А.И. Никольский Канонники 435. Канонник , в четвертку, без начала и конца, 146 лл., полууставом XVI в., без переплета. Состав: 1) конец канона Пресвятей Богородице (1); 2) канон молебен Пресвятей Владычице нашей Богородици Одигитрии, творение Игнатия иеромонаха (1 об.–6); 3) правило Благовещению Пресвятей Владычице нашей Богородици, творение Феофаново (6–9); 4) в туж среду правило молебно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, творение Феофаново (9–12); 5) правило молебно Покрову Пресвятыа Богородица (12–15 об.); 6) канон благодарен Пресвятей Богородици акафист, творение Иосифово (16–24); 7) правило молебно Всем Святым (24 об.–28); 8) правило молебно Рождеству Пресвятыа Богородица (28–31); 9) в туж неделю канон молебен святому апостолу Иакову, брату Господню по плоти (31–34); 10) канун на Воскресение Христово, творение Иоанна Дамаскина (34–35); 11) правило молебно преподобному Варламу чудотворцу (Хутынскому) (36–40);12) правило молебно преподобному Сергею чудотворцу (40–44); 13) евангельскиа чтения из служб на каждый день седмицы, преподобным, Иакову брату Господню по плоти и Иоанну Богослову (44 об.–49); 14) правило молебно к архангелу Михаилу и прочим Бесплотным, с акафистом (50–60 об); 15) правило честнейшему в пророцех Предтечи и Крестителю Иоанну, с акафистом, творение Андреево (60 об.–70); 16) в той же вторник канон честному Предтечи Иоанну, с акафистом (70–78), отличный от предыдущаго; 17) правило молебно Успению Пресвятыа Богородицы, с акафистом (78–88); 18) канон молебен 12-ти апостолом, – Феофанов, с акафистом (88–100); 19) канон молебен святому Николе по алфавиту, с акафистом (100–108 об.); 20) канон честному Кресту, с акафистом (108 об.–118 об); 21) святейшаго патриарха Константиня града кир-Филофеа служба Всем Святым – канон с акафистом, неполный (118 об.–133); 22) правило молебно иж в святых отца нашего Иоанна Златоустаг о, с акафистом (133 об.–145); последование о стихословии икосов (145 об.–146 об.). 436. Канонник , в четвертку, 138 л.л.,полууставом XVI в., в кожаном переплете. 1, 2 и 138 листы позднее вставлены.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Четвертый день. Поучение 2-ое. Препод. Иоанн Дамаскин. (Уроки из его жизни: а) мы должны приобретать духовные познания и б) употреблять их во славу Божию). I. Препод. ныне ублажаемый Иоанн Дамаскин получил блестящее образование под руководством ученого инока Космы святоградаря и, сделавшись после смерти отца своего правителем города Дамаска, все свои познания употреблял во славу Божию – на защиту истины иконопочитания, оспариваемой еретиками иконоборцами, на изложение догматов христианской веры и на составление тех дивно-прекрасных церковных песнопений, которые поются в настоящее время во всех православных церквах мира и которые в весьма большом количестве составлены св. Иоанном дамаскиным . Скончавшись в сане пресвитера в лавре св. Саввы близ Иерусалима в 776 году, св. Иоанн дамаскин кроме замечательных познаний во всех областях человеческого ведения, и в особенности в духовных науках, и изумительных дарований в составлении церковных песнопений явил в своей жизни чудные примеры отречения от мирской славы и богатства, послушания воле своего наставника, простого старца, изумительного смирения и пламенной любви к Богу и ближним. II. Братия-христиане! Будем подражать св. Иоанну Дамаскину в его св. жизни. а) Станем подражать ему в приобретении духовных познаний и духовной мудрости. Велика была мудрость премудрого Иоанна: не оставалось ни одной известной в то время науки, которую не изучил бы он своим выспренним умом. И вместе велико его и блаженство. На небесах он услаждается теперь с сонмом ангелов теми хвалебными песнопениями, кои пел некогда с людьми и для людей. И на земле находил он в приобретенной мудрости неиссякаемый источник блаженства. С своею мудростию он не унывал и в то время, когда лишался правой руки за православие, не ослабевал духом, когда видел вокруг себя враждебную толпу необузданных иконоборцев, не сожалел и тогда, когда нужно было заменить ему первое место при дворе (калифа) последним в пустынной обители. Он торжествовал над всеми окружавшими его бедствиями, и был гораздо счастливее врагов, кои вооружались против него.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

4. Гимны и молитвы патриарха Филофея Гимны и молитвы Филофея можно разделить: 1) воспевающие церковные праздники (на успение Богородицы, Живоносному гробу и Воскресению, на Благовещение), 2) прославляющие святых ( Григорию Паламе , Иоанну Крестителю, великомученику Георгию, Иоанну Дамаскину , св. Николаю, трем святителям – Василию Великому , Григорию Богослову и Иоанну Златоусту ; всем святым и отцам, бывшим на шести вселенских соборах), 3) написанные по случаю тех или иных общественных нужд (голод, землетрясение, эпидемия, засуха, болезнь, гражданская война, интервенция, – «за князя и за люди, егда исходити противу ратным») и 4) не имеющие видимого внешнего повода для создания (прокимены дневные, припевы к псалмам, стихи-тропари). Сразу бросается в глаза место, какое занимает в этих гимнах и молитвах тема общественных бед. В отличие от произведений в честь святых и праздников, которые предназначались для службы соответствующего дня и, следовательно, должны были исполняться в определённом месте годового цикла, гимны третьего разряда нашей классификации исполнялись нерегулярно – от беды к беде. В них громче, чем хвала, догматика и абстрактное молитвословие, звучит призыв о помощи в конкретной беде. Этими гимнами и молитвами автор как бы представляет бедственные картины настоящего пред очи Вечности. Хотя эти тексты, как и остальные, имеют предшественников (например, кондак Романа Сладкопевца и канон Иосифа Гимнографа по случаю землетрясения, – не говоря уж о ряде псалмов) и хотя здесь видна общая для жанра традиционность, богословско-экзегетическая основа и устремлённость едва ли не каждого образа и даже оборота речи к библейским образам и оборотам, особенно к Псалтыри (я укажу некоторые параллели), тем не менее, гимны такого рода историчнее других. Вот отрывок из канона «В усобных и иноплеменных бранех» 42 , написанного во время гражданской войны и турецкой интервенции: III. 3 Окрест псы лукавыи обидоша, Спасе, бесчеловечие погубити ищуще, в усобие внутренее, Боже, расслабляют паче.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

иером. Дамаскин (Христенсен) Часть VI 57. Сотаинник владыки Иоанна Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Мф.10:16 Из всех моих знакомых ближе всех по духу блаженному Иоанну был смиреннейший архимандрит Спиридон, – вспоминал отец Герман. – Со стороны не увидеть, не различить таинственной духовной связи меж ними. Даже отыщи мы ключ к разгадке их уз, мы не смогли бы добраться до их истоков. В церковном языке есть слово, точно выражающее эти узы, – сотаинник, то есть разделяющий с кем-то тайну монашеского пути. Много уже написано о юродивости блаженного Иоанна, за коей скрывались ниспосланные ему свыше дарования. Писали и о том, что, живя горним миром, он не слишком заботился о мнении окружающих, не следил за своим внешним видом, вел себя “неподобающим образом”. Кое-кто считал его немного “не в себе”. Он же, прозревая жизнь глубже, чем окружающие, находил больше понимания у простодушных детей, нежели у высокоумных взрослых. Писали о его даре прозорливости. Всеми упомянутыми качествами обладал и отец Спиридон, сотаинник владыки Иоанна». 637 Отец Спиридон сдержал слово, данное отцам при постриге, и наезжал в скит так часто, как позволяло его слабое здоровье и дела в Пало Альто, чтобы принять исповедь у отца Германа и отца Серафима и причастить их. «Чаще всего, – вспоминает отец Герман, – он приезжал один, на автобусе. Потиры и свою архимандричью митру вез в простом пакете. Мы встречали его на конечной остановке. Порой ему приходилось ждать нас очень долго, он смиренно сидел, как всегда, по-детски улыбаясь, не замечая мирской греховной суеты, бушевавшей вокруг. В руке у него старенькие четки, некогда принадлежавшие архиепископу Иоанну, с коими владыка не расставался. Со временем отец Спиридон стал наезжать два-три раза в год и гостил у нас с неделю. Он служил Божественную литургию, устраивал беседы. Проповеди его – краткие и значимые – поражали нас: он выискивал либо малозаметные и непонятные отрывки из Евангелий, либо редкое жизнеописание, либо забытое Предание. Он любил рассказывать о Святой Земле, о царской семье, о сербских и грузинских святых. Особенно о грузинских: один из них был небесным покровителем его сестры, а отец их живал в Грузии. Сколь радостно было нам черпать из бездонного кладезя его памяти.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

О причинах иконоборческих споров согласно трактату преподобного Иоанна Дамаскина “Первое защитительное слово против отвергающих святые иконы” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 28 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 28, 2001 От автора. Цель настоящего исследования — привлечь внимание византологов к историческим документам и фактам, которые так или иначе были недостаточно оговорены при оценке причин иконоборчества VIII века .Так, особый интерес представляет письмо императора Льва ­— так называемый Ghevond’s Text . На основании этого и других документов в исследовании впервые поднимается вопрос о взаимоотношении неоплатонических тенденций в исламе с христианским богословием иконы как об одной из возможных причин иконоборческой смуты. Особое внимание уделено также динамике развития богословия иконы в Церкви и его связи с литургической символикой преподобного Максима Исповедника. Последний, что особо важно, развивает понятие взаимопроникно­ве­ния подобия и его Первообраза на основе христологии. Установив необходимый богословский и исторический контекст, автор дает уточненный анализ как причин иконоборчества, так и богословия иконы преподобного Иоанна Дамаскина. Всту­п­ле­ние Да­та на­пи­са­ния и ос­нов­ные ар­гу­мен­ты “Пер­во­го сло­ва” Иконопись раз­ви­ва­лась, от­та­чи­ва­лась и со­вер­шен­ст­во­ва­лась в Православной Церкви более пол­уто­ра ты­ся­ч лет. Ны­не ико­на яв­ля­ет­ся не­отъ­ем­ле­мой ча­стью молитвенной практики Православия. Столь при­выч­ное и ес­те­ст­вен­ное для пра­во­слав­но­го че­ло­ве­ка на­шей эпо­хи, ико­но­по­чи­та­ние от­нюдь не яв­ля­лось по­все­ме­ст­ной и всепри­знан­ной цер­ков­ной прак­ти­кой в первые века христианской истории. Икона прошла долгий путь развития, прежде чем завоевать достойное богословское признание. В VIII столетии произошел решающий сдвиг в развитии богословия иконы, и немалая заслуга в этом принадлежит преподобному Иоанну Дамаскину . Во времена иконоборческой смуты VIII âека он одним из первых выступил в защиту иконопочитания.

http://pravmir.ru/o-prichinah-ikonoborch...

I. Чудо исцеления Богоматерью отсеченной Руки св. Иоанна Дамаскина . Св. Иоанн Дамаскин , сильно поражавший – и письменно, и устно – иконоборную ересь, за свою ревность в этом святом деле был оклеветан греческий императором Львом Исавряиином (в VIII в.) пред эмиром Дамаска, где св. Иоанн занимал важную должность. Эмир, не разобрав дела и поверив клевете, велел отсечь у него руку, будто бы писавшую ко Льву изменнические письма. Отсеченная рука, в страх всем, была вывешена на торжище. Под вечер, когда утих гнев князя Дамасского, св. Иоанн ходатайствовал пред ним, чрез друзей своих, чтоб позволено было взять ему вывешенную на позор кисть его усеченной руки. Князь склонился на ходатайство своих придворных, друзей Иоанновых, и кисть руки была возвращена страдальцу. Когда наступила ночь, св. Иоанн затворился в горнице, назначенной для молитвы, и, приложивши мертвую кисть руки к составу ее, пал пред иконою Богоматери, горько зарыдал и всею силою сердечной веры и любви просил у Нее исцеления руки своей, в защиту православия и на поражение усиливающейся иконоборной ереси. По долгой молитве св. Иоанн задремал и в тонком сне увидел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами взиравшую на него. «Вот твоя рука теперь здорова, – сказала Богоматерь Иоанну, – не скорби более!» Иоанн проснулся, ощупывает свою руку и едва верит собственным чувствам: рука, как и прежде, цела, ни следа болезни, и только, как бы во свидетельство события, там, где она была отсечена, на подобие нити остался признак кровавого усечения. Тронутый чувством невыразимой признательности к Богоматери за ее милость, в память дивного события, св. Иоанн вычеканил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе, от чего она впоследствии и получила название «Троеручицы». Скоро после того Иоанн вступил в обитель св. Саввы, близ Иерусалима. Строгий старец, которому он был отдан в духовное руководство, запретил ему составлять свои духовные песни. И Богоматерь вскоре явилась старцу во сне и внушила ему, чтобы он отнюдь не запрещал Иоанну писать церковные песни, и при этом назвала Иоанна Своим источником: «Не заграждай источника Моего». – (Из кн., «Сказ. о земн. жизни Пресв. Богородицы», изд. 5, стр. 229).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

А. Г. Дунаев Симеон Евхаитский От Симеона Евхаитского (митрополичья кафедра в понтийском городе к западу от Амасии) дошло только одно послание 472 , хотя его перу принадлежало по меньшей мере несколько писем (см. гл. 19). Автор жил в начале XI в. 473 . Послание пользовалось популярностью в византийских монашеских кругах, о чём говорят, как количество дошедших рукописей, так и цитирование отрывка из письма Симеона у прп. Петра Дамаскина (XII в.). Письмо впервые было издано К. Мицакисом 474 по двум рукописям: Meteorensis 548 и Monacensis 498 (чтения последнего кодекса сильно отличаются от первого, не будучи при этом надёжными; в нашем переводе разночтения опущены). Всего издателю было известно 11 рукописей. А. Риго перевёл послание на итальянский язык с привлечением ещё двух рукописей (Vat. gr. 730 и 737) 475 , снабдив при этом перевод ссылками на Писание (мы несколько дополнили эти ссылки, исправив отдельные опечатки) и другие источники, отсутствующими в издании Мицакиса. Деление на главы в издании Мицакиса и в переводе Риго совпадает. Наш перевод, публикуемый впервые, выполнен по изданию Мицакиса с использованием сносок Риго. Славянский перевод послания был выполнен прп. Паисием Величковским 476 . При публикации издатели сличили текст с греческой рукописью Московской патриаршей библиотеки 312 (ныне – ГИМ, Синод. греч., 438 по каталогу архим. Владимира, XVI в.), л. 188 слл., и отметили в сносках все многочисленные расхождения её со славянским переводом. Как правило, эти расхождения связаны с лакунами в славянском переводе и не дают новых чтений сравнительно с греческим текстом, изданным Мицакисом. Очень редко отдельные варианты рукописи ГИМ 438 не имеют соответствий в тексте Мицакиса, встречаются и пропуски, порой значительные; в нашем переводе все эти разночтения не оговорены. Послание Симеона, митрополита Евхаитского, Иоанну, монаху и затворнику Мы получили от тебя, отче духовный, сие боголюбезное послание и признали твоё смирение по Бозе, почтенные твоим [желанием] выслушать полезное слово от меня, не имеющего ничего доброго. Я же, если бы не боялся наказания за прослушание, пожалуй, ослушался бы тебя, зная, что не сотворивший и учащий как лицемер малейшим наречётся подвизающимися в достижении Царствия Небесного 477 . Но поскольку и послушание не [останется] без воздаяния, и вера твоя велика 478 , ради неё дерзая и твоей молитвы, насколько смогу и просвещусь ими, пишу по твоему увещеванию.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/vizant...

В благой заботливости о спасении людей Господь Бог еще чрез пророков Исаию ( Ис. 40, 3–5 ) и Малахию ( Мал. 3, 1 ) предвозвестил, что предварительно явления Мессии будет послан Предтеча, который путем нравственного возвышения людей чрез обличение пороков и страстей предуготовит еврейский народ к достойному принятию Мессии и вступлению в благодатное Его Царство. По предречению ангела Господня ( Лк. 1, 13–17 ) таким Предтечей – пророком назначено быть сыну священника Захарии Иоанну. Последний, явившись в пустыне Иудейской при реке Иордане на полгода ранее выступления Иисуса Христа на общественное служение роду человеческому, выполнял свое чрезвычайное назначение тем, что приходившим к нему во множестве иудеям проповедовал о приближении Царства Божия, Небесного, о грядущем вскоре Мессии и совершал над ними в Иордане крещение покаяния ( Мф. 3, 2–12 ; Лк. 3, 3–17 ). Когда же Иисус Христос (около 30 лет жизни, Лк. 3, 23 ) пришел креститься к Иоанну Захариину, последний открыто и велегласно указал евреям на Него как на Агнца Божия, вземлющего грехи мира ( Ин. 1, 29–36 ; ср. 3, 31–36); и впоследствии он, по свидетельству Спасителя, был светильник горящий и светящий ( Ин. 5, 35 ) и всеми был почитаем за пророка ( Мф. 14, 5; 21, 26 ). Своим рождением и проповедью предваривши Господа Иисуса Христа, Иоанн Предтеча предварил и добровольные Его за грехи людские страдания крестные и смерть своей мученической смертью . За бесстрашное обличение Ирода Антипы, властителя Галилеи, в прелюбодеянии с Иродиадой, женой брата Филиппа, великий провозвестник пришествия Христова, проповедник правды, по приказанию Ирода, ради бесстыдной плясавицы Саломии, дочери ее, потерпел усекновение честной главы своей. Так зашла светлая звезда утренняя (служба 23 сентября утреня, канон, песнь 7, Богородичен), угас светильник после того как воссияло Солнце правды ( Мал. 4, 2 ) Христос Бог, открылся для всех Свет истинный, просвещающий всякого человека ( Ин. 1, 9 ). Сведения о страдальческой кончине Иоанна Предтечи и Крестителя христианин почерпает, с одной стороны, из Евангелий ( Мф. 14, 1–12 ; Мк. 6, 14–29 ; Лк. 9, 7–9 ), с другой же – из древних поучений: святого Амвросия Медиоланского , святого Иоанна Златоуста , блаженного Августина ; также из богослужебных песнопений, составленных в VII веке святым Андреем Критским и в VIII веке святым Иоанном Дамаскиным и Герасимом Константинопольским, в коих христианская Церковь прославляет страдания и смерть Крестителя в великий день 29 августа .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

История иконы – Троеручицы соединена с судьбою жизни св. Иоанна Дамаскина , известного песнописца нашей Церкви. Св. Иоанн, сильно поражавший, и письменно и устно, иконоборную ересь, за свою ревность в этом отношении, был оклеветан Греческим императором Львом Исаврянином (в VIII веке) пред Дамасским князем, при котором св. Иоанн занимал важную государственную должность. Князь, не разобравши дела и не подозревая тайных козней царственной особы противу св. Иоанна, приказал отсечь у него руку, будто бы писавшую ко Льву письма, полные враждебного духа противу Дамаска и политической измены его князю. Рука была отсечена и, в страх всему городу, вывешена на публичном месте. Под вечер, когда утих гнев князя Дамасского, св. Иоанн ходатайствовал пред ним, чрез друзей своих, чтоб позволено было взять ему вывешенную на позор кисть его усеченной руки. Князь склонился на ходатайство своих придворных, друзей Иоанновых, и кисть руки была возвращена страдальцу. Когда наступила ночь, св. Иоанн затворился в своей молитвенной, и приложивши мертвую кисть руки к суставу ее, пал пред иконою Богоматери, горько зарыдал и всею силою сердечной веры и любви просил у Нее исцеления руки своей, в защиту православия и на поражение усиливающейся иконоборной ереси. По долгой молитве, св. Иоанн задремал, и в тонком сне увидел Богоматерь, светлыми и милостивыми очами взиравшую на него. – «Вот твоя рука теперь здорова, – сказала Богоматерь Иоанну, – не скорби более, и исполни то, что ты обещал Мне в молитве твоей!». Иоанн проснулся, ощупывает свою руку и едва верит собственному своему чувству; рука, как и прежде, цела; ни следа болезни; и только в действительность или как бы во свидетельство события, там, где была она отсечена, наподобие розовой нити остался признак кровавого усечения. Тронутый чувством невыразимой признательности к Богоматери за милость, в память дивного события, св. Иоанн вычеканил из серебра кисть руки и приложил ее к иконе 3 , отчего она впоследствии и получила название Троеручицы. Чудо исцеления Иоанновой руки поразило всех в Дамаске, даже самого князя, который, питая чувство особенной дружбы к св. Иоанну до получения письма от императора Льва, оклеветавшего в измене, более прежнего полюбил его, и только после долгих с своей стороны сопротивлений, наконец дал ему свободу сложить с себя светское звание и удалиться в Лавру св. Саввы Освященного.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы Канон на Благовещение пресвятой Богородицы в греческих минеях приписывается Иоанну Монаху, т. е. св. Иоанну Дамаскину , а в славянских надписывается: Кир Феофана, т. е. блаженного Феофана, Митрополита Никейского, жившего в 9-м веке. Восьмая и девятая песни этого канона учёными издателями решительно приписываются св. Иоанну; тропари же первых шести песней, вероятно, написаны блаженным Феофаном, который присоединил их к песнопениям Дамаскина и составил полный канон, заимствовав ирмосы для своих песней из богородичного канона того же знаменитого песнописца 5 . Священное событие, воспоминаемое Церковью в праздник Благовещения – зачатие Сына Божия во чреве Девы Марии – сколько с одной стороны радостно, как начало всех спасительных для нас событий в земной жизни Богочеловека Иисуса Христа, как «главизна нашего спасения», по выражению Церкви, столько же с другой стороны таинственно и превыше всех законов человеческой природы. Посему боговдохновенные песнописцы с чувством искреннего и высокого восторга воспевают в каноне Божественное снисхождение воплощающегося Спасителя и необычайное величие Пречистой Девы, удостоившейся принять в Себя Бога; но вместе с тем с чувством благоговения приникают и в сущность спасительного таинства. Не стараясь объяснить непостижимое и высказать неизъяснимое, они искусным указанием на ветхозаветные пророчества и прообразования о воплощении Бога-Слова от жены, на силу Всесвятого Духа, осенившего её Своим наитием, и на необходимость искупления падших людей силою Божественною, оживляют и укрепляют нашу веру в действительность несказанно-чудного предмета Благовещения. Привлекательная форма, данная ими канону, форма беседы между самими – Пречистою Марью и благовестником Архангелом Гавриилом, о том, как она, будучи Девою, зачнёт сына, и притом Сына Божия, и как в рождении и после рождения пребудет Девою, ещё более располагает к несомненному принятию благовествуемой истины и вместе к умилительному представлению всех обстоятельств столь высокого и торжественного события. Вообще этот канон по содержанию своему служит живым и трогательным изъяснением кратких, но многознаменательных слов, сказанных небесным Вестником в Девою Мариею при самом Благовещении и сохранившихся в Евангелии Луки ( Лк.1:26–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010