Медаль «На присоединение русинов», изготовленная в Ватикане в честь Брестской унии 1596 г.: изображены папа Климент VIII и сцена приема понтификом Ипатия Потия и Кирилла Терлецкого Причину разделения христианской Церкви на Православную и Католическую старец усматривает в том, что римские папы стали стремиться к мирской власти более, чем к исполнению евангельских заветов. Обличает старец и стремление пап вводить в учение Церкви новые догматы . По мнению Ивана Франко, «главная сила полемики Вишенского, которая очень часто переходит в сатиру, лежит в его глубоком понимании этической стороны спора между латинянами и православными, а главная сила его таланта в иллюстрировании религиозных вероучений и общественно-политических отношений острыми примерами, подробностями и сравнениями, взятыми из реальной жизни. Это придает его писаниям намного большую историческую и литературную ценность, чем та, которую имеют хотя бы искуснейшие теологические полемики, вроде «Палинодии» Захарии Копистенского. Главную основу разлома между латинством и православием Вишенский видит в гордости латинян, и в первую очередь пап римских, которые ради своих чисто светских, политических целей на протяжении веков систематически подделывали все христианское вероучение и традицию древнейших Отцов Церкви и семи Вселенских Соборов, превратив религию в средство для духовного и политического порабощения народов. Ту основную примету латинской культуры, гордость и высокомерие, Вишенский вскрывает самыми разными примерами и изящными психологическими образами». 287 В ситуации, когда большинство епископов отпали в унию, старец призывает простой народ оставаться верным истинной Православной Церкви и твердо держаться ее, несмотря ни на какие гонения и притиснения: «спасайтеся врою; спасайтеся заповдми евангелскими; спасайтеся законом отческим; спасайтеся чистым и цломудрым житием! Пребудте в Церкви, пребудте во оград, пребудте в закон, пребудте во согласии, едности и любви». 288 На растерянность паствы, что епископат перешел в унию, старец Иоанн отвечает, что не отпавшие от православия «попы бо нас спасут, или владыки, или митрополиты, але вры нашее таинство православное с хранением заповедей Божиих – тое нас спасти мает... Бог же милостивый моления вашего не презрит, вам пастыра даст и объявит, которого приемши за пастыра». 289

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

76 История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 234, 241–244. 78 Архив Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. 328. L033325. Иван Вишенский. Зачапка мудраго латынника с глупым русином. 210 л. 81 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 1. Л. 70–71 об.; Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. С. 69; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 217, 219–220; Акты Пантелеимонова монастыря. С. XVI. 83 Российский государственный исторический архив (СПб.). Ф. 823. Оп. З. Д. 53; Apofasis//Ekthesis, albo Krótkie zebranie spraw, które sif dzialy na partykularnym, to jest pomiestnym ynodzie w Brzeciu Litewskim. W Krakowie, roku od stworzenia wiátá, 7104. A od wielenia Páná nászego Jezusá Christusá 1597. Str. 31–33; Апофазис, декрет Брестского православного собора//Памятники полемической литературы в Западной Руси//РИБ. Т.19. Кн. 3. СПб., 1903. Стб. 329–376; Боротьба проти та (Х – початок XVII ст.): Зб. К., 1988. С. 142–144; Тимошенко Л. В. Берестейська 1596 р. Дрогобич, 2004. С. 29–35. 85 Там же. Д. 63. Док. А000440. Грамота царя Феодора Иоанновича о приезде в Москву игумена Русика за милостыней (1592). Л. 1–1об. 86 Там же. Оп. 18. Д. 2. Док. А 000586. Фирман Махмудапаши (1569). Л. 1; Порфирий (Успенский) , архим. Указатель актов, хранящихся в обителях Святой Горы Афонской. СПб., 1847. 32–19; Азария (Попцов), иером. По поводу вопроса об Афонском монастыре святого Пантелеимона. Статьи «Любителя истины». СПб., 1874. С. 107–111; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 226–228. 87 АРПМА. Оп. 18. Д. 2. Док. А 000586. Фирман Махмудапаши (1569). Л. 1; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен... С. 226–227. 90 РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 2. Л. 82–83; РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 2. Л. 64 об. – 67 об.; Дuмumpujebuh С. М. Документа хилендарске архиве до XVIII века. Споменник Српске кр. akaдeмuje, 1922. С. 23, 27; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. Ч. I. СПб., 1858. С. 137–138; Мошин В. А. Русские на Афоне и русско-византийские отношения//Из истории русской культуры. Т. 2. Кн. 1. Киевская и Московская Русь. М., 2002. С. 315; ЧДОИР. М. 1871. Кн. 1. Отд. 2. С. 63–66; Акты Пантелеимонова монастыря. С. XVII; История Русского Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне с древнейших времен. Т. 4. С. 229–231.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Уже один этот факт свидетельствует о важности духовного подвига и наследия старца Иоанна, необходимости возрождения памятования о них как на общественном, так и на церковном уровне. Претерпев неоднократные переиздания в XIX-XX вв., его послания даже в советское время помещались в школьных учебниках и хрестоматиях по украинской литературе. Благодаря этому в годы господствующего безбожия в советской Украине многие еще со школьной скамьи могли узнать о Боге, о православии. Поскольку тогда не было свободного доступа к религиозной литературе, то полемические произведения старца Иоанна стали чуть ли не единственным источником, глотком духовных знаний. И это подлинное чудо старца. Даже через 300 лет после смерти он влиял на укрепление людей в вере. Хоть нам практически и неизвестна в деталях земная биография старца Иоанна, однако красноречивее любого подробного жизнеописания о подвижнике может свидетельствовать его духовное наследие. Как писал еще во времена советского атеизма В. Шевчук, «жизнь не забыла Вишенского, воскресив в памяти человеческой эту неординарную личность, перенимая из его произведений все доброе и светлое, что человека облагораживает и возносит. Она сплетает далекому страннику, будившему общественное сознание на рубеже XVI-XVII вв., надлежащий венец». 214   204 Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины. С. 127; Его же. Основатель Киево-Братской школы митрополит Исаия (Копинский) и его участие в возрождении православия в Украине//Труды Киевской духовной академии. К., 2015. 23. С. 146. 205 Еремин И. П. Иван Вишенский и его общественнолитературная деятельность//Иван Вишенский. Сочинения. С. 226–227 208 Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3-х т. М., 1953. Т. 2. С. 33, 132; Крип’якевич Богдан Хмельницький. К., 1954. С. 85. 209 Шумило С. В. Влияние Святой Горы Афон на духовную, культурную и политическую жизнь Украины. С. 127; Его же. Основатель Киево-Братской школы митрополит Исаия (Копинский). С. 146.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По мысли старца, внешние знания не дают «яким способом имет боголюбец предспти до истиннаго разума и которыми образы, длы, труды и подвиги, и которые знамения послдовати имют в совлечение втхаго человка приходящому изобразили, и гд есть конец, то есть достигшому в предл безтрастия, ознаймили, таже, достигши оного безстрастного пристанища, ожидати повеления от Бога на дло службы его, а не самому без помощи Божия выскаковати на герц, остерегли. Бо если бы хто что начинати хотл альбо и начинал, а без Бога, глаголят святыи, таковый не толко ни чтожь не успет, але еще в прелесть и ересь самозаконную впадет». 237 Поэтому многие святые отцы, пишет Иоанн, «аще и вншнее учение изучиша, но ничтоже о истинн от философского кичения навыкнути возмогоша, дóндеже сие обезчестиша и тснаго пути слдом разума Христова поидоша; его же обртше, тогда истинну навыкоша, смирение достигоша и наставници слпым и невдущим Бога и пути спасения быша». 238 Этим же путем богопознания призывает идти своих сторонников и старец Иоанн: «Аще убо кой тым слдом ко исканию безсмертное правды пойдет, изучит и обрящет прекраснйшую и свтозарнйшую правду, и узрит в ней прежде общаго воскресения воскресение и вся таинства». 239 О тех, кто, отдавая предпочтение внешним знаниям, гнушается истинной науки богопознания, он с горечью и сожалением отзывается: «бдници, простоты, смирения и беззлобия николи же навыкнути не могут». 240 Полемизируя по этому поводу, Иоанн Вишенский вопрошает: «Скажте ми, о премудрий, от ваших хитростей и художеств граматычных, диалектичных, рыторичных и философских, яким способом Христос простаком, ему послдующим, отверзе ум разумти писание?. Почерпте же от своея премудрости философское и открыйте ми тые врата, которие до разума духовнаго отверзаются». 241 По этой же причине старец Иоанн остро критикует отход и в православном школьном образовании от этой святоотеческой традиции. «Нын вы явно пострадали, егда есте на латинскую и мирскую мудрост ся полакомили, тогда есте благочестие стратили, во вр немощили и поболли и ереси породили, и в Него ж крестихомся прогнвали». 242

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Аще убо кой тым слдом ко исканию безсмертное правды пойдет, изучит и обрящет прекраснйшую и свтозарнйшую правду, и узрит в ней прежде общаго воскресения воскресение и вся таинства, их же язык, по Павлу, изгласити не может и не довлет и не постигнет. Аще же инако: паче же вншним учением правды таинство постигнути и навыкнути хощет и усилуется, во антихристову прелесть и гордость, идеже и латинский род заблудил, или во прочая ереси тоеж майстори художества князя мистра-диавола, сына геенскаго, блазнителя вка сего, въпадет, – от него же да вас сохранит Христос благословенною простотою. Аминь. Си бо святыи, аще и вншнее учение изучиша, но ничтоже о истинн от философского кичения навыкнути возмогоша, дóндеже сие обзчестиша и тснаго пути слдом разума Христова поидоша; его же обртше, тогда истинну навыкоша, смирение достигоша и наставници слпым и невдущим Бога и пути спасения быша». 255 В этом поучении старец Иоанн особое внимание уделяет исихастской практике непрестанной Иисусовой молитвы: «со вниманием непрескомое молитвы Иисусовы тиснутися, и плоть и кровь потом тла и подвигом мысльнаго внимания во бднии нощном, и дневном трезвнии, и присдний мстном и безмолвном увялити и изсушити». 256 В другом месте старец Иоанн, ссылаясь на Григория Синаита , более подробно описывает науку постижения Иисусовой молитвы и «внутреннего делания». «Тую тайну могу вам, и для других благоверных подвижников, мыслновоздушными духи, то есть бсы, боротися хотящих, открыта, – пишет старец Иоанн Вишенский. – Егда начнеш дло подвига своего, постом, молитвою, трудом и подвигом всегдашним, бдением во безмолвии, стрежися, абы еси не прочитал ни едино писание еретическое, ани толковые, даже и православные книги до времене оставь, только Исусову молитву дыханию твоему припрязи и борися с помыслы и прилоги, от лукавых духов непрестанно семых, яко мрак ум покрывающих, а то, – мовит, – да терпишь без лакомства книжнаго прочитання до того часу, ажь ум твой с Исусовым помыслом бсы поборет, тогда ти – глаголю – будет волно и свое книги читати и еретических книг касатися и лжу их, прозрвши, обличати». 257

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преподобный Иоанн Вишенский Иоанн Вишенский – православный монах-полемист (XVI–XVII вв.), живший на Афоне и в Речи Посполитой. Его учение о Церкви, в контексте защиты Православной Церкви и ее устройства от нападок представителей церкви Католической, является ценным и в наше время, поскольку выясняет истинность Церкви. В «Краткословном ответе Петру Скарге», иезуиту, Иоанн выделяет четкие критерии истинной Церкви. Эти критерии формируются именно в полемике с Католической церковью и с ее отношением к Православной Церкви на Украине на данном историческом этапе. Учение о Церкви Иоанна Вишенского носит полемический оттенок и является проекцией православного учения о Церкви через призму католического влияния на Православие на Украине. В учении о Церкви Иоанна Вишенского интересует вопрос истинности Церкви. Итак, критерии истинной Церкви: Истинная Христова Церковь будет ненавидима миром и теми, кто служит мирскому князю По таким признакам истинная Церковь Божия и будет узнаваться. Так преподобный Иоанн не только описывает истинную Церковь, но и показывает, как можно противостоять тем, кто восстает против Церкви. Рейтинг: 9.8 Голосов: 348 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Галина И. 12 октября 2020, 18:57 Александру. Простите меня, ув. Александр, за допущенную описку: вместо вас машинально обратилась к Владимиру, с которым до этого общалась в сети. Спаси, Боже. Галина И. 12 октября 2020, 07:44 Александр - Галине И. 9 октября 2020. Ув. Владимир! Простите, только сейчас открыла страницу. Вы приводите не мои слова, а слова из предисловия к статье. Я не знаю, кто вы по профессии. Но давайте не будем столь строгими и взыскательными к авторам статей, батюшкам. Я согласна с вами, что опубликованная статья о. Андрея вызывает ряд вопросов. Да и вообще многое непонятно, особенно, когда культивируются высказывания и мнения в основном почтенных " старцев " , которые являются обыкновенной интерпретацией мест Свящ. Писания или их автор.-м пересказом, цитированием. Оставим в молчании прочее. Мне нравятся труды современных, умных и образованных священников и тружеников на ниве Божией.Свежий подход.

http://pravoslavie.ru/134371.html

Икона Божией Матери «Игумения Святой Горы Афон» с картой афонских монастырей Обстоятельства и точная дата ухода отца Иоанна на Афон неизвестны. Однако учитывая, что он в Остроге состоял в близкой дружбе с преподобным Иовом (Княгиницким), то можем с уверенностью считать, что в путешествие на Святую Гору они отправились вместе. В Житии преподобного Иова, написанном его учеником иеромонахом Игнатием из Любарова, отец Иоанн Вишенский назван «другом его». 49 Сам же Иоанн в своем послании к преподобному Иову называет его «возлюбленным братом». 50 Оба они были сверстниками, знакомыми еще по службе у князя Острожского. По его поручению, по всей видимости, они и отправились вместе на Афон. Во всяком случае, период ухода их на Афон совпадает по времени. А поскольку в ту пору такие дальние странствия были не безопасны и сопряжены со всевозможными трудностями, то они не совершались в одиночку, но практически всегда в сопровождении близких и духовно единомышленных друзей. Поэтому логично и всего вероятнее, что преподобный Иов (Княгиницкий) отправился на Афон в сопровождении именно Иоанна Вишенского, как самого близкого своего друга. Учитывая эти обстоятельства, на основе Жития преподобного Иова мы вполне можем восполнить недостающую важную деталь странствия будущего старца Иоанна на Афон. В частности, из Жития известно, что на Святую Гору Иов (Княгиницкий) отбыл по поручению князя Василия-Константина Острожского вместе со святогорским иеромонахом Варлаамом для передачи пожертвований в ответ на «святых отец писание». 51 На Афоне Иов, как княжий слуга, был принят с честью и посетил многие монастыри, скиты и пустыни, где подвизались старцы, «яко ангелы безвещественны». 52 Впечатленный увиденным («видеше бо яко вторый рай» и «второ небо»), он окончательно осознал суетность светской жизни и возжелал остаться на Святой Горе, однако вынужден был возвратиться домой, дабы выполнить поручение князя и передать ему ответ святогорских старцев. 53 Прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий (1550–1621)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Принято решение о канонизации Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева) 20 июля. ПРАВМИР. Священный Синод Украинской Православной Церкви принял решение о причислении к лику святых известного афонского подвижника и ревностного поборника православия преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) и митрополита Иоанникия (Руднева), нетленные мощи которого были найдены в Киево-Печерской Лавре. Во время заседания Синода были также утверждены иконописные изображения и представленные проекты тропарей и кондаков святым ( журналы и 30 ). Почтение памяти преподобного Иоанна Святогорца (Вишенского) Священный Синод УПЦ установил 16/29 июля (старый/новый стиль), а святителя Иоанникия (Руднева), митрополита Киевского и Галицкого – 7/20 июня (старый/новый стиль), в день его преставления. Преподобный Иоанн Вишенский (1550-е – 1620-е гг.) – один из выдающихся подвижников, сыгравших важную роль в противостоянии польско-католической экспансии и возрождении православия на Украине в XVII веке. Еще при жизни его глубоко почитали монашествующие Волыни и Галиции, называвшие его с почтением «великий старец Иоанн Вишенский Святогорец». Факт церковного почитания старца Иоанна зафиксировали даже официальные соборные акты. Так, Церковный Собор Киевской Митрополии, прошедший в Луцке под председательством митрополита Иова (Борецкого) в 1621 году, в одном из своих документов от лица всей Церкви именует старца Иоанна «преподобным мужем» и «блаженным», «в житии и богословии цветущим». Старец Иоанн был сподвижником таких столпов православия, как прп. Иов (Княгиницкий) Тисменицкий и прп. Иов (Желизо) Почаевский, и оказал серьезное влияние на их духовный путь. Продолжателями наследия и дела старца Иоанна считаются известные подвижники и борцы с унией Исаакий Борискович, Киприан Острожанин, Исаия Копинский, Афанасий Межигорский, прпмч. Афанасий (Филиппович) Брестский и многие другие. На Афоне старец подвизался более 40 лет. Среди многочисленных заслуг подвижника, помимо ревностного отстаивания чистоты православной веры, стоит также назвать участие в основании Великого Манявского скита в Карпатах и возрождении афонских уставов в монастырях в Галицко-Волынском крае в XVII ст.

http://pravmir.ru/sinod-upts-blagoslovil...

Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола Ответом на такое обращение патриарха и стали первые полемические послания старца Иоанна, которые должны были подготовить почву (и последователей) для его приезда в Украину. Многие исследователи ошибочно считают, что Иоанн Вишенский не прислушался к пожеланиям патриарха, оставшись на Афоне. Однако такая трактовка в корне неверна. Необходимо учитывать, что в монастырях и скитах Афона не разрешается самовольного отлучаться из обителей без благословения настоятеля и духовника. Не пройдя при монастыре необходимого срока монашеского искуса, послушания и отсечения собственной воли, отец Иоанн не мог на свое усмотрение удалиться со Святой Горы, даже если его об этом просил сам патриарх. Но он мог принести не меньше пользы для отечества, как раз оставаясь на Святой Горе, своей литературной деятельностью. И, как показала практика, именно это выбранное старцем направление оказалось наиболее духовно плодотворным. Свт. Мелетий I Пигас (1549–1601), папа и патриарх Александрийский, местоблюститель Константинопольского патриаршего престола До сих пор остается нерешенным вопрос, откуда патриарх Мелетий мог узнать об афонском отшельнике-скитнике из Украины? Некоторые исследователи предполагают, что, возможно, это могло быть из-за просьбы Львовского братства к патриарху. Не исключается также инициатива Острожского кружка и, в частности, уже упомянутого отца Киприана Острожанина, посещавшего патриарха Мелетия в 1597–1598 годах для согласования антиунийных действий и в тот же период совершившего поездку на Афон. 109 Не отвергая обеих версий, все же, думается, правильнее искать ответ в самих произведениях Иоанна Вишенского. Так в «Краткословном ответе Феодула Петру Скарге» старец уточняет, что «яко от Александрии, повелением святейшаго Мелетия патриарха александрийскаго, списанием Исаака иеродиякона, во Святую гору сию Скаржино счинение прислася и отвещати правду против лжи, без баснословия, риторского ухищрения, просто, евангельски, повелеся». 110 Здесь же старец объясняет и причины, по которым обратился к нему патриарх: «занеже патриарха лядскако языка сам ведом не есть , посла сего ко мне во Святую гору и повеле только лжу изъявити... Еднако мне повеленное, от архиерея Божия послушав, паче же естественною любовию...». 111

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«К вам, стаду православному, христианскому роду, мовлю: будте готови отлучитися от того погибелного антихристова и содомскаго рода, да есте истинною новый Израиль, а не с поганци погане», 295 – воодушевленно призывал старец Иоанн. «Имйте убо вру и надежду в Бога жива крпку и непоколбиму! На панов же ваших руского роду, на сыны человческия, не надйтеся! В них же нст спасения. Вс бо Бога живаго и вры яж в него отступили, прелести же еретической, любви духа тщеславного, жизнелюбию и лихоимству ся поклонили. В нихже не благоволит Господь... Тмже да отступит от неправды всяк именуяй имя Господне. Будите убо готови на приятие Исуса, который нын у вашей земли нмае где главу подклонити». 296 Одной из главных тем в посланиях старца Иоанна красной нитью проходит призыв к покаянию: «Покайтеся убо, вс жители тоя земли! Покайтеся, да не погибнете двоякою погибелию, и вчною и дочасною, от скораго гнва Божия нагло!». 297 Первый греко-католический митрополит Михаил Рогоза (1540–1599) Причиной и поводом к покаянию старец называет то, что в обществе «въмсто зась суду и правды несправедливост, лъжа, крывда, прехитреня, препрене, потвар, лицемрие, лест и кгвалт антихристов владет. Въмсто зась вры и надежди, и любви безврство, отчаяние, ненавист, завист и мръзоствладет. Въмсто зась цломудрънаго жития конечное вшетеченство, плюгавство и нечистота скверная владет». 298 Даже полемизируя с отпавшими в унию иерархами и критикуя их жесткими словами «горькой правды», он не презирает их, но с любовию взывает к покаянию: «Но, о возлюбленнии, – обращается старец Иоанн Вишенский к принявшим унию митрополиту Михаилу Рогозе и другим архиереям, – вруйте, вруйте, яко будет суд, и страшный суд, и так страшный, яко и нын, егда бы ся вам очи сердечные отварили, устрашившися Судии страшнаго виднием, бгали бысте голы, як мати вас народила, от тых бискупств и от титулу того и санов тых, которых есте в Рим наздобывали, за шматину или вхоть бы есте не вмнили! Але што ж, коли вмстити мир и его любов и державца оного вам не попустит.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010