1 In genes, hom. 16,2; сотр. ibid. 16,.1; hom. 17,5—7; Блж.Августин. De genes ad litt. XI.34; De civit.Dei, XIV, 11,2; Св.Дамаскин. Defid. 11,10. 2 Contra haer. V,24,. 4 et 3; ср. Св.Иустин. Dialog cum Tryph. C.103; Св.Амвросий. De paradis. C.11,9. 3 Orat.catech., C.6. 4 Стих. на Господи воззвах. Неделя сыропустная. 5 Свт.Григорий Богослов. Orat.45,8; t.36, Col.633A; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom.17,4. 6 Свт.Григории Нисский, in Christi resurrect.Orat.I. 7 Он же. Orat.catech. C.7; ср. Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 17,5. 8 Свт.Иоанн Златоуст. Ad Stagyrium, 1,5. 9 Свт.Макарий Великий. De custodia cordis. 12; comp. De libert.mentis.3. 10 Ср.: Св.Иоанн Дамаскин. De fid. IV.22; P.gr.t.94, col.1197C. 11 De civit. Dei. XIV, 12; comp. In Psalm. 71. 12 «Далече от Бога грех мя отрину», — скорбит православная душа в молитве Ангелу хранителю (Канон Ангелу хранителю, песнь 4). 13 De incarn. Verbi, 4; t.25. Col.104BC. 14 Он же. Contra gent.8; t.25, Col.16D. 15 Ibid.7; t.25; Col.16AC; ср. Св.Кирилл Иерусалимский. Catech. 11,1 16 Свт.Кирилл Александрийский. In Psalm. 50. n.13; In Psalm. 78, n.8. 17 De fid.IV,20; Col.1196BD; comp.ibid. 11,30; 11,4. 18 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 14,3; hom. 17,4: Блж. Феодорит. In Genes.quaest.38. 19 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 15,4: hom. 16,6. 20 De civil.Dei. XIV,13,2; 11,2; 13,1; De Genes.ad litt.. XI,39; cp. Св. Амвросий. In Psalm. 118, Sermo VII,8. 21 Свт.Иоанн Златоуст. In Matth.hom. 65,6. 22 Ср.: Свт.Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,4. 23 Блж.Августин. Enchirid. c.45. 24 Adversus Iudaeos. C.2. 25 Блж.Августин. Contra Julian.. VI, С.23. 26 De fid. 111,1; Col.981A; ср. Св. Иоанн Златоуст. In Genes.hom. 16,5; hom. 18,1. 27 Св.Иоанн Дамаскин. De fid. 11,30; Col.977CD. 28 Свт.Иоанн Златоуст. In Ephes.hom. 18,3. 29 Свт.Григорий Богослов. Orat.18,42; t.35, 1041А. 30 Свт.Василий Великий. Quod Dens non est auctor malor.7; ср. Тациан. Oral. ad Graec. C.2. 31 In Genes.hom. 17,9. 32 Contra Eunom.lib. 11,13. 33 In Genes.hom. 17,2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3462...

Одним из святых отцов раннего этапа христианства, который много говорил и писал о христианской любви, является святитель Иоанн Златоуст . Свт. Иоанн Златоуст поистине явил собою кладезь христианской мудрости, что выразилось в огромном количестве его слов, поучений, проповедей и различных богословских работ, дошедших до наших дней. Свт. Иоанн Златоуст , будучи епископом Константинополя, постоянно наставлял свою паству по всем христианским вопросам. Что касается темы христианского понимания любви, то и по данному вопросу святитель Иоанн Златоуст оставил нам немало своих размышлений и поучений. Рассуждая о христианской любви, свт. Иоанн Златоуст охватывает все возможные стороны проявления данного чувства и дает нам разъяснения, как себя необходимо вести в той или иной ситуации. Так, например, размышляя о любви Господа к нам, свт. Иоанн пишет: «Примечай человеколюбие Господа, как Он никого не презирает, но раб ли то или рабыня, над всеми являет Свое промышление, взирая не на различие званий, а на расположение души». Свт. Иоанн Златоуст, как и все православные отцы, всегда напоминал своей пастве о безмерной любви Господа к Своему творению. Писал он также и о необходимости нашей любви к Богу, как о естественном чувстве, испытываемом творением к своему Творцу: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца ( Ин.14:24 ). Значит, кто не слушает этих слов, тот не Меня только не любит, но и Отца. Если доказательством любви служит повиновение заповедям, а заповеди от Отца, то, очевидно, кто повинуется им, тот уже любит не Сына только, но и Отца». В другом месте: «Признательный раб должен благодарить своего Господа не тогда только, когда наслаждается беспечальною жизнью, но показывать то же благодушие и в неприятных обстоятельствах». Но, говоря о христианской любви, свт. Иоанн Златоуст всегда напоминал и о том, что каждый верующий должен стяжать это чувство в своем сердце и душе: «...если ты без сострадания и милосердия будешь проходить мимо брата, то, может быть, когда сам падешь, другой точно так же пройдет мимо тебя. Если же ты не хочешь быть оставленным без внимания, когда бы случилось тебе пасть, то и сам не пренебрегай падшими, но оказывай им всякую любовь, и почитай за величайшее благо возможность спасти брата. Ни в чем не может быть столько добродетели, как в этом деле». Таким образом, необходимо признать, что свт. Иоанн Златоуст явился одним из столпов православного подвижничества и оставил для всех своих потомков неистощимый запас христианской мудрости, в т.ч. и в раскрытии учения о христианской любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Любовь к врагам ...Врага любить должно так, чтобы не воздавать злом за зло, но благодеянием вознаграждать за обиду (свт. Григорий Нисский , 20, 106). Источник. ...Христос повелел нам считать друзьями... тех, которые... причиняют нам вред и в деньгах, и в телесном здоровье, и во всем прочем. Не только, говорит Он, прибавляй хищнику и лихоимцу, но и люби его любовию самою крепкою и искреннею (свт. Иоанн Златоуст , 44, 138). Источник. ...Христос желает, чтобы мы не только прощали, но и принимали врагов в число первых друзей (свт. Иоанн Златоуст , 44, 139). Источник. ...Если мы будем молиться за друзей, то мы еще нисколько не лучше язычников и мытарей, а если будем любить врагов, то по мере сил человеческих становимся подобными Богу... (см.: Мф. 5, 44–45 ) (свт. Иоанн Златоуст , 45, 452). ...Если любишь не только любящих, но и враждующих против тебя, подражаешь по силе своей твоему Господу (свт. Иоанн Златоуст , 47, 30). ...Заповедь очень трудна, но если подумаешь о награде, уготованной исполняющим ее, то она, хоть и весьма трудна, отнюдь не покажется такою (свт. Иоанн Златоуст , 47, 30). ...Не должен ли ты считать за милость, что своими благодеяниями врагу можешь отворить себе двери дерзновения пред Богом и достигнуть прощения своих грехов? (свт. Иоанн Златоуст , 47, 30). ...То составляет величайшую добродетель, когда не тех только мы любим и не тем только всячески угождаем, которые искренно к нам расположены, но когда и людей, желающих вредить нам, к себе привлекаем ласковостью (свт. Иоанн Златоуст , 47, 633). ...Научись прежде всего никогда не называть врага именами презрительными, а почетными. А если уста привыкнут называть оскорбившего именем почетным и приятным, то и душа, услышав это и будучи вразумляема и научаема языком, охотно примирится с ним. Самые слова будут наилучшим врачевством сердечной язвы (свт. Иоанн Златоуст , 47, 843). Источник. ...Если ты исполняешь заповедь любви ко врагам, то пребываешь с Богом, если же оставляешь ее – то с мытарями (свт. Иоанн Златоуст , 50, 211). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

...Помышляй, что у тебя в доме золотые статуи – детей каждый день настраивай и осматривай их тщательно всеми мерами упорядочивай и образовывай их душу (свт. Иоанн Златоуст , 46, 339). Если ты прекрасно возрастишь сына своего, то и он тоже своего собственного сына; а этот – своего сына; и как бы некоторая лента и ряд лучшей жизни все пойдет вперед получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках (свт. Иоанн Златоуст , 46, 340). ...Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставить его детям; будем научать их добродетели испрашивать им благословение от Бога; вот это, имен это – величайшее сокровище, неизреченное, неоскудевающее богатство, с каждым днем приносящее все большее богатство (свт. Иоанн Златоуст , 47, 712–713). Источник. Будем... так наставлять наших детей, чтобы предпочитали добродетель всему другому, а обилие богатства считали за ничто (свт. Иоанн Златоуст , 47, 713). Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; и не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание (свт. Иоанн Златоуст , 47, 781). Источник. ...Не столько вреда терпишь ты от болезней и трудов (рождения), сколько получаешь, если хочешь, пользы от воспитания детей, находя в нем повод к добрым делам(свт. Иоанн Златоуст , 47, 782–783). Источник. ...Если рождаемые тобой дети получают надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание (свт. Иоанн Златоуст , 47, 783). Источник. Будем удалять детей не только от зрелищ, но и от слушания соблазнительных и развратных песен, чтобы ими не прельстилась душа их (свт. Иоанн Златоуст , 47, 788). Источник. возраст нежный – он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому, если в самом начале и, так сказать, в преддверии, отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к делам добрым (свт. Иоанн Златоуст , 51, 22).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Бедность Бедность обыкновенно более спасает душу, а богатство для многих служит к тому препятствием; бедность находит всякий, а богатство не в нашей (сщмч. Петр Дамаскин , 72, 142). Знай, что скудость в вещах приближает тебя к Богу (прп. авва Исаия , 60, 206). Нищета, при истинном самодовольстве, для целомудренных предпочтительнее всякого наслаждения (свт. Василий Великий , 5, 112). Источник. Мы, бедные, отличаемся от богатых – свободою от забот: наслаждаясь сном, смеемся над их бессонными ночами, не зная беспокойств и будучи свободны, смеемся над тем, что они всегда связаны и озабочены (свт. Василий Великий , 5, 190). Источник. ...Беден не тот, кто ничего не имеет, но тот, кто желает многого... (свт. Иоанн Златоуст , 45, 799). Бедность – великое стяжание для тех, которые мудро переносят ее; это сокровище некрадомое, жезл несокрушимый, приобретение неоскудеваемое, убежище безопасное (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. Одолеть бедного не так легко, как богатого, потому что последний со всех сторон представляет к этому случаи как диаволу, так и коварным людям и бывает рабом всех, по великому множеству дел (свт. Иоанн Златоуст , 46, 41). Источник. ...Бедность нисколько не служит препятствием к гостеприимству... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 190). Источник. ...Бедный, как человек свободный... есть лев, дышащий огнем, имеет душу отважную и, отрешившись от всего, легко делает все, что может принести пользу церквам, хотя бы нужно было обличить, хотя бы укорить, хотя бы потерпеть множество бедствий для Христа... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 197). ...Бедному бедность не может быть препятствием к милостыне по причине его душевного богатства (свт. Иоанн Златоуст , 47, 342). ...Бедный, свободный от роскоши, невоздержания и беспечности, употребляя все время на рукоделия и праведные труды... от этого в душе великое любомудрие... (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366). Бедный, почивающий в недрах Авраама, удостоился похвалы не за то, что был беден, но за то, что с благодарением переносил бедность (свт. Иоанн Златоуст , 47, 366).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Что говоришь ты, малодушный и жалкий человек? Тебе надлежит сделать нечто угодное Богу, а ты стоишь с заботою о награде? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 162). Источник. Разве ты не знаешь, что награда тебе будет больше, когда ты станешь делать должное, не надеясь на награды? (свт. Иоанн Златоуст , 44, 162). Источник. ...Когда совершим что-нибудь доброе, не будем тотчас же требовать воздаяния, но также будем полагаться на Его волю, потому что если Он откладывает, то после делает большее воздаяние (свт. Иоанн Златоуст , 48, 533). Награды назначены не просто за дела, но за расположение (свт. Иоанн Златоуст , 49, 548). ...Кто ищет от Бога воздаяния за труды свои здесь и делает добро для настоящего, тот уменьшает свою награду; а кто всех венцов ожидает там, , тот гораздо более достоин воздаяния... (свт. Иоанн Златоуст , 53, 198). ...Не будем искать воздаяния здесь, но особенно тогда и будем радоваться, когда мы, делая добро, терпим зло, потому что там Бог готовит нам награду не только за добрые дела, но и за претерпеваемые искушения (свт. Иоанн Златоуст , 53, 443). ...Крайне постыдно домогаться здешних благ, тогда как нам предложено небо и блага вышенебесные (свт. Иоанн Златоуст , 53, 444). Источник. ...Как венцы, так и наказания следуют не за то, что совершается по природе, но за то, что по воле (свт. Иоанн Златоуст , 53, 806). ...Дела большею частию оцениваются по начинаниям, а не по совершению; и венец соплетается за решимость, а не за конец дела (прп. Исидор Пелусиот , 61, 380). ...Если и нам желательно, чтобы провозгласили нас победителями и увенчали, то принесем в жертву самих себя; никакая смертная и житейская страсть да не найдет в нас места, но, расставшись со всем, будем говорить и делать только достойное небес (прп. Исидор Пелусиот , 62, 94). Источник. Знай... что если окажешься благоискусным во всем, то неполучение здесь наград послужит тебе не к тому, чтобы вовсе не получать их, но к тому, чтобы получить блистательнейшие. Ибо один получаст нечто блистательное здесь, а другой, не получив здесь ничего, приимет там блистательнейший венец. Посему, что может доставить тебе радость, то да не будет для тебя причиною к малодушию. Ибо получившему здесь справедливо умаляется тамошняя награда, а не получившему, очевидно, соблюдается там полная (прп. Исидор Пелусиот , 62, 189 – 190). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Эта книга представляет собой собрание выписок из творений Иоанна Златоуста на социально-экономические темы. Иоанн Златоуст — один из авторитетнейших отцов Православной Церкви и, наверное, самый авторитетный по социально-этическим вопросам. А православное учение имеет своим источником не только Священное Писание, но и Священное Предание (то есть творения святых отцов прежде всего). Чему же учит Златоуст (то есть Церковь в его лице)? Люди равны, во-первых, по своей природе, у всех людей одно естество; во-вторых, люди равны по отношению к миру: солнце, воздух, земля, вода — общие, даны Богом всем; в-третьих, люди равны перед Богом: Он — всем Отец, Иисус распят за всех и т. д. Если равенство столь всеобще, то откуда неравенство? — из-за «корня всех зол — сребролюбия». Златоуст утверждает — говоря современными терминами — что собственность и деньги — социальные конструкты, у них нет основания ни в природе, ни в богословии; собственность и деньги — условности, порожденные грехом и причиняющие неисчислимое количество зла. Как победить корень всех зол? С помощью «великой радости, добродетели и благодати» — общности имуществ. Здесь и сейчас надо, говорит Златоуст, отказаться от собственности и денег, все обобществить в братстве любви. Это не утопия: так было у первых христиан, так есть у монахов, ничего не мешает нам ввести общность имуществ прямо сейчас, считает Златоуст. Замечательно, что социально-экономическое учение Златоуста не аскетично: он много раз говорит, что грех не в самом богатстве, не в самом имуществе, материальных вещах и т. д., а в их использовании (то есть в общественных отношениях), грех в сребролюбии, то есть в разделении, то есть в неравенстве, грех в том, что одни богаты за счет других; общность имуществ сделает богатыми всех без греха. Замечательно также, что сребролюбие, будучи грехом, помрачает не только совесть, но и разум: Златоуст много раз говорит, что частная собственность неудобна, неполезна, вредна; общность же имуществ рациональна, удобна, полезна; только страсть сребролюбия мешает людям это увидеть. Поскольку у христиан сребролюбие, неравенство, собственность, деньги и пр. сохраняются, постольку еще не все обратились ко Христу: христиане живут не по-христиански; общность имуществ у христиан привлечет ко Христу всю вселенную, считает Златоуст. И это не просто слова: Златоуст предлагает все это как конкретную, реализуемую программу. Две цитаты: одна, обращенная к народу, вторая — к властям:

http://predanie.ru/book/219870-ioann-zla...

Власть Иной человек, пока не имеет никакой власти, оказывается кротким и милостивым, потом, как скоро получит власть, готов уже приказывать и повелевать, ничего не разбирая; но если отнята у него власть, невыносимы для него собственные его постановления. Он, как немудрый, не познал своей немощи (прп. Ефрем Сирин , 30, 141). Источник. Имея большую власть, не грози сразу кому-либо смертью, зная, что по естеству и ты подлежишь смерти, и что всякая душа, как последнюю одежду, скидает с себя тело свое. Разумея это ясно, подвизайся быть кротким, делая добро, благодари всегда Бога. Кто немилостив, тот не имеет добродетели в себе (прп. Макарий Египетский , 89, 79). Источник. Что за выгода властвовать над столь многими, когда сам не в состоянии победить себя и свои собственные страсти? (свт. Иоанн Златоуст , 46, 800). Источник. Никто не может быть так способным к принятию власти, как душа любомудрая и умеющая сострадать (свт. Иоанн Златоуст , 50, 6). Власть побуждает делать многое, Богу неугодное, и надобно иметь очень мужественную душу, чтобы пользоваться властию как следует. Тот, кто лишен власти, волею и неволею любомудрствует; а облеченный ею терпит то же, что и человек, который, живя с хорошею и красивою девицею, обязался никогда не посмотреть на нее с вожделением (свт. Иоанн Златоуст , 51, 434). ... даже против воли делает многих обидчиками, у многих возбуждает гнев, снимает узду с языка и отворяет двери уст, как бы ветром раздувая душу и, как ладью, погружая ее в самую глубину зол (свт. Иоанн Златоуст , 51, 434). Как богатство обыкновенно губит людей неосторожных, так равно и власть. Первое доводит до любостяжания, а последняя до безумия (свт. Иоанн Златоуст , 52, 442). Поднявшаяся пыль занимает много места в воздухе, а сама невелика; такова и власть. Как пыль ослепляет глаза, так гордыня власти помрачает зрение ума (свт. Иоанн Златоуст , 55, 444). Источник. Трудно и благочестивому человеку остаться таким по получении власти. Тогда сильнее заявляют о себе и тщеславие, и корыстолюбие, и самонадеянность – так как начальство дает к тому возможность, – равно и столкновения, оскорбления, злословия и многое другое. Поэтому кто не благочестив, тот будет еще более неблагочестивым, сделавшись начальником (свт. Иоанн Златоуст , 55, 842). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Как моль портит одежду, так клеветничество – душу... (прп. Ефрем Сирин , 31, 586). Источник. Если жалоба несправедлива, то делается клеветою... (свт. Григорий Богослов , 16, 339). Источник. Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии) (свт. Иоанн Златоуст , 44, 802). Источник. Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение,.. Если это правда, исправься; если ложь, посмейся над этим; если сознаешь за собою то, что сказано, вразумись; если не сознаешь, оставь без внимания; лучше же (сказать), не только посмейся и оставь без внимания, но и радуйся и веселись, по слову Господа... (см.: Мф. 5, 11–12 ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 860). Источник. ...Не тот, кто слышит о себе, но кто произносит клевету, будет наказан, если только и слышащий не подал справедливого повода к его осуждению (свт. Иоанн Златоуст , 48, 269). ...Тот, кто слышит о себе ложную клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду (свт. Иоанн Златоуст , 48, 269). ...Не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но сплетай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи помета во рту, подобно жукам – а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, – но держись цветов, подобно пчелам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелюбен (свт. Иоанн Златоуст , 48, 271). Источник. ...Хорошее дело – прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враждебной к ближнему из-за клеветы (свт. Иоанн Златоуст , 48, 723). ...Тех, кто желал бы клеветать, прогоним от себя, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели самим себе, не будем находить удовольствие в слушании клеветников, чтобы не подчинить себя диавольским внушениям. Ведь и самая клевета называется диавольской, получивши самое свойственное себе название от имени виновника; значит, занимающийся клеветой служит диаволу, занимаясь его диавольским делом. Не допускающий такого человека к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха и согрешающего удерживает от несправедливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветываемого спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услуг клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы (свт. Иоанн Златоуст , 48, 723). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Молитва Сущность молитвы ... хороводица всех добродетелей и подвигов... она есть приемница наития Духа Святаго (прп. Макарий Египетский , 89, 214). Молитва есть печать девства, верность супружества, оружие путешественникам, страж спящим, смелость бодрствующим, плодоносие земледельцам, спасение плавающим (свт. Григорий Нисский , 18, 385). Источник. Молитва есть оружие великое, сокровище неоскудевающее, богатство никогда не истощаемое, пристань безмятежная, основание спокойствия; молитва есть корень, источник и мать бесчисленных благ и могущественнее царской власти (свт. Иоанн Златоуст , 44, 542–543). Источник. Молитва и служение Богу – есть знак всякой праведности, будучи неким божественным и духовным одеянием, проливая в наши мысли большую красоту и прелесть, управляя жизнью каждого, не позволяя ничему дурному и неуместному господствовать над умом, убеждая почитать Бога и уважать ту честь, какая от Него даруется нам, уча удалять от себя всякое ухищрение лукавого, изгоняя постыдные и неприличные размышления, приводя душу каждого в состояние презрения к удовольствию (свт, Иоанн Златоуст , 44, 833). Во время молитвы мы воистину говорим с Богом; чрез нее вступаем в соединение и с Ангелами, и весьма ясно удаляемся от общения с неразумными существами (свт. Иоанн Златоуст , 45, 831). ...Величайший признак нерассудительности, именно – не понимать обширности чести и не любить страстно молитвы, и не считать смертью для души непоклонения Богу (свт. Иоанн Златоуст , 45, 832). Источник. ...Молитва – основание всякого блага и способствует к достижению спасения и вечной жизни (свт. Иоанн Златоуст , 45, 837). ...Молитва есть немаловажный союз любви к Богу, производит в нас навык собеседования с Ним и руководит к любомудрию (свт. Иоанн Златоуст , 48, 13). Источник. Молитва – это недоступная никаким ворам сокровищница всякого блага, безопасная от бурь пристань, основа спокойствия, врачебница души; молитва – это псалмопение, освящающее душу и тело... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 935–936). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010