Иоанн VI Кантакузин (1293–15.06.1383) Иоанн VI Кантакузин Император Византийской империи в 1347—1354 годах, полководец, впоследствии монах. Исихаст, историк. Биография Единственный византийский император, который оставил после себя подробные автобиографические записи. Владел турецким языком. Во внешней политике в борьбе с османами и сербами Кантакузин опирался на эгейских турок эмира Орхана, которые впрочем сами начали селиться во Фракии, где беспощадно грабили греческое крестьянство, превратив подступы к Константинополю в «скифскую пустыню», о чём написал и сам император. По этой причине империя вскоре потеряла Адрианополь, о чём император в своих хрониках стыдливо умалчивает, хотя и выражает чувство вины за турецкое нашествие и перед смертью пишет полемическое сочинение против магометан и язычников. Иоанн принадлежал к влиятельному и состоятельному роду Кантакузинов. Был наместником Фракии. Кроме того ему предлагали должность наместника Фессалии и Мореи. В молодости он оказывал большую поддержку Андронику III Младшему в войне с его дедом Андроником II Старшим. В период царствования Андроника III (1328—1341) Иоанн заправлял многими делами императора. После смерти Андроника в 1341 году престол перешёл к его малолетнему сыну Иоанну V Палеологу, при котором Иоанн Кантакузин стал регентом. Однако против него был организован заговор, во главе которого стояли старый враг Кантакузина, великий дука флота Алексей Апокавк, патриарх Иоанн и даже императрица-мать Анна Савойская. Имения регента были конфискованы, его друзья и близкие оказались в тюрьме, но сам он, объявленный предателем, избежал опасности, укрывшись в своём родном городе Дидимотике. Там 26 октября 1341 года сторонники провозгласили Иоанна Кантакузина императором. В начавшейся затем гражданской войне Кантакузин первое время терпел неудачи. В 1342 году ему пришлось укрыться в Сербии. Весной 1343 году Иоанн попытался взять Фессалоники, но был разбит и вновь бежал в Сербию. В то же время болгары осадили Дидимотику, где находилась жена Иоанна, императрица Ирина.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева, настоятеля Кронштадтского Андреевского собора о различных предметах христианской веры и нравственности Источник Отзыв газеты „РУССКИЙ ИНВАЛИД» 126 от 11-го июня 1900 года). М. Г. Кривошлык.–Мысли протоиерея Иоанна Ильича Сергиева. 1899 г. С.-Петербург. Протоиерей отец Иоанн Сергиев, настоятель Андреевского собора в Кронштадте,– сын причетника Архангельской губернии, Пинежского уезда, села Суры, родился в 1829 году. (Ему теперь 69 лет 1 ). Он спит не более трёх часов в сутки, a иной раз ему едва удается вздремнуть, сидя, или едучи куда-нибудь в экипажах. Он всегда на ногах, постоянно служа в церкви, исповедуя и приобщая Св. Тайн сотни людей». «Государь Император Александр III, чувствуя приближение Своей кончины, пожелал видеть отца Иоанна и радостно встретил его. О. Иоанн молился с Царём, и Царь чувствовал силу его молитвы. 7-го октября, согласно воле Государя, о. Иоанн причастил Его Св. Тайн. Призванный затем Августейшим больным в самый день Его кончины, о. Иоанн, по желанию Царя, прочитал молитву об исцелении Болящего u помазал Его елеем от чудотворной иконы. Затем, по желанию Царя, о. Иоанн возложил руки на Его голову и долго не отнимал их. Государь, бывши в полном сознании, просил о. Иоанна отдохнуть, но о. Иоанн сказал, что не чувствует усталости, и спросил Его: «He тяжело ли Вашему Величеству, что я держу долго руки мои на главе Вашей?» Но Царь сказал ему: «Напротив, мне очень легко, когда вы их держите». Потом Царь продолжал: «Вы праведник: вас любит русский народ».– «Да, ответил о. Иоанн, – Ваш народ любит меня». «Любит – сказал Государь,– потому, что он знает, кто вы и что вы». И действительно, известность отца Иоанна распространяется далеко за пределы Кронштадта и Петербурга. И известность эта происходит оттого, что о. Иоанн собираемые им от жертвователей деньги умеет раздать, умеет, выдавая, поощрить и научить бедняка уму-разуму. Его воскресные проповеди , произносимые в Андреевском соборе, привлекают тысячи людей. He все слышат, не все имеют возможность быть в соборе, а слышать хотят все ... И вот о. Иоанн стал печатать их. Затем они перешли в газету «Ведомости Спб. Градоначальства» и, наконец, попали в книжку, изданную М. Г. Кривошлыком. О. Иоанн говорит о молитве, о церкви, о чудесах в наше время,

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Библиография I). Священное Писание, богослужебные тексты, лексиконы Παλαα Διαθκη κατ τος βδομκοντα, Lipsiae, s.a. Τς Καινς Διαθκης πντα. ν θναι κα Κονσταντινοπλει, 1900. Novum Testamentum graece, elaboravit E.Nestle et K.Aland, ed.25, London 1975. Библия (на славянском языке), М. 1879. Библия (на русском языке), M. 1912. Τριδιον κατανυκτικον, θναι, s.a. Μγας κα ερς Συνκδημος Ορθοδξου χριστινου, θναι, 1979. Канонник, изд. Московской Патриархии, M. 1986. A Greek-English Lexicon compiled by H.D.Liddell and R.Schott, Oxford, s.a. A Patristic Greek Lexicon ed by G.W.Lampe, Oxford, s.a. Дворецкий И.Х. Древнегреческо-русский словарь, M. 1958. II). Творения преподобного Симеона Нового Богослова Сар=Syméon le Nouveau Théologien. Chapitres Théologiques, gnostiques et pratiques, ed.J.Darruzès: SC 51, Paris 1957. Сат=Syméon le Nouveau Théologien. Catéchèses, ed.B.Krivochéine; tome I (Cat.1–5): SC 96, Paris 1963; t. II (Cat.6–22): SC 104, 1964; t. III (Cat.23–24): SC 113, 1965. Euch.=Action de grâces//Catéchèses, t. III: SC 113. Eth.=Syméon le Nouveau Théologien. Traités Théologiques et Éthiques, ed.I.Darruzès, t.l (theol 1.1–3): SC 122, 1966; t.II (eth.4–15): SC 129, 1967. Theol.=Ibid, t.l: SC 122. Hymn.=Syméon le Nouveau Théologien. Hymnes, ed. I.Koder; t.I (Hymn.1–15): SC 156, 1969; t.II (hymn.16–40): SC 174, 1971 ; t.III (hymn.41–58): SC 196, 1973. ΔΖ=Το σου κα θεοφρου πατρς μν Συμεν το Νου Θεολγου τ ερισκμενα, μεταφρ. Διονυσου Ζαγοραιου, Θεοσαλονκη, 1977. Преподобный Симеон Новый Богослов . Слова, пер.еп.Феофана, вып. 1–2, М. 1890–1892. Преподобный Симеон Новый Богослов . Божественные Гимны, пер.иером. Пантелеимона (Успенского) , Сергиев Посад 1917. III). Творения Святых Отцов Афанасий Великий , архиепископ Александрийский. Творения, ч. 1–4, Сергиев Посад. 1902. Варсануфий Великий и Иоанн. Руководство к духовной жизни, изд. 4-е, СПб. 1905. Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения, т. 1–2, изд.Сойкина, б.г. Григорий Нисский , епископ. Творения, ч. 1–8, M. 1861–1871.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Время правления Казимира IV (1447—1492) К оглавлению После разделения (в 1458 г.) Киевской и Московской Митрополий юго-западная Церковь оставалась в юрисдикции Константинопольского Патриархата, но реально ее положение зависело от внутренней политики польско-литовского католического правительства. Король-католик Казимир IV, происходивший из русского православного рода, сначала не был противником Православия. Несмотря на все преимущества Римско-Католической Церкви, он и православным давал, например, такие привилегии: «Так же который будут литвин, або лях, крещены были у Витебску в русску веру, а хто из того роду и теперь живет, того нам не рушити, права их хрстьянского ни в чем не ломити». Казимир благосклонно относился к русским православным людям и не нарушал их права и обычаи (123). Но доброе отношение короля Казимира к Православию прекратилось после столкновения с Москвой из-за Твери и Новгорода. Новгород, заявивший о своем переходе в юрисдикцию митрополита Киевского Григория , великий князь Иоанн III (1462—1505) в 1471 г. покорил военной силой и навсегда упразднил федеративные новгородские вольности. Удар Иоанна III по Новгороду резко ухудшил отношения между Литвой и Московским княжеством. В конце 1460-х — начале 1470-х годов король Казимир становится активным сторонником римского католицизма. Казимир не только основывает костелы и католические монастыри, но и ходатайствует перед Папой об усилении католического влияния среди русских, утверждая, что число «еретиков и схизматиков» в княжестве и пограничных областях весьма велико, изо дня в день возрастает и угрожает достичь весьма крупных размеров, если не будет подыскано подходящее средство. Для противодействия распространению православия Казимир в 1468 г. вызвал в Ковно (ныне — Каунас) бернардинцев; в следующем году он «осаживает» их в Вильно и Троках (Тракай), строит костелы в традиционно православных городах — Пинске, Клецке, Дубровне, сооружает еще 27 костелов в литовских областях. Тем временем отношения Казимира IV и Иоанна III продолжали ухудшаться. Присоединение к Московскому государству Великого Новгорода (1478 г.), а вскоре и Тверского княжества (1485 г.) дало Иоанну III возможность обратить свои завоевательные планы на Литву и мечтать о присоединении Смоленска, Полоцка и Киева к своим землям. Казимир не мог равнодушно смотреть на переход литовско-русских князей к Москве, и притом с пограничными волостями.

http://sedmitza.ru/lib/text/436363/

Глава 1 2 3 4 5     О первом Соборном Послании Святого Апостола Иоанна Богослова 1-е Соборное послание св. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова не имеет имени писателя ни в заглавии, ни в тексте, лишь в первых стихах послания писатель непрямо дает знать о себе как свидетель и очевидец событий земной жизни Господа Иисуса Христа ( 1Ин.1:1–3 ). Тем не менее, мысль о происхождении послания от пера Апостола и евангелиста Иоанна Богослова составляет твердое убеждение Церкви. Блаженный Феофилакт вслед за св. Афанасием Великим («Синопсис») говорит: «Тот же Иоанн, который написал Евангелие, писал и это послание с целью утвердить тех, которые уже уверовали в Господа. И как в Евангелии, так и в настоящем послании прежде всего богословствует о Слове, показывает, что оно всегда в Боге, и учит, что Отец есть свет, чтобы мы и отсюда познали, что Слово есть как бы отблеск Его». Вся христианская древность согласно признавала это послание писанием Апостола и евангелиста Иоанна: по свидетельству Евсевия, «из посланий Иоанна, кроме Евангелия, как нынешние, так и древние христиане признают, без всяких споров, и первое его послание» (Церк. Ист. III,24). Уже св. Поликарп Смирнский , муж апостольский, ученик Апостола Иоанна («Послан, к Флп» гл. VII) приводит одно место ( 1Ин.1.4:3 ) из первого послания св. Иоанна. Столь же древний муж, Папий Иеропольский, по свидетельству Евсевия (Церк. Ист. III,39), пользовался и первым посланием Иоанновым, как и первым посланием Ап. Петра. И св. Ириней Лионский , по свидетельству Евсевия же (Ц. И. V:8), в своем сочинении «Против ересей» приводит много свидетельств из первого послания Ап. Иоанна (именно в кн. III,15, 5 он приводит 1Uh II,18–22 , а в III,15, 8–1; 1Ин 4:1–3, 5:1 ). Свидетельство этих трех древних мужей, примыкающих по времени прямо к апостольскому веку, особенно важно, подтверждая изначальность веры Церкви в каноническое достоинство послания. Из II века несомненно знакомство с посланием Ап. Иоанна – св. Иустина Мученика («Разговор с Трифоном», гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН (кн. Патрикеев Василий Иванович, по прозвищу Косой или Кривой; † после 4.03.1532, Иосифов Волоцкий в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь), военачальник, боярин, впосл. монах, канонист, писатель-публицист. Родоначальником князей Патрикеевых был Патрикий Наримантович, внук вел. кн. Литовского Гедимина , в кон. XIV в. принятый в Вел. Новгороде в качестве служилого князя, в 1408 г. выехавший в Москву, где был встречен с почетом. Его сын Юрий был женат, согласно Медоварцевской редакции «Сказания о князьях владимирских» и сопровождающей его Литовской летописи, на сестре Московского вел. кн. Василия I Димитриевича Анне (род. 8 янв. 1387). (По данным др. редакций «Сказания» и по сообщениям родословных книг, Анна была сестрой вел. кн. Василия II Васильевича , что менее вероятно, т. к. сестра последнего, также Анна, была супругой визант. царевича Иоанна VIII Палеолога , ставшего уже после ее смерти императором.) В. И. Патрикеев, внук Юрия, следов., приходился вел. кн. Василию III Иоанновичу троюродным дядей, а не братом и был, бесспорно, старше его (в 1489 командовал войсками, когда княжичу Василию было 10 лет). Князья Патрикеевы были сподвижниками московских вел. князей, сторонниками их политики, к кон. XV в. вошли в число знатнейших боярских родов. Отец В. кн. И. Ю. Патрикеев (боярин уже в 1461-1462) был московским наместником (с 1472 вплоть до опалы в 1499), в 1492 г. в его доме жил вел. кн. Иоанн III Васильевич с семьей (в связи со строительством нового великокняжеского дворца). В. И. Патрикеев принимал участие в важных политических, дипломатических и военных мероприятиях. В 1491 г., во время конфликта Иоанна III с удельными братьями, в день ареста в Москве кн. Андрея Васильевича, Патрикеев был послан в Углич за его детьми с приказанием их «поимати и посадити за приставы», что и было выполнено. В 1497 г. вместе со своим отцом и великокняжеским дьяком Ф. В. Курицыным принимал участие в оформлении юридического акта, фиксирующего отвод земель при размене (разъезде) вел. кн. Иоанна III и волоцких удельных князей Федора и Ивана Борисовичей. Возможно, при разборе нек-рых земельных тяжб был судьей высшей инстанции, выносившим приговор по докладу судей низшей инстанции.

http://pravenc.ru/text/149879.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУРИЦЫН Федор Васильевич (сер. XV в. (?) - 1500 (?)/нач. XVI в.), великокняжеский дьяк, дипломат, книжник, обвинен в причастности к ереси жидовствующих ; брат Ивана Волка Курицына . Вопрос о родственных связях дьяческого рода Курицыных со знатным родом Курицыных-Каменских является дискуссионным; вероятнее всего, дьяки Курицыны происходили из детей боярских (см.: Лихачев. 1888. С. 86-88; Веселовский. 1875. С. 278-279; Булычев. 1995; Савосичев. 2013. С. 129-137). В любом случае К. имел родство с московской аристократией - его двоюродная сестра, в иночестве Евдоксея, была замужем за кн. Ф. И. Стригиным-Оболенским (см.: АРГ, 1505-1526. С. 109-112. 108; Савосичев. 2013. С. 132-133). К. был одним из виднейших русских дипломатов эпохи образования Русского централизованного гос-ва, исполнял важные адм. поручения вел. кн. Иоанна III Васильевича . По наблюдениям Н. П. Лихачёва, «двадцать лет он (К.- М. П.) занимал первенствующее положение между дьяками и пользовался большим доверием Иоанна III» ( Лихачев. 1888. С. 68). Прп. Иосиф Волоцкий писал в нач. XVI в. о К., что «того бо державный (Иоанн III.- М. П.) во всем послушаша» (ГИМ. Епарх. 339. Л. 271-271 об.; 340. Л. 197). К. впервые упоминается в сообщении московского летописания под 1481/82 г. в качестве посла вел. князя в Буду к венг. кор. Матьяшу Хуньяди (Матвею Корвину) с целью заключения союза против польск. Ягеллонов. После заключения русско-венг. союза (К. «взя великому князю с королем Матиясом докончание, братство и любовь» - ПСРЛ. Т. 25. С. 329; список «докончальной грамоты» хранился в архиве Посольского приказа: ДДГ. С. 445, 468), в авг. 1485 г. вернулся в Москву, на обратном пути посетив молдав. господаря Стефана III Великого , отца жены наследника московского престола Иоанна Иоанновича Молодого Елены, а затем Крымское ханство. Вместе с К. в Москву прибыли итал. мастера, приглашенные для строительства нового Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/2462297.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОСИМА (Брадатый; † после 15.12.1510, Спасо-Каменный монастырь), бывш. митр. Московский и всея Руси. Прозвище Брадатый может указывать на то, что З. был родственником дьяка Стефана Брадатого (Бородатого), служившего при дворе вел. князей Василия II Васильевича , Иоанна III Васильевича и вел. кнг. Марии Ярославны ( Алексеев Ю. Г. У кормила Российского гос-ва. СПб., 1998. С. 161-162). Есть основания согласиться с предположением А. В. Карташёва о том, что З. до принятия монашеского пострига служил дьяком вел. кн. Иоанна III ( Карташёв. Очерки. Т. 1. С. 494): автографы З., напр. в рукописи РГБ. Троиц. 122, свидетельствуют о наличии у него навыков профессионального писца. В 1485 г. (до 10 марта) З. был поставлен архимандритом ставропигиального Симонова Нового московского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря , насельники к-рого были подсудны во всех делах, кроме духовных, вел. князю (АСЭИ. Т. 2. 315. С. 280). Контакты представителей рода Бородатых с Симоновым мон-рем были неслучайными. В 1462-1485 гг. дьяк Семен Васильев Бородатый производил дозор водяных мельниц Симонова и Высокопетровского во имя свт. Петра, митр. Московского , монастырей (Там же. 372. С. 366). Этот же дьяк 1 марта 1484 г. в качестве свидетеля подписал вкладную грамоту Г. Перхушкова в Симонов мон-рь (РИБ. Т. 32. 50). В актах Симонова мон-ря в 1485-1490 гг., т. е. в период настоятельства З., упоминаются монастырские старцы Кассиан и Яким Бородатые (АСЭИ. Т. 2. 398. С. 403; 399. С. 404), возможно, их приход в обитель связан с З. Наряду с ними упоминается соборный старец Досифей (Курицын) (Там же. 398. С. 403), по-видимому родственник влиятельного дьяка Иоанна III Ф. В. Курицына . Старший сын и соправитель Иоанна III вел. кн. Иоанн Иоаннович 10 марта 1485 г. выдал на вотчины Симонова монастыря на Галичской земле иммунитетную грамоту, подтверждающую прежние льготы (Там же. 396. С. 402). По мнению Л. И. Ивиной, этот документ свидетельствует об особом отношении вел. кн. Иоанна Иоанновича к З. ( Ивина Л. И. Крупная вотчина Сев.-Вост. Руси кон. XV - 1-й пол. XVI в. Л., 1979. С. 104). 26 мая 1485 г. верейско-белозерский кн. Михаил Андреевич выдал З. льготно-несудимую грамоту на владения Симонова монастыря в своем княжестве (АСЭИ. Т. 2. 397. С. 402-403). При З. Симонов мон-рь купил земли в Можайском у. (Там же. 398. С. 403; 399. С. 405). В поземельной тяжбе между мон-рем и вотчинником И. Саврасовым, имевшим великокняжескую грамоту на спорную землю, вел. князь с доклада московского наместника кн. И. Ю. Патрикеева разрешил тяжбу в пользу З. (Там же. 400. С. 405-408). Возможно, в период настоятельства З. кн. Патрикеев купил у властей Симонова монастыря луг (ДДГ. С. 345). Уже в бытность З. митрополитом кн. Патрикеев вновь вынес решение в пользу властей Симонова монастыря (АСЭИ. Т. 2. 402. С. 411).

http://pravenc.ru/text/200033.html

Согласно свт. Иринею Лионскому, «божественные апостолы вручили служение епископства» Л., упомянутому в 2 Тим 4. 21; его преемником он называет Анаклета (Ανγκλητος), а затем Климента , еп. Римского ( Iren. Adv. haer. III 3). Те же сведения приводятся и у Евсевия Кесарийского: после смерти ап. Петра Л. был назначен по жребию апостолами 1-м епископом Римской Церкви ( Euseb. Hist. eccl. III 2), к-рую он возглавлял 12 лет, оставив после себя преемником Анаклета (Ibid. III 13; V 6). Признавая эту традицию (Л.- 2-й епископ, Климент, еп. Римский,- 4-й), блж. Иероним замечает, что «многие латиняне» (plerique Latinorum) считают, что 2-м епископом Рима мог быть и Климент ( Hieron. De vir. illustr. 15). В Хронике Евсевия сказано, что Л. управлял Римской кафедрой после ап. Петра в течение 11 лет (68-79) и ему наследовал Аненклет ((Anen)cletus - Eusebius Werke. B., 1956. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus. S. 185, 189). Руфин в предисловии к псевдоклиментиновым «Рекогнициям», пытаясь примирить различные традиции, сообщает, что Л. и Анаклет (Cletus) были епископами Рима перед Климентом, совершая свое служение как помощники ап. Петра ( Rufin. Pref. ad Clem. Recogn.//PG. 1. Col. 1207). В приписываемой Тертуллиану «Песни против маркионитов» (III в. или 1-я пол. V в.; CPL, N 36) утверждается, что Л. занимал Римскую кафедру после ап. Петра, а его преемниками были Клет, Анаклет и Климент ( Tertulliani Opera//CCSL. 1954. Vol. 2. P. 1441). Свт. Епифаний Кипрский, в целом следуя преданию о епископстве Л. после апостолов Петра и Павла, продолжавшемся 12 лет, допускает возможность того, что Климент мог быть также поставлен на служение вместе с ним, но, отойдя временно от дел, после смерти Л. и Клита (Κλτος) мог вновь принять епископство ( Epiph. Adv. haer. [Panarion] 27. 5-6). Свт. Иоанн Златоуст также отмечает существование в его время предания о том, что Л. был 2-м после Петра епископом Римской Церкви ( Ioan. Chrysost. In 2 Tim. 10. 3). В источнике VI в.- «Пасхальной хронике» - Л. упомянут в списке апостолов от 70, где сказано, что он упомянут в Послании ап. Павла к Тимофею (Chron. Pasch. P. 400), в др. отрывке Л. именуется 3-м епископом Рима (Ibid. P. 467).

http://pravenc.ru/text/2110513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН III ВАСИЛЬЕВИЧ (22.01.1440 - 27.10.1505, Москва), вел. кн. Владимирский, Московский и всея Руси, старший сын вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного и вел. кнг. Марии Ярославны. Биография Вел. кн. Иоанн III Васильевич. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Вел. кн. Иоанн III Васильевич. Фрагмент росписи парадных сеней ГИМ. Артель Ф. Г. Торопова. 1883 г. Детство И. В. прошло в обстановке борьбы за власть между членами московского княжеского дома. В февр. 1446 г., после ареста и ослепления вел. кн. Василия II его двоюродным братом Дмитрием Георгиевичем Шемякой , сторонники вел. князя увезли И. В. в Муром, но в мае были вынуждены выдать Шемяке И. В. и его брата Юрия (Георгия) Васильевича ; нек-рое время княжичи находились в заточении с отцом. Когда в кон. 1446 г. Василий II освободился и начал борьбу за великокняжеский стол, состоялось обручение И. В. с Марией, дочерью вел. кн. Тверского Бориса Александровича, скрепившее союз князей против Шемяки. С кон. 40-х гг. XV в. И. В. выступает в документах вместе с отцом как «великий князь». С 1452 г. И. В. принимал участие в военных походах, в том же году была отпразднована его свадьба. После смерти отца 27 марта 1462 г. И. В. унаследовал великое княжение с Н. Новгородом, а также Суздаль и значительную часть земель, принадлежавших членам московского княжеского дома, участвовавшим в 40-х гг. XV в. в борьбе за власть. Младшие братья И. В. получили уделы: Юрий - с центром в Дмитрове (удел был ему выделен еще при жизни отца), Андрей Большой - с центром в Угличе, Борис - с центром в Волоке Ламском, Андрей Меньшой - с центром в Вологде. Василий II утвердил свое господство на землях Сев.-Вост. Руси, подчинил своему влиянию Рязанскую землю. С именем его сына связан переломный этап в процессе объединения земель в единое Русское государство. К 60-м гг. XV в. на землях Сев.-Вост. Руси сохранялись сравнительно небольшие княжества, раздробленные между членами многочисленных княжеских родов.

http://pravenc.ru/text/469780.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010