою спасительную силу. Она перестает быть настоящей верой, а становится ложной. Вот что, дорогие мои, нам завещает святой апостол Иаков, брат Господень. Эту мысль мы все должны вложить себе в сердце. И мы не должны думать, что сможем оправдаться тем, что говорим о себе: мы веруем, мы православные христиане, крещеные и причащающиеся святых тайн. Нет, скажет Господь, ты докажи свою веру и покажи ее плоды. Докажи ее терпением, докажи ее беззлобием, докажи ее милосердием, отзывчивостью, докажи ее желанием быть для людей нужным и полезным и послужить им. Докажи это, и тогда Господь увидит, что вера твоя подлинная и настоящая, имеющая силу спасти, поднять, воссоединить с Господом нашим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Но апостол Иаков прибавляет: «Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками» – то есть если мы выстраиваем добрые отношения с представителями власти и олигархами не как с простыми людьми, но чтобы воспользоваться преимуществом их положения или урвать кусок от их богатств, то апостол Иаков, брат Господень, считает, что в этом случае мы становимся соучастниками их преступлений – грех делаем и пред Законом Божьим оказываемся преступниками, то есть такими же казнокрадами, грабителями собственного народа и безжалостными эксплуататорами. Слова « возьми его (то есть пойманный статир. – О.С.) и отдай им за Меня и за себя » показывают всю нелепость происходящего. Какою ценою можно оценить Бога? И какой выкуп человек может дать за свою собственную душу? Сказано: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь… в какую (то есть плату. – О.С.) они оценили Меня!» ( Зах.11:12–13 ); и еще: «…хвалящиеся множеством богатства своего! человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: дорога цена искупления души их, и не будет того вовек» ( Пс.48:7–9 ). Другое дело, когда человек зарабатывает своими руками, талантами и способностями и, как настаивают святые Отцы, «спасается обнищанием», то есть меценатством и благотворительностью. Такой становиться подобен Закхею, когда он, просвещенный светом Евангелия, воскликнул: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ). Такие благотворители и меценаты не трубят перед собою, но именно с их помощью возрождаются храмы, ширится дело православной проповеди и, главное, возникает новая форма социального взаимоотношения между христианами, как и сказано: «Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере» ( Гал.6:10 ). Ну что же, апостол Петр, опрометчиво пообещавший от своего лица, и главное от лица Господа, заплатить сомнительный налог, сидит с удочкой на берегу реки и надеется поймать рыбу со статиром (монетой) во рту. Это для него – урок и наказание: ничего нельзя делать, не спросивши у Господа, то есть не выяснив с помощью Закона Божия, противоречит или не противоречит это воле Создателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

От Иудеев пять раз дано мне было по сорока ударов без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине морской (2 Кор. 11: 24-25). Много сил требовала и борьба с теми, кого апостол Павел называл  лжеапостолами, лукавыми делателями, принимающими вид Апостолов Христовых (2 Кор. 11: 13). С этой проблемой он по-настоящему столкнулся, когда вернулся из второго путешествия обратно в Сирию. Но на обратном пути он с учениками еще отпраздновал Пасху в Иерусалиме, наверняка обратив внимание на изменившиеся в общине настроения. Многие иерусалимские братья уже открыто высказывали недовольство по поводу обращения язычников, не соблюдавших в полной мере закона Моиссева, и говорили, что решения Апостольского собора следует пересмотреть. Главой Иерусалимской Церкви в то время был Иаков, брат Господень, — строжайший аскет и молитвенник. Про него говорили, что он никогда не пил вина, не ел мяса, не носил шерстяной одежды и столько времени проводил на молитве в храме, что на коленях у него были верблюжьи мозоли. Апостол Иаков строго соблюдал Моисеевы законы и даже носил на себе петалон — золотую дощечку, которую имели право надевать только первосвященники. Примерно такого же склада были и люди из его ближайшего окружения — с той только разницей, что религиозный пыл они направляли еще и на активную борьбу с инакомыслием. Они были убеждены, что каждый иноплеменник, принимающий христианство, сначала должен стать иудеем — то есть совершить обрезание и в строгости соблюдать все предписанные Моисеем законы. Сейчас такая постановка вопроса кажется даже странной, но тогда она удивляла в основном апостола Павла и его сторонников. Большинство в Иерусалиме разделяли мнение тех, кого теперь принято называть «иудеохристианами», или «иудействующими», — а в те времена это были просто иерусалимские христиане, убежденные в своем превосходстве над остальными. Можно представить, как раздражал их апостол Павел, который свободно признавался: ...для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых  (1 Кор. 9: 20-22).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Примечательно, что никакой иудейской обрядности над ними в тот момент не было совершено, но дарованный от Бога Святой Дух воочию свидетельствовал, что не было никакого различия между крестившимися язычниками и другими людьми, уверовавшими во Христа. Как опять-таки толкует слова апостола Петра святитель Иоанн Златоуст: «По вере одной, говорит, они получили то же самое. Это может научить, что одна вера, а не дела (закона Моисеева) и не обрезание». Стало быть, вера стоит выше любого закона и всякой, даже самой древней обрядности. Вот почему апостол Петр вполне категорично и определенно говорит: Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Бог может спасти всех верующих в Него, если только вера эта будет сильной и искренней. Вера дарует плоды Божественной благодати. Апостол Петр, обращаясь к своим братьям во Христе, убежденно утверждает: Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они. Мнение апостола Петра полностью разделяли апостолы Павел и Варнава, рассказавшие высокому собранию, какие знамения и чудеса сотворил Бог через них среди язычников. С решающим словом на Соборе выступил Иаков, брат Господень, предстоятель Иерусалимской Церкви, строгий законник, от юности посвятивший себя Богу и соблюдавший строгое воздержание. За чистоту непорочной жизни его даже стали именовать «Обли» или «Офли», что значит: «ограда, утверждение людям», или же называли «праведнейшим из всех». Естественно, речь такого выдающегося человека имела для всех собравшихся особое значение. Апостол Иаков, приводя древние пророчества, утверждает не только за иудейским, но и за всеми другими народами право призывать Истинного Бога: Чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы. Если бы крещение язычников не было угодно Богу, то Вседержитель не допустил бы того, поскольку все мы знаем, что ведомы Богу от вечности все дела Его. А раз так, то и не стоит вмешиваться в Божественную премудрость человеческими установками или измышлениями.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010