Молитвами преподобного Иоанна Лествичника да поможет нам Господь идти этим святым путём восхождения к духовному совершенству! Аминь. Слово в вербное воскресенье. (18.04.76) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Мы вступаем в Страстную седмицу. Воспоминание о входе Господнем в Иерусалим с ней связано — оно подготавливает нас к Страстной седмице, готовящей нас к Святой Пасхе. Но совершенно так же этот праздник связан с воскрешением Лазаря. Поэтому и в тропаре поётся об общем Воскресении, которое засвидетельствовано было в этом воскрешении. Вход Господень в Иерусалим — это шествие Господа Иисуса Христа к страстям, к кресту своему. Но оно было совершено особенным — этот вход в Иерусалим был царским входом. Господь Иисус Христос никогда не отрицал того, что Он есть царь. При этом, Царь царства не от мира сего, но, всё-таки — царь. Не от мира сего, но такого царства, которое всё-таки будет и на земле, братья и сёстры, о чём пророчествовали ветхозаветные пророки. Мы ведь и молимся о пришествии Царствия Божия на землю, Царства Небесного. И оно когда-нибудь придёт непременно… Но что же это за Царство и каков его Царь — Господь Иисус Христос? — Этот Царь царствует не силой, а любовью! Этот Царь царствует не властью, а сострадательной любовью и жертвой. Этот Царь царствует совершенно скрытым для людей образом своего царствования: скрытым «зраком раба», который Он принял на себя — кротостью и смирением! Такого царя на земле быть не может, такого земного царя не бывает: не было и не будет никогда! Это царство действительно «не от мира сего». Оно — Царство сострадательной любви, силою которой подаётся единственное счастье и единственная настоящая радость людей — спасение, избавление от зла. Той самой силой сострадательной любви, которая была явлена потом в Иерусалиме в страданиях на кресте, в смерти и Воскресении! Но перед тем, как вошёл Господь Иисус Христос в Иерусалим, Он явил свою царственную власть, воскресив из мертвых Лазаря — четырехдневного покойника! И воскресил той самой силой, которой воскрешён будет и каждый из нас, братья и сёстры.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-shp...

На литургии Прокимен, гл. 4 1. Песнь отцов: Благословен Ты, Господи, Боже отцов наших, прехвально и прославлено имя Твое во веки. Стих: Ибо праведен Ты во всем, что сделал с нами ( Дан. 3, 26–27 ). Аллилуйя: 1. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его. 2 . Взывали к Господу и Он внимал им ( Пс. 98, 6 ). Причастный: 1. Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних ( Пс. 148, 1 ). 2. Радуйтесь, праведные, о Господе; правым подобает словословить ( Пс. 32, 1 ). На вечерне Прокимен, гл. 8: Дал мне достояние боящихся имени Твоего, Господи. Стихи: 1. От конца земли взываю к Тебе. 2. Покоюсь под кровом крыл Твоих. 3. И я буду петь имени Твоему во век ( Пс. 60, 6.3.5.9 ). Во Неделю вторую Великого поста Память святителя Григория, архиепископа Фессалоникского, чудотворца Тропарь, гл. 8 Светило православия, Григорий чудотворец , опора и учитель Церкви, красота монахов, неодолимый защитник богословов, слава Фессалоник, проповедник благодати, молись о вечном спасении наших душ. Кондак, гл. 8 Учитель веры, отче Григорий, священное и божественное орудие мудрости, мы стройно воспеваем тебя, громкую трубу богословия. Как разум, близко стоящий к Высшему Разуму, направь к Нему ум наш и мы будем восклицать: «Радуйся, проповедник благодати». В Неделю третью Великого поста Поклонение Святому Кресту Тропарь, гл. 2 Спаси, Господи, людей Твоих и благослови достояние Твое, даруй победы над врагами православным христианам и Крестом Твоим сохраняй Твой народ. Кондак, гл. 7: Пламенный меч уже не охраняет врат Едема, он чудесно угашен древом Креста; жало смерти и победа ада уничтожена, ибо явился Ты, Спаситель мой, с призывом к находящимся в аду: «Идите опять в рай». В Неделю четвертую Великого поста Память преп. Иоанна Лествичника Тропарь, гл. 2 Пустынным жителем, по плоти Ангелом и чудотворцем был ты, отче наш Иоанне; постом, бдением, молитвою приобретя небесные дарования, ты исцеляешь болезни и души прибегающих к тебе с верою. Слава Давшему тебе силу, слава Увенчавшему тебя, слава Действующему через тебя и Подающему всем исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Напитанные чтением романов весьма способны к самообольщению, бесовской прелести, как стяжавшие вкус к наслаждению сладострастием, которое может действовать не только грубо, но и самым утонченным образом, непонятным и неприметным для человека, еще не свергнувшего с себя иго страстей» 243 . У него есть и другие высказывания о пагубности неразборчивого чтения, особенно книг, написанных западными подвижниками типа Фомы Кемпийского или Игнатия Лайолы, мало чем отличающихся от романов. Думается, что в контексте сказанного нет надобности вдаваться в подробные рассуждения о подобном или даже более сильном влиянии на душу человека просмотра определенного рода художественных фильмов, в особенности тех фильмов, которые поражают и распаляют и без того болезненное воображение. Кроме того, сейчас многие обращаются к христианству, пройдя через секты и усвоив там многие ложные мысли. Впоследствии они очень страдают от помыслов сомнения или хулы. И все это оттого, что не хранили своего душевного ока как должно. «Все, что мы ни сделаем вне Евангельского учения и законоположения, непременно произведет на нас вредное впечатление. Каждое дело, слово и помышление, как благое, так и злое, непременно кладет на нас соответствующую печать. Надо это знать и знать» 244 , – строго предупреждает св. Игнатий Брянчанинов . Если открыть творения преп. аввы Дорофея , или преп. Иоанна Лествичника , или св. Исаака Сирина , то можно увидеть, что их поучения, прежде всего, начинаются с призыва к отречению от мира. И все святые наставники, когда учили, как вести христианскую жизнь, в первую очередь повелевали отвергнуться мира и того, что в мире. И Господь постоянно говорил: «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполнивший волю Божию пребывает вовек» ( 1Ин.2:15–17 ). «Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

Напротив, те, кто побывал на воскресной Литургии и после этого дома взял Писание, тот увидит в нем те смыслы, которых он не заметил бы никогда. Часто бывает, что именно на праздники люди узнают волю Божию о себе. Ведь, по словам преп. Иоанна Лествичника , «хотя Бог и всегда награждает рабов Своих дарами, но наиболее в годовые и Господские праздники» (Слово к Пастырю. 3, 2). Не случайно, что те, кто регулярно ходит в храм несколько иные и по внешнему виду, и по душевному состоянию. С одной стороны, для них добродетели становятся естественными, а с другой – частая исповедь мешает делать серьезные грехи. Да. Часто у христиан страсти также обостряются, ибо сатана не желает, чтобы люди, слепленные из праха, поднимались в небеса, откуда он был низвержен. Потому сатана и нападает на нас как на своих врагов. Но мы-то не должны его бояться, а должны сразиться с ним и победить. Ведь только побеждающий наследует все, сказал Господь ( Апок.21:7 )! Если человек говорит, будто он христианин, но не общается в молитве со своими братьями, то какой же он верующий? По справедливому слову крупнейшего знатока церковных законов, патриарха Антиохийского Феодора Вальсамона, «из этого открывается одно из двух – или то, что таковой не прилагает никакого попечения об исполнении божественных повелений о молитве к Богу и песнопении, или он не есть верный. Ибо, почему же он в течение двадцати дней не захотел быть в церкви с христианами и иметь общение с верным народом Божьим?» Неслучайно те христиане, которых мы считаем образцовыми, – христиане апостольской Церкви в Иерусалиме «были вместе и имели всё общее… И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселье и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа» ( Деян. 2:44-47 ). Именно из этого единомыслия и проистекала их внутренняя сила. Они пребывали в животворящей силе Святого Духа, которая изливалась на них в ответ на их любовь. Неслучайно поэтому Новый Завет прямо запрещает пренебрегать церковными собраниями: «Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» ( Евр.10:25 ).

http://azbyka.ru/zachem-kazhdoe-voskrese...

Не все, возлюбленные, могут сейчас присоединиться к нашей молитве, но всех мысленно с этого святого амвона призываю не забывать молитву преподобного Ефрема Сирина, сегодня она особенно актуальна. И Господь, услышав наши молитвы, по нашей вере пошлет нам исцеление, здравие и спасение. Господь да благословит всех вас!» Вечером того же дня митрополит Ювеналий совершил вечерню с акафистом Божественным Страстям Христовым (Пассию). По окончании чтения Евангелия архипастырь обратился к молящимся: «Возлюбленные отцы, дорогие братья и сестры! Сегодня мы совершили уже третью Пассию, Воспоминание о страданиях и крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа, и каждый раз мы получаем какое-то назидание. Сегодня мне хочется обратить ваше внимание на одно очень важное для каждого из нас обстоятельство. Мы стараемся исполнять заповеди Божии, жить по-христиански, ходим в церковь, но по-человечески бываем слабы, нарушаем заповеди Божии, не проявляем любви и милосердия к ближним, часто живем так же, как люди, которые не знают Христа. А когда придет час смертный, то можем прийти в отчаянье: вспомним все, чему учила Церковь, о чем читали в Святом Евангелии, но не исполняли, вспомним, как жили по своей воле и по своим похотям. И те слова, которые мы слышали сегодня, нас очень вдохновляют. Мы слышали о Божием милосердии, о том, как велика любовь Божия к человеку. На кресте рядом со Христом был распят разбойник, который получил по заслугам. Буквально через несколько минут он должен был умереть, но увидел рядом с собою Господа Иисуса Христа, Который любит мир, любит человека, Который может простить его, и в предсмертных муках, обращаясь ко Христу, разбойник просит Его об одном: " Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое " ( Лк. 23:42 ). И что он услышал? Не разбирательства его дела, не подтверждения того, что он разбойник, что он правильно осужден и достоин смерти. Как только Господь увидел сердце, исполненное покаяния, то вмиг сказал: " Ныне же будешь со Мною в раю " ( Лк. 23:43 ).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

«Не ищи друзей на земле, а имей и стяжи другом Господа и святых во главе с Матерью Божией. Если случится друг, благодари Господа, давшего его, но сам не утешайся им, а Господом, чтобы чувство одиночества у тебя не пропало. И ты не будешь одиноким, а с тобою будет Господь. Господа ни на кого не меняй и сердца не разделяй, а отдавай его целиком Господу, и ближнего люби не самостоятельно, ради его хорошести, и не эгоистически, ради его утешения, а ради Господа — как Его чадо, люби во свете любви Божией, как любим Пасху, чисто и светло. Старайся всем служить во имя Божие, а не по уважению и симпатии друг к другу, по возможности люби всех одинаково, по-братски; но ответной любви не жди и не утешайся ею, если она будет, чтобы сердце не потеряло любви к Богу, и не променяй небесной радости с Господом на ревнивую муку и досаду с человеком. Если станешь другом Господа, то, утешаясь этим, станешь и сам тяготиться даже чистой дружбой, так как все Божие неизреченно сладостно, а человеческое тягостно и смрадно. Итак, не унывай, всех люби и от всех беги, дружбы не ищи, бойся ее, как огня поядающего. Всем служи, но награды жди не от них, а от Господа». Глава 11 БЛИЖНИЕ ПО ПЛОТИ, ИСТИННЫЕ ВРАГИ И ИСТИННЫЕ ДРУЗЬЯ ХРИСТИАНИНА Ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь. Мф. 12, 50 Почитай отца и мать. Мф. 15, 4 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. 1 Тим. 5, 8 И враги человеку — домашние его. Мф. 10, 36 Следует подчеркнуть разницу в отношении к ближним по плоти со стороны людей, живущих законами мира и живущими во Христе. Христианин имеет заповедь: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер и притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14, 26). Эту заповедь Господа можно пояснить словами св. Иоанна Лествичника, который говорит: «Любовь к Богу погашает любовь к родителям и прочим ближним по плоти; говорящий, что имеет ту и другую любовь, обольщает себя».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

Нередко говорят: что же худого в том, что мы позволяем себе иногда сказать лишнее слово, пошутить, посмеяться, конечно, без злого умысла; ведь мы не святые, не монахи, живем в мире, и кто не погрешал языком своим ( Сир.19 ?17)? И однако св. Церковь молит Господа от лица нашего: дух празднословия не даждь ми! Ведь сами же мы придаем важное значение слову человеческому; а если это так, то можно ли тратить слова даром, понапрасну? Своим празднословием мы опустошаем душу, делаемся чрез это легкомысленными, неосновательными и неустойчивыми. Кто, говорит прем. Соломон, хранит уста свои, тот бережет душу свою, а кто широко раскрывает свой рот, тому беда: при многословии не миновать греха ( Притч.13:3; 10:19 ); от всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб (14,23). Не следует также упускать из виду и того, что слова наши, хотя бы и незначительные, не исчезают бесследно в воздухе, не пропадают, а собираются и сохраняются на день страшного суда, где мы дадим отчет о всяком праздном слове и где от слов своих оправдимся или осудимся ( Матф.12:36–37 ). Как же после этого не быть нам осторожными в словах своих?! И подлинно ли в наших шутках нет ничего обидного для ближних? Не заключается ли в них иногда «яд аспидов» и «стрелы разжженныя», ударяющие сильнее бича ( Сир.28:20 )? Оттого из-за них и возникают споры и ссоры между людьми самыми близкими, и иногда из-за одного слова расстраивается многолетняя дружба, как от одной искры загорается целое здание. «Кто исчислит, спрашивает св. Григорий Богослов , все те огорчения, которые причиняет язык? Если он захочет, без всякого труда в одну минуту заставит враждовать дом с домом, город с городом, народ с властелином, царя с подданными, как искра, воспламеняющая солому». Все это, братие, заставляет нас обратить внимание на язык наш, подумать и принять меры к обузданию его. Какие же это меры? Св. подвижники благочестия для обуздания языка иногда по целым годам предавались «безмолвию», молчанию, в котором видели, по изречению ныне воспоминаемого церковию преподобного Иоанна Лествичника , «хранение в себе огня, неприметное преспеяние и тайное восхождение к лестнице добродетелей». Чтобы приучить себя к строжайшей сдержанности языка они нередко принимали исключительные меры: напр., препод. Агафон для сего три года держал камешек во рту. Конечно, при слабости нашей трудно нам подражать этим «героям духа». Зато хотя поучимся наставлениям и советам их касательно обуздания языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Нередко после усердной молитвы человек думает: «Нужно ли мне это в действительности?» Молящийся дух ведь не только стучится в Небесные двери. Он еще и спускается в глубины сердца. Миновав поверхностные слои, те места, где живут привычные желания, человек сходит глубже, туда, где этих желаний может уже не оказаться. Там могут оказаться другие нужды и просьбы, более важные и не такие заметные на первый взгляд. • В то же время можно сказать, что молитва никогда не бывает безответной. По словам прп. Иоанна Лествичника : «Долго пребывая на молитве, и не видя плода, не говори: я ничего не приобрел. Ибо самое пребывание в молитве есть уже приобретение; и какое благо выше всего, прилепляться ко Господу и пребывать непрестанно в соединении с Ним?» Можно ли читать молитвы от женского лица? Молитва – не мантра, не заклинание, а живое обращение к Богу, святым или бесплотным силам. Поэтому естественно женщине обращаться в молитве от собственного имени. Как научиться молитве? Когда кто-то сетует, что не может научиться молиться, то резонно спросить, а как Вы учитесь? Точно так же, как спортсмен должен заставлять себя трудиться во время тренировок, христианин прилагает труд к тому, чтобы молиться, даже когда не хочется. Молитва — это то, что вызывает естественный бунт падшего человеческого естества. С одной стороны, молитва – это дар Божий. Но дар молитвы дается молящемуся. Когда человек понуждает себя к постоянной, ежедневной молитве, тогда, в конце концов, приобретает и навык и благодать, укрепляющую его в молитвенном подвиге. Не путайте молитву и молитвословие: первая от сердца, вторая устами. Свт. Игнатий (Брянчанинов) : Все препятствия встречаемые на поприще молитвы, побеждаются постоянством в молитве. Как же Христос говорил: «А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:7-8 )? Языческая молитва представляла собой однообразное повторение слов, обращенных к божеству, и лишенных искренних чувств, как мантру. В Св. Писании есть пример языческой молитвы. Жрецы Ваала, собравшись на Кармил, от утра до полудне призывали имя своего идола, говоря: “Ваале, услыши нас!” ( 3Цар.18:26 ). Этот принцип использовали и фарисеи.

http://azbyka.ru/molitva

Но верить в это я ОТКАЗЫВАЮСЬ. Евгения 28 января 2017, 16:40 Нам не дано всего понять, что творится за просторами нашего мира. Можно искать ответы всю жизнь и не найти. Но подумайте сами, кому будет хуже, если мы хоть иногда будем просить Бога о прощении грехов наших родных, которых уже нет с нами? Мы от этого обеднеем или еще что? Да пускай они от этого улыбнуться и не более.Часто именно они и являются нашими ангелами-хранителями. Руслан 27 декабря 2016, 19:43 Наказ Пётра Могилы почитайте НАТАЛЬЯ 21 апреля 2016, 13:38 Как можно не видеть что написано в Священном Писании!Что молиться за мёртвых пустое дело,а молиться мёртвым вообще ГРЕХ! Андрей 11 января 2016, 00:22 Откровение Иоанна Богослова гл.20: " 12 И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с ДЕЛАМИ СВОИМИ. 13 Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по ДЕЛАМ СВОИМ " . И тут к месту вспомнить слова Христа о том, что уверовавшие в Него на суд не приходят. Вроде все понятно. Юлия 12 июля 2015, 18:14 Спасибо, отличная, исчерпывающая статья. Хотя я католичка, но нас так же учат в костёле. Игорь 9 апреля 2015, 15:15 Молиться за умерших, нужно.Своими молитвами мы очищаем их от грехов земных. И они там за нас тоже молятся. Мы друг друга спосаем. Игорь дубровский 28 марта 2015, 12:52 Проблема молитв за умерших и изменение их участи связана с тем что человек умерший не может наследовать Царства Небесного имеючи страсти. Страстей много, тем не менее ничего нечистого на Небо не может взойти. Грех человеку Бог может простить, но что делать если страсть у человека остается. очевидно что страсть должна быть уничтожена, но за гробом уже нет изменения душе.Либо Господь каким то способом отнимает страсть от умершего и в этом суть прощения. Либо в аду в душе продолжаются медленные процессы осознания и исправления души. Последнее размышление не имеет под собой фактов. Человек свободное существо и не может насильно быть переделанным ни злом ни добром ни в этой жизни ни в иной. Так что проблема посмертной участи человека остается все еще не решенной. Аскеты решали этот вопрос кардинально, заботясь чтобы ни одна страсть не осталась в умершем человеке. От этого их жизнь сильно была не похожа на жизнь современников. И для нас выглядит уже немысленым подвигом. Но Истина со временем не меняется и может именно Иоанн Лествичник и был прав в своей строгости.

http://pravoslavie.ru/54529.html

Об одном из них говорит в своих посланиях апостол Павел: Христос на Кресте убил вражду (см. Еф.2:16 ) и нет ни еллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос ( Кол.3:18 ). Это сопрягается с одной из заповедей блаженства: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими ( Мф.5:9 ). Выполнение всякой заповеди сопряжено с самоотречением: например, «блаженны нищие духом» – мы говорили, что человек совлекается всего того, что присуще по естеству его душе. Мы живем в миру и призваны свидетельствовать ему Евангелие Царствия. Мы живем не в XIX веке или раньше, когда общество и государство себя позиционировали как христианские, а во время, которое в некотором смысле похоже на время земной жизни Христа Спасителя и первый мученическо-апостольский период бытия Церкви. И мы должны одновременно и себя самих очищать от греха и нести свой крест, и должны быть готовы уподобиться апостолу Павлу, который говорит: Для меня мир распят, и я для мира ( Гал.6:14 ). Это положение свидетельства в мире, когда человек во Христе на том участке, который ему дан, берет на себя бремена мира, и в первую очередь бремя конфликта, пусть даже конфликта между его близкими. Это невозможно, если сам человек не встанет духовно в позицию распятого, иначе он будет тяготеть либо к одной, либо к другой стороне, либо вообще находиться вне области примирения. Неделя преподобного Иоанна Лествичника Мы уже говорили о том, что Великий пост четко делится на две части: Святую Четыредесятницу и Страстную неделю, вместе с Лазаревой субботой и Вербным воскресеньем. В первый период нам предлагается заниматься собой, своим спасением, своим покаянием, а во второй период мы, в общем-то, должны о себе забыть и идти вслед за Христом. Тем не менее разделить эти два периода, противопоставить их друг другу тоже нельзя. Потому что тайна Спасения, тайна Искупления осуществляется не только Самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом, но она должна осуществляться и через нас.

http://azbyka.ru/besedy-na-velikij-post

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010