Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) был одним из выдающихся отечественных подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия в Украине в XVII веке. Еще при жизни он пользовался глубоким почитанием среди монашествующих Волыни и Галиции, называвших его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксирован даже в официальных соборных актах. Так Церковный Собор Киевской Митрополии, состоявшийся в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цвитущим». Значительно позже, уже в XIX в., писатель Пантелеймон Кулиш называл его «афонским апостолом». Прп. Иоанн Вишенский. Иллюстрация из книги С. Шумило. Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, оказав серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Жизнь и деятельность старца Иоанна совпала с трагическими событиями гонений на православие в Речи Посполитой, в связи с чем его усилия и послания были направлены главным образом на защиту православной веры. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты отеческой православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст. По словам Сергея Шумило, произведения прп. Иоанна легли в основу нового направления в украинской литературе XVII в. — полемического, получившего развитие после Брестской унии. На произведениях старца воспитывалось несколько поколений писателей, церковно-культурных и общественных деятелей в Украине. Претерпев «новое рождение» и неоднократные переиздания в XIX–XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях. Так благодаря писаниям афонского старца-отшельника XVII века уже в ХХ веке многие молодые люди в годы господствующего атеизма впервые приобщались к духовной сокровищнице православия и вере в Бога.

http://pravoslavie.ru/95525.html

Панорама Бреста. Гравюра Э. Дальберга, 1657 г. Как считал Иван Франко, это послание старца Иоанна было откликом на изданный в 1597 году акт антиуниатского Брестского собора о низложении отошедших в унию епископов, 98 подписанный игуменом Афонского Пантелеимонова монастыря отцом Матфеем. Поэтому, вероятно, что и составление послания происходило не без влияния настоятеля древнерусской обители на Святой Горе. «Апофазис» – акт антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. о низложении епископов, отошедших в унию Подпись игумена Афонского Пантелеимонова монастыря архим. Матфея под «Апофазисом» – актом антиунийного Православного Собора в Бресте 1596 г. Известно, что одно из первых своих посланий («В земли, зовемой Полосой...») Иоанн Вишенский передавал в Украину с Афона через некоего «отца нашего Сава». 99 В то же время среди монахов Русика известен «строитель» отец Савва, который в середине XVI века ездил через земли Украины в Москву за сбором пожертвований на обитель. 100 Еще раз некий «строитель» отец Савва упоминается в актах Русского Пантелеимонова монастыря в 1620-е годы, и тоже по случаю поездки через земли Украины в Москву за милостыней для Русика. 101 Не исключено, что это мог быть один и тот же человек, который не раз ездил с подобной миссией в Украину и Россию. 102 Говоря о Русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, стоит также обратить внимание на следующий факт: под 1619–1620 годами игуменом обители значится некий отец Киприан Русин. В частности, сохранился акт святогорского синаксиса за ноябрь 1619 года по поводу нарушения монахами Ксенофонта имущественных прав обители Дохиар. Под этим документом стоят подписи игуменов 14 афонских монастырей, и среди них подпись Κυπριανς Ροσος. 103 Вероятнее всего, этим отец Киприаном Русином был другой сподвижник старца Иоанна Вишенского – иеромонах Киприан Острожанин, также упоминавшийся в «Совтовании о благочестии» за 1621 год: «Послати до Константинополъскаго по благословение, помоч и раду и на Светую Афонскую гору послати, вызвати и препровадити преподобных мужей росов, межи иными блаженных Kvnpuяha и Ioaha пореклом Вишенского, и тамо обретающихся, в и цвитущих. Потреба ест духовная, абы и росов маючихся истинно ко добродтелному, посылати на Афон яко в школу духовную». 104

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этот период был тесно связан с Острожским центром книжников-традиционалистов старец-нестяжатель Артемий Троицкий, который, так или иначе, имел влияние на формирование взглядов молодого И. Вишенского. Под впечатлением рассказов старца Артемия о прп. Ниле Сорском, его странствиях на Афон и пребывании в древнерусском свягорском монастыре И. Вишенский мог загореться желанием и сам отправиться в далекую монашескую республику. Кроме того, именно взгляды прп. Нила Сорского, игум. Артемия и других «нестяжателей», критика ими монастырских землевладений, по всей видимости, отразились и на воззрениях И. Вишенского и его категоричном неприятии вырождения монастырей в крупные земледельческие имения-«фальварки». Таким образом, можно считать, что в украинском исихастском возрождении конца XVI – начала XVII вв. как бы сошлись две школы — непосредственно Афонская и «нестяжательская» школа афонита преподобного Нила Сорского, которая искусственно была уничтожена в Московской Руси, но чрез старца Артемия Троицкого продолжила свое развитие теперь уже в Украине, в новых условиях. Из посланий Иоанна Вишенского явствует, что помимо Острога и Луцка, он бывал во Львове и был тесно связан с Львовским братством. Также он имел какое-то отношение к монастырям Жидичинскому Свято-Никольскому в предместье Луцка, Уневскому Свято-Успенскому и Спасскому в Перемышльской епархии. Есть все основания считать, что прп. Иов (Княгиницкий) ходил в путешествие на Афон в сопровождении именно Иоанна Вишенского, как самого близкого своего друга. Учитывая эти обстоятельства, на основе Жития прп. Иова мы вполне можем восполнить недостающую важную деталь странствия будущего старца Иоанна на Афон. В частности, можно определить, что ушли оба подвижника на Афон около 1589-1593 гг. О том, что на момент Брестской унии 1596 г. Иоанн Вишенский давно уже был на Святой Горе подтверждает и он сам, сообщая в одном из своих посланий за 1597 г.: «Сам на той час у ваших краях несьм был». В некоторых из своих посланий старец Иоанн называет себя «скитствуяй в Святой гор» , что дает основание полагать, что какое-то время он подвизался при одном из святогорских скитов.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Книга снабжена обширным ссылочным аппаратом и будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся церковной историей, литературой и богословием. Афонский старец Иоанн Вишенский   Вступительное слово антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон Вступительное слово антипросопа Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон Старец Иоанн Вишенский вошел в историю прежде всего как ревностный защитник православной веры и святоотеческого наследия. Его эмоциональные послания проникнуты искренней любовью к древлему благочестию и заветам Отцов Церкви. Своеобразный стиль творений подвижника оказал влияние на развитие украинской полемической литературы конца XVI – начала XVII веков. Однако, несмотря на такую значимость для истории и культуры, фактически мало известно о становлении его личности как православного монаха, подвижника Святой Афонской Горы, оставившего мирскую суету ради Афонского безмолвия и внутреннего уединения во Христе. Стремясь буквально следовать заповедям евангельским, он материальному достатку предпочел нищету духовную, светскому образу жизни – суровый пещерный затвор, внешней мудрости – духовное возрастание в познании Божественной истины через смирение, послушание, молитву и аскезу. Именно из этой духовной сокровищницы он и черпал вдохновение для создания своих посланий, благодаря чему они сохраняют духовную актуальность и доныне. Говоря об Иоанне Вишенском как о полемисте, публицисте и писателе, необходимо осознавать, что, прежде всего, он – монах-святогорец, который ушел на Афон с твердым намерением никогда не возвращаться в мир и посвятить оставшуюся жизнь сопребыванию и общению с Богом. Монашеское послушание и духовное делание закалили его природную мудрость, открыли глубину духовного познания и воспитали способность богословствовать не от человеческого разума, но от истин Божественных Писаний, которые преломились в его личном духовном опыте и засияли полнотой ведения. Взяться за перо и вооружиться, как обоюдоострым мечом, обличительным словом его понудило послушание игумену и патриарху, через которых Сам Господь призвал его на духовную брань с ложью и заблуждением.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сегодня, 29 июля 2016 года, Церковь впервые отпразднует память преподобного 29 июля. ПРАВМИР. Канонизация преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) состоялась 28 июля 2016 года за Божественной литургией перед Успенским собором Святой Успенской Киево-Печерской лавры. Богослужение и чин прославления возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Его Блаженству сослужил сонм иерархов Украинской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и монахи со Святой Горы Афон. Чин канонизации состоялся после малого входа и последней панихиды, отслуженной Церковью по праведнику. Управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний огласил решение Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении монаха Иоанна Святогорца к лику святых. Митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Киево-Печерской лавры, зачитал краткое житие подвижника. Затем хор пропел тропарь и величание преподобному Иоанну Святогорцу, Блаженнейший митрополит Онуфрий благословил паству иконописным образом святого. В завершение чина канонизации Блаженнейший владыка, иерархи и священнослужители приложились к иконе преподобного Иоанна. Сегодня, 29 июля 2016 года (16 июля по ст.ст.), Церковь впервые отпразднует память преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского). Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим».

http://pravmir.ru/v-kieve-kanonizirovan-...

С.В. Шумило Иоанн Вишенский и древнерусский монастырь на Афоне. Русик как центр духовного просвещения В святорском Акте за 1016 год обитель Ксилургу (от греч. ξυλουργς – плотник, или древодел) значится как «монастырь Роса», а подпись ее игумена Герасима стоит 13-й среди 21 подписи всех настоятелей действовавших на тот момент афонских монастырей. 66 На сегодняшний день это первое известное письменное упоминание о древнерусской обители Успения Богородицы (Ксилургу) на Афоне. По преданию именно здесь подвизался родоначальник древнерусского монашества преподобный Антоний Печерский. 67 Из документов, хранящихся в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, известно, что к 1030 году Ксилургу имел статус Игуменария (акт 1), 68 а в указе византийского императора Константина IX Мономаха от 1048 года именуется Царской Лаврой (акт 3). 69 В подражание этой «материнской» обители, по всей видимости, преподобным Антонием и был основан на Киевских горах Печерский монастырь, также названный в честь Успения Божией Матери. 70 Проводы прп. Антония Печерского на Русь в афонской обители «Ксилургу». Худ. В. И. Нестеренко Именно древнерусский святогорский монастырь был тем духовно-историческим связующим звеном, тесно соединившим новопросвещенную Киевскую Русь и Святую Гору Афон. Из него преподобным Антонием Печерским впервые было перенесено и утверждено на Руси православное монашество. Помимо святого Антония обитель Ксилургу дала Руси и других подвижников и просветителей. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. Древнерусская обитель «Ксилургу» на Афоне. Фото Сергея Шумило, 2016 г. К XII веку обитель настолько часто пополнялась новыми насельниками из Руси, что, не вмещаясь уже в первоначальном монастыре, стала приобретать обедневшие и запустевшие келии и малые обители в округе. 71 В 1169 году при игумене Лаврентии обитель с разрешения Священного Кинота переехала на новое, более удобное место, в находящийся неподалеку древний монастырь Фессалоникийца во имя святого целителя Пантелеимона (ныне известный как Старый Русик, или Нагорный Русик), который к тому времени покинули греческие монахи. 72 На этом месте братство «Русика» просуществовало около 700 лет. Что же касается прежнего места нахождения обители – Ксилургу, то оно не осталось заброшенным. Монастырь был преобразован в скит, который остался в ведении «Русика». 73

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Именование в кругу учеников прп. Иова Княгиницкого новопреставленного о. Иоанна «великим старцем» и «блаженным» свидетельствует о том глубоком почитании подвижника, которое существовало как при его жизни, так и после смерти. Согласно сообщению того же инока Леонтия, к 1633 г. списки призведений старца Иоанна распространялись и хранились в киевских монастырях, в Вильно, в Могилёве, в Кутеинском монастыре, Манявском скиту и других обителях . Влияние сочинений и идей старца Иоанна прослеживаются на трудах и деятельности прп. Иова (Княгиницкого), прп. Иова (Желизо) Почаевского, Стефана Зизания, Исаакия Борисковича, Киприана Острожанина, Елисея Плетенецкого, митр. Исаии (Копинского), прпмч. Афанасия (Филипповича) Брестского, прп. Паисия Величковского и многих других. Всех их можно считать продолжателями дела, начатого старцем Иоанном Вишенским. И хотя послания старца Иоанна не получили массового распространения на официальном уровне, именно его идеи через каких-то 30 – 40 лет легли в основу идеологии казачьего национально-религиозного освободительного движения в Украине, начавшегося в 1637 – 38 гг., и особенно активно вспыхнувшего в 1648 г. под лозунгами борьбы за отеческую православную веру. Как отмечает И. Еремин, «сочинения Ивана Вишенского в свое время были широко распространены на Украине. В эпоху, непосредственно предшествующую народно-освободительной войне под руководством Богдана Хмельницкого, они сыграли большую роль: они будили сознание, воодушевляли к борьбе, вооружали... горячей любовью к родине». Новое возрождение забытого наследия старца Иоанна Вишенского и обращение к его произведениям началось уже в XIX веке. Так малоизвестный и непонятый многими современниками при жизни, старец Иоанн через свои пламенные полемические послания вновь восстал из небытия через 200 лет. И это его наследие не утратило своей актуальности по сей день. По меткому выражению Ивана Франко, «Вишенский всей своей жизнью доказал, что вера у него была не только искренняя, но вовсе и не бесплодная, потому что заполнила его жизнь деятельностью... Иоанн Вишенский может еще и нашему поколению служить примером твердости и стойкости характера, прямоты и ясности в выражении своих взглядов и цельности между убеждениями и целой своей жизнью».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=262...

Дарственная запись о. Исаакия (Борисковича) на дерманском «Октоихе» 1604 г. Итак, как видно, Иоанн Вишенский состоял в переписке с патриархом Мелетием, причем, вероятно, получал от него письма не единожды. При этом Вишенский уточняет, что связь со святителем он поддерживал через некоего «Исаака иеродиякона», посещавшего его на Афоне. Нет сомнения, что речь в данном случае идет об Исаакие Святогорце (Борисковиче), будущем епископе Луцком и Острожском. Сам о себе он свидетельствовал следующее: «Ученик есмь приснопамятнаго небожчика святейшого Мелетия, патриарха Александрейского. Седм лет в послушании ему послужих, и диаконский степень от святою руку его вьсприях... И в Святей Горе пятнадесять лет сотворих». 112 Таким образом, подробности о старце Иоанне патриарх Мелетий, скорее всего, впервые мог узнать от Исаакия Борисковича, поддерживавшего отношения с Острогом и князем Константином. Однако это не опровергает, а дополняет версию, что в отношении Иоанна Вишенского могли поступать просьбы и от Львовского братства, и от Острожского кружка, как и от самого князя Острожского. Поскольку послания Иоанна Вишенского уже неоднократно и подробно исследованы многими учеными, в данной работе мы не будем на них детально останавливаться. До наших дней сохранилось 16 произведений старца. Три из них были составлены до Брестской унии: «Писание до всех обще, в Лядской земли живущих» (1588) и «Извещение краткое о латинских прелестях...» (1588–1589), а также «Новина, или Всть о обретении тела Варлаама, архиепископа Охридскаго...». Остальные 13 написаны после унии 1596 года и посвящены, преимущественно, апологии православной веры и обличению епископата и духовенства, отступивших от православия. Титульная страница острожской «Книжицы» (в 10 разделах) с посланием старца Иоанна Вишенского «От святое Афонское горы скитствующих» (Острог, 1598) При жизни старца опубликовано было только одно послание – «От святое Аеонское горы скитствующих», вошедшее в изданный в Остроге в 1598 году сборник с посланииями князя Константина Острожского и патриарха Мелетия Пигаса. Остальные имели распространение лишь в рукописных вариантах.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В частности, Иоанн Вишенский пишет в 1598 году обличительное «писание к утекшим от православной веры епископам» – митрополиту Михаилу Рогозе и епископам Ипатию Потию, Кириллу Терлецкому, Леонтию Пелчицкому, Дионисию Збируйскому и Григорию Загоровскому Это послание написано как ответ на книгу Ипатия Потия «Оборона згоды...». Также перед поездкой в Украину по просьбе патриарха Мелетия он составляет на Афоне разбор книги польского римско-католического теолога-иезуита, придворного проповедника короля Сигизмунда III и ректора Виленской академии Петра Скарги (1536–1612). Портрет Петра Скарги (1536–1612) Среди прочих произведений старца наиболее известны «Обличение диявола-миродержца...», «Порада», «О еретиках», «Загадка философам латинским...», «След к постижению и изучению художества...» (все – 1599–1600), «Зачапка мудрого латынника з глупым Русином» (1608–1609), «Позорище мысленное» (1615–1616) и др. Портрет, подпись и печать еп. Ипатия Потия (1541–1613) Большая часть этих сочинений была объединена в составленный около 1599–1601 годов авторский сборник «Книжка Иоанна мниха, Вишенского, от Святыя Афонскиа горы в напоминание всех православных христиан братствам и всем благочестивым, в Малой России в Короне Полской жителствующим...». Скорее всего, сборник этот был подготовлен и передан в Украину между 1600–1602 годами через отца Исаакия Борисковича, посетившего в это время Афон. По мнению И. П. Еремина, «Книжка...» была передана старцем Иоанном для публикации Львовскому братству. 113 Однако в связи с имевшимися у святогорца разногласиями с братчиками она так и не увидела свет. Не исключено, что причиной отказа в издании было крайне оппозиционное отношение автора ко всему общественному строю Речи Посполитой. В частности, И. П. Еремин считал, что сочинения Иоанна Вишенского принадлежали к числу «pism uszczypliwych» (злоречивых сочинений), распространение которых в Речи Посполитой было запрещено и каралось законом. 114 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Долгое время творения старца Иоанна Вишенского имели хождение лишь в рукописном виде; они переписывались и распространялись в основном среди православных монахов. Ныне известно не менее 12 списков XVII – начала XX веков. 10 Одна из таких рукописей, переписанная в XIX в. с более древнего списка, хранится в архиве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. 11 На страницы отечественных изданий имя старца-полемиста впервые попало в 1845 году, когда было обнаружено и опубликовано упомянутое выше «Совтование о благочестии». 12 В том же году П. Строевым были изданы «Рукописи славянские и российские, принадлежащие купцу И. Н. Царскому» (1848), где он описал рукописный сборник, включавший и произведения полемиста. Затем в 1858 году СМ. Соловьевым было открыто несколько неизвестных сочинений Иоанна Вишенского. 13 Через два года, в 1860 году, А. Петрушевичем во Львове было опубликовано житие старца Иова (Княгиницкого), в котором упоминалось о старце Иоанне Вишенском как сподвижнике и близком друге преподобного Иова. 14 Еще через пять лет, в 1865 году, Н. Костомаровым в «Актах Юго-Западной России» были опубликованы еще четыре малоизвестных произведения афонского подвижника. 15 Это дало толчок С. Голубеву , И. Житецкому и другим текстологам к дальнейшим поискам и изданию рукописей старца. 16 Кстати, Иван Франко сумел возжечь в среде интеллигенции особый интерес к творениям святогорца-полемиста, не пресекающийся вот уже более 100 лет. Среди исследователей наследия Иоанна Вишенского также необходимо отметить работы таких авторов, как Н. Сумцов, В. Завитаевич, В. Щурат, A. Крымский, В. Перетц, М. Грушевский, М. Возняк, А. Белецкий, С. Цимбалюк, Д. Чижевский, Т. Скирда, П. Загайко, Ф. Шлем, С. Пинчук, В. Микитась, Л. Махновец, Д. Наливайко, В. Колосова, К. Яременко, B. Шевчук, Р. Лубкивский, Ю. Пелешенко, О. Неменский, О. Пидгайко, А. Александров, Н. Поплавская и многие другие. 17 Особая заслуга в издании трудов афонского подвижника принадлежит И. Еремину. 18 Иллюстрация Софии Караффы-Корбут к поэме Ивана Франко «Иван Вишенский», 1970-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010