1790 Иоанн Мосх. «Prof. Spirit.» caput. III. Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graece. Tom. LXXVII, pars. III, col. 2853, в русск. переводе Москва 1855, стр. 7. 1792 Подробнее см. Bingam. «Quatuor dissert» Ed. Hulove 1738, Dessert, 1, «Hustor baptism. Laicorum.» pars I, cap. I, §XV, p. 30. 1794 «Constil. Apostol» Lib. III, cap. IX, Curs. Compl. Patrolog. Ser. Graec. Tom I, col. 781–784. «Апостольсике Постановления» в русск. пер. Казань, 1864 г., стр. 111–112. 1795 Тертуллиан. «Praeseript advors. haaretie», cap. XLI. Curs. Compl Patrolog. Ser. I.at Tom. II. col. 56. в русск. пер. Карнеева, ч.I, СПб, 1847 г., стр. 188. 1796 Тертуллиан. «De Bopmism., сар. XVII, Curs. Compl. Patrolog. Ser. Lam. Тот. I, col. 1219–1220. Рус. пер. Карнеева, ч. II. СПб. 1847 г., стр. 24–25. 1797 Св. Епифаний. «De haeres». XLII. cap. IV. Cursus Сотр1. Pamro1og. Ser. Graec. Tom. XLI, col 700; в русск. перев... «Твор, Епиф. ч. II, Моокса. 1864 г., стр 133. 1798 «Замечания на учение реформаторов о совершет. таинства крещения»: Прав, СПб 1866 г. ч III, стр. 165–166. 1799 Concil. Catahag. IV, can. C. Ap. Gratian. «Decret», Distinet. IV, cap. XX. Cursus Compl. Patrolog. Ser. Lat. Tom. CLXXXVII, col. 1800, cp. Bruns. «can. Apostol. et council.» Pars. I, Berol. 1839, p. 150. 1801 Ответ 24. Рус. Истор. Библ. Т. VI. СПб 1880 г., стр. 136–137. Чтения в обществе истории и древностей Рос. 1860 г. 2, III, 38. 1802 Киприан митр. «Ответы игумену Афанасию». «Русская Истор. Библиотека», m.VI. СПб. 1880 г. стр. 254. Не достоит бо игумену или чернецу попу венчевати мирских бо попов есть тое дело, а не черническое, разве аще пелика нужда будет, крестити дитя. 1805 Starezewski. «Histor. Ruthenicae Scriptor». Vol. 1, Berol. et. Petropol. VII: Ah. Guagnini. «Moscoviae descriptio», p. 19, XV, Ioan Halicii. «De Russorum religione», p. 39; в русск. пер. «Древн. сказ. Иностранц о религии моск. людей». Орл. Еп. В. 1866 г. стр. 452–688. 1806 Starezewski. Ibidem. III, Ioang Fabri. «Moscov. relig» pag. 8. В русском переводе. Ibidem. Стр. 190–196.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Филарета: ор. с., т. III, §§ 244–245; см. издание его „Душеполезных поучений и посланий“..., перев. на русск. язык: Москва,1895г.) – 3) „Монах и эремит Иоанн Мосх († ок. 620 г.) в Луге духовном“ предлагает много материала, характеризуещего аскетические воззрения и аскетов тех времен (Luthardt " a. „Gesch“, цит. в 370 прим., S.148–149); он переводился на русский язык в „1848,1853гг.“ и в другое время (см.у арх.черн.Филар. ор. с., т. III, § 243;в „1896г“ вышел перевод о.Хитрова;Серг.Посад). – 4)„Патр. Иерусал.Софроний († 638г.)“ – автор „жития Марии египетской“, где также в известной степени высказаны взгляды того времени, между прочим , и аскетические…( Luth. „Gesch.» ор. с. в 370 примеч.; S.149); он переводился на русск.яз.в „1840,1855гг.“ (см. у Ф.А. Терновск. стр.987)… 407 См. у Ф. А. Терновского стр. 987; у арх. черн. Филар. ор. с., т. II, § 189. В последние годы творения бл. Иеронима издаются в русском перев. при Киевской Д. Академии (187.) – 1898 г., 1–14 част.), издающей и бл. Августина в русск. же перев. (1879–1895 г., 1–8 част.). 408 Luthardt " а, „Kompendium“, S. 32. Luth.„Gesch (цит. в 370 примеч.), S. 180–182 (и 182–188). Ср. Gass’a ор. с. (в 177 примеч.), S. 138 и след.; Wuttke op. с., Band I, S. 149; Ziegler а, ор. с. (в 177 примеч.), S. 236 и др. 409 У Ф. А. Терновск. стр. 987, у арх. черн. Филарета §§ 201 –202, т. III ор. с. Творения Кассиана изданы не так давно (в „1892 г.“)- в Москве в русск. перев. См. также т. 2-й „Добротолюбия“ (1885 г.). 410 Пелагий известен учением о „неповрежденности» человеческих „сил» прародительским грехом, следовательно, о полной возможности для человека своими силами осуществить нравственный христианский идеал, раз этот последний указан ему Спасителем, большее значение Которого, поэтому, для человека-де и не нужно. Подобным образом неправославно представляя дело, в противовес некоторым крайностям Августинова учения, в дальнейших своих разсуждениях, именно по вопросу о монашестве, Пелагий остался верен своим предшественникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

С другой стороны, в 112 гл. Мосх сообщает про себя, что он «в начале (– ν τας χας», MPSG, 87з, 2976) царствования Тиверия» (578–582 гг.) был в Египте (откуда вернулся не ранее 590 г., см. ниже). След., в Илиотской Лавре Мосх жил не позднее 578–579 гг., хотя эта крайняя дата может быть подвинута несколько назад. Дело в том, что неизвестно, из какого монашеского пункта он отправился в Египет. Как уже знаем, до этого путешествия Мосх пребывал в лавре Илиот; после же выполнения поручения мы встречаем его, в 594 году, в Лавре Феодосия. – Не скорее ли нужно думать, что именно из Лавры Феодосия и был посылаем Мосх в Египет для протпводействия монофизитским волнениям, раздиравшим Александрийскую Церковь : т. е. из той Лавры, которая уже заявила себя защитницей Православия, и против тех же еретиков? (См. Сладкопевцев, Древн. Палест. Обители, вып. 2., стр. 95). Fleury (Hist. Eccles., t. VIII, p. 667) же прямо говорит, что Мосх был послан в Египет (в 578 г.) начальником Лавры Феодосиевой. Если это так, то цифра годов, отводимых для Илиотской Лавры, должна быть отодвинута несколько назад: в 578 году Мосх пребывает уже в Феодосиевой Лавре. След., в Лавре Илиот Иоанн жил не позднее 578 года, а общий десятилетний период падает на 568–578 годы. Указанная цифра получается благодаря следующим сопоставлениям. Согласно данным 42 главы Мосх жил в Лавре Фаран в то время, когда там умер старец авва Авксанон, бывший синкел Патриарха Евстохия, †563 года; след. для Фаранского периода Мосхова иночества этим отмечается событие, происшедшее после 563 года. С другой стороны, по поводу смерти иного Фаранского аввы, Косьмы, явившегося в начале Патриаршества Григория (569–593 гг., – по арабскому списку Антиохийских Патриархов Иоанна Жеми [Восток Христианский, Еп. Порфирия Чигиринского, стр. 78–80]; – или 573–596, – по собственным вычислениям Пр. Порфирия [см. там же, ч. III, стр. 62, список; эта цифра удержана и Сергием Арх., Месяцеслов, II. 687]) в Антиохию и там вскоре скончавшегося, Мосх замечает: «τοτ τ ββ Κοσμ γ παβαλον ες τν λααν Φαν .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Около 537 Феодор Аскида, епископ Кесарии Каппадокийской. 540 Павел низложен на соборе в Газе. Пала Зоил. 5423Чума. 542Чума. 542Чума. 542 Кириак переходит в пещеру преподобного Харитона. 543 Эдикт против Орипена. Около 543 Серид, Иоанн и Варсануфий умирают. 544 Кирилл приходит в киновию преподобного Евфимия. 546 Геласий умирает, возвращаясь из Константинополя ни с чем. 547 Георгий (оригенист), игумен МарСабы. Его смещение. Игуменом МарСабы становится Кассиан. Кириак возвращается в Сусаким. 548Кончина Феодоры. 548 Кассиан умирает. Конон, игумен МарСабы. 551 Аполлинарий, папа Алек 552 Патриарх Петр умирает. сандрийский. Его место занимает сначала Макарий, затем Евсгохий. 553 Пятый собор (Константинополь; осуждение оригенизма. 555 Оригенисты изгнаны из Новой Лавры. Кириак возвращается в пещеру преподобного Харитона. 5567 Синай окружен крепостными стенами. Игумен Дула. 5567 Кирилл пишет Жития. 557 Кирилл переходит в МарСабу и пишет Житие преподобноге Иоанна Молчальника еще при жизни святого. Кончина Кириака. Общие события Египет Палестина 565 Смерть Юстиниана. Император Юстин II. 570 Папа Иоанн. 5634 Евстохий низложен; его место занимает Макарий. Григорий, игумен лавры Фаран. Около 56474? Мосх в Фаране. 5656 Апсидная мозаика на Синае; игумен Лонгин. Около 567 Григорий, игумен Синайский. 570 Григорий, патриарх Антиохийский (Анастасий изгнан). 57484? Мосх в Египте. Около 576? Смерть Анастасии в Скиту? 577? Разорение Скита. 578 Император Тиверий. 578 Мосх в Оазисе. 581 Папа Евлогий. 582 Император Маврикий. 583 Макарий умирает. Патриарх Иоанн III. 584 – 94 Мосх в Элиотской лавре на Синае? 593 Иоанн III умирает. 594 Патриарх Амос. Мосх и Софроний в Палестине. 601 Патриарх Исаакий. 602 Фока убивает Маврикия и захватывает власть в Империи. 604 Святой Григорий умирает. 608 Мосх и Софроний в Египте. 609 Исаакий слагает с себя обязанности патриарха. Патриарх Захария. 610Император Ираклий. 610 Иоанн Милостивый, папа Александрийский. 611 Персы берут Антиохию. 613 Персы берут фммаск. 614 Персы захватывают Иерусалим. Пленение Захарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Иоанн Мосх 352 (ум. в 619 г.) Антология монашеского фольклора под названием «Луг Духовный», или «Новый рай» – весьма популярное и вместе с тем чрезвычайно характерное произведение для литературы VII в. Составитель «Луга», ученый палестинский монах Иоанн Мосх , долгие годы провел в путешествиях по восточным странам. Вместе со своим учеником и другом, ученым–мирянином (софистом) Софронием 353 , Мосх обошел многие монастыри Палестины, Сирии, Египта, побывал в Малой Азии, на Кипре, на Самосе. Путешественники наблюдали жизнь монашеских общин, записывали интересные случаи, монастырские предания, поговорки и памятные изречения, бытовавшие среди монахов. В условиях резкого спада античной образованности и возрастающей христианизации, что составляет специфику византийской культуры VII в., такой интерес к монашеской жизни и любование ею были закономерны. По свидетельству патриарха Фотия (IX в.), который отводит Мосху почетное место в своем «Мириобиблионе» (гл. 199), первоначальная редакция «Луга» состояла из 304 литературно обработанных записей; из них сохранилось. 216. Свой многолетний труд Мосх закончил в Риме, где он провел последние месяцы жизни. В изысканном риторичном вступлении обращается он к Софронию, которому и посвящает все произведение, сравнивая при этом каждый эпизод с прекрасным цветком. Составляющие «Луг Духовный» рассказы в жанровом отношении делятся на несколько групп. Излюбленный жанр Мосха – новеллы, содержание которых очень разнообразно. Именно в этих повествованиях сказалась в полной мере идейная сторона «Луга». Стремясь показать всесилие христианской религии и прибегая к обычному изобразительному приему житийной литературы, – гиперболе, Мосх рисует своего положительного героя – человека, обретающего вследствие благочестивого образа жизни сверхъестественную силу. Подвижники добровольно подвергают себя физическим страданиям, принимают обеты длительного голодания, молчания, полного отрешения от мирских удовольствий. Святость порой превращается в могучую власть над силами природы и над царством животных. Святой у Мосха – целитель неизлечимых болезней, могучий повелитель стихий, молитва которого может сделать пресной морскую воду, прекратить падеж скота, вызвать в засуху дождь. Святость покоряет животных, делая их верными друзьями и помощниками пустынников: в «Луге» содержатся рассказы, как осел приносил старцам овощи, как некий старец спал в пещере вместе с львами, как лев исполнял в лавре разные хозяйственные работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН МОСХ [греч. το Μσχου - [сын] Мосха, согласно свт. Фотию ( Phot. Bibl. Cod. 199//PG. 103. Col. 668), или Иоанн Евкратас (εκρατς - воздержный или от εκρς - напиток, смешанный с перцем, тмином и анисом - ср.: Theod. Stud. Ep.//PG. 99. Col. 1716B; нек-рые исследователи связывают это прозвище Иоанна с последним значением); так И. М. именуют нек-рые рукописи и пространная версия Жития Иоанна Милостивого, см.: Chadwick. 1974. P. 59. В некоторых лат. изданиях εκρατς употребляется в искаженной форме Eviratus ( Jean Moschus. Le Pré spirituel/Introd., trad.: M.-J. Rouët de Journel. P., 1946. P. 8; Mioni. 1951. P. 64-65)] (сер. VI в., Дамаск - 619 или 634, Рим), блж., известен как автор «Луга духовного», сб. повествований о путешествиях, к-рые он предпринял вместе с другом Софронием по обителям Палестины и Египта. Жизни И. М. посвящено анонимное предисловие к «Лугу духовному» (изд. в: Usener . 1907. S. 91-93), написанное современником И. М. ( Chadwick . 1974. P. 49), а также краткая заметка в «Библиотеке» свт. Фотия ( Phot. Bibl. Cod. 199). Эти данные восполняются тем, что можно почерпнуть из самого сочинения. С. Веле ввел в научный оборот сведения о жизни И. М., разбросанные в трудах его ученика и друга Софрония Софиста ( Vailhé. 1901. P. 107), по всей вероятности буд. патриарха Иерусалимского Софрония I (см.: Quasten. Patrology. 2000. Vol. 5. P. 295; Schönborn. 1972. P. 239-242). Житие Иоанн Мосх. Икона над гробницей. XX в. (мон-рь прп. Феодосия Великого, Дейр-Доси) Иоанн Мосх. Икона над гробницей. XX в. (мон-рь прп. Феодосия Великого, Дейр-Доси) По одной из версий, И. М. родился не в Дамаске, а в Киликии ( Chadwick . 1974. P. 56), хотя Софроний, о к-ром в гл. 171 «Луга духовного» И. М. говорит как о соотечественнике, происходил из Дамаска. Анонимный биограф сообщает, что, будучи уже в священном сане, И. М. принял иноческий постриг в обители прп. Феодосия близ Иерусалима (см.: Bibliotheca Veterum Patrum. 1624. T. 2. P. 1054; см. также: Phot. Bibl. Cod. 199). Впоследствии он удалился в Фаранскую лавру , где провел 10 лет (между 570 и 580). Затем отправился в первое путешествие вместе с Софронием Софистом по Египту, после чего 10 лет подвизался в Элиотском мон-ре (λαρα τν Αλιωτν) на Синае ( Ioan. Mosch. Prat. spirit. 67//PG. 87. Col. 2917C). В 594 г. И. М. прибыл в Иерусалим, чтобы воздать честь возведенному на Патриарший престол авве Амосу (Idem. 149//PG. 87. Col. 3013B). Между 603 и 607 гг. он путешествовал по Палестине, Финикии и Киликии все с той же целью - встретить подвижников и послушать их поучения.

http://pravenc.ru/text/471388.html

Синайский патерик Блаженный Иоанн Мосх. Синайский патерик, или Луг духовный/В сокращ.; пер. с греч., примеч. прот. М. И. Хитрова.— М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. — 224 с. — (Патерик). Предлагается вниманию читателя знаменитое творение «Луг духовный». Строгий подвижник блж. Иоанн Мосх и его ученик Софроний, обойдя почти все обители Палестины, Сирии, Египта, Фиваиды и даже отдаленного оазиса, записали свидетельства очевидцев высокой честности. Величие древних отцов, служивших Богу с полным самоотречением, их твердая верность евангельской истине поражают душу и наполняют ее благоговением к их могучему подвигу, превышающему человеческие силы, и пробуждают в нас стремление к высшей духовной жизни.  Приводим отрывок из книги. ПРЕДИСЛОВИЕ Блаженный Иоанн Мосх († ок. 622 г. ) — греческий подвижник и духовный писатель VI — haчaлa VII вв. вошел в историю монашества как автор агиографического произведения «Луг духовный» (или «Лимонарь», или «Синайский патерик»). Прожив около десяти лет в пустынном отшельничестве в обители Святого Илии на берегу священного Иордана, Иоанн Мосх направляется в Египет, где помогает Александрийскому патриарху Евлогию бороться с евтихианской (монофизитской) ересью, распространившейся в то время особенно в египетских монастырях. В конце VI в. Иоанн вновь подвизается в Палестине, но уже в монастыре Прп. Феодосия. Здесь он встречается со своим будущим учеником и другом Софронием, впоследствии патриархом Иерусалимским. Движимые стремлением к духовному совершенству, блаженный Иоанн и Софроний принимают решение посетить знаменитые обители Востока, встретиться с опытными старцами и великими подвижниками, побеседовать с ними и по возможности записать их поучения для назидания будущих поколений монахов. Их путешествие продолжалось не один десяток лет. Прежде всего они обошли палестинские обители: Прп. Герасима, «Башен», Св. Петра, обитель Евнухов, Прп. Евфимия Великого, монастыри вокруг Мертвого моря, обитель Св. Саввы у истоков Иордана. После пребывания в Северной Палестине блж. Иоанн и инок Софроний предпринимают путешествие в Антиохию и Киликийские обители. Около 603 г. они посещают Антиохию, Ливан, гору Росс, Селевкию, Эги, Тарс и Аназарв и далее после утомительного путешествия по аравийской пустыне они достигают священной горы Синай. Здесь отцы на время останавливаются для молитвы и богомыслия.

http://pravoslavie.ru/29111.html

напр. в др.-славянском переводе: «исхода от егеома», л. 59 о., Сл. 108=«ξεχμενος π Αγαιν», Migne, 873 , 2944), то ясно, что и Мосх был тоже родом Киликиянин, и может быть даже из тех же Эгов. 2755 Недаром указанная местность и лица, связанные с нею по своему происхождению, довольно усиленно выводятся на страницы Луга, 2756 хотя, конечно, все это также можно объяснить и простою случайностью. —153— Патр. Фотий и аноним (а за ними и прочие исследователи) начинают подвижническую жизнь Мосха (сведений о детстве и отрочестве его тоже не сохранилось) с момента появления последнего в Палестинской лавре Феодосия. 2757 Но на основании анализа книги можно сказать, что эта обитель вовсе не была местом первоначального Иоаннова иночества. Еще ранее он жил в лавре Илиот 2758 и в при-Иорданских пещерах, расположенных вблизи ее. 2759 Здесь Мосх провел десять лет, 2760 которые приблизительно падают на 568–578 годы, 2761 и записал, по всей —154— вероятности, главы: 10. 64. 134. 173. Но и опять-таки не в лавре Илиот Иоанн принял монашество; ее хронологически предваряет лавра Фаран 2762 , старейшая из обителей Иудейской пустыни, служившая образцом для других палестинских лавр. 2763 Сюда он еще пришел молодым человеком 2764 и прожил тоже десять лет, 2765 т. е. приблизительно между 558–568 годами. 2766 Последние цифры —155— проливают некоторый свет и на время рождения Мосха. Если в лавру Фаран, по примеру других палестинских лавр свв. Евфимия 2767 и Саввы 2768 , не принимали в число братий молодых, безусых юношей 2769 , то к 558 году, когда Мосх был допущен в эту обитель, ему было не менее 20 лет. След., он родился около 538 года 2770 . Подобная хронология вполне соответствует и тому положению, которое Мосх занял по отношению к Софронию. Для последнего он был учителем, более старшим по возрасту и более богатым по внутреннему духовному опыту; вообще – человеком, которому, не задумываясь, можно было вверить 2771 руководительство в собственных монашеских —156— подвигах 2772 . Считая годом рождения Софрония 560 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Рассказ Софрония софиста о том, что он видел перед своим пострижением Софроний увенчан. Когда авва Софроний софист, брат мой, решился принять пострижение, стояли близ него я, авва Схоластик, авва Кирик и некоторые другие отцы. И он говорил нам: «Иду я дорогой, и вот предо мною хор дев… Они плясали, восклицая: «Благословен приход твой, Софроний… Софроний увенчан!..» К главе 102 Св. Софроний был Иерусалимским патриархом после Модеста, с 634 г. На родине своей, в Дамаске, он получил превосходное образование, почему и назывался софистом. Руководителем в подвижнической жизни был у него блж. Иоанн Мосх. В сопровождении его Мосх совершал свои путешествия. В Александрии Софроний заболел глазами, но получил исцеление по молитве свв. мучеников Кира и Иоанна. В Александрии же Софроний и принял иночество. После Александрии И. Мосх вместе с Софронием посетили Константинополь и Рим. В Риме Мосх скончался. Софроний вместе с останками своего наставника возвратился в обитель Феодосия. Вступив в управление Иерусалимской кафедрой, он ревностно боролся с монофелитством, но уже надвигалась грозная туча, которая и доселе омрачает Восток: магометанство. В 636 году полководец халифа Омара осадил Иерусалим… Два года Иерусалим защищался. Когда все средства у осажденных истощились, патриарх сам явился в стан арабского предводителя и объявил, что город сдается не иначе, как на условиях, и притом самому халифу Омару. Омар согласился на условия патриарха. Во время беседы с Омаром Софроний не побоялся сказать ему: «Се, мерзость запустения на месте святе!» Великий святитель скончался в 641 г. Софроний оставил после себя много сочинений: в одних содержится догматическое учение, другие – назидательного содержания; есть слова, жития святых, повести и священные гимны. Софронию приписывается песнь «Свете тихий». Подробнее о Софроний см. «Ист. учение об отц. Церкви» прп. Филарета Черниговского, т. III, § 248. Рассказанное видение дает понятие о душевном настроении Софрония при принятии иночества. Можно указать также на влияние книги, без сомнения, хорошо известной св. Софронию: «Пир десяти дев», соч. св. Мефодия, епископа Тирского, 3-го века.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

—149— точки зрения их «душевной пользы». 2728 Так. обр., мы нисколько не погрешим против истины, если назовем Мосха высокообразованным и глубоко-религиозным человеком. 2729 Последний факт исключительного духовного опыта, которым обладал Ио. Мосх, находит себе подтверждение и у анонима, который сообщает о 12 учениках (во главе с Софронием), сопровождавших тело своего умершего учителя из Рима в Палестину. 2730 Сообщение биографических данных автора Луга предварим разъяснением его прозваний. Как известно, обычное имя писателя – Иоанн – сопровождается (преимущественно в латинских изданиях) 2731 обязательным – Мосх. Является ли последнее добавление родовой 2732 фамилией Иоанна, как догадываются, напр., Ал. Липоман, а вместе с ним и Росвейд, или же это простое отчество, т. е. Иоанн сын Mocxa=Io. (filium) Moschi? Фабриций 2733 настаивает 2734 на последнем толковании, основываясь на подлинных словах Фотия из его «Библиотеки»: «ωννης μν νομα ατ, ξ πιλσεως δ λγετο, του Μσχου» (Cod. 199) 2735 , где Иоанн назван, таким образом, не Moschus, a Moschi= του Μσχου, т. е. подразумевая очевидно υος, . 2736 Если же тем не —150— менее Иоанн надписывается не Moschi, a Moschus, то это делается по тем же соображениям, как и Аполлоний , назывался – Molo, 2737 Афенодор – Sandon, Ирод – Atticus, 2738 вместо Molonis, Sandonis, Attici. 2739 Но остальные исследователи, в том числе и новейшие (напр. Alzog, Gfrörer, Gelzer, Krumbacher), 2740 склонны принимать Μσχος за фамилию. В некоторых других случаях, как в изданиях, 2741 так и в манускриптах (что чаще), 2742 автор называется иначе: εατς (Wagenmánn приводит еще γατς, εατς), 2743 каковое прозвище в латинском тексте (в изданиях и литературе) 2744 превратилось, испортившись, в Everatus, Eviratus, даже Evirotus, 2745 Evirates. 2746 По догадке Липомана и Росвейда – Eviratus есть не иное что, как переделка ла- —151— тинским переводчиком греческого произвища ИоаннаМосх. 2747 Но такое объяснение едва ли возможно. Eviratus – от e – virare (=ех – vir) оскоплять, будет значить скопец, но греч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010