С.В. Шумило Уход Иоанна Вишенского на Афон Монашеский постриг И. Вишенский, скорее всего, принял в Украине, еще до отправки в паломничество на Афон. По утверждению В. П. Колосовой, пострижение его состоялось на Волыни, в Дубенском Свято-Преображенском монастыре, 40 основанном князьями Острожскими (впервые упоминается в грамоте князя К. Острожского от 30 марта 1571 года) . 41 Свое убеждение исследовательница обосновывает ссылкой на экземпляр изданной в Остроге в 1594 году книги «О постничестве» святителя Василия Великого , где имеется пространная дарственная запись, относящаяся, по ее мнению, к Иоанну Вишенскому. В ней, в частности, сообщается, что «священноинок Иоанн, постриженец свято-спасский», пожертвовал книгу Дубенскому монастырю. Подчеркнув схожие особенности языка и стилистики в сочинениях Иоанна Вишенского и в записи из книги, В. Колосова пришла к выводу, что эта запись является его автографом. 42 Известно, что такая же книга была подарена Уневскому монастырю преподобным Иовом (Княгиницким, до пострига в схиму носил имя Иезекииль), другом и сподвижником отца Иоанна Вишенского. Подобно дарственной надписи последнего, на уневской книге была сделана аналогичная надпись: «Инок Иезекииль Тисменицкий дарит книгу за отпущение грехов отца своего по плоти Феодула инока, також и своих сродников». 43 Намеком на причины ухода Иоанна Вишенского в монахи могут служить его слова в одном из посланий: «оставил дом, села, имения, маетност, сородство и мирское житие Господа ради». 44 Дарственная надпись мон. Иоанна Вишенского на острожском издании «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого , подаренном Дубенскому Свято-Спасскому монастырю Фрагмент дарственной надписи Иова Княгиницкого (Иезекииля Тисменицкого) на «Книге о постничествγь» свт. Василия Великого (Острог, 1594) Титульная страница «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого (Острог, 1594) Гравюра «Свт. Василий Великий » из «Книги о постничествγь» (Острог, 1594) О таком выборе будущего подвижника Иван Франко пишет: «Он покинул сей мир не из-за какой-то беды и не ради беспроблемной жизни, но потому, что пришел к убеждению, что сей мир испорчен. Ради этого своего убеждения он покинул панский двор, и службу, и достаток, покинул общество умных и образованных людей, одним словом, бросил все, что в жизни дорого человеку, и пошел выполнять такую службу, которая ему в ту пору для общего дела казалась более полезной, пошел служить тому делу молитвой и словом». 45

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прп. Нил Сорский Кроме того, именно взгляды преподобного Нила Сорского , игумена Артемия и других «нестяжателей», критика ими монастырских землевладений, по всей видимости, отразились и на воззрениях Иоанна Вишенского и его категоричном неприятии вырождения монастырей в крупные земледельческие имения-фольварки: «фолварки собпочинили з опщих манастырев и мысливства прекормлюют в них, а не душ, спасаемые на живот вчный». 37 Луцкий замок. Худ. Наполеон Орда, 1870-е гг. Луцкий замковый кафедральный собор св. Иоанна Богослова. Кон. XVI – нач. XVII вв. Реконструкция П. Троневича Таким образом, можно считать, что в украинском исихастском возрождении конца XVI – начала XVII веков как бы сошлись две школы – непосредственно Афонская и «нестяжательская» школа афонита преподобного Нила Сорского , которая искусственно была уничтожена в Московии, но чрез старца Артемия Троицкого продолжила свое развитие теперь уже в Украине, в новых условиях. 38 Из посланий Иоанна Вишенского явствует, что помимо Острога, Луцка и Люблина, он бывал во Львове и был тесно связан со Львовским братством. Также он имел какое-то отношение к монастырям Жидичинскому Свято-Никольскому в предместье Луцка, Уневскому Свято-Успенскому и Спасскому в Перемышльской епархии. 39 Вид Святой Горы Афон. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Вид Святой Горы Афон. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Древнерусская обитель св. Пантелеимона («Нагорный», или «Старый Русик») на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г. Древнерусская обитель св. Пантелеимона («Нагорный», или «Старый Русик») на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2015 г.   27 Иеромонах Игнатий з Любарова. Житие и жизнь преподобного отца нашего Иова//Великий Скит у Карпатах: у 3 т. Т. 1.: Патерик Скитський. Синодик. 2013. С. 45–46. 28 Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины XVIII в.//Афон и славянский мир. Сб. 1. Материалы междунар. науч. конф., посв. 1000-летию присутствия русских на Святой Горе. Белград, 16–18 мая 2013 г. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2014. С. 114–116.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Фрагмент дарственной надписи Иова Княгиницкого (Иезекииля Тисменицкого) на «Книге о постничествγь» свт. Василия Великого (Острог, 1594) Титульная страница «Книги о постничествγь» сет. Василия Великого (Острог, 1594) Гравюра «Свт. Василий Великий » из «Книги о постничествγь» (Острог, 1594) Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон» с картой афонских монастырей Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий (1550–1621) Святая Гора Афон. Гравюра XIX в. Святая Гора Афон. Гравюра, 1768 г. Вид со стороны афонской отшельнической келии. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения Проводы прп. Антония Печерского на Русь в афонской обители «Ксилургу». Худ. В. И. Нестеренко Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель св. Пантелеимона («Нагорный», или «Старый Русик») на Афоне, башня свт. Саввы Сербского . Фото Сергея Шумило, 2015 г. Икона всех Афонских Преподобных с картой монастырей Святой Горы. Румынский скит «Продром» на Афоне, 1859 г. Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне. Фото XIX в. Развалины древнерусской обители «Старый Русик» на Афоне. Фото нач. XIX в. Древнерусская обитель «Старый Русик» на Афоне, сев.-вост. сторона, 1744 г. Рис. В. Григоровича-Барского Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. «Апофазис» – акт антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. о низложении епископов, отошедших в унию Подпись игумена Афонского Пантелеимонова монастыря архим. Матфея под «Апофазисом» – актом антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. Начальные страницы переведенного о. Киприаном Острожанином в 1603 г. произведения митр. Гавриила Севира «Синтагматион» Запись о копировании о. Киприаном Острожанином рукописи в Остроге 12.02.1598 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этом афонский подвижник видит опасный отход от традиционного православного святоотеческого наследия и истинного богопознания: «вмсто богословия и внимания настоящго жития – прелести, хитрости человческия, лжи, щекарства и прокураций диаволского празднословия и угождения ся учат». 246 Как известно, 100 лет спустя подобные же причины побудят и молодого преподобного Паисия Величковского покинуть стены Киево-Могилянской академии и уйти на Афон в поисках истинных духовных знаний и мистического опыта святогорских старцев: «от внешнего учения я не ощущаю в душе никакой пользы, ибо, слыша в нем воспоминания часто эллинских богов и богинь и поэтические басни, от всей души возненавидел такое учение. А если бы и во внешнем учении наставники употребляли слова богоносных учителей Святой Церкви, наученых Пресвятым Духом, то ученики сподоблялись бы двойной пользы от духовной мудрости и внешнего учения. А поскольку, как написано в «Алфавите духовном», «ныне не от Духа Святого, но от Аристотеля, Цицерона, Платона и прочих языческих философов разуму учатся, и из-за сего окончательно ослеплены они ложью, заблудившись в разуме вне пути правого, и учатся только говорению словес, а внутри души у них мрак и тьма, вся же премудрость их лишь на языке», поскольку, по свидетельству сему, от такого учения не ощущая в душе своей пользы, к тому же и опасаясь, как бы от него, как со многими и случается, не впасть мне в развращение ума, я и оставил его», 247 – писал преподобный Паисий Величковский . Рукопись из архива Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, 328. L033325. Иоанн Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. На примере преподобного Паисия Величковского мы видим, как идеи и взгляды старца Иоанна Вишенского и через 100 лет влияли на умы отдельных подвижников. Цитируемый Величковским «Алфавит духовный» – это произведение младшего современника и, по сути, последователя старца Иоанна Вишенского – киевского митрополита-исихаста Исаии (Копинского), который в личной жизни пытался следовать примеру и наставлениям афонского отшельника-полемиста и также был последовательным сторонником его воззрений и идей. 248

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

До наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии: «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих» (1588) и «Извещение краткое о латинских прелестях...» (1588 – 1589), а также «Новина, или Весть о обретении тела Варлаама, архиепископа Охридскаго...». Остальные 13 написаны после унии 1596 г. и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению епископата и духовенства, отступивших от православия. При жизни старца опубликовано было только одно послание – «От святое Афонское горы скитствующих», вошедшее в изданный в Остроге в 1598 г. сборник с посланииями князя Константина Острожского и патриарха Мелетия (Пигаса). Остальные имели распространение лишь в рукописных вариантах. В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 г. обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому. Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потия «Оборона згоды...». Также перед поездкой на Украину по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римо-католического теолога-иезуита, придворного проповедника короля Сигизмунда III и ректора Виленской академии Петра Скарги (1536 – 1612). Среди прочих произведений старца наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...» (1599 — 1600), «Порада» (1599 — 1600), «О еретиках» (1599 — 1600), «Загадка философам латинским...» (1599 — 1600), «След к постижению и изучению художества...» (1599 — 1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым русином» (1608 — 1609), «Позорище мысленное» (1615 — 1616) и другие. Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599-1601 гг. авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». Скорее всего, сборник этот был подготовлен и передан в Украину между 1600 – 1602 гг. через о. Исаакия (Борисковича), посетившего в это время Афон.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

В смутные политические времена, в тисках экономических проблем, находясь на перепутье между Востоком и Западом, наш соотечественник нуждается в примерах духовной стойкости и активной жизненной позиции. Личностью , которая, безусловно, может быть ориентиром целостности и последовательности в своем служении народу и Церкви, является старец Иоанн Вишенский. При всей условности и схематизме параллели между нашим временем и концом XVI – началом XVII века ее позволительно проводить: тогда и сегодня человек стоял и стоит перед необходимостью выбора духовного пути и угрозой утраты связи с животворной силой традиции. СВ. Шумило взял на свои плечи большую, по интеллектуальной трудоемкости, научной и моральной ответственности, ношу. Создание жизнеописания старца и писателя-полемиста Иоанна Вишенского – задача сложная уже в силу скудости, точнее отсутствия прямых биографических источников, которые позволили бы в должной мере осветить подвижническую деятельность такой незаурядной личности и темпераментного защитника православия на украинских землях. В этих условиях автор, создавая полное жизнеописание выдающегося святогорца, пошел по пути, который наметил еще Иван Франко. Это – использование отрывочных сведений из произведений самого Иоанна Вишенского, а также информации, содержащейся в источниках, имеющих косвенное отношение к теме. Вместе с тем автор данной работы пошел гораздо дальше Ивана Франко в создании не только полной, но и, подчеркиваю, убедительной версии биографии старца Иоанна. Естественно, что в современном жизнеописании афонского подвижника использованы наработки ученых, появившиеся за последние сто лет. Но главное, конечно, – это привлечение новых источников, недоступных предшественникам С.В. Шумило, в частности, находящихся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. Как мне представляется, в результате автору книги удалось создать наиболее полное и убедительное жизнеописание Иоанна Вишенского. Хочу подчеркнуть: биография этого великого церковного деятеля полна так называемых «белых пятен». Реконструкция соответствующих периодов и ситуаций жизни в значительной мере затруднена. Однако автору удалось в высшей степени корректно воссоздать недостающие составляющие жизнеописания.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Руины в древнерусском скиту «Ксилургу» на Афоне до реставрации. Фото Сергея Шумило, 2013 г. Как видно, уход старца Иоанна Вишенского из Русика и Ксилургу (ок. 1610 года) мог быть вынужденным, поскольку именно в это время многих насельников русских святогорских обителей «от великого долга» турки подвергли тюремному заключению, а « церковь их, и келлии и монастырские стены разорены». Оставшиеся же на свободе иноки не имели даже продуктов для приготовления пищи. 178 Как уже отмечалось, в Русике, помимо иноков из России и Украины, подвизались также сербы и болгары. Бывали периоды, когда представители последних даже избирались игуменами монастыря. 179 Более того, славянские обители на Афоне всегда старались держаться вместе перед угрозой притеснений со стороны греческого большинства, оказывая друг другу братскую поддержку. Можно говорить о издавна существовавшем побратимстве и союзе между Русиком, сербским Хиландарем и болгарским Зографом. Основанием к этому могут служить сохранившиеся до наших дней договоры между Русиком и славянскими Хиландарским 180 и Алипиевым 181 монастырями на Афоне. Отдельно стоит упомянуть о договоре Русика с болгарским Рыльским монастырем от 6 июня 1466 года, в котором отмечается, что «оба монастыря едино». Согласно этому акту русская и болгарская обители обязывались поддерживать друг друга в трудные времена, пополнять братства обителей в случае оскудения, а также, при необходимости, выдвигать кандидатов на игуменство из среды своих братств, если таковых не будет в какой-то из этих обителей. 182 Архимандрит Леонид (Кавелин) , анализируя документ, пришел к выводу об имевшем место «соединении обоих монастырей под общим управлением». 183 А болгарский историк и палеограф Иван Дуйчев на основе этого акта считал неоспоримым факт существования давних тесных связей русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне с болгарским Зографским монастырем Святого Георгия, а сам Русик называл «центром русско-болгарских связей в период средневековья». 184 По всей видимости, в рамках имевшихся договоренностей между русским и болгарским монастырями старец Иоанн Вишенский и мог перейти в последний.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Этому вопросу он уделяет особое внимание. «Иноческаго чина не поруговайте, – пишет старец, – но и сами ся Богу молте, да в том чину жизнь свою скончаете, як же пръвые продки ваши, которие еще в благочестии ненарушеном были и милость Божию при соб близко мли... Если бы не было истинных иноков и богоугодников межи вами, уж бы давно, якож Содома и Гомора, жупелом и огнем у Лядской земли есте опопелли... Если бы вас иноки пред Богом не заступали, уже бысте давно с всею потхою своею мирскою изчезли и погибли». 312 Особо старец отстаивает отшельническо-аскетический способ монашеского подвижничества. «Позорище мысленное» – одно из последних известных произведений старца Иоанна, написанное им в пещерном затворе неподалеку от Зографа около 1615–1616 годов («составленное от инока, в пещере горе седящего и себе внимающаго»). 313 В этом сочинении, обильно цитируя Иоанна Лествичника , Григория Богослова , Симеона Нового Богослова , Григория Синаита , Исаака Сирина и других восточных отцов, старец утверждает, что «больше стосугубо пожиток Церкви, хвала Богу, заступлние сродству и общему естеству, стран, роду и языку от оного избтшаго инока из мира и в горах гнздящагося, нежели с ними общесвдворно пребывающего». 314 В пещерах Киево-Печерской Лавры. Мироточивые главы. Рис. Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г. В пещерах Киево-Печерской Лавры. Ближние пещеры. Рис. Абрахама ван Вестерфельда, 1651 г. Афонский отшельник. Фото нач. XX века Поясняя смысл отшельнического подвижничества, Иоанн Вишенский объясняет, что ушедший в затвор инок «роспинается за Христа или со страстьми и естеством борется и повседневную смерть страждет, по апостолу, да поборет диявола, с похотьми в плоти гнздящагося страстьми». 315 И потому «за единого, в горах и пещерах сдящего, руского инока, тысячю домалжных и в полатах упокоевающихся миролюбцев, мясоедов, роскошных мнихов латынских не промнил бым». 316 Главная цель жизни христианина, по Иоанну Вишенскому, – обретение спасения: «Не может никто никого врачевати альбо учити, если наперед себ не уздоровит и не научит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

С.В. Шумило Духовное наследие афонского старца Иоанна Вишенского Духовное наследие старца Иоанна Вишенского, несмотря на то, что его произведения широко известны благодаря особому вниманию со стороны светских писателей и исследователей XIX-XX веков, по сей день остается малопонятым с духовной точки зрения, а то и вовсе искаженным. Как уже отмечалось, до наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии: «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих» (1588) и «Извещение краткое о латинских прелестях...» (1588–1589), а также «Новина, или Всть о обретении тела Варлаама, архиепископа Охридскаго...». Остальные 13 написаны после унии 1596 года и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению епископата и духовенства, отступивших от православия. Обложка острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) При жизни старца опубликовано было только одно послание – «От святое Афонское горы скитствующих», вошедшее в изданный в Остроге в 1598 году сборник с посланиями князя Константина Острожского и патриарха Мелетия Пигаса. Остальные имели распространение лишь в рукописных вариантах. 267 В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 году обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам». Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потея «Оборона згоды...». Также по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римско-католического теолога-иезуита Петра Скарги. Среди прочих произведений старца, как уже отмечалось, наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...», «Порада», «О еретиках», «Загадка философам латинским...», «След к постижению и изучению художества...» (1599–1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым русином» (1608–1609), «Позорище мысленное» (1615–1616) и др. Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599–1601 годов авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Аеонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». 268

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

302 Иоанн Вишенский впервые среди украинских церковных авторов конца XVI – начала XVII веков обращается к образу Иерусалима, противопоставляя его Риму, и тем как бы предрекая восстановление неуниатской православной иерархии от Иерусалимского патриарха в 1620 году: «Где рекл законоположник сие слово апостолом, в Риме или в Иерусалим?... Не от Иерусалима ли, римлянине, сий глас к тебе притече, не и ты ли так между прочиими языки? Где рекл побдитель ада, в Рим или в Иерусалим ?. Како ты старйшею церков свою (рымскую) от иерусалимьской твориши, егда оттуда слово ко Рыму приплыне и жажду неврия твоего утоли и напои и насытитися своего доволства богатно дарова; «от Сиона бо, – рече Писание, – изыйде закон и слово господне от Иерусалима». А егда от Иерусалима, то како чин превращати смеши: главу в ногах, ногы же в главах поставляеши и предла, Богом водруженныя, прелагати дерзаеши?. Како ты, втвь сый, на корень, произведший и породивший тя, възимаешися, или, яко от единное, на матерь свою въстаеши и старйшим себе от матере своея быти себе являеши, – не явная ли то лож и гордост?. Почтоже ты, папо или латинниче, Христова учения смирения и кротости не учиши, но гордост языческую изучил еси, зане на Иерусалим смиренный, кроткий, нищий, подобие Христово носящий и учение въмщающий, гордостию, славою и богатством возносишися и величаеши?. Вы же, о православнии, не унывайте, аще бо и в земных мало что въскорбитися, но в небесных вчно угобзитеся. Не внимайте латинской лж пестроукрашенной, но в простот и истинн шествуйте, да с Христом и истинною в вки царствовати будете». 303 Апеллированием к образу Иерусалима старец подтолкнул и к возрождению идеологемы древнерусских киево-печерских книжников: «Киев – второй Иерусалим». 304 Уже под влиянием старца Иоанна к теме Иерусалима и его «киеворусской иконы» позже обратятся митрополиты Иов (Борецкий) и Исаия (Копинский), Афанасий Кальнофойский и др. Развивая эту идею, митрополит Иов свою Киевскую кафедру называет «новым русским Иерусалимом», а в окружном послании от 15 декабря 1621 года он призывает всех верных вновь обращаться «...до богоспасаемого града Киева, второго русского Иерусалима».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010