О ветхозаветной праведности. Зачатие Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Лк.1:5–25 Гал.4:22–31 Ветхий и Новый Заветы Апостол Павел сравнивал с двумя сыновьями Авраама. Измаил, рожденный от рабыни Агари, был изгнан вместе с матерью. А Исаак, рожденный от свободной, наследовал обетования, данные Богом его отцу. «Это два завета, – продолжает Апостол, – один от горы Синайской, рождающей в рабство», «и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он матерь всем нам». И сколь велика разница между рабством и свободой, настолько же отстоит от новозаветной праведности – праведность ветхозаветная, даже в лучших ее представителях. О родителях Иоанна Крестителя говорится, что «оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно». Но вот однажды, когда Захария «в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения». Он вошел, конечно, не только с каждением, но и с молитвой, и молитва его была, конечно, не о чадородии (что видно из последующего), но о спасении Израиля, о чем и «все множество народа молилось вне во время каждения». Вдруг Захарии является «Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного». Он объявляет, что молитва услышана. А что же Захария? А он мгновенно, «смутился, и страх напал на него». Почему же так? Ведь знал он, куда входит: туда, где Бог обещал Моисею «открываться» для беседы с ним. Он вошел в то место, которое в былые времена наполняла видимым образом слава Божия. Он вошел просить, и прошение услышано; а в душе вместо благодарности – смущение и страх. Значит, и служение его, и молитва его, хотя и были исполнены, как и все у него, «по всем заповедям и уставам Господним беспорочно», но не было в них живой веры, должного страха и благоговения. Ангел говорит: «Не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елизавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие».

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Светильник горящий и светящий Слово на Рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Иеромонах Игнатий (Шестаков) Мы чествуем радостное событие — рождение пророка и Предтечи и Крестителя Господня Иоанна — святого, который всю свою жизнь без остатка отдал тому, чтобы приготовить людей к встрече с Божественным Светом, с Господом нашим Иисусом Христом. О нем Иоанн Богослов говорит, что он не был Светом, но был провозвестником этого Света (см. Ин. 1, 8), готовил людей призывом к покаянию: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие! (см. Мф. 3, 2) Это то обязательное условие для встречи с Божественным Светом и выхода из тьмы служения диаволу и греху.      Очень часто мы, христиане по имени, совсем не соответствуем по своему духу и по жизни этому великому призванию учеников Христовых. Господь, разговаривая с иудеями в Иерусалиме, говорит им о том, что когда пришел Иоанн Предтеча и проповедовал в пустыне о покаянии (мы помним, что иудеи, и фарисеи, и учителя иудейские тоже приходили к нему и спрашивали, кто Он такой, и вот, Спаситель, уже, когда был убит Иоанн Предтеча, напоминает им об этом), он был светильник горящий и светящий, а вы хотели малое время порадоваться при свете его (Ин. 5, 35). Эти слова звучат обличением для иудеев и фарисеев, но и для нас тоже. Зачастую люди даже очень грешные, служащие диавольским страстям, любят присутствие около себя людей святых. Вспомните, царь Ирод, убийца Иоанна Предтечи, тоже слушал его и по-своему любил. Слушал его советы и даже поступал по этим советам. Так часто мы очень любим присутствие около себя какой-то святыни и святых людей, но сами живем как иудеи и фарисеи и способны на поступки, на которые способен был и царь Ирод, своеобразно почитавший Предтечу, боявшийся его. А почему так происходит? Потому что мы, назвав себя учениками Христовыми, не принимаем закон Божественной любви. Апостол Павел говорит: Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света (Рим. 13, 11–12). Оружием света является для нас оружие любви к ближнему.

http://pravoslavie.ru/147081.html

Дом Закхея Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. 6 февраля, 2011 Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. -… И именно здесь Закхей услышал от Господа те слова, услышать которые было бы великой честью и радостью для каждого из нас: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», — заканчивает матушка Анисия рассказ о месте, на котором теперь трудится — об участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне на месте дома мытаря Закхея . Вход в трапезную на подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне Обитатель русского участка в Иерихоне Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя. Поэтому здесь установлена часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников. На участке Впервые мы встречаемся с Иерихоном (древний город находился в полутора километрах от нынешнего) на страницах Ветхого Завета, в начале книги Иисуса Навина. Именно этот город был первым на пути следующих в обещанную Богом землю Ханаанскую древних израильтян. Все коренное языческое население было уничтожено в ходе войны, в живых осталась только укрывшая израильских разведчиков блудница Раав и ее семья.

http://pravmir.ru/dom-zakxeya/

«Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Коем всё Мое благоволение». ( Мт.3:17 ). Так Предтеча и Креститесь Христов Иоанн сподобился быть свидетелем Богоявления на Иордане; Бог Сын был на бреге; Бог Дух Святый пребывал на Нем в виде голубином, знаменуя окончание потопа греховного, как Ноев голубь окончание потопа водного; Бог Отец глаголал с неба. По крещении Христос был отведён Духом в пустыню искуситься от дьявола. «Со времени Крещения Иисуса Иоанн применил пророчество своё о грядущем на проповедь о пришедшем уже Мессии» 11 . В то время, когда Христос постился в пустыне, а Иоанн крестил в Иордане при Вифаваре, Иудеи прислали из Иерусалима спросить Иоанна: кто ты? Иоанн прямо объявил им: «Я не Христос». – Кто же ты? Илия? Снова вопросили посланные. «Нет», отвечал Иоанн. – Пророк? Был снова вопрос их. И опять: «нет» – отвечал Предтеча Христов. Кто же ты, чтобы нам дать ответ пославшим нас: что ты скажешь сам о себе? – сказали посланные. И отвечал им Иоанн: «Я глас вопиющего в пустыне; исправьте путь Господу», как сказал пророк Исайя. Посланные были Фарисеи, и сказали Ему: – Что же ты крестишь, ежели ты не Христос, ни Илия, ни Пророк? – Иоанн отвечал: «я крещу в воде; а стоит среди вас некто, Которого вы не знаете. Он-то идущий за мною, но Который оказался впереди меня. Я недостоин развязать ремень у сапога Его». На другой день утром Иоанн, видя идущего к нему Иисуса, вероятно, возвращающегося из пустыни, сказал: «Се Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который оказался впереди меня; потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю; и свидетельствовал Иоанн, говоря: Я видел Духа сходящего с небеси, как голубя, и пребывающего на Нём. Я не знал Его: но пославший меня крестить в воде сказал мне: на кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на нём, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий ( Ин.1:19–34 ). Снова на другой день Иоанн, стоя с двумя учениками своими, Андреем и другим, которого некоторые почитают Иоанном Богословом, опять увидел идущего Иисуса, и сказал: «Вот Агнец Божий!». Услыша от Иоанна слова эти, оба ученика пошли вслед за Иисусом, и соделались Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Пришли и мытари (сборщики податей) креститься и сказали ему: учитель! Что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам» (то есть Предтеча явно не одобрял коррупцию). «Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованьем» (собственно воинское служение не было порицаемо) ( Лк. 3:10–14 ). В знак того, что грядущий Господь очистит души людей, Иоанн крестил приходящих, то есть погружал в воды Иордана. При этом Креститель возлагал руку на голову погружаемого и молился, чтобы Господь в будущем спас этого человека. Как вода очищает тело от грязи, так и Христос Своей благодатью очистит душу кающегося человека. «Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» ( Мк. 1:8 ), – говорил Предтеча людям о Спасителе. Крещение Предтечи еще не было тем святым Таинством Крещения, которое, надеемся, приняли все вы. Крещение Иоанна являлось духовной подготовкой людей к принятию Христа. Для этого требовалось раскаяние человека в своих грехах. Отсюда крещение Иоанна называлось крещением покаяния. Согласно свидетельству Иосифа Флавия, «народ, восхищенный учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве». Богоявление Наконец, среди пришедших ко Крестителю, показался Тот, Кто не имеет нужды в покаянии, потому что Сам отпускает грехи, – то есть Иисус Христос. «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» ( Мф. 3:14 ) – вопросил Его Иоанн. Никакая человеческая праведность не сравнится со святостью Богочеловека. Но Господь отвечает: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» ( Мф. 3:15 ). Правда – это все, что от Бога, ибо праведен в собственном смысле только Бог. Бог повелел Иоанну крестить людей, и этому следовало повиноваться. А поскольку Христос был не только Сын Божий, но и человек, то, как человек, Он должен был исполнить все, что повелел Бог. Вместе с этим, Господь принимает крещение от Предтечи, дабы показать, что Он не чуждается падшего человечества и что пришел, дабы взять грехи людей на Себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Valerij_Duhani...

И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит прийти прежде? Из видения Преображения Господня апостолы вполне убедились, что И. Христос есть тот самый Мессия, Который обещан миру. Но так как на основании буквального понимания пророчества Малахии о предтече Христовом (4 гл. 5 и 6 ст.): Я послю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия дня Господня у Иудеев было верование, что прежде Мессии должен явиться пророк Илия и приготовить Ему путь, т. е. своею проповедию приготовить людей к принятию Его; то апостолы и спросили И. Христа: как же книжники, т. е. еврейские ученые, законоучители (2:4), говорят, что (глаголют, яко) Илии надлежит прийти прежде Мессии? 11. же вщавъ реч имъ: уб прежде и устроитъ вс: Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить всё 12. глю же вамъ, к уж и не познаша но сотвориша немъ, восхотша: так и снъ имать пострадати нихъ. но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них 13. Тогда размша учнцы, к кртители реч имъ. Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе Правда, Илии надлежит приити (Илия убо приидет) прежде и устроит все (вся). Да он уже и пришел, как Я высказал вам это и прежде (11 гл. 14 ст.) и теперь говорю (глаголю же вам), что Илия уже пришел (уже прийде). Кто же этот Илия? Это Иоанн Предтеча и Креститель Христов. Назван он Илиею потому, что действовал в духе и силе Илии. У Евреев было в обычае называть одно лицо именем другого по сходству их служения и образу жизни (Злат.). Он (предтеча) предыдет пред Ним (И. Христом) духом и силою Илииною ( Лк. 1:17 ), сказал арх. Гавриил, возвещая рождение Предтечи. Только прибавляет Господь о своем Предтече не узнали (не познаша) его, а поступили с ним, как хотели (сотвориша о нем, елика восхотеша) и пр. Хотя многие из Иудеев и уверовали во Иоанна, как Предтечу Христова, и приняли крещение от него; но вообще-то Иудеи не узнали сущности его служения и великого его назначения: и потому он был ввержен в темницу и убит (14 гл. 1–12). Известно, что убил Иоанна Предтечу Ирод Галилейский за то, что он обличал его в отнятии жены у брата своего Филиппа; но Господь говорит, как будто убил его народ. Блаженный Феофилакт объясняет это так: «народ позволил Ироду убить Иоанна, тогда как мог воспрепятствовать сему, и тем самым сделался убийцею его». Тако и Сын человеческий (Он Христос) имать пострадати (пострадает) от них. Мученическая смерть Крестителя наводит на мысль о мученической смерти Его Самого, и Он пользуется этим случаем сказать об этой смерти апостолам, о чем еще так недавно говорил им (16 гл. 21 ст.). В последнее время Своей земной жизни Иисус Христос часто говорил Своим ученикам о предстоящей Ему искупительной смерти. Зач. 72-е. Исцеление бесноватого Иисусом Христом и новое предсказание Его о Своих страданиях

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Мф.11:9–10 . Чтó же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. «Пророка»: иудеи действительно почитали Иоанна за пророка ( Мф.14:5, 21:26 ). Господь, подтверждая справедливость сего мнения, говорит, что Иоанн даже более чем пророк. Он более других пророков «по причине близости своей к Пришедшему» (Злат.). Он не только последний и величайший из ветхозаветных пророков, но вместе предтеча Мессии, приготовлявший Ему путь (ср. Феофил.). Притом самое пророчество его о Христе яснее, чем пророчества других ветхозаветных пророков. Иудеи смотрели как на великих пророков особенно на тех, которых пророчества о Христе были яснее других. Посему Исаию они поставляли выше прочих пророков, но Иоанн превзошел и его. Как предтеча Мессии, он говорил о Нем так ясно и точно, как не мог говорить ни один из ветхозаветных пророков, прямо указывая на пришедшего Мессию перстом. Посему он более пророка. – «О котором написано»: чрез пророка Малахию – Мал.3:1 . Место приведено свободно по еврейскому тексту. То же пророчество, в сущности, у Исаии ( Ис.40:3 ). У Малахии Бог Иегова говорит, что Он пред Своим лицом пошлет ангела уравнять путь пред Собою. Изъясняя истинный смысл этого древнего пророчества, Господь относит послание Богом вестника (ангела) к Своему пришествию, называя таковым вестником предтечу Своего Иоанна. – «Приготовит путь»: уравняет путь – образное выражение приготовления народа к пришествию Мессии (ср. прим. к Мф.3:3 ). Мф.11:11 . Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. «Из рожденных женами»: из всех вообще людей, которые обозначаются здесь по их прирожденному свойству, – слабости, несовершенству, греховности и т.п. – «Больший»: высший, совершеннейший, лучший. – «Меньший» же и пр.: что значит это изречение? Пред кем уничижается больший из рожденных женами, величайший из людей? Несообразно подумать, чтобы член царства Мессии (Царства Небесного) меньший, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010