Спас Еммануил. Имп. Феодор I Ласкарь. Серебряный аспер. Аверс. Реверс. 1204–1241 гг. (Дамбартон-окс, Вашингтон) Основателем Н. и. был Феодор I Ласкарь , зять имп. Алексея III Ангела Комнина , к-рый с 1203 г. имел сан деспота и был одним из организаторов обороны К-поля во время нападения крестоносцев. После падения К-поля он бежал в Вифинию, где начал собирать войско, чтобы попытаться освободить К-поль. Никея первоначально не приняла его, но Феодор нашел поддержку в Прусе (ныне Бурса) и в регионе зап. побережья М. Азии, вокруг Смирны (ныне Измир). Феодор использовал родство с Алексеем III как одно из оснований своих политических претензий. В кон. 1204 - нач. 1205 г. латиняне предприняли наступление в Вифинии и Геллеспонте, захватили несколько приморских городов и едва не уничтожили владения Феодора. Ему с трудом удалось удержать Прусу, но он лишился контроля над вост. берегом прол. Геллеспонт (Дарданеллы) и вынужден был заключить союзный договор с иконийским султаном Кей-Хосровом I, который также выступил против латинян. В 1206 г. находившийся в Дидимотихе К-польский патриарх Иоанн X Каматир объявил в послании Феодору о своем отречении, но лично поддержать Феодора отказался. Отречение Иоанна X еще больше обострило религ. конфликт в распавшейся Византии, поскольку крестоносцы в К-поле уже летом 1204 г. возвели на престол своего патриарха Томмазо (Фому) Морозини , а в 1205 г. его избрание получило санкцию от папы Римского Иннокентия III . Латиняне требовали от покоренных византийцев принять примат Римской Церкви и подчиняться в религ. делах лат. духовенству. Поражение крестоносцев от болгар в 1205 г. дало Феодору необходимую передышку, чтобы завершить формирование своего гос-ва. Весной 1207 г. в Никею из К-поля прибыл богослов Николай Месарит , прежде пытавшийся быть посредником между греками и латинянами и вынужденный бежать из К-поля, где нарастало противостояние латинянам. Месарит и многие др. бывшие жители империи разного чина искали в лице Феодора возможного защитника православных (к-польский ипат философов Димитрий Карик, историк и богослов Никита Хониат , риторы Константин Стильб и Георгий Вардан, а также семьи Никифора Влеммида и Арсения Авториана ). Спустя десятилетия Никифор и Арсений будут видными деятелями культуры Н. и. Мн. интеллектуалы визант. мира, такие как митр. Афинский Михаил Хониат , были на стороне сопротивлявшегося Феодора, который решился воссоздать основные институты империи и К-польской Церкви в изгнании на подвластной ему территории М. Азии. В нач. 1208 г. в Никее был созван церковный Собор, 20 марта избравший К-польским патриархом Михаила IV Авториана . В день Пасхи, 6 апр. 1208 г., в базилике Св. Софии в Никее патриарх Михаил короновал Феодора как визант. императора.

http://pravenc.ru/text/2565332.html

Часть I Часть III Содержание К читателю Введение. Учение о Духе Святом в святоотеческой письменности I. Первохристианство 1. Послеапостольский век 2. Апологеты 3. Патристический век в пневматологии I. Тертуллиановский субординационизм и стоическая философия. II. Космологический субординационизм в арианстве III. Онтологический субординационизм в учении о Св. Троице у Оригена IV. Омоусианство в тринитарной доктрине святого Афанасия Александрийского V. Учение о Св. Троице и о Св. Духе у каппадокийцев VI. Западная система омоусианского троичного богословия (блаженный Августин) VII. Тринитарная и пневматологическая доктрина у св. Иоанна Дамаскина Глава 1: место третьей ипостаси в Св. Троице I. Троичность и Третья Ипостась II. Таксис, или порядок, ипостасей во Св. Троице Глава 2: Исхождение Святого Духа I. Первые попытки учений об исхождении Св. Духа: δι и et (que) I. Св. Афанасий Александрийский II. Св. Василий Великий III. Св. Григорий Богослов IV. Св. Григорий Нисский V. Св. Епифаний Кипрский VI. Св. Кирилл Александрийский VII. Дидим Александрийский VIII. Св. Иоанн Дамаскин IX. Западное богословие: блаженный Августин II. Вторая эпоха в учении об исхождении Святого Духа, – греко-латинская полемика: фотивское, анти-латинское, богословие против латинского филиоквизма 1. Учение об исхождении Св. Духа у Патриарха Фотия 2. Латино-греческая полемика в XIII веке в связи с лионским собором 1274 г 3. Латино-греческая полемика в XV в., в связи с Ферраро-Флорентийским собором 1438–9 года 4. Западная доктрина и флорентийский догмат 5. Общие выводы относительно δι το ϒο и filioque Глава 3: о Духе Божием и Духе Святом Глава 4: двоица слова и Духа а) В Божественной Софии б) В тварной Софии Глава 5: откровение Духа Святого 1. Кенозис Духа Святого в творении 2. Боговдохновенность в Ветхом Завете 3. Боговдохновение во Христе 4. Пятидесятница 5. Дары Пятидесятницы А). Сошествие Св. Духа Б). Дар пророчества В). Духовная жизнь Г) Дар любви Д). Пределы Пятидесятницы Е) Богочеловечество Эпилог-пролог к первому и второму тому трактата о богочеловечестве:  

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Русская Православная Церковь под управлением митрополитов 988 — 1589 К оглавлению Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.) Канонический статус Русской Православной Церкви как Митрополии Константинопольского Патриархата был определен при Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром (36). Первым Митрополитом Киевским и всея Руси был святитель Михаил, по прозванию Сирин (сириец) (37). Затем Митрополитом Киевским, вероятно, стал Преосвященный Феофилакт, перемещенный в 990 г. из митрополии Севастийской (в Армении) (38). Следующим Митрополитом некоторые церковные источники называют Преосвященного Леона (или Леонтия), занимавшего Киевскую кафедру в 992—1008 гг. (14, с. 282). Вслед за ними, по русским источникам, за период до монголо-татарского нашествия, следуют 24 Митрополита: Иоанн I (1008—1035), Феопемпт (1037—1043), Кирилл I (1043—1046), Иларион (1051—1053), Ефрем (1055—1061), Георгий (1062—1072), Иоанн II Продром (1077—1088), Иоанн III (1088—1089), Николай (1097—1104), Никифор I (1104—1121), Никита (1122—1126), Михаил II (1127—1145), Климент (Смолятич; 1147—1155), Константин I (1156—1158), Феодор (1161—1163), Иоанн IV (1164—1166), Константин II (1167—1170), Михаил III (ок. 1171—1181), Никифор II (1182— 1197), Гавриил, Матфей (ок. 1210—1220), Дионисий, Кирилл II (1224—1233), Иосиф (1237—1240) (14, с. 285—289). Все они, за исключением двух, были посвящены в Константинополе, но не все они были греками. Епископы русских епархий преимущественно были по происхождению русскими (предполагают, что среди них были и выходцы из Болгарии). Митрополит Макарий за первые сто лет русской иерархии, по прямым летописным указаниям, называет только трех епископов-греков (39). Иначе и не могло быть. «В первые века истории Русской Церкви епархиальные епископы избирались на местах, причем право выбора принадлежало князьям (в епархиях, принадлежащих тому или иному удельному княжеству) или народному вечу (как это было в Новгороде начиная с середины XII в.). В том и другом случае избирались русские епископы» (40, с. 6).

http://sedmitza.ru/lib/text/436357/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН XIV КАЛЕКА [греч. Ιωννης Καλκας] (1283, Апрос, Фракия - 29.12.1347, К-поль), патриарх К-польский (февр. 1334 - 2 февр. 1347), визант. ученый, юрист, ритор и писатель. Род. в незнатной провинциальной семье; по месту рождения известно его прозвище Иоанн Апрен (Απρηνς). Классического образования не получил, коснувшись «эллинской мудрости», по словам историка Никифора Григоры, лишь «кончиком пальца». Как пишет Григора, И. К. был человеком небольшого роста, с приятным лицом и живой речью. Обладал прекрасной памятью: через 2-3 ч. мог повторить наизусть то, что прочел. Произнося проповеди, рассуждал так, как будто читал по книге; никогда не запинался из-за забывчивости. Таланты И. К. были достаточно поздно замечены вел. доместиком Иоанном Кантакузином . И. К. нек-рое время был его духовником; до февр. 1334 г. был священником дворцового клира. И. К. был женат, имел сына и дочь, к-рая после возвышения отца вышла замуж за вел. стратопедарха Иоанна Ватаца, потомка никейских императоров. Ввиду предстоящей церковной карьеры И. К. развелся с женой. В 1334 г. кандидатура И. К. была предложена на Патриарший престол Иоанном Кантакузином с одобрения имп. Андроника III Палеолога . Свящ. Синод К-польской Церкви сначала воспротивился избранию, но 10 дней спустя И. К. был возведен в сан митрополита Фессалоники, что давало ему возможность быть избранным патриархом. В качестве мотива избрания И. К. историк Церкви протопр. Иоанн Мейендорф предполагает желание имп. Андроника и его окружения ослабить возросшее за годы междоусобной войны императоров Андроника II и Андроника III (1320-1328) влияние Церкви на государственные дела и в особенности избавиться от влияния монашества на патриаршее ведомство. В 1329 г. с целью ослабления авторитета синодального суда был создан институт «вселенских судей ромеев». В контексте этой судебной реформы понятна потребность императора в патриархе-юристе, тем более что в марте 1334 г. компетенция «вселенских судей ромеев» была значительно расширена. Вероятно, в связи с этими событиями в течение более 3 лет канцелярия патриаршего ведомства Великой ц. после восшествия И. К. на престол не издала ни одного документа. Первый акт за подписью И. К. появился лишь в июле 1337 г. Молчание Патриархии исследователь О. Крестен объясняет нежеланием «создавать конкуренцию» деятельности «вселенских судей ромеев», хотя логичнее было бы предположить отсутствие строгого разграничения юрисдикции вселенских судей и Свящ. Синода. В Патриаршество И. К. его канцелярия отказалась от подробной формы синодального акта (с перечислением всех присутствовавших на заседании Свящ. Синода), которая использовалась при патриархе Исаие , и вернулась к сокращенной форме, характерной для времени Патриаршества Иоанна XIII Глики .

http://pravenc.ru/text/469604.html

П.В. Долгоруков Графы Платеры и графы Платер-Зиберги Фамилия Платер, в старину фон-дем-Брёлё-Платер (von dem Broele genannt Plater), весьма древняя и существовала уже в тринадцатом веке, в Вестфалии, где Гумберт ф. Платер упоминается в 1210 году, а Любберт ф. Платер подписался свидетелем на купчей крепости, совершённой графом Аренсбергским в 1274 году. В Вестфалии фамилия Платер угасла в 1659 году, но ветвь её, переселившаяся в Лифляндию в XIV веке, существует поныне. Веннемар ф. Платер был фохтом гробинским в 1430 году. Иоанн ф. Платер был ландмаршалом ливонского ордена при знаменитом гермейстере Вальтере Плеттенберге. Поколенное родословие нынешних графов Платеров начинается с Фридриха ф. д. Брёлё-Платер, жившего в конце XV и в начале XVI века. КОЛЕНО I: Фридрих ф. д. Брёлё-Платер КОЛЕНО II: Иоанн, женат на девице ф. Криденер КОЛЕНО III: Иоанн, женат на Варваре ф. Унгерн-Штернберг Генрих † 1546; женат на Маргарите ф. Плате Фабиан КОЛЕНО IV: Генрих, женат на Магдалине ф. Тизенгаузен КОЛЕНО V: Генрих, женат на Марие ф. Кнорре КОЛЕНО VI: Готгардт † 1668; женат на Гедвиге ф. Тизенгаузен Вильгельм, женат 1) на Анне-Елисавете ф. Теттау; 2) на Ядвиге Нарушевичь (от 1-го брака сын) КОЛЕНО VII: Иоанн-Генрих, воевода лифляндский † 1705; женат на Луизе-Марие ф. Гротгуз Генрих-Вильгельм КОЛЕНО VIII: Андрей Иоанн-Лудвиг, воевода лифляндский; женат на Розалие Бржостовской Фабиан, подкоморий лифляндский, польский полковник; женат 1) на Пузино; 2) на Бржостовской, рождённой Каминской (все дети от 1-го брака) Генрих-Вильгельм Даниил-Готгардт, женат 1) на Волловичевой; 2) на Ефимие ф. Офенберг КОЛЕНО IX: Фердинанд, женат на девице ф. Платер Константин-Лудвиг, кастелян троцкий † 1777; женат на Августине Огинской Иоанн-Лудвиг, польский генерал-майор; женат на Эмеренцие Платер Христофор † 1751; женат на Анне Бялопетровичь Иоанн-Вильгельм, воевода лифляндский; женат на Елене Огинской КОЛЕНО X: Иосиф-Викентий, женат на Екатерине Сомовской † 1832 Казимир-Константин † 1807; женат на Изабелле Борх

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР И МАРИЯ предыдущая статья Содержание ИУЛИАН, МАРКИАН, ИОАНН, ГРИГОРИЙ, ИАКОВ, АЛЕКСИЙ, ДИМИТРИЙ, ЛЕОНТИЙ, ФОТИЙ, ПЕТР И МАРИЯ [греч. Ιουλιανς, Μαρκιανς, Ιωννης, Γρηγριος, Ικωβος, Αλξιος, Δημτριος, Λεντιος, Θτιος, Πτρος κα Μαρα] († 726, по др. данным, 730), мученики К-польские (пам. 9 авг.). Источники Основным источником сведений о подвиге этих святых является анонимное Мученичество (BHG, N 1195), созданное в первые годы 2-го правления свт. Игнатия, патриарха К-польского (867-877). Оно дошло в единственном списке XI в. (Vindob. Hist. gr. 45. Fol. 89-98; Hunger H. Katalog der griechischen Handschriften der Österreichischen Nationalbibliothek. W., 1961. Bd. 1: Codices historici, codices philosophici et philologici. S. 50-54). Поводом к составлению Мученичества послужило обретение мощей К-польских мучеников после землетрясения 9 янв. 869 г., известного и по др. источникам ( Guidoboni E. Catalogue of Ancient Earthquakes in the Mediterranean Area up to the 10th Cent. R., 1994. P. 387-388). Мученичество было создано в окружении патриарха, оно характеризуется антифотианской направленностью (умолчание о 1-м Патриаршестве свт. Фотия I ) и стремлением представить Игнатия преемником свт. Германа I , последнего неиконоборческого патриарха, к-рый в отличие от святителей Тарасия , Никифора I и Фотия был возведен в сан патриарха не из мирян ( Auz é py. 1990. P. 472-473). При составлении Мученичества автор пользовался источниками нач. IX в., в к-рых описано уничтожение визант. имп. Львом III Исавром иконы Христа Пантократора на воротах Халка в К-поле. При этом сюжетная схема была заимствована из Жития прмч. Стефана Нового, а исторический контекст - из «Хронографии» прп. Феофана Исповедника (Ibid. P. 467-470; Eadem. 1999. P. 193-194; Kotzabassi. 2009. S. 3). Т. о., автору удалось избежать противоречий при компилировании источников, по-разному излагающих историю уничтожения иконы: согласно прп. Феофану, мученики пострадали в 726 г., согласно Житию прмч. Стефана Нового - в 730 г., уже после низложения патриарха Германа. Подобные расхождения в указаниях источников IX в., а также скудость сведений об иконе до начала иконоборчества ставят под сомнение историчность рассказа об уничтожении этого образа Львом III. Согласно гипотезе М. Ф. Озепи, речь идет о легенде, сформировавшейся уже после 787 г. ( Auz é py. 1990). Мученичество

http://pravenc.ru/text/1237833.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОР [лат. Castor] († до 426), свт. (пам. зап. 21 сент.), еп. г. Апта Юлия (ныне Апт, Франция). Один из основателей монашества восточного типа в Юж. Галлии, корреспондент прп. Иоанна Кассиана Римлянина . Древнее Житие К. неизвестно. В нач. XIV в. еп. г. Апта Юлия Раймунд III (1275-1303) составил Житие святого, однако сохранилась лишь краткая заметка в документах XVI в., по-видимому предназначавшаяся для вставки в мартиролог, и вопрос о ее связи с произведением Раймунда III не решен. Др. источником сведений о К. являются богослужебные чтения аптского бревиария, изданного в 1532 г., они были полностью переработаны в переиздании 1664 г. Похожие чтения появляются также в бревиарии г. Нима (1679). Два последних памятника отражают тенденцию XVII в. и являются скорее обобщением сведений о К. Биографические данные, содержащиеся в этих поздних литургических памятниках, немногочисленны, однако их полное взаимное совпадение заставляет предположить, что они восходят к одной и той же устойчивой провансальской традиции. Согласно этим сведениям, К. род. в г. Немавс (ныне Ним, Франция), учился в Арелате (ныне Арль), к-рый в нач. V в. получил статус центра Галльской префектуры. Там же он женился. Все литургические тексты приписывают стремление к монашеской жизни и инициативу основания мон-ря не только К., но и его жене. То, что К. был одним из видных сторонников монашества вост. типа в Юж. Галлии, известно из сочинений прп. Иоанна Кассиана Римлянина. Сохранилось послание К. к Иоанну Кассиану с просьбой составить описание жизни восточных монахов, пригодное для использования в качестве монастырского устава (PL. 49. Col. 53); хотя подлинность этого документа подвергается сомнению ( Chadwick O. John Cassian: A Study in Primitive Monasticism. Camb., 19682. Р. 37), факт подобного обращения возможен. Иоанн Кассиан прибыл в Галлию, уже снискав авторитет духовного наставника, прошедшего путь егип. аскезы. По просьбе К. Иоанн Кассиан составил «Установление для общежительных монастырей» (De institutis coenobiorum) и позже - «Собеседования» (Collationes). «Установление для общежительных монастырей», а также первые 10 книг «Собеседований» посвящены брату К. Леонтию, еп. г. Форум Юлия (ныне Фрежюс), и мон. Елладию, впосл. епископу Арелатскому, 2-я часть написана после смерти К. В предисловиях к обеим частям Иоанн Кассиан хвалит К. за основание мон-ря и его стремление подражать вост. монахам.

http://pravenc.ru/text/1681315.html

Митрополия в Киеве Митрополит Георгий (6. Георгий. 1072 г.), присланный от Патриарха Иоанна Ксифилина, еще в начале княжения Изяслава, переносил с великим торжеством св. мощи Князей Бориса и Глеба, в новый для них сооруженный храм Вышгорода. Святитель, сперва колебавшийся в вере о святости царственных мучеников, твердо убедился, чудом совершившимся над их мощами, и уставил праздновать их память. При этом перенесении, в первый раз упоминаются в летописях Епископы: Юрьевский Михаил, Переяславский Петр и Холмский Иоанн, и должно предполагать около того времени учреждение сих трех новых епархий, потому что непрестанно распространялось Христианство в южной России. Кроткий Георгий удалился в Царьград, от междоусобия Изяслава с братьями, во время которого паства его подвергалась нашествию Короля Болеслава Польского и притязаниям Рима, ибо властолюбивый Папа Григорий VII, обещая вооруженную помощь Изяславу, требовал от него покорности, и это было первое покушение западных Первосвятителей на Россию. Но Изяслав, восшедший опять на престол, отклонил замыслы Григория, и утверждаемый в вере отцов своих, ревнителем православия, игуменом Феодосием Печерским , соблюл оное до конца своей тревожной жизни. Другой великий светильник готовился в Митрополите Иоанне II (7. Иоанн II. 1080 г.), который поставлен был Патриархом Евстратием и девять лет пас Церковь Российскую. С особенною любовью изображает его Нестор, как мужа искусного в учении, милостивого к сирым и вдовицам, равно ласкового к богатым и убогим, смиренного, молчаливого и книгами святыми утешавшего печальных. В рукописных кормчих книгах осталось его сочинение, называемое церковным правилом, на многие случаи совести. «Такова не будет в земле Русской», восклицает современный летописец, может быть, по сравнению с его преемником Иоанном III (8. Иоанн III. 1089 г.), простым и неученым, которого привезла с собою из Царьграда, от Патриарха Николая Грамматика, дочь Великого Князя Всеволода, Анна, основавшая женскую обитель и училище в Киеве. Другая сестра ее Евпраксия скончалась также инокинею, и отец их был сам исполнен благочестия и любви к духовенству, воздвигая монастыри и жертвуя богатыми вкладами церквам.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

П.В. Долгоруков Графы, бароны и дворяне Тизенгаузены и дворяне Тизенгаузы Фамилия Тизенгаузен (Tiesenhausen) принадлежит к древнейшим и знаменитейшим в остзейских губерниях. Энгельбрехт ф. Тизенгаузен женатый на сестре первого епископа рижского, знаменитого Алберта Буксгевдена, прибыл из Германии в Лифляндию вместе с братом своим Дитрихом, в 1199 году. Сын Энгельбрехта, Иоанн, получил в лен значительные поместья от дяди своего епископа Алберта, а внук, Генрих, был в числе семидесяти ливонских рыцарей, павших в сражении с Литовцами под Ашерадом, 9 марта 1279 года. Энгельбрехт, сын Варфоломея, и Пётр, сын Ионна, были, в 1417 году, послами рижского архиепископа Валленрода на Констанцском соборе. Другий Варфоломей заключил, в 1482 году, двухлетнее перемирие между гермейстером ливонского ордена и городом Ригою. Георг был, в 1524 и следующих годах, епископом ревельским. Фромгольд был ландмаршалом лифляндским в 1577 году. Детлоф выехал в Россию в 1602 году; служил Царю Годунову, потом Лжедмитрию. Нынешние графы и бароны Тизенгаузены происходят от другого Детлофа Тизенгаузена, жившего в начале XVI века. У него были: сын Иоанн, внук Детлоф и правнук Ганс-Генрих († 1662). Сей последний, шведский генерал-майор и эстляндский ландрат, возведён был Королевою Христиною, 7 марта 1654 года, в Баронское Шведского Королевства достоинство. Сын и внук его также именовались оба: Ганс-Генрих. С последнего, Ганса-Генриха III, мы начнём поколенную роспись: ОТ ДЕТЛОФА ТИЗЕНГАУЗЕНА КОЛЕНО VI: Барон Ганс-Генрих III, внук первого барона Тизенгаузена КОЛЕНО VII: Граф Берендт-Генрих, российский действительный статский советник, эстляндский ландрат, рождение 1703 † 6 января 1789; женат на Барановой Барон Густав-Иоанн, прусский полковник † 1782; женат на графине Эвве Нирод КОЛЕНО VIII: Граф Иван Андреевич , рождение 1745 † 1815, обер-гофмейстер и святого Александра Невского кавалер; женат на Екатерине Ивановне Стакельберг Графиня NN, за генерал-майором Толем Графиня Иоанна Андреевна Графиня Доротея Андреевна, за бароном Конрадом-Владимиром Унгерн-Штернбергом

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Разделы портала «Азбука веры» ( 136  голосов:  3.9 из  5) Великий князь ИОАНН III И греческая царевна София от 1462 до 1472 года Наконец, мы дошли до самого знаменитого из наших старинных государей, до великого князя Ин. 3 . Он освободил нас от жестокой власти Татар, он возвратил нашему Отечеству его прежнюю славу; наконец, он осуществил на деле великую идею единовластия, то есть объединение всех удельных областей под властью одного государя. У некоторых из князей также была эта мысль, но у них не было возможности исполнить ее; Иоанну III удалось это, и наша благодарность к нему должна быть очень, очень велика. Он так много сделал хорошего, умного, славного во время своего сорокатрехлетнего княжения, что вы, наверняка, с удовольствием будете читать рассказы о его великих делах. Став на двадцать втором году своей жизни великим князем, наследником своего отца Василия Темного, Иоанн уже при вступлении на престол показал необыкновенную твердость, ум, осторожность в государственных делах. В 1464 году было его первое знаменитое дело: он усмирил гордого царя Казанского Ибрагима и, окружив войском Казань, принудил его заключить мир на условиях государя Московского. В 1470 году началась и продолжалась два года война с Новгородом, беспокойные жители которого все еще искали случая освободиться от власти великих князей. Здесь вы, милые читатели, столкнетесь с явлением, прежде неслыханным у нас на Руси. Женщина вздумала возмутиться, вздумала быть защитницей своей родины, Новгорода, и устроить его судьбу! Этой безрассудной женщиной была пылкая, гордая, честолюбивая Марфа — жена бывшего посадника Исаака Борецкого и мать двух взрослых сыновей. Ее дом был самый богатый и великолепный в Новгороде, все уважали ее как вдову знаменитого посадника. Даже сам великий князь в знак особой милости пожаловал ее старшему сыну важный чин Московского боярина, но всего этого было недостаточно ее надменной душе: ей хотелось управлять всем Новгородом, а так как это было невозможно при власти Московского государя, то она начала уверять всех Новгородцев, что они напрасно считают себя подданными Московских князей, что Новгород сам себе господин, что жители его — вольные люди, что им нужен только покровитель и что этим покровителем надо выбрать не Иоанна, а Казимира, короля Польского и князя Литовского.

http://azbyka.ru/fiction/istoriya-rossii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010