Монастырь Иоанна Предтечи (Голдендейл) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Иоанна Предтечи — один из монастырей, основанных в Америке старцем Ефремом Филофейским. Содержание История [ править править код ] Монастырь святого Иоанна Предтечи был основан в 1995 г., когда местный врач Джеральд Тиммер передал свое имущество (48 акров) Греческой православной епархии Сан-Франциско для создания женской монастырской общины, которая была принята его Высокопреосвященнейшим митрополитом Антонием. Монастырь создавался стараниями старца Ефрема Филофейского, монаха со святой горы Афон. Он позвал трех монахинь из православного монастыря Панагии Одигитрии в Волосе (Греция) приехать в Голдендейл. Сначала небольшой монастырь св. Иоанна Предтечи была практически неизвестен. Медленно, с большой молитвой, упорством и благодатью Божией, православные верующие и другие, желающие узнать о Православной Церкви, начали посещать монастырь и помогать ему. Теперь в монастыре св. Иоанна подвизаются 20 монахинь и послушниц. Монастырь поддерживает себя исключительно рукоделием сестер и пожертвованиями. Они практикуют традиционное искусство православной церкви: пишут византийские иконы, вяжут четки, делают ладан, изготавливают из пчелиного меда свечи. Они также делают натуральное мыло и лосьон, пекут традиционную греческую еду и выпечку для своей теперь уже знаменитой на всю округу пекарни. Есть в монастыре и сувенирная лавка, а также интернет-магазин . Как добраться [ править править код ] Адрес: St John the Forerunner Greek Orthodox Monastery, 2378 US-97, Goldendale, WA 98620 Тел.: (509) 773-7141 E-mail: Написать в монастырь можно через официальный сайт Официальный сайт Расписание богослужений и распорядок дня [ править править код ] Воскресенье: 6:30 — утреня; 9:00 — Литургия; после Литургии начинается трапеза; 16:00 — ужин; 18:00 — вечерня и малое повечерие; до 4:30 — сон. Понедельник-суббота: 8:30 — завтрак; 13:00 — обед; до 15:30 — сон; 17:30 — ужин; 18:00 — вечерня и малое повечерие (в субботу совершается великая вечерня); до 8:30 — сон.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Иоан...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГААГСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА СВЯТОГО ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Гаагский в честь Рождества св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 2005 г. Гаагский в честь Рождества св. Иоанна Предтечи мон-рь. Фотография. 2005 г. (Гаагской и Нидерландской епархии), в Гааге, основан как муж. в 1954 г. в юрисдикции Русской православной Церкви за границей иером. Иаковом (Аккерсдайком) и иером. Адрианом (Корпоралом). В 1965 г. архим. Иаков (Аккерсдайк) был хиротонисан во еп. Гаагского и Нидерландского РПЦЗ, а в 1972 г. вместе с паствой перешел в МП РПЦ. К нач. 70-х гг. XX в. в Г. м. проживало также неск. монахинь, постриженных в Леснинском мон-ре . В 1972 г. община Г. м. перешла в здание бывш. католич. мон-ря, при к-ром был учрежден жен. мон-рь МП РПЦ. В перестроенном здании освятили ц. в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, устроили келейный корпус с архиерейскими покоями, комнатой для исповедей и духовных бесед, трапезной, просфорной, типографией, свечной, пошивочной и столярной мастерскими, б-кой. Среди святынь Г. м.- частицы мощей св. Иоанна Предтечи, св. Марии Магдалины, икона Покрова Пресв. Богородицы, написанная, по преданию, вел. кнг. прмц. Елисаветой Феодоровной . На монастырском кладбище похоронены архиеп. Иаков (Аккерсдайк; 1991) и архим. Адриан (Корпорал; 2002). К июлю 2005 г. в Г. м. проживали настоятельница мон. Макрина (Вестенбрук) и 2 монахини, к-рые занимались переводами, книгоиздательской деятельностью. Суточный круг богослужений совершается на нидерланд. языке иером. Борисом (Шапшалом). Арх.: Арх. ЦНЦ. Лит.: Адриан (Корпорал), архим. Архиеп. Иаков (Аккерсдайк): Некролог//ЖМП. 1992. 1. С. 39. Рубрики: Ключевые слова: ГЕФСИМАНСКИЙ ВО ИМЯ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ МАРИИ МАГДАЛИНЫ МОНАСТЫРЬ жен., действующий, расположенный на рус. участке на склоне Елеонской горы, являющемся частью исторического Гефсиманского сада АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл.

http://pravenc.ru/text/161189.html

Котлучино. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи , Николая Чудотворца Год постройки:Между 1819 и 1830. Адрес: Владимирская область, Юрьев-Польский район, с. Котлучино Координаты: 56.303569, 40.003336 Проезд:По трассе Р74 40км от Владимира на Юрьев-Польский, левый поворот на юго-запад Небылое, Чеково 7км до левого поворота на Котлучино, далее 1,5км. Асфальтированный проезд. В конце села склон к реке, в середине луга остатки церковной колокольни, грунтовая колея 150м. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Село Котлучино в первый раз упоминается в меновой грамоте 1497 г. великого князя Иоанна Васильевича III с племянниками, князьями Феодором и Иоанном Борисовичами Волоцкими. Из той же грамоты мы узнаём, что их отец, волоцкий князь Борис, пожертвовал село московому Спасскому монастырю. В грамоте говорится: «А что отец их князь Борис дал в монастырь к святому Спасу на Москву свое село Котлучино с деревнями во Володимерском уезде, и мне то село ведати данью и судом». В книгах патриаршего казённого приказа за 1628 г. записана «церковь Рождества Иоанна Предтечи в селе Котлучине в вотчине Спаса Нового монастыря, что на Москве». В 1779 г. в Котлучине была поставлена новая деревянная церковь. Она стояла, пока не была в 1826-1829 гг. построена каменная церковь с каменной же колокольней, с двумя престолами: главным в честь Рождества Иоанна Предтечи, и в тёплом приделе - Святителя Николая Чудотворца. По материалам книги: протоиерей О. Пэнэжко «Город Юрьев-Польской, храмы Юрьев-Польского района». - Владимир. 2005, С. 148-149 От церкви остался только первый ярус колокольни. Установлен поклонный деревянный крест. Восточнее колокольни находятся заросшие травой кучи битого кирпича. Протокол 75 Заседания Президиума Облисполкома Ивановской промышленной области от 17-го октября 1932 года. § 31. СЛУШАЛИ: О расторжении договоров с [церковными] общинами с. с. Болдино, Ваганово, Абобурово и Котлучино Собинского района. (Внесено Комиссией).

http://sobory.ru/article/?object=06629

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Рождество Иоанна Предтечи, монастырь Дионисиат, Панигер Рождество Иоанна Предтечи, монастырь Дионисиат, Панигер     Дионисиат занимает 5-е место в иерархии афонских монастырей. Среди его святынь - множество святых мощей, наиболее важными из которых являются десница Иоанна Предтечи и мощи свт. Нифонта. Внимания заслуживают резное распятие слоновой кости X в., священные сосуды и облачения. Соборный храм – в честь Предтечи Господня Иоанна.       Из воспоминаний:   В  Дионисиате  нас приняли с ангельской любовью и приветливостью. Прекрасный его настоятель угостил нас разными сластями, ракою (водкою) и кофе и на вопрос мой о биб­лиотеке сказал:     - У нас библиотека очень велика, и надо несколько дней на то, чтобы перерыть ее руко­писи и книги.   Когда я просил допустить меня ненадолго по крайней мере побывать в ней, настоятель с улыбкою отвечал:   - Назад тому несколько лет были у нас какие-то русские путешественники, насулили горы богатств от пособия России, а обещаниям покровительства и милостей России и конца не находили, если только мы откроем весь архив, всю библиотеку, а главное, если уступим им одну из замечательнейших книг святой стари­ны.   Мы,    -  продолжал настоятель, -   после тяжелых искусов Турецкой войны рады были таким гостям, приняли их с радушием и с наслаждением слушали их сказки. Наконец мы уступили им и книгу, драгоценную и для нас, но все-таки и половины не стоившую против их золотых обещаний. Что же? Более пяти лет прошло; ждем-пождем — и слуху нет из России о наших благотворителях, которые, признаться, не по-русски поступили с нами, то есть не по совести.   С той поры дверь нашей библиотеки сузилась, сделалась для русских теснее, и простите меня, если я откажусь удов­летворить вашему любопытству. Вы, правда, по всему наш; но чтоб видеть и рассмотреть нашу старину, вам надобно здесь остаться, а вы между тем так торопитесь. Уж после, отец, после!     Признаюсь, меня огорчил такой велеречивый отказ…           + Фото http://agioritikesmnimes.pblogs.gr/ Комментарии Всего комментариев: 4 2012/07/20, 07:16:27 Иоанн Креститель, моли Бога о нас. Горе от грехов наших...горе. 2012/07/07, 19:16:48 Позор страны моей и боль !!! Пожалуйста, не отдавайте больше никому и ничего. 2012/07/07, 12:06:47 Спаси ,Господи! Лариса 2012/07/07, 09:07:58 Крестителю Господень Иоанн, моли Бога о чадах моих Анастасии и Алексие. Вразуми, управи всю их жизнь ко благу, даждь здравия духовного и телесного. р.Б.Раиса Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1128

– С какими проблемами сталкиваются сегодня те, кто решил посвятить себя монашеству? Над чем стоит им, прежде всего, особенно поразмыслить? Если есть желание избрать монашеский путь, надо обязательно понять, точно ли это Божие призвание – Если есть желание избрать монашеский путь, надо обязательно понять, точно ли это Божие призвание, точно ли это есть воля Божия. Обязательно! Потому что если нет на это воли Божией, это будет несчастье, катастрофа. Это не значит, что, если человек получит благословение на монашество и точно ощутит его как свое призвание, всё будет гладко. Нет, конечно. Будет много искушений и переживаний. Любой с этим сталкивается, даже явно призванный и направляющийся совершенно верным путем. Ну, а у человека, который к этому не призван, конечно, будет много скорбей. Поэтому надо найти волю Божию – это очень важно. – А как? Съездить к духоносному человеку, старцу? – Надо молиться об открытии воли Божией. Если человек этого очень хочет, молится, то Господь обязательно как-то это откроет. Пошлет старца, духовника, который все каким-нибудь образом направит. Престольный праздник 2007 г.      Под попечением святого Иоанна Предтечи – Московский Иоанно-Предтеченский монастырь в прошлом, 2015 году, отметил свое 600-летие. Что, прежде всего, должен знать о монастыре тот, кто сюда приходит – как паломник или даже как интересующийся историей турист? У каждого монастыря есть какая-то своя святыня или достопримечательность. Вот в Новоспасском – усыпальница Романовых. А у вас? В нашу обитель люди случайно не попадают: сюда приходят те, которых позвал Предтеча – Прежде всего, это наш небесный покровитель святой Иоанн Предтеча. А монастырь наш сокрытый, и хотя он расположен в самом центре Москвы, буквально в 10 минутах ходьбы от Кремля, его не все знают. Эта его сокровенность тоже одна из особенностей. Сюда люди случайно не попадают. Сюда приходят те, которых позвал Предтеча. А этого случайно просто быть не может. И пришедшие эту благодать Предтечи здесь чувствуют. Древняя чудотворная икона св. Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Надо, конечно, упомянуть, что Предтеча здесь находится не только своим духом, но и видимым образом – в иконах. Одна древняя икона вернулась к нам, когда монастырь только открывался: он был возобновлен в 2000-м, 15-летие этого события мы отпраздновали в прошлом году. Так вот, к нам вернулась древняя икона, сейчас она находится в соборе обители. Эта икона нуждалась в поновлении: искусствоведы посмотрели – а это середина XVI века, время Иоанна Грозного! Царские мастера, видимо, писали. Когда икону отдавали на реставрацию, в которой она очень нуждалась, написали с нее список – он находится в часовне. И в том, и в другом образе есть частица мощей, так что еще и своими мощами присутствует здесь Предтеча.

http://pravoslavie.ru/90246.html

Тригуляй. Тамбовский Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь. Собор Рождества Иоанна Предтечи. Собор. Действует.   Престолы: Рождества Иоанна Предтечи Год постройки:между 2011 и приблизительно 2022. Адрес: Россия, Тамбовская область, п. Тригуляй Координаты: 52.662381, 41.514325 Проезд:на автомобиле: 15 км от Тамбова в сторону Котовска; рейсовым автобусом 101 до Котовска с железнодорожного вокзала Тамбова или маршрутным автобусом 121. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первый монастырский храм был построен в 1691 году и освящен епископом Питиримом во имя Иоанна Предтечи. Строительным материалом для него служил широко используемый в крае сосновый брус. Крупнейший пожар в 1717 году полностью уничтожил все монастырские постройки, но уже в 1720 году обитель была полностью восстановлена на добровольные пожертвования жителей Тамбова. На месте сгоревшего Предтеченского храма возвели деревянный двухэтажный храм. Верхний храм освятили в честь Входа Господня в Иерусалим, а нижний – в честь Иоанна Крестителя. В 1753 году обветшалый деревянный Иоанно-Предтеченский храм разобрали и в том же году 6 сентября по благословению епископа Воронежского и Елецкого Феофилакта построили новый деревянный храм, освященный в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. В 1790 году 7 июня посредине монастыря заложили каменный храм в честь Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Строительство храма продолжалось медленно. Его торжественно освятили в 1808 году. В 1810 году Иоанно-Предтеченский теплый храм, находившийся в южном флигеле, заново переделали и освятили в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Главный храм Трегуляевской обители имел некоторое сходство с Успенским храмом Саровской пустыни, так как строительство осуществлялось под руководством бывшего послушника Нафанаила из Сарова. В начале XX века в Трегуляевском монастыре провели обширные строительно-ремонтные работы. К 1903 году достроили пятиглавый Иоанно-Предтеченский соборный храм. В 2008 году на территории Трегуляевского монастыря начались работы по отысканию фундамента храма в честь Рождества Иоанна Предтечи. В результате раскопок, проведенных на бывшем воинском плаце, под асфальтом на глубине всего 50 см был найден фундамент разрушенного соборного храма монастыря. Внутри основания храма на глубине до 2 м были найдены останки двух тамбовских епископов Николая (Доброхотова) и Афанасия (Телятинского), погребенных в свое время в храме.

http://sobory.ru/article/?object=57582

При игум. Дорофее в М. м. стало развиваться скотоводство: имелось 13 лошадей, более 20 коров и быков и 20 овец. Для наблюдения за полевыми работами на принадлежащей мон-рю земле при р. Жуковке была основана заимка: построен деревянный дом с кельями для сестер и хозяйственными службами, ветряная мукомольная мельница; выращивали рожь и пшеницу, ячмень и овес, сажали огородные растения. Так, в 1874 г. было засеяно до 70 дес. злаковыми культурами, табун состоял из 45 лошадей, в стаде было 40 голов рогатого скота, 20 овец, ок. 90 штук «разной дворовой птицы». В 1868 г. в М. м. было 8 монахинь, 13 послушниц, 49 сестер, проживавших «по законным видам». В том же году во время посещения г. Тобольска вел. кн. Владимиром Александровичем мон. Дорофея со старшими сестрами поднесла ему икону св. Иоанна Предтечи, вышитую золотом насельницами и ученицами духовного уч-ща, туфли, «сшитые золотом» из голубого бархата и записную книжку, прошитую золотом по малиновому бархату, а также неск. лучших произведений других монастырских мастерских. Великий князь пожертвовал на нужды обители 50 р. В 1872 г. в Тобольске настоятельница Дорофея подарила вел. кн. Алексею Александровичу икону св. Иоанна Предтечи, шитую золотом. 19 апр. 1869 г. мон. Дорофея была награждена наперсным крестом, 3 марта 1873 г. временно управляющим Тобольской и Сибирской епархией еп. Ефремом (Рязановым) возведена в сан игумении ( Грамматин. 1889. 19/20. С. 399-405). После кончины игум. Дорофеи, погребение которой 13 авг. 1874 г. возглавил еп. Ефрем, общим собранием сестер настоятельницей была избрана казначея мон. Мария (Назимова). С юных лет, как и мон. Дорофея, она проживала в екатеринбургском Тихвинском мон-ре. Но по слабости здоровья мон. Мария отказалась от этого служения. Собор св. Иоанна Предтечи. 1808–1814 гг. Архит. Дранишников. Фотография. 2014 г. Собор св. Иоанна Предтечи. 1808–1814 гг. Архит. Дранишников. Фотография. 2014 г. 19 мая 1875 г. указом консистории настоятельницей была утверждена прибывшая из екатеринбургского Тихвинского монастыря мон. Августа (Бердникова). При ней в дек. 1875 г. за оградой обители была построена деревянная гостиница для богомольцев и странников. 4 апр. 1877 г. по слабости здоровья и собственному желанию мон. Августа была уволена с этой должности. 14 июля 1877 г. М. м. возглавила мон. Евсевия († 31 марта 1885), ранее подвизавшаяся во владимирском Княгинином в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыре .

http://pravenc.ru/text/2562776.html

В XIX в. архитектурный ансамбль мон-ря претерпел существенные изменения. В 1815 г. К. м. пострадал от пожара, сгорело неск. зданий, большая половина церковного имущества, утварь, ризница и архив; сохранилась лишь Введенская ц. На восстановление обители имп. Александр I Павлович выделил 5 тыс. р. По преданию, крупную сумму пожертвовал митр. Новгородский Амвросий (Подобедов) , бывш. архиеп. Казанский. Всего было собрано 58 636 р. 26 июля 1818 г. в Казани была образована специальная комиссия, и к 1819 г. ремонт в К. м. был окончен. 24 июня, в день праздника Рождества св. Иоанна Предтечи, собор был заново освящен архиеп. Казанским и Симбирским Амвросием (Протасовым) . В 1831 и 1833 гг. игум. Ираклий обращался к еп. Казанскому Филарету (Амфитеатрову) с прошением сначала надстроить, а затем возвести новый настоятельский корпус, но это начинание было отложено до «благоприятнейшего времени». В 1832 г. было дозволено разобрать угловое каменное здание при ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи, а кирпич употребить на возведение ограды мон-ря. В 1846 г. настоятель (1845-1852) игум. Елевферий обратился к архиеп. Казанскому и Свияжскому Владимиру (Ужинскому) с прошением перестроить существующие при мон-ре «холодные палатки» и лавки в жилые помещения, чтобы последние приносили больше дохода. Просьба была удовлетворена, благодаря чему имущественное состояние обители улучшилось. В нач. 80-х гг. XIX в. храм Усекновения главы Иоанна Предтечи сочли небезопасным для совершения богослужений. Вопрос о разборке собора, признанного памятником рус. шатровой архитектуры, стал предметом дискуссий научной общественности и горожан ( Остроумов. 1978). В итоге была признана невозможность ремонта. В 1886 г. настоятель (1885-1909) игум. Ексакустодиан (Каменский), получив разрешение Синода, приступил к разборке старого и строительству нового собора. Игумен первым внес 1 тыс. р. на возведение нового храма и впосл., обращаясь к богатым жертвователям по всей России, сумел собрать большую сумму. Храм строился в 1886-1894 гг., на его возведение было затрачено 100 тыс. р. Новый собор (архитекторы П. М. Тюфилин и Л. К. Хрщонович), построенный в рус. стиле, был просторнее прежнего, но сохранил главные композиционные особенности предшествующего: растянутый в ширину четверик с 3 шатрами и 3 апсидами, более низкую обширную трапезную. 18 дек. 1894 г. архиеп. Казанский и Свяжский Владимир (Петров) освятил главный престол во имя св. Иоанна Предтечи, 24 нояб. 1895 г.- придел во имя свт. Иннокентия Иркутского, 1 дек. того же года - придел во имя свт. Германа Казанского. В нижнем этаже церкви был устроен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и во имя семи Эфесских отроков. В 1895-1896 гг. в К. м. был построен и 14 дек. 1896 г. освящен 2-этажный настоятельский корпус.

http://pravenc.ru/text/1319820.html

По преданию, в И. П. м. подвизался прп. Зосима , причастивший и похоронивший прп. Марию Египетскую . По непонятной причине об И. П. м. не упоминается в «Луге духовном», хотя его автор Иоанн Мосх , хорошо знакомый с топографией местности, пишет о расположенной в миле от места Крещения лавре Сапсас (Сафсафас). В связи с этим архим. Леонид (Кавелин) высказал предположение о тождестве И. П. м. с мон-рем Пентукла ( Иоанн Мосх. Луг духовный. С. XXIX; Леонид (Кавелин). 2008. С. 305), но эта гипотеза не была поддержана совр. исследователями. Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане Мон-рь св. Иоанна Предтечи на Иордане В 659 г. находившиеся близ места Крещения постройки были разрушены землетрясением. Ок. 670 г. галльский еп. Аркульф, совершивший паломничество, сообщал, что место Крещения из-за изменения течения реки оказалось в пойме вне русла, на «аравийской стороне», а построенная непосредственно на берегу Иордана небольшая квадратная в плане церковь на 4 каменных сводах, под к-рой протекала вода, была сооружена не на месте Крещения, а там, где лежали одежды Спасителя во время Его Крещения. Что касается большого, окруженного стеной мон-ря с ц. св. Иоанна Предтечи, то он располагался на холме, неясно на каком, но, вероятнее всего, на зап. берегу реки ( Adamn. De locis sanctis. II 16. 8//CCSL. T. 175. P. 214; Wilkinson. 1977. P. 107). Когда в 724/5 г. мон-рь посетил св. Виллибальд , еп. Айхштеттский, русло Иордана сместилось и вода к церкви на месте Крещения проходила по специально вырытому каналу. В И. П. м., отстоявшем на милю от места Крещения, в это время проживало ок. 20 иноков ( Wilkinson. 1977. P. 129). Ок. 808 г., согласно «Commemoratorium de Casis Dei vel monasteriis» (Памятной записке о домах Божиих и мон-рях), ц. на месте Крещения принадлежала И. П. м., в котором подвизалось 35 чел. (Ibid. P. 138). Из «Описания Св. града» (715/7 и 1000), ранее считавшегося сочинением Епифания Монаха , следует, что И. П. м. находился на зап. берегу Иордана, был укреплен стенами и имел большую ц. Св. Троицы, тогда как храм на берегу Иордана был освящен во имя св. Иоанна Предтечи (Повесть Епифания. 1886. С. 30). Мон. Бернард (IX в.) упоминает только мон-рь, сведений о церкви на месте Крещения у него нет. Пострижеником И. П. м. был прп. Герман , основатель мон-ря Икосифинисса в Македонии.

http://pravenc.ru/text/577918.html

– Как изобразить душу? – А это уже твоя задача, задача как художника. И мне кажется, здесь Крамской попытался это сделать – показать душу Человека, Который берет на Себя боль мира. Ирина Языкова , искусствовед, кандидат культурологии Все лекции цикла можно посмотреть здесь . XVI век можно считать завершающим веком в древнерусском искусстве. Несмотря на то, что традиционно мы считаем, что древнерусское искусство заканчивается в XVII веке, все же именно Грозненское время – середина – вторая половина XVI века дают нам последнюю, может быть, вершину, с которой уже явно видно, что тенденция идет вниз. Что я имею в виду? Давайте рассмотрим две иконы Грозненского времени, которые, может быть, наиболее показательны для этого периода и этого искусства и передают именно религиозный накал этого времени. Первая – это удивительная икона из Музея древнерусского искусства «Иоанн Предтеча – Ангел пустыни», где Иоанн изображен с крыльями. Эту иконографию на Руси знали примерно с XIV века, но популяной она становится именно в Грозненское время. Иоанн Предтеча был патроном царя Иоанна Грозного и поэтому очень часто царь вкладывал в те или иные монастыри именно его иконы. И данная икона – это же вклад в Стефано-Махрищский монастырь. Что мы видим на иконе? Крылатого Иоанна Предтечу. Почему крылатого? Потому что он – ангел, «ангел» в переводе с греческого означает «посланник», тот, кто был послан, кто пошел впереди. К Иоанну Предтече относят слова пророка Малахии: Я пошлю Ангела Моего, который приготовит Мне путь. Тот, кто приготовит путь, по-гречески называется «продромос», или по-русски, предтеча – идущий впереди. И это как раз Иоанн Предтеча. Данная икона не просто изображает Иоанна Предтечу, а изображает его в эсхатологическом времени – как предтечу Страшного суда. В своей проповеди Иоанн Предтеча говорил, что Бог придет и срубит всякое дерево. И действительно у ног Иоанна Предтечи на этой иконе мы видим срубленное наполовину дерево и секиру, лежащую при нем. Секира – это образ Страшного суда. XVI век был полон знамений Страшного суда и собственно политика самого Иоанна Грозного была такова.

http://academy.foma.ru/category/zhivopis...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010