«... А хто ся ослушает сее моей грамоты, – и тому от меня, Царя и Великого Князя, быти в казни. Дана грамота на Москве лета 7000 семьдесят втораго декабря в 20 день» . На обороте: Царь и Великий Князь Иван Васильевич всеа Русии . 1564 год. 25 ноября 1563 года смерть единственного родного брата Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича Князя Георгия (Юрия) Васильевича Угличского. Погребен у южных врат Архангельского собора Московского Кремля. Царь Иоанн Васильевич делает вклад в 100 рублей « по его душе» в Иосифо-Волоцкий монастырь. Вкладная книга монастыря сообщает: «Лета 7072 (1564 г.) прислалъ Царь Князь Великий Иванъ Васильевичъ всея Руси, по брате по своемъ по Князе Георгии Васильевиче, 100 рублевъ на вечной поминокъ. А быти по немъ на всякой годъ по два – корма на память его месяца ноября въ 3 день, а другому корму быть месяца ноября въ 25 день на преставление его» . 12 марта. Повелением Царя Иоанна Васильевича и с благословения Митрополита Московского и всея Руси Афанасия и освященного Собора иерархов Русской Церкви бывший монах Иосифо-Волоцкого монастыря, архимандрит Свияжского Успенского монастыря Герман (Садырев-Полев) был избран архиепископом Казанским . 1564. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич в Иосифо-Волоцкий монастырь « учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом». Вкладная книга монастыря сообщает: « Лета 7072 (1564 г.) православный Царь Князь Велики Иван Васильевич всея Руси. Учинил память по отце своем крестном по старце по Касьяне по Босом и велел по нем кормит корм на всяк год на его преставление месяца февараля 11, а деньги на корм имати на всяк год по семи рублев изо Государевы казны» . 11 июля. Жалованная грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Лаврентию на деревни Поповкино, Руново и Овсеево в Хованском стане Волоцкого уезда . 1565 год. 15 февраля. Грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича приказчику села Локныш в Локнышском стане Рузского уезда Казаринку Гридину о передаче села Савина игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Лаврентию .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

И хотел бы еще обратить Ваше внимание на работу, где шут с шапкой Мономаха. Она расположена сразу за портретом якобы Грозного, и если учесть общий антураж работы, отсылка очевидна. Но даже если абстрагироваться от отсылок, как Вы считаете, что можно иметь в виду, рисуя знаки царского достоинства в руках шута, а дрежаву, валяющейся на полу в качестве погремушки? Что в голове у человека, которому в принципе приходит на ум такой сюжет? Каким надо быть человеком, чтобы так сделать? Я ни в коем случае не прошу Вас " дать заключение " - мне интересны Ваши предположения. Если Вы попробуете " перевоплотиться " в художника, который в голове создает такой сюжет, и обозначить все необходимые для такого сюжета ключевые элементы мировоззрения и мировосприятия, я буду Вам признателен. Хотел бы только обратить Ваше внимание на то что " шут " феномен европейский, и платье шута соответствует, а обстановка - русского средневековья... Вот учтите, прошу Вас, это и сделайте Ваше предположение. 112. Ответ на 109., Тихон Донской: То есть, даже так: художник пишущий святых сластолюбивыми шутами, а Стеньку Разина богатырем, скорее вызывает симпатию к Иоанну Васильевичу тем, что пишет его воплощенным демоном. пожалуй, соглашусь с Вами насчёт подачи образа Стеньки Разина. (Насчёт блж.Василия и прп.Сергия - само собой). Насчёт Иоанна Васильевича - нет, не соглашусь. Там было как минимум 8 эскизов: на 4-х - царь опрокидывает аналой и на коленях осеняет себя крестным знамением, намереваясь собрать рассыпавшиеся свечи и книги; на 4-х - разные варианты пошатнувшейся фигуры, опирающейся на стену. Субъективно мне такой образ ближе - по сравнению и с карикатурным репинским, так и со слащавым - ... ну, тем, что Вам по нраву. 111. Ответ на 108., Павел Тихомиров: ощущение - будто два разных художника. 20 в и 21 в. И первый качественнее второго. У первого тонкая проработка и проч. У второго пластмассовые фигуры, цвета грубые, чуть ли не подмалевки. Но отторжение вызывают фигуры святых: Василия Блаженного и Сергия Радонежского. Художник написал каких-то шутов с ехидными и сластолюбивыми глазами. Естественно и образ Иоанна Васильевича отталкивающий. Не наш это художник... Так святых сатанисты рисуют.насчёт проработки спорить бессмысленно, для любителей Энгра работы Моне и Ренуара были ужас-ужас, так что тут дело вкуса.А насчёт портретов святых соглашусь.Работы совсем неудачные. Не юродство, а шиза какая-то.Но я ссылку давал не ради этого триптиха, а ради иллюстрации осмысления личности царя Грозного.А то у Рыженко прямо чуть ли не святой старец какой-то.Не все считают его святым. Мягко говоря далеко не все.И необязательно тех, кто не считает Иоанна Васильевича святым, - тотчас же записывать в и/или сатанисты.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/02/25/ew...

Были созданы Лицевой летописный свод (на 9 тысяч листов – 16 тысяч миниатюр) и Степенная книга. Вместе с макарьевскими Великими Четьями-Минеями и «Домостроем» протопопа Сильвестра они навсегда вошли в историю мировой письменной культуры. При правлении Грозного в нашей стране началось книгопечатание. 1 марта 1564 года Иван Федоров, диакон одного из кремлевских соборов в Москве, и его помощник Петр Мстиславец выпустили в свет первую датированную русскую печатную книгу «Апостол». Издание было осуществлено в царской типографии. Специалисты утверждают, что все издания Федорова представляют собой первоклассные памятники типографского искусства XVI века. Известны Евангелия, отпечатанные на Руси и до «Апостола». Из-за того, что эти книги не имели «выходных данных», историки называют их «анонимными». Согласно принятой гипотезе, «анонимные» Евангелия издавали новгородцы М. Нефедьев и В. Никифоров. Имена этих новгородцев были названы в письмах, направленных в Великий Новгород Грозным еще в 1556 году. Нефедьев упоминается там как «мастер печатных книг» . Главным же результатом почти 40-летнего пребывания на престоле Иоанна Васильевича Грозного явилось оформление централизованного Российского государства – царства, равного великим империям прошлого. Хотелось бы закончить эти краткие заметки словами Карамзина: «Добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти: стонания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трех царств монгольских; доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нем знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего государственного образования… и… доныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну» . См.: Платонов С.Ф. Иван Грозный в русской историографии//Платонов С.Ф. Иван Грозный; Виппер Р.Ю. Иван Грозный. М.,1998. Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе как исторический источник// См.: Веселовский С.Б. Очерки по истории опричнины. М., 1963; http://www.historichka.ru/materials/veselovskii/ См.: Альшиц Д.Н. Начало самодержавия в России: Государство Ивана Грозного. Л., 1988. Кобрин В.Б. Иван Грозный// Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе как исторический источник. Там же. См.: Иловайский Д.И. История России. Примечания. Там же. См.: Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. См.: Иловайский Д.И. История России. Примечания. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Т. 6// Окончанием этого периода мы склонны считать смерть святителя Макария (31 декабря 1563 г.), когда смолк его столь значимый для царя голос в защиту гонимых, а не к дате смерти первой супруги Иоанна Анастасии († 1560 ), как это сейчас принято в исторической науке.

http://pravoslavie.ru/32874.html

Русский царь — татарин из Касимова В этом году отмечается 445-я годовщина венчания Симеона Бекбулатовича на царство в Успенском соборе Московского кремля и передачи ему власти от первого Царя Иоанна IV (Грозного). Симеон Бекбулатович (до крещения Саин-Булат хан, в монашестве Стефан) скончался 5 (18) января 1616, Москва и захоронен в Симоновом монастыре. Сын Бек-Булата и правнук Ахмат-хана, правившего Большой Ордой, он был касимовским ханом в 1567-1573 годах, после того как вместе с отцом перешёл на службу к Ивану IV Васильевичу Грозному. В июле 1573 года по настоянию Ивана IV Саин-Булат крестился с именем Симеон в тверском селе Кушалино. Весной 1576 года он женился на княгине Анастасии Мстиславской, дочери князя Ивана Фёдоровича Мстиславского, бывшего главы земщины. Она была внучкой Петра Ибрагимовича и Евдокии, младшей сестры великого князя Василия III, отца Грозного царя. В браке с Симеоном родилось шестеро детей: три сына - Фёдор, Дмитрий, Иоанн и три дочери - Евдокия, Мария, Анастасия. В 1575 году Иван Васильевич отрёкся от престола и возвёл на него Симеона Бекбулатовича. 30 октября в Успенском соборе Кремля Симеон был венчан на царство. Вероятно, выбор Иоанна Васильевича был обусловлен тем, что Симеон был представителем царского рода Чингизидов. В августе 1576 года Симеон вернул престол «природному царю» Ивану Васильевичу, который пожаловал царя Симеона титулом Великого князя Тверского. Симеон имел свой великокняжеский двор - свои приказы, своих бояр и стольников, дворец в Твери и постоянную резиденцию в богатом с. Кушалино. Дарованными ему землями распоряжался почти самовластно, обладал особым правом судить и жаловать «людишек своих». Впрочем, после смерти Ивана Грозного, как отмечают историки, источники перестают называть Симеона «великим князем Тверским», что, вероятно, указывает на лишение титула. Первый Русский Царь После смерти царя Фёдора Ивановича в 1598 году и пресечения династии Рюриковичей претендовавшие на власть знатные роды решили консолидироваться вокруг Симеона Бекбулатовича против Бориса Годунова. Избранный на престол Земским собором Годунов начал принимать меры. Целуя крест новому царю, каждый боярин должен был обещать «царя Симеона Бекбулатовича и его детей и иного никого на Московское царство не хотети видети». Затем Симеон Бекбулатович был лишён удела и сослан на житьё в свою тверскую вотчину - с. Кушалино.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/10/26/sa...

р.Б. Александр 17 октября 2016, 17:35 В одной из своих статей историк Е. Анисимов описывает, как царь на глазах у всех вырезал ножом сердце у главы Боярской думы Ивана Федорова-Челяднина... Кто так мог поступить, злодей или православный монарх? Василий 17 октября 2016, 17:29 Понятно зачем появилось " начало " и последует " окончание " . В Орле установили памятник грозному царю, необходимо обосновать столь неоднозначный исторический факт. Ещё несколько лет назад мы боролись с сектой канонизаторов грозного царя, похоже, что всё перевернулось с ног на голову. Елена 17 октября 2016, 16:57 Мы, к сожалению, плохо знаем историю, тем более, что она переписывалась не раз из конъюнктурных соображений. И судить мы не вправе, т.к. судим из собственных человеческих представлений о добре и зле. Но есть Домостроительство Божие, понять которое мы не в силах, но можем только потом осознать, для чего оно было. Иоанн Грозный стал первым русским царем, т.е., Помазанником Божьим, и этим все сказано. Благодаря ему мы сохранились, как государство Российское, сохранили веру православную, несмотря на все испытания. Давайте спросим об этом духоносных старцев. Ведь не зря батюшка Николай Гурьянов почитал царя Иоанна Грозного, а батюшка Илий был на открытии памятника... Иван 17 октября 2016, 16:29 Довольно интересная статья. Личность царя Иоанна IV сложная и окружена многими мифами. Мне было интересно послушать историка Клима Александровича Жукова, когда он рассказывал о битве при Молодях и о правлении Грозного царя (см. соответствующие Разведопросы на Youtube). Человек был весьма суровый. В частности, если правильно помню, то карательный поход на Новгород был обусловлен желанием данного города (точнее новгородских бояр) перейти под власть католической Литвы. Действия в таком случае были жестокие, но необходимые. Хотя, конечно, странно видеть, когда сейчас его стараются представить святым. Могу заблуждаться, но для святого он многовато крови пролил. Николай 17 октября 2016, 16:19 Достаточно много уже перечитал и изучил мнений о Иоанне IV.U до сих пор к однозначному выводу его оценке я точно дать не могу.И тут играет важную роль его жизнь.Автор статьи это ясно показывает.Да он государь был очень образован,обладал пытливым умом и наверно искренне верующим.С другой стороны,мне кажется,другая сторона его жизни,а именно бремя царя не давали ему во многом вести так,как он может и хотел бы.Обстоятельства и ситуации вынуждали его прибегать к таким мерам,не стоит забывать и об том как рос царь Иоанн Васильевич.Считаю,что события его детства и юности сыграли решающее значение.Не стоит забывать,что и Церковь наша и государство в имперский период,далеко не однозначно оценивало его роль.Памятников ему не ставили!

http://pravoslavie.ru/97876.html

Был в этом " разделении полномочий " и особый мистический смысл. Даруя Семену титул " великого князя всея Руси " , а себя именуя московским князем Иваном Васильевым, царь обличал ничтожество земных титулов и регалий власти перед небесным избранничеством на царское служение, запечатленным в Таинстве Миропомазания. Он утверждал ответственность русского царя перед Богом, отрицая значение человеческих названий. Приучая Русь, что она живет под управлением Божиим, а не человеческим, Иоанн как бы говорил всем: " Как кого ни назови - великим ли князем всея Руси или Иванцом Васильевым, а царь, помазанник Божий, отвечающий за все происходящее здесь – все же я, и никто не в силах это изменить " . Так царствование Грозного царя клонилось к завершению. Неудачи Ливонской войны, лишившие Россию отвоеванных было в Прибалтике земель, компенсировались присоединением бескрайних просторов Сибири в 1579-1584 годах. Дело жизни царя было сделано – Россия окончательно и бесповоротно встала на путь служения, очищенная и обновленная опричниной. В Новгороде и Пскове были искоренены рецидивы жидовствования, Церковь обустроена, народ воцерковлен, долг избранничества – осознан. В 1584 году царь мирно почил, пророчески предсказав свою смерть. В последние часы земной жизни сбылось его давнее желание – митрополит Дионисий постриг государя, и уже не Грозный царь Иоанн, а смиренный инок Иона предстал перед Всевышним Судией, служению Которому посвятил он свою бурную и нелегкую жизнь». Митрополит Иоанн (Снычев), из книги «Самодержавие духа» Также сегодня мы вспоминаем жандармского полковника С.Н.Мясоедова (1866-1915). Сергей Николаевич Мясоедов родился в 1865 г. Окончил кадетский корпус. С 1901 г. служил начальником пограничной станции в Вержболово. С 1909 г. был направлен в распоряжение военного министра Сухомлинова. Жандармский полковник Мясоедов стал жертвой политических интриг Гучкова, обвинившего его в шпионаже в пользу Австрии, дрался с последним на дуэли, затем в 1912 г. отправлен в отставку. С началом войны вернулся на службу, был направлен в тыл, но написал письмо Сухомлинову с просьбой направить его на фронт. Состоял начальником агентурной разведки в штабе 10-й армии генерала Сиверса. В 1914 г. Мясоедов арестован, бездоказательно обвинен в государственной измене и предан военно-полевому суду. Под давлением Ставки и лично великого князя Николая Николаевича, генералов Бонч-Бруевича и Батюшина Мясоедов признан виновным в шпионаже и мародерстве во время войны и приговорен к смертной казни. В 1915 г. приговор приведен в исполнение. Казнь Мясоедова стала, наряду с убийством Г.Е.Распутина, первым этапом подготовки государственного переворота с целью свержения Императора Николая II.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/31/de...

1546. Епископ Крутицкий, Сарский и Подонский Савва (Черный) составляет «Житие и пребывание Преподобного отца нашего игумена Иосифа града Волоколамского» . 1550 год. 20 июля. Кончина по неизвестной причине младенца Царевны Анны Иоанновны « году без двадцати день и без единаго». Погребена в Новодевичьем монастыре в обетной церкви Иоакима и Анны. Царь и Великий Князь Иоанн Васильевич отправил в Иосифо-Волоцкий монастырь пожертвование в поминовение Царевны Анны Иоанновны. Вкладная книга монастыря сообщает: « Прислал Царь и Государь Князь Великий Иван Васильевич всея Русии по своей дщери Царевне и Великой княжне Анне 100 рублев. Поминати ее доколе манастырь Пречистыя стоить, ис повседневнаго списка не выгладити, да быти по ней корму з году на годъ месяца сентября 9, а те деньги пошли во ограду» . Если судить по данной записи Вкладной книги обители, то данное пожертвование Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича пошло непосредственно на строительство стен Иосифо-Волоцкого монастыря. 8 сентября. Жалованная данная и несудимая грамота Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича игумену Иосифо-Волоцкого монастыря Гурию на село Круглое Звенигородского уезда и сельцо Сергеевское Рузского уезда . В грамоте указано: «Се яз, Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Русии, пожаловал есми Пречистые Осифова монастыря игумена Гурья з братьею, или по нем иный игумен в том монастыре будет. Что написал в своей духовной грамоте боярин наш князь Иван Иванович Кубенской в дом пречистые Осифова монастыря по своей душе и по своих родителех в вечный поминок свою водчину в Звенигородцком уезде сельцо Круглое, да в Рузском уезде сельцо Сергеевское да деревню Омалаево, и яз, Царь и Великий Князь, игумена Гурья з братьею теми сельцы и деревнею пожаловал со всем с тем, что к сем сельцам и к деревне исстари потегло. И хто у них в тех сельцах и в деревне учнет жити людей монастырских и крестьян, – и намесницы наши звенигородцкие и рузские и волостели и их тиуни тех их людей и крестьян не судят ни в чем, опричь одново душегубства. А ведают и судят тех своих людей и крестьян игумен з братьею сами со всем или кому прикажут» .

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/30/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хоругвеносцы приняли участие в открытии памятника Иоанну Грозному в Орле 18.10.2016 470 Время на чтение 3 минуты 14 октября, в Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, братчики Союза Православных Хоругвеносцев приняли участие в открытии памятника первому Русскому Царю — Царю Иоанну I Васильевичу всея Руси (С восшествием на престол в 1740 году младенца-Императора Иоанна Антоновича, по отношению к русским Царям, носящим имя Иван (Иоанн), ввели цифровое указание. «Прадед Иоанна III Антоновича получил уточненный титул Царя Иоанна II Алексеевича всея Руси, а Царь Иван Васильевич Грозный получил уточненный титул Царь Иван I Васильевич всея Руси». Таким образом, первоначально Ивана Грозного именовали Иоанном Первым. Цифровая часть титула — IV — впервые была присвоена Ивану Грозному писателем Н.М. Карамзиным в «Истории государства Российского»), по указанию которого в 1566 году для охраны южных границ Русского государства была основана крепость Орел, сообщает пресс-служба СПХ. Памятник подарен городу Орлу Международным Фондом славянской письменности и культуры. Автор памятника известный российский скульптор Олег Иванович Молчанов. Прибыв в город Орел, хоругвеносцы поклонились святыням Богоявленского собора Орла, собор располагается на стрелке Оки и Орлика, в центре бывшей орловской крепости, на месте где Царь Иоанн Васильевич основал город (по распоряжению Государя Ивана Васильевича основано 155 городов и крепостей, построено 40 церквей и 60 монастырей), осмотрели центр города и посетили памятник уроженцу Орловской Области, великому русскому полководцу, покорителю Кавказа - Алексею Петровичу Ермолову, развернув возле памятника знамя «Православие или Смерть» и флаг Донского казачьего войска, после чего отправились на открытие памятника Царю Иоанну Васильевичу. В торжественной церемонии открытия памятника Первому Русскому Царю и основателю города Орла, приняли участие Губернатор Орловской области Вадим Владимирович Потомский, Председатель Орловского областного Совета народных депутатов Леонид Музалевский, член Совета Федерации Владимир Круглый, депутат Государственной Думы РФ Николай Земцов, скульптор Олег Иванович Молчанов, генеральный директор Международного Фонда славянской письменности и культуры Александр Владимирович Бочкарев, схиархимандрит Илий, казачий атаман Валерий Васильевич Камшилов, схимонахиня Николая, православный предприниматель Василий Вадимович Бойко-Великий, писатель, председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов, заместители главы Союза Православных Хоругвеносцев Валерий Александрович Левченко и Игорь Игоревич Мирошниченко, члены Правительства области, руководство города, лидеры и члены общественных организаций, гости и жители Орловщины.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/18/ho...

Собор был переполнен верующими, духовные чада собрались в этот день проводить своего дорогого батюшку в последний путь. Архимандрита Даниила похоронили на кладбище Донского монастыря при большом стечении верующих и духовенства. Господи, упокой душу архимандрита Даниила, со святыми упокой, и его молитвами спаси нас! 2 Иоанно-Предтеченский монастырь (несколько строк из летописи монастыря). Древний Иоанно-Предтеченский монастырь расположен на высоком холме. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя. В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами, в 1761 году по велению императрицы Елизаветы Петровны монастырь был восстановлен «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». В Ивановском монастыре среди родовитых насельниц были опальные лица из царской семьи, позже в монастырь присылали на покаяние женщин совершивших тяжкие преступления. (В XVI веке в обители была пострижена супруга старшего сына царя Иоанна Грозного царевича Иоанна, в монашестве Параскева, в начале XVII века в в монастыре была заточена и пострижена с именем Елена супруга царя Василия Шуйского, в конце XVIII – начале XIX веков – дочь Императрицы Елизаветы Петровны и графа А. Г. Разумовского – княжна Августа Тараканова.) После разорения Москвы французской армией во главе с Наполеоном в 1812 году Ивановская обитель была упразднена более чем на полвека. Лишь в октябре 1879 года состоялось освящение Иоанно-Предтеченского монастыря. Предполагалось возобновить Ивановский монастырь как общежительный.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из церковно-учительных, исторических, лит. и публицистических памятников, к-рые в сборнике РНБ. Q.XVII.67 представлены древнейшими или уникальными списками и имеют важное значение для изучения рукописной традиции, следует отметить: памятник лит-ры нестяжателей «Повесть зело полезна отца Нила» (изд. по данному единственному списку краткой редакции: Казакова Н. А. Вассиан Патрикеев и его сочинения. М.; Л., 1960. С. 319-341); большую подборку статей с предисловием из собрания сочинений прп. Максима Грека в редакции кон. XVI в., близкой к Синодальной; древнейший список «Повести о новгородском посаднике Щиле» (изд.: Еремин И. П. Из истории старинной рус. повести: Повесть о посаднике Щиле: (Исслед. и тексты)//Тр. комиссии по древнерус. лит-ре. Л., 1932. Т. 1. С. 59-151); краткий (очевидно, первоначальный) вариант Сказания Паисия (Ярославова) о Спасо-Каменном мон-ре (изд. Г. М. Прохоровым: КЦДР: XI-XVI вв. СПб., 1991. С. 136-162); список кормовой книги Тихвинского монастыря 1590 г. (изд. по данной рукописи: ДАИ. Т. 1. 135). Особое значение имеет переписанный И. С. текст Первого послания кн. А. М. Курбского царю Иоанну IV. Сделанный, вероятно, в период посещения книжником Москвы в 1595 г., данный список является единственным сохранившимся списком XVI в. текста из переписки Курбского и Грозного, он сыграл решающую роль в полемике о подлинности переписки (см.: Морозов. 1987). В одной тетради с посланием Курбского находится традиционный элемент его «конвоя» - выписки из «Повести о двух посольствах» (часть легендарной переписки Иоанна Грозного с тур. султаном и имп. Максимилианом) (Л. 14 об.-15), который подтверждает гипотезу о формировании памятника не в нач. XVII, а в кон. XVI в. Особой исправностью отличается переписанный И. С. в нач. XVII в. текст Судебника Иоанна IV 1550 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. 1. 4 - тетрадь, отделенная от сборника РНБ. Q.XVII.67; впервые издан К. Ф. Калайдовичем и П. М. Строевым : Законы вел. кн. Иоанна Васильевича и Судебник царя и вел. кн. Иоанна Васильевича с дополнительными указами. М., 1819; использован в изд.: Судебники XV-XVI вв. М., 1952). В той же тетради помещены 6 указов 1555-1557 гг. (см.: Законодательные акты Рус. гос-ва 2-й пол. XVI - 1-й пол. XVII в.: Тексты. Л., 1986. С. 35-36, 39-43, 44-45; 2 указа изд. по рукописи И. С., остальные использованы для разночтений).

http://pravenc.ru/text/578350.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010