В наст. время И. Б. считается также возможным автором (см.: Witte. 2004; McGinn. 2006) соч. «Traktat von der Minne» (Трактат о любви) на средневерхненем. языке, представляющего собой комментарий к новозаветному высказыванию «Бог есть Любовь» (1 Ин 4. 16); трактат опубликовал К. Ру ( Ruh K. Traktat von der Minne: Eine Schrift zum Verständnis und zum Verteidigung von Meister Eckharts Metaphysik//Philologie als Kulturwissenschaft: Studien zur Literartur und Geschichte des Mittelalters/Hrsg. L. Grenzmann. Gött., 1987. S. 208-229). Все труды И. Б. объединяет близкое знакомство как с наследием блж. Августина и др. отцов Церкви, так и с работами современных ему теологов, в частности всех крупных представителей «древней» и «современной» школы теологии августинцев (И. Б. прямо или косвенно ссылается на сочинения 27 представителей августинизма (Александра из Сант-Эльпидио, Григория Риминийского , Иакова из Витербо, Иоанна Кленкока и др.) и 25 средневек. авторов-неавгустинцев - Trapp. 1956. P. 245-249). Это позволяет совр. ученым вслед за Д. Траппом называть сочинения И. Б. «воротами для исследования и изучения новой августинской теологии» (Ibid. P. 249; ср.: Witte. 2002. S. 459; Idem. 2004. P. 308). Характерной особенностью стиля И. Б. было дословное цитирование с точными отсылками на конкретное место в тексте оригинала ( Trapp. 1956. P. 249). Основные тексты И. Б. имеют весьма строгую, «геометрическую» структуру (Ibid. P. 242): каждый «вопрос» открывается «основными доводами» (rationes principales), далее следуют «замечания» (notabilia), задачей к-рых является прояснение используемых при решении вопроса терминов, затем идут собственно «решения» (conclusiones), сопровождаемые проясняющими их содержание «короллариями» ( Trapp. 1954. P. 417). Э. П. К. Богословие Представленное в комментариях к «Сентенциям» и в теологических «вопросах» богословское учение И. Б. в целом характеризуется строгим следованием сложившейся к XIV в. августинской традиции и «общему мнению» (sententia communis) предшествующих церковных учителей и теологов ( Trapp. 1956. P. 243, 245). Среди богословских авторитетов первым был блж. Августин, к-рого, по подсчетам Траппа, И. Б. цитирует в сочинениях более 800 раз (Ibid. P. 243). В число наиболее часто цитируемых И. Б. представителей средневек. схоластики входят Эгидий Римский , Фома Страсбургский, Григорий Риминийский, Фома Аквинский , Генрих Гентский , Иоанн Дунс Скот . По мнению исследователей, И. Б. знал мнения древних отцов Церкви не только по средневек. подборкам цитат, но читал их полные сочинения, что указывает на его образованность ( Zumkeller. 1964. S. 233; ср.: Trapp. 1956. P. 243).

http://pravenc.ru/text/469820.html

Он писал к ним столь ласково и учтиво, что патриарх и другие некие отцы были письмом его довольны и склонялись на его сторону: но прибытие послов с Базельского собора в Константинополь остановило успехи папские; потому что базельцы и более, и ревностнее обещались взойти в дела греческие: да и послы папские обличены были тогда во лжи 14 . Ибо сии паписты, прибывши в Константинополь, распустили слух, будто бы собравшиеся в Базель на собор вступили в междоусобие, что всё там клонится к возмущению, и что никто никого не слушает, и много насказали прочего: но прибывшие из Базеля послы сей слух уничтожили, себя оправдали и правду слов своих засвидетельствовали особами, бывшими с ними в Базеле на соборе, из греков. И таким образом, базельцы восторжествовали и дело довели до того, что как духовных многих, так и светских, в числе коих находился и сам император, склонили на свою сторону; и греки уговорились в начале октября месяца к ним отправиться: а потому и начали поспешно готовиться на собор. Ибо и так уже в сих переговорах прошёл целый почти год. 15 Император Иоанн Палеолог Иосифу Цареградскому Патриарху, находившемуся тогда ещё 16 в нерешимости в рассуждении отъезда на собор, настоит, сколько возможно, поспешить послать письма к прочим патриархам и призвать или их самих на собор, или, ежели не благоволят сами, то чтоб прислали своих наместников и других священных особ. И когда патриарх один только был в нерешимости, то Иоанн, посланник Базельский, приметя, что патриарх честолюбив, приступил к нему с той стороны, с которой, как он не обманулся, мог уловить его 17 . Он ему часто говорил о путешествии по Галлии, представлял, колико-то он будет славен, ежели там себя покажет, колико-то его уважат отцы, сошедшиеся на собор, как-то все искать будут его благоволения, как-то все слова его с подобострастием принимать станут, и что его мнениям все последовать будут, и наконец, что он высокий свой разум 18 , достоинства, таланты и важность свою во всём сиянии покажет на соборе. Патриарх, сими приятными его честолюбию словами восхищён будучи, с охотою начал приуготовляться в путь, о коем прежде столь много сомневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

На капитуле обсервантов в Болонье (1431) И. К. был назначен генеральным визитатором францисканских мон-рей. Тогда же он вступил в полемику с испан. обсервантом Фелипе Бербегалем, который ратовал за возрождение идеалов Франциска Ассизского и за отмену компромиссных добавлений, внесенных в устав францисканцев Мартином V. В 1432 г. Ф. Бербегаль, тезисы к-рого были близки к учению «малых братьев», был предан суду инквизиции. В 1437 г. Лоренцо Джустиниани, патриарх Венеции, пригласил И. К. для проведения следствия по делу о членах братства иезуатов , к-рых обвиняли в использовании еретического соч. «Зерцало простых душ» Маргариты Поретанской (иезуаты были оправданы). В июне-июле 1439 г. И. К. принял участие в заседаниях Ферраро-Флорентийского Собора . В кон. 1439 г. он совершил путешествие в Палестину для ознакомления с деятельностью францисканской кустодии Св. земли (с 1437 визитатор францисканского вик-ства Восток). В нояб. 1439 г. на Базельском Соборе был избран антипапа Феликс V (герц. Амедей VIII Савойский). И. К. участвовал в переговорах в Милане с герц. Филиппо Марией Висконти, чтобы он отказался от поддержки антипапы (герцог был женат на дочери Амедея VIII Савойского). И. К. провел в Милане 2 года, проповедуя и управляя обсервантскими монастырями герц-ства. В 1442 г. И. К. присутствовал на капитуле обсервантов в Ассизи, по решению к-рого был направлен для визитации монастырей во Франции и в Германии, а также как папский легат для переговоров с герц. Бургундии Филиппом III Добрым, к-рый поддерживал антипапу Феликса V. В нояб. 1442 г. он встретился с католич. св. Колеттой , к-рая провела реформу жен. монашеского ордена кларисс , и договорился о подчинении реформированных мон-рей руководству обсервантов. После переговоров с герц. Филиппом III провел провинциальный капитул обсервантов в Брюгге и убедил настоятелей бургундских монастырей поддержать папу Евгения IV. Иоанн Капистранский. Скульптура на колонне Св. Троицы в Оломоуце. Между 1716 и 1754 гг. Иоанн Капистранский.

http://pravenc.ru/text/471280.html

В 14-м в. императоры греческие, теснимые оружием турок, также прибегали к силе пап и предлагали церковное соединение. Но требование Андроника Младшего – дело решить Собором всех Патриархов не принято папою Венедиктом XII, а подобное же требование Кантакузена не исполнено по причине скорой смерти папы Климента VI. Тщетно и Иоанн Палеолог подавал лично Урбану V письменное исповедание веры Римско-Католической; он не мог никого, кроме одного себя соединить с папою 142 . В 15-м в. другой Иоанн Палеолог, искавший помощи против турок, и папа Евгений IV, желавший, усилив свой Собор восточными, противопоставить его Базельскому, ревностно старались о соединении на Соборе Флорентийском (1438 г.). Император непременно хотел дело кончить каким-нибудь миром, а прибывшим с ним на Запад грекам оставалось или возвратиться в отечество без всех необходимых средств, или принять унию. Таким образом подписавшие соединение подписали большею частью против воли, а частью в надежде получить от папы деньги или достоинства 143 . Обещались признавать первенство папы, читать символ с прибавлением и верить чистилищу. Впрочем, большая часть греков в последствии раскаялась, а Патриарх Митрофан, за приверженность к латинству, был предан проклятию Собором прочих Патриархов, 1443 г. 144 . По взятии Константинополя турками (1453 г.), соединение Востока с Западом затруднилось еще более, и внимание Запада обратилось преимущественно на Церковь Российскую 145 . Действие Западной Церкви на Российскую § 35. Российская Церковь , будучи в зависимости от Греческой, с ранних времен подверглась действиям Церкви Западной, или лучше – пап. При святом Владимире действия сии не столь ясны, как в последствии, особенно с начала 13-го века. В том же году, когда взят Константинополь, папа Иннокентий III убеждал к соединению своему Романа Мстиславовича, князя Галицкого, обещав ему титул короля и, силою меча Петрова, покорение городов. Но князь, надеявшийся более на свой меч, отверг предложение 146 . По взятии Цареграда, папа писал и к духовенству Российскому, указывая на пример империи Греческой. Прислан был кардинал для увещаний, но пастыри Российские не вняли им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 7, 2007 год Популярная биография Иоанна Златоуста Рудольф Брендле. Иоанн Златоуст. Проповедник, епископ, мученик/пер. с нем. Д. Бумажнова. (Серия «История Церкви»). - М.: Библейскобогословский институт св. апостола Андрея, 2006. 208 с. Тираж 1000 экз. Рудольф Брендле - профессор, преподаватель Нового Завета и истории Древней Церкви Базельского университета. Почти 30 лет он посвятил изучению жизни и творчества Иоанна Златоуста. В 1999 г. итогом этих штудий стала предлагаемая книга, по словам автора, «предназначенная для широкой публики». Вскоре она была переведена с немецкого на французский и английский языки, а сейчас мы имеем возможность познакомиться с ней на русском языке. Иоанн Златоуст - важнейшая фигура не только для истории Церкви IV-V вв., но и всей поздней античности. Крупнейший христианский теолог и писатель эпохи Вселенских Соборов, он был и ярким представителем своего времени - времени торжества и утверждения христианства. Литературное наследие Иоанна составляет более 20 томов, его сочинения пользуются авторитетом вплоть до нашего времени, Литургия Златоуста служится почти каждое воскресенье, его икона находится в тысячах православных храмов. Сочинение Брендле сочетает рассказ о жизни Иоанна Златоуста, изучение его богословского и литературного наследия и, наконец, изображение непростого позднеантичного мира, в котором жил и творил этот отец Церкви. Книга состоит из трех разделов, посвященных жизни и творчеству Иоанна в Антиохии, в Константинополе и в изгнании. Биография Иоанна читается на одном дыхании; смеем надеяться, она понравится не только любителям духовного или исторического чтения, но и тем, кому нравится находить в прошлом отзвуки настоящего. Жизнь Иоанна в этом отношении - просто находка. Перевод выполнен на очень высоком уровне прекрасным литературным языком, но у книги в целом есть ряд недостатков. Из огрехов, допущенных в русском издании, можно назвать странную ссылку на дореволюционный перевод Аммиана Марцеллина (ведь есть то ли два, то ли три его исправленных переиздания, выпущенные в 1990-х гг «Алетейей»); письма императора Юлиана почти 40 лет назад переведены Д. Е. Фурманом и опубликованы в «Вестнике Древней Истории» (1970, 1-3), а о них говорится как о «не переведенных». Начисто игнорируется отечественная традиция изучения жизни Златоуста, но все это не умаляет достоинств этой работы. «Иоанн Златоуст» - отличный пример того, как следует писать историю жизни и творчества великих людей. Алексей Пантелеев

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/7/17...

Должно сознаться, что и было чему вскружить голову римского первосвященника. Независимое положение его кафедры, опора, которую он находил в религиозности юных германских народов, сменивших на Западе скептиков-римлян, – все клонилось и направлялось к его политическому возвеличению. Карл Великий получает императорский венец из рук папы Льва, Адриан II пишет Карлу Лысому: «Я решился вас признать императором» etc., а Григорий VII уже видит у своих ног строптивого Генриха IV в убранстве кающегося и молящего о помиловании 442 . В области церковной успехи папства столь же постоянны и велики. С помощью подлогов, сначала малых, боязливых, затем больших и нахальных, римскому приматству дается совершенно новая окраска и новая подкладка; «Исидоровы декреталии» мало-помалу – то, что когда-то пряталось в тени, – не только смело выходит на свет Божий, но защищается даже лицами выдающимися по уму и святости, но вовлеченными в обман (Фома Аквинат). Мнение необязательное превращается в учение Церкви, а затем и в догмат, уже необходимый для спасения. В IX столетии Фотий, отлученный папой, отвечает ему тем же; а в XIII столетии предатель Иоанн Векк 443 поминает в Св. Софии «господина своего» папу Григория. В XV-м, во Флоренции, Восточная Церковь , в лице отступников иерархов и императора, продает себя за обещание помощи против турок и принимает торжественно унию! Можно ли было не возгордиться, не принять себя действительно за викария Христа? «Eris sicut Deus» 444 , – нашептывали ему льстецы. Превращение мнения в догмате шло таким образом логично и неудержимо, софизм развивался фатально. После Николая I, Григория VII, Иннокентия III, – должен был явиться Пий IX, как после Исидоровых декреталий должны были явиться декреты Ватиканского собора. На Констанцском и Базельском соборах еще утверждается, что собор выше папы (это было доказано фактически низложением пап); на решение папы допускается апелляция или к папе более сведущему (ad Papam melius informatum), или к собору 445 ; но курия идет неудержимо к своей цели, догмат непогрешимости мало-помалу начинает получать определенную форму.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

На Ферраро-Флорентийском соборе вопрос о соединении Церквей занял центральное место. Предложенная правящими византийскими кругами, во главе с императором Иоанном VIII Палеологом, уния с Римом была ценой, за которую Византия надеялась получить военную помощь Запада против турок-османов, фактически уже подступивших к самой столице империи. Император был уже данником турецкого султана и видел перед собой неминуемую угрозу окончательной гибели империи. После долгих предварительных переговоров, которые с лета 1434 г. представители императора вели с заседавшим в это время Базельском собором, Иоанн VIII, отчаявшись найти спасение иным путем, решил пойти на унию с Римско-Католической Церковью. Выехав в 1437 г. из Константинополя, император отправился, однако, не на Базельский собор, а к папе Евгению IV, который вел с собором серьезную борьбу. Летом 1437 г. собор предложил папе явиться в Базель на суд по ряду предъявленных ему обвинений. В ответ папа опубликовал буллу о переносе собора в Феррару, где он рассчитывал стать хозяином положения, тем более, что в перспективе имелся такой шанс, как уния с греками. Этой сложной обстановкой и воспользовался император, решившийся пойти на унию, но стремившийся добиться за это от папы возможно больших уступок. Было очевидно, что позиции Евгения IV слабее, чем у Базельского собора, что папа более заинтересован в достижении соглашения, и потому от него можно было ждать большего. Споры между папой и собором в Базеле привели к новому расколу, часть прелатов во главе с председателем собора кардиналом Чезарини переехала в Феррару. 8 января 1438 г. папа открыл в этом итальянском городе собор, на котором должен был решаться вопрос об унии Церквей. На соборе присутствовали представители Константинопольской Церкви, прибывшие вместе с императором Иоанном VIII и Константинопольским патриархом Иосифом. В их числе были представители и трех других восточных патриархов (сами они отказались поехать), до 20 архиереев, клирики Софийского собора и несколько ученых богословов. Прибыли представители из Валахии и Грузии.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В это время определили свое отношение к конфликту и влиятельнейшие католические страны: Франция и Германия, причем они стали в общем на сторону базельцев (Буржское собрание и «прагматическая санкция» 7. VII. 1438 и примирительный «нейтралитет» Германии, Майнский рейхстаг 26. III. 1439 с принятием реформационных базельских декретов, наконец, хлопоты всех зап. стран об устройстве нового общего собора). Во всяком случае о признании Флорент. собора не было и речи, и папа оставался изолированным вместе с завлеченными им греками. При этом глубоком расколе западной церкви смешно и фальшиво звучали речи об унии. В 32 засед. 16 мая 1439 г., как бы в предупреждение соответствующих определений Флорентийского собора, было еще раз определено, что veritates fidei catholicae суть: 1) вселенский собор выше папы; 2) папа не может ни перенести, ни отменить, ни распустить вселенского собора, 3) отрицающий это есть еретик (Hefele, VII, 778–9), а в 34 заседании 25 июня 1439 г. папа был объявлен низложенным по суду. Таким обр., в то время как во Флоренции подписывалась уния с греками, базельским собором, представлявшем, во всяком случае, значительную часть зап. церкви, во-первых, вовсе отвергались полномочия папы и его собора, и, во-вторых, догматически отвергалось, как ересь, учение о первенстве папы, провозглашенное на Флорентийском соборе. И это то, даже в свое время оспариваемое, Флорентийское определение было воскрешено в наши дни Ватиканским собором и вошло в качестве основания в его определение. 60 Оно составлено в очень неточных, образных и не чуждых двусмысленности выражениях 61 , и было навязано грекам уже в конце долгого собора, без достаточного обсуждения. Характерно, что Иоанн Рагузский в ответе Виссариону признавал власть папы над епископами как своими викариями, ибо ап. Петр якобы поставлял по местам патриархов, митрополитов и епископов, причем ссылался в доказательство на подложное псевдоисидорово место из Анаклета, а закончил ссылкой опять-таки на подложный текст 6 канона I Ник.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

К гуситам пристали многие богемские граждане и дворяне. Предводителем их был некто Иоанн (Ян) Жижка. Он с 40000 приверженцев укрепился на одной горе, которую назвал Фавором (отсюда название гуситов табориты), и начал ожесточенную борьбу с поборниками латинства. Вскоре борьба приняла громадные размеры. В 1419 году умер богемский король Венцеслав. Наследником его был император Сигизмунд, но богемцы отказали ему в присяге за его «вероломство» в деле Гуса. Таким образом, поднялась вся Богемия. Папа Мартин V посылал в Богемию несколько крестоносных ополчений, но ничего не достиг. Гуситы с успехом отражали все нападения. Второй предводитель их (с 1424 г.), Прокоп Большой, своими победами над крестоносцами наводил ужас на соседние страны. В таком положении находились дела до открытия Базельского собора (1431 г.), который, между прочим, принял на себя заботу примирить гуситов с Церковью путем переговоров и уступок. К этому времени в своих реформаторских взглядах гуситы распались на две партии. Одни из них, более умеренные, соглашались на примирение с Церковью, если только будет введено причащение под обоими видами, будет дозволена проповедь на родном языке, у клира будут отобраны церковные имущества и учрежден будет над ними строгий церковный суд. Такие гуситы известны под названием каликстинов (от calix – чаша) и утраквистов (от utraque – оба). Другие гуситы (табориты собственно), в своем ожесточении против Римской Церкви дошедшие до фанатизма, требовали, кроме того, уничтожения иконопочитания, отмены тайной исповеди и тому подобное. Базельский собор пригласил для переговоров гуситских депутатов, которые и явились (1433 г.) в числе 300. Продолжительные совещания не имели успеха; гуситы отправились домой. Собор послал вслед за ними посольство с предложением уступок; именно, собор соглашался выполнить четыре требования ка­ликстинов. Последние поэтому и присоединились к Церкви, хотя недолго пользовались выговоренными уступками. В 1462 году папа Пий II объявил все уступки, сделанные им Базельским собором, недействительными, после чего каликстины только тайно приобщались под обоими видами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10. Было бы возможно сказать здесь еще много из богословия святого Иоанна Дамаскина , ибо богатство богопреданного богословия святых отцов неисчерпаемо, но мы не будем дальше распространяться. Ограничимся только напоминанием, что возможно бы было еще говорить о месте Богородицы в небесной «Церкви перворожденных» (D:2), и о ходатайстве Ее за Церковь на земле (С:8:16), и вообще о месте Богоматери во всей Церкви, которая есть Тело Сына Ее, от Которого Пресвятая Мать неотделима («ибо нет расстояния между Материю и Сыном» – D:4), а также и о том, как Богородица есть «добротворитель всей природы» и всей твари (А:1; В:2; С:11:16), и еще о том, как Ей поклоняется вся тварь как – «Царице, и Госпоже, и Владычице, и Богоматери, и воистину Богородице» (В:12; С:14). Сколько еще можно было бы сказать о Пресвятой Богородице из богослужений нашей Святой Церкви, в которой столь много гимнов составил именно святой Иоанн Дамаскин ! 772 И сколько еще из самой жизни Церкви, из ее вечного и повседневного опыта! Воистину честь, и величание, и слава, и благодать Пресвятой Богоматери в Православной Церкви не кончаются никогда. Ибо «честь, воздаваемая Ей, восходит к воплощенному из Нее Сыну» (ПВ IV:16; В:14). И не только честь, но и все другое, а прежде всего правильная вера (ρθο-δξα) и благочестивое поклонение (προσκνησις), имеющее всегда своим центром «великое благочестия таинство» Боговоплощения (ср.: 1Тим.3:16 ). Ибо вся тайна о Пресвятой Богородице сводится к «тайне Христовой» – тайне «из всего нового самой новой и единственно новой под солнцем» (ПВ III:1; А:2; В:9). Архиепископ Венский и Австрийский Нафанаил (Львов). О латинском догмате непорочного зачатия 773 Недавно вышла в свет книжка А. Мерзлюкина, разбирающая латинский догмат непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Книга эта дает большой материал, но ее недостатками являются неспокойствие в изложении предмета и некоторые фундаментально грубые исторические ошибки, допущенные особенно в начале книги. На с. 16 именуется святым известный церковный историк епископ Кесарийский Евсевий, бывший, как известно, арианином. На с. 12 именуется святым даже Трифон-иудеянин, с которым вел спор святой Иустин Философ . На с. 23 Базельский латинский собор смешивается с собором Ферраро-Флорентийским. Мы считаем необходимым указать эти ошибки в православном органе, чтобы последующими католическими критиками они не были бы приписаны православному богословию в целом.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010