Н.И. Оловяшников Часть 3. Занимательные истории о колоколах В прежнее время колокола имели громадное значение в граж­данской жизни. Они заменяли часы, бывшие в то время большой редкостью. Удары колокола возвещали жителям начало и конец работ, вход в город и тушение огней. Одному из кафедральных Бовенских колоколов, в который уда­ряли только, чтобы возвестить продажу рыбы, было дано народом прозвание: Торговка рыбой (La Poissarde.) В Этампе колокол, возве­щавший о том, что пора тушить огни, получил название: Преследователя гуляк (Chasse-Ribaub.) То же самое прозвище было дано одному из колоколов Руанской башни. Напомним, что удивительный колокол, подаренный архи­епископом Руанским Риголь и получивший его имя, был приводим в движение только для щедрых клиентов, не жалевших на вино звонарям. Оттуда пошла поговорка пить в честь Риголь 697 . Как было сказано выше, кроме церковного значения, колокола играли видную роль в нашей исторической жизни, имея полити­ческое и гражданское значение. Таковы колокола: вечевые, набатные, осадные, часовые и вес­товые. Некоторые из них подвергались наказанию и, осужденные в ссылку, слыли опальными, ссыльными. Наказание новгородского колокола Предание говорит, что Иоанн Грозный велел отрубить уши у колокола при церкви Св. Николая в Пскове за то, что он звоном своим испугал коня, на котором ехал царь. О таком же случае в Новгороде в записках Павла Якушкина на­ходим следующие подробности: «В Новгороде на стенной коло­кольне показывают колокол, про который мне рассказывали следующее: ехал Грозный царь с Торговой стороны на Софийскую. Въехал он на большой мост (его теперь нет), в это время ударили в колокол, под Иваном конь пал на колена. Грозный велел у колокола отрубить уши. Теперь этот колокол перелит. В Пскове есть такое же предание, там тоже показывают колокол без ушей, он лежит на колокольне на плахах, и в него звонить нельзя» 698 . В нашем народе сохранилась об этом событии следующая леген­да: «Услышал Грозный царь во своем царении в Москве, что в Вели­ком Новгороде бунт. И поехал он с каменной Москвы великой и ехал путем–дорогой все больше верхом. Говорится скоро, делается тихо. Въехал он на Волховский мост; ударили в колокол у святой Софии и пал конь его на колени от колокольного звону. И тут Гроз­ный царь воспроговорил коню своему: «Ай же ты мой конь пеловой мешок (мякина), волчья ты сыть; не мошь ты царя держать – Грозно­го царя Ивана Васильевича». Доехал он до Софийского храма и в гневе велел отрубить снасти у этого колокола, чтобы пал на земь, и казнить его уши. «Не могут, говорит, скоты, звону его слышать».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Закрыть itemscope itemtype="" > Иоанн Грозный и битва при Молодях 06.10.2020 759 Время на чтение 9 минут Вступление к своему произведению автор составил из цитат книги митрополита Иоанна (Снычева) «Самодержавие духа». И СВЕТ ВО ТЬМЕ СВЕТИТ, и тьма не объяла его " (Ин. 1:5). Это евангельское изречение, пожалуй, точнее всего передает суть многовекового спора, который ведется вокруг событий царствования Иоанна Грозного. Фигура царя Иоанна IV Васильевича Грозного (1530—1584) и эпоха его царствования как бы венчают собой период становления русского религиозного самосознания. Именно к этому времени окончательно сложились и оформились взгляды русского народа на самое себя, на свою роль в истории, на цель и смысл существования, на государственные формы народного бытия. Грозный стал первым Помазанником Божиим на русском престоле. Несколько редакций дошедшего до нас подробного описания чина его венчания не оставляют сомнений: Иоанн IV Васильевич стал первым русским государем, при венчании которого на царство над ним было совершено церковное Таинство Миропомазания. Помазание царей святым миром имеет свое основание в прямом повелении Божием. С " легкой " руки Карамзина стало считаться признаком хорошего тона обильно мазать эту эпоху черной краской. Решающее влияние на становление русоненавистнических убеждений " исторической науки " оказали свидетельства иностранцев. Начиная с Карамзина, русские историки воспроизводили в своих сочинениях всю ту мерзость и грязь, которыми обливали Россию заграничные " гости " , не делая ни малейших попыток объективно и непредвзято разобраться в том, где добросовестные свидетельства очевидцев превращаются в целенаправленную и сознательную ложь по религиозным, политическим или личным мотивам. Один из наиболее известных иностранцев, писавших о России времен Иоанна IV, — монах-иезуит Антоний Поссевин. Следующий " свидетель " и современник эпохи, о писаниях которого стоит упомянуть, это Генрих Штаден, вестфальский искатель приключений, занесенный судьбой в Москву времен Иоанна IV. " Неподражаемый цинизм " записок Штадена обратил на себя внимание даже советских историков.

http://ruskline.ru/analitika/2020/10/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Грозный Всадник Божьей Правды 07.11.2016 642 Время на чтение 7 минут Слава Богу за все милости и щедроты, в городе Орле воздвигнут памятник нашему Благоверному Государю Иоанну Васильевичу Грозному! Царь Иоанн сидит на боевом коне и осеняет всю Матушку Россию животворящим Крестом. Глядя на это, сердце радуется. Но, не у всех людей, к сожалению, это торжественное событие вызвало радость. Либерально настроенные личности подняли сильный шум, который образовал черную тучу, грозящую перерасти в бурю скорби и ненависти. Им этот памятник встал как будто поперек горла. И вдруг завизжало, загудело, как в романе «Бесы» Ф.М. Достоевского, бесовское свиное стадо: «Как это так? Мы столько раз втаптывали в грязь Грозного, а Он снова грозит нам с Неба? Мы чернили Его постоянно, осуждали все Его свершения, а в душе многих русских Он всё равно остаётся Великим Самодержцем. Это просто непостижимо! Это ж так до чего может дойти? Русские ведь максималисты в большинстве своем... Они так могут и Третий Рим себе вернуть, а это будет уже совсем не хорошо. Это так и до опричнины дойдет! Не помилуют, порешат всех наших последователей! Страшно жить в этой России... И чего им этот Иван Грозный дался то? Почему к Нему такое обостренное отношение? Ведь мы же всё сделали для того, чтобы Его даже православные воспринимали как страшного злодея, пролившего целые реки крови. Вспомним, хотя бы житие инока Корнилия Псково-Печерского, а в нем черным по белому написано: «Ко­гда пре­по­доб­ный игу­мен Кор­ни­лий вы­шел с кре­стом на мо­на­стыр­ские во­ро­та на­встре­чу ца­рю Иоан­ну Гроз­но­му, раз­гне­ван­ный лож­ным на­ве­том на свя­то­го игу­ме­на царь сво­ей ру­кой от­сек ему го­ло­ву, но тот­час рас­ка­ял­ся и, под­няв те­ло его, на ру­ках по­нес в мо­на­стырь. Обаг­рен­ная кро­вью пре­по­доб­но­го Кор­ни­лия до­рож­ка, по ко­то­рой царь нес его те­ло к церк­ви Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, на­зва­на «кро­ва­вым пу­тем». Тут всё понятно и четко написано, а православные христиане никогда не прославят своего первого Православного Царя, не канонизируют Его. Тем более, никогда не примут Ему икон, где Он изображен с нимбом. Пусть себе в Грановитой палате Московского Кремля и находится одна из икон Иоанну IV ».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/n...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Почему не будет прославлен царь Иван Грозный Протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии Доклад на XX Международных Рождественских образовательных чтениях 24 января 2012 года Аудиофайл Часть 1 Аудиофайл Часть 2 24 января 2012                                         Протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых, клирик Московской епархии   ПОЧЕМУ НЕ БУДЕТ ПРОСЛАВЛЕН ЦАРЬ ИВАН ГРОЗНЫЙ Движение за канонизацию царя Ивана Грозного стало заметным общественным явлением двух последних десятилетий. Сторонники прославления Ивана Грозного в лике святых навязывают обществу мнение, согласно которому царь Иоанн IV был праведником, защитником Православия и Святой Руси, а все его многочисленные зверства, объясняют тем, что он «выводил крамолу». Хотя ни один профессиональный историк не договаривался до столь радикальной характеристики личности царя Иоанна, следует признать, что положительные оценки его царствования имели место в отечественной историографии ХХ века. В.Б. Кобрин, рассмотревший это явление, писал: «С конца 30-х годов оценка деятельности Ивана Грозного становится почти единодушной. На страницах учебников, и ученых трудов, и романов, и на киноэкранах и театральных подмостках царя Ивана стали изображать только как великого патриота Русской земли, борца за правое дело, который беспощадно, но справедливо расправлялся с изменниками-боярами. Многие писатели и режиссеры – и бездарные, и, к сожалению, талантливые приложили к этому руку...» . В 1939 году вышел вузовский учебник истории СССР, в котором опричнина, «несмотря на ряд темных и отрицательных сторон», названа «явлением положительным». «В марте 1941 года в “Известиях” появилась статья горьковского писателя В.И. Костылева, который отрицал как клевету иностранцев рассказы о жестокости Ивана Грозного и оценивал его как выдающегося государственного деятеля. Пухлый роман Костылева, беспомощный художественно и откровенно фальсифицирующий историю, стал своего рода “бестселлером” и был удостоен вскоре Сталинской премии».

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

«С великою яростию, яко лев рыкая» — Иван Грозный в житиях святых Что следовало бы изобразить на постаменте открытого в Орле памятника 15 октября, 2016 Что следовало бы изобразить на постаменте открытого в Орле памятника В городе Орле открыт памятник царю Иоанну IV Грозному. Событие, безусловно не рядовое. Даже на знаменитом монументе «1000-летие России» этого персонажа русской истории изображено не было. Думаю, историки еще скажут свое слово. Мне бы хотелось поговорить об этом событии с точки зрения русской церковной истории и агиографии. И здесь царь Иоанн Грозный является настоящим рекордсменом по числу житий святых, в которых он выведен как действующее лицо. К первой половине царствования Иоанна IV относится упоминание о нем в житии московского юродивого Василия Блаженного (+1557) После Литургии в Кремле, Василий Блаженный схватил царя за полу кафтана и спросил: «— Почему я тебя в храме не видел, государь?!» «— Откуда же я иду?» – удивился царь. «— Идешь ты из храма,» — согласился Василий, — да только во время службы ты не там, а на Воробьевых горах был!» Царь тогда планировал построить свой новый дворец… По дошедшим до нам свидетельствам современников, Василий Блаженный был единственным человеком, который пользовался уважением царя и мог так просто его обличать. С учреждением опричнины в 1565 году, место царя в житиях меняется… Святитель Герман Казанский (+1567) — монах, миссионер, архиепископ. В 1566 году он был избран помимо его воли царем Иоанном Грозным в митрополиты Московские. В митрополиты поставлен еще не был, когда во время беседы «убеждал царя обратиться к праведной жизни». Всколе архиеп. Герман был найден мертвым. Переоблачение мощей святого в конце XIX века показало, что голова его была отрублена. Святитель Филипп Московский (+1569). 22 марта 1568 года в Успенском соборе Кремля он так обратился обратился к царю: « О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за олтарем льется невинная кровь христианская. Отколе солнце сияет на небе, не видано, не слыхано, чтобы Цари благочестивые возмущали собственную Державу столь ужасно! В самых неверных, языческих Царствах есть закон и правда, есть милосердие к людям — а в России нет их! Достояние и жизнь граждан не имеют защиты. Везде грабежи, везде убийства и совершаются именем Царским! Ты высок на троне; но есть Всевышний, Судия наш и твой. Как предстанешь на суд Его? обагренный кровию невинных, оглушаемый воплем их муки? ибо самые камни под ногами твоими вопиют о мести!.. Государь! вещаю яко пастырь душ. Боюся Господа единого! «

http://pravmir.ru/s-velikoyu-yarostiyu-y...

Начало монастыря Переславский Фёдоровский женский монастырь находится в предместии города Переславля, на южной стороне его на Московско-Ярославской шоссейной дороге. О начале Фёдоровского монастыря долго держалось мнение, будто он был построен царём Иоанном Грозным в 1557 году в память рождения сына ero Феодора. В сём-де году, – пишется в одной рукописи, – царь Иоанн Васильевич с супругою своей Анастасиею Романовною был на освящении соборного храма в Переславском Никитском монастыре, – а возвращаясь обратно в Москву, царица, отъехав от города 7 вёрст км], в деревне Собилове благополучно разрешилась сыном, названным во Святом крещении Феодором. Обрадованный царь в ознаменование к нему милости Божией и своей благодарности к Богу соорудил на месте нынешнего монастыря каменный храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата, a на месте рождения сына – высокий каменный столп, или лучше, часовню с святым Крестом. Известие это не вполне точно и истинно; в нём смешаны два события, случившиеся в разное время, именно: освящение соборного храма в Никитском монастыре и рождение царевича Феодора. Действительно, царь Иоанн Грозный был в Никитском монастыре в 1557 году, на богомолье с царицею Анастасиею Романовною, но не на освящении соборного храма в том же монастыре; 1 действительно также, что в этом же году родился у него сын Феодор. 2 Освящение соборного храма в Никитском монастыре происходило в 1564 году 3 мая 12-ro уже по смерти царицы Анастасии. 4 Царь Иоанн был на этом освящении тоже с супругою, нововенчанною Мариею. Таким образом, и в исправленном виде передаваемое по преданию вышеозначенное известие вовсе не говорит о том, что царь Иоанн Грозный построил Фёдоровский монастырь в 1557 году в память рождения сына своего Феодора; но говорит только о том, что он построил в монастыре храм во имя святого Феодора Стратилата. Другие же документы монастырского архива ещё яснее доказывают, что Фёдоровский монастырь существовал ещё до царствования Иоанна Грозного. Так, в сохранившемся списке грамоты самого Иоанна Грозного (от 7061–1552), данной им монастырю, пишется:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Иоанн Грозный и святость на Руси Размышления о самом злословимом русском Государе Владимир Шкляев   13:59 01.04.2019 1611 Время на чтение 3 минуты За 54 года жизни Иоанна Грозного отошло ко Господу и впоследствии прославлены в лике святых примерно 60 христиан. Среди них 50 - это святители, преподобные (их больше всего), праведные, Христа ради юродивые, блаженные, всего около 50. Наши заклятые «друзья» в Европе и в самой России вот уже на протяжении трех веков поливают своей кровавой грязью времена первого венчанного на Царство Русского Государя - Иоанна Васильевича Грозного. Но вот что пишет о том великом царствовании «друг и продолжатель» дел наших благочестивых предков, а не «прокурор и судия», митрополит Иоанн (Снычев): «Церковное Таинство Миропомазания открыло юному монарху глубину мистической связи царя с народом и связанную с этим величину его религиозной ответственности.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/04/01/io...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Первый и последний… Иоанн Васильевич Грозный и Царь-Мученик Николай Александрович Романов 30.11.2019 2003 Время на чтение 7 минут Бога бойтесь, Царя чтите (1 Пет. 2, 17) «Кто любит Царя и Россию, тот любит Бога!» Старец Николай Гурьянов Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель (Откр. 1, 8). «Альфой и Омегой», всё содержащей, всему имеющей начало и конец, безначальной и бесконечной, называет Себя Господь, открывая нам в этом имени Свою Божественную природу. Земным образом Божиим – альфой и омегой Русского Православного Царства промыслительно явились на Земле Русской первый Царь Иоанн Васильевич Грозный и последний император Российской Империи – святой Царь-мученик Николай II. Они двое из сонма благочестивых правителей России исполнили всю полноту царского служения и стали живым орудием в руках Промысла Божия, не дав восторжествовать тайне беззакония на нашей земле. …По слову святых отцов, царская власть несет в себе одушевленный образ Царя Небесного. И, как утверждает христианское учение о царской власти, именно Царь-Богопомазанник есть глава земной воинствующей Церкви, на которую Господь возлагает труднейшую миссию устроения земного царства по образу Царства Небесного (свт. Димитрий Ростовский). Об этом же свидетельствуют и законы Российской Империи, гласящие о том, что «Император, яко Христианский Государь, есть верховный Защитник и Блюститель Правоверия и всякого в Церкви Святой Благочиния. В сем смысле Император именуется Главою Церкви» (параграф 64, ст. 42. Осн. Зак. Рос. Имп.). Более того, как говорит апостол Павел, до тех пор не явится на земле и не откроется человек греха, сын погибели, – антихрист, – и тайна беззакония… не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (2 Сол. 2, 7). «От великих и богомудрых отцов наших и учителей слышали мы, что удерживающий – это и есть Самодержец Христианский» (сщмч. Иоанн Восторгов). «Ты судил им царствовать над жребием Твоим и над земной Церковью Твоею, – говорит о царской власти святитель Григорий Палама. – Ты поставил их защитниками Церкви, покровителями Твоего наследия, хранителями нашей веры в Тебя».

http://ruskline.ru/news_rl/2019/11/30/pe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царь Иоанн Васильевич Грозный, покровитель донского и запорожского казачеств, основатель Войска Донского и Запорожской Сечи 05.04.2017 4056 Время на чтение 12 минут В одной из первых книг по истории казачества «История или повествование о Донских казаках», вышедшей впервые в 1778 году благодаря трудам генерал-майора Александра Ивановича Ригельмана (1720 - 23 октября 1789) сказано, что « Когда, де, Донцы сведали, что Московский Царь, Иван Васильевич, ведет уже семь летъ съ Татарами войну и желал отъ нихъ взять Казань, то, въ разсуждении держимой съ нимъ одной веры Греческаго исповедания, вознамерились, во взятии онаго города, помочь Его Величеству ». А.И. Ригельман также отмечает, что после взятия Казани « Царь, пришедшихъ воиновъ оныхъ дарилъ казною и другими, полученными добычами, но Донцы ничего того не взяли, а просили чтобъ только пожалованы были рекою Дономъ до техъ местъ, какъ имъ надобно, что имъ и не отказалъ. Онъ имъ реку оную пожаловалъ и грамотою утвердить изволилъ ». В исследовании историка донского казачества Евграфа Петровича Савельева (18 декабря 1860 - 1930) «Древняя история казачества. Историческое исследование», которое вышло в четырех выпусках в 1913-1918 гг., также особо отмечается, что « По летописным сказаниям второй половины XVI в. казаки принимали весьма деятельное участие во всех войнах, которые вела Москва со своими соседями: казанцами, астраханцами, крымцами, Польшей и Ливонией. Цитируя эти летописи, многие русские историки нарочито замалчивают, а другие просто, по неведению, не говорят, какие именно казаки участвовали в той или другой войне. Карамзин отмечает, что при взятии Казани «Государь велел сделать подкоп от каменной Даировой бани, занятой нашими казаками». Далее: «Иоанн распорядился сделать приступ: велел быть впереди атаманам с казаками». То же говорит и Соловьев: «Стрельцы и казаки, закопавшись во рвах перед турами, не давали казанцам входить на стены, снимая их оттуда меткими выстрелами». О каких казаках тут идет речь, эти историки умалчивают. То же делают и другие. Из грамоты Иоанна Грозного донским казакам 1552 г. за их великую службу мы знаем, что при покорении Казани были и донские казаки, ходившие туда с атаманом Сусаром Федоровым и многими другими. Приказ о приступе был дан 1-го октября; на рассвете 2-го октября были взорваны стены, и Казань пала. Грамота о пожаловании казакам реки Дона, т.е. о закреплении за ними на вечные времена фактически уже занятой ими реки, всегда читалась в казачьем кругу 1-го октября, в день Покрова Пресвятыя Богородицы, как и последующие жалованные Царями грамоты.

http://ruskline.ru/analitika/2017/04/06/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010