Сегодня в евангельском чтении мы слышали начало Нагорной проповеди Спесителя: “Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блажены вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас” (Мф. 5:3–12). Эти слова Спасителя, которые мы многократно слышали на Божественной Литургии, которые много раз читали и читаем – тоже суть не что иное, как лествица духовного восхождения. Не пройдя по ее ступеням, мы не достигнем Царства Небесного. Милосердие, милость, кротость, покаяние, смирение – без этого никто не может стать настоящим христианином, а значит и войти в вечность. И не случайно святой Иоанн Лествичник говорит, что не трудам, но простоте и смирению являет Себя Бог. Можно понести много трудов, совершить много аскетических подвигов, но если в человеке нет простоты и смирения, он не достигнет того, ради чего совершается духовное восхождение. И именно потому “полагаем мы труды, но дарований древних отцов не сподобляемся”, что нет в нас простоты и смирения, что в нынешний лукавый век не умеем мы “выкупать время” таким образом, чтобы быть чистыми сердцем, смиренными, плачущими, алчущими и жаждущими правды, и, когда нас поносят и злословят, когда нам завидуют и против нас клевещут, оставаться простыми, смиренными и искренними перед Богом. Но другого пути нет у нас. Восхождение по этой лествице – единственный путь к достижению уготованного нам блаженства. Причем приобщиться к нему мы можем не только за гробом, но уже в этой жизни. Здесь, на земле можем мы приобщиться не только к трудам древних отцов, но и к тем дарованиям, которые были у святого Иоанна Лествичника, у апостола Павла и у многих святых, чьи имена мы постоянно вспоминаем в Церкви. Труды древних отцов нам недоступны, но учиться простоте и смирению мы можем.

http://azbyka.ru/propovedi/chelovecheski...

Сегодня в евангельском чтении мы слышали начало Нагорной проповеди Спесителя: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блажены вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф. 5:3–12). Эти слова Спасителя, которые мы многократно слышали на Божественной Литургии, которые много раз читали и читаем — тоже суть не что иное, как лествица духовного восхождения. Не пройдя по ее ступеням, мы не достигнем Царства Небесного. Милосердие, милость, кротость, покаяние, смирение — без этого никто не может стать настоящим христианином, а значит и войти в вечность. И не случайно святой Иоанн Лествичник говорит, что не трудам, но простоте и смирению являет Себя Бог. Можно понести много трудов, совершить много аскетических подвигов, но если в человеке нет простоты и смирения, он не достигнет того, ради чего совершается духовное восхождение. И именно потому «полагаем мы труды, но дарований древних отцов не сподобляемся», что нет в нас простоты и смирения, что в нынешний лукавый век не умеем мы «выкупать время» таким образом, чтобы быть чистыми сердцем, смиренными, плачущими, алчущими и жаждущими правды, и, когда нас поносят и злословят, когда нам завидуют и против нас клевещут, оставаться простыми, смиренными и искренними перед Богом. Но другого пути нет у нас. Восхождение по этой лествице — единственный путь к достижению уготованного нам блаженства. Причем приобщиться к нему мы можем не только за гробом, но уже в этой жизни. Здесь, на земле можем мы приобщиться не только к трудам древних отцов, но и к тем дарованиям, которые были у святого Иоанна Лествичника, у апостола Павла и у многих святых, чьи имена мы постоянно вспоминаем в Церкви. Труды древних отцов нам недоступны, но учиться простоте и смирению мы можем.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=870...

Скачать epub pdf О стремлении к спасению и совершенству 22 Мы часто говорим о спасении, но, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова) , не понимаем, что это такое: слово «спасение» стало для нас привычным, оно уже не производит на нас должного впечатления. Мы забываем о том, что можем и не достигнуть спасения. Собственно, вся жизнь христианина (даже самого возвышенного, высокопреуспевшего подвижника благочестия) есть забота о спасении. И если мы всегда будем об этом помнить и заботиться о своем спасении, то будем приближаться к тому, что называется христианским совершенством. Вспомним подвижников, приобретших христианское совершенство. Неужели они достигали такого состояния, пребывая в котором чувствовали себя спокойно и уверенно, и мысль о спасении как о противоположности погибели переставала иметь для них значение? Возьмем, к примеру, великого аскетического писателя, учителя Церкви, преподобного Иоанна Лествичника . Из его жизнеописания мы знаем, что, живя в уединении, он удалялся для молитвенного плача в пещеру и во время этого своего подвига предавался таким рыданиям, как будто его жгли раскаленным железом. Разве мы можем сказать об этом человеке, что он только начал свой христианский путь и потому нуждался в таком плаче? Нам, конечно, точно неизвестно, в какое время своей жизни Иоанн Лествичник занимался таким деланием, но вспомним египетских подвижников, поучения которых есть в древних патериках. В самые последние минуты своей жизни они предавались горькому плачу и умоляли Бога о помиловании. Сисой Великий, например, пламенно просил, чтобы его жизнь была продлена для покаяния. А ведь когда он умирал, то видел перед собой апостолов и ангелов и его блаженную душу принял Сам Господь. Эти люди не считали себя достигшими такого состояния, чтобы можно было быть уверенными в своем спасении; они плакали и рыдали, думая, что недостойны спасения. Что же такое христианское совершенство? Одно из важнейших творений святителя Игнатия так и называется – «Слово о спасении и христианском совершенстве». Прочитав его, мы можем подумать, что есть спасение (оно для всех) и есть совершенство (это монашеский путь). Для того чтобы правильно понять, что именно подразумевает Священное Писание под словом «совершенство», обратимся к поучению Спасителя, сказанному знатному юноше: И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог . Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? ( Мф. 19, 16–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Страсть 51 определяется, как сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими побуждениями человека и приводящая к сосредоточению на предмете страсти. Благодаря таким своим свойствам страсть становится источником и причиной греха в душе человека. Православная аскетика накопила многовековой опыт наблюдений и борьбы со страстями, который позволил свести их в четкие схемы. Первоисточником данных классификаций является схема преподобного Иоанна Кассиана Римлянина , которой следуют Евагрий, Нил Синайский , Ефрем Сирин , Иоанн Лествичник , Максим Исповедник и Григорий Палама . Согласно вышеназванным учителям аскетики, греховных страстей, присущих человеческой душе – восемь. 1 . Гордость. 2 . Тщеславие. 3 . Чревоугодие. 4 . Блуд. 5 . Сребролюбие. 6 . Гнев. 7 . Печаль. 8 . Уныние. Тщеславие и гордость Естественная потребность: тщеславие и гордость – не естественны для человека. Они наиболее опасны и могут погубить все добродетели, приобретенные человеком в борьбе с другими страстями. Эти страсти чрезвычайно распространены изначально (сопутствуя человеку при любом, истинном или мнимом, жизненном успехе), но могут возникать и в результате преуспевания в умерщвлении других страстей. Успех в добродетели – питательная среда для их развития. В основе тщеславия и гордости лежит эгоизм (свойственный, впрочем, любой страсти). Когда человек начинает делать добро не ради добра, а для того, чтобы получить похвалу от окружающих, – это значит, что страсть тщеславия уже пустила в нем свои тлетворные корни. Добродетель становится показной, фарисейской. Тщеславие в своем максимальном развитии перерастает в другую душепагубную страсть – гордость. Происходит это, когда человек все свои успехи в доброделании приписывает своим личным усилиям, осуждая при этом других людей. Такое состояние человеческой души очень ярко описано Господом в евангельской притче: Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится ( Лк. 18; 11–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Страсть владела даже стариками, и " величайший " Пиндар, будучи уже на склоне лет, сознается, что " при виде юношески прекрасных тел мальчиков он тает, как воск от огня " . ...Церковь правилом 62 св.Василия Великого в Третьем каноническом послании (к Амфилохию) о мужеложниках постановляет: " Кто показал бесстудство на мужчинах, тому пусть будет распределено время наказания, как и впадшему в грех прелюбодеяния " , то есть должен быть отлучен от таинства св. Причащения на пятнадцать лет. Скотоложство В Ветхом Завете Бог прямо повелевал предавать смерти повинных в этом грехе. " Ни с каким скотом не ложись, чтобы излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним. Это гнусно " (Лев 18,23). " Кто смесится со скотиною, того предать смерти, и скотину убейте. Если женщина пойдет к какой-нибудь скотине, чтобы совокупиться с нею, то убей женщину и скотину; да будут они преданы смерти, кровь их на них " (Лев 20,15-16). В Новом Завете святые первоверховные апостолы Петр и Павел грозят худшим и более грозным прощением вечной мукой (1Пет 4,3-5; 1Тим 1,1). Такое строгое наказание в Ветхом Завете было необходимо в особенности потому, что в Ханаанской земле, куда Бог направлял евреев, да и вообще у окружающих народов, распущенность царствовала в ужасающих размерах. Египтянки, например, удержу не знали как в поименованном пороке, так и вообще в блудодеянии (Быт 39,7). Но нельзя сказать, чтобы и наш век отличался особенной чистотой в этом отношении. Ибо, как мы видели, в то время как Церковь хочет, чтобы ее члены даже не догадывались о существовании подобных пороков, цивилизация смакует их, доставляет потихоньку средства для питания этих страстей и притом имеет дерзость вслух заявлять, что надо уничтожить проституцию. Каким образом? Любовь сделать " свободной " , брак " раскрепостить " , женщину извлечь из домашней обстановки и поместить в среду холостых мужчин и так далее. Это значит, воспользуюсь сравнением преп.Иоанна Лествичника, в голодного пса бросать мясом, чтобы тот отстал: как будто человек его отгоняет, а на самом деле привлекает к себе. Так и здесь. В настоящее время св.Церковь скотоложников принимает в общение после пятнадцатилетней епитимии или более, а иногда только при исходе жизни, смотря по возрасту и другим обстоятельствам.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/178/...

Т. 1. С. 479, 338; Преп. авва Дорофей Газский. Душеполезные поучения 10, 106–107; Свт. Григорий Нисский . О девстве, 7). Это выражение имеет библейское основание. См. повествование о просьбе израильтян к Едому пройти «царским путем»: позволь нам пройти землею твоею: мы не пойдем по полям и по виноградникам и не будем пить воды из колодезей [твоих]; но пойдем дорогою царскою, не своротим ни направо ни налево, доколе не перейдем пределов твоих ( Чис. 20:17 ); см. то же и к царю Аморрейскому Сигону ( Чис. 21:21–22 ); ср.: Притч. 4:27 . – Ред. У преп. Феодора Студита оно чаще всего применяется по отношению к общежительному устроению монашеской жизни как «золотой середине» между крайностями мирской расслабленности и чрезвычайной строгости одиночного аскетизма. См.: Преп. Феодор Студит . Великое оглашение I, 40; 34; 36; 66; II, 58. £. 410; 92. Σ. 655; Он же. Малое оглашение 47; 102; ср.: Преп. Иоанн Синайский (Лествичник). Райская лествица 1, 26; Преп. Варсонуфий Великий и Иоанн Пророк. Руководство к духовной жизни, 58 (см.: TSGC. Р. 153). – Ред. 27 Судя по указанию на несколько привелигированное положение, данное оглашение обращено к братии монастыря в Саккудионе, само местонахождение которого отличалось уединенностью и тишиной (см.: TSGC. Р. 154). – Ред. 29 Указанная монастырская должность во времена преп. Феодора Студита отличалась по смыслу от современной афонской. Если в последнем случае канонарх лишь читает (поет) начало текста, который затем поет псалт (певчий), то в первом случае канонарх имел весьма широкий круг обязанностей, и в целом на нем лежала организация богослужения и руководство чтецами, певчими и даже каллиграфами (переписчиками), задействованными для тиражирования богослужебных текстов (см.: Leroy, 62). – Ред. 30 Дориносимый ( δορυφορομενος)  – торжественно «носимый на копьях» (от δορς – «копье» и φορω – «носить»). См. «Херувимскую песнь» Божественной литургии св. Иоанна Златоуста . Традиционное толкование: коронация воинами императора. – Ред. 32 Во французском издании (см.: TSGC.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Так что же означает покаяние? Припоминаю слова святого Иоанна Лествичника, который говорит, что то, что ты всё время не успеваешь сделать, то, на что у тебя всегда нет времени, — это и есть то единственное, о чем Христос спросит тебя, сделал ли ты это; единственное, за что ты будешь отвечать пред Богом; единственное, чего Христос взыщет у твоей души в Судный день. Вместе с любовью, вместе со всем хорошим, чего Господь хочет от нас: смирением, добротой, милостыней, всеми добродетелями, которые украшают душу и оживотворяют наше бытие, — вместе со всем этим Он взыщет, имели ли мы покаяние. Это после того, как ты наделал ошибок, после того, как потерпел неудачу во всем, чего хотел достичь (а мы, конечно, все терпим неудачи, никто в совершенстве не достигает того, что хотел, никто не достигает вершины, на которую хотел взойти. Никто не может иметь совершенной любви, совершенного смирения, полной и бескорыстной самоотдачи, чистоты сердца, никто не может иметь этого в совершенной степени, как этого хочет Бог), Господь говорит: «Если ты не мог достигнуть всех этих благ, которых хотел в жизни, поскольку был бессилен; а если и достиг чего, то сам же проваливал это своей злобой и эгоизмом, так хотя бы раскаяние во всем этом у тебя имеется? Обагрило ли покаяние все стороны твоей жизни, все моменты твоей жизни? Украсило ли их покаяние , исправило ли их? Ты был грешен? Я не буду тебя судить за то, что ты был грешен, потому что знаю, как Бог, что ты грешен. Я знаю, что ты глина, знаю, что ты пыль, и не жду от тебя ничего больше — Я знаю, что сам ты ничего не можешь сделать! Ведь без Меня вы не можете сделать ничего (См.: Ин. 15: 5)! Ты не можешь сделать ничего, Я знаю это и не вознегодую, когда увижу твои немощи, потому что знаю, что ты весь — одно сплошное бессилие, одна язва». Человек — великая язва вселенной. Бог знает это и поэтому не будет судить нас, не будет ругать за то, что мы грешны, не заругает и за то, что мы не достигли великих целей в жизни. А мы и не можем достигнуть великих целей, потому что мы люди — маленькие и бессильные. Всё великое, чего можно достигнуть, принадлежит Ему, как и всё великое, происходящее через нас, тоже принадлежит Ему. Он дает нам силу, благодать, крепость и действует через нас.

http://pravoslavie.ru/88739.html

Таким образом, человек непрестанно совершенствуясь, подходит к тому, что мы называем духовным сверхсознанием, а Климент Александрийский – таинственным внутренним единением человека с Богом. Весь этот путь идет, главным образом, как это видно из учения подвижников Добротолюбия, через чувства сердца. Но при этом совершенствовании, при этой непрерывной борьбе подвижника со злыми влияниями, которым эгоистическая природа человека легко поддается, 643 подвижник встречает непрестанно препятствия в виде так называемых искушений. На этом нелегком подвижническом пути бывают и жестокие удары и даже падения, но «как пенька не бывает годною для пряжи из нее тонких ниток, если не треплют ее много раз, говорит св. Ефрем Сириянин, 644 и чем больше треплют ее, тем она делается чище и способнее к пряже, – так и боголюбивая душа, подвергаясь многим искушениям и испытаниям и мужественно претерпевая скорби, делается чище и пригоднее к духовному деланию и, наконец, удостаивается наследовать Небесное Царствие». Весьма интересное изречение о том же мы нашли у св. Иоанна Лествичника : 645 «Некоторые, так сказать, по природе своей склонны к воздержности или к безмолвничеству, или к чистоте, или к скромности, или к кротости, или к умилению; но другие имеют природу почти совершенно противную вышесказанным добрым качествам, но насильно принуждают себя к оным и, хотя иногда и побеждаются, однако их, как понудителей естества, я похвалю больше первых». По поводу приведенных нами изречений из сочинений подвижников Добротолюбия мы невольно вспоминаем следующие слова св. Апостола Павла: 646 «Чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился. Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати моей; ибо Сила Моя совершается в немощи. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова». Изучивши путь христианского подвижничества по его первоисточникам, мы теперь видим, какая глубокая пропасть лежит между этим путем и путем раджа-йоги, основанном на возращении силы мысли и доведении ее до высшей степени могущества. Прохождение христианского подвижничества, как мы в этом теперь убедились, основано совершенно на других принципах – на силе человеческого сердца, очищенного от греха и одухотворенного Надмирною Силою-Благодатью Божественной, и только эти силы, по учению христианских подвижников, могут возвысить человека на степень единения его с Божеством в чувстве высокой любви, в чувстве высших духовных ощущений (сверхсознания духовного).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Тех, кто приступил к добродетельной жизни, святой отец предупреждает о возможных опасностях и учит: «Во всех деяниях, которыми стараемся угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы. Во-первых, борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу. Во-вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное не было по воле Божией. А если тати оные и в сем умышлении не получают успеха: тогда уже тихим образом приступивши к душе нашей, ублажают нас, как живущих во всем Богоугодно» (Сл. 26, 8,). Поэтому ни перед добрым дело, ни во время его совершения, ни после нельзя предаваться духовной беспечности, ибо не дремлют, желающие расхитить наши духовные плоды. Конечно, нет возможности в кратком слове даже упомянуть о всех полезных наставлениях святого отца. Жаждущий может сам напиться из этого благодатного источника живой воды, который много веков струится в ограде Православной Церкви. Не ошибемся, если скажем, что для нас, молящихся в храме св. Екатерины чтение «Лествицы» будет особенно благотворным, ибо пр. Иоанн Лествичник был игуменом горы Синайской – того самого монастыря, где покоятся нетленные мощи небесной покровительницы нашего храма. Так что он особенно духовно близок к нам и по его молитвам и святой великомученицы Екатерины Господь поможет нам обогатиться духовным сокровищем, содержащемся в этой замечательной книге. В прошлый воскресный день Церковь призывала нас взять на плечи свой крест и безропотно нести его, а сегодня нам открылось, что нести его придется не по ровной дороге, а возносить по лестнице вверх, поднимаясь со ступени на ступень. Узнав об этом никто да не унывает, ибо Тот, Кто повелел нам безропотно принять крест свой – Господь наш Иисус Христос , – Он же и сказал нам в подкрепления: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11, 29–30 ). Аминь. Москва, храм св. вмц. Екатерины на Всполье. 18 марта 2007 года Читать далее

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Leonov/m...

Только праведная жизнь делает человека способным по-настоящему исповедовать Христа и при тяжелых испытаниях. К этому необходимо готовиться, для этого надо развиваться. Неправильно относиться к испытаниям как к какой-то случайности. Не нужно думать, что одному выпало на долю быть праведником, святым, а другому – обыкновенным человеком и что с этим следует примириться. Я, конечно, призываю вас стремиться не к каким-то сверхъестественным дарам: чудотворению, прозорливости и тому подобному, но к самому главному, высшему дарованию, которое апостол Павел назвал совокупностью совершенства ( Кол.3:14 ), – к любви к Богу и по Боге к нашим ближним, потому что в этом состоит истинное христианство. Аминь. Как преодолеть страстность? (Неделя 4-я, преподобного Иоанна Лествичника ) Евангелист Марк очень кратко рассказывает о том, что происходило с момента выхода Спасителя на проповедь до Воскресения Его из мертвых. Но те события, на которых он останавливает свое внимание, он, наоборот, передает гораздо более подробно. В этом отношении не уступает ему, пожалуй, только Иоанн Богослов. И вот как описывает евангелист Марк – очень живо, правдоподобно – исцеление Господом Иисусом Христом бесноватого юноши. Когда Господь вместе с Петром, Иаковом и Иоанном сошел с Фавора, о чем в Евангелии говорилось ранее, Он увидел, что книжники в толпе спорят с Его учениками. Книжники, как мы поймем из дальнейшего повествования, воспользовались неудачей учеников Спасителя и стали упрекать их в бессилии и в том, что их учение сомнительно, а Учитель их недостоин такого доверия, какое они к Нему испытывают. Ученики эти, может быть, находились в некотором смятении, толпа же, безусловно, следила за спором с интересом и жадностью. Господь наш Иисус Христос спросил книжников: О чем вы спорите с ними? ( Мк.9:16 ) 6 . Но спросил так не потому, что не знал причины спора, не знал, что вообще здесь сейчас происходит, а потому, что хотел сделать эту причину очевидной для всех. И тогда отвечать вызвался не кто-либо из книжников, но сам тот человек, из-за которого началось это смятение: Учитель, я привел к Тебе сына моего, имеющего духа немого. И где он на него ни нападет, бросает его на землю, и он испускает пену и скрежещет зубами и коченеет; и сказал я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не смогли ( Мк.9:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010