Св. Благоверный Царевич Димитрий был сын Царя Иоанна Васильевича Грозного. По смерти его престол Царский наследовал сын его Феодор. По причине его слабого здоровья, ему помогал в управлении родственник его боярин Борис Годунов. Побуждаемый властолюбием, он возымел желание наследовать престол царский. Пользуясь слабым здоровьем Царя Феодора Иоанновича, Годунов решился осуществить своё рамерение. После Царя Феодора оставался ещё сын Царя Иоанна Грозного Царевич Димитрий, который должен был наследовать престол Царский. Борис Годунов замыслил погубить Царевича Димитрия, чтобы наследовать самому престол Царский. Для достижения своей цели Годунов, прежде всего, удалил от Царского двора всех, которые могли бы препятствовать ему. Вдовствующая Царица, супруга Иоанна Васильевича Грозного, и родственники её отправлены были в город Углич, который послужил местом исполнения его замыслов. Дьяк Михаил Битяговский, Никита Качалов и некоторые другие согласились быть исполнителями злодейского намерения Годунова. При Царевиче Димитрии находилась мамка, которая присоединилась к исполнителям злоумышления Годунова. Вдовствующая Царица Мария неусыпно бодрствовала над своим сыном и почти не упускала его из своих глаз. Но случилось, что после обеда она заснула и все разошлись по своим домам. Тогда кормилица нашла удобный случай погубить Царевича Димитрия. Поманив Царевича к себе, под тем видом, как бы играть, она предала его в руки убийц; злодеи нанесли Царевичу смертную рану, и невинный страдалец Димитрий мученически предал дух свой Господу. Это было в 1591 году, мая 15 дня. Святое тело его положено во гроб и поставлено в Угличе, в соборной церкви. В 1606 году, июня 3 дня, при Великом Князе Василии Иоанновиче Шуйском и Патриархе Гермогене, св. мощи Царевича Димитрия перенесены были из Углича в Москву и поставлены в соборном храме св. Архистратига Михаила, где и доныне почивают нетленными. На гробнице Царевича Димитрия читается следующая надпись: «В лето 7099, месяца мая в 15 день, убиен бысть Благоверный Царевич Князь Димитрий Угличский, Государя Царя и Великого Князя Иоанна Васильевича, всея России, сын, повелением Бориса Годунова, от Никитки Качалова, да от Данилки Битяговского с товарищи, и принесены его св. мощи из Углича в Царствующий град Москву, в 7114 году.» Память св. Царевича Димитрия празднуется церковию мая 15-го, а перенесение св. мощей его июня 3-го дня. 6

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Но на этой конференции, что интересно, ее участники начали говорить и о симфоническом подходе, как они его понимают. По мнению ученых, симфонический подход к тексту заключается в том, что его станут изучать специалисты в разных узких областях - архивисты, палеографы, археологи, лингвисты и т.д., а потом в ходе совместных консультаций друг с другом придут к некоему общему знаменателю. Однако общего языка светские ученые тогда найти не смогли. На этой же конференции выступал и известный церковный исследователь - архимандрит Макарий Веретенников, автор книги о жизни и трудах сподвижника Царя Иоанна Васильевича Грозного - митрополита Макария. Он предложил внешне созвучную мнению светских ученых, но в действительности отличную от него церковную симфоническую концепцию изучения средних веков в истории Руси. Кратко суть предложения архимандрита Макария, как я его понял на слух, таково: любая проблема должна быть осмысленна не просто коллективно как сумма отдельных узкоспециальных научных мнений, складывающаяся из большинства идентичных, поддерживающих друг друга, и отрицающая противоречащее ей меньшинство, а соборно, в едином церковном духе. Другими словами: для рассмотрения важных исторических проблем надо, как это входит сейчас в церковно-государственную и общественную практику, создавать научно-богословские комиссии под омофором и водительством Русской Православной Церкви. Пока трудно сказать, многие ли светские ученые-медиевисты готовы уже сейчас усвоить столь твердую духовную пищу, обратить свое сердце к Богу, воцерковить совесть и откликнуться на призыв Церкви о соработничестве в едином духе. Если такой союз все-таки возникнет, а я хочу в это верить, то тогда им и откроется истина, в том числе о царствовании и личности Царя Иоанна Васильевича Грозного. По свидетельству источников той эпохи, многие современники, как например, часто ныне поминаемый митрополит Макарий и близкие ему по духу святители, кто находился в соборе, в единомыслии с Царем и утверждали взгляд на земное царство как на икону Царства Небесного, ни в чем не противоречили друг другу. Они одинаково оценивали события царствования и деяния Государя Иоанна Васильевича Грозного. Если же черпать факты из летописных источников, оставленных " в наследство " недругами Руси или заблудшими противниками-единоверцами Государя, то тогда и возникают смущения у людей, живших в более поздние исторические эпохи вплоть до наших дней. Точно также произошло в ходе подготовки прославления митрополита Московского Филарета (Дроздова), Царя-Мученика Николая Второго, когда противники их канонизации использовали злонамеренные или ложные источники.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Что касается базы источников, то с ней исследователи испытывают серьезные проблемы. Самый известный источник «История о великом князе Московском» , который оказал на историков и публицистов наибольшее влияние, в том числе эмоциональное, не может считаться беспристрастным и правдивым, поскольку он принадлежит перу князя-изменника и изгоя Андрея Михайловича Курбского, Юрьевского воеводы, бежавшего в 1564 году к литовцам. После бегства Курбский воевал против своих соотечественников и единоверцев, и не только мечом, но и пером. Очевидцем событий в России после 1564 года он быть не мог, писал по сообщениям и слухам. Гиперболизм и недобросовестность Курбского зачастую очевидны: десятки тысяч жертв, погибших в Новгороде от рук опричников, – плод его вымысла. В достаточной мере пристрастны и необъективны и показания опричников Таубе, Крузе и Штадена, служивших у Грозного, а затем перешедших в стан его врагов. О правдивости и точности свидетельств Джерома Горсея говорит хотя бы тот факт, что численность погибших во время Новгородского дела он оценивает… в 700 000 человек, а в Новгороде 60-х годов XVI века жило всего-то 30 000. Не лучше обстоит дело и с русскими источниками. Официальное летописание прекращается с 1568 года. Неофициальные летописи вроде «Псковского летописца» также не составляют полной и объективной картины. Хуже всего с документальной базой: царский архив Грозного был утрачен частично в результате событий Смутного времени, частично в результате пожара 1626 года. Один из главных документальных источников – Синодик опальных, составленный, вероятно, по донесениям опричников, является реконструктом, сделанным на основании разных рукописей ΧVII века . «Тогда натерпелись мы лишений» Тем не менее, в общих чертах картину царствования Грозного составить все же возможно. Какова она? Во-первых, не будем забывать, что Иван Васильевич Грозный был сиротой. Его отец, Василий III Иванович, умер, когда Ивану было три года. Отметим, что сама эта кончина была весьма странной, если не сказать более: пустячный нарыв, несмотря на лечение лучшего врача, переходит в обширный сепсис, при этом лекарь всерьез не борется за жизнь пациента, а торжественно объявляет, что болезнь смертельна. Такой видный российский историк, как И.Я. Фроянов, считает, что смерть Василия ΙΙΙ могла быть связана или с отравлением, или со злонамеренно неправильным лечением . Мать Иоанна Грозного, Елену Глинскую, согласно общему мнению, опоили ядом бояре.

http://pravoslavie.ru/97876.html

Участниками Конференции был подчеркнут тот факт, что Первый Русский Царь Иоанн Грозный стоит в ряду великих русских государственников, которые в наилучшей форме реализовали главный принцип русской цивилизации – государствоцентричность. Было обращено внимание на кардинальное отличие отношения к государству русского народа и западного общества, заключающееся в том, что на Западе государство противопоставлялось обществу, в русском же мировоззрении государство является самой формой бытия русского народа. По итогам заседания участниками конференции была принята следующая резолюция. Резолюция конференции 1. С целью очищения от клеветы имени Царя Иоанна Васильевича (Грозного) в причастности Царя к убийству Преподобного Корнилия, Святителя Митрополита Филиппа, как и к «многочисленным репрессиям», обратиться с прошением к Святейшему Патриарху Кириллу и Священному Синоду Русской Православной Церкви инициировать дело по разбору присутствующей в современных богослужебных текстах клеветы на первого русского Царя Ивана Васильевича Грозного. 2. Обратиться в Администрации городов, которые были основаны Иваном Грозным, с предложением установить в них монументальные знаки (памятники , бюсты или памятные доски), посвященные вышеупомянутому основателю города и возможно предварительно проведя в городе соответствующие научно-практические конференции: Алатырь (1552), Арзамас (1552), Архангельск (Новые Холмогоры) (1584), Астрахань (1558), Артемовск (Бахмут) (1571), Камызяк (1560), Кудымкар (1579), Козьмодемьянск (1583), Любим (1538), C вияжск (1551), Сунжа (Сунжский городок) (1567), Тетюши (1578), Тобольск (1587), Тюмень (1586), Уфа (1574), Волгоград (Царицын - Сталинград) (1579), Йошкар-Ола (Царевококшайск) (1584), Шуя (1539) и другие. 3. Предложить Министерству просвещения РФ рассмотреть возможность внесения в учебник по истории России поправок о личности Первого Русского царя Ивана (Грозного) и его соратников с учетом развенчания многовековой клеветы, сформированной европейцами и бежавшими предателями.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/oc...

В течение последующих двух десятилетий в Московском Кремле был создан целый ряд монументальных живописных ансамблей: расписанные Успенский собор, Благовещенский собор (1547 – начало 60-х гг.), собор Чудова монастыря (около 1556 г.), выполнены росписи Золотой Палаты (1561) и был украшен фресками Архангельский собор (1564). В росписях Кремлевских соборов и Царских палат утверждалась мысль о Богоизбранности Московского Царства, о Божественном происхождении Царской Единодержавной Власти. И ныне мы можем лицезреть многие из этих росписей, особенно в Успенском соборе Кремля. + + + В завершение лучше всего привести слова И.Я. Фроянова из его труда о Царствовании Царя Иоанна Васильевича Грозного: «1547 год в истории Руси отнюдь не рядовой. Это год венчания Московского Великого Князя на Царство, знаменовавшего не только фактическое, но и юридическое оформление Самодержавия в Русском Государстве, иначе – рождение Святорусского Царства. Начинался новый период исторического бытия России, в течение которого наша страна превратилась в одну из величайших держав мира» . Павел Геннадиевич Петин, кандидат исторических наук, научный руководитель Информационно-исследовательской службы «Царское Дело»   Красногорск, 29 Января 2022 года, память 475-й годовщины Венчания на Царство Государя Иоанна Васильевича Грозного     Царственная книга//Полное собрание русских летописей. Т. XIII. Вторая половина. СПб.: Типография И.Н. Скороходова, 1906. С. 451–453. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 49. Соборная грамота духовенства Православной Восточной Церкви за Великим Князем Иоанном Васильевичем 1561 года. М.: В Синодальной типографии, 1850. С. 10–14. Кормчая книга//Православная энциклопедия. Т. XXXVIII. М.: Православная энциклопедия, 2015. C. 57. Летописец начала Царства Царя и Великого Князя Ивана Васильевича//Полное собрание русских летописей. Т. XXIX. М.: Наука, 1965. С. 50–51. Новгородская Четвертая Летопись//Полное собрание русских летописей. Т. IV. Ч. 1. Вып. 3. Л.: Издательство Академии наук СССР , 1929. С. 619; Макарий (Булгаков) Митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 4. Ч. 1. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отдел второй. Состояние Русской Церкви от митрополита святого Ионы до патриарха Иова, или в период разделения ее на две митрополии (1448–1589). Ч. 1. Т. 7. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1996. С. 123. Примечание 40 на С. 557–558; Архимандрит Макарий (Веретенников). Жизнь и труды святителя Макария, Митрополита Московского и всея Руси. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. С. 104–105.

http://ruskline.ru/analitika/2022/02/04/...

Отличительной особенностью состава Грозненских гробниц является наличие в них святых, соименных членам царской семьи. Человек в древней Руси имел два имени: по дню рождения и по святому, в честь которого был крещен. Иван IV родился 25 августа, на апостола Тита – поэтому назывался Титом 121 , крещен был в честь Иоанна Предтечи (29 августа – Усекновение честные главы Иоанна Предтечи) – и обе эти гробницы имеются в Грозненском окладе. Царица Анастасия Романовна, по данным Кормовой книги Кирилло-Белозерского монастыря, родилась 2 октября (на Устинью), крещена в честь Анастасии Римляныни (29 октября) 122 -гробница с изображением той и другой помещена на окладе. Брат Ивана Грозного Юрий Васильевич родился, по данным большинства летописей, 30 октября, но по сведениям компетентного Постниковского летописца – 31 октября, на апостола Стахия 123 . гробница с изображением Стахия расположена на левом боковом поле оклада, а напротив – муч. Ульяния, соименная жене Юрия Васильевича. Мы, таким образом, узнаем, что в царской семье днем рождения Юрия признавалось 31 октября. Юрий Васильевич был крещен в честь св. Георгия (3 ноября – обновление храма Георгия в Лидде) 124 , исчезнувшая гробница с изображением св. Георгия, как мы предположили, находилась на верхнем поле оклада иконы «Троицы». Отец Ивана Грозного Василий III по дню рождения назывался Гавриилом, имел крестильное имя в честь Василия Парийского, на смертном одре принял монашество под именем Варлаама. гробницы с изображениями всех отмеченных святых располагались на окладе. Мать Ивана, княгиня Елена, была крещена, судя по Кормовой книге, в честь императрицы Елены 125 , следовательно, гробница с изображением Константина и Елены была посвящена ей. Отсутствует гробница, посвященная отцу царицы – Роману Юрьевичу Захарьину, который по данным Кормовой книги Ново-Спасского монастыря, крещен в честь Романа Сладкопевца (1 октября). Мать царицы звали Ульяной 126 , и упоминавшаяся гробница с муч. Ульяной могла быть посвящена также и ей (хотя это и мало вероятно). Наконец, дед Грозного, Иван III, родился в день ап. Тимофея, крещен в честь Иоанна Златоуста -гробницы с изображениями обоих святых украшали оклад «Троицы».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Работая над летописями в Исторической библиотеке, ставил своей целью докопаться до первоисточников ныне уже прочно устоявшихся мифов о Царе Иоанне Васильевиче Грозном. Что же выяснилось? Наши советские, российские ученые в 50-60-70-ые годы прошлого столетия скрупулезно описали в комментариях к публиковавшимся частным летописям очень многое: кому они принадлежали, где и у кого хранились всевозможные списки, какие содержат пометы и последующие вставки и т.д. Суммируя эти научные изыскания и используя их для собственного церковно-исторического исследования эпохи, смею утверждать, что первопричиной конфликта между Государем Иоанном Васильевичем Грозным вкупе с его единомышленниками, с одной стороны, и оппонентами-единоверцами Царя, с другой, - является различное толкование ими сущности церковно-государственной симфонии. И это естественно, потому что ничего подобного до середины 16-го века история Руси не знала, потому что только в творениях и деяниях первого русского Царя Иоанна Васильевича Грозного и его верного сподвижника митрополита Макария оформился окончательный внутренний иконографический образ этой симфонии, при том что внешние ее атрибуты впоследствии изменялись в периоды правления иных монархов. В этом отношении эпоху царствования Государя Иоанна Васильевича Грозного можно уподобить векам Вселенских Соборов в истории Церкви, когда были выработаны неизменные догматы веры и оформились канонические правила внутрицерковной жизни, могущие с течением времени претерпевать изменения. Как на пример от обратного, от противников симфонии укажем на известный среди историков " Пискаревский летописец " , повествующий о походе Государя на Псков и Новгород, о первых казнях и других царских " злодеяниях " и на который любят ссылаться недруги Царя Иоанна Грозного. Как утверждает публикатор, " для кого был создан " Пискаревский летописец " в конце первой четверти ХУП в. и кому принадлежал он в ХУП в. - неизвестно. В XVIII в. летописец принадлежал некоему Михаилу Полевскому, который первоначально был " служителем " княжны Екатерины Алексеевны Голицыной, а позже - графа Михаила Илларионовича Воронцова (См.: П. Долгоруков. Российская родословная книга, ч. 1, СПб., 1854, стр. 291, 2-я строка сверху и там же, ч. 2, СПб., 1855, стр. 105, 107-108). Об этом в рукописи имеются надписи ХУШ в., сделанные чернилами. Полевский, видимо, желал приобщить свой род к древним русским родам, так как в нескольких местах текста летописца он довольно грубо переделал древнюю княжескую фамилию " Палецкий " на " Палевский " (Материалы по истории СССР . Т. II, М., 1955. С.11).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2002/1...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государь Иоанн Грозный как символ Русского Царства О научно-исторической конференции «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного. Начало Русского Царства» (29 января, Москва) 05.02.2017 2797 Время на чтение 17 минут В минувшее Воскресенье, 29 Января 2017 года Россия отмечала славную дату - 470 лет назад Великий Князь Московский и всея Руси Иоанн был венчан на Русское Царство. Божие Mvpoмaзahue совершил посланец Вселенского Патриарха Иосафа II Святитель Макарий, Митрополит Московский и всея Руси. Грамота о соборном признании Царского Самодержавного достоинства Иоанна Васильевича как Вселенского Автократора (Императора) всеми Восточными Патриархами и Книга Царского Величества (чин Царского Коронования) были торжественно доставлены Иоанну в Сентябре 1562 года Евгрипским Митрополитом. Это свидетельствовало о том, что Восточные Патриархи поняли и приняли волю Всемогущего Бога: теперь Богоизбранным народом является Русский народ; Великий же Князь этого народа является Богопомазанником; духовный центр Вселенского Православия переместился в Москву, и Москва теперь есть Третий Рим; теперь Царство Русского народа обладает наибольшим подобием Царства Небесного. Таким образом, легитимность Русского Царства была признана всем Православным мipoм. Ко дню празднования становления Русского Самодержавия Международным фондом Славянской письменности и культуры и Русским Культурно-просветительным фондом имени Святого Василия Великого была подготовлена научно-историческая конференция «470-летие Помазания на Царство Благоверного Великого Князя Иоанна Васильевича Грозного (начало Русского Царства)». Она прошла 29 января в конференц-зале «Петровский» отеля «Националь» в Москве. Состав участников форума был весьма внушительным. Докладчиками конференции выступили видные отечественные и зарубежные ученые-историки, писатели и общественные деятели. Среди них доктор исторических наук, профессор Санкт-Петербургского Государственного университета Игорь Фроянов, публицист, иконописец, ведущий авторской программы на радио «Радонеж» Виктор Саулкин, писатель-историк Вячеслав Манягин, доктор исторических наук, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, писатель, публицист Владимир Лавров, писатель-историк Леонид Болотин, Народная артистка России, собирательница и исполнительница старинных русских народных песен и баллад Жанна Бичевская, схимонахиня Николая (Гроян), писатель-историк, правовед из Беларуси Валерий Ерчак, настоятель московского Храма Святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров), писатель, военный историк Борис Галенин, скульптор, Заслуженный художник России, автор памятника Государю Иоанну Васильевичу Грозному в Орле Олег Молчанов, юрист Александр Мирошниченко, писатель-историк Юрий Воробьевский, скульптор, график и живописец, член Союза художников России Василий Селиванов, историк права Георгий Шайрян .

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/06/...

Введенский монастырь был закрыт в 1926 г. Гробница Д. во Введенском соборе (в наст. время там размещен спортзал) не сохранилась. 4 дек. 1998 г. был освящен поклонный крест, установленный близ алтаря Введенского собора насельниками тихвинского Большого Успенского монастыря. Перед крестом духовенство тихвинского Успенского монастыря совершает панихиды по Д., др. игумениям и насельницам Введенского монастыря. Арх.: РГАДА. Ф. 135. Отд. 4. Рубрика 2. 19. Соч.: Бередников Я. И. Письма 4-й супруги царя Ивана Васильевича Грозного к боярину Салтыкову//Сын Отечества. 1829. 32. С. 333-346; ВОИДР. 1851. Кн. 9. Смесь. С. 61-63 [«Духовная грамота» Д.]. Ист.: ААЭ. Т. 1. С. 329-332 [соборное определение о 4-м браке царя Иоанна IV]; ПСРЛ. Т. 31. С. 160. Лит.: Смелков М. Несколько страниц из истории тихвинского Введенского девичьего мон-ря и жизни царицы-инокини Дарьи Алексеевны, 4-й супруги царя Иоанна Грозного, почивающей в этом мон-ре//Новгородские ЕВ. 1904. 3. Ч. неофиц. С. 159-168; Описание Введенского девичьего 2-кл. мон-ря в г. Тихвине Новгородской губ. Тихвин, 1914; Веселовский С. Б. Исследование по истории опричнины. М., 1963. С. 194, 301, 397; Зимин А. А. В канун грозных потрясений. М., 1986. С. 8, 246; Гордиенко Э. А. Изображения Новгорода на иконах XVI-XVII вв. и связь их с обществ.-полит. ситуацией своего времени//НИС. Л., 1989. Вып. 3(13). С. 104-107; она же. Новгород в Xvi в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 304, 330; Горский С. Жены Ивана Грозного. М., 1990. С. 38-43; Смирнов С. М. Дарья царица//Тихвинец. 1990. 2. С. 22-25; Мордовцев Д. Л. Русские женщины: Биогр. очерки из рус. истории. М., 1993. С. 63-64; Астафьев В. В. Анна Колтовская - 4-я жена Ивана Грозного// Он же. Тропинки в прошлое: Ист.-краевед. статьи и очерки. Волхов, 2003. Вып. 3. С. 8-13; История Тихвина в лицах: Библиогр. указ. Тихвин, 2004. Вып. 1. Ч. 1. С. 63-65; Виноградова Л. Тихвинский Введенский девичий мон-рь. СПб., 2005; Морозова Л. Е. , Морозов Б. Н. Иван Грозный и его жены. М., 2005. С. 176-203.

http://pravenc.ru/text/171388.html

Иван больший Иванович 2) и брат его Иван меньший пожалованы были, от великого князя Василия Иоанновича, поместьями в великолуцком уезде; Иоанн Грозный перевёл двух сыновей Ивана большего на поместье в уезде рязанский, а сына Ивана меньшего на поместье в уезде тульский. Игнатий Тарасьевич 8) и брат его Павел Тарасьевич, за храбрость и за верность отечеству в смутную эпоху самозванцев, пожалованы вотчинами от Царя Шуйского, и те вотчины подтверждены за ними Царём Михаилом Феодоровичем. Василий Иванович 17) убит при осаде Смоленска, в 1634 году. Одиннадцать Головниных владели населёнными имениями в 1699 году, и пять из них были стольниками Петра Великого: Григорий Павлович 19), Иван Васильевич 49), и ещё трое, в родословной не упомянутые: Пётр Васильевич, Наум Михайлович и Афанасий Никитич. В разрядных книгах встречаются имена многих Головниных, пропущенных в вышеупомянутой родословной, а именно: Влад Васильевич был воеводою в шведском походе 1549 года; Иван Иванович, по прозвищу обляз, был воеводою в походах: казанском 1544 года и шведском 1549 года. Пять Головниных пожалованы были, от Иоанна Грозного, 2 октября 1550 года, поместьями в московском уезде: Меньшик и Беленица Фёдоровичи, Окаятый Иванович, Григорий Васильевич и Товарищ Григорьевич. Михаил Васильевич был воеводою в полоцком походе 1551 года; Никита и Иване Мирославичи убиты в бою на Волге, в казанском походе 1552 года; Никита и Наум Владимировичи убиты при последней осаде Казани, в том же году; Андриан Никифорович, дворянин галичского уезда, убит при осаде Смоленска, в 1634 году, и во время этой же осады умер Фёдор Иванович, дворянин уезда дорогобужского. Никита Головнин был первым дворянином посольства, отправленного, в 1645 году, Царем Алексеем Михайловичем к шведской Королеве Христине с известием о своём восшествии на престол (послами были: Григорий Гаврилович Пушкин и Богдан Минич Дубровский); по возвращении в Россию, Никита Головнин был дьяком в приказах поместном и ямском; Герасим Сергеевич находился, при Царе Алексее Михайловиче, дьяком в приказах: ямском, большого дохода и денежного сбора. – Более всех прославил имя Головниных вице-адмирал Василий Михайлович 73), один из знаменитейших русских мореходцев; во время тяжкого плена своего в Японии он явил геройскую твердость духа, а в последствии, в звании генерал-интенданта флота, оказал отечеству великие услуги своим умом, деятельностию и бескорыстием.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010