Анализ древнегруз. и древнеарм. источников позволяет предположить, что первоначально И. е. включала пров. Тао и юж. часть пров. Кларджети ( Чеишвили. 2007. С. 109-114). Распространение границ И. е. в сторону верхнего течения р. Чорохи произошло значительно позже, в 1-й пол. XIV в., когда Грузия отвоевала Спери у мусульм. владетелей. С севера И. е. граничила с Анчийской епархией вдоль Орджохских гор, южнее горы Дидубе и далее вдоль водораздельного хребта р. Артануджис-цкали. С востока и северо-востока по хребтам Сивридаг, Сивричайский и Топелу И. е. граничила с Банской епархией. С юго-востока И. е. от территорий Валашкертской епархии отделяли горы Каргапазары. На запад территории И. е. простирались до Лазистанского хребта, на юге доходили до водораздельного хребта рек Евфрата и Чорохи, где граничили соответственно с епархиями с центрами в Трапезунде и Неокесарии митрополии Понт Полемониакский , принадлежавшей К-польскому Патриархату. Церковная география данного края не была однородной. По документам нач. XVI в., провинция Пархали, а также монастыри Пархали и Ошки находились под властью мцхетского кафедрального собора Светицховели , т. е. Мцхетского (Восточногрузинского) католикоса. Помимо этого вассалами католикоса являлись тавады (князья) Кавкасидзе, Хахулари (центр владений Хахули) и Тухарели (центр владений Тухариси) (ПГП. 1970. Т. 3. С. 245; Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 335). Владения католикоса формировались постепенно начиная с кон. X в. Г. Чеишвили История Самое раннее упоминание о груз. племенах таохов (диаохов), издревле обитавших на землях, где будет основана И. е., содержится в древневост. (урартских, ассирийских) надписях XII-VIII вв. до Р. Х. ( Меликишвили. 1959. С. 114, 176; Он же. 1960. С. 424; Астахишвили. 1994. С. 21-29; Арутюнян. 2001. С. 503). В II-I вв. до Р. Х. эти земли вошли в состав расширившегося Армянского царства. Греч. географ Страбон пишет, что в 190 г. до Р. Х. «Армению, в прежние времена бывшую маленькой страной, увеличили войны Артаксия и Зариадрия... они расширили совместно свои владения, отрезав часть областей окружающих народностей, а именно... у иберов - предгорье Париадра (Спери), Хорзену (Тао) и Гогарену (Квемо-Картли)...» ( Strabo. Geogr. XI, 14, 5; Адонц. 1908. С. 62, 395; Мусхелишвили. 1977. Т. 1. С. 55-60).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Присутствие армян отразилось в сохранившейся местной арм. топонимике, в т. ч. Ишхани (от арм. главный). Также есть и древнейшие лазские (зано-чанские) топонимы: напр., Ошки (от мегрельского - середина) и др. ( Георгий Мерчуле. 1911. С. XXII; Гониашвили. 1938. С. 123; Ингороква. 1954. С. 400-544). В I-II вв. Гогарена отошла к Картлийскому царству, а Спери и Тао (арм. Тайк) остались в Великой Армении. К кон. IV в. в состав Византийской империи вошла область Спери, в 591 г.- Тао, позже - юж. часть Кларджети (крепость Тухариси и ее окрестности). Под давлением Византии и Картли в Тао широкое распространение получило дифизитство (Narratio de rebus Armeniae; Асолик) ( Чеишвили. 2007. С. 112). В 30-х гг. VII в. местный армянин-халкидонит еп. Нерсе Ишхнели (католикос Армении св. Нерсес III Таеци в 641-661/2) выстроил в Ишхани церковь и основал здесь, по мнению нек-рых ученых (В. Силогава и др.), епископскую кафедру. Др. специалисты (в т. ч. З. Алексидзе) считают, что И. е. была основана позднее и св. Нерсес назван Ишхнели по происхождению. Сведения о нем сохранились в груз. и арм. источниках. Последние о постройках св. Нерсеса в Ишхани не сообщают, возможно, вслед. его приверженности постановлениям Халкидонского Вселенского IV Собора ( Такаишвили. 1952. С. 24). Строительству Ишхани предшествовало основание ц. Бана, где совершалось богослужение для груз. населения и армян-халкидонитов. Бана стала церковным центром вост. части провинций (княжество Буха), Ишхани - западной (княжество Тао/Тайк) ( Чеишвили. 2007. С. 113). Со 2-й пол. VII в. визант. господство сменяется арабским. В результате нашествий на Кавказ во 2-й пол. 30-х гг. VIII в. араб. полководца Мервана ибн Мухаммада (Глухого) была разорена бóльшая часть Грузии, в т. ч. Тао-Кларджети (Очерки истории Грузии. 1973. Т. 2. С. 289-290; ОИГ. 1988. Т. 2. С. 177-178). Считается, что в это время пострадала построенная св. Нерсесом ц. Ишхани, церковная жизнь в крае замерла ( Такаишвили. 1952. С. 24). Барабан и купол кафоликона мон-ря Ишхани

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Пицунда) в храм Баграта. Также «отчеканили гвоздь [Распятия] и [положили] перед Кутаисской Божьей Матерью». В источнике указывалось, что кутатели следует почитать наравне с Ишханским архиереем (ПГП. 1965. Т. 2. С. 93; Распорядок царского двора. 1993. С. 59). Подобные действия центральной власти историки объясняют желанием укрепить церковные связи между Вост. и Зап. Грузией, ослабшие во время монг. господства в Грузии. Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. XIX в. Храм Баграта в Кутаиси. 1003 г. Фотография. 2-я пол. XIX в. В 40-50-х гг. XV в. Кутаиси превратился в объект раздела между ослабленной центральной властью и т. н. провинциальными царями. На месте старой цитадели было построено крепостное здание, практически отделенное от др. частей города (в зап. источниках того времени упом. как самостоятельное); при помощи провинциальных царей на левом берегу р. Риони был выстроен комплекс Окрос-Чардахи; город фактически был разделен на 2: Верхний, Б. Кутаиси с Кутаисской крепостью (правобережье), и Нижний, М. Кутаиси (левобережье). В 1512 г., во время набега войск османского султана Селима I Явуза, были сожжены Гелати, Кутаиси и храм Баграта ( Вахушти Багратиони. 1976. С. 233). Царь Имерети Баграт III (1510-1565) провел широкомасштабные восстановительные работы. Характерный для позднего средневековья процесс формирования феодальных сеньорий вызвал структурно-территориальные изменения Церкви, что затронуло и К. е.: Баграт III выделил в 1519 г. из ее состава Гелатскую и Хонскую епархии, в результате чего К. е. потеряла значительную часть своих территорий. В XVII-XVIII вв. царство Имерети переживало череду тяжелых оборонительных войн, из-за чего под угрозой оказалось существование К. е. и др. епархий, кафедра фактически была упразднена. После кончины царя Имерети Александра III (1639-1660) еще более обострились внутренние распри, в результате чего с 1669 до 1770 г. в Кутаисской крепости постоянно стоял тур. гарнизон: «Большая столица Кутатиси, крепость и монастырь наполнились татарами и молами (муллами.- Авт.), и были уничтожены иконы и кресты, золото и серебро переплавили и...

http://pravenc.ru/text/2462339.html

В пределах Грузии оставался центр епархии - Ишхани. В 1006 г. к югу от кафоликона Ишхани, напротив юж. портала, царь Тао Гурген II († 1008), отец царя единой Грузии Баграта III (975-1014), построил малую церковь во имя Богородицы. На архитраве входа письмом асомтаврули была вырезана строительная надпись, в которой указано, что Гурген II «построил сию святую церковь во имя святой Богородицы, для моления души моей... «Вот врата Господа; праведные войдут в них» (Пс 117. 20.- Авт.). Все входящие, помяните меня в молитве. Кроникон был 226 (1006 г.- Авт.)». Такая же дата, только в арм. летоисчислении (45 г.) и исполненная арм. буквами, помещена на правой стороне надписи, напротив грузинской даты. Исследователи считают, что арм. обозначение даты - дань местному халкидонитскому арм. населению, посещавшему мон-рь. Очевидно, Гурген II построил церковь как свою усыпальницу, и, возможно, был там и похоронен. Двери кафоликона и церкви расположены друг против друга так, что во время богослужения священник легко мог перейти из главного храма в царскую молельню. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Реконструкция лапидарной надписицаря Гургена II 1006 г. в тимпане ц. Пресвятой Богородицы мон-ря Ишхани, выполненная экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Современником царей единой Грузии Баграта III (975-1014), Георгия I (1014-1027) и Баграта IV (1027-1072) был архиеп. Антоний (I), который в 1014-1027 гг. достроил кафоликон в Ишхани. Сведения об этом были внесены в 2 надписи, на основании которых деятельность архиеп. Антония (I) датируют нач.- 40-ми гг. XI в. В научной лит-ре архиеп. Антоний (I) отождествляется с Антоном Цагерели, фигура которого изображена на чеканной серебряной иконе прп. Симеона Чудотворца, хранившейся в с. Лагами в Сванети (ныне в ГМИГ). Из надписи на иконе становится известно, что Антоний (I), будучи епископом Цагерским, побывал в Ишхани, возродил здесь церковную жизнь, возобновил храм и пожертвовал ему икону прп. Симеона. Исследователи считают, что позже он был переведен на Ишханскую кафедру. Т. о., можно утверждать, что на Лагамской иконе прп. Симеона Столпника сохранилось портретное изображение Антония (I), когда он был еп. Цагерским, согласно датировке Г. Чубинашвили, в 20-х гг. XI в.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Неизвестно, сколько времени еп. Стефан был во главе И. е., но не исключено, что следующий известный ишхнели Иларион (I) наследовал кафедру после него. С его именем связаны 2 ишханских памятника: выполненный по его заказу в 973 г. специально для Ишхани выносной крест (ГМИГ) и переписанный с его благословения в кон. X - нач. XI в. большой (331 с.) сборник аскетических произведений (НЦРГ. А 35). Колофоны сборника позволяют установить, что с кон. X в. ишхнели носили титул архиепископа. Других сведений об архиеп. Иларионе (I) в грузинских исторических источниках нет, ученые датируют время его предстоятельства посл. четв. X в. Реконструкция фресковой надписи в сев. приделе кафоликона мон-ря Ишхани, вы-полненная экспедицией прав. Евфимия Та-каишвили. 1917 г. Реконструкция фресковой надписи в сев. приделе кафоликона мон-ря Ишхани, вы-полненная экспедицией прав. Евфимия Та-каишвили. 1917 г. В арм. исторических источниках сохранились сведения о некоем еп. Иларионе, который по наущению азнауров (дворян) Тао и влиявшего на них византийского имп. Василия II (976-1025) участвовал в заговоре и убийстве царя Давида III Куропалата ( 1001). Арм. историк XII в. Маттеос Урхаеци , основываясь на сведениях более ранних источников, писал: «Безбожный епископ Иларион снова воспламенился злыми мыслями, вошел в его (царя.- Авт.) комнату и, пока благочестивый Давид спокойно почивал, взял его подушку, наложил ему на лицо, навалился на него крепкой силой и мученически задушил боголюбивого Давида Куропалата». Спустя несколько лет еп. Илариона по приказу имп. Василия арестовали и вместе с азнаурами бросили в море ( Цагареишвили. 1973. С. 198-199; Абдаладзе. 1997. С. 31-37). Исследователи считают, что нельзя отождествлять этого архиерея с архиеп. Иларионом (I); очевидно, речь идет о неизвестном по другим источникам придворном грузинском епископе. После смерти Давида III его владения перешли к Византийской империи . На протяжении более 100 лет большая часть И. е. находилась под властью византийцев и турок-сельджуков. Эти территории были возвращены Грузии при царе св. Давиде IV Строителе (1089-1125).

http://pravenc.ru/text/1237983.html

яз.); Baumgarmner В. Studien zur historischen Geographie von Tao-Klareti: Diss. W., 1996. S. 357-371; Чагунава Р. Одна из двух датированных фресковых надписей Ишханского храма//Мравалтави (Многоглав). 1999. Вып. 18. С. 344-350 (на груз. яз.); Гивиашвили И., Коплатадзе И. Великая пятерка Тао: Ишхани//Тао-Кларджети. Тбилиси, 2004. С. 129-137 (на груз. яз.); Гаприндашвили К. Тао-Кларджети// Она же. Об истоках груз. духовности. Тбилиси, 2005. С. 73-150 (на груз. яз.); Ишхани//Духовная сокровищница Грузии. Тбилиси, 2005. Т. 1. С. 164-166 (на груз., англ. языках); Силогава В. Ишханская епархия// Силогава В., Шенгелия К. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. С. 115-132; Вирсаладзе Т. Грузинские купольные схемы зрелого средневековья// Она же. Грузинская средневек. монументальная живопись: Избр. труды. Тбилиси, 2007. С. 225-261; Bogisch M. The Appropriation of Imperial Splendour: Ecclesiastical Architecture and Monumental Sculpture in Medieval Tao-Klarjeti around 1000 AD. Copenhagen, 2009; Ишхани: Альбом/Сост., фот.: Т. Двали; текст: Н. Андгуладзе. Тбилиси, 2010 (на груз. и англ. языках). Э. П. Ц. Рубрики: Ключевые слова: ИКОРТА муж. мон-рь (XVI-XVII вв. - 1811) Никозской епархии Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата (Грузинская Православная Церковь (ГПЦ)) ГЕЛАТИ мон-рь (Кутаисская и Гаенатская епархия Грузинской Православной Церкви), крупный религ. и культурный центр Грузии ДЖВАРИ [Мцхетский Джвари; ц. Креста], в честь Воздвижения Креста Господня муж. мон-рь Мцхетско-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви ДЖРУЧИ вмч. Георгия муж. мон-рь (XI в.) Чиатурско-Сачхерской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ДЖУМАТИ муж. мон-рь во имя архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв.) Шемокмедской епархии Грузинской Православной Церкви ЗАРЗМА в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-рь Ахалцихской, Тао-Кларджетской и Лазской епархии Грузинской Православной Церкви ИТРИА жен. мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы Руисско-Урбнисской епархии Грузинской Православной Церкви

http://pravenc.ru/text/1237981.html

XIX в.) епархии. В 1739 г. ущелье Садгери, долгое время считавшееся «ничьим», на которое претендовала Руисская епархия, а также принадлежавший Мцхетскому католикосу Гуджарети отошли Урбнисской епархии. После упразднения кафедр в Тбетской и Ишханской епархиях в Ахалцихском пашалыке паству на этих территориях стали номинально окормлять картлийские архиереи - Дманисский и Урбнисский, с временным изменением титулатуры - Тбетско-Дманисский и Урбнисско-Ишханский. В XVIII в. были упразднены епархиальные центры в Ахтале (возможно, в 10-20-х гг. XVIII в.; существовал проект перенесения кафедры из Ахталы в Атени, однако он не был приведен в исполнение), Цалке (30-40-е гг. XVIII в.), Болнисском и Дманисском Сиони (50-60-е гг. XVIII в.), Манглиси (кон. 60-х гг. XVIII в.). К 1780 г. была восстановлена Манглисская кафедра, позже - Ахтальская. Сохранились сведения об Ахтальских архиереях: Софроме, который был пленен во время нашествия Омар-хана Аварского (1785) и выкуплен из плена жителями Ахалцихе; Гедеоне († 1792); Игнатии, оставившем кафедру в 1796 г.; Иоанне († 1798). В 1802 г. по просьбе мастеров-греков во епископа Ахталы был рукоположен грек протосинкелл Иоаким († 1827), настоятель мон-ря Вардзиа в Имерети. К 1770 г. в неск. раз сократилась православная паства в Шида-Картли: в Руисской епархии - с 84 селений (по неполным данным за 1715) до 46; в Цилканской - с 55 (1669) до 46; в Урбнисской - с 30 (1712) до 20; в Самтависской - с 70 (XV в.) до 17. В кон. XVIII в. в Тбилисской епархии насчитывалось 18 селений, в Никозской - 8. Лучше обстояли дела в Самтаврской епархии, где было 60 селений. В XVII-XVIII вв. паства Санаинской и Ахпатской арм. епархий пополнялась за счет грузин-монофизитов, перекрещенных крестьян, пожертвованных царями арм. мон-рям, или крепостных груз. тавадов-григориан. В «армянскую веру» переходили и те грузины, которые присоединялись к купеческим и ремесленным гильдиям, где господствующее положение занимали армяне-монофизиты. Этот процесс охватывал Тбилиси и Квемо-Картли, где, по сведению царевича Вахушти, «население придерживается веры армянской, и лишь малая часть - грузинской; а нравами и обычаями все они грузины» (КЦ.

http://pravenc.ru/text/1681187.html

XX в.-конюшня) Саргисян обнаружил 7-строчную греч. надпись. По расшифровке Броссе, в ней упоминались визант. императоры Василий и Константин, а также стратег Лариссы Григорий. Также надпись содержала год - 6515 (1007), к-рый, по мнению Беридзе, не мог указывать на время постройки главной церкви Экеки. Ученый сравнил церковь с малым храмом Ишхани (1006), украшенным богатой, пластически развитой резьбой и имеющим широкие наличники (на окнах Экеки наличников не было), и пришел к выводу, что в надписи говорилось о постройке скорее всего этой малой церкви. Церковь Экеки была уничтожена в 60-х гг. XX в. по приказу местного знатного человека, выстроившего здесь новую мечеть (Inscriptions géorgiennes… 1864. P. 12-14; Такаишвили. 1952. С. 76-78. Табл. 109-113; Zdan é vitch. 1966. P. 6, 19; Беридзе. 1981. С. 191-192. Рис. 138. Табл. 26-28). В 1,5 км к югу от Экеки расположена 4-угольная однонефная церковь Сохтороти (10,01×6,6 м), также превращенная в мечеть. Храм был выстроен из рваного камня, двери, окна и пилястры выложены из чистоотесанных камней. Вост. и зап. окна имеют полуциркульные наличники с горизонтальными пятами. Двери устроены с запада и юга (ныне заложена). Церковь была расписана. С запада пристроено деревянное здание медресе ( Такаишвили. 1952. С. 79. Таб. 114-4). Ишханский выносной крест. 973 г. (ГМИГ) Наиболее известной и значимой святыней И. е. является памятник груз. культуры - Хахульская икона Божией Матери (т. н. Хахульский триптих; ГМИГ). Ишханский выносной крест (973 г.; ГМИГ) был выполнен по заказу еп. Ишханского Илариона (I) и содержит 2 исторические надписи, исполненные письмом асомтаврули: «Создал (крест.- Авт.) для Ишхани Иларион; будь проклят посягнувший» и «† Столп Животворящий, будь предводителем и хранителем епископу Илариону. Христе, возвеличь царей наших и храни их народ. Короникон был 193 (973 г.- Авт.)». Крест известен и исследуется на протяжении более полутора веков, акад. Г. Чубинашвили назвал его «выдающимся памятником грузинского чеканного мастерства» и определил его исключительное значение и место в развитии груз.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

В последнем двадцатилетии XVII в. в исторических источниках встречается еще один ишхнели - митр. Николай (Николоз), о к-ром в колофоне рукописи 1687 г. сказано: «Господи, отпусти грехи и вину Николозу Ишхнели; короникон 365» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 506). Видимо, тот же ишхнели Николай на странице рукописного сборника песнопений (XIII в.; НЦРГ. A 188.Л. 233 об.) сделал такую приписку: «Я, Николоз Ишхнели, прочитал книгу сию; она полна премудростей» (Описание груз. рукописей: Колл. А. Т. 1. Ч. 2. С. 324). Ф. Жордания охарактеризовал его как «последнего ишхнели, изгнанного из Чорохского ущелья магометанами» ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 506). Племянник ишхнели Николая, тоже Николоз, в том же 1687 г. сделал приписку письмом мхедрули на 1-й странице принадлежащего мцхетскому кафедральному собору Светицховели сборника сочинений свт. Григория Богослова (НЦРГ. А 1. Л. 454), переписанного по заказу еп. Захарии Банели в 1030 г. В приписке сказано: «Много раз прочитал тобою умудренного сего Богослова, удивился и восторжен его мудростью... старался вникнуть и понять, и со старанием малое приобрел» (Описание груз. рукописей. 1988. С. 69). В XVIII в. в крае преобладал ислам, И. е. пришла в упадок, слово «ишхнели» преобразовалось в фамилию: род Ишхнели дал Грузии мн. известных деятелей. После включения г. Ахалцихе в состав Российской империи (1829) территории бывшей И. е. были распределены между Эрзерумским и Трапезундским вилайетами Турции (Очерки истории Грузии. 1973. Т. 4. С. 129-140; Сванидзе. 1964. С. 70-84; Он же. 1965. С. 390-392). 19 июля 1801 г. свящ. Осе (Иосиф) Габашвили закончил переписывать обширную рукопись прп. Симеона Метафраста; работа была заказана свящ. Симеоном Ишхнели для церкви в с. Чхари (Описание груз. рукописей: Колл. Q. 1957. Т. 1. С. 137; Описание груз. рукописей. 1988. С. 273). В. И. Силогава Фрагмент декора капители кафоликона мон-ря Ишхани В 1-й пол. XIX в. в книгах путешественников стали появляться редкие сведения о грузинских памятниках Тао-Кларджети.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

Джобадзе (Калифорнийский ун-т, США) и др. ( Winfield. 1968. P. 33-72. Pl. 1-32; Djobadze. 1976. S. 39-62; Idem. 1978. P. 114-134). В 60-х гг. XX в. документальный фильм об Ошки, Ишхани и Хахули снял груз. режиссер Г. Асатиани. С 70-х гг. XX в. территории И. е. окормляли епископы южногрузинских епархий ГПЦ: Ахалцихской и Самцхе-Джавахетской (Месхет-Джавахетской), Ахалцихской, Ахалцихско-Тао-Кларджетско-Лазской; в XXI в.- Ахалцихско-Тао-Кларджетской (митр. Феодор (Чуадзе)). Ишханские архиереи Епископы: св. Нерсес III Таеци (30-е гг. VII в.); Савва (Саба, Сабан) (30-40-е гг. IX в.); Василий (Басили) (917-936); Стефан (Стефане) (40-60-е гг. X в.); архиепископы: Иларион (I) (посл. четв. X в.); Антоний (I) (2-я треть XI в.); Иларион (II) (Масурис-дзе; с 1033 г.); Игнатий (Эгнати) (сер. XII в.); Антоний (II) (30-е гг. XIII в.); Аверкий (Аберки) (XVI в.); Макарий (1-я пол. XVII в., до 1653); Гедеон (Саприсдзе) (50-е гг. XVII в.; также на Ацкурской кафедре); митрополиты: Герман (2-я пол. XVII в.); Николай (Николоз) (80-90-е гг. XVIII в.). Архитектурные памятники И. е. Планы церквей Иси и Сухбечи, выполненные экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Планы церквей Мухладжигилиси и Сохтороти, выполненные экспедицией прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Важнейшими памятниками И. е. являлись Ишхани , Ошки, Хахули , Пархали , Отхтаэклесиа. Бóльшая часть небольших храмов известна по описанию Такаишвили. Уже в нач. XX в. многие из них были руинизированы, и экспедиция смогла снять лишь планы построек. Значительная часть их утрачена. Согласно грузинским летописям, во 2-й пол. IV в. в Тухариси была воздвигнута одна из первых церквей Грузии (не сохр.). Церковь Иси (VIII-IX вв.; Тортоми) расположена недалеко от Ошки близ оз. Тортоми (Тортум). Это небольшой (ок. 8×13 м) триконх с удлиненным зап. рукавом и с прямоугольными пастофориями в юго-вост. и зап.-вост. межрукавном пространстве. Апсиды заключены во внешние прямоугольные очертания. Значительно выступающие пилястры делят юж. и сев. стены более длинного зап.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010