" И да благословит тебя благословениями небесными свыше " . Не только, говорит, помог тебе, но и благословил тебя " благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор древних и приятности холмов вечных " . Здесь он разумеет славу, знаменитость и владычество Иосифа над Египтом, под образом гор и холмов означая величие и силу его, так как он возведен был на самую высочайшую степень власти. Благословения эти, говорит, " будут на голове Иосифа и на темени избранного между братьями своими " (Быт.49:26). Эти благословения, говорит, пребудут на главе твоей. " Вениамин, хищный волк, утром будет есть ловитву и вечером будет делить добычу " (Быт.49:27). И здесь Иаков предвозвещает имеющее быть спустя долгое время, именно, что Вениамин, как волк, будет нападать, похищать, истреблять и делать тысячи зол. Так как Иаков всем сынам возвестил соответствующие каждому благословения, то и сказано: " и благословил их, и дал им благословение, каждому свое " (Быт.49:28). То есть, каждому предвозвестил то, что следовало, и предрек будущие события в каждом колене. Наконец, сделав внушенные ему Духом распоряжения, говорит им: " я прилагаюсь к народу моему; похороните меня с отцами моими " (Быт.49:29). 4. Заметь, какое утешение он подает им через это завещание. Они могли понимать, что праведник этого не завещал бы если бы верно не знал о будущем возвращении их и об освобождении от рабства египетского. Затем он указывает и место (погребения): " в пещере " , говорит, " которая на поле Ефрона Хеттеянина " (Быт.49:29). Сказав это, " окончил Иаков завещание сыновьям своим, и положил ноги свои на постель, и скончался, и приложился к народу своему " (Быт.49:30). Посмотри и на кончину праведника, как она была чудесна. Сделав распоряжение относительно своих детей, он положил ноги свои на одр, как бы с удовольствием встречал свою смерть. После всех распоряжений " преставился " он, " возложив ноги " , то есть, выпрямив или протянув их, " преставился " , т.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

" И пришел Израиль в Египет, и Иаков переселился в землю Хама» ( Пс. 104:23 ). Сыновья Ноя были: Сим, Хам, Иафет; у Хама был сын Ханаан, а у этого Месраим, что значит Египет, от которого и страна получила название. Следовательно, что Иаков пришел в Египет, было подобно тому, что Хам, дед Мо­сраима, поселился в Египте, тогда как в так называемой Пале­стине обитал Ханаан. Когда говорится, что Иаков, или Израиль, вошел в Египет, то вместе с ним разумеются и его дети. «Призвал отца своего Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять» ( Деян.7:14 ; Быт.46:27 ), говорит Писание. Есть и другое объяснение. Это, говорит, было для патриарха поводом для переселения в Египет. Землей же Хамовой называет псалмопевец Египет, так как Месраим был второй сын Хама. Хам, говорит, родил Хуса первенца и Месраима, брата его. Именем Хуса Священное Писание называет Эфиопию, а именем Месраима – Египет; Иаковом же и Израилем называет одного и того же: первое имя он получил от родителей, а второе дал ему Бог, напоминая этим названием о бывшем ему божествен­ном явлении. Таким образом, вспомнил Бог о том, что Он обе­щал Аврааму; именно, когда Авраам сказал: как будет это? Бог отвечал: «знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет» ( Быт.15:13 ). «И весьма размножил Он народ Свой и сделал его сильнее врагов его» ( Пс. 104:24 ). Об этом свидетельствует и книга Исход. «Сыны Израилевы расплодились и размножились, но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что [Египтяне] опасались сынов Израилевых» ( Исх.1:7, 12 ). Этим показывает именно, что умножение их было делом не естественным, но в силу обетования Его. Вместо того, чтобы уменьшиться под влиянием притеснений, когда дети бросались в реку и природа насиловалась, они еще более возрастали, так что сделались очень опасными для туземцев; так и говорил фараон, знавший Иосифа: «вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас» ( Исх.1:9 ). Но они не укрепились бы и не умножились бы, если бы Иосиф не достиг власти и близости к фараону.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Иаков — первый, кому Господь дал власть “рассечь” Иордан как преграду, когда он, спасаясь от своего брата Исава, бежал в Месопотамию к своему дяде Лавану в Харран, после того как Господь во сне сказал ему: и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе (Быт 28:15). Возвращаясь обратно, Иаков, узнав, что навстречу идет брат с войском, испугавшись, воззвал к Господу: Недостоин я всех милостей и всех благодеяний, которые Ты сотворил рабу Твоему, ибо я с посохом моим перешел этот Иордан, а теперь у меня два стана (Быт 32:10). Хотя в приведенных словах Иакова нет прямого указания на “рассечение” вод Иордана, но в Толковой Библии Лопухина есть подтверждение подобного заключения: “еврейские толкователи, обращая внимание на конструкцию bemaqoli, с жезлом, или, точнее, посредством жезла, полагали, что Иаков жезлом разделил Иордан” 22 . Иисус Навин, которому после смерти Моисея Господь повелел завершить исход, разделил воды Иордана ковчегом завета Господня, открывая сынам Израилевым путь в Землю Обетованную. Илия пророк силой, данной ему от Господа, разрушил “преграду”, указуя “мятежному дому” путь возвращения в пустыню, а после вознесения его на колеснице огненной сила разрушения “преграды” перешла к его ученику Елисею. Святитель Иоанн Златоуст называет только три “рассечения” Иордана: при Иисусе Навине, Илией и Елисеем, но у него “рассечение” имеет смысл преграждения, отсечения вод Иордана от Мертвого моря — от смерти, обращения течения их вспять. “Трижды его разделил Бог, чтобы в нем не было более течения к Мертвому морю, но чтобы он востекал к древним живым корням” 23 . Святитель видел в Иордане образ нашего смертного рода. “Начался наш образ из земли, — пишет он, — и прекратился смертью; его приняло Мертвое море, глубокое, преисподнее, мертвая бездна” 24 . Все ветхозаветные “рассечения” Иордана разрушали преграду только на время перехода на другой берег, после чего она опять восстанавливалась и продолжала существовать. И только Иисус Христос окончательно разрушает греховную преграду вражды и разделения, давая возможность всем жаждущим и желающим спасения восходить от земли на Небо — к вечной жизни. “Иор­дан — начало обладания землею; Иордан — начало обладания Царством Небесным” 25 .

http://pravmir.ru/mesto-bogoyavleniya/

Иаков, услышав, что Иосиф жив и что достиг такого положения в Египте, идёт в Вирсавию и там вопрошает Бога: идти ли ему в Египет или нет. И Господь говорит: иди. И как я был с тобой в Ханаане, так буду с тобой и в Египте. И вот, в количестве 75 душ всё семейство переезжает в Египет и поселяется в дельте Нила, в земле Гесем. Они продолжают там заниматься скотоводством и возрастут в большой народ. Вот этот народ и выведет Моисей уже из Египетского рабства в обтованную землю. Иаков, чувствуя приближение смерти, призывает сыновей своих к себе и каждому произносит , что его ждёт в будущем. Поэтому откройте 49-ю главу, и вот эти пророчества здесь записаны: «И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего. Рувим, первенец мой! ты – крепость моя и початок силы моей, верх достоинства и верх могущества; но ты бушевал, как вода, – не будешь преимуществовать [как первенец. Почему?], ибо ты взошел на ложе отца твоего, ты осквернил постель мою, на которую взошел [Имеется в виду то, что он совершил с женой Иакова Валлой. Вот за это кровосмешение он . И действительно, при разделе земли обетованной, когда они завоевали её при Иисусе Навине, на уделы, Рувиму хотя и достался участок, в плане таком, хороший, но по восточному берегу Иордана. И он оказался вне исторической жизни и ничем себя в истории не проявил: ты не будешь преимуществовать. Ты бушевал, как вода]. Симеон и Левой, братья, орудия жестокости мечи их», – дело в том, что у Иакова была еще 13-я дочь, Дина. И вот эту Дину изнасиловал, обезчестил – откройте, пожалуйста, 29-ю главу Бытия – здесь всё говорится. Затем, вот этот нехороший поступок Рувима описан в 35-й главе, 22-й стих. Вот прочтите про себя. Да. Вообще, вот когда говорят: ну как же ввести в родословную Христа людей, которые запечатлели себя вот такими поступками? Иоанн Златоуст даёт на это ответ, что Господь берёт на Себя позор всех Своих предков. Поэтому Писание не идеализирует каких-то героев. Не выводит нам людей, рыцарей без упрёка, а показывает, что на всех распространяется грех и все впадают в грехи. И если бы не такой Промысл Божий, то, вообще, и спасающихся-то не было бы. Кто же может спастись? Ответ мы услышим из Евангелия: «У человкъ с ie не возможно есть, у Бога же вся возможна» ( Мф. 19:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Итак, будем трепетать слов Его и со всяким страхом исполнять их. А слова Его - это заповеди, данные нам от Него. Зная, что Ему угодно, что приятно, то и будем делать; и постараемся быть такими, оказывать послушание безмолвное, кротость, смирение, с великим благоговением и страхом исполняя все Его заповеди, чтобы Он, Владыка всяческих, приняв доброе расположение наших намерений и будучи доволен нашим послушанием, благоволил призреть на нас. Если Он благоволит сделать это, то приведет нас в состояние совершенной безопасности. “ Призрю ”, говорит Он, то есть, удостою своего попечения, простру руку, во всем помогу, в изобилии изолью щедроты Свои. Будем же, умоляю, делать все это, чтобы воззрел Владыка и на нас, - чтобы могли мы и настоящую жизнь провести беспечально, и будущих благ достигнуть, благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   Беседа 56.   “И сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней” (Быт. 29:21)   Простота заключения брака в древности и обличение бывших при этом во время Златоуста сатанинских забав. Христианину нужно оставить худые обычаи и обратиться к добрым. Древний обычай многоженства и его искоренение Христом. Любовь Иакова к Рахили и чадородие Лии по божественному изволению. Ревность Рахили и разсудительность Иакова; умножение его семейства. Увещание подражать древним в добродетелях и не прибегать к человеческому могуществу.   1. От любви, какую имел Иаков к Рахили, перешедши вчера к любви и великой преданности апостола Павла ко Христу, мы были увлечены как бы некоторым быстрым потоком и не могли уже возвратиться к последовательному порядку слова. Поэтому ныне, если угодно, обратимся к тому, что следует, и восполним оставшееся (недосказанным), так чтобы и от нынешней беседы получить достаточную пользу и с тем разойтись по домам. Так как уже исполнилось семь лет и столь продолжительное время показалось Иакову “ за несколько дней ” (как сказано), потому что он любил Рахиль, – “ и сказал Иаков Лавану: дай жену мою, потому что мне уже исполнилось время, чтобы войти к ней.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

К ней-то обращается теперь раб со словами: «Дай мне напиться из водоноса твоего». На что она отвечала ему: «Пей, господин мой, я напою и верблюдов твоих!» И, напоив его, стала черпать и наливать воду всем верблюдам его. Раб же Авраамов не мог надивиться, глядя на нее, и думал про себя, неужели так скоро услышал Бог его молитву. Потом он вынул золотые серьги и запястья на руки и, отдавая ей, спросил: «Чья ты дочь?» Она отвечала: «Я дочь Вафуила, сына Нахорова». А Нахор был брат Авраамов. Тогда раб тот пал перед Господом Богом и начал молиться, говоря: «Благословен Господь, не оставивший милостью и правдою Своею господина моего и управивший путь мой к дому брата господина моего!» Затем он отправился в дом родителей Ревекки и объявил им о цели своего прихода. Его приняли ласково и соглашались отпустить Ревекку к Исааку, только просили его наперед погостить у них. Однако он на другое же утро сказал: «Не держите меня и отпустите к господину моему». Они спросили Ревекку: «Хочешь ли идти с этим человеком?» И когда она согласилась, то родители благословили ее в путь, сказав: «Да возрастешь ты в тысячи тысяч и да наследует семя твое города супостатов!» И они отправились. 14. Иаков и Исав Сорока лет был Исаак, когда он женился на Ревекке, и только тогда, когда ему было уже шестьдесят лет, родились у него два сына, близнецы, различные как по виду, так и по нраву. Один из них имел нрав суровый, другой же отличался кротостью и мягкосердием; того звали Исавом, а этого Иаковом. Исав был звероловом, а Иаков оставался верен образу жизни отцов своих и был кочующим пастухом. Исаак любил более Исава и находил удовольствие в его занятиях, зато Ревекка питала особую любовь к кроткому Иакову. Однажды Исав, утомленный после долгой охоты, приходит домой и застает брата своего Иакова за чечевичным кушаньем. «Накорми меня этим кушаньем твоим, потому что я изнемогаю от голода и усталости», – сказал он Иакову. Но Иаков отвечал: «Отдай мне теперь твое первенство». А с первенством были соединены важные преимущества.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

Когда благословлял он сыновей (Иосифа) и, предвидя будущее, предпочел младшего старшему, то, желая убедить Иосифа, что он сделал это не просто и не напрасно, но, предсказывая будущее, предсказывает ему и собственную свою кончину, и то, что (потомки его) возвратятся из чужой земли в Ханаан, в землю отцов своих, и тем поддерживает в них отрадные надежды, дабы они ободрялись ожиданием. Ведь надежда будущих благ всегда уменьшает трудности настоящей жизни. Показывая и в самое время кончины своей любовь к Иосифу, говорит ему: " я даю тебе, преимущественно перед братьями твоими, один участок " , этим как бы объясняя, что совершенно это сбудется: сообразно с моим предсказанием, – вы возвратитесь и наследуете землю отцов ваших; даже и город Сихем я даю тебе в наследство, преимущественно перед братьями твоими, – город, который я взял из рук Аммореев " мечем моим и луком " . Что это значит? Здесь Иаков приписывает себе то, что Симеоном и Левием сделано было с сихемлянами и потому говорит: " который я взял мечом моим и луком моим " . Но здесь, кстати, кто-нибудь может спросить: почему он приписывает себе это дело, а потом, делая завещание, он, как написано, укоряет их (в этом же самом поступке)? Не противоречит сам себе праведник, но обнаруживает кротость своей души, и то, что это сделалось без его ведома. Он не только не был доволен случившимся, но даже порицал, когда так случилось. Итак, желая показать свою любовь к Иосифу, уступает ему Сихем и говорит: " который я взял мечом моим и луком моим " . Хотя, то есть, это они (Симеон и Левий) сделали, но теперь это в моей власти. Если отец – владыка своих детей, то тем более владыка того, что приобретено ими. Если же он владыка, то он может разделять стяжания, как хочет. Итак, желая показать Иосифу свое расположение, Иаков высказал это не только благословением Ефрема и Манассии, но и через оставление избранного Сихема в наследство сыну. " И призвал Иаков сыновей своих и сказал: соберитесь, и я возвещу вам, что будет с вами в грядущие дни; сойдитесь и послушайте, сыны Иакова, послушайте Израиля, отца вашего " (Быт.49:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Многие в наши дни полагают, что слова отцов, монахов не относятся к нам, живущим в миру, а не в обители, что всё это не нужно тем, кто не приносил обета отречения от мира. Но вот как начинает апостол Иаков своё послание: С великою радостью принимайте, братии мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение ( Иак. 1:2–3 ). Вы, наверное, помните, что говорит Иоанн Лествичник о трёх образах перенесения испытаний: 1) с печалью, 2) без печали, 3) с радостью. Вот оно, учение об испытании, а отсюда и учение о терпении, которое вы знаете у святых отцов, которое восходит и к Евангелию, ибо Господь говорит: Терпением вашим спасайте души ваши ( Лк. 21:19 ). А вот что мы находим у апостола Иакова: Итак, братия, будьте долготерпеливы до пришествия Господня. Вот, земледелец ждёт драгоценного плода от земли и для него терпит долго, пока получит дождь ранний и поздний. Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается ( Иак. 5:7–8 ). Испытание вашей веры, – говорит он в другом месте, – производит терпение ( Иак. 1:3 ). И это из послания Иерусалимского епископа, относительно которого даже отрицательная критика соглашается признать, что написано оно не позже II века. Оно даёт нам то же, что и святые отцы. Святые отцы говорят, что для совершенствования нам нужно не только трудиться и переносить испытания, но и иметь молитву; вот и апостол Иаков пишет: Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поёт псалмы ( Иак. 5:13 ), а псалмы – также молитва, молитва великого Псалмопевца. Признавайтесь друг перед другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного ( Иак. 5:16 ). Итак, молитва есть то основное делание, которое помогает нам и в терпении, и в искушениях, и в злострадании. Обратимся теперь к учению о страстях. Святые отцы говорят, что грех есть тление и смерть души. Апостол Иаков говорит: Похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть ( Иак. 1:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Mechev/...

Мы продолжаем рассказывать читателям нашей газеты о книгах Нового Завета. В нем за Книгой Деяний апостольских следуют семь посланий, называемых «соборными» (или по др.-гр. «кафолическими»). Впервые это название употребил один из первых церковных историков Евсевий Кесарийский, с тех пор оно закрепилось за семью письмами (послание — это письмо), авторами которых являются апостолы Иаков, Петр, Иоанн и Иуда. Хотя Соборные послания являются небольшими по объему текстами, если сравнивать их с Евангелиями и книгой Деяний, но они настолько насыщены, что краткость не будет означать быстроты прочтения (наверное, любой текст Священного Писания нужно читать медленно и вдумчиво). Но предварительно нужно рассказать об авторстве первого послания. Брат Господень Автором первого из соборных посланий считается святой апостол Иаков, которого апостол Павел, рассказывая о посещении Иерусалима, называет братом Господним: Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня (Гал. 1, 19). Братья Господни несколько раз упоминаются в Евангелии. После совершения чуда в Кане Галилейской Иисус отправился в Капернаум: Сам и Матерь Его, и братья Его, и ученики Его (Ин. 2, 12); во время проповеди Господа в Галилее Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним (Мф. 12, 46; см. также: Мк. 3, 31, Лк. 8, 19). Иудеи, удивляясь словам премудрости и учению Иисуса Христа, восклицали: Не плотников ли Он сын? Не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон и Иуда? И сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? (Мф. 13, 55–56; см.: Мк. 6, 3). Кто же такие братья Господни? Согласно толкованиям святых отцов Православной Церкви считается, что братья Господни — это дети святого праведного Иосифа Обручника от первого брака. По учению Православной Церкви, Пресвятая Богородица является Приснодевой, зачавшей Спасителя без участия мужа, поэтому Рождество Господа является тайной действия Божия. Святой Иосиф Обручник не вступал в супружеские отношения с Пресвятой Богородицей, но жил с Ней, как хранитель Ее девства.

http://pravoslavie.ru/69476.html

Мысли при чтении Книги Бытия (Продолжение) Гл.45, [ст.7–8]. Иосиф говорит братиям своим: Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением. Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Дивны судьбы Твои, Вседержавный Боже! Невинного, молодого, беззащитного отрока продают купцам проезжим. Кто мог подумать, что этот отрок будет со временем спасителем всего рода израильского от конечного его истребления голодом? Бог призрел на обижаемую невинность и наградил терпение Своего праведника истинно по-Божески. Как Владыка всей земли, царей и народов, Он сделал его самым приближенным к царю, поставил его отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. Как хорошо благоугождать Богу! Ни один земной царь не наградит так своих усердных слуг, как Господь Своих угодников. За что больше благоволил Господь к Иосифу? За его простосердечие, невинность, богобоязненность. Как же сделаю я сие великое зло, говорил он дерзкой госпоже, жене Пентефрия, и согрешу пред Богом? Будь и ты такой же, и Владыка твоей жизни будет благоволить тебе. Гл.46, [ст.2–4]. И сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза твои. Как хорошо было жить патриархам еврейским под ближайшим руководством Самого Бога! Престарелому Иакову нужно выбраться из своей земли – по причине голода – в Египет, но он боится оскорбить этим Бога, Который, как Царь народа израильского, Сам распоряжается и местом его жительства. Бог является ему Сам и ободряет его утешительными словами: не бойся идти в Египет. Я, говорит, сделаю там из тебя многочисленный народ. Я с тобою пойду в Египет и буду руководствовать тебя до конца. Ты помрешь прежде Иосифа, и Иосиф, возлюбленный сын твой, закроет помертвевшие очи твои. С какой радостию и чувством совершенной безопасности шел Иаков в Египет, будучи предуведомлен о своей будущности! Всякий страх должен был исчезнуть, и все существо старца должно было трепетать несказанною радостию. Он шел к возлюбленному сыну, которого считал давно погибшим. Будущее не тревожило его: оно было ему известно почти так же, как настоящее. А неизвестность будущего в подобных случаях всего более тревожит нас и уменьшает нашу радость. В словах Господа Иакову виден Творец и всеблагий Промыслитель народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010