В один день, который был, как говорят, воскресный 133 , не задолго до пасхи, как думает св. Златоуст 134 , приходит Иисус из Назарета Галилейского на Иордан к Иоанну. По откровению Божию Иоанн узнал Иисуса и сказал Ему: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал: Не удерживай; ибо так надобно нам исполнить всякую правду». Тогда Иоанн допускает Его до крещения, и Он подклонил главу свою под руку Предтечеву, вошед в реку Иордан. Как скоро Иисус, крестившись, «вышел из воды; вдруг отверзлись Ему небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, который сходил, как голубь, и низпускался на Него. А с неба слышался голос: Сей есть Сын мой возлюбленный, в коем все мое благоволение» ( Мф.3:13–17 ). По преданию, место крещения Господня есть показываемая ныне поклонникам на правом берегу Иордана небольшая площадка, несколько правее к югу от монастыря свят. Иоанна Крестителя 135 . Для кого совершились дивные знамения при крещении Иисуса Христа? «Как крестил Иоанн, а крестился Христос, то, чтобы (Иудеи), судя почеловечески, крещающаго не почли большим Крещаемаго, пришел голос, и отличил Этого от того. И как не известно было, о ком голос произносил слова свои: то пришел Дух Святый в виде голубя, привлекая этот голос на главу Христову» 136 . Так учит св. Иоанн Златоуст . Но он же в другом месте говорит: «когда, среди многочисленнаго народа, стекшагося из города к берегам Иордана, глас самого Отца свидетельствовал с неба о пришедшем для крещения Спасителе и Дух Святый сошел и почил на Нем в виде голубя: то свидетельство Иоанново становилось уже свободным от всякого подозрения. Поэтому Иоанн для большей твердости его прибавил: «аз не ведех Его» ( Ин.1:31 ). Видишь ли, что Дух Святый сходит не для того, чтобы наитием своим еще в первый раз облагодетельствовать Крещаемаго, но для того, чтобы снисхождением своим как бы перстом указать и сделать известным всем Проповедуемаго от Иоанна» 137 ? И еще: «некоторые говорят, что не все видели Его (Духа Святого, нисходящего в виде голубя), а только Иоанн, и другие некоторые, более благомыслящие. Ибо хотя и чувственными очами можно было видеть Духа нисходящаго в виде голубя; при всем том не было никакой необходимости, чтобы это явление было для всех очевидно. Ибо и Захария видел многое в чувственном образе и Даниил и Иезекииль; но участником в видении они не имели никого» 138 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение… (Кол. 3:12). Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины… (Тим. 2:24–25). Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам (Тит. 3:1–2). Судя по столь многочисленным упоминаниям кротости, апостолы считали это качество важной составляющей христианского свидетельства как внутри общины, так и перед внешними. Наряду со смиренномудрием и долготерпением, кротость становится одной из характерных черт того нового духовно-нравственного облика, который созидается в церковной общине под прямым воздействием личности Иисуса Христа. Некоторые ученые считают, что Блаженства в целом опираются на Ис. 61:1–11. См., например: Bock D. L. Jesus. P. 128. Ориген. Толкование на Пс. 37, 7 ( Pitra J. B. Analecta Sacra. Vol. 3. P. 21). Принадлежность этого сочинения Оригену подвергается сомнению. Фрагменты на псалмы, приписывавшиеся Оригену, восходят к «Схолиям на псалмы» Евагрия Понтийского. См.: Фокин А. Р. Евагрий Понтийский. С. 564. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 3, 4 (PG 49, 298). Рус. пер.: С. 329. Иоанн Златоуст. Беседы о покаянии 7, 6 (PG 49, 332). Рус. пер.: С. 369. Иоанн Лествичник. Лествица, 7 (PG 88, 812). Рус. пер.: С. 173–174. Исаак Сирин. Слова подвижнические 35 (De perfectione. P. 245–246). Рус. пер.: С. 93–94 (Слово 21). Имеется в виду первая заповедь Блаженства. Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея Евангелиста 38, 2–3 (PG 57, 431). Рус. пер.: С. 417–418. О теме кротости в Послании Иакова и о связи между Иак. 1:21 и Мф. 5:5, см., в частности: Майер Г. Послание Иакова. С. 14, 27, 103–104, 183–184.   Книгу митрополита Волоколамского Илариона «Нагорная проповедь» можно приобрести в магазинах:

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Отвечает только ученикам, потому что они подослали свою мать просить за них, и говорит: «не веста, чесо просита» . Сидеть кому-либо с правой стороны в Царстве Моем или с левой — это выше достоинства не только людей, но и Горних Сил, потому что Царство Мое не от мира сего, как вы думаете. А так как они ожидали, что это время не только Царства, но и успокоения, то Христос исправляет и это их мнение, показывая, что это скорее время печали и смерти. Говорит: Мф.20:22.   Можета ли пити чашу, юже Аз имам пити, или крещением, имже Аз крещаюся, креститися … Можете ли пить чашу, которую Я буду пить, или креститься крещением, которым Я крещусь?: Чаша означает здесь чашу смерти, а крещение — крещение кровью; чашей и крещением называет Свою смерть, — чашей, потому что Он радостно принял ее за людей, а крещением, потому что она очищает их. Присоединив: «юже Аз имам пити, и имже Аз крещаюся» , — ясно показал, что не участвующий в Его страдании не будет иметь участия и в Его Царстве. Мф.20:22.   Глаголаста Ему: можева . Они говорят Ему: можем. На все соглашаются, желая получить просимое. Златоуст говорит, что они, не понимая слов — чаша и крещение, согласились от сильного желания. Что же Христос? Мф.20:23.   И глагола има: чашу убо Мою испиета, и крещением, имже Аз крещаюся, имате креститися … И говорит им: чашу Мою будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься Предсказал им, что они будут убиты и удостоятся мученической кончины. И действительно, об Иакове все знают, что он был убит Иродом четверовластником, а об Иоанне многие спорят. Говорят, что так как предсказание Христа не может быть ложным, и Иоанн не потерпел еще мученической кончины, то он еще и не умер, а живет доселе и вместе с Енохом и Илией будет убит около кончины века. Златоуст же ясно учит, что Иоанн умер и даже был убит. Изъясняя Евангелие от Иоанна, во второй беседе он говорит: Евангелием он обнял всю вселенную, телом пребывал в середине Азии, т. е. Ефесе, а душой удалился в такое место, которое приличествует святым. В первой же беседе Златоуст говорит, что Иоанн даже чашу Христову испил и крещением Его крестился: и он добровольно был заклан, претерпев мученические язвы и множество бедствий за Христа. Подвижником и мучеником называется не только тот, кто умер насильственной смертью за Христа, но и тот, кто претерпел бичевание и многое другое за Него. И впоследствии мы находим очень много подвижников, предавших Богу душу свою в мире, и, однако, никто не скажет, что за это они лишились мученического достоинства. А что Иоанн умер, об этом он и сам свидетельствует в Евангелии, говоря: «и не рече ему Иисус, яко не умрет» (Ин. 21:23), Иисус не сказал ему, что не умрет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2849...

По этим словам святого апостола Иоанна, нет никого на свете, который бы мог сказать, что не имеет греха. Поэтому никто не может похвалиться, что ни разу не преступил Божией заповеди. В году имеем 365 дней, и нет ни одного дня, чтобы мы не согрешили пред Богом. Мы обычно грешим так: перед родителями, перед братьями, перед детьми, перед остальными младшими и старшими родственниками, перед слугами, перед друзьями и перед соседями. Мы часто не выполняем того, что должны выполнить соответственно нашему месту, времени и положению. Грешим в мыслях, желаниях, взглядах, чувствах, да и кто бы мог исчислить все, в чем мы грешим пред Богом и в чем преступаем Божии заповеди. Человеческую жизнь прекрасно изображает апостол Иоанн, когда говорит: Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды ( 1Ин.1:8–9 ). Премилосердный Бог, Который не хочет смерти грешника, протягивает руку помощи всем тем, которые ищут себе спасения, и подает её в Таинстве Покаяния. Поэтому святые и называют покаяние вторым крещением, то есть таким Таинством, в котором мы второй раз очищаемся и получаем прощение своих грехов. Один ученый богослов говорит: «Когда согрешишь, то иди и покайся, исповедуйся и проси у милосердного Бога прощения и помилования» («Объяснение семи Таинств Христовой Церкви» протоиерея А. Желябова. С-Пб., 1873, с. 57). Своевольные мореплаватели, мы терпим страшное кораблекрушение, все теряем, но не прекращаем дальнего плавания; начинаем все снова, боремся с морскими волнами и этой борьбой и трудом своим преодолеваем все препятствия. Во время войны воин часто принужден бывает неприятелем к бегству с поля битвы, но не поддается, и с новой мощью все свои силы напрягает и неприятеля в другой раз преодолевает и побеждает ( Иоанн Златоуст . Слово 3-е: «О покаянии»). В другом месте опять Иоанн Златоуст грешнику советует: «Положись на милость Божию, ибо любовь Божия к людям не имеет границ. Его милость нельзя описать словами. Любой грех имеет свою меру, а лекарство, которым он лечится, не имеет. Насколько бы грех человеческий не был велик, милость Божия превыше него. Представь себе: может ли искра, упав в море, остаться непогашенной?.. Какова искра в сравнении с морем, таков и грех в сравнении с любовью Божией к человеку. Тут не может быть сравнения! Море – насколько огромно, глубоко, широко, но и оно имеет границы, а милость Божия к людям не имеет границ» ( Иоанн Златоуст . Слово 35-е. «О покаянии»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Чтобы милостыня имела духовную ценность, ее надо подавать при отсутствии заинтересованности, то есть подающий не должен ждать какой-либо выгоды, особенно тот, кто склонен к самоудовлетворению. Даром получили, даром давайте ( Мф. 10:8 ), – заповедует Христос, многократно призывая остерегаться тщеславия, которое с легкостью примешивается к подаче милостыни: Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры... чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне ( Мф. 6:2–4 ) 3983 . С другой стороны, тот, кто подает, должен делать это без всяческого колебания как относительно тех благ, с которыми он расстается, так и в отношении качеств того, кому он дает, но, напротив, делать это с щедростью. Именно и только на этом основании, говорит святитель Иоанн Златоуст , бывает настоящая милостыня 3984 . Апостол также советует давать не с огорчением и не с принуждением ( 2Кор. 9:7 ), от души ( 1Тим. 6, 7–18 ; Кол. 3:23 ) и доброхотно ( 2Кор. 9:7 ) 3985 . Важно давать с радостью, настолько важно, что Иоанн Златоуст даже говорит, что это «природа милостыни» 3986 . Милостыня, отмечает он, «это не то, что ты даешь, а усердие и радость дарения» 3987 . Эта радость говорит о том, что подаяние продиктовано духом любви к ближнему. По словам святителя, это «изливающаяся радость любви к ближнему» 3988 . Милостыня имеет духовную ценность лишь как форма и проявление любви к ближнему, потому что подразумевает отделение в дар ближнему части от своего состояния по любви к Богу и к человеку, ведь оба вида любви неразрывно связаны друг с другом. Любовь к Богу является основой для возникновения любви к ближнему, а также ее конечной целью. Святитель Иоанн Златоуст пишет о милостыне: «Что нужно иметь, так это любовь к Богу. Пусть этот двигатель постоянно заставляет нас действовать» 3989 . В свою очередь, любовь к ближнему и милостыня, которая о ней отчасти свидетельствует, суть условие любви к Богу, как говорит святой апостол Иоанн: Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

   Божественные апостолы и святые отцы повелели кланяться на восток потому, что Бог есть Свет разума и Солнце правды. И Давид говорит: «Царства земные! пойте Богу... восшедшему на небеса небес на востоке» (См. Пс. 67:33—34). И Христос в Писании именуется Востоком, как говорит пророк: «Вот муж, Восток имя Ему» (См. Зах. 6:12). «И насадил Господь Бог рай... на востоке» (Быт. 2:8), — чтобы мы, стремясь к первому отечеству и взирая на него, поклонялись Богу. И Господь был распят лицом к западу, и потому мы поклоняемся Ему на восток. И восходя на небеса, Он возносился к востоку — так и апостолы поклонились Ему. Так же придет Он и в последние времена, ибо Сам сказал: «Как молния исходит от востока... так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24:27). И ожидая этого, мы кланяемся на восток — не просто, не бессмысленно: когда у нас нет Честного и Животворящего Креста, или святой иконы, или не видно святой церкви или других освященных вещей — тогда поклоняемся на восток, как мы объяснили.    И еще говорят некоторые, неправо мудрствующие, что не нужно церкви, но сам человек — церковь, ведь апостол Павел говорит: «Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» (1 Кор. 3:16), — и: «Вы храм Бога живого» (2 Кор. 6:16). И святой Иоанн Златоуст говорит, что церковь — это не стены, но собрание верных и благочестивых людей.    Но, видишь ли, апостол говорит это о святых и богоносных мужах, которые имели в себе Дух Святой: ведь он говорит, что храм Божий живет в вас и что вы — храм Бога живого. О таких и Сам Господь сказал: Я и Отец — «Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23. В цитате прп. Иосифа: «обитель в нем сотворим».). Поэтому апостол назвал их Божиим храмом. Однако именно апостолы заботились о создании церквей и заповедали это всем будущим поколениям, но отнюдь не запрещали.    Когда же Златоуст говорит: «Церковь — не стены, но собрание верных благочестивых людей», — то говорит это отец наш Златоуст не потому, что запрещает создавать церкви — ибо как он может отрицать то, что Бог повелел творить пророкам и апостолам и завещал святым отцам? Ведь и сам Златоуст говорит в другом месте: «Церковь светлее небес».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Божественные апостолы и святые отцы повелели кланяться на восток потому, что Бог есть Свет разума и Солнце правды. И Давид говорит: “Царства земные! пойте Богу… восшедшему на небеса небес на востоке”(См. Пс. 67, 33–34.). И Христос в Писании именуется Востоком, как говорит пророк: “Вот муж, Восток имя Ему” . “И насадил Господь Бог рай… на востоке”(Быт. 2, 8.), — чтобы мы, стремясь к первому отечеству и взирая на него, поклонялись Богу. И Господь был распят лицом к западу, и потому мы поклоняемся Ему на восток. И восходя на небеса, Он возносился к востоку — так и апостолы поклонились Ему. Так же придет Он и в последние времена, ибо Сам сказал: “Как молния исходит от востока… так будет пришествие Сына Человеческого”(Мф. 24, 27.). И ожидая этого, мы кланяемся на восток — не просто, не бессмысленно: когда у нас нет Честного и Животворящего Креста, или святой иконы, или не видно святой церкви или других освященных вещей — тогда поклоняемся на восток, как мы объяснили. И еще говорят некоторые, неправо мудрствующие, что не нужно церкви, но сам человек — церковь, ведь апостол Павел говорит: “Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас”(1 Кор. 3, 16.), — и: “Вы храм Бога живаго”(2 Кор. 6, 16.). И святой Иоанн Златоуст говорит, что церковь — это не стены, но собрание верных и благочестивых людей. Но, видишь ли, апостол говорит это о святых и богоносных мужах, которые имели в себе Дух Святой: ведь он говорит, что храм  Божий живет в вас и что вы — храм Бога живаго. О таких и Сам Господь сказал: Я и Отец — “Мы придем к нему и обитель у него сотворим”(Ин. 14, 23. В цитате прп. Иосифа: “обитель в нем сотворим”.). Поэтому апостол назвал их Божиим храмом. Однако именно апостолы заботились о создании церквей и заповедали это всем будущим поколениям, но отнюдь не запрещали. Когда же Златоуст говорит: “Церковь — не стены, но собрание верных благочестивых людей”, — то говорит это отец наш Златоуст не потому, что запрещает создавать церкви — ибо как он может отрицать то, что Бог повелел творить пророкам и апостолам и завещал святым отцам? Ведь и сам Златоуст говорит в другом месте: “Церковь светлее небес”.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Это именно и означают слова: " что Он видел и слышал, о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его " . Но Он имел и учеников, и словам Его многие внимали: как же Иоанн говорит: " никто не принимает? Никто " – сказано здесь вместо: немногие , потому что, если бы Иоанн в строгом смысле сказал: никто , то как мог бы потом присовокупить: " принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен " (ст. 33). Здесь Иоанн касается и своих учеников, так как они не совсем были расположены веровать во Христа. А что они и после этих слов не веровали в Него, это очевидно из последующих сказаний. Будучи в темнице, Иоанн для того и посылал их ко Христу, чтобы более соединить их с Ним. Но они и тогда едва веровали в Него, на что и намекал Христос, сказав: " и блажен, кто не соблазнится о Мне " (Мф. 11:6). Итак, не с иною целью сказал Иоанн: " и никто не принимает свидетельства Его " , как для того, чтобы предостеречь своих учеников, как бы так сказал: если не многие будут в Него веровать, то не думайте поэтому, что учение Его ложно; Он, " видел, и свидетельствует " . Вместе с этим Иоанн говорит это в укоризну бесчувственности иудеев, как и в начале евангелия евангелист Иоанн обличает их, говоря: " пришел к своим, и свои Его не приняли " (Иоан. 1:11); это не Христу самому упрек, а осуждение непринявшим Его. " Принявший Его свидетельство сим запечатлел, что Бог истинен " (3:33). Этим он устрашает их, показывает, что неверующий во Христа  не только в Него не верует, но и в самого Отца; потому и присовокупляет: " Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии " (ст. 34). Так как Он говорит Божии , то верующий или неверующий в Него в Бога верует или не верует. Слово: запечатлел значит: доказал. Говоря таким образом и усиливая страх их, Иоанн прибавляет: " Бог истинен " , показывая этим, что не веровать во Христа значит не иное, как осуждать во лжи пославшего Его Бога. Итак, если Он ничего не говорит чуждого Отцу, а все – Отчее, то не слушающий Христа не слушает Пославшего Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

22 Впрочем, только в законоположительный период суббота стала праздничным днём: «и помни, что [ты] был рабом в земле Египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний [и свято хранить его]» ( Втор.5:15 ). 23 Блаженный Феофилакт Болгарский , толкуя этот отрывок, говорит о колоссянах, что «если они и соблюдали субботу, то не вполне». 24 Как говорил св. Иоанн Златоуст, Христос «отменил и субботу, и обрезание, и все ветхозаветные обряды». См.: Иоанн Златоуст. Беседы на 2е послание Коринфянам, VII. 25 См. также Лк.6:7-9 . 26 Св. Кирилл Александрийский, высказываясь по поводу осады Иерихона в субботу, говорит: «Это прообраз. Когда же пришла Истина, то есть Христос, разрушив и покорив сограждённое диаволом против человеческой природы тление, [иудеи] неразумно негодуют и осуждают благопослушание отцов своих, не позволяя преодолевать угнетаемую болезнями природу, поскольку обращаются к преследованию Иисуса, благодеющего в субботу» (Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Иоанна//Творения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. Ч. 12. Кн. 2. Гл. 5. С. 328–329). 27 Добротолюбие: В 5 т. – Т. 3. – 4е изд. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. С. 231. 28 Являясь в божественном достоинстве в откровении апостолу Иоанну, Христос особо подчёркивает, что Он «был мёртв, и се, жив во веки веков» и имеет «ключи ада и смерти» ( Откр.1:18 ). 29 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. IV, гл. XXIII. Против иудеев, о субботе//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. СПб., 1913. С. 336. 30 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 335. 31 Св. Иоанн Дамаскин разъясняет: «Так что мы уже более не рабы, но сыны, не под законом, но под благодатью; не отчасти и не по страху служим Господу, но должны посвящать Ему все время жизни и раба, разумею, гнев и похоть, – всегда успокаивать от греха, и обращать свой досуг к Богу, непрестанно устремляя к Нему всякое пожелание, гнев же (свой) вооружая против врагов Божиих; равным образом и подъяремное животное – т. е. тело, успокаивать от рабства греху, побуждая служить божественным заповедям» (Св. Иоанн Дамаскин. «Точное изложение православной веры», IV, XXIII//Полное собрание творений св. Иоанна Дамаскина. Том 1. С. 336).

http://azbyka.ru/pravoslavnoe-bogoslovie...

И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (1, 10-11). Лука: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (3, 21—22). Иоанн: И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем (1, 32). Первые три Евангелиста, в общем, совершенно согласно повествуют, что когда Иисус выходил, или вышел, из воды, отверзлось небо, сошел на Него Дух Святой, и был слышен голос с неба. Но так как они не поясняют, кто именно видел это необычайное явление, то Евангелист Иоанн, дополнявший, как известно, своим Евангелием упущенное первыми Евангелистами, удостоверил, что Иоанн Креститель говорил посланным к нему от синедриона: я видел Духа, сходящего с неба. Такое добавление Евангелиста Иоанна имеет особенное значение потому, что он был учеником Предтечи, мог слышать это непосредственно от него самого, и, быть может, находился даже при нем во время Крещения Иисуса Христа. Итак, несомненно, что Иоанн Креститель видел все это необычайное явление; поэтому-то в русский перевод Евангелий от Матфея и Марка после слова увидел вставлено слово Иоанн, не встречающееся в славянском переводе. Но кто еще видел? Святой Златоуст полагает, что видел все это и находившийся в то время при Иоанне народ (Беседы на Евангелие от Матфея. 1, 213). Но Евангелисты, ни первые три, ни четвертый, не дают никаких указаний для подобного ответа на вопрос. Златоуст говорит, что народ видел это знамение, но не поверил ему по своему жестокосердию. Но ведь народ был так потрясен тогда призывом нового Пророка к покаянию, что толпами шел к нему исповедовать грехи и креститься, и если бы в такое именно время увидел разверзшиеся небеса и Духа Божия и услышал бы голос Самого Бога, то, несомненно, тотчас же уверовал бы в Иисуса как ожидаемого Избавителя; если бы даже не вся, находившаяся тогда при Иоанне, толпа уверовала в Иисуса (по жестокосердию), то все-таки было бы немало обратившихся; и если бы даже все эти уверовавшие со временем оставили бы Иисуса как не отвечавшего их взглядам на Мессию, все же они теперь, при таких необычайных свидетельствах, должны были бы толпами пойти за Ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010