Ширково. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (деревянная). Карта и ближайшие объекты Ширково, или Ширков погост в конце XIX века стал одним из крупных культовых центров на озере Вселуг. Здесь издревле существовало языческое капище. Позднее, по преданию, в знак победы Александра Невского в XIII веке над литовцами на том месте, где был разгромлен враг, построена церковь. Другое предание говорит о том, что в давние времена торговые люди шли по этим местам из Новгорода и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановились на высоком берегу на отдых. А когда собрались продолжить путь, то не смогли поднять иконы и оставили их на этом удивительно красивом месте, где братья Ширковы и возвели церковь. Сказочной красоты деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи, сохранившаяся в этих краях до наших дней, является образцом творения деревянного зодчества. Церковь Рождества Иоанна Предтечи оказалась маленькой для местных жителей, и в 1903 году было получено разрешение на строительство каменной церкви Рождества Иоанна Предтечи, Завершает архитектурный ансамбль Ширкова погоста деревянная надкладезная часовня клетского типа, датируемая началом XX века. Рождества Иоанна Предтечи деревянная церковь на Ширковом погосте построена на средства прихожан в 1697 году. Церковь является редким памятником деревянного древнерусского зодчества. Топором да рубанком создали братья Ширковы удивительное строение, перед которым и сегодня мы останавливаемся изумлённые. Церковь Рождества Иоанна Предтечи своим сложным силуэтом и удивительно гармоничными пропорциями отдельных форм оставляет неизгладимое впечатление. Радуют глаз её отточенные конструкции, неповторимые своей лёгкостью, утончённостью линий. Для строительства были использованы брёвна необычной толщины - до 70 см. Высота церкви - около 45 м. Таких церквей на территории России не сохранилось. Церковь выстроена в древнерусском стиле. В 1991 году ураганом была снесена колокольня. Рождества Иоанна Предтечи каменная церковь на Ширковом погосте была построена в 1913 году на высоком берегу озера Вселуг в 100 метрах от деревянной церкви. Храм был рассчитан на 1400 человек. Церковь имела 5 медных колоколов общим весом около 400 пудов. Полы в церкви выстланы чугунными плитами с рельефным рисунком вазонов. Церковь строилась на средства прихожан в 1911 году. Архитектор А.П. Федоров спроектировал храм в псевдорусском стиле. Храм имеет 3 престола: Рождества Иоанна Предтечи, Рождества Христова и Богоявления. В настоящее время эта церковь действующая. В южной части солеи -плита с поминальной надписью князя И.П. Гагарина и княгини М.П. Гагариной, датированная 1702 годом.

http://sobory.ru/article/?object=07387

24. Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших . Глас 1-й. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Прп. Антония Дымского (службу зри 17 января) . Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2-ю по Пятидесятнице) . Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387) , и службой великого праздника Рождества Иоанна Предтечи . Предлагаем возможную схему для такого соединения служб . Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1-й – 3, Предтечи, глас 4-й – 4, и русских святых, глас 3-й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6-й: «Днесь Света светильник...», «И ныне» – догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...». Вход. Прокимен дня, глас 6-й: «Господь воцарися...», со стихами (по обычаю). Паримии Предтечи 3, и русских святых – 3. На литии стихиры Предтечи, глас 1-й, литийная стихира русских святых, глас 8-й: «Срадуйтеся с нами, вси лицы святых...», и стихиры русских святых, глас 2-й: «Земле Русская...», «Церковь Русская...», «Соборе святых русских...», «Новый доме Евфрафов...» (см. на стиховне великой вечерни, без стихов) . «Слава» Предтечи, глас 5-й: «Пророков предел...», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси...». На стиховне стихиры воскресные, глас 1-й. «Слава» Предтечи, глас 8-й: «Исаии ныне пророка глас...», «И ныне» Минеи, глас тот же: «Виждь Елисаветь...» (см. в службе Предтечи). По Трисвятом – «Богородице Дево...» (единожды), тропарь Предтечи, глас 4-й (единожды), и тропарь русских святых, глас 8-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 1-й (единожды), тропарь Предтечи, глас 4-й (единожды). «Слава» – тропарь русских святых, глас 8-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Иже нас ради...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-07-07/

Перенесение десницы святого Иоанна Предтечи Через некоторое время после того, как ученики Иоанна Предтечи погребли его святые останки в Севастии, святой евангелист Лука пришел поклониться им и забрал с собой правую руку Крестителя. Затем он принес ее на свою родину, в Антиохию, где от нее совершились многочисленные чудеса. Среди прочего рассказывают и такую историю. Местные городские язычники имели обычай каждый год приносить в жертву по одной девушке, едва достигшей брачного возраста, страшному змею, которого они почитали как бога. Однажды бедный отец очередной жертвы, на которую пал жребий, поспешно прибежал в храм, где находились святые мощи, и стал молиться, прося заступничества у святого Иоанна Предтечи, и украдкой унес с собой палец от десницы. В тот момент, когда идолослужители перед лицом всего народа собирались бросить девушку в разверстую пасть чудовища, он кинул туда палец святого. Зверь тотчас упал замертво. В знак признательности на этом месте построили великолепную церковь во имя Иоанна Предтечи. Много времени спустя благочестивые императоры Константин VII и Роман II (956–957) прослышали о неисчислимых чудесах, происходящих от мощей святого Иоанна, и поручили одному диакону по имени Иов перевезти святую десницу в Константинополь. В столице мощи святого Крестителя и Предтечи Христа встретили как раз вечером в день праздника Богоявления. Эта святыня до сих пор хранится и почитается в монастыре Дионисиат на Святой Горе Афон . 20 января 2013 г. Другая часть десницы св. Иоанна Предтечи находится в Сарае – древнем султанском дворце в Константинополе. скрыть способы оплаты Комментарии Татьяна 9 марта 2023, 18:06 Святой Иоанн Предтечи моли Бога нашего Иисуса Христа о мне грешной, моём муже Алексее и моих дочерях (Елене,Елизавете,Вере,Надежде). Да, дарует нам Господь веру крепкую, любовь и согласие в семье! Помолись Святой Иоанн Предтечи о моей бабушке Зои. Да, дарует ей Господь прежде конца покояние! Помолись Святой Иоанн Предтечи о моих родителях Анастасии и Владимире,о моем брате Сергее и крестнике Максиме. Да, дарует им Господь здравие душевное и телесное!

http://pravoslavie.ru/58835.html

Обретение главы Иоанна Предтечи: нотка горечи среди общей сладости Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. 6 июня, 2018 Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. 7 июня Церковь отмечает третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Великий и славный Иоанн Креститель, который совершил Крещение Господне, был жестоко обезглавлен по злому навету Иродиады, жены Ирода. Когда Иоанн был усечен, Иродиада повелела не погребать его главу вместе с телом, потому что боялась. Она считала, что пророк может воскреснуть. Его голову она закопала в затаенном месте, глубоко в земле. Глава Иоанна Предечи — почитаемая часть мощей святого. По разным причинам голову Иоанна Предтечи скрывали, защищая святыню от поругания. Именно поэтому обретение честной главы Иаонна Предтечи празднуется Церковью не единожды. 9 марта Церковь отмечает первое и второе обретение честной главы Иоанна Предтечи, а 7 июня — третье обретение. Мы собрали для вас информацию об истории праздника. Если внимательно подойти к церковным торжествам, то ощутишь не раз нотку горечи среди общей сладости. Так, например, могли радоваться евреи о восстановлении Храма, но самые старшие из них плакали, помня величие прежнего Храма в сравнении с восстановленным. Храм восстал из унижения – хорошо. Но плохо то, что Храм вообще подвергался разрушению и осквернению. Точно такая же логика уместна и в отношении Обретений главы Предтечи Иоанна . Обретение главы Иоанна Предтечи. Хорошо, что нашли, но плохо, что теряли Хорошо, что главу пророка нашли, но плохо, что ее теряли. История обретений, с изнанки есть история потерь. И некоторые потери были вызваны страхом, попытками спрятать святыню, а некоторые – халатностью, преступным небрежением и прочей грязью человеческой. То нерадивые монахи, от явления самого Предтечи получившие повеление хранить его главу, устают (!) нести ее и передают святую ношу попутчику. То еретик, храня святыню, совращает в ересь тех, кто получает исцеления от молитв перед главой Иоанна. Одним словом, в истории праздника не всему порадуешься. И подобное знание отрезвляет. Достойные хранители

http://pravmir.ru/obretenie-glavy-ioanna...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 7 июля 2024 года 24. Неделя 2я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших . Глас 1й. Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (переходящее празднование в Неделю 2ю по Пятидесятнице) . Прп. Антония Дымского (службу зри 17 января) . Всех святых, в Болгарии просиявших (переходящее празднование в Неделю 2ю по Пятидесятнице) . Правв. отроков Иакова и Иоанна Менюжских. Воскресная служба Октоиха совершается вместе с бденной службой Всех святых, в земле Русской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 308–387) , и службой великого праздника Рождества Иоанна Предтечи . Предлагаем возможную схему для такого соединения служб . Примечание. Служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших, может быть перенесена на пятницу, 22 июня . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 1й – 3, Предтечи, глас 4й – 4, и русских святых, глас 3й – 3. «Слава» – Предтечи, глас 6й: «Днесь Света светильник…», «И ныне» – догматик, глас 1й: «Всемирную славу…». Вход. Прокимен дня, глас 6й: «Господь воцарися…», со стихами (по обычаю). Паримии Предтечи 3, и русских святых – 3. На литии стихиры Предтечи, глас 1й, литийная стихира русских святых, глас 8й: «Срадуйтеся с нами, вси лицы святых…», и стихиры русских святых, глас 2й: «Земле Русская…», « Церковь Русская…», «Соборе святых русских…», «Новый доме Евфрафов…» (см. на стиховне великой вечерни, без стихов) . «Слава» Предтечи, глас 5й: «Пророков предел…», «И ныне» Богородичен воскресный, глас тот же: «Храм и дверь еси…». На стиховне стихиры воскресные, глас 1й. «Слава» Предтечи, глас 8й: «Исаии ныне пророка глас…», «И ныне» Минеи, глас тот же: «Виждь Елисаветь…» (см. в службе Предтечи). По Трисвятом – «Богородице Дево…» (единожды), тропарь Предтечи, глас 4й (единожды), и тропарь русских святых, глас 8й (единожды).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Жуковский. Церковь Рождества Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Село Новорождественно (было на месте г. Жуковский) было государевым. В древности на этом месте находился монастырь Иоанна Предтечи у перевоза через Москву реку. Монастырь запустел после Смутного времени. В 1631 г. на его месте стояла небольшая деревянная церковь. В 1722 г. село пожаловано графу И.А. Мусину-Пушкину. В 1730 г. его сын граф П.И. Мусин-Пушкин построил вместо ветхой деревянной церкви каменный двухэтажный храм. В нижнем этаже размещался теплый придел Святителя Николая Чудотворца, в верхнем- главный храм Рождества Иоанна Предтечи. В 1937 г. церковь закрыли. В 1940 г. взорвали. В 1998 г. был раскопан фундамент храма. 19.12.1998 г. в строящемся деревяном храме совершена первая Божественная литургия. По материалам книги: Прот. О.Пэнэжко Бронницкий уезд. Храмы Раменского района. Вдадимир, 2006 Вблизи озера Глушица через Москву-реку пролегал древнейший путь, освоенный, судя по остаткам городищ, еще в I тысячелетии до н. э. После присоединения Коломны к Московскому княжеству он становится одним из важнейших в экономическом и стратегическом отношении. Этот путь стал называться Астраханским трактом. В 1581 г., после смерти сына, Иван Грозный повелел поставить здесь монастырь в честь Рождества Иоанна Предтечи и устроить переправу через реку. Монахами в новом монастыре стали бывшие опричники. В писчей книге Приказа большого двора за 1631-1633 г.г. указано: «За озером Здегошем, на монастырской земле стоял храм Рождества Иоанна Предтечи, храм великомученицы Параскевы, нарицаемой Пятницы, да придел Николая Чудотворца, по прошествии времени монастырь от разорения запустел». Заброшенные монастырские земли были переданы Патриарху Филарету и вскоре перешли в Дворцовое ведомство. На месте монастыря возникло село Новорождествено. Ни монастырь, ни его старые храмы не были восстановлены. В селе заново отстроили деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи. В 1710 г. Петр I подарил село Новорождествено и Раменскую волость графу И.А. Мусину-Пушкину в награду за подавление восстания в Астрахани в 1722 г., пожаловав его в вечное владение. В 1730 г. помещик возвел двухэтажную каменную церковь в честь Рождества Иоанна Предтечи, нижний придел которой освятили во имя святителя Николая. Имелось богатейшее мраморное Распятие. Среди многих старинных икон особо почиталась древняя Новодворская икона Божией Матери, в серебряной ризе. Раньше она принадлежала старинному роду князей Хромых-Волконских-Орловых. Церковный хор славился в округе. В 1852 г. село стало самым крупным в имении князей Волконских.

http://sobory.ru/article/?object=04983

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 8 июля 2024 года 25. Понедельник. Прмц. Февронии. Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских чудотворцев. Прп. Далмата Исетского . Служба отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) и прмц. Февронии не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха (А) . Приводим также порядок совершения службы отдания Рождества Иоанна Предтечи (см. в Минее 25 июня) в соединении со славословной службой блгвв. кнн. Петра и Февронии и службой Октоиха (Б) . А. На вечерне кафизмы нет. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й 3, и преподобномученицы, глас тот же 3. «Слава, и ныне» Минеи, глас 8й: «Виждь Елисаветь…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 1й. «Слава, и ныне» Минеи, глас 6й: «Елисаветь зачат…». По Трисвятом тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й. «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». На утрене на «Бог Господь» тропарь Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 4й (дважды). «Слава» тропарь преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Воспитавшейся во храме…». Кафизмы 4я и 5я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), Предтечи (см. в Минее 25 июня) на 4 и преподобномученицы на 4. Библейские песни «Господеви поем…». Катавасия по 3й, 6й, 8й и 9й песнях ирмосы канона Минеи (преподобномученицы). По 3й песни кондак преподобномученицы, глас 6й; седален Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 8й. «Слава» седален преподобномученицы, глас тот же, «И ныне» Богородичен Минеи, глас тот же. По 6й песни кондак и икос Предтечи (см. в Минее 25 июня), глас 3й. На 9й песни поем «Честнейшую». По 9й песни поется «Достойно есть». Ексапостиларий Октоиха. «Слава» светилен Предтечи (см. в Минее 25 июня), «И ныне» Богородичен Минеи.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Ивановский Остров. Часовня Иоанна Предтечи. Часовня. Действует.   Освящена в честь: Иоанна Предтечи Год постройки:не ранее 1900. Адрес: Ленинградская обл., Волховский р-н, д. Ивановский Остров Координаты: 60.0261, 32.314771 Проезд:По а/д А115 Зуево - Новая Ладога Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В деле " О часовнях по Новоладогскому уезду. О самовольном построении Новоладогского уезда крестьянами в своих селениях часовен, и о не хождении их в приходские церкви для богомоления " написано: " Сведения о часовнях в приходе Староладожского Успенского женского монастыря от 1816 года. ...В деревне Ивановском Острове есть так же ветхая часовня, которая издревле существует и построена самопроизвольно жителями сей деревни. Она воздвигнута во имя Предтечи Иоанна Крестителя " . (Л. 13) После восстановления часовня будет освящена также во имя Св. Иоанна Предтечи. Об истории часовни Иоанна Предтечи, или «Как Иван Грозный в Ладогу ходил…» Как появилась эта легенда, не вспомнит, пожалуй, даже самый опытный краевед. Но экскурсоводы с удовольствием рассказывают об этом небольшом историческом объекте в Ивановском острове, мимо развалин которого проезжают автобусы. И хотя «объект показа» - маленькая часовня Иоанна Предтечи и находится больше ста лет в разрушенном состоянии, за ним стоит очень необычная трагическая история. В 1569 году в Новгороде по приказу Ивана Грозного убивают князя Владимира Андреевича Старицкого, подозревая его и других князей в заговоре против царя. Иван Грозный в сопровождении большого войска опричников выступил против Новгорода. Поводом к этому послужил донос, поданный неким бродягой, волынцем Петром, за что-то наказанным в Новгороде. Он обвинял новгородцев во главе с архиепископом Пименом в намерении посадить на престол князя Владимира Старицкого и передать Новгород и Псков польскому королю. 2 января 1570 года передовые отряды во главе с В.Г. Зюзиным подошли к Новгороду и оцепили город заставами, опечатали казну в монастырях, церквях и частных домах, арестовали и поставили «на правёж» монахов, священников и видных новгородцев. 6 января у города появился сам Иван Грозный.

http://sobory.ru/article/?object=24681

Москва. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Карта и ближайшие объекты Точная дата постройки храма неизвестна. Одна из версий: храм заложен в связи с венчанием Ивана Грозного на царство в 1547 г., по другой: заложен как молельный храм Ивана Грозного за сына Ивана, рожденного в 1554 г. Храм состоит из пяти близко сдвинутых восьмигранных столпов. Средняя башня вдвое выше остальных. Каждая из них имеет отдельный вход и отдельный алтарь, но все пять церквей соединены общей галереей. На западном фасаде между двумя столпами приделов располагается многопролетная звонница. Храм не отапливается. В 1924 г. храм был закрыт, стоял заброшенным. В 1970 г. уничтожили иконостас. Богослужения возобновлены в 1992 г. Главный престол освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, приделы расположенные в угловых башнях: Зачатия праведной Анны, Зачатия Иоанна Предтечи, Московских святителей Петра, Алексея, Ионы, Двенадцати апостолов. На втором этаже северо-западной угловой башни святых равноапостольных Константина и Елены. Храм во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи в селе Дьяково: история, архитектура, символика Первые упоминания о поселении Дьяково, как о селе относятся к началу XV века, в это время здесь уже существовал храм, по всей вероятности, деревянный. Исследователи предполагают, что он был освящен во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Возможно, что церковь имела «моленные» приделы во имя Зачатия Праведной Анны и равноапостольных Константина и Елены Позднее, в XVI столетии, Дьяково считалось приселком дворцового села Коломенское, где издревле располагалась великокняжеская (позже царская) летняя резиденция. В 1554 году, и в последующие годы государь Иоанн IV Грозный праздновал здесь свои именины «праздник творяще рождению своему». Исходя из этого, можно заключить, что к середине XVI века в Дьяково существовал еще один храм (тоже деревянный) с престолом во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. По одной из версий, после пожара 1547 года, сюда был перенесен храм с таким посвящением главного престола и приделами во имя апостола Фомы и святителя Петра митрополита Московского. Первоначально его «поставил» по обету в 1529 году на Старом Ваганькове великий князь Василий III Престолы этих двух храмов перенесли под своды строящейся дьяковской церкви. Пример подобного объединения престолов уже существовал: в 1555-1561 годы именно так складывалась программа посвящений престолов собора Покрова на Рву на Красной площади.

http://sobory.ru/article/?object=03286

Саров. Успенская пустынь. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Карта и ближайшие объекты Очень своеобразно расположена церковь Иоанна Предтечи: не на горе, как остальные саровские храмы и сам монастырь, а у её подошвы, к тому же на высоком арочном подклете. Эта церковь была поставлена прямо над источником, бившим когда-то из-под горы. Возведение каменной церкви Иоанна Предтечи над источником завершилось в 1752 году. Церковь была небольшая, однопрестольная, с одной главой. В 1820 году Саров посетил астраханский рыбопромышленник Федоров Кирилл Федорович, пожелавший пожертвовать деньги на расширение этого храма. В 1821 году старая церковь была разобрана и началось строительство новой. По желанию Федорова церковь была сделана трехпрестольной: помимо главного престола, сохраненного во имя Иоанна Предтечи, два дополнительных были посвящены святым дня рождения и тезоименитства Федорова – апостолу Иакову Алфееву и Кириллу Иерусалимскому. Церковь Иоанна Предтечи долгое время стояла в изуродованном виде, с нее были снесены купола с главами, а внутренний объем был разделен на этажи. Источник не сохранился. Сейчас храм восстановлен и передан монастырю. Этот храм построен за пределами монастыря. Он имел свою особенность: находился под Саровской горой и стоял над ключом, бьющим прямо из-под горы. Его так и называли " Храм над колодцем Первоначальника " . Начало строительства этой церкви относится к 1747 году. Вначале это была небольшая однопрестольная церковь, которую освятили в 1752 году. В 1821 году храм был полностью разобран, и на его месте началось возведение нового здания. Деньги на строительство пожертвовал астраханский рыбопромышленник К.Ф. Фёдоров, который посетил Саровскую пустынь в 1820 году и получил в ней излечение. По его желанию в церкви было три престола: главный, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, и два дополнительных, посвящённых апостолам Иакову Алфееву и Кириллу Иерусалимскому. Пятиглавая церковь, украшенная лепниной и колоннами, была выполнена в стиле классицизма.

http://sobory.ru/article/?object=05363

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010