Один из отцов рассказал нам об императоре Зеноне. Однажды он оскорбил одну женщину в лице ее дочери. Женщина часто молилась в храме Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Марии, взывая к Ней со слезами: «Накажи императора Зенона». Долгое время она поступала таким образом – и вот Пресвятая Богоматерь, явившись ей, говорит: «Поверь мне, женщина, Я давно бы наказала его, но его десница удерживает Меня». А он был очень сострадателен. 176. Рассказ аввы Палладия о крещении юноши еврея. Вот что рассказал нам авва Палладий, а он сам слышал от одного из отцов, по имени Андрей, с которым и нам пришлось беседовать. Когда я был молод, – рассказывал Андрей, – я вел себя беспорядочно. Началась брань и беспорядки – и вот я, вместе с девятью другими, бежали в Палестину. Впрочем один из них был человек трудолюбивый, а другой – еврей. В пустыне – еврей ослаб до полного изнеможения, и все мы пали духом, не зная, как нам с ним быть. Однако мы не бросили его, но каждый по мере сил своих нес его на себе. Хотели мы донести его до города или до пристани, чтобы не дать ему умереть в пустыне. Но юноша от голода и палящей жажды, от сильнейшей лихорадки и страшного утомления близок был к смерти... У него не было сил и на то, чтобы несли его другие... Тогда, пролив над ним слезы, мы решились оставить его в пустыне... Страх напал на нас, как бы и самим не умереть от жажды. Мы со слезами положили его на песке... Увидав, что мы собираемся уйти от него, он начал заклинать нас: – Во имя Бога, грядущего судить живых и мертвых, не дайте мне умереть иудеем... Я желаю быть христианином... Сделайте милость, окрестите меня, чтобы мне христианином окончить мою жизнь и отойти ко Господу... – Брат, – сказали мы ему, – увы, нам этого сделать нельзя: мы – миряне, а это дело – епископов и священников. Да и воды здесь негде взять... Но он неотступно со слезами заклинал нас: – Христиане, не лишите меня этого дара... Мы были в величайшем затруднении. Тогда упомянутый выше трудолюбивый человек, как бы вдохновленный свыше, говорит нам:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

Однако не только к этим подвижникам враждебно отнеслась Авнежская волость. Однажды сюда пришел преподобный Дмитрий Прилуцкий. На берегу реки Лежи он поставил церковь в честь Воскресения Христова, но жители Авнеги подняли ропот на святого и сказали ему: «Отче, не угодно нам твое здесь пребывание». Святой Дмитрий навсегда покинул эти земли и поселился близ Вологды, где основал знаменитый Спасо–Прилуцкий монастырь. Гораздо милосерднее людей, помраченных ненавистью и алчностью, к подвижникам относились дикие звери. В древних патериках есть много рассказов о дружбе древних святых со львами, гиенами и даже с крокодилами. На берегу реки Иордан в Палестине жил один подвижник, который часто останавливался на ночлег в львином логовище. Однажды, найдя двух львенков в пещере, он принес их в своем плаще в церковь . «Если бы мы соблюдали заповеди Господа нашего Иисуса Христа, – сказал он, – то звери боялись бы нас. Но за грехи наши мы стали рабами, и теперь – скорее мы боимся их» ( Иоанн Мосх . Луг духовный. С. 24). Святость подвижников восстанавливала утраченную райскую гармонию в окружавшем их мире, и хищные звери переставали враждовать с человеком. Преподобный Павел Обнорский, словно птица, три года жил в дупле старой липы. Однажды, когда преподобный Сергий Нуромский пришел навестить своего друга, он увидел такую картину: святой Павел стоял около кельи и кормил птиц, а множество маленьких птичек сидели на голове и плечах старца. Неподалеку же мирно стояли огромный медведь, лисица и заяц и дожидались своей очереди. А страшная гиена (так писал агиограф) кротко ходила вместе с ослом и не нападала ни на кого, по заповеди святого. В XIX веке остаток липы подвижника хранился в Успенском храме Обнорского монастыря перед иконой преподобного Павла. В Евангелии есть притча, в которой Спаситель говорит, как человек должен относиться к своей повседневной жизни: «Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; И Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» ( Мф.6:26–27 ). «Ищите же прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33–34 ). Русские святые, стремясь жить по Евангелию, буквально воплощали в своей жизни заповеди Учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сребродел говорит ему: «Хочешь за него двадцать милиарисии?» Продающий молчал, ничего не отвечая. Когда серебряных дел мастер дошел до тридцати, а потом до пятидесяти милиарисии, клянясь, что заплатит такие деньги, пришедший, подумав, сообразил, что если бы его камень не был очень дорогим, сребродел не предлагал бы за него пятидесяти милиарисии. Меняла же, понемногу набавляя, посулил, наконец, триста больших милиарисии. Владелец камня согласился на это, и отдал камень, и в веселии возвращается к жене своей. Она, увидя его, спрашивает: «За сколько ты продал?» Она была уверена, что муж отдал камень за пять или десять фолиев. Тогда муж вынул триста милиарисии, подал ей и сказал, что продал камень за эти деньги. Она же, подивившись доброте человеколюбца Бога, говорит: «Вот, муж, сколь благ, великодушен и богат христианский Бог: видишь, Он не только вернул тебе, ссудившему его деньгами, пятьдесят милиарисии, но и лихву, спустя немного дней ушестерив то, что взял взаймы. Знай теперь – нет другого Бога, кроме Него, ни на земле, ни на небесах». Убежденный свершившимся чудом и на собственном опыте постигнув истину, человек этот тотчас принял христианство , восславил Господа и Спасителя нашего Христа с Отцом и Святым Духом и исполнился величайшей благодарности к своей разумной жене, через которую ему было дано познать истинного Бога. 186. Мосх, тирский купец. Были мы в Пещерной киновии аввы Саввы у игумена аввы Евстафия. От него мы выслушали следующий рассказ: был один сборщик пошлин при таможне, по имени Мосх. Во время пребывания нашего в Тире он рассказал нам про себя: служил я сборщиком пошлин при таможне. Однажды уже поздним вечером отправился купаться. На дороге встречаю женщину. Мрак покрывал ее... Я подошел к ней... и она согласилась идти со мною. От сатанинской радости, я забыл и о купанье и поспешил ужинать. Долго я уговаривал ее, но, несмотря на то, она решительно отказывалась съесть что-нибудь. Под конец, встали из-за стола, чтобы возлечь, но лишь только я подошел обнять ее, как она пронзительно вскрикнула, заливаясь слезами...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

455 Здесь преп. Максим развивает мысли, высказанные выше (см. 11, 59–60). В целом, у него в данном случае наличествует одна из вариаций схемы основных греховных помыслов, распространенных в святоотеческой аскетике. См.: Зарин С. Указ, соч., с. 258–308. 456 Схолия: «Потому что рабски служащий себялюбию – тяжкосерд, любит и ищет суету и ложь. А это есть плотское помышление или благоугождение плоти». 457 Схолия: «Речь идет о сластолюбии, славолюбии и сребролюбии. Если кто крепко стиснут ими, как я, то он не может удостоиться ведения Бога, ибо я не в состоянии зрить Его». 458 Ср. Евагрий: «Я знаю, что бес тщеславия прогоняется почти всеми бесами, а когда его преследователи терпят поражение, то он является в [полноте] своего бесстыдства и указывает монаху на величие [его] добродетелей» (Evagre le Pontique. Traité pratique, р. 572). Но здесь наблюдается и небольшое различие между Евагрием и преп. Максимом: у первого речь идет о бесах (тщеславия и т. д.), а у второго – о страстях, т. е. акцент переносится на внутреннюю сторону духовной брани. 459 Понятие ργασα в аскетической письменности означало иногда и «образ» (путь) жизни». Именно в этом смысле употребляет его блаж. Иоанн Мосх : «И я застал еще там старцев, которые вовсе не принимали пищи, если кто-нибудь не заходил к ним. Между ними был старец Аммоний, живший близ меня. Зная его образ жизни, я каждую субботу навещал его, чтобы он ради моего прихода вкусил пищи» (Блаженный Иоанн Мосх . Луг Духовный. Сергиев Посад, 1896, с. 71). По сути дела, здесь также говорится о тайном труде, т. е. скрываемом от людей подвиге. 460 Схолия: «Ибо [они делают это] либо как рабы, либо как наемники, либо как сыны, то есть либо как только предающиеся одному [духовному] деланию, или как удостоившиеся [еще] и ведения [Бога]». 461 Схолия: «Простой помысел – это помысел бесстрастный, не сложный, ибо страстный помысел отводит от Бога. Таким образом, простое ведение не отвлекает от [дел] человеческих, но от них уводит ведение, приверженное к [Божественной] любви. А это есть обращение к Духу, достигаемое [долгим] навыком».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Лит.: ИАБ, 4. 1484-1532; CPGS, N 7376; BHG, N 1440z-1442tb; BHL, N 6536; Leontios " von Neapolis Leben des heiligen Johannes des Barmherzigen, Erzbischofs von Alexandrien/Hrsg. H. Gelzer. Freiburg i. Br., 1893; Vailhé S. Jean Mosch//EO. 1901. Vol. 5. P. 107-116; Бронзов А. А. Иоанн Мосх//ПБЭ. 1905. Т. 6. С. 1007-1012; Смирнов И., свящ. Об авторе Λειμν " а//БВ. 1915. 9. С. 135-172; Bousset W. Apophthegmata: Stud. zur Geschichte des ältesten Mönchtums. Tüb., 1923; Hesseling D.-C. Introduction//Morceaux choisis du «Pré Spirituel» de Jean Moschos/Avec un aperçu sur l " auteur, une introd. à l " étude de la Koiné, une trad., des notes et un index par D.-C. Hesseling. P., 1931; Baynes N. H. The «Pratum Spirituale»//OCP. 1947. Vol. 13. P. 404-414; Mioni E. Le «Vitae Patrum» nella traduzione di A. Traversari//Aevum. Mil., 1950. Vol. 24. P. 319-331; Нуцубидзе Ш. К происхождению греч. романа «Варлаам и Иоасаф». Тбилиси, 1956; он же. К происхождению греч. романа «Варлаам и Иоасаф»: (Обзор крит. замечаний)//ВВ. 1960. Т. 17. С. 250-257; Mihevc-Gabrovec E. Études sur la syntaxe de Ioannes Moschos. Ljubljana, 1960; Garitte G. La version géorgienne du Pré Spirituel//Mélanges E. Tisserant. Vat., 1964. Vol. 2. P. 171-185; Richard M. Florilèges//DSAMDH. 1964. Vol. 5. Col. 502-503; Schönborn Ch., von. Sophrone de Jérusalem: Vie monastique et confession dogmatique. P., 1972; Chadwick H. John Moschus and His Friend Sophronius the Sophist//JThSt. N. S. 1974. Vol. 25. P. 41-74; Pattenden Ph. The Text of the «Pratum Spirituale»//Ibid. 1975. Vol. 26. P. 38-54; Rozemond K. Jean Mosch, patriarche de Jérusalem en exil (614-634)//VChr. 1977. Vol. 31. P. 60-67; Vogüé A., de. Introduction// Gr é goire le Grand . Dialogues/Introd., bibliogr. et cartes par A. de Vogüé. P., 1978. T. 1. (SC; 251); Duffy J., Vikan G. A Small Box in John Moschus//GRBS. 1983. Vol. 24. P. 93-99; Clark F. The Authenticity of the Gregorian «Dialogues»: a Reopening of the Question?//Grégoire le Grand: Chantilly, Centre culturel Les Fontaines, 15-19 sept. 1982: Actes/Publ. J. Fontaine et al. P., 1986. P. 429-443; Follieri E. Dove e quando morì Giovanni Mosco?//RSBN. N. S. 1988. Vol. 25. P. 3-39; Χρστου Π. Ελληνικ Πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1992. Τ. 5. Σ. 411-417; Louth A. Did John Moschos Really Die in Constantinople?//JThSt. N. S. 1998. Vol. 49. P. 149-154; Quasten. Patrology. 2000. Vol. 5.

http://pravenc.ru/text/471388.html

ντεθεν ον ρξομαι λγειν οτως τατα» 2670 . Весьма ценны в указанном смысле также показания анонимного составителя первого Пролога, часто встречающегося, по словам Wagenmann " a, 2671 в древних манускриптах, изданного Дуцеем, 2672 а в латинском переводе – Росвейдою. 2673 Именно, этот Пролог, – литературная давность которого восходит, по крайней мере, ко временам Фотия (последний уже пользуется отсюда биографическими данными о Мосхе), а, судя по широкой осведомленности анонима о последних днях жизни Мосха и ближайших посмертных событиях, более чем вероятно – и современна Мосху, 2674 – прямо называет Мосха автором настоящей книги. 2675 Но, устанавливая это положение, как бесспорное, мы —140— должны вместе с тем отметить и тот факт, что беспристрастный анализ книги рекомендует держаться примирительного положения и по отношению к противоположному взгляду, оправдывая в известных границах мнение Дамаскина и его единомышленников, соединявших книгу с именем Софрония. Надо согласиться, что известная доля труда в составлении Луга принадлежала и Софронию – этому ученику и неразлучному спутнику путешествия, которого Мосх в Прологе называет ερν κα πιστν τκνον, а в Патерике – братом (гл. 92 и 135), аввою братом (гл. 102), другом (111. 113 гл.), господином (110), делает о нем упоминание в главах 21. 69. 77. 157. 162. Как близкому человеку Мосха, не столько его ученику, сколько интимному другу, Софронию пришлось быть невольным участником всех его (второй половины) путевых приключений: встреч, посещений, бесед. Про возможность такого активно-равноправного участия Софрония в путешествии Мосха говорят часто употребляемые автором выражения, относящиеся, во всяком случае, не к одному лицу: «мы подвинулись, мы приблизились, мы видим, рассказал нам некий старец» и пр. Этот живой участник многолетних совместных странствований, при той духовной близости, которая существовала между ним и Мосхом и на которую неоднократно указывал сам Мосх, – легко мог стать и пособником при литературной реализации плодов всего путешествия в форме настоящего произведения. На такое соавторство (в определенной степени, конечно), между прочим, указывают заключительные слова 77-ой главы: «когда мы это услыхали, дал знак мне господин мой Софроний, и мы удалились, и сказал мне: «поверь, авва Иоанн, сегодня более ничему мы не научимся, ибо достаточно нас научили». Итак, мы это записали (γεγραφαμεν), чтобы и вы, слушая это, получили пользу».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иоанн Мосх 2002 – Iohannes Moschvs. Pratum spirituale. CPG 7376. PG 87/3, 2852–3112.// Иоанн Мосх . Луг Духовный. Перевод с греческого Прот. М. И. Хитрова. 2002. JOANNES Sacra parallela – JOANNES DAMASCENUS Scr. Eccl. et Theol. Sacra parallela. CPG 8056 (fragmenta), PG 95:1040–1588; PG 96:9–441. TLG 2934/018 Sacra parallela (fragmenta) PG 96:441–544. TLG 2934/019 CPG 8056 (1.2) PG 86.2 2017–2100. IRENAEUS Adversus haereses – IRENAEUS Lugdunensis. Adversus haereses (liber 5), TLG 1447/008. CPG1306 . PG 7, 437–1224. Irénée de Lyon. Contre les heresies. Livre V. Vol. 1. SC 152. Paris: Cerf, 1969. Isidorus Epistula – Pelusiota. Epistula. CPG 5557. PG 78, 177–1645. Комнина 1965 – Комнина А. Алексиада. Пер. Любарского Я. Изд. «Наука». М. 1965. 687 с. Лавсаик 2003 – Palladius. Historia Lausiaca. CPG 6036. PG 34, 995–1260.TLG 2111/001. Перевод с греческого ( Евсевия Орлинского) . Палладия, епископа Еленопольского, «Лавсаик» . Изд. 2.СПб. 1854. Переиздание Московское Подворье Свято-Троицкой Лавры. 2003. MAXIMUS Loci communes – MAXIMUS CONFESSOR. Loci communes. (Spuria) PG 91, 721–1017. CPG 7718. OLYMPIODORUS Commentarii in Ecclesiasten – OLYMPIODORUS Diaconus Scr. Commentarii in Ecclesiasten. CPG 7454. PG 93, 477–628. TLG 2865/002 ORIGENES Selecta in Psalmos – ORIGENES Theol. Selecta in Psalmos [Dub.] (fragmenta e catenis). CPG 1426. PG 12:1053–1320, 1368–1369, 1388–1389, 1409–1685. TLG 2042/058 PROCOPIUS Rhet. et Scr. Eccl. (A.D. 5–6: Gazaeus). Catena in Prouerbia. CPG 7432c. Fragmenta latine, interprete B. Corderio, e cod. Bruxellensi 30A legis PG 87², 1779–1800. TLG 2598/002 2598 002 Catena in Canticum canticorum, PG 87.2:1545–1753. Rufinus Historia – Rufinus. Historia ecclesiasticae. CPL 198k . PL 21, 462–540. Rufinus Apologia – Apologia (contra Hieronymum). CPL 197. PL 21, 541. Сократ 1850 – SOCRATES SCHOLASTICUS. Historia ecclesiastica IV, 25. CPG 6028. PG 67, 33–841. TLG 2057/001. Пер.: «Церковная история Сократа Схоластика ». 1850. Созомен 1851 – SOZOMENUS. Historia ecclesiastica, III, 15. CPG 6030. PG 67, 844–1629. TLG 2048/001.Пер.: «Церковная история Эрмия Созомена Саламинскаго. СПб. Тип. Фишера. 1851 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Didim_Aleksand...

Человеческая личность через акт самоотречения вступает в лучший период своего развития, получает направление, согласное с ее идеальным назначением. Начало любви у грешника подавлено себялюбием. Сущность любви – в отказе от своей личности для другого существа [там же]. Как мы уже видели, каждая страсть имеет противоположную ей добродетель, и чтобы истребить страсть, нужно соделывать соответствующую добродетель: против чревоугодия – пост, против блуда – целомудрие, воздержание, против сребролюбия – милостыня, против гнева – кротость, против печали и уныния – радование о Господе, против тщеславия – зрение своей греховности, против гордости – смирение. В святоотеческом учении описаны не только добродетели, противоположные духовным страстям и помогающие их преодолеть, но и достаточно подробно дано описание, как это сделать. На современном языке этот ход преодоления страсти или стяжания добродетели можно было бы назвать «алгоритмом» – последовательностью шагов или действий для достижения цели. Все начинается с расположения к добру. Желание делать добрые дела усиливается ненавистью ко греху. Кто бы ни пожелал стяжать добродетель, пишет авва Иоанн, он не может снискать ее, если прежде не возненавидит противный ей порок. Желаешь получить дар слез – возненавидь сперва смех; желаешь стать смиренным – возненавидь самопревозношение [ Иоанн Мосх . 1915]. Апостол заповедует: «облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение» ( Кол.3:12 ). «Облецытеся» – поясняет св. Феофан Затворник , – значит напечатлейте в душе своей сии расположения, то есть воспитывайте любовь к самим добродетелям. Сначала, когда человек воспринимает только благое иго Христово и начинает ревновать о христианском житии, в сердце не бывает еще добрых расположений в силе... Только та зародившаяся в сердце ревность побуждает человека желать их, искать, напрягаться на них» [ Феофан Затворник . 2003, с. 172]. Ревность есть только семя добрых расположений, зачало и зародыш. Как семя прорастает и дает со временем ветки, так и ревность разрастается, наконец, в добродетели [там же]. Внедрить в сердце сии добрые расположения, коих еще в нем нет, – пишет св. Феофан, – можно только посредством немилосердного самопринуждения. То доброе, к которому нудил себя человек сначала с молитвой и без самосожаления, все более внедряется в сердце и дух и становится как бы природным.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В той же лавре «Башен» был один старец по имени Мироген, который от великой строгости жизни сделался болен водянкой. Его постоянно навещали старцы, чтобы походить за больным. «Молитесь лучше обо мне, отцы, – говорил больной, – чтобы внутренний человек мой не страдал водянкой. Я же молю Бога, чтобы Он продлил мою настоящую болезнь». Иерусалимский архиепископ Евстохий, услышав об авве Мирогене, пожелал прислать ему кое-что для телесных потребностей, но тот не принял ничего из присланного: «Помолись лучше за меня, отче, чтобы мне избавиться вечного мучения». 9. О доброте одного св. отца. В той же лавре «Башен» жил один старец, отличавшийся полной нестяжательностью. В то же время он очень любил подавать милостыню. Однажды пришел к нему в келлию один бедняк, прося милостыни. Старец ничего не имел, кроме хлеба, и, взяв его, подал нищему, но тот возразил: «Не нужно мне хлеба. Дай мне одежду». Желая услужить бедняку, старец, взяв его за руку, привел в свою келлию. Нищий не нашел в ней ничего, кроме того, что носил на себе сам старец. Глубоко тронутый святостью старца, нищий развязал свой мешок, вынул из него все, что имел, и положил посреди келлии, сказав: «Возьми это, добрый старец! A себе я найду, что мне нужно в другом месте». 10. Жизнь отшельника Варнавы. В пещерах св. Иордана жил один отшельник по имени Варнава. Однажды он отправился утолить жажду из Иордана. В ногу его вонзилась спица, и он оставил ее в ноге, не допуская, чтобы врач осмотрел его. Нога начала гноиться, и он принужден был отправиться в лавру «Башен» и взять себе келлию. Между тем нарыв в ноге увеличивался со дня на день, a старец говорил всем, навещавшим его: «Чем более страждет внешний человек, тем более возрастает в силе внутренний». Прошло несколько времени с той поры, как авва отшельник Варнава ушел из своей пещеры к «Башням». В оставленную пещеру пришел какой-то другой отшельник и, войдя внутрь, увидал ангела Божия, стоявшего пред престолом, который воздвиг и освятил старец. – Что ты здесь делаешь? – спросил отшельник ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mosh/lug...

в 619 г.), известный на Руси под названием «Лимонарь» или «Синайский патерик». Как в жанровом отношении, так и в смысле внутренней структуры «Луг Духовный» – произведение на первый взгляд аналогичное «Лавсаику» Палладия Еленопольского (VI в.). В обоих случаях были собраны и литературно обработаны различные случаи из монашеского быта. Однако при сопоставлении этих, казалось бы очень похожих, сборников становится совершенно очевидной их разница – следствие разных эпох, мировоззрений и разных задач, стоящих перед авторами. Палладий писал гораздо раньше Мосха, когда идея монашеской аскезы еще требовала толкований и осмыслений. Агитационная цель определила своеобразную манеру изложения у Палладия – деловитость повествования, соединенную с непритязательностью и простодушием. От этой эпической манеры у Мосха не остается ничего. Он – лирик и дидактик, творивший в эпоху полного утверждения и апогея монашества. Его вступление гораздо лиричнее и эмоциональнее обстоятельной истории возникновения «Лавсаика» у Палладия. В свои короткие рассказы Мосх мастерски вплетает этические положения христианства, умело варьируя при этом средства эмоционального и психологического воздействия, от прямых рецептов поведения до назидательных эпизодов визионерского характера и различных случаев, из которых можно извлечь хоть малейший предлог для поучения. Если у Палладия преобладает спокойное описание аскезы, то у Мосха в центре внимания – кара за нарушение христианской этики или за отступление от ортодоксии. Так происходит внутренняя трансформация жанра. Гораздо беднее и однообразнее «Луга» произведение ученика Мосха – Софрония, ставшего впоследствии иерусалимским патриархом. Его «Семь декад о чудесах», появившиеся в результате путешествия по Египту, написаны по шаблону «Деяний святых», и разнообразие в них внесено лишь за счет географических и этнографических экскурсов. В начале VII в. в связи с постоянными войнами и эпидемиями и усилением неравенства среди населения империи в агиографической литературе утверждается тип бессребреника, щедрого милостивца, преданного аскезе, выражающейся в заботе о бедных.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010