Глава 33 Окончание введения и первая речь Елиуя. 1–7. Обращенное к Иову увещание внимательно отнестись к его речам. 8–33. Разбор одного из неправильных взглядов Иова. Иов.33:1 .  Итак слушай, Иов, речи мои и внимай всем словам моим. Иов.33:2 .  Вот, я открываю уста мои, язык мой говорит в гортани моей. Иов.33:3 .  Слова мои от искренности моего сердца, и уста мои произнесут знание чистое. Беспристрастные по содержанию ( Иов 32.21 ), заключающие одну только истину (3), речи Елиуя должны быть выслушаны Иовом от начала и до конца ( «внимай всем словам»). К нему он должен отнестись без того предубеждения, которым встречал рассуждения друзей ( Иов 13.4 ). Иов.33:4 .  Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь. Иов.33:5 .  Если можешь, отвечай мне и стань передо мною. Иов.33:6 .  Вот я, по желанию твоему, вместо Бога. Я образован также из брения; Иов.33:7 .  поэтому страх передо мною не может смутить тебя, и рука моя не будет тяжела для тебя. И с другой стороны, Иов может говорить с Елиуем вполне спокойно. И по духовной (ст. 4), и по телесной природе Елиуй совершенно подобен Иову: «вот, у Бога, пред Богом (евр. «ла-эл», ср. Иов 12.16 ) я, как и ты» (ст. 6). Елиуй не представляет из себя непреоборимого противника; спор с ним – вполне равный, по силам Иову. Последний без всякого смущения и страха (ст. 7; ср. Иов 9.34, 13.21, 16.22 ) может защищать свое дело. Синодальное чтение ст. 6: «вот я, по желанию твоему, вместо Бога», не находит оправдания ни в оригинальном тексте, ни в речах Иова. Он, наоборот, решительно отказывается от рассуждения с людьми и горит желанием перенести свое дело на суд Бога ( Иов 13.3–5 ); тем более у него нет даже следов желания видеть в лице Елиуя заместителя Бога. Иов.33:8 .  Ты говорил в уши мои, и я слышал звук слов: Иов.33:9 .  чист я, без порока, невинен я, и нет во мне неправды; Иов.33:10 .  а Он нашел обвинение против меня и считает меня Своим противником; Иов.33:11 .  поставил ноги мои в колоду, наблюдает за всеми путями моими.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов решительно утверждает, что всегда был верен путям Божиим: Нога моя твердо держится стези Его; пути Его я хранил и не уклонялся ( Иов. 23:11 ). По мысли святителя Григория Великого , это означает, что страдалец всю свою жизнь стремился подражать «шествию Бога» в этом мире, являемому нам посредством Его обращенных на человека промыслительных «долготерпения и доброты» 823 . Подобные же этим Божественным совершенствам добродетели всегда стремился взращивать в себе и Иов. Иов настойчиво свидетельствует друзьям о таких своих добродетелях: От заповеди уст Его не отступал; глаголы уст Его хранил больше, нежели мои правила ( Иов. 23:12 ). Святитель Григорий Великий отказывается видеть в этих словах Иова намек на какую-либо присущую ему гордыню, на самопревозношение страдальца. В связи с этим святитель Григорий приводит последующие слова Иова, цитируя их в версии Вульгаты. Они содержат в себе свидетельство о том, что Иов отнюдь не считает причиной собственных добродетелей себя самого, их единственный Источник он видит в Боге: Ибо Он – единственный ( Иов. 23:13 ; Вульгата. По синодальному переводу: Но Он тверд). Как говорит при этом святитель Григорий, «разве вытекает из этого, что Иов полагает себя чем-то?.. Прибавив эту фразу, Иов показывает, что во всем содеянном добре он не усматривает ничего своего...» 824 Далее ( Иов. 23:13–17 ) Иов вновь говорит о том, что ему не ясна причина, по которой Божественный Промысл ниспослал ему все эти страдания; он силится разгадать эту тайну, но она непостижима для него. Это бессилие в понимании Божественного замысла приводит праведника в трепет и ужас; потому-то он и находится, по выражению Златоуста, «во тьме отчаяния» 825 и горько сожалеет, что не умер ранее, чем все эти несчастья его настигли. Иов произносит: Но Он тверд; и кто отклонит Его? Он делает, чего хочет душа Его. Так, Он выполнит положенное мне, и подобного этому много у Него. Поэтому я трепещу пред лицом Его; размышляю – и страшусь Его. Бог расслабил сердце мое, и Вседержитель устрашил меня. Зачем я не уничтожен прежде этой тьмы, и Он не сокрыл мрака от лица моего! ( Иов. 23:13–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Эта мысль приносит ему величайшее горе. Как пишет об этом Златоуст, Иов, обращаясь к Богу со словами: не обвиняй меня; объяви мне, за что Ты со мною борешься? ( Иов. 10:2 ), в первую очередь «опечален тем, что стоявшие при нем его ближние тогда готовы были думать, будто он не любит Бога и Бог не любит его. «Я, говорит, знаю, и Ты, Господи, знаешь, но кто их убедит?» Настолько они считали его оставленным Богом» 625 . Затем Иов произносит: Разве у Тебя плотские очи, и Ты смотришь, как смотрит человек? Разве дни Твои, как дни человека, или лета Твои, как дни мужа, что Ты ищешь порока во мне и допытываешься греха во мне, хотя знаешь, что я не беззаконник, и что некому избавить меня от руки Твоей? ( Иов. 10:4–7 ). Иов убежден, что все происходящее с ним – неправданный произвол в отношении него со стороны Бога. Иов выражает уверенность в том, что всеведущий Бог прекрасно знает: он ни в чем не согрешил против Него. Как пишет Олимпиодор, Иов здесь как бы говорит Богу: « " Ты судишь поступки? Разве может что-нибудь укрыться от Твоей зоркости, как [это скрыто] от людей?.. Нужно ли Тебе исследовать и выяснять случившееся, чтобы узнать, что я ни в чем не согрешил?» Он говорит так, чтобы сделать Бога свидетелем своей праведности и одновременно испросить вкушения благости Божьей» 626 . Но благость эта остается для Иова по-прежнему недоступна. Напротив, Господь непрестанно преследует Иова так, как будто он является беззаконником. Иов, видя такую Божественную несправедливость, честно признается в собственном бессилии перед Творцом: уверенный в своей абсолютной правоте, страдалец – по своей человеческой ограниченности – не в силах противостать всемогущей воле неправосудно поступающего с ним Творца. По Олимпиодору, Иов как бы говорит Создателю: «если я и не согрешил», то все равно «знаю, что невозможно избегнуть Твоей воли...» 627 Иов продолжает свою речь, обращенную к Богу, не понимая, как такая Божественная жестокость может сочетаться с тем, как прекрасно, гармонично и с любовью Господь сотворил все мироздание, в том числе – и его самого: Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, – и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня? Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой? ( Иов. 10:8–12 ). По мысли Двоеслова, Иов здесь как бы смиренно молит Бога: если суд Божий не считает возможным явить Свое милосердие к нему, Иову, исходя из его образа жизни и поступков, то пусть Господь проявит Свое снисхождение хотя бы ради того, что он, Иов, есть Его Собственное Создание; ведь ничто из любовно сотворенного Богом не должно погибнуть 628 . Обращенные к Богу слова Иова, содержащие в себе напоминание о том, что наша плоть подобна глине, призваны напомнить Создателю о слабости телесной людской природы и тем самым вызвать Божественную жалость к страдальцу 629 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Праведный Иов Многострадальный Иов Многострадальный (ок. 2000-1500 до Р. Х.), праведный Память 6 мая Святой праведнй Иов жил на границе Идумеи и Аравии , в стране Авситидийской , в земле Уц . Священное Писание , согласно переводу Семидесяти , называет его царём над Едомом , и отождествляет с Иовавом, наследником Валака и предшественником Асома ( Быт. 36, 33 ). О происхождении его указано, что он был потомком Авраама в пятом колене, отцом его назван Зареф, " Исавовых сынов сын " , матерью - Восорра, женой - некая аравляныня от которой у него был сын Еннон ( Иов 42, 17 -20) . Иов был человеком богобоязненным и благочестивым. Всей душой он был предан Господу Богу и во всем поступал согласно Его воле, удаляясь от всего злого не только в делах, но и в мыслях. Господь благословил его земное существование и наделил праведного Иова большим богатством: у него было множество скота и всякого имения. Семь сыновей праведного Иова и три дочери были дружны между собой и собирались на общую трапезу все вместе поочередно у каждого из них. Через каждые семь дней праведный Иов приносил за своих детей жертвы Богу, говоря: «Может быть, кто из них согрешил или похулил Бога в сердце своем». За свою справедливость и честность святой Иов был в великом почете у сограждан и имел большое влияние на общественные дела. Однажды, когда перед Престолом Божиим предстали Святые Ангелы , явился между ними и сатана . Господь Бог спросил сатану, не видел ли он раба Его Иова, мужа праведного и чуждого всякого порока. Сатана дерзко отвечал, что недаром богобоязнен Иов – Бог бережет его и умножает его богатства, но если наслать а него несчастья, то он перестанет благословлять Бога. Тогда Господь, желая показать терпение Иова и веру, сказал сатане: «Все, что есть у Иова, Я предаю в твои руки, только самого его не касайся». После этого Иов внезапно лишился всех своих Богатств, а потом и всех своих детей. Праведный Иов обратился Богу и сказал: «Нагим вышел я из чрева матери моей, нагим возвращусь к матери своей земле. Господь дал, Господь и взял. Да будет Имя Господне благословенно!» И не согрешил Иов перед Господом Богом, и не произнес ни одного неразумного слова.

http://drevo-info.ru/articles/6369.html

Глава 15 Вторая речь Елифаза. 1–16. Упрек Иову в недостатке мудрости. 17–35. Описание гибели грешника. Иов.15:1 .  И отвечал Елифаз Феманитянин и сказал: Иов.15:2 .  станет ли мудрый отвечать знанием пустым и наполнять чрево свое ветром палящим, Иов.15:3 .  оправдываться словами бесполезными и речью, не имеющею никакой силы? Иов.15:4 .  Да ты отложил и страх и за малость считаешь речь к Богу. Упрекая друзей в неразумии ( Иов 12.1–6 ), Иов сам заслуживает такого же точно обвинения. О недостатке у него мудрости свидетельствуют пустота (см. прим. к Иов 11.2 ), горячность, раздражительность речей («наполняет чрево ветром палящим», точнее, «ветром востока»), – слова мудрого проникнуты спокойствием ( Притч 14.29 ; Еккл 9.17 ) – и, наконец, отрицание страха Божия, – начала всякой мудрости ( Иов 28.28 ; Притч 1.7 ; Притч 9.10 ; Пс 110.10 ; Сир 1.15–16 ). Отрицающим страх Божий, нетвердым в благочестии Иов является по мнению Елифаза потому, что отвергает Божественное Правосудие как по отношению к себе, считая себя невинно наказанным, так и по отношению ко всем людям ( Иов 9.22 и д.) С утратою страха, чувства благоговения к Богу в речах Иова не заметно должного почтения к Господу: «за малость считаешь речь к Богу» (ст. 4). Иов.15:5 .  Нечестие твое настроило так уста твои, и ты избрал язык лукавых. Иов.15:6 .  Тебя обвиняют уста твои, а не я, и твой язык говорит против тебя. Отрицание страха Божьего составляет прямое проявление нечестия ( Пс 9:25, 27, 32, 34, 35:2 ). Следовательно, сам Иов свидетельствует о своей греховности, виновности, сам является в роли самообличителя: «тебя обвиняют уста твои, а не я». Иов.15:7 .  Разве ты первым человеком родился и прежде холмов создан? Иов.15:8 .  Разве совет Божий ты слышал и привлек к себе премудрость? В своих речах Иов не проявил обычной, свойственной человеку мудрости. Тем более он не имеет основания усвоить себе какую-то особенную мудрость, побуждающую друзей к полному молчанию ( Иов 12.13 ). Он не первый человек, и потому не наделен теми высшими качествами, какие были свойственны этому последнему. Он сотворен не прежде холмов, как бы от вечности ( Пс 89.3 ; Притч 8.25 ), не стоял в непосредственных отношениях к Богу и не посвящен Им в планы мироправления ( Прем. 9.13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 39 1–30. Описание животного царства. 31–35. Смирение Иова. Иов.39:1 .  Знаешь ли ты время, когда рождаются дикие козы на скалах, и замечал ли роды ланей? Иов.39:2 .  можешь ли расчислить месяцы беременности их? и знаешь ли время родов их? Иов.39:3 .  Они изгибаются, рождая детей своих, выбрасывая свои ноши; Иов.39:4 .  дети их приходят в силу, растут на поле, уходят и не возвращаются к ним. Дикие козы и серны, как бы сознавая свою беспомощность в период беременности и родов, удаляются на это время в неприступные для своих врагов – людей и животных, гористые местности и здесь рождают и воспитывают своих детей. Поэтому человек и не знает, когда они рождают, не может «рассчитать месяцы их беременности». Иов.39:5 .  Кто пустил дикого осла на свободу, и кто разрешил узы онагру, Иов.39:6 .  которому степь Я назначил домом и солончаки – жилищем? Иов.39:7 .  Он посмевается городскому многолюдству и не слышит криков погонщика, Иов.39:8 .  по горам ищет себе пищи и гоняется за всякою зеленью. Дикий осел – евр. «пере» от «пара» – «быстро бежать», азиатское «кулан», принадлежит к числу тех животных, которые не могут быть приручены человеком. Обитатель степей он находит себе пищу в солончаках, не выносит городского шума и не может быть приспособлен, подобно домашнему ослу, к переноске тяжестей. Иов.39:9 .  Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Иов.39:10 .  Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Иов.39:11 .  Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою? Иов.39:12 .  Поверишь ли ему, что он семена твои возвратит и сложит на гумно твое? Подобною же неспособностью к приручению отличается животное «реем», «единорог» синодального чтения, « μονοκρως» LXX, ινοκρως Акилы и Вульгаты (ложное истолкование μονοκερως LXX). Новейшие экзегеты – Делич, Ланге и др. на основании Талмуда, свидетельств Плиния Младшего и египетских памятников об однорогой антилопе разумеют под «реем» водящуюся и до настоящего временя в Сирии белую газель – орикса. И наконец, третьи: Гезениус, Де Ветте, Умбрейт, видят в нем дикого быка. Последнее мнение едва ли не самое верное. Единорог противополагается однородному с ним домашнему животному, употребляемому для обработки полей т. е. волу; с последним же однороден дикий бык.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Здесь же Елифаз, по Олимпиодору, «говорит о полном разорении нечестивых, так что вместо цветущих городов и домов они населяют пустыню по своей бедности, ибо не уцелеет имущество его ( Иов. 15:29 )» 723 . Подчеркнем еще раз: все эти слова Елифаза посвящены отнюдь не некоему «гипотетическому» нечестивцу, они направлены прямо против Иова: именно страдальца подразумевает здесь его неверный друг в своей речи. Тем самым, по мысли Елифаза, никто не может страдать так, как мучается Иов, иначе как за свои страшные грехи. Как раз его самого и винит Елифаз в одолевавших его бесчисленных несчастьях, считая Иова подлинной причиной всех тех ужасов, что обрушились на лишившегося земного благополучия страдальца. Елифаз говорит: Так опустеет дом нечестивого, и огонь пожрет шатры мздоимства. Он зачал зло и родил ложь, и утроба его приготовляет обман ( Иов. 15:34–35 )». Как пишет по этому поводу пресвитер Филипп, «такими речами Елифаз показывает праведного Иова похитителем и лицемером, скрывающим свою жестокость. Он подобно этому говорил и в первый раз, когда сравнил его с львом, львицей и детьми львицы и тигра (см.: Иов. 4:11 ). Мы же должны верить Богу, Который в похвалах Иову не назвал его обманщиком, но объявил [его] невинным и простодушным» 724 . И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! Второй ответ Иова Елифазу (Иов. 16:1–17:16) После завершения второй речи Елифаза вновь начинает говорить Иов. Его речь содержится в 16–17 главах книги. Сначала ( Иов. 16:1–5 ) Иов выражает недоумение по поводу чрезмерной резкости слов Елифаза, вновь упрекая своих друзей за их безжалостное отношение к страдальцу. Вместе с тем Иов говорит здесь и о том, что если бы Елифаз, Вилдад и Софар оказались бы на его месте, сами испытали бы все его несчастья, то он, Иов, искренне постарался бы их утешить и принести им облегчение в их горе. И отвечал Иов и сказал: слышал я много такого; жалкие утешители все вы! Будет ли конец ветреным словам? и что побудило тебя так отвечать? ( Иов. 16:1–3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vo...

Иов.37:9 .  От юга приходит буря, от севера – стужа. Зима – время сильных бурь и стужи. Первые приносятся ветрами, дующими «гахедер», – из внутренней части юга ( Иов 9.9 ), на юг находящейся пустыни, почему и земля Хадрах Зах 9.1 называется в Талмуде «землею юга», – с юга ( Ис 21.1 ; Зах 9.14 ) или юго-востока ( Ос 13.15 ), вторая приходит от «миммезарим», – от севера. Иов.37:10 .  От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается. Под влиянием холодных ветров ( «от дуновения Божия»; ср. Исх 15.10 ) появляется лед, и поверхность воды делается плотною ( «сжимается»), затвердевает. Иов.37:11 .  Также влагою Он наполняет тучи, и облака сыплют свет Его, Иов.37:12 .  и они направляются по намерениям Его, чтоб исполнить то, что Он повелит им на лице обитаемой земли. Иов.37:13 .  Он повелевает им идти или для наказания, или в благоволение, или для помилования. Новое описание туч и дождя, вызванное может быть, приближением грозы. В ст. 13 вместо синодального «или в благоволение» должно стоять: «или для Своей земли»: дождь посылается Богом для увеличения плодородия земли. Иов.37:14 .  Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии. Иов.37:15 .  Знаешь ли, как Бог располагает ими и повелевает свету блистать из облака Своего? Иов.37:16 .  Разумеешь ли равновесие облаков, чудное дело Совершеннейшего в знании? Иов.37:17 .  Как нагревается твоя одежда, когда Он успокаивает землю от юга? Иов.37:18 .  Ты ли с Ним распростер небеса, твердые, как литое зеркало? Вместо того, чтобы препираться с Богом, враждовать против Него, Иов должен вывести из чудных непонятных для него дел Божиих соответствующее заключение о своих страданиях. И действительно, если он не может сказать, как движутся в воздухе облака, каким образом нагревается его одежда от совместного действия солнца и южного ветра, как устроены небеса, сходные по блеску с сделанными из блестящей меди зеркалами, то как же он может спорить с Богом о постигшем его бедствии? Иов.37:19 .  Научи нас, что сказать Ему? Мы в этой тьме ничего не можем сообразить.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иов.3:8 .  Да проклянут ее проклинающие день, способные разбудить левиафана! Исполнению желания Иова могут помочь заклинатели, способные своею силою разбудить левиафана. Употребляемое в Библии для обозначения страшных пресмыкающихся ( Пс 73:14, 103:26 ; Ис 27.1 ), выражение «левиафан» указывает, как думают, в настоящем случае на враждебное солнцу и луне созвездие, поглощающее их, благодаря, между прочим, чарам заклинателей, и тем производящее затмение. Отсутствие библейских указаний на существование среди евреев веры в такое созвездие не говорит против возможности приведенного объяснения: автор мог пользоваться не отмеченным в Библии народным поверьем. У других народов – китайцев и индийцев – оно существовало. Иов.3:9 .  Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы Ночь рождения Иова навсегда должна остаться тьмою; никогда не должна увидать проблесков утренней зари – «ресниц денницы». Иов.3:11 .  Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Иов.3:12 .  Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы? Принужденный примириться с мыслью о рождении, как неизбежным фактом, Иов все же выражает сожаление, зачем он пережил начальные моменты своего существования: момент появления на свет ( «выходил из утробы», ср. Иер 20.18 ), принятия отцом на колена в знак того, что он – его сын ( Быт 50.23 ) и время кормления молоком матери. Иов.3:13 .  Теперь бы лежал я и почивал; спал бы, и мне было бы покойно Иов.3:14 .  с царями и советниками земли, которые застраивали для себя пустыни, Иов.3:15 .  или с князьями, у которых было золото, и которые наполняли домы свои серебром; Иов.3:16 .  или, как выкидыш сокрытый, я не существовал бы, как младенцы, не увидевшие света. Иов.3:17 .  Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силах. Иов.3:18 .  Там узники вместе наслаждаются покоем и не слышат криков приставника. Иов.3:19 .  Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Угодить Богу, исполнить закон может только любящее сердце (Рим 13:10), без которого все наши рассуждения окажутся бесплодными и ожидания наши будут посрамлены; как говорит Иов, “когда я чаял добра, пришло зло; когда ожидал света, пришла тьма” (Иов 30:26). Не может человек, уповая на собственный разум, помочь бессильному, поддержать немощного, подать совет мудрому и вникнуть до конца в суть дела (Иов 26:2–3). Правда такого человека пред лицем Бога окажется неправдой, если стремление настоять на своем затмевает разум человека настолько, что он уже не видит, кто перед ним, не спешит разделить с другом его скорби, покрывая возможные прегрешения любовью, а выискивает несуществующие грехи только для того, чтобы доказать свою правоту, — в таком человеке нет духа Божия. Потому и спрашивает Иов друга после его обличительной речи, преисполненной кажущейся правды: “Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя?” (Иов 26:4), — ибо любовь плачет с плачущим и радуется с радующимся. Ведь все, что говорят друзья Иова, известно и ему. “Подлинно, только вы люди, и с вами умрет мудрость! — с горькой иронией отвечает Иов друзьям. — И у меня есть сердце, как у вас; не ниже я вас; и кто не знает того же?” (Иов 12:2–3), поэтому и напоминания друзей подобны пеплу (Иов 13:12). Не в поучениях нуждается измученное сердце Иова, а в милости, жалости и сострадании; даже если бы Иов был и неправ, по закону любви неправду его должны были бы покрыть друзья его, ибо любовь “все покрывает” и “все переносит” (1 Кор 13: 7). Только сострадание право, любые кажущиеся справедливыми высказывания, любые объяснения рассыпаются в прах пред страданиями других, и никогда невозможно понять их причину, или, как говорит Иов, найти “корень зла” (Иов 19:28), ибо что может понять человек, как может исследовать бездну, если для него не отворялись еще “врата смерти” (Иов 38:16–17), если он может наблюдать лишь “седьмой день”, а тайны “восьмого дня” сокрыты перед ним, а если и видимы, то “как сквозь тусклое стекло, гадательно” (1 Кор 13:12).

http://pravmir.ru/lyubov-bozhestvennaya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010