Но весьма ясно открывается (из Писания), что Логос был Воспитателем и Иакова. Он говорит к нему: И вот, Я с тобою; и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю; ибо Я не оставлю тебя, доколе, не исполню того, что Я сказал тебе (Быт. 28:15). Рассказывается также, что Он с ним боролся. И остался, говорится, Иаков одна. И боролся Некто с ним (это Педагог) до появления зари (Быт. 32:24). Боровшийся здесь был Сын человеческий — Руководитель и Промыслитель; и боровшегося с Ним Иакова Он ободрил на борьбу со злом. А что подготовитель Иакова к этой борьбе со злом Логос, был Педагогом и человечества, открывается из следующего: Спросил и Иаков, говоря: скажи (мне) имя Твое. И Он сказал: да что ты спрашиваешь о имени Моем? (Быт. 32:29)? Свое новое имя сохранял Он и для народа нового, для народа чад. Тогда Господь Бог был почитаем еще без имени, потому что в то время Он еще не принял вида человеческого (Иоан. 1:14). Все же нарек Иаков имя месту тому: Пэнуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу и сохранилась душа моя (Быт. 32:30) Но лицо Божие есть Логос, в котором Бог является и познается (Иоанн. 14:9). И получил тогда Иаков имя «Израиль», так как он видел Бога Господа. Явившимся был Бог Слово (Логос), Педагог, опять к Иакову говоривший позднее: не бойся идти в Египет (Быт. 46:3). Обращай внимание (т. е. в последующем рассказе книги Бытия), как последовательно Педагог дело ведет, борца выучивая и ему показывая, как он противнику должен ногу подставлять. И Моисея Педагог научил, как должно руководить детьми. Потому что Господь говорил к Моисею: кто согрешил предо Мною, изглажу из Моей книги. Итак, иди, (сойди), веди народ сей куда Я сказал тебе (Исх. 32:33–34). В этом месте Господь оказывается Учителем педагогики. И в самом деде через личность Моисея Господь был Педагогом ветхозаветного народа; лично же, лицом к лицу, Он состоит Руководителем новозаветного народа; потому что вот, говорит Бог Моисею, Ангел Мой пойдет пред тобою (Исх. 32:34). В образе доброго Ангела и Руководителя, во главе ставится власть Логоса; но при этом Логос сохраняет достоинство и величие Властителя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Оба сына ее, Иаков и Исав, были совершенно одинаковы по своему происхождению – оба родились в одно время и от одного отца и одной матери, и тем не менее тут произошло то же (так было), что и в отношении к Исааку и Измаилу, т. е., как видно из последующего, избрание одного и отвержение другого. – «Отца нашего». Апостол называет Исаака нашим, потому что здесь обращается прежде всего к христианам из иудеев. Рим.9:11 .  Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого [дабы изволение Божие в избрании происходило Рим.9:12 .  не от дел, но от Призывающего], сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, Прежде чем привести определение Божие о судьбе Исава и Иакова, Апостол считает необходимым сказать об обстоятельствах, при каких было объявлено это определение. Это важно в том отношении, что отсюда еще более приобретает значения означенное определение. Первое обстоятельство – это то, что оба сына Ревекки в то время еще не родились, а второе – как результат первого, – что ни один из них не проявил еще своего настроения в каких-либо поступках. Однако Бог уже тогда предрешил судьбу обоих, для того, чтобы всем и всегда ясно было, что Он избирает и приближает к Себе некоторых лиц по Своему изволению. Почему так поступает Бог ? Отцы и Учители Церкви согласно отвечают: «по Своему предведению» (ср Рим 8:29 ). Хотя Иаков и Исав еще и не существовали, но Бог уже знал, каковы они будут (Иоанн Злат.). – «Сказано было ей». Место из Быт.25:23 Апостол приводит по тексту LXX. – «Больший» – это Исав. – «Меньший» – Иаков. – «В порабощении». Так как потомки Исава были в подчинении у потомков Иакова только со времени Давида до Иорама и при Маккавеях, а здесь указывается, несомненно, постоянное взаимоотношение между этими народами, то естественнее видеть в этом порабощении указание на то, что Иаков станет наследником всех теократических преимуществ, а Исав будет лишен их. Так раб обыкновенно не получал наследства после смерти своего господина: все имущество шло сыновьям господина.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

После этого Иосиф поселил своего отца и братьев – в лучшей части земли Египетской, в самой плодородной земле, которая называлась Раамсес или Гесем. Земля эта находилась на восточной границе Египта. (А где, дети, Египет? Вызвать одну показать на карте), и простирается от Аравийской пустыни до реки Нила и до Средиземного моря. В этой земле были хорошие пастбища для скота, потому Иосиф и советовал своим братьям назваться пастухами, скотоводами, чтобы Фараон поселил их в этой плодородной земле. Да кроме того, земля Гесемская была отделена от остального Египта (рекою Нилом); в ней жили не одни Египтяне, а смешанно с иноземцами; Египтяне были язычники, и у них было распространено многобожие; они почитали различных животных (быков, мышей, кошек, крокодилов, змей и т. п.), и если бы Израильтяне поселились в самом Египте, то они могли легко заразиться их многобожием; а в земле Гесемской – многобожие не было так распространено, потому что здесь жили не одни Египтяне, а и переселенцы из других стран. Здесь Израильтяне жили спокойно и размножались, а Иосиф снабжал их хлебом и всем нужным; он особенно заботился о том, чтобы успокоить отца своего на старости. Точно также и каждый из нас, дети, должен заботиться о том, чтобы доставлять утешение своим родителям, особенно на старости их, за все те заботы, которыми они нас постоянно окружают и за все те огорчения, которые им нередко приходится пережить из-за нас. В Египте Иаков прожил счастливо и спокойно 17 лет. Когда ему исполнилось всего 147 лет и пришло время умереть, Иаков призвал Иосифа и сказал ему: «клянись мне, что ты окажешь мне милость и правду, не похоронишь меня в Египте, дабы мне лечь с отцами моими; но вынесешь меня из Египта и похоронишь меня в их гробнице». Иосиф поклялся Иакову, что исполнит его желание. Перед смертью Иосиф привел к отцу своих двух сыновей: Манассию и Ефрема, чтобы Иаков благословил их. Когда они пришли, Иаков сказал Иосифу, что Бог Всемогущий явился ему в Лузе, в земле Ханаанской, и обещал произвести от него множество народов и дать потомству Иакова всю землю Ханаанскую во владение.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Потом спрашивает: " как " твое " имя " (Быт.32:27)? Заметь опять снисхождение. Неужели Он не знал имени праведника, если бы не спросил его? Конечно, знал; но через такой вопрос хотел только утвердить его в вере и показать, кто беседует с ним. Когда же (праведник) отвечал: Иаков, то (явившийся) сказал: " отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь " (Быт.32:28). Видишь, как (явившийся) показал всецело причину, по которой он оказал праведнику такое снисхождение; вместе с этим Он научает праведника, через приложение ему имени, и тому, кто – Тот, Кого он видел перед собой и удостоился осязать. " Отныне не " , говорит, " Иаков имя тебе, а Израиль " ; слово же: " Израиль " значит: видящий Бога. Поелику ты удостоился видеть Бога, сколько возможно видеть человеку, то поэтому Я приложил тебе это наименование, чтобы все последующие роды знали, какого великого удостоился ты видения; и присовокупил: " ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь " . Итак, ничего не бойся, и не ожидай никакого вреда себе от кого бы то ни было: получив силу такую, что и с Богом мог бороться, ты тем более будешь одолевать людей и сделаешься непобедимым.   3. Слыша это и пораженный величием Того, Кто беседовал с ним, праведник сказал: " скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его " (Быт.32:29). Держись, говорит, в назначенных тебе пределах и не преступай меры. Ты хочешь получить от Меня благословение? Вот Я даю тебе благословение. " И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя " (Быт.32:31-30). Видишь, какое дерзновение получил он от бывшего (ему) видения. " Сохранилась " , говорит, " душа моя " , почти как бы умиравшая от страха. Поелику удостоился видеть Бога лицом к лицу, то " сохранилась душа моя. И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл " (Быт.32:31). Видишь ли, как Господь, снисходя к немощи человеческой, все творит и устраивает так, чтобы явить свое человеколюбие? И не дивись, возлюбленный, величию такого снисхождения: вспомни, что и праведному патриарху, когда он сидел у дуба, (Бог) явился в человеческом образе, в виде странника, с ангелами, предвозвещая нам изначала, что некогда Он действительно примет образ человека и через то, освободив от власти дьявола все человеческое естество, приведет его к спасению.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

" Принес " , сказано, " жертвы Богу отца своего Исаака " , – чтобы видно было, что он шел по следам отца своего, и это обнаруживал в служении Богу, подобно Исааку. И как он сам предварительно благодарственной молитвой показал свою признательность к Богу, то тотчас же последовали и знамения Вышнего благоволения. Предусматривая дальность пути и смотря на свою старость, он боялся, чтобы внезапная смерть не лишила его радости видеть сына, и поэтому молил Господа продолжить его жизнь, чтобы он мог насладиться совершенной радостью. И смотри, как благой Бог, обнадеживает праведника. " Сказал Бог Израилю в видении ночном: Иаков! Иаков! Он сказал: вот я. Бог сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобой в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своей рукой закроет глаза твои " . Вот как Господь обещает праведнику то, чего он желал, и даже еще больше. Щедрость Его часто превышает наши желания, по свойственному Ему человеколюбию. " Не бойся " , говорит, " идти в Египет " . Так как (Израиля) устрашала дальность пути, то и говорит ему Бог: ты не смотри на немощь старости: " там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобой в Египет " . Я сам буду сопутствовать тебе, и все благоустрою для тебя. Заметь (божественное) снисхождение в словах: " Я пойду с тобой в Египет " . Что может быть блаженнее того, чтобы иметь самого Бога спутником? А затем последовало и утешение, в котором особенно имел нужду старец: " Иосиф своей рукой закроет глаза твои " . Он, возлюбленный твой, он сам приготовит тело твое к погребению и возложит руки свои на очи твои. Итак, с радостью и без всякого опасения предпринимай путь. Теперь представь себе, с каким благодушием праведник совершал путешествие, получив из божественного обетования такое удостоверение. " Отправился " , сказано, " Иаков и весь род его с ним, и взяли все имущество свое и пришли в Египет " (Быт.46:5-6). В шестидесяти шести душах сошел Иаков в Египет; и Иосиф с сыновьями своими, бывшими у него, был девятым, так что вместе с Иосифом всех душ было семьдесят пять (Быт.46:26-27).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Ревекка решила поступить так потому, что ещё при рождении Бог открыл ей, что младший поработит старшего; и Ревекка думала, что теперь настало время, когда должны были исполниться слова Господа; а потому, когда Исав ушел, она велела Иакову выбрать из стада козленка приготовить из него кушанье; потом руки Иакова покрыла кожей козленка, чтоб он мог казаться таким же косматым, как и Исав одела на него одежду последнего и послала к отцу. Исаак спросил «кто тут?» – «Исав, первенец твой», отвечал Иаков, «я сделал, как ты сказал мне; сядь, поешь дичи моей и благослови меня». Исааку послышался голос Иакова; он велел подойти к нему, ощупал его и сказал: «голос, голос Иакова, а руки, руки Исава». Когда же он почувствовал запах от охотничьей одежды, то сомнения его рассеялись. Он поел кушанье и потом благословил Иакова. Он положил на голову его руки и сказал: «Да даст тебе Господь множество хлеба и вина; да послужат тебе народы и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими; проклинающие тебя – прокляты, благословляющие тебя – благословенны». Едва ушел Иаков, как пришел Исав. Узнав, что брат его был уже и получил благословение, Исав в горести воскликнул: «Неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня!» Исаак понимал, что тем благословением, которым он благословил Иакова, благословить Исава он не мог, потому что оно было произнесено по вдохновению Божию; но он пожалел Исава и тоже благословил его, говоря: «Ты будешь жить в местах плодородных; будешь жить мечом твоим (т. е. будешь вести войны). Ты послужишь брату твоему, но придет время, когда ты избавишься от власти его». В этом благословении предсказана вся дальнейшая судьба потомков Исава – эдомитян, которые долго находились в подчинении у потомков Иакова – иудеев, но впоследствии из них даже вышел царь – Ирод Великий, который подчинил себе последних. Потеряв право первородства, Исав задумал убить Иакова. Ревекка узнала об этом и посоветовала Иакову удалиться в Месопотамию к брату её Лавану. Не желая огорчать престарелого Исаака, Ревекка выставила другую причину для путешествия, а именно, чтобы он мог жениться на ком-нибудь из родных: «Я жизни не рада от дочерей хеттейских; если Иаков возьмет жену из дочерей этой земли, то к чему мне жить». Исаак внял её жалобе, благословил Иакова и сказал: «Бог всемогущий да благословит тебя, да размножит тебя, да даст тебе благословение Авраама, отца моего, тебе и твоему потомству, чтоб наследовать землю эту, которую Бог дал Аврааму». Иаков жо потихоньку от брата ушел из родительского дома.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Субъектом, который «отделил» скот одноцветный от разноцветного, включая в счет последнего и черных овец, по связи с предыдущим (34) стихом и с последующею речью, является Лаван; «сыновья» – разумеется, дети Лавана, так как сыновья Иакова были слишком еще молоды, чтобы им мог быть поручен уход за стадом; притом недоверие Лавана к Иакову побуждало его поручить скот, отобранный в награду Иакову, надзору своих собственных сыновей, указав расстояние «между собою» и стадами своими, поручаемыми Иакову, и между стадами последнего, которые теперь имели стеречь сыновья Лавана. Если таким образом Лаван принимает (согласно предложению и самого Иакова) меры к ограждению своего скота от перехода во владение Иакова, то последний, в свою очередь, употребляет следующие три приема к увеличению в его собственном стаде особей условленных цветов, – и достигает цели, хотя средствами в нравственном отношении не безупречными. Быт.30:37–39 . И взял Иаков свежих прутьев тополевых, миндальных и яворовых, и вырезал на них [Иаков] белые полосы, сняв кору до белизны, которая на прутьях, и положил прутья с нарезкою перед скотом в водопойных корытах, куда скот приходил пить, и где, приходя пить, зачинал перед прутьями. И зачинал скот перед прутьями, и рождался скот пестрый, и с крапинами, и с пятнами. Первый прием: как опытный скотовод, Иаков утилизирует известную и древним чрезвычайную восприимчивость овец и коз к внешним впечатлениям и чувственным ощущениям во время случки – в водопойных корытах он кладет пред глазами разгоряченных в это время маток пестрые прутья тополя, явора и миндального дерева, искусно обнажив их от коры и сделав разноцветными. Последствием этого было массовое рождение животных с разного рода и формы пятнами и крапинами, которые, согласно условию (ст. 33–34), делались собственностью Иакова. Можно думать, что Иаков при этом «не на жезлы, остроганные, полагался, а ожидал божественной помощи» (отв. на вопр. 90, блаженного Феодорита ), и что в совершавшемся было «много дивного и превышающего естественный порядок вещей» ( Иоанн Златоуст , 57, 609).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Таблица 10. Имена двенадцати апостолов Матфей Деяния Первый Симон, называемый Петром, [поставил] Симона, нарекши ему имя Петр, [избрал…] Симона, которого и назвал Петром, и Андрей, брат его, Иакова Зеведеева и Андрея, брата его, и Иаков, Иаков Зеведеев и Иоанна, брата Иакова, нарекши им имена Воанергес, то есть «сыны Громовы», Иакова и Иоанн, брат его, Андрея, и Иоанна, и Андрей, Филипп Филиппа, Филиппа Филипп и Варфоломей, Варфоломея, и Варфоломея, и Фома, Матфея, Матфея Варфоломей и Матфей мытарь, и Фому, и Матфей, Иаков Алфеев Иакова Алфеева, Иакова Алфеева Иаков Алфеев и Фаддей Фаддея, и Симона, прозываемого Зилотом, и Симон Зилот, [в Син. пер: Леввей, прозванный Фаддеем. Прим. пер.], Симон Кананит Симона Кананита Иуду Иаковлева и Иуда, брат Иакова и Иуда Искариот, который и предал Его. и Иуду Искариотского, который и предал Его. Искариота, который сделался предателем. 242 Немецкий термин, который чаще переводится как «произведение общины» или «формула, созданная общиной». 244 Там же, 73; В. Gerhardsson, Memory and Manuscript (ASNU 22; Uppsalä Almqvist and Wiksells, 1961) 329–330. 245 Впрочем, сам Герхардссон признает, что «очевидцы» из Пролога Луки – это «прежде всего, двенадцать апостолов, но едва ли они одни». В. Gerhardsson, The Gospel Tradition [CB(NT)15; Malmö: Gleerup, 1986] 29. 246 Одну из последних попыток объяснить происхождение Двенадцати, не возводя их к Иисусу, см. у: Н. О. Guenther, The Footprints of Jesus» Twelve in Early Christian Traditions (American University Studies 7/7; New York: Lang, 1985). 247 См., например, R.P.Meye, Jesus and the Twelvë Discipleship and Redaction in Mark« " s Gospel (Grand Rapids: Eerdmans, 1968), глава 8; B.F.Meyer, The Aims of Jesus (London: SCM, 1979) 153–154; M.Hengel, The Charismatic Leader and His Followers (tr. J.C.G.Grieg; Edinburgh: Clark, 1981) 68; E.P.Sanders, Jesus and Judaism (London: SCM, 1985) 98–106; R. A. Horsley, Jesus and the Spiral of Violence (Minneapolis: Fortress, 1993) 199–208; N.T.Wright, Jesus and the Victory of God (London: SPCK, 1996) 299–300; G.Theissen and A. Merz, The Historical Jesus (tr. J.Bowden; London: SCM, 1998) 216–217; M.Casey, Aramaic Sources of Mark» " s Gospel (SNTSMS 102; Cambridgë Cambridge University Press, 1998) 194–196; J. D. G. Dunn, Jesus Remembered (Grand Rapids: Eerdmans, 2003) 507–511.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О том, как слушать Бога 18.08.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Преображение Господне Слово на Преображение Господне Господь взял с Собой на гору Фаворскую трех Своих лучших учеников — Петра, Иакова и Иоанна. Все трое сподобились быть в присутствии Божием. В сиянии света они видят рядом с собой Моисея и Илию. Эти два великих столпа представляют всю долгую историю Ветхого Завета. Но в присутствии Божием прошлое становится настоящим, ибо тысяча лет в очах Господа — как один день. Петр, Иаков и Иоанн не видят Бога. Нельзя увидеть Бога, не умерев. Невозможно увидеть Его простым человеческим зрением. Но они видят славу преобразившегося Христа. Они несомы чудесным потоком Божественной жизни. Они не видят Бога, но они находятся в Его присутствии. Глас Отца Небесного обращен к ним: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте». Ежедневная молитва Богоизбранного народа, которую каждый день произносили апостолы Петр, Иаков и Иоанн начиналась этим восклицанием: «Слушай, Израиль. Господь есть Бог единый. Возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душою твоею, всею крепостью твоею». Новая заповедь, которую получили апостолы Петр, Иаков и Иоанн начинается также с призыва внимать Богу: «Его слушайте». Слушайте Его — Того, Кто преобразился перед вами. Слушайте Его, ибо Он больше пророков и патриархов, больше Моисея, и Илии, и Авраама. Он — Сын Божий. Что сказать нам на это? Мы слушаем, как Христос говорит: «Блаженны нищие духом». «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга». «Больший из вас да будет всем слуга». «Прощайте, как Отец Небесный прощает вам». «Не бойтесь убивающих тело». «Нет больше любви, чем кто душу положит за друзей своих». Христос говорит. Никто никогда не говорил так, как Он. И никто никогда не будет так говорить. Жизни земной и вечности не хватит, чтобы, сидя у ног Господа, как Мария, сестра Лазаря, и как другая Мария, Пречистая Его Матерь, слушать каждое слово Его, слагая в сердце своем. Христос говорит, но Он также живет, жизнью Своей являя, что значат Его слова. И ради того, чтобы мы все услышали, что Он говорит, Он идет умереть.

http://moral.ru/о-том-как-слушать/

С этой промыслительной значимостью числа двенадцать связано и избрание апостола Матфия на место Иуды Искариота ( Деян.1:21–26 ) 167 . Двенадцать апостолов избраны Спасителем для того, чтобы пребывать с Ним, проповедовать ( Мк.3:14 ) и свидетельствовать об исполнении пророчеств: «Тогда отверз им ум к уразумению Писаний. И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему» ( Лк.24:45–48 ). Во время Своей земной жизни Господь запрещал апостолам идти к язычникам, они должны были проповедовать только избранному народу: «Сих двенадцать послал Иисус, и заповедал им, говоря: на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите; а идите наипаче к погибшим овцам дома Израилева» ( Мф.10:5–6 ). А после Воскресения Христова задача апостолов коренным образом изменилась, теперь их проповедь должна была охватить весь мир: «идите, научите все народы» ( Мф.28:19 ), «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.16:15 ) 168 . Двенадцать апостолов – это Симон (Петр) и его брат Андрей, братья Иаков и Иоанн Зеведеевы, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей (Левий), Иаков Алфеев и его брат Иуда Иаковлев (Фаддей, Леввей), Симон Зилот (Кананит), Иуда Искариотский. По Вознесении Господа, вместо Иуды жребием был избран и причтен к апостолам Матфий ( Деян.1:15–26 ). Первыми к апостольскому служению были призваны Андрей, Иоанн, Иаков, Симон, нареченный Петром, Филипп и Нафанаил ( Ин.1:35–49 ). Андрей и Иоанн прежде были учениками Иоанна Крестителя ( Ин.1:35–40 ). После первой встречи с Христом они еще некоторое время продолжали заниматься рыболовством, видели чудеса Господа в Галилее, слышали Его проповедь ( Лк.4:31–5:1 ). Апостолы оставили все ( Лк.5:11 ) и последовали за Спасителем после чудесного улова рыбы ( Лк.5:2–12 ). Евангелист Лука говорит о Петре, Иакове и Иоанне ( Лк.5:10 ), другие евангелисты указывают и на четвертого – Андрея ( Мф.4:18–22 , Мк.1:16–20 ) 169 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010