Глава 14 Об унынии, то есть безделии Самое предпочтительное деяние, самая святая работа, более всего душеполезная и боголюбезная – молитва и пение псалмов, происходящие в храме Господнем. Я могу даже сказать без всякой лжи, что это Ангельское, а не человеческое занятие. То песнопение и хвала, которыми славословят святые Ангелы на Небе непрестанно Царя всякого творения, их и мы, недостойные и грешные, приносим на земле в храме, хотя не столько и не так, как нам было бы полезно, – но как можем, по нашей слабости. Когда мы, слабые и недостойные, воспеваем Владыку и Царя царствующих, то нам подобает стоять со всяким благоговением, умилением и раскаянием, без всякого уныния, а с таким же молением, как нам случается просить перед лицом земного царя. Но с еще большим страхом и трепетом подобает предстоять в храме, ибо Царь Небесный имеет несравненно больше достоинства в сравнении с царем земным. Воспевая в храме Господнем, должно не говорить одними только голыми устами, но со вниманием умным, с чистотой сердца, с великим благоговением и умилением. Когда кто таким способом молится, вместе с ним поют и Ангелы, воспевая Господа, что часто видели пребывающие в добродетели люди. Это знает лукавый и губительный бес, поэтому он стремится ввести в смущение наш ум на молитве с помощью различных помыслов о житейских заботах и плотских пожеланиях, чтобы уничтожить нашу душевную пользу от такого богоугодного труда. Мы всегда должны бодрствовать и не разбрасываться мыслями, чтобы не впасть в уныние – последнее беззаконие из семи смертных. Грех уныния может многим навредить нашей бедной душе, поэтому мы напишем здесь некоторые объяснения, помогающие бороться против уныния, принося пользу душе, не опуская и примеры, как мы поступали в прежних главах, чтобы склонные к безделию убоялись и читали последование с благоговением и умилением. Уныние, согласно Иоанну Дамаскину (книга «О вере»), есть некая скорбь, охватывающая человека и заставляющая его пренебрегать духовным, препятствующая начинать любую боголюбезную работу, а если человек ее уже начал, то чтобы он ее не закончил. Другие говорят, что уныние – это порок, который склоняет человека печалиться по отношению к духовному.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

Лучшие материалы Православия.Ru: Семь лет назад. К проблеме Эдесского убруса и послания трех восточных патриархов Интернет-портал «Православие.Ru» представляет вниманию читателей новую постоянную рубрику в которую войдут наиболее интересные материалы, появившимися на нашем сайте семь лет назад. В юбилейном 2000 году, при начале своей деятельности, сайт назывался «Православие 2000.Ru». Вниманию читателей предлагаются новости, ставшие уже исторической хроникой, интервью с известными церковными и общественными деятелями, аналитические статьи, обзоры и другие публикации. Нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа В новейшем издании «Послания трех восточных патриархов императору Феофилу», осуществленном недавно Дж. Мунитисом, Дж. Хрисостомидис, Э. Харвалиа-Крук и Ч. Дендриносом, сделана попытка проследить, когда именно история нерукотворного эдесского Убруса, занимающая столь важное место в Послании, впервые появляется в литературе православного Востока. Дж. Хрисостомидис предприняла эти разыскания с тем, чтобы выяснить, мог ли рассказ о нерукотворном образе содержаться в официальном документе восточных патриархов, написанном в 836 г., – а именно за таковой выдает себя упомянутое Послание. Полученные исследовательницей результаты оказываются негативными: по ее мнению, нет никаких свидетельств того, что к 836 г. эдесский Убрус и история его возникновения были признаны Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской церквами в качестве достоверного церковного предания . Однако состав использованных при доказательстве этого тезиса источников страдает весьма существенными пробелами. Именно их я и попытаюсь восполнить в данной заметке. Дж. Хрисостомидис, на мой взгляд, достаточно убедительно доказывает, что упоминания о нерукотворном образе Спасителя, приписываемые св. Иоанну Дамаскину (ум. в 749 г.), скорее всего, суть позднейшие интерполяции. Речь идет о двух фрагментах, в одном из которых упоминается «иматий» (imation) , а в другом – «тряпица» или «кусок полотна» (akos) , на которых Христос запечатлел Свой лик.

http://pravoslavie.ru/5787.html

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Душа — 1) составная, субстанциональная часть человеческой сущности , обладающая свойствами, отображающими Божественные совершенства ( Быт.1:26 ); 2) отличная от тела часть человеческой ипостаси ( Быт.2:7 ); 3) человек ( Быт.46:26 ); 4) животное ( Быт.1:24 ) и его жизненная сила ( Быт.1:30 ). Иногда термины дух и душа могут использоваться как синонимы. Душа человека самостоятельна, поскольку, по слову св. Феофана Затворника , она не есть проявление иной сущности, иного существа, а сама есть источник явлений от нее исходящих. Душа человека сотворена бессмертной, поскольку не умирает подобно телу, пребывая в теле, может разлучаться с ним, хотя подобное разлучение и противоестественно душе, есть печальное следствие грехопадения . Душа человека есть личность, ибо сотворена как неповторимое и уникальное личное существо. Душа человека разумна и свободна , ибо обладает разумной силой и свободной волей . Душа человека отлична от тела, поскольку не обладает свойствами видимости, осязаемости, не воспринимается и не познается телесными органами. Следуя св. Кириллу Иерусалимскому , душа есть прекрасное Божие творение, сотворенное по образу Создателя, бессмертное и нетленное, живое, свободное и разумное. Следуя св. Феофану Затворнику , душа есть самостоятельная, особая, свободно-разумная личность. Следуя св. Иоанну Дамаскину : «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная, по своей природе невидимая для телесных глаз, бессмертная, одаренная разумом». Разумность, свобода, бессмертие, самостоятельность, личность души говорят о ней как об образе Божьем. Душа не существует до зачатия человека, не имеет предвечного существования, не может перевоплощаться, но после физической смерти (разлучения с телом) предстает на частный суд Божий и до общего воскресения и Страшного суда находится в ожидании своей вечной участи. Говоря о человеческой душе, свв. Отцы делали два важных уточнения. Во-первых, они выделяли в человеческой душе особую способность к познанию Бога, называя ее духом. Именно в этой способности они видели отличие душевной жизни человека от психической жизни, свойственной животному миру.

http://azbyka.ru/dusha

Свидетельства древних и славных святых Отец об иконах Скачать epub pdf I. Святого Дионисия Ареопагита , из послания к Титу …Итак, должно и нам, вместо народного о них [священных символах] мнения, благопристойно проникнуть внутрь [в самую сущность] священных зна­ков и не унижать их – ведущих свое начало от божественных форм и являющихся отображениями их, также и видимыми изображениями тайных и сверхъестественных зрелищ… Толкование: Заметь, как он говорил, что не долж­но унижать изображений того, что достойно ува­жения. II. Его же, из книги о божественных именах …Научены и мы этому: между тем как теперь, сообразно с нашею способностью понимания [божественных] изречений и иерархических преданий, Человеколюбие посредством священных покровов, по­средством воспринимаемого чувством скрывает по­стигаемое только умом и посредством того, что существует, скрывает то, что превосходит [всякую] сущность, и то, что лишено вида и образа, облекает видами и образами, и ту простоту, которая сверхъ­естественна и не имеет формы, как наполняет раз­нообразием делимых знаков, так и изображает… Толкование: Если Человеколюбию 1 свойственно сообразным с нами способом облекать видами и образами лишенное образа и вида, и простое, и не имеющее формы, то почему не изображать нам, со­ответствующим нам способом, того, что сдела­лось [для нас] видимым через посредство форм и фигур, – как для воспоминания, так и для происте­кающего из воспоминания движения к соревнова­нию? III. Святого Дионисия, епископа Афинского, из послания к Апостолу и богослову Иоанну …Доступные зрению вещи суть поистине види­мые изображения того, что невидимо… IV. Его же, из книги о церковной иерархии …Но, конечно, высшие нас сущности и чины, свя­щенное воспоминание о которых я уже сделал, бестелесны, и имеющая в отношении к ним место ие­рархия как духовна, так и премирна. Иерархия же, имеющая место в отношении к нам, – мы ви­дим, – изобилует, соразмерно с нашею собственною способностью понимания, разнообразием чувствен­ных знаков, которыми мы иерархически возводимся к единообразному соединению с Богом в соот­ветствующей нам мере и к Богу, и божественной добродетели. Первые [то есть высшие нас чины и сущности], как умы, насколько им позволено, пони­мают, мы же при посредстве чувственных изобра­жений, насколько возможно, возводимся к божест­венным созерцаниям 2 …

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Лекция " Святой Иоанн Дамаскин " прошла в Красносельском округе апреля 2019 " 1 марта 1564 года вышел " Апостол " Ивана Федорова - первая печатная книга на Руси, - напомнил отец Михаил. - По нынешнему календарю - это 14 марта, День православной книги. В этом году он пришелся на первую неделю Великого поста. В преддверие праздника Входа Господня в Иерусалим мы решили отметить День православной книги, потому что мы - люди особой культуры. Источник нашего знания о Боге - это и Священное Писание, и Священное Предание. Мы решили посвятить сегодняшнюю встречу преподобному Иоанну Дамаскину и услышать пение догматиков - песнопений в честь Девы Марии " .   В догматиках в поэтической форме раскрывается христология - учение о Богочеловечестве Иисуса Христа. Авторство догматиков, согласно общему мнению, принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину. Число " восемь " в Библии означает " жизнь будущего века " , не случайно именно на восьмой день воскрес Спаситель. И воскресных гласов, поочередно сменяющих друг друга богослужебных песнопений - тропарей, кондаков, прокимнов, - тоже восемь. Богослужебные песнопения исполнял хор храма святых Константина и Елены на улице Доблести . Говоря о смысле песнопений, лектор отметил, что Дева Мария как бы " дверь " для нас в Царство Небесное, через Нее пришел к нам Христос Бог. Святой Иоанн Дамаскин говорит, что в имени Богородицы заключен смысл Божественного домостроительства. В догматиках есть ответы на вопросы о природе Христа, которые предваряются спорами о Деве Марии. В противовес еретическим учениям святой Иоанн Дамаскин говорит, что имя Богородицы возвещает о том, что рожденный от нее есть подлинный, истинный Бог, в котором всегда Бог и человек. Господь - одно Лицо, одна Личность в двух природах. Христос приходит, чтобы обновить в нас Свой образ. Ради нас Бог не разделяется на два Лица, но познается " в двух неслиянных естествах " .   Отец Михаил напомнил историю появления иконографического образа Божией Матери, именуемой " Троеручица " , связанную со святым Иоанном Дамаскиным. В IX веке, во времена иконоборчества за ревностное почитание святых икон преподобный был оклеветан императором Львом III Исавром перед Дамасским калифом, который приказал отсечь кисть руки преподобного. Тот приложил ее к суставу и пал ниц перед иконой Божией Матери, моля Владычицу исцелить руку, писавшую в защиту православия. После долгой молитвы он задремал и увидел во сне, что Пречистая обращается к нему, обещая скорое исцеление. Матерь Божия повелела ему без лени трудиться этой рукой. Пробудившись, он увидел, что рука невредима. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, и она получила название " Троеручица " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН ЭВБЕЙСКИЙ [греч. Ιωννης Εβοας] (1-я пол. VIII в.), визант. писатель, проповедник, агиограф. О жизни И. Э. почти ничего не известно. В Слове об убиенных царем Иродом Вифлеемских младенцах он напоминает, что прошло 742 года, как был отдан этот приказ (PG. 96. Col. 1504), т. е. составление этого Слова можно отнести к 40-м гг. VIII в. В колофонах рукописей, содержащих Слова И. Э., его называют монахом и пресвитером либо епископом. В последнем случае неясно, какую кафедру он занимал, поскольку на о-ве Эвбея в то время было неск. епископских кафедр. Высказывалась гипотеза, что И. Э. был епископом г. Эврия в Ст. Эпире ( D ö lger. 1950; Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 502-503). В Эврии известны 2 епископа с именем Иоанн, однако 1-й жил во 2-й пол. VI в., а 2-й - в нач. VII в. Также предполагали, что титул «епископ» является ошибкой переписчика, подгонявшего заглавие проповедей под некий единый стандарт ( Stiernon. 1974). Сочинения И. Э. в рукописной традиции часто приписываются его современнику прп. Иоанну Дамаскину и реже - свт. Иоанну Златоусту ( Aldama J. A., de. Repertorium pseudochrysostomicum. P., 1965. N 385). И. Э.- автор Похвальных слов святым (энкомиев) и проповедей (гомилий) на церковные праздники. Корпус его сочинений невелик. Ему принадлежат проповеди на праздник Зачатия Пресв. Богородицы (наиболее древняя известная проповедь на это празднество), о воскресении Лазаря, о страстях прмц. Параскевы. Энкомий св. вмц. Анастасии, а также Слово на Рождество Христово, часто встречающиеся в рукописях под именем И. Э., судя по стилю, принадлежат прп. Иоанну Дамаскину. Произведения И. Э. написаны без богословских отступлений, простым языком, близким к разговорному языку его времени; в их основе лежит стремление автора к составлению произведений для назидания. В гомилии о Вифлеемских младенцах есть традиционные для визант. лит-ры полемические выпады против иудеев. В тексте о страстях прмц. Параскевы отсутствуют хронологические указания; рассказ И. Э. лишен исторической конкретики, его события происходят в некоем вневременном измерении. В гомилии на Зачатие Пресв. Богородицы некоторые католические исследователи усматривают присутствие учения о непорочном зачатии Девы Марии ( Jugie. 1952). Впрочем, в основе сочинения И. Э. лежит традиционный для этого сюжета апокрифический текст из «Первоевангелия Иакова», и И. Э. не вносит к.-л. новаций в его толкование.

http://pravenc.ru/text/471562.html

Преподобный Иоанн Дамаскин Преподобный Иоанн Дамаскин родился около 680 года в столице Сирии, Дамаске, в христианской семье. Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. У Иоанна был приемный брат, осиротевший отрок Косма, которого Сергий принял к себе в дом. Когда дети подросли, Сергий позаботился об их образовании. На Дамасском невольничьем рынке выкупил он из плена ученого монаха Косму из Калабрии и поручил ему учить детей. Мальчики обнаружили необыкновенные способности и легко освоили курс светских и духовных наук. После смерти отца Иоанн занял при дворе должность министра и градоправителя. В то время в Византии возникла и быстро распространялась ересь иконоборчества, поддерживаемая императором Львом III Исавром (717-741). Став на защиту православного иконопочитания, Иоанн написал три трактата " Против порицающих святые иконы " . Мудрые, Богодухновенные писания Иоанна привели императора в ярость. Но, так как автор их не был византийским подданным, его нельзя было ни заключить в тюрьму, ни казнить. Тогда император прибег к клевете. По его приказанию от имени Иоанна было составлено подложное письмо, в котором дамасский министр будто бы предлагал императору свою помощь в завоевании сирийской столицы. Это письмо и свой лицемерно-льстивый ответ на него Лев Исавр отослал халифу. Тот немедленно приказал отстранить Иоанна от должности, отрубить ему кисть правой руки и повесить ее на городской площади. В тот же день к вечеру Иоанну вернули отрубленную руку. Преподобный стал молиться Пресвятой Богородице и просить исцеления. Заснув, он увидел икону Божией Матери и услышал Ее голос, сообщивший ему, что он исцелен, и вместе с тем повелевший без устали трудиться исцеленной рукой. Проснувшись, он увидел, что рука его невредима. Узнав о чуде, свидетельствовавшем о невиновности Иоанна, халиф просил у него прощения и хотел вернуть ему прежнюю должность, но преподобный отказался. Он роздал свое богатство и вместе с приемным братом и товарищем по учению Космой отправился в Иерусалим, где поступил простым послушником в монастырь Саввы Освященного. Нелегко было найти ему духовного руководителя. Из монастырской братии на это согласился лишь один очень опытный старец, который стал умело воспитывать в ученике дух послушания и смирения. Прежде всего старец запретил Иоанну писать, полагая, что успехи на этом поприще станут причиной гордыни. Однажды он послал преподобного в Дамаск продавать корзины, изготовленные в монастыре, причем поручил продать их гораздо дороже их настоящей цены. И вот, проделав мучительный путь под знойным солнцем, бывший вельможа Дамаска очутился на рынке в рваных одеждах простого продавца корзин. Но Иоанна узнал его бывший домоправитель и скупил все корзины по назначенной цене.

http://patriarchia.ru/db/text/908606.htm...

12 апреля, посетив Иоанновский ставропигиальный женский монастырь на Карповке, гость из Сербской Православной Церкви вознес молитву святому праведному Иоанну Кронштадтскому в храме-усыпальнице, посетил верхний храм Двенадцати апостолов, а затем побеседовал с настоятельницей обители игуменией Людмилой (Волошиной). На следующий день архиепископа Охридского Иоанна встречали в Санкт-Петербургской духовной академии . Гостя приветствовал ректор СПбДА епископ Петергофский Силуан . В храме академии, освященном в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, владыка Силуан обратился к высокому гостю, отметив, в частности: «Для нас большая честь принимать в академии Вас, владыка Иоанн, так как Вы представляете особо дорогую для русского сердца Сербскую Православную Церковь, которая для нас является Церковью-Сестрой, всегда стоящей на стороне правды и истины в сегодняшнее тяжелое для православного мира время». Отметив, что в этой духовной академии учился ряд выдающихся деятелей Сербской Православной Церкви, таких как Патриарх Варнава (Росич), митрополит Дамаскин (Грданички) и другие, ректор СПбДА упомянул о том, что такая традиция студенческих обменов способствует «возрастанию братской любви и дружбы между нашими Церквами». Он преподнес архиепископу Иоанну на память образ святого благоверного князя Александра Невского, небесного покровителя Санкт-Петербурга. В ответном слове иерарх Сербской Православной Церкви поблагодарил владыку Силуана за теплый прием, заверив, что молится о том, чтобы Санкт-Петербургская духовная академия неизменно процветала, принося свои плоды не только для родной Церкви, но и для других Поместных Православных Церквей. Для высокого гостя была проведена экскурсия по академии. Владыка Иоанн посетил, в частности, библиотеку, домовый храм Успения Пресвятой Богородицы, а также церковно-исторический музей. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru , грецька за темою ЖУРНАЛ Священного Синода от 10 апреля 2024 года [Документи] Пензенская епархия доставила помощь беженцам в два пункта временного размещения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5799384...

иером. Дамаскин (Христенсен) Примечания автора и выражение признательности Данная книга является переработанной и дополненной версией жизнеописания о.Серафима, изданного в 1993 году под названием «Не от мира сего». Новое издание стало результатом дальнейших исследований и включает много материалов, ранее нигде не публиковавшихся. Автор теперь больше цитирует самого о. Серафима – не только в том, что касается его учения и духовных советов, но и событий его жизни, – по возможности, заменяя свой рассказ его словами. Кроме того, мы приводим здесь новые воспоминания людей, лично знавших о. Серафима, давая читателю возможность получить более полное и глубокое представление о его характере и пути развития его души. Некоторые главы дополнены с учетом событий, произошедших в мире и в Православной Церкви с момента выхода первого издания. Добавлены новые фотографии, расширен список использованной литературы, раздел сносок пополнен указаниями на письма, дневники, записанные на аудиопленку лекции о.Серафима и прочие его неопубликованные материалы. Добавив новые материалы, мы в то же время исключили те части прошлого издания, которые содержат мало пользы для души, особенно касающиеся личных раздоров внутри Церкви. Стараясь не приукрашивать положение дел с теми проблемами, которые приходилось решать в Церкви о.Серафиму, мы сочли своим долгом представить их на суд читателя с болыиим по сравнению с первым изданием достоинством и ответственностью перед Церковью как единым организмом. Рассказ о нестроениях, особенно если они не отразились непосредственно на жизни о. Серафима (например, тех, что имели место после его кончины), в новом издании отсутствует. Одновременно с этим мы отказались от прямых и косвенных оправданий неадекватного положения Братства прп.Германа внутри Церкви, возникшего после кончины о.Серафима. К счастью, со дня выхода прошлого издания положение это изменилось. По просьбе автора, желавшего согласовать написанное со взглядами Церкви, до публикации с книгой ознакомились священники, монахи и миряне Русской Зарубежной Церкви, Сербской Православной Церкви, Американской Православной Церкви, Антиохийской и Греческой Православных Церквей в Америке, Болгарской Православной Церкви, Румынской Православной Церкви. Сознавая, что вся ответственность за содержание книги лежит на авторе, мы глубоко благодарны тем, кто помогал нам при подготовке книги к публикации, прочтя ее целиком или частично и высказав свое суждение и предложения. Выражаем особую признательность иеромонаху Амвросию, Томасу Андерсону, о.Владимиру и матушке Сильвии Андерсон, насельникам греческого монастыря Прп. Антония Великого (Флоренс, штат Аризона), Майклу Бергеру, Стефаносу Бибасу, иеромонаху Дорофею, иеромонаху Ионе, Валентине Харви, о. Иоанну Маку, Марин Мансур, Хурие Фредерикс Мэтьюз-Грин, диаконисе Пегги Мэтьюз, Соломонии Нельсон, отцу Бласко Параклису, чтецу Мартиниану Принсу, Стивену и Мари Родьс, о. Даниилу Рогичу, Дональду Шуфрану, Анне Смиланич и протопресвитеру Милошу Весину.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Икона Божией Матери «Троеручица» прославилась в VIII beke, когда в Церкви при византийском императоре Льве Исавре снова поднялась сильная волна ереси иконоборчества. Икона «Троеручица» прославилась чудом, которое Божия Матерь явила преподобному Иоанну Дамаскину. Преподобный Иоанн Дамаскин — учитель Церкви, которого, наряду с Иоанном Богословом и Иоанном Златоустом, можно назвать гениальным поэтом Божественной красоты. Мы знаем его «Осмогласие» — восемь гласов, сменяющих друг друга, — сокровище нашей духовной жизни. Отпевание усопших — это его духовные стихи. Пасхальные стихиры принадлежат его перу. Преподобный Иоанн Дамаскин — защитник православия и защитник иконопочитания. Во время событий, воспеваемых в сегодняшний праздник, Иоанн служил министром при дворе халифа Дамаска. Когда поднялась ересь иконоборчества, он стал писать письма с обличением этой ереси, и византийский император, чувствуя, что он не имеет возможности укротить ненавистного сочинителя, поскольку тот не был его подданным, прибегнул к клевете и подлогу. Было составлено письмо с искусно подделанным почерком, как будто Иоанн замышляет заговор против халифа. Не пожелав выслушать никаких объяснений, разгневанный халиф приказал отсечь правую руку своего министра и повесить ее на городской площади — на позор всем и для всеобщего устрашения. Через своих знакомых преподобный Иоанн упросил халифа возвратить ему руку для погребения. В горе, оттого что православная вера подвергается поруганию, в страдании за несправедливое наказание, которое он сам претерпел, молился он с отсеченною рукою перед иконой Божией Матери и умолял Ее совершить невозможное силою Христа, распятого и воскресшего. Когда он забылся во сне, ему явилась Божия Матерь с утешением, что рука его цела, как и другая, и Господь благословляет его еще много трудиться для утверждения православия. Очнувшись, он увидел, что его отсеченная рука приросла, так что остался только рубец. В благодарность Божией Матери преподобный Иоанн заказал серебряный слепок своей отсеченной руки и приложил его к иконе Богородицы, перед которой он молился. Поэтому с тех пор эта икона стала называться «Троеручицей».

http://moral.ru/troeruchica-2/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010