Но когда Господь взошел на гору и сел там на высоком месте прямо против храма, подошли к Нему апостолы Петр, Иаков, Иоанн и Андрей и спросили: «Скажи нам, когда это будет и какой признак, когда все сие должно совершиться?». Отвечая им, Иисус начал говорить о грядущей судьбе Иерусалима, храма, Иудеи и всего мира. Он сказал, что на Святом месте, т. е. в Иерусалиме, скоро все увидят полное опустошение и «мерзость запустения», о которых предсказал пророк Даниил. Из Иерусалима тогда начнется повальное бегство в горы, но и там беглецы не найдут себе спасения. Многие погибнут от мечей и множество иудеев будет уведено в плен «во все народы», а развалины Иерусалима займут язычники и будут хозяйничать в Иудее и всей Палестине, «доколе не окончатся времена язычников». Эта гибель Иудеи будет следствием того, что Иерусалим «не узнал время посещения своего», т. е. отверг Мессию. Ужасные несчастия Иерусалима и храма будут прообразом грядущей гибели всего мира, отвергнувшего Мессию – Христа. В конце веков настанет время второго пришествия Христа на землю. Но тогда Христос явится как грозный Судья вселенной. Явление Его будет внезапным и очевидным для всех – «как молния исходит от востока и бывает видна даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:27 ). Признаки второго пришествия будут те же, что и признаки скорого разрушения Иерусалима и храма, но только тогда это будет касаться уже всей земли и вселенной. Преступления, предательство, ложь, измена, жестокость, война, землетрясения, губительство, – широкой волной распространятся повсюду, но в то же время проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам, и тогда придет конец». 29. Притча о десяти девах ( Мф. 25:1–13 ) На другой день Господь вновь учил в храме. Здесь Он сказал притчи о десяти девах, о Страшном Суде, о жизни будущего века и о Своем Втором Пришествии. « Бодрствуйте , потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет». «Царство Небесное – сказал Господь, – тогда будет подобно десяти девам , которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собой масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих...».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Но кто-нибудь скажет, что святые не познают и не разумеют Молитв наших. На это отвечаем, что хотя они сами по себе не познают и не слышат молитв наших, но познают и слышат по откровению Божию... Итак, справедливо мы почитаем их и испрашиваем через них помощь у Бога... Мы не отдаем им божеской чести, но молим их, как братьев и друзей наших, чтобы испрашивали нам помощь у Бога и ходатайствовали за нас пред Господом. Православное исповедание ( 113, 451 ). Молитвы святых имеют великую силу, но только когда мы сами раскаиваемся (в грехах) и исправляемся... Впрочем, говорю это не для того, чтобы не призывать святых на молитвах, но для того, чтобы мы не ленились и, предавшись беспечности и сну, не возлагали на других того, что должны делать сами. Святитель Иоанн Златоуст ( 113, 451 ). Петр и Андрей ходатайствовали перед Господом о теще Симона, которая была одержима сильной горячкой. «Подойдя к ней. Он запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им» ( Лк. 4, 39 )... И у тебя есть ближние, которые могут ходатайствовать за тебя. Эти ближние суть апостолы и мученики, если только ты, почитая их, сближаешься с ними милосердием, потому что оказавший милость есть ближний ( Лк. 10, 30–37 )... Тогда Петр и брат его Андрей ходатайствовали о теще Петра, а ныне они могут ходатайствовать за нас и за всех. Ибо очевидно, что обремененный грехами не способен молить за себя и что за него должны молить (Небесного) Врача другие, подобно тому как и больные телесно не сами приглашают врача, а другие просят его за них... Итак, за нас должны молить Ангелы, эти защитники наши, -мученики, порукой покровительства которых служат их мощи. Омыв свои грехи кровью, они могут ходатайствовать о прощении наших грехов, потому что мученики Божии-судии и блюстители нашей жизни и наших дел. Мы не должны бояться этих заступников наших, потому что они сами испытали немощи плоти, борясь против нее. Святитель Амвросий Медиоланский ( 113, 451 ). Если бы вам нужно было идти завтра на суд к строгому судье, то, я думаю, вы бы сегодня позаботились о том, чтобы приготовить ответ, и постарались бы немедленно найти защитников и покровителей, которые бы ходатайствовали за вас. Смотрите же, вот скоро придет на Суд грозный Судия Иисус Христос со множеством Ангелов и Архангелов. Если мы теперь не найдем себе покровителей, кто нас защитит тогда? У нас есть святые мученики, в них имеем защитников и помощников себе; они всегда готовы помогать нам и желают быть нашими ходатаями. Их-то теперь просите, их умоляйте о помощи. Господь примет их ходатайство, потому что хотя Он правосуден, но вместе долготерпелив и многомилостив. Святитель Григорий Великий ( 113, 452 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Но фарисеи и саддукеи приходили только для того, чтобы показать народу свою ревность ко спасению, которую вовсе не имели в сердцах, или, может быть, уловить в чем-нибудь Предтечу. Святой Иоанн прознал их тайные помышления: Бог открыл ему это, а потому он не мог смотреть на это равнодушно. Он восстал против них с обличением, грозил им гневом Божиим, требовал от них покаяния. Увидев же многих из них, идущих к нему креститься, сказал им: «Порождения ехиднины! Непотребные дети гнусных отцов, кто внушил вам бежать от будущего гнева? Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только благодаря тому, что наружно креститесь, а сердцем и душой не собираетесь меняться, обновляться, каяться?.. Нет, этого недостаточно; мало даже только оставить грех, надо еще показать и добродетель. Сказано: “Не только уклонися от зла, но и сотвори благо”. Оставьте свое лицемерие и притворство, сотворите же достойный плод покаяния, живите же, как подобает человеку покаявшемуся, творите дела любви. Поспешите же раскаяться: теперь самое лучшее время для покаяния, не упускайте его, иначе погибель нераскаянных близка. Уже и секира — суд Христов — при корени древа лежит, не ветки только будут отсечены, но и сам корень отсечется, и все бесплодное дерево брошено будет в огонь. Уже не пророк, не раб, а Сам Господь идет судить, и в руке Его страшное и ужасное наказание. Пока еще не поздно, пока еще секира только лежит при корне, не коснулась корня, еще можно покаяться; спешите же, иначе знайте: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня… Он будет крестить вас Духом Святым и огнем — Он изольет на вас изобильно все дары животворящего Духа Своего. А тех, кто воспротивится действию Его благодати, Он погубит вечным огнем в геенне огненной, потому что Он есть не только Спаситель, но и Грозный Судия. Весь мир то же, что гумно, — в нем и добро и зло; тогда все это будет разделено. Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое. Как полновластный Господин собственного гумна, как Бог Всемогущий, Он отвеет плевелы от пшеницы, отделит праведных от грешных и соберет пшеницу Свою (праведных) в житницу — в Царство Небесное, а солому, то есть грешников, сожжет огнем неугасимым».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Но этот, так неожиданно быстрый, переход народа от – «осанна» к – «распни»? Тоже объясняется просто. Масса всегда и неизбежно следует за кем-нибудь, кто руководит ею и направляет ее действиями и криками, особенно при каких-либо чрезвычайных возбуждениях и общественных волнениях. Тут ничто не обсуживается, не разбирается, не взвешивается: крикнет один – закричат сотни, тысячи; потребуют – о чем вчера и не думали, о чем завтра будут сокрушаться, плакать, с горьким, но уже поздним раскаянием «бить себя в грудь» ( Лк.23:48 ). Сколько раз в истории человечества повторялись в больших или меньших размерах такие явления!.. А руководителей народного движения против Господа Иисуса было достаточно: «Первосвященники возбудили народ просить» ( Мк.15:11 ), первосвященники и старейшины научили народ... Иисуса погубить 44 ( Мф.27:20 ); продолжали с великим криком требовать, чтобы Он был распят; и превозмог крик их и первосвященников ( Лк.23:23 ). Это во-первых. А книжники и фарисеи, с их безграничным, веками крепшим влиянием на народ? – это во-вторых. А, наконец, и из среды самого народа то, что должно было считаться особенно авторитетным для массы, отовсюду собравшейся на праздник, иерусалимляне были против Иисуса. «Не удостоверились ли начальники, что Он подлинно Христос? но мы знаем откуда Он; Христос же, когда придет, никто не будешь знать – откуда он», – так рассуждали они незадолго до последних событий, и – «искали схватить Его» ( Ин.7:25–30 ). На этом основании, и поднимались так нередко на Него камни. А от камней до – «распни» переход слишком недалек. Чем же тут был народ в своей массе? Многосильной машиной, заведенной и направленной весьма многими и весьма искусными руками. Лишь того, в ослеплении рассвирепевших страстей, не предусмотрели враги Господа Иисуса, что раз возбужденная масса может дойти до таких крайностей, каких верно им не желалось («кровь его на нас и на детях наших!..»). Грозный урок для всех, которые решаются прибегать к этому страшному – роковому средству, и притом урок, не раз повторявшийся в жизни народов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

О мытарях 23 , грешниках и тому подобных личностях и говорить уже нечего: как на отверженных Богом и людьми смотрел на них весь этот учено-тщеславный люд. А новый, галилейский учитель? Весь – любовь, весь – милосердие к народу. Да и как еще: строгий обличитель Их – книжников и фарисеев, относившийся к ним как к «роду лукавому и прелюбодейному» ( Мф.12:39 ); случалось, прямо называвший их «порождениями ехидны» ( Мф.12:34 ) – Он «друг мытарям и грешникам» ( Лк.7:34 ); к самым блудницам обращается Он не как грозный судья, не как беспощадный обвинитель – фарисей, а с невиданной дотоле, с непонятной для еврейских законников кротостью. Могло ль и это не поднимать бури в душах завистливых и фанатических учителей народа? «Фарисеи и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. Зачем Учитель ваш ест с мытарями и грешниками?» – с негодованием говорили они ученикам ( Лк.15:2 ). Т. е., по их разумению, учителю народа уж никак не следовало сближаться с такими личностями. При таком разумении, что кроме раздражения мог произвести в них ответ Иисуса: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные; подите – научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы, и Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:11 и дал.). И когда к этому врачу, так доступному и милосердому, повсюду стекались толпы страждущих и обремененных, и все находили покой своим душам; когда в среде народа, дивившегося словам и делам необыкновенная Учителя, не раз проносился вопрос: «не это ли Христос – сын Давидов», т. е. ожидаемый мессия, насколько тогда должно было возрастать это раздражение, и на чем могло остановиться? Таков был смысл борьбы между «пророком из Галилеи пришедшим», и между тем, что было наиболее сильного и влиятельного среди еврейства. То была не простая борьба, какая велась между сектами еврейскими и, разрешаясь в спорах и ссорах, не уничтожала самых сект, а борьба на смерть. Тут дело шло не о тонкостях книжников, не об ученых спорах между фарисеями и саддукеями – все это могло сталкиваться, спорить, бороться без конца, и все-таки существовать одно возле другого: тут дело шло о более важном и существенном, что должно было вызвать наружу самые темные страсти фарисейской души, самую ожесточенную вражду, самую беспощадную ненависть этой души, и без того незнакомой с любовью: вопрос ставился на – «быть иль не быть»!!.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Он явится как грозный Судья, как строгий ревнитель Своих законов, явится для того, чтобы одних наградить, а других наказать ( Мф.25:31–46 ). «И небо и землю, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – призовет Он быть с Ним на Суде, все предстанут со страхом и трепетом. И Небесные воинства, и полчища преисподних вострепещут перед грозным Судьей, Который придет, сопровождаемый ужасом и смертью». На Суд предстанут все люди, живые и мертвые, добрые и злые, не только христиане, но и неверующие во Христа. Тогда соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов ( Мф.25:32 ). Этот суд коснется и падших духов, которых, по свидетельству апостола, Бог не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания ( 2Пет.2:4 ). Таким образом, Суд будет всеобщим. Господь будет судить все дела людей, и добрые и злые, совершенные в течение всей их жизни ( 2Кор.5:10 ; Рим.2:6 ), все их слова ( Мф.12:36–37 ), все мысли, намерения и самые сокровенные желания ( 1Кор.4:5 ). Будут судимы и такие дела и слова, которые совершили другие, но в которых мы приняли участие своим согласием, советом, одобрением, повелением, помощью, молчанием ( Мф.18:6–8 ). «Каждый увидит, – говорит преподобный Ефрем Сирин , – перед собой свои собственные дела, и добрые и худые, какие кто совершил. Ни один сердечный помысел не останется там не открытым, ни один взор очей не избежит Суда. И постыдное слово, сказанное тайно и шепотом, будет в тот день обнаружено перед праведным Судьей, Который сокровенное осудит открыто». Святитель Иоанн Златоуст учит: «В самых малых делах, как худых, так и добрых, будет строгое испытание. И за нескромный взгляд мы подвергнемся наказанию, дадим отчет за каждое праздное слово, и для смеха сказанное, за злоречье, за пьянство, а равно и в добрых делах – за чашу студеной воды, за ласковое слово, за один вздох – получим награду». Итак, все будут судимы по заслугам, и Суд будет нелицеприятный, строгий и страшный, потому что совершится по всей правде Божией, и только по одной правде.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bud...

Посмотрите на всех новых отступников от православия: многие из них в этом отношении доходят до непозволительности, особенно в развитии своих мыслей. Нельзя думать однако, чтобы такой человек воплотил и в своей жизни развитые им взгляды: разве в силах человек гоняться за мыслью и воплощать ее на деле там, где она летает в поднебесных пространствах? А ведь есть у них и последователи, есть мечтатели, готовые без рассуждений спуститься и на дно ада, лишь бы им преследовать новое... Увы! Нет ничего нового под солнцем и луной, откуда этот мир стоит. Как бы человек ни стремился преобразиться здесь, без благодати Творца напрасны его усилия. «Дух ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, ибо освящается словом Божиим и молитвою» ( 1Тим. 4:1–5 ). «Никто никогда не имел ненависти к плоти своей, но питает и греет ее» ( Еф. 5:29 ). Довольно этого, чтобы понять, что быть только духовным в сем мире нельзя и, какие бы мысли ни развивали мы в бесконечность, они здесь несбыточны, ибо указывают только на бессмертие нашей души и ее свойство бесконечно усовершаться. Законы же для ее развития дал Бог; преступающий их и выдумывающий свои – есть прежде всего вольнодум и противник Бога. Естественно, не творению предписывать законы Творцу, а наоборот: Творец дает путь творению. В этом вся ошибка людей вольномыслящих. Замечают ли они ее? Нет, не хотят. Для них нет ничего святого, ничего умного, ничего дельного, кроме их самих: они идут напролом и с злобою (или равнодушным спокойствием) расчищают себе путь вперед: нужды нет, что под их ногами погибают тысячи жертв, невинных и простодушно добрых, погибают с горьким плачем и мольбой: их души не дрогнут пред кровавым зрелищем, а уши их привыкли к подобным воплям. Иногда они впрочем плачут лицемерно и плаксиво. «За нами,– кричат они,– здесь правда: вперед!» И идут, а куда? Сами не знают,– лишь бы им была вольность, лишь бы дух их чувствовал свободу и волю. Не это ли знак, что за их спиной стоит грозный враг, лишь из ненависти, из зависти к людскому благополучию разрушивший счастье их и, ради одной привычки делать зло, наводнивший злом поднебесную? Имеет ли этот враг ум? Имеет, но только злой; а злой ум нельзя признать здравым: он – вольнодум. Мысли его неопределенны и неустойчивы и не остановятся ни на чем хорошем; напротив, что хорошо, то он старается разрушить.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Почтеннейшие сослуживцы и добрые товарищи! не излишне ныне напомнить нам себе, что мы Богу споспешницы, соработники у Бога, а эти дети – Божие нива, Божие строение, нами возводимое. Я, по данной мне от Бога благодати, полагаю основание в сердцах этих отроков, а вы возводите на нем каждый свои построения. И так каждый смотри, как строить, – говорит Апостол Павел. – Строители кто на сем основании из золота и серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы; каждого дело обнаружится во второе пришествие Иисуса Христа: ибо этот грозный день все откроет, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть: усердно ли, добросовестно ли, полезно ли. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду от праведного Судии и Мздовоздаятеля, а у кого дело сгорит, тот потерпит урон ( 1Кор.3:12–15 ). Да, великое и многотрудное дело учить детей; потому что при обучении надо и вложить в их сердца единое на потребу – истины веры, любовь к Богу и ближнему и несомненное ожидание Господа с небес для суда живых и мертвых и праведного воздаяние по делам каждого, и вместе преподать им, хотя весьма полезные, но довольно многосложные в нынешнее время, познание светских наук – так, чтобы все эти познания, верование и чаяние дружно улеглись в их умах и сердцах и не вытесняли одни других. А вы, любезные дети, продолжайте так же трудиться, как трудились доселе и радуйте нас своим трудолюбием и успехами. Не унывайте от однообразия и, по временам, трудности ученической жизни. Корень учение горек, но плоды его сладки, говорит русская пословица. Приятно будет потом самим вам пользоваться полученными в заведении познаниями и прилагать их к делу. Не смотрите на то, что вам долго еще учиться. Никакое дело вдруг не делается. Впрочем, время скоро пройдет. Я учился 17 лет, – и они прошли, как сон. Но я благодарю Бога, что так долго учился. Я приобрел в школе познания, которые теперь, по благодати Божией, доставляют мне духовный свет, мир и усладу в жизни, которые научили и научают меня любить добродетель и стремиться к ней и избегать всякого греха. Недаром все мы долго учились. Мы видим и вкушаем сладкие плоды долговременного учения. Учитесь же прилежно и вы, да живите скромно и благонравно, безропотно подчиняясь поставленным над вами надзирателям наставникам и начальникам. Такова воля Божия. Сами со временем на деле узнаете, что мы полезному вас учили, и, как себе, так и вам желали только добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

При этом остается недоказанным существование прямой связи между Филоном и ранним христианством. На вопросы о том, мог ли Филон быть знаком с христианскими идеями и мог ли Иоанн Богослов заимствовать свою терминологию у Филона, напрашиваются отрицательные ответы 38 . Вместе с тем можно говорить об общем корне, из которого проистекают многие идеи Филона и Иоанна Богослова: этим корнем является Ветхий Завет , в особенности повествование книги Бытия о сотворении мира 39 , которое Филон подробно комментирует. Все образы, используемые Филоном, заимствованы им из Ветхого Завета; для автора четвертого Евангелия, как и для Самого Иисуса, Ветхий Завет также является первоисточником, к которому он постоянно обращается. Истоки учения Иоанна о Логосе можно найти в ветхозаветной традиции, а именно – в упоминаниях о Слове Божием у пророков, в псалмах, в исторических и учительных книгах Библии . Согласно Ветхому Завету, Слово Господа пребывает вечно ( Ис.40:8 ), оно навеки утверждено на небесах ( Пс.118:89 ). Оно является той силой, посредством которой Бог управляет природой и всем мирозданием: посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его; дает снег, как вóлну; сыпет иней, как пепел; бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды ( Пс.147:4–7 ). Слово Господа не подобно слову человеческому: оно подобно огню или молоту, разбивающему скалу ( Иер.23:29 ). Слово Божие никогда не возвращается к Богу тщетным ( Ис.55:11 ); ни одно слово Божие не остается неисполненным ( Нав.21:45; 23:14–15 ). Слово Божие действует без промедления: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось ( Пс.32:9 ). Слово Божие обладает целительной силой ( Пс.106:20 ). В то же время всемогущее слово Божие, как грозный воин с мечом в руках, является инструментом Божиего суда и наказания ( Прем. 18:15–16 ). Слово Божие связано с Духом Божиим: Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня ( 2Цар.23:2 ). При сотворении мира Слово и Дух действуют совместно: Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его все воинство их ( Пс.32:6 ). Этот стих псалма привлек особое внимание христианских толкователей, которые увидели в нем указание на участие Слова Божия и Святого Духа в сотворении мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Раскаяние – вот к чему должны вести укоры совести, а не к погибельному отчаянию. На деньги крови первосвященники купили землю для погребения странников. «И называется земля та землею крови до сегодня», – замечает евангелист. Дальше говорится о суде Иисуса перед Пилатом с некоторыми новыми подробностями, которые и необходимо заметить. Пилат знал, что Иисус предан и приведен на суд не за вину и преступление, а собственно из зависти. Когда он сидел на судейском месте, жена предупреждала его: «не делай ничего этому праведнику, потому что я ныне во сне много пострадала за Него». Значит, кроме собственного убеждения в безусловной невинности Иисуса, он имел свидетельство о том же от лица, которому не мог не верить, и это лицо прямо называет обвиняемого праведником. Народ, так неистово требовавший свободы Вараввы и смерти Иисусу, действовал не сам по себе, а был научен первосвященниками и старейшинами. И это погибельное влияние на настроение массы вполне выразилось в окончательных действиях судьбища. «Говорят ему (Пилату) все: да будет распят (Иисус)». «Да какое же зло сделал Он?» – спрашивает правитель. Но они еще сильнее кричали: «да будет распят». Ни одного обвиняющего голоса из всей массы! Одни вопли: смерть ему! За что? Почему? Народ и сам не знает, так велено кричать, так кричат первосвященники и старейшины, влиянию которых, по старым преданиям, все еще подчинялся народ, –и он кричит; и он заходит дальше, чем как, по всей вероятности, хотели возбудители: он берет на себя и даже на детей своих кровь невинной жертвы. Не так ли и всегда действует раз возбужденная масса? Не идет ли она всегда дальше цели, какую предполагали возбудители? Грозный урок для всех, которые решаются прибегать к этому роковому средству, и притом урок, не раз повторявшийся в жизни народов! Пилат, по собственному сознанию, имевший власть отпустить Иисуса, по обыкновению человеческому решился взвалить свою вину на других и для этого прибег к очень жалкому средству. Там, между кочевыми племенами, был следующий обычай, имевший даже силу закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010